Сценарий урока "Натюрморт в графике"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

 

 Художники всегда любили изображать что-то необычное, фантастическое, но гораздо больше во все времена  их волновало изображение окружающей жизни. Изображая ее события и ее повседневное течение, художники раскрывают нам жизнь своего времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon natyurmort_v_grafike____word.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение  - Лицей №2

Октябрьского района г. Саратова

Натюрморт  в  графике

Сценарий урока

Учитель изобразительного

искусства

Первой квалификационной

категории Фомичева Г.В.

Саратов. 2011г.

Сценарий урока

1-ый слайд.  

Учитель:  Предлагаю посмотреть слайды с произведениями изобразительного искусства

Звучит музыка. Идет показ слайдов.

Возьму палитру, холст, мольберт,
Смешаю краски.
Бравурный танец пляшет кисть:
Рисую сказку.
Сижу с натурой тет-а-тет,
Белила, сажа.
Пейзаж, этюд, автопортрет –
Да мне не важно!
И пусть средь множества картин
Моей не видно.
Я рисовал ее один
И мне не стыдно!
Уже закончено почти,
Рукою смелой
Я пёстрый холст без жалости
Замажу белым.
И радость жизни ощутив,
Ведь мне все мало,
Закончу тысячу картин –
Начну сначала!

1-ый – 6-ой слайды.    Н.Н.Купреянов.

-Сейчас вашему вниманию для просмотра было предложено несколько произведений изобразительного искусства

И вы уже наверняка  поняли, о чем  пойдет речь на уроке.

- Пожалуйста, назовите вид изобразительного искусства, представленный на слайдах.

Дети: Эти произведения искусства относятся к графике.

Учитель: А что такое графика?

Дети: Черно-белое изображение карандашом, тушью, углем, сангиной, акварелью.

Учитель : А с помощью, каких выразительных средств показывают  художники  свои мысли и чувства в графике? Назовите средства выразительности в графике.

Дети. Пятно, силуэт.

Линия, штрих. Точка.

Учитель: Мы с вами выяснили чем  и как работаю т художники в графике . А теперь скажите мне , а что же изображено на картинах и о чем нам повествуют авторы.

Дети: На картинах изображен натюрморт.

Учитель: Какие картины мы относим к жанру натюрморт?

Дети: Если на картине изображены предметы быта: вазы, кувшины, посуда, цветы, фрукты, продукты, то такую картину мы назовем натюрморт.

Учитель: Что пытались сказать художники, рисуя предметы быта.

Дети: Художники показали поэзию быта, нарисовав предметы окружающие нас в повседневной жизни.

Учитель: Художники всегда любили изображать что-то необычное, фантастическое, но гораздо больше во все времена  их волновало изображение окружающей жизни. Изображая ее события и ее повседневное течение , художники раскрывают нам жизнь своего времени.

Итак тема нашего урока: «Натюрморт в графике».

Графикой занимаются все художники, будь они живописцами или скульпторами, - рисунок им необходим как этап работы. Однако рисунок может быть самостоятельным графическим произведением.

Художнику-графику бывает достаточно очень простых средств – карандаша, фломастера или ручки, чтобы создать замечательную графическую композицию,

Существует и особый вид графики – печатная графика. В этом случае с одного рисунка, сделанного специальными резцами на доске из дерева, металла или линолеума, можно сделать несколько авторских отпечатков – оттисков. Такой вид графики называется гравюра.

И гравюра бывает разной

Презентация

Каждая страница книг, которые мы читаем, тоже отпечатана, но гравюрой мы называем только рисунок. По-французски “гравер” означает “вырезать.

Какие же гравюры бывают?

Гравюра, созданная  на дереве – это ксилография. Задуманный рисунок художник наносит на доску твердого дерева — самшита или пальмы. Все места, которые по рисунку должны быть белыми, художник-гравер в доске углубляет, вынимая дерево специальными резцами — штихелями. На оттиске-гравюре черными будут те места, которые не тронул резец художника. Когда весь рисунок вырезан, на доску валиком наносится типографская краска, затем накладывается лист бумаги и прижимается к доске прессом. Так рождается гравюра. Гравюрой называют как доску, на которой вырезано, награвировано изображение, так и отпечаток, оттиск с этой доски на бумаге.   Оттиск называют еще эстампом.

 Линогравюра — гравюра на линолеуме, по которому художник режет как по дереву.

Литография — гравюра на камне (от греческого “литос” — “камень”). Гравирование делается на особом известковом камне. Перед работой камень шлифуют, и мастер наносит на него рисунок жирным литографским карандашом или тушью. Затем камень обрабатываются специальными составами, и рисунок на камне как бы “закрепляется”. Когда рисунок готов, на камень кладут бумагу и под прессом делают оттиск — эстамп. В отличие от деревянной гравюры и линогравюры, в литографии поверхность камня не углубляется, а остается ровной.

Офорт — гравюра на металле. Медная или цинковая пластина полируется и покрывается лаком. Затем художник рисует на пластинке острой стальной иглой. Игла идет по лаку очень легко, на нее не надо нажимать с силой, как при работе резцом по дереву или линолеуму. Когда рисунок готов, пластинку травят азотной кислотой. Кислота выедает углубления в процарапанных местах, потому что их уже не защищает лак. В эти углубления втирается краска, на пластинку накладывается влажная бумага, и под прессом получается оттиск.

Монотипия – графическая техника плоской печати, не связанная с процессами гравирования. Бывает цветная и одноцветная.

Цветная монотипия – художник пишет масляными красками на гладкой поверхности стекла, затем сверху кладут увлажненную бумагу и прокатывают на печатном станке.(можно получить только один оттиск).

Граттография или граттаж –      техника царапания рисунка. натирают лист бумаги свечой или яичным желтком, сверху наносят гуашь перемешанную с тушью, наносят карандашом рисунок и острыми предметами процарапывают по рисунку изображение.

ГРАТТАЖ – от французского слова «греттер» означает скрести, царапать.

Вот с  этой техникой мы подробнее и познакомимся на уроке.

Но прежде чем приступить к практической работе предлагаю выполнить физкультразминку.

Физкультминутка.

Вверх руки подняли и покачали,
Руки сомкнули назад,
Встали, встряхнулись,
Всем улыбнулись
И сели работать опять.

. И так приступаем к работе.

Подготовимся к работе. На столы постелите газеты, чтоб не испачкать их. Для выполнения работы нам потребуется особая аккуратность, точность, внимание.

1-ый этап работы. Придумываем композицию натюрморта. Какой натюрморт простой, а какой сложный?
Простой состоит из 1,2 предметов, сложный состоит из множества предметов.

Что является в картине центром композиции? Центром композиции является кувшин.

. Когда в карандаше на белом чистом листе вы нарисовали композицию, приступаем к следующему этапу работы.

2-ой этап работы. Накладываем лист с карандашным наброском на загрунтованный лист яичным желтком и черной тушью. Берем пилочку для ногтей и прокалываем точечно по рисунку бумагу так , чтобы слегка прорисовалось  на черном листе композиция.

3-ий этап работы.  Пилочкой для ногтей выцарапываем задуманную композицию на загрунтованном листе. Тот мусор, который будет получаться после снятия грунта, слегка стряхивайте спереди на газетку. Если мусора слишком много и он мешает видимости изображения , стряхивайте его еще дополнительно салфеткой. Пилочкой можно работать очень разнообразно: используя острый конец, процарапывать поверхность тонко , плашмя, широко как флейцем, как лопаточкой можно выбирать грунт и т. п..

4-ый этап работы. Работа от пятна. Начинать нужно с главного элемента , с центра композиции. И далее  помере  значимости элементов в композиции. Мелкими  элементами заканчиваем композицию, придавая ей целостность, завершенность.

Критерии к оценке рисунков

  1. композиция рисунка.
  2. оправданное заполнение места
  3. владение материалами
  4. аккуратность, нет порезов бумаги, дырок
  5. завершенность, достаточная (но не излишняя) проработанность рисунка
  6. дать название

Сейчас всем предлагаю приступить к работе, на выполнения которой вам дается 20 минут.

А на доске в это время предлагаю поработать над выполнением более сложных композиций 3-ем художникам смельчакам. С каждого ряда приглашаю по одному желающему.

Пока все работают на формате А-4 ,вы будете работать на формате А-2 в смешанной технике. Каждому из вас дается набор готовых предметов. Ваша задача – составить натюрморт и если захочется дорисовать что–то свое.

Практическая работа. Звучит классическая музыка. Дети работают за столами и на доске.

По мере выполнения работ, их прикрепляют на доску магнитиками.

Итог.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомились с новым видом графики – граттографией или граттажем. Надеюсь, что вам было интересно.

А еще какие виды графики вы знаете?

Слайды с вопросами.

1.Ксилография – это гравюра на дереве, металле, линолеуме?

2.  Что такое эстамп? Это: оттиск изображения, пластина, камень?

3.  Когда художник пишет масляными красками на гладкой поверхности стекла, затем сверху кладут увлажненную бумагу и прокатывают на печатном станке.(можно получить только один оттиск), как такой вид графики называется? Ксилография, граттаж, монография?

4.Выполнение рисунка путем процарапывания острым инструментом на бумаге загрунтованной свечкой или яичным желтком, а затем черной тушью называется: граттаж, офорт, монография?

Итог.

Вы прекрасно справились с заданием, ваши восхитительные, прекрