Возможности использования мультимедийных презентаций для развития творческой индивидуальности учащихся
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

 

  Практически все мероприятия, уроки не исключение, в настоящее время проводятся с использованием программы PowerPoint. Количество презентаций с каждым годом растёт, их используют на уроках учителя, создают учащиеся,  вот только качество подчас оставляет желать лучшего. Что делать?

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Возможности использования мультимедийных презентаций для развития творческой индивидуальности учащихся

   Ни для кого не секрет, что мы находимся в состоянии перманентного реформирования, модернизации, оптимизации в образовании, которое продолжается вот уже не один десяток лет. Мы вынуждены изменяться сами, использовать непривычные методы и методики, а также сейчас очень большое внимание уделяется социализации ребенка, умению применять полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни для достижения определенных целей. Задача учителя- привлечь внимание ученика, увлечь, помочь развить его способности, помочь самовыразиться.  

  Практически все мероприятия, уроки не исключение, в настоящее время проводятся с использованием программы PowerPoint. Количество презентаций с каждым годом растёт, их используют на уроках учителя, создают учащиеся,  вот только качество подчас оставляет желать лучшего.

 В создании презентаций можно отметить несколько несомненных положительных моментов. Написание учителем презентации к уроку всегда большая, кропотливая и полезная работа. Полезная, так как приводит в порядок мысли, классифицирует материал, позволяет вскрыть «узкие» места. Презентация — квинтэссенция всего перечисленного, поскольку весь отобранный и подготовленный автором материал наглядно отображается на экране в концентрированном, сжатом виде, и все огрехи здесь становятся достаточно рельефны. Поэтому один из главных положительных моментов— это максимальная дисциплинизация педагога. И, как результат, учитель, работающий с мультимедийными презентационными технологиями, постоянно повышает свое методическое мастерство. Более того, презентация дает возможность в рамках учебных задач развивать творческие способности учеников.

Использование электронных презентаций позволяет значительно повысить информативность и эффективность урока при объяснении учебного материала, что в свою очередь способствует формированию положительной мотивации учащихся. Очевидно, что производительность обучения значительно повышается, так как одновременно задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия (принцип модальности). Действительно, результаты исследований показывают, что эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, зрительного — 25%, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65%. Более того, наличие конспектов в виде тематических электронных презентаций предоставляет возможность организации самостоятельной работы учащихся с подобного рода ресурсами.

Не надо забывать, что презентации- это только одно из средств организации учебной деятельности, поэтому к ней применимы как традиционные принципы, методические, так и специфические. 

                         

Методика проведения уроков с применением электронных презентаций может быть различной. Презентация может быть использована при изучении нового материала и  его закреплении. В рамках комбинированного урока она может помочь актуализировать знания учащихся при повторении и обобщении изученного материала. На слайды презентации могут быть вынесены «опорные конспекты» к урокам.

Создание мультимедийных презентаций –это одна из форм творческой деятельности, которая очень популярна среди учащихся, т.к. это в духе времени, интересно ( даже увлекательно), много возможностей для реализации идей, большой выбор средств, возможность показать свою работу одноклассникам. Вот тут как раз и подстерегает опасность впасть в крайность и в одной презентации показать все на что способен, перегрузить ее анимацией, цветом, объектами и т.д.  

         Большое количество презентаций можно обнаружить и в Сети. Иногда среди этого количества можно найти что-то очень интересное. А иногда увиденное вызывает неприятное впечатление: как мог человек такое создать, да ещё и в Интернет поместить? 

Хотели как лучше, а получился скучный трудно воспринимаемый продукт, который не только не подвигнет ребенка к творчеству, но и отобьет всякую охоту заниматься каким-нибудь делом.

       Презентация – это не просто набор слайдов, это своего рода искусство, неограниченное поле для творчества. Искусство, являющееся фоном для чего-то более важного, чем она сама.  Представьте себе, насколько неудачно можно подобрать изображения, чрезмерно загрузить презентацию анимацией, переборщить с цветом и шрифтами. Можно вставить такую музыку, которая не привлечёт, а отвлечёт внимание. Я предлагаю некоторые рекомендации, которые, я надеюсь, помогут не только вам, но и учащимся создавать качественный мультимедийный продукт.

       Создавая презентацию, всегда думайте о тех, для кого она создается.
1. Каждый слайд должен иметь простую, понятную структуру и содержать текстовые или графические элементы, несущие в себе зрительный образ как основную идею слайда. Идеальным вариантом является такое сочетание текста и презентации, когда слушатель, упустив какую-то зрительную информацию, мог бы восполнить ее из того, что говорит лектор, и наоборот увидеть на слайдах то, что он прослушал. Выступающий не должен «соревноваться» со своим иллюстративным материалом (выделяет аудитории достаточно времени на восприятие информации на слайдах).
Чем проще, тем лучше.
2. Цепочка образов должна полностью соответствовать логике. Это относится как к плану устного выступления, так и к визуальным элементам. Каждый новый слайд должен логически вытекать из предыдущего и одновременно подготавливать появление следующего. Лучший способ проверить, правильно ли построена презентация, — быстро прочитать только заголовки. Если после этого станет ясно, о чем презентация — значит, структура выстроена верно.

5.   Проще считывать информацию расположенную горизонтально, а не вертикально.

   Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

   Желательно форматировать текст по ширине.

   Уровень запоминания информации зависит от её расположения на экране.

3. Используйте короткие слова и предложения. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных. Чем младше дети, тем меньше информации на слайде должно быть. Избегайте дословного "перепечатывания" текста лекции на слайды.
4.
 В обязательном порядке должны соблюдаться принятые правила орфографии, пунктуации, сокращений и правила оформления текста (отсутствие точки в заголовках и т.д.) В презентациях для начальной школы точка в заголовках ставится.

