Рабочая программа по ИЗО 5 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2009,. Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2010года. (Приказ МО РФ.); Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе -35 часов, из расчета 1 учебный час.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 157 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2009,. Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2010года. (Приказ МО РФ.); Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе -35 часов, из расчета 1 учебный час.
Рабочая программа составлена с учётом регионального компонента, где учитывается аспекты этнокультурного образования, которые нашли отражение в таких нормативно-правовых документах как: Концепция художественного образования в РФ (приказ МО РФ от 28.12.2001 г., № 1403 ), методической темы школы «???» Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Стандарт ориентирован на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.
Программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» для 5 класса - первый год обучения основной школы, она строится как продолжение и развитие части этой программы для начальной школы, является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков. Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в разных видах художественно-творческой деятельности: декоративно-прикладной, художественно-конструктивной и проектной.
В содержании уроков входит составление декоративной композиции традиционных мотивов гжельской, хохломской, гордецкой, жостовской, росписи, в создании игрушек в традиции одного из промыслов: филимоновской, каргопольской, дымковской, старооскольской, составлении эскизов украшений по мотивам Древнего Египта, разработки эскизов коллективных панно и витражей. Сочетание индивидуальной и коллективных форм работ и выполнение художественно-творческих проектов, позволяет развивать творческое воображение и художественно-образное мышление учащихся и повысить мотивацию обучения.
Этнорегиональный подход реализуется с изменением в рабочей программе тем отдельных уроков. Конкретное решение программы реализуется с изучением художественных традиций и промыслов Ямала. Изменения в рабочей программе с учётом регионального компонента составляет - 20% от учебной программы.
Задачи художественного развития учащихся
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
5 КЛАСС
Учащиеся должны знать:
- истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);
- семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
- несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, Борисовская керамика).
Учащиеся должны уметь:
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 в.);
- различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);
- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.
В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
- передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
- владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
- владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись и т.п.).
Владеть компетенциями:
коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПАНЕНТ
четверть | № урока, | Наименование темы | Кол-во часов |
I | 4 | Образы и мотивы в орнаментах вышивки Ямала. | 1 |
8-9 | Народный праздничный костюм Народов Ямала | 2 | |
II | 10 | Древние образы в игрушке народов Севера. | 1 |
III | 25 | О чём рассказывают гербы ЯНАО. | 1 |
IV | 34 | Народные художники нашего края | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5 класс
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека-35часов
Цель: Изучение народного творчества и традиций преемственности духовной культуры России. Развитие творческих способностей и совершенствование навыков постижения средств декоративно - прикладного искусства, обогащение опыта восприятия и оценки произведений декоративно-прикладного искусства, формирование ценностно-смысловой компетенции.
Тема I четверти:
«Древние корни народного искусства» ( 9 ч)
Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с костюмом северных народов и народно-праздничными обрядами.
- Древние образы в народном искусстве.
- Декор русской избы.
- Внутренний мир русской избы.
- Конструкция, декор предметов народного быта и труда.
- Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.
- Народный праздничный костюм народов Севера.
- Народные праздничные обряды коренных жителей Ямала.
Тема II четверти:
«Связь времен в народном искусстве» (7 ч)
Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях старооскольского промысла. При изучении Борисовской керамики обратить внимание на разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики; на органическое единство формы и декора; на орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи; на главные отличительные элементы.
- Древние образы в современных народных игрушках.
- Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.
- Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.
- Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.
- Искусство керамики. Истоки и современное развитие промысла.
- Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Тема III четверти:
«Декор – человек, общество, время» (11 ч)
Проявлять эмоциональный отклик, интерес к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен; видеть в его произведениях социальную окрашенность. Акцентировать внимание на социальной функции этого искусства, обостряя представления о его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. Знакомясь с образом художественной культуры древних египтян Древней Греции, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.
Ознакомление с гербами и эмблемами ЯНАО, о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в современном обществе.
- Введение в проблематику: «Зачем людям украшения».
- Декор и положение человека в обществе.
- Одежда говорит о человеке.
- Костюмы древних цивилизаций.
- Коллективная работа «Бал в интерьере дворца».
- О чем рассказывают гербы и эмблемы.
- О чём рассказывают гербы ЯНАО.
- Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Тема I V четверти:
«Декоративное искусство в современном мире» (8 ч)
Знакомясь на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., всматриваясь в образный строй произведений, учащиеся воспринимают их с точки зрения единства формы (способ существования содержания, его конкретное воплощение и выражение) и содержания («функция» и «идея», здесь функция может быть не только утилитарно-практической, но и эстетической), выявляют средства, используемые художником в процессе воплощения замысла (умение превратить мысленный образ в плоть, в «тело» предмета).
- Современное выставочное искусство.
- Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале (выполнение вазы, игрушки, витража, мозаики.
- Народные художники нашего края.
Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному искусству.
Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.
1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.
2.Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.
3.Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.
4.Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.
Учебный методический комплекс.
Федеральный перечень учебников по предмету «Изобразительное искусство», рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2009-2010 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.12.2009 г. № 822 )
- Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2004
- Горяева Н.А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 5 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2004
- Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2004
Дополнительные пособия для учителя:
1. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994.
2. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004.
3. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.
4. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;
5. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. – М.: Профиздат, 1961.
6. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. – М.: Детская литература, 1988.
7.О.В.Павлова.,Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;
8.О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.; . Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984.
9. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.
10. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988.
11. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.
12. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2003.
13. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–8 классы. – М.: Просвещение, 2003.
14. Половников, А. О. Русь деревянная. – М.: Просвещение, 1998.
15. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 1998.
16. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. – М.: Просвещение, 1995.
17. Семенова, М. Древняя Русь в лицах. – М.: Просвещение, 1998.
18. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1998.
19. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998.
20. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998.
21. Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998.
Дополнительные пособия для учащихся:
Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» – М.: Просвещение, 2008,
Календарно-тематическое планирование в 5 классе
Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира.
№ | Наименование раздела программы | Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности) | Количество часов | Тип урока(форма и вид деятельности обучающихся. Форма занятий) | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Вид контроля. Измерители. | Примечание | Д\З | Дата проведения | ||
дата | класс | |||||||||||
1-я четверть «Древние корни народного искусства» 9 часов | ||||||||||||
1. | Древние корни народного искусства (9 часов) | Древние образы в народном искус стве | 1 | Урок - сообщения новых знаний. Рисунок на тему древних образов в узорах вышивки, росписи и резьбе по дереву. Материалы: уголь, сан гина, тонирован ная бумага | Традиционные об разы народного прикладного искус ства как выражение мифопоэтических представлений че ловека о мире, как память народа. Де коративное изобра жение как обозна чение жизненно важных для челове ка смыслов, их ус ловно-символичес кий характер | Понимать условно-символический ха рактер народного декоративного ис кусства | Ответить на во прос: «Как отра зились в древних образах народно го искусства | Подобрать иллюст рации с изображе нием древних обра зов в произведениях народного ДПИ | ||||
2. | Древние корни народного искусства | Орнамент как ос нова декоратив ного украшения | 1 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков. Работа над укра шением элемен тов избы (фрон тон, наличники, причелина, лобо вая доска) соляр ными знаками, растительными и зооморфными мо тивами, геомет рическими эле ментами, вы страивание их в орнаментальную композицию. Ма териалы: уголь, сангина, тониро ванная бумага | Орнамент как ос нова декоративного украшения. | Выра зительные средст ва и виды орнамен та (геометриче ский, раститель ный, смешанный). Типы орнаменталь ных композиций: линейная, сетча тая, рамочная, ге ральдическая | Обратить внимание на декор домов ча стного сектора | |||||
3. | Древние корни народного искусства | Конструкция, де кор предметов на родного быта и труда | 1 | Урок формирова ния новых знаний, умений, навыков Выполнение эски за выразительной формы предмета крестьянского бы та и украшение его орнаменталь ной композицией (прялка, посуда). Материалы: гу ашь, кисти, нож ницы, бумага | Органическое един ство пользы и кра соты, конструкции и декора предметов народного быта, вы явление символиче ского значения де коративных элемен тов | Уметь выстраивать декоративную ком позицию, используя выразительные средства приклад ного искусства: пло скостность, обоб щенность и лако ничность изображе ния, неотрывность связи ритмического повтора элементов декора с формой предмета, цветовые ритмы | Ответить на во прос: «Что род нит различные произведения крестьянских мастеров?». Про смотр, анализ и оценивание работ | Составить кросс ворд по пройден ному материалу (5-7 слон) | ||||
4. | Древние корни народного искусства | Образы и мотивы в орнаментах рус ской народной вышивки Образы и мотивы в орнаментах народной вышивки ЯНАО. | 1 | Комбинированный Эскиз узора вы шивки на поло тенце в традициях народных масте ров (фломастеры, акварель, бумага в клеточку) | Крестьянская вы шивка -- сокровищ ница древних обра зов и мотивов. Ус ловность языка ор намента, его симво лическое значение. | Уметь использовать в практической ра боте графические материалы и образ ную символику (цвета и изображе ния) народного ис кусства, условность языка орнамента | Обмен кроссвор дами, решение и взаимопроверка (оценивание). Анализ результа тов собственного художественного творчества | Региональный компонент | Подбор иллюстра тивного материала о русском народном костюме (опере жающее задание) | |||
5. | Древние корни народного искусства | Народный празд ничный костюм | 1 | Комбинированный Выполнение эски зов народного праздничного костюма с ис пользованием различных техник и материалов | Народный празд ничный костюм -целостный художе ственный образ | Уметь работать с выбранным мате риалом, используя выразительные воз можности языка ДПИ: символика цвета и орнамен тальных мотивов, целостность худо жественного образа | Просмотр и ана лиз работ | Подобрать иллюст рации с изображе нием интерьера русской избы с ее декоративным уб ранством (поиско вая работа в под группах) | ||||
6-7 | Древние корни народного искусства | Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы | 2 | Комбинированный Коллективная ра- бота «В русской избе». Материал: гуашь, акварель, пастель, сангина, тонированная бумага (серая, светлокоричневая). | Единство пользы и красоты в предме тах быта и труда крестьян | Понимать взаимо- связь пользы и кра соты в предметах быта и труда кре стьян, значение ор намента как носите ля эстетического и символического значения. Уметь применять различ ные материалы в художественно-творческой работе | Самоанализ эта пов работы, эстетическая оценка результата кол лективной композиции | Подобрать иллюст рации к русским народным сказкам с изображением на родных гуляний (хороводы, ярмарки и др.) | ||||
8-9 | Древние корни народного искусства | Народные праздничные обряды, праздники Ямала | 2 | Повторительно-обобщающий урок Изготовление куклы Масленицы. Материалы сухая трава, со лома или мочало нитки, палочка, ткань | Роль декоративно- прикладного искус- ства в укладе жизни русского народа. Зрительный ряд: Б. М. Кустодиев, «Масленица»; В. Суриков, «Взятие снежного городка» | Иметь представле- ние о роли декора тивно-прикладного искусства в укладе жизни русского на рода | Просмотр и анализ работ | Региональный компонент | ||||
2-я четверть «Связь времен в народном искусстве» 7-часов | ||||||||||||
10-11 | Связь времен в народном искусстве 7ч | Древние образы в современных на родных игрушках Единство формы и декора в старооскольских народных игрушках | 2 | Комбинированный Выполнение иг рушки (импрови зация формы) и украшение ее в традициях одного из промыслов. Материалы: гли на, стеки, краска для грунтовки, гуашь, кисти, бумага. | Живучесть древних | Уметь использовать выразительные средства художест венных материалов в творческой дея тельности. Уметь ритмически выстраивать деко ративные элементы росписи по форме предмета | Ответить на во прос: «Что отли чает глиняные игрушки, принад лежащие к раз ным художест венным промыс лам, и что между ними общего?». Просмотр, анализ и оценивание ра бот | Региональный компонент | Подбор открыток, книжных иллюст раций с изображе нием народной иг рушки | |||
