Рождение ассоциативной композиции. Урок рисования (композиции).
план-конспект урока (изобразительное искусство, 9 класс) по теме

Одна из задач уроков рисования (композиции) - развитие эстетической отзывчивости учащихся на красоту окружающего мира, воспитание талантливого юного художника, думающего зрителя-собеседника. Перед учителем, формирующим такого одаренного ребенка, возникает вопрос: как построить урок, чтобы научить ребенка размышлять над услышанным, увиденным, научиться передавать переживаемые чувства при прослушивании музыкальных произведений, задавать вопросы и находить ответы в творческой форме, совершать открытия и радоваться процессу созидания? На помощь уителю могут прийти методы проблемно-поискового, творческого поиска ответов на поставленные вопросы. Урок в технологии проблемного обучения поможет организовать общение с миром прекрасного, погрузить ребенка в мир художественно-эстетических ощущений, ассоциаций, сотворчества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ismagilova_g.i._konspekt_uroka.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Исмагилова Гульнара Ирековна –

учитель изобразительного искусства

РХГИ им. К. А. Давлеткильдеева (г. Уфа)

РОЖДЕНИЕ АССОЦИАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ

Урок композиции (рисования)

Цель урока.

Развитие эстетической отзывчивости на красоту окружающего мира, творческой мотивации к художественной деятельности;

Комплексная задача урока:

  1. Предметно-информационная составляющая:

знакомство с понятиями – ассоциативная композиция, абстрактная композиция;

знакомство с программой для рисования «Labuat» на страницах Интернет-ресурсов.

  1. Деятельно-коммуникативная составляющая:

продолжение освоения различных техник и приемов работы с художественными материалами;

развитие абстрактного мышления, умения творчески мыслить, анализировать и решать композиционные задачи по теме;

развитие умения работать с интерактивными моделями в Интернете;

развитие речи при обсуждении, тактичное выражение своего мнения и умение  дослушивать другого;

  1. Личностно-ориентационная составляющая

воспитание аккуратности, усидчивости;

получение удовольствия от работы;

развитие эмоционально – чувственной сферы школьника средствами музыки и изобразительного искусства, воспитание чувств восторга от процессов творческой работы, поиска гармоничной (яркой, сдержанной) палитры.

Уровень образования школьников: Урок предназначен для 9 класса, уровень класса - средний.

Время: 2 академических часа.

Тип урока. Комбинированный урок.

Форма учебной работы: урок-практикум.

Организация работы: коллективная, групповая.

Межпредметные связи на уроке.

музыка:  анализ музыкального произведения, художественных композиции, сила эстетического воздействия.

компьютерная графика: визуализация музыки через рисование.

Основные понятия. Ассоциация. Абстрагирование. Абстрактное изображение. Ассоциативная композиция.

Использование новых информационных технологий. Мультимедийный проектор, музыкальный центр, CD с музыкальными произведениями В. А. Моцарта и других композиторов-классиков, компьютеры с подключенным Интернетом, программа «Labuat» для рисования чернилами на сайте http://herraizsoto.es/labuat/eng/.

План-конспект урока

Этапы урока

Время, мин

Приемы и методы

1. Организационный момент. Мотивация учебной проблемы.

10 мин.

Беседа с учащимися

2. Объяснение нового материала.

Использование материалов электронной презентации к уроку.

15 мин.

Формирование у учащихся конкретных представлений об изучаемых понятиях.

3. Актуализация материалов предыдущего урока. Рефлексия. Использование материалов электронной презентации к уроку.

5 мин.

Ответы учащихся на вопросы.

  1. Релакс-пауза. Обучение

учащихся в игровой форме.

10 мин.

Работа учащихся в программе «Labuat».

5. Анализ музыкального произведения.

10 мин.

Ответы учащихся.

6. Практическая работа.

20 мин.

Практическая работа учащихся.

7. Анализ детских работ.

10 мин.

Ответы учащихся.

Ход урока

Виды  деятельности

Деятельн-ть детей

1.

Организационный момент.  Мотивация учебной проблемы.

Различные слова и понятия вызывают у нас разные впечатления, ощущения, ассоциации. Например, что вы себе представляете когда произносят слово космос?  Не забудьте назвать цветовые признаки. Карнавал?  Север? Счастье?  Что такое ассоциация? 

Ассоциация – это психологическая связь представлений о различных предметах и явлениях, выработанных жизненным опытом.

А можно ли цветом передать свои чувства, которые у вас возникают при прослушивании красивой музыки? 

Какими линями (пятнами) можно передать мягкие теплые оттенки звучания фортепиано, напевные, ласковые звуки скрипки? (ответы детей в материале).

Звуки разной силы можно передать соответствующими линиями: громкие звуки – толстой, жирной линией, тихие звуки – средней линией, едва уловимые звуки – тонкой линией. Линия запечатлевает неуловимое движение души, настроения художника.

Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает тонкой, изысканной, кружевной, колючей и злой, нежной и бархатной.

А богатство художественных материалов помогает быть линии предельно разнообразной. По-вашему, какими линиями,  штрихом, пятном можно передать звук журчащего ручья;  рев водопада? 

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей в материале.

Ответы детей в материале.

2.

Объяснение нового материала.

Все это есть не что иное как абстрагирование.

Абстрагирование – один из способов нашего мышления (от лат. abstractio — "отвлечение") — мысленное отвлечение от ряда качеств воспринимаемого объекта с целью выявления и ясного понимания какого-то одного из них.

В художественной деятельности абстрагирование присутствует постоянно. Например, в декоративном искусстве – это процесс стилизации природных форм. В своём крайнем выражении  в   изобразительном  творчестве оно ведёт к абстракционизму, особому направлению в изобразительном  искусстве  ХХ века.

 Для абстрактных композиций характерно - отказ от изображения реальных объектов, предельное обобщение или полный отказ от формы, беспредметные композиции (из линий, точек, пятен, плоскостей и др.), эксперименты с цветом, это спонтанное выражение внутреннего мира художника.

К этому направлению можно отнести живопись русского художника В. Кандинского. Предельно обобщенной формой абстрактного изображения является «Черный квадрат» Малевича.  Почему? 

Перед вами работы художников-абстракционистов.

Ассоциативная композиция  картина, написанная по ощущению, ассоциациям (могут присутствовать узнаваемые предметы, люди, явления и т.д.).

Давайте уточним: есть ли различие между абстрактной композицией и ассоциативной?

А есть ли общее между абстрактными и ассоциативными изображениями? 

Перед вами ассоциативные композиции башкирских художников.

Да, художники в своих работах стремятся передать свое эмоциональное состояние от увиденного, а композиторы хотят звуками передать свое эмоциональное состояние от услышанного.

Порой возникают соответствующие музыкально-художественные ассоциации: смотришь на картину, а слышишь музыку.

И наоборот, слушая музыку, представляешь картину.

Художник Коровин рисовал в реалистичной манере,                                 его называли «Моцартом в живописи».  Как вы думаете, почему? 

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

3.

  Актуализация материала предыдущего урока. Рефлексия.

Как, по-вашему, законы композиции в абстрактной и ассоциативной композициях  работают  так же как  при построении реалистической композиции?

Как называются повторяющиеся, чередующиеся цветовые элементы на картине? 

Как с помощью линий можно передать динамику, движение, волнение? Покажите схематично возможные варианты построения динамичной  композиции.

Как будут выглядеть варианты построения статичной композиции? (

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

4.

  Релакс-пауза.

Для дальнейшей успешной работы давайте немного поиграем, порисуем чернилами в программе «Labuat» на сайте http://herraizsoto.es/labuat/eng/. Какие графические средства выражения в композиции создатели сайта предлагают для ассоциативной визуализации музыки? (ответы детей).

Работа учащихся в программе «Labuat» .

5.

 Анализ музыкального произведения.

Послушайте  одно музыкальное произведение, по ходу прослушивания музыки можно рисовать свои ощущения, ассоциации. Материалы по выбору.  

Что представили, ощутили вы, слушая эту композицию? Это произведение Моцарта «Скрипка и рояль. Ближе к мечте». По мнению, независимых ученых, его музыка оказывает на людей самое сильное оздоровительное воздействие.

Что вам нарисовала музыка? 

Какое настроение музыки, ее характер? (Композиция спокойная, с оттенком светлой грусти. Вначале произведения музыка печальная, затем звуки начинают повышаться, звучит скрипка, появляется надежда и ощущение полета, любви…)

Какой вы ее видите по цвету, композиционно? 

Дети слушают классическую музыку и рисуют. 

Ответы детей.

6.

 Практическая работа.

Задача: создать ассоциативную живописную, уравновешенную композицию по прослушанному музыкальному произведению (на основе рисунка-эскиза).Техника работы свободная, материалы на выбор, ф. А2.

Практическая работа детей в материале.

7.

Анализ детских работ.

Чьи композиции получились удачными и интересными? Почему?

Получилось ли у авторов ассоциативно передать свои ощущения от услышанного? Молодцы! На следующем уроке обсудим и проанализируем завершенные работы. Всем спасибо. Урок окончен.

Совместный анализ работ в материале.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого занятия по изобразительному искусству."Ассоциативная композиция на тему "Волшебный цветок настроения". Живопись"

Открытое занятие "Ассоциативная композиция на тему "Волшебный цветок настроения". Живопись" было подготовлено для участия в муниципальном этапе конкурса педагогических достижений "Учитель года - 2012"...

План-конспект урока по предмету «Композиция декоративно-прикладного и оформительского искусства», 4 класс. Тема урока: «Замкнутая композиция. Монокомпозиция».

Урок о разных видах композиций в ДПИ. Традиционные виды композиций. Замкнутая композиция и монокомпозиция....

Методика проведения уроков по станковой композиции. Русский рисованный лубок.

    В художественной школе на уроках станковой композиции с обучающимися 2–х классов используется тема «Русский рисованный лубок». Дети с увлечением просматривают лубочные карти...

Урок прикладной композиции "Решение композиционных задач с использованием нетрадиционных техник рисования"

Конспкт урока по композиции в профильном классе ДШИ. Перед учениками ставиться сложная задача по созданию декоративной композиции за короткий промежуток времени, с использованием "нетрадиционных" прие...

Урок рисования в 5 классе "Рисование симметричных форм: насекомые – бабочка, стрекоза, жук»

Урок рисования в 5 классе "Рисование симметричных форм: насекомые – бабочка, стрекоза, жук». Цель: создание условий для изображения симметричных форм насекомых. ознакомление обучающих...