33%

28%

16%

23%

   Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. ( запоминается начало или конец фразы)

   Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

6. Текст должен быть хорошо виден. Один слайд в среднем должен содержать 5-7 (13) строк.

Самый «мелкий» для презентации - шрифт 22 пт.

Отказаться от курсива. Не рекомендуется смешивать разные типы шрифтов. Нельзя злоупотреблять прописными буквами, т.к. они читаются хуже. Использовать шрифты без засечек (их легче читать), рекомендуемые виды шрифтов:  Arial, Verdana, Time New Roman, Tahoma

7. На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста.

Для фона и текста используйте контрастные цвета. Желателен светлый фон. Стимулирующие (теплые) цвета способствуют возбуждению и действуют как раздражители, имеют эффект приближения: красный, оранжевый, желтый- их лучше использовать при написании текста; Для фона выбирайте более холодные (дезинтегрирующие) цвета, они имеют успокаивающий эффект, создают ощущение удаления : фиолетовый, синий, голубой, сине-зеленый; зеленый.    Пёстрый фон не применять.

      Основная цель — читаемость, а не субъективная красота. Наиболее хорошо воспринимаемые сочетания цветов шрифта и фона: белый на темно-синем, лимонно-желтый на пурпурном, черный на белом, желтый на синем; белое пространство признается одним из сильнейших средств выразительности, малогарнитурный набор — признаком стиля, но  не у всех это получается , поэтому  будьте крайне осторожны.

8. Не стоит вставлять в презентации большие таблицы: они трудны для восприятия — лучше заменять их графиками, построенными на основе этих таблиц. Если все же таблицу показать необходимо, то лучше оставить как можно меньше строк и столбцов, привести только самые необходимые данные. Это также позволит сохранить необходимый размер шрифта, чтобы учебная таблица не превратилась в таблицу медицинскую для проверки зрения. С точки зрения восприятия графических объектов, на одном слайде рекомендуется размещать одну диаграмму, а если она круговая, то не более 3-х. Таблицы и диаграммы лучше размещать на светлом или белом фоне. Текст в таблице должен хорошо читаться. Во избежание мелкого шрифта таблицу можно разместить на нескольких слайдах (с сохранением заголовков). Если вы используете схемы, то на одном слайде рекомендуется размещать не более одной схемы. Она располагается в центре слайда, заполняя всю его площадь.

9. При создании презентации педагогу важно помнить, что увиденное сначала предстает перед нами как образ – мы реагируем на поведение объекта (движение, изменение формы и цвета), выделяем размер, цвет, форму, а затем обращаем внимание на содержание. Для лучшего восприятия должно быть дозированное количество фотографий и рисунков (3-5), рисунки должны быть подписаны; подпись располагается снизу, хорошего качества, иначе стоит вообще отказаться от данной иллюстрации.

10. В презентации не стоит использовать музыкальное сопровождение, если конечно оно не несет смысловую нагрузку, так как музыка будет сильно отвлекать и рассеивать внимание — трудно одновременно слушать лектора и музыку.

11. Одна из самых привлекательных особенностей презентации – конечно,  интерактивность, что обеспечивается различными анимационными эффектами.   Анимация не должна быть навязчивой. Желательно не использовать побуквенную анимацию текста, а также сопровождение появления текста звуковыми эффектами. Не рекомендуется применять эффекты анимации к заголовкам, особенно такие, как «Вращение», «Спираль» и т.п.

    В информационных слайдах анимация объектов допускается только в случае, если это необходимо для отражения изменений и если очередность появления анимированных объектов соответствует структуре урока. С помощью анимации создается модель какого-либо процесса, явления, наглядного решения задачи, последовательности выполнения каких-либо действий, ответов на вопросы и т.д. Планируя и оценивая презентацию, помните: анимации и эффекты – только к месту.

12. Структура презентации может варьироваться, хотя основные пункты присутствуют.

  1. Титульный лист (Название презентации, предмет, класс.  Автор: ФИО, должность, место работы, год ( для размещения на сайте));
  2. Содержание с кнопками навигации.
  3. Основные пункты презентации.
  4. Словарь терминов

5.  Список источников (Список литературы/гиперссылки на Интернет-ресурсы)
    Сначала указывается фамилия (в алфавитном порядке) и инициалы.
    Пишется название источника (без кавычек).
    Ставится тире и указывается место издания.
    Через двоеточие указывается издательство (без кавычек).
    После запятой пишется год издания.

6. Завершающий слайд (Спасибо за внимание; Вопросы; Подпись; Контакты)

И завершающая рекомендация: ничто так не стимулирует человека для создания интересных работ, для творчества, как разумные ограничения, иначе можно растеряться от обилия выбора и создать абсолютно                     « невкусный» продукт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт использования технологии мастерских для развития творческого потенциала учащихся.

Развитие творческого потенциала является актуальной в современной педагогике. На уроках литературы приходится искать такие технологии, которые бы способствовали включению учащихся в творческую деятель...

Использование мультимедийных презентаций как средство активизации деятельности учащихся на уроках математики

Презентация выступления на окружной научно-практической конференции  ЮВАО г. Москвы "Использование мультимедийных презентаций на уроках математики"  28 января 2013 г в ГБОУ СОШ № 1987....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

Применение ИКТ  - это большой шаг вперед в решении задач, стоящих перед современной школой. Поэтому изучение и использование компьютерной технологии в учебном процессе – важнейший компонент подго...

Представление педагогического опыта по теме «Развитие творческой индивидуальности учащихся средствами проектной технологии»

Представленный опыт былуспешно защищён на школьном этапе Всероссийского конкурса "Учитель года России-2013"...