11-12 | Связь времен в народном искусстве | Искусство Гжели. Истоки и совре менное развитие промысла | 2 | Комбинирован ный Вырезание из бу маги разверток посуды (чашка, чайник, тарелка), склеивание и ук рашение их рос писью с исполь зованием тради ционных приемов письма. Материа лы: бумага, нож ницы, клей, аква рель, кисти | История развития промысла, его слия ние с художествен ной промышленно стью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенно сти гжельской рос писи | Владеть навыками работы в конкрет ном материале (ак варель). Уметь пе редавать единство формы и декора, взаимосвязь худо жественно-выра зительных средств с функциональностью предмета | Просмотр и ана лиз работ | Подбор иллюстра тивного материала гжельской посуды необычной формы | ||||
13. | Связь времен в народном искусстве | Искусство Городца. Истоки и со временное разви тие промысла | 1 | Комбинирован ный Выполнение фрагмента роспи си по мотивам Го родецкой роспи си. Материалы: тонированная бу мага, гуашь, кис ти | История развития промысла. Единство формы предмета и его декора, основ ные элементы деко ративных компози ций. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изобра жения, отточен ность линейного рисунка. Приемы росписи | Уметь применять художественные материалы (гуашь) и язык декоративно-прикладного искус ства (форма, про порции, линия, ритм, цвет, мас штаб) в творческой работе | Ответить на во прос: «Что значит образ в роспи си?». Анализ ре зультатов творче ства однокласс ников (выбороч но) | Подобрать изобра жение орнамен тальной или сю жетной композиции в произведениях ДПИ | ||||
14-15. | Связь времен в народном искусстве | Искусство Жостова. Истоки и современное раз витие промысла. Истоки и современное развитие керамики. | 2 | Комбинированный Вырезание из бу маги разверток различных форм подносов, укра шение их роспи сью. Материалы: гуашь, белая бу мага, кисти | Из истории промы сла. Разнообразие форм подносов и вариантов построе ния цветочных ком позиций (рамочная и геральдическая). Художественные особенности жос товской росписи и приемы письма | Уметь использовать гуашь в творческой работе; выполнять орнаментальную композицию опре деленного типа, учитывая форму предмета | Игра «Художни ки-зрители» | Региональный компонент | Подумать над во просом: «Какие традиционные ху дожественные про мыслы нашей об ласти вы знаете?» | |||
16 | Связь времен в народном искусстве | Роль народных промыслов в со временной жизни | 1 | Комбинированный Изготовление карандашницы в технике, имитиру ющей просечную бересту. Матери алы: цветная бу мага, ножницы, клей | Преемственность в народных промыслах. Использование традиционных при емов народных про мыслов в современ ном искусстве | Уметь выстраивать декор в соответствии с формой пред мета, используя ритм как основу ор наментальной ком позиции. Владеть навыком работы с бумагой | Просмотр, анализ и оценка работ | Подготовка к игре | ||||
3-я четверть «Декор – человек, общество, время» 11 часов | ||||||||||||
17. | Декор, человек, общество, время 11ч | Зачем людям украшения | 1 | Урок формирова ния новых знаний, умений | Социальная роль декоративно-при кладного искусства в жизни разных времен и народов | Уметь видеть в про изведениях декора тивно-прикладного искусства различ ных эпох единство материала, формы и декора | Фронтальный оп рос (устно) | |||||
18. | Декор, человек, общество, время | Декор и положе ние человека в обществе | 1 | Урок усвоения но вых знаний, уме ний, навыков Выполнение эски зов орнаменталь ного украшения браслетов, ожере лий по мотивам декоративного искусства Древ него Египта. Ма териалы: белая и цветная бумага, фольга, ножницы, кисти | Украшение как по казатель социально го статуса человека. Символика изобра жения и цвета в ук рашениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Орнамен тальные мотивы египтян. Различение национальных осо бенностей русского орнамента и орна мента Египта | Понимать, что об разный строй вещи (ритм, рисунок ор намента, сочетание цветов, компози ция) определяются ролью ее хозяина. Уметь работать с выбранным мате риалом | Ответить на во прос: «Какую роль играло деко ративное искус ство в Древнем Египте?». Пре зентация своих работ учащимися и оценка резуль тата | Подобрать зритель ный ряд с изобра жением украшений народов разных стран | ||||
19 | Декор, человек, общество, время | Одежда говорит о человеке | 1 | Комбинированный Выполнение костюма человека восточных стран (Япония, Китай). Материалы: гуашь, ткань, фольга, бумага | Одежда как знак положения человека в обществе. | Уметь творчески работать над пред ложенной темой, используя вырази тельные возможно сти художествен ных материалов и язык ДПИ | Анализ результа та коллективной работы | Вопрос № 3, стр. 122 (учебник) | ||||
20-21 | Декор, человек, общество, время | Костюмы древних цивилизаций | 2 | Урок усвоения но вых знаний, уме ний, навыков. Коллективная работа «Бал во дворце». | Значение одежды и основных элементах костюма в различные эпохи. Отли чие декоративно-прикладного искус ства Западной Ев ропы (эпоха барок ко) от древнееги петского, древнеки тайского своими формами,орнамен тикой, цветовой гаммой, но суть де кора одна - выявить социальный статус людей | |||||||
22-23. | Декор, человек, общество, время | О чем рассказы вают гербы и эмблемы | 2 | Комбинированный Проект собствен ного герба или герба своей се мьи, класса (по выбору) | Уметь работать в выбранном мате риале, используя язык ДПИ: услов ность, символич ность, плоскост ность изображения; ограниченность цветовой палитры, композиция | Защита проекта, оценивание ре зультата | ||||||
24-25. | Декор, человек, общество, время | Символы и эмб лемы в совре менном общест ве. Герб и флаг Нового Уренгоя и ЯНАО | 2 | Комбинированный Выполнение ком позиции герба и флага Нового Уренгоя и ЯНАО. Материа лы: белая бумага формата A3, цвет ная бумага, клей, ножницы | Уметь создавать ус ловное, символиче ское изображение, работать с выбран ным материалом | Презентация проектных ра бот. Анализ и оценивание ре зультатов | Региональный компонент | |||||
26-27. | Декор, человек, общество, время | Роль декоратив ного искусства в жизни человека и общества | 2 | урок-повторение Решение кросс вордов, участие в викторине, играх, конкурсах | Декоративно-при кладное искусство в повседневной жиз ни человека. | Подведение ито гов конкурсов | ||||||
4-я четверть «Декоративное искусство в современном мире» 7 часов | ||||||||||||
28. | Декоративное искусство в современном мире 7ч | Современное выставочное ис кусство | 1 | Урок усвоения но вых знаний (на ба зе выставки деко ративно-приклад ного искусства) | Многообразие ма териалов и техник современного ДПИ. Роль взаимосвязи материала, формы и содержания при соз дании произведения ДПИ. Изменение соотношения поль зы и красоты. Виды ДЛИ | Знать виды декора тивно-прикладного искусства, особен ности его языка. Понимать роль вза имосвязи материа ла, формы и содер жания при создании произведений ДПИ | Подобрать изобра жения художест венных изделий со временного декора-тивно- прикладного искусства 2 | |||||
29-30 | Декоративное искусство в современном мире | Ты сам - мастер декоративно-прикладного ис кусства (Витраж) | 1 | Комбинированный Выполнение витража. Витражные краски и оборудование для витража. (Или цветная бумага, ножницы, клей). | Выразительное ис пользование мате риала. Условность, обобщенность об раза. | Уметь использовать выразительные воз можности материа ла, принципы деко ративного обобще ния в творческой работе | Выполнение проекта «Украшение окна». | Подобрать изобра жение для декоративного украшения оконного проема. Обратить внимание на особенности средств вырази тельности | ||||
31-32 | Декоративное искусство в современном мире | Ты сам -мастер декоративно-прикладного ис кусства (ваза). | 2 | Комбинированный урок. изготовление декоративной вазы для украш. интерьера. Мате риалы: шпагат, кусочки кожи, мешковины, бу тылка, клей, плотная бумага | Выразительное использование фактуры, формы, объема при создании предметов ДПИ | Владеть практиче скими навыками выразительного ис пользования фактуры, формы, объема | Анализ и оценка работ | |||||
32-33 | Декоративное искусство в современном мире | Ты сам -мастер декоративно-прикладного ис кусства ( мазаичное панно) | 4 | Урок творческого применения умений и навыков Разработка эскизов панно или витражей для украшения интерьера школы по моти вам народного искусства с твор ческой интерпретацией. Коллек тивное выполне ние панно по наи более удачному эскизу | Этапы работы над произведением ДПИ | Владеть навыками поэтапного воплощения творческого замысла в выбран ном материале, ис пользуя язык деко ративно-прик ладного искусства, принципы декора тивного обобщения | Эстетическая оценка результата коллективной деятельности | Сбор материала для работы над панно. Отбор и оформление работ к итого вой выставке. Подготовка к обоб щающему уроку учеников. | ||||
34 | Декоративное искусство в современном мире | Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Художники нашего края. | 1 | Музейный урок или виртуальная экскурсия. Художественный музей. | Древние корни народного искусства. Связь времен в народном искусстве. Декор, человек, общество, время. Де коративное искусство в современном мире искусства Ямала. | Знать виды ДПИ, особенности языка. | Региональный компонент | |||||
35 | Декоративное искусство в современном мире | Урок обобщения знаний по темам года | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Викторины, тесты. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-284933-1424199265.jpg)
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...