Конспект занятия "Культура Руси. Интерьер русской избы"
план-конспект по изобразительному искусству (изо) по теме

Бурак Надежда Николаевна

Конспект занятия по ИЗО для детей 6-7 лет, занимающихся в комплексе раннего эстетического развития в Центре детского творчества №4 г. Иваново. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_russkaya_izba_dlya_sayta.docx76.98 КБ

Предварительный просмотр:

Схема конспекта занятия

 Педагог:  Надежда Николаевна Бурак

Тема: "Культура Руси. Интерьер русской избы"

Возраст воспитанников:  6-7 лет

Тип занятия:  изучение нового материала.

Цель занятия: познакомить обучаюшихся в Комплексе раннего эстетического развития с интерьером русской избы.

Задачи  занятия -

          Образовательные:

  1. Дать представление о быте русских крестьян XVII-XVIII веков;
  2. С помощью рисунков закрепить полученные знания, вспомнить внешний вид избы, ее строение.

Развивающие :

Развивать воображение, фантазию.

          Воспитательные :

Воспитывать интерес к быту крестьян, традициям нашего народа.

Оборудование и технические средства обучения.

Наглядные пособия:

Презентация по теме, макет русской избы, репродукции художников, предметы русского быта из музея «Уголок модистки».

Музыкальный ряд: песни в исполнении ансамбля «Иван Купала»

Ключевые слова: изба, прялка, печь, красный угол, сундук.

Рабочие материалы для обучающихся: фломастеры, восковые мелки.

Материалы и оборудование, используемые педагогом:

Этапы работы

Содержание этапа

(деятельность педагога)

Деятельность детей

Оценка эксперта (по базовым педагогическим компетенциям и уровню владения учебным материалом)

1.

Организационный момент:

- старт занятия;

- установление взаимодействия между всеми субъектами на занятии;

мотивация учебной деятельности.

Цели для обучающихся:

- настроиться на работу в рамках занятия (организационно и эмоционально)

Цели и задачи для педагога:

- создать благоприятную психологическую атмосферу на занятии;

- включить всех воспитанников в работу

Методы организации работы:

- беседа,

Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная. 

Приветствие, создание эмоционального настроя на работу.

Педагог предлагает детям картинки:

       

Педагог объявляет тему занятия, напоминает о том, что на предыдущем занятии дети изучали экстерьер комплекса «Русская изба».

Дети выбирают из предложенных педагогом картинок соответствующие их настроению.

Выбранные картинки экспонируются на флипчарте.

2.

Актуализация  знаний.

Цель для обучающихся:

- развивать  мыслительную деятельность в ходе просмотра презентации.

Цель для педагога:

- в процессе включения учащихся в активную познавательную деятельность через использование различных использование различных педагогических методов и приемов, необходимых для овладения новым материалом знания воспитанников;

- оценить уровень практической  подготовленности воспитанников, скорректировать их знания, смотивировать на активное восприятие нового материала;

-развитие речи как показателя  интеллектуального и общего развития ученика через представление собственных знаний;

- развитие эмоциональной сферы воспитанников через применение активных форм ведения занятия.

Методы организации работы: просмотр презентации, комментирование, опрос.

Формы организации работы: фронтальная беседа.

 Критерии достижения целей и задач данного этапа занятия: успешные ответы воспитанников, понимание ими связи вопросов и заданий с темой занятия; положительный эмоциональный фон занятия.

Методы мотивирования учебной активности обучающихся: смена видов деятельности, использование различных методов и приемов, создание условий для личностной самореализации воспитанников через возможность высказывать собственное мнение по обсуждаемым вопросам.

Показ презентации предыдущего урока  «Русский дом» настраивает обучающихся на активную познавательную деятельность.

Повторение пройденного материала позволяет смотивировать детей на изучение нового материала.

Вопросы  задаются по предыдущему материалу:

  1. Где располагался крестьянский дом? (в деревне)
  2. Какие постройки входили в комплекс крестьянского жилища? (дом, хозпостройки, колодец, огород)
  3. Из чего строили дома в деревне? (из дерева).

Дети смотрят презентацию, по ходу комментируя увиденное.

Дети смотивированы на изучение нового материала.

3.

Объяснение нового материала.

Цель для обучающихся:

- в процессе показа презентации изучить понятия:  

  1. Печь;
  2. Красный угол, икона;
  3. Стол, стольцы;
  4. Сундук;
  5. Ухват, горшок

И знать, как они выглядят.

Цель для педагога :

 познакомить воспитанников с понятиями: печь, красный угол, икона, стол,  стольцы, сундук, ухват, горшки и чугунки.

Методы организации работы:  использование проблемных вопросов и заданий, рассказ учителя с элементами беседы, метод «неоконченное предложение».

Критерии достижения целей и задач данного этапа занятия:

-могут при показе предметов крестьянского быта идентифицировать их.

Педагог показывает презентацию «Русская изба».

  1. Расположение предметов интерьера согласно сторонам света;
  2. Место печи в доме, ее предназначение, функциональные особенности;
  3. Красный угол;
  4. Виды крестьянской мебели: стол,  стольцы( прообраз табурета), лавки, сундуки;
  5. Виды крестьянской утвари: горшки, ухваты, блюда, вышитые полотенца.


С детских лет мы читали и смотрели русские народные сказки. И часто действие в них разворачивалось внутри деревянной избы. Сейчас стараются возродить традиции прошлого. Ведь не изучив прошлого, мы не сможем оценить настоящее и будущее нашего народа. И сегодня мы продолжаем наш разговор о быте русского народа. В частности, разговор пойдет об интерьере русской избы. Я перечислю несколько предметов, которые находились в избе, а вы попробуете их зрительно представить:

  1. Лавка, которая прикреплялась к стене и на которую стелились половики. 
  2. Скамья, которая подвигалась к лавке, покрывалась и получалась кровать. На кровать клали 3 подушки (по традиции). 
  3.  Столы — приделанные, передвижные. 
  4.  Стольцы — табурет для гостей. Позже их стали называть стульями. 
  5.  Обязательно висела колыбель (большая, широкая на вырост). 
  6.  Умывались из лохани. 
  7.  На поставцах ставили разную посуду: 
  8. Миски — блюдо куда наливали суп, большие блюда на второе.
  9. Различных форм туеса.
  10. Клали ложки, которые были подписаны (помечены). 
  11. Вилки двузубые. 
  12. Ножиками не пользовались, поэтому их клали где-нибудь отдельно.

    Вся посуда хорошо отделывалась и расписывалась местными мастерами. И самая необходимая вещь в быту – это русская печь, которая обогревала и кормила крестьянина. Около печи ставили жбан с водой, ведра, вешали полотенце, которое вышивалось в ручную. Особенно была необходима прялка. За ней коротали зимние вечера, возле нее узнавали все новости, и самое главное, с ее помощью одевался русский человек. Кроме всего этого, обстановка в русской избе была очень простой. Стены оббивались красным тесом (искусство краски не разгадано). Пол и потолок позже оббивались материалом, а потом рогожей (это делали только в богатых домах). По этому поводу существуют загадки: 

    “Два братца глядятся, а вместе не сойдутся.” (Пол и потолок.) 

    “Сто частей, сто постелей” (Бревна избы.) 

Демонстрируются предметы из музея: вышитые полотенца, горшки, чугунки, блюда.

Педагог задает проблемные вопросы: «Зачем?» и «Почему?» при объяснении нового материала.

Дети узнают знакомые предметы и отвечают на проблемные вопросы педагога об их предназначении и использовании в быту.

4.

Практическая часть занятия.

Формы организации работы: индивидуальная, фронтальная

.

Критерии определения уровня внимания и познавательной активности воспитанников, их интереса к изучаемому материалу:

- заинтересованность в работе;

Методы мотивирования учебной активности воспитанников:

смена видов деятельности, использование различных педагогических технологий, создание условий для личностной самореализации воспитанников через возможность высказывать собственное мнение по обсуждаемым вопросам.

Творческое задание

Педагог дает детям задание: «Нарисовать внутренний вид крестьянской избы», используя восковые мелки и фломастеры.

Тематическая физкультминутка направлена на снятие мышечного и эмоционального напряжения .

Дети рисуют.

Воспитанники выполняют вместе с педагогом ФМ.

4.

Закрепление учебного материала.

Цель для обучающихся:

- определить первичный уровень освоения нового материала;

- научиться с первого предъявления принимать задание педагога, активно включаться в его выполнение.

- выполняя творческое задание, расширить собственные знания по данному вопросу, научиться выражать свое мнение по заданной теме.

Цель для педагога:

- в процессе применения ИКТ технологий

проверить первичный уровень усвоения воспитанниками новых знаний;

- используя различные методические приемы способствовать повышению мотивации воспитанников к закреплению нового материала.

Методы организации работы:  

-использование проблемных вопросов и заданий,  слайд-опрос,

- индивидуальная и групповая рефлексии

Формы организации работы: индивидуальная, фронтальная.

Критерии достижения целей и задач данного этапа занятия:

- успешное выполнение слайд-теста

- удовлетворение от проделанной работы и полученных знаний.

Методы мотивирования учебной активности обучающихся:

смена видов деятельности, использование различных педагогических технологий, создание условий для личностной самореализации воспитанников через возможность высказывать собственное мнение по обсуждаемым вопросам.

Слайд-опрос.

Выставка детских работ. Анализ. 

Обучающиеся вывешивают свои работы на специально отведенное место. 

Педагог  предлагает самим воспитанникам проанализировать свои работы, используя наводящие вопросы: 

1. Что вам хотелось показать в своей работе? 

2. С чего начинали свою работу? 

3. Какими средствами художественной выразительности вы пользовались? 

4. Чем представленные работы похожи, чем отличаются? 

6. Ваше впечатление от данной работы? 

Оценка педагогом. Мне понравились ваши работы по композиционному решению, по построению, по колористическому решению, по умению правильно передать быт русских крестьян. Использовали не только знания полученные на этом уроке, но и привносили свою фантазию, воображение

Дети показывают знания по предмету, выполняя творческое задание.

Дети отвечают на вопросы, демонстрируя знания, полученные на занятии.

Воспитанники оценивают свои и работы других детей, подмечая достоинства и недостатки.

5.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель для обучающихся:

- в ходе проведения рефлексии определить

уровень собственных достижений и затруднений по изучаемой теме, выстроить свою индивидуальную траекторию развития по изучаемой теме.

Цель для педагога:

- подвести итоги урока, построив  траекторию дальнейшей работы по освоению новой темы для каждого обучающегося.

Педагог предлагает детям поделиться, чему они научились на занятии, что нового узнали.

Заключительный аккорд занятия: детям предлагают выбрать «картинку настроения»

Предполагается, что дети выбрать должны более «яркие солнышки»,  что показывает удовлетворение от проделанной работы.

Открытое занятие «Интерьер русской избы»Н.Н.Бурак


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Понятие интерьера. Знакомство с русским искусством. Убранство русской избы

Конспект урока  ОО "Технология" для учащихся 5 класса раздел "Русский быт" (на данном занятии учащиеся знакомятся с историей  русской избы, ее убранством; понятиями - интерьер,  д...

Построение интерьера крестьянской избы с точкой схода

Построение интерьера крестьянской избы с точкой схода кажется учащимся достаточно сложным, но благодаря поэтапному объяснению материала получаются очень интересные работы....

Урок по ИЗО на тему "Культура Руси! Интерьер русской избы"

Предназначен для 5 класса: конспект и презентация....

конспект урока "Интерьер русской избы"

Конспект урока "Интерьер русской избы " 7кл изобразительное искусство...

Урало - Сибирская роспись в интерьере крестьянской избы

Урало -Сибирская роспись – один из наиболее ярких примеров народного промысла. Её элементы и сейчас ещё можно увидеть на старинной посуде, предметах быта, кухонной утвари где-нибудь в крестьянск...

Развитие устной и письменной речи учащихся через использование проектной технологии на примере создания проекта "Описание интерьера русской избы".

Развитие речи -длительный процесс,развиваться и обогащаться речь может только в деятельности.Проектная технология - один из способов развития речи учащихся, так как ученик погружается в образовательну...