Радужные пальчики
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

Мозоль Любовь Николаевна

Художественная деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья. В художественном развитии центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию  нового образа (в рисунке, лепке, аппликации), который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью. Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности. 

Интеграция видов художественно-эстетической  деятельности имеет естественный характер. Дети с особыми нуждами  часто самостоятельно интегрируют виды изобразительной деятельности. Особенно ярко это проявляется в деятельности экспериментирования с художественными материалами, инструментами и в процессе освоения способов создания образа и средств художественной выразительности. «Особые» дети с увлечением рассматривают и обследуют натуру, предложенную для рисования или лепки, изучают «на глаз» и тактильно художественные материалы, формы поверхности; осваивают самыми разными приёмами особенности бумаги, красок, пастели, восковых мелков, ткани, природного материала.

Использование художественно-эстетической  деятельности как коррекционно-развивающего фактора вполне доступно для любого педагога.

Художественную деятельность нужно рассматривать как одну из арт-методов работы с детьми. Методика рассматриваемого понятия базируется на убеждении, что внутреннее “Я” человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о качестве своих произведений, рисует, пишет картину, лепит.

Достоинством художественно-эстетической деятельности является “язык” визуальной и пластической экспрессии (выразительности, силы проявления чувств, переживаний). Посредством художественной деятельности реализуется потребность личности в самовыражении. Художественная деятельность является средством невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний. Практически каждый человек (независимо от своего возраста) может участвовать в занятиях художественной деятельностью, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Продукты творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для оценки состояния, проведения соответствующих исследований.  

Художественная деятельность основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундаментальной потребности в само актуализации – раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждения им своего индивидуально неповторимого способа бытия в мире.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raduzhnye_palchiki.docx56 КБ

Предварительный просмотр:

КГБ С(К)ОУ школа-интернат  VIII  вида

Программа

кружка художественно-эстетической  деятельности

«Радужные пальчики»

Разработчик:

 воспитатель I квалификационной категории –

Мозоль Л.Н..

2012


 Пояснительная записка.

Художественная деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья. В художественном развитии центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию  нового образа (в рисунке, лепке, аппликации), который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью. Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности.

Изучение психологического механизма развития способности восприятия художественных образов детьми с ОВЗ привело к выводу о взаимосвязи видимых свойств образа с имеющимся у ребенка эстетическим опытом. Полнота и точность образов восприятия зависят, в связи с этим, от овладения детьми выразительными средствами, которые ребенок присваивает так же, как всю духовную культуру, и уровня владения операциями по соотнесению их со свойствами художественного объекта. Таким образом, развитие способности к восприятию и созданию художественных образов проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности передачи стилизованного образа адекватными выразительными средствами.

Особенности развития «особых» детей обуславливают необходимость подкрепления любого продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением, проигрыванием.  Без этого ребёнку сложно раскрыть задуманный образ, объяснить желаемое действие. Ребёнок  с ограниченными возможностями здоровья учится перевоплощаться, активно общаться и быстро включаться в игру, увлекаясь продуманным образом и действием. Поэтому любой вид продуктивной творческой работы детей целесообразно обогащать и поддерживать другими видами художественной деятельности.

Интеграция видов художественно-эстетической  деятельности имеет естественный характер. Дети с особыми нуждами  часто самостоятельно интегрируют виды изобразительной деятельности. Особенно ярко это проявляется в деятельности экспериментирования с художественными материалами, инструментами и в процессе освоения способов создания образа и средств художественной выразительности. «Особые» дети с увлечением рассматривают и обследуют натуру, предложенную для рисования или лепки, изучают «на глаз» и тактильно художественные материалы, формы поверхности; осваивают самыми разными приёмами особенности бумаги, красок, пастели, восковых мелков, ткани, природного материала.

Использование художественно-эстетической  деятельности как коррекционно-развивающего фактора вполне доступно для любого педагога.

Художественную деятельность нужно рассматривать как одну из арт-методов работы с детьми. Методика рассматриваемого понятия базируется на убеждении, что внутреннее “Я” человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о качестве своих произведений, рисует, пишет картину, лепит.

Достоинством художественно-эстетической деятельности является “язык” визуальной и пластической экспрессии (выразительности, силы проявления чувств, переживаний). Посредством художественной деятельности реализуется потребность личности в самовыражении. Художественная деятельность является средством невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний. Практически каждый человек (независимо от своего возраста) может участвовать в занятиях художественной деятельностью, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Продукты творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для оценки состояния, проведения соответствующих исследований.

Художественно - эстетический вид деятельности является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов. Такая деятельность предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека. Она в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.

Художественная деятельность основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундаментальной потребности в само актуализации – раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждения им своего индивидуально неповторимого способа бытия в мире.

В  понятие художественная деятельность как арт-метод входят разнообразные занятия художественно-прикладного характера: рисование, лепка, выжигание, поделки из ткани, меха, природного материала. При этом специальная подготовка, талант исполнителей и художественные достоинства работ не значимы. Важны и сам процесс творчества, и особенности внутреннего мира человека.

Художественная деятельность имеет широкие, большие возможности в работе с детьми, у которых присутствуют различные эмоциональные проблемы, трудности в общении, негативные поведенческие реакции.

В образовании предпочтение отдается групповым формам, так как позволяет работать с более широким кругом клиентов и позволяет развивать ценные социальные навыки; связана с оказанием взаимной поддержки членам группы и позволяет решать общие проблемы; дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих; позволяет осваивать новые роли, а также наблюдать, как модификация ролевого поведения влияет на взаимоотношения с окружающими; повышает самооценку и ведет к укреплению личной идентичности; развивает навыки принятия решений.

Задачи художественно-эстетической  деятельности:

Воспитательные

Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.

Коррекционные

Достаточно успешно корректируется образ “Я”, который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми.

Психотерапевтические

Художественная деятельность, как арт-метод имеет  “лечебный” эффект, который достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.

Диагностические

Художественная деятельность позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции.

В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации. Художественная деятельность выявляет и внутренние, глубинные проблемы личности. Обладая многосторонними диагностическими возможностями, она может быть отнесена к проективным тестам.

Развивающие

Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией.  Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.

Задачи программы:

- поддерживать интерес детей к народному и декоративному искусству;

- знакомить с произведениями разных видов изобразительного искусства (живопись, книжная графика и т. д.);

- поощрять интерес детей к изобразительной деятельности;

- расширять тематику детских работ в согласовании с содержанием направления «Эстетическое воспитание, творческое развитие»;

- поддерживать желание изображать знакомые бытовые и природные объекты, а так же явления природы и яркие события общественной жизни;

- учить самостоятельно находить простые сюжеты в окружающей жизни, художественной литературе;

- помогать выбирать сюжет коллективной работы;

- обращать внимание детей на образную выразительность разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении;

- учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор;

- показывать, из каких деталей складываются многофигурные композиции, как по-разному выглядит с разных сторон один и тот же объект;

 - поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли;

- поддерживать личностное творческое начало;

- учить передавать характерные особенности изображаемых объектов;

- знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги;

В рисовании:

- помогать воспринимать и более точно передавать форму объектов через обрисовывающий жест;

- учить координировать движения рисующей руки;

- варьировать формы, создавать многофигурные композиции при помощи цветных линий, мазков, пятен, геометрических форм;

В лепке:

- заинтересовать детей лепкой объемных фигурок и простых композиций из солёного теста, снега;

- показать взаимосвязь характера движений рук с получаемой формой;

- обучить приемам зрительного и тактильного обследования формы;

- показать способы соединения частей;

- поощрять стремление к более точному изображению;

- учить расписывать вылепленные из теста игрушки, фигуры, картины;

В аппликации:

- поощрять составление композиций из готовых и самостоятельно выполненных или иным способом подготовленных форм в предметной, сюжетной или декоративной аппликации;

- закрепить навык пользования ножницами;

- составлять аппликации из природного материала, кусочков ткани, иного бросового материала;

- развивать у детей способность передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках;

- сочетать различные техники изобразительной деятельности и конструирования на одном и том же занятии, когда одни детали вырезают и наклеивают, другие лепят, третьи прорисовывают, четвертые конструируют из бумаги;

- поддерживать интерес к содержанию новых слов;

- проводить коллективные работы, учить согласовывать свои действия с действиями других детей;

- проявлять уважение к художественным интересам и работам ребенка, бережно относиться к результатам его творческой деятельности;

- создавать условия для самостоятельного художественного творчества;

- в дидактических играх с художественным содержанием учить различать цветовые контрасты;

- предлагать размещать цвета в степени интенсивности, по порядку размещения цветов в радуге, на цветовой модели, соблюдая переходы от одного цвета к другому.

Предполагаемый результат:

  1. умение более глубокого понимания себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний);
  2. формирование открытого, доверительного, доброжелательного отношения с педагогом;
  3. формирование  межличностных отношений;
  4. умение согласовывать свои действия с действиями других детей;
  5. улучшение самооценки, исчезновение неадекватных форм поведения, налаживание способов взаимодействия с другими людьми.
  6. приобретение опыта новых форм деятельности, развитие способности к творчеству, саморегуляции чувств.

Программа предназначена для юношей среднего звена С(К)ШИ VIII вида и рассчитана на один год работы.

Количество  занятий – 34.

Занятия проводятся два раза в неделю:

суббота – 16 30 - 1800;

воскресенье - 1100 - 1230.

Продолжительность занятия – 1час 30 минут.

Тематический план

Сентябрь

Дата

Материал

Тема

01

Картон, пластик, ткань, атласс, сухоцветы

Декоративное панно «Колокольный звон»

02

«Подставка для утюга» (коллективная композиция)

08

Поздравительная открытка  «Солнышко моё»

09

Подарок воспитателю «Книжка - игрушка «Репка»»

15

Подарок воспитателю «Книжка - игрушка «Репка»» - окончание работы

16

Конструирование «Самолетик из пластиковой бутылочки»

22

Конструирование «Пингвинчики из пластиковых бутылок»

23

Открытка "Розы на снегу" – дизайнерская бумага

29

Открытка "Розы на снегу" – декоративная лента из мешковины разреженного переплетения

30

Открытка "Розы на снегу" – подарок учителю

Октябрь

Дата

Материал

Тема

06

Мешковина, шпагат, тесьма, нитки, пряжа

Открытка «Ромашка»

07

Игрушки из дисков – «Смешарики»- конструирование

13

Игрушки из дисков – «Смешарики» - раскрашивание

14

Корзинка для рукоделия

20

Ваза из бумажного шпагата

21

«Сплюшка» – работа с тканью, капрон

27

«Сплюшка» – работа с тканью, капрон

28

Брелок для ключей из пряжи

Ноябрь

Дата

Материал

Тема

03

Перчатки, варежки, носки, чулки, колготки

Попугай Кеша

04

Осьминожка

10

Зайчишка

11

Игрушка из помпонов «Пчелка»

17

Декоративное панно «Ирис»

18

Панно из вязаных косичек (крючок)

24

Игрушки из картонных ячеек для куриных яйц-лепка

25

Игрушки из картонных ячеек для куриных яйц - раскрашивание


Декабрь

Дата

Материал

Тема

01

Жесть, проволока, фольга, пластик

Изготовление из пластиковых бутылок «Такса» - игрушка на районную елку - макет

02

Изготовление из пластиковых бутылок «Такса» - игрушка на районную елку - конструктор

08

Изготовление из пластиковых бутылок «Такса» - игрушка на районную елку - раскрашивание

09

Новогодняя елочка - эмбоссинг

15

Украшения для елочки

16

Елочка из молочных ПЭТ бутылок

22

Смешные поделки для детей из одноразовых тарелок

23

Смешные поделки для детей из одноразовых тарелок

Январь

Дата

Материал

Тема

05

Диски

Игрушки из дисков – «Пчелка»

06

Игрушки из дисков – «Санта-Клаус»

12

Игрушки из дисков – «Чудо-снеговик»

13

Игрушки из дисков – «Хрюша-веселуша»

19

Игрушки из дисков – «Мандала»

20

Зимние поделки для школьников

26

Игрушки из дисков – «Двое из ларца»

27

Игрушки из дисков – «Карета Санты»

Февраль

Дата

Материал

Тема

02

Тесто, картон, открытки, салфетки, акриловые краски и лаки

Дом там, где твоё сердце - скрапбукинг 

03

Дом там, где твоё сердце - скрапбукинг - окончание

09

Соленые валентинки от Ларисы Ивановой

10

Соленые валентинки от Ларисы Ивановой

16

Открытка Защитнику Отечества

17

Открытка Защитнику Отечества

24

Аппликация с элементами рисования «Весёлый автомобиль»

Март

Дата

Материал

Тема

02

Растения, картон, бумага, картонные бобины, клейстер

Декупаж: Бутылка "Весеннее утро"

03

Декупаж: Бутылка "Весеннее утро"

09

Мастер-классы по флористике – Весенний подарок

10

Мастер-классы по флористике – Весенний подарок

16

Бабочка, летящая на цветок

17

Тестопластика «Магнитики «Клубничка»»

23

Тестопластика «Магнитики «Клубничка»»-раскрашивание

24

Шкатулки - папье-маше - макет

30

Шкатулки - папье-маше - крышка

31

Шкатулки - папье-маше - раскрашивание

Апрель

Дата

Материал

Тема

06

Тесто, картон, бумага, ткань, клейстер, акриловые краски

Увлекательный космос (панорама) – тестопластика

07

Увлекательный космос (панорама) – тестопластика

13

Аппликация из цветной и фактурной бумаги «Ракеты и кометы»

14

Волшебная звезда из фантиков к Дню Победы

20

Картины из ткани своими руками  

21

Картины и панно в технике "мокрая ткань"

27

Картины и панно в технике "мокрая ткань"

28

Картины и панно в технике "мокрая ткань"

Май

Дата

Материал

Тема

04

Тесто, картон, бумага, ткань, клейстер, акриловые краски

Салфетница из пластиковых бутылок

05

Аппликация сюжетная с элементами рисования «У солнышка в гостях»

11

Панно из крупы – ромашки

12

Панно из крупы – ромашки - раскрашивание

18

Игрушки - помпоны

19

Игрушки - помпоны

25

Свинка в корзинке - свинка

26

Свинка в корзинке - корзинка

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:

  1. Буко М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989.
  2. Богатеева З.А. Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1982. – 175 с. ил.
  3. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. М., 2001.
  4. Копытин А.И. Основы художественно-эстетической деятельности. СПб., 1999.
  5. Лебедева Л.Д. Педагогические аспекты арт-терапии// Дидактика 2000. № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие на станцию радужная

Данная презентация в стихотворной форме знакомит ребят с названием цветов....

авторская образовательная программа по изобразительному искусству"Радужный мир"

Программа рассчитана для детей возраста от 6- 13 лет ,в учебном плане имеются разделы прикладного творчества, при изучении всей программы дети познакомятся с разными  жанрами искусства и прикладн...

Программа клуба «Радужный кот» (Основы дизайна)

Программа расчитана на детей с 5 по 9 класс.  Клуб, работающий по этой программе имеет направление художественно – эстетического цикла. Ориентирован на оформление интерьеров к школьным праздникам...

Презентация "Радужные паруса"

Сценарий открытого урока "Радужные паруса" представляет собой введение детей в хоровое искусство. Предназначена для детей 7 лет....

Конспект открытого урока "Радужные паруса"

Презентация "Радужные паруса" предназначена для проведения открытого урока - введение в программу "Обучение хоровому пению". Цель урока: введение ребенка в мир классической хоровой музыки. Задачи урок...

Елизавета Вторая - "радужная" королева

Презентация создана для одноименного реферата ученицы 4 класса. Она содержит материал иллюстрирующий эволюцию стиля королевы Елизаветы второй с течением времени и изменением моды. Большая часть матери...

Радужный цветок.

Игра-конкурс подготовлена и проведена на занятии учебного объединения "Цветоводство". Цель: формирование интереса к изучению флоры родного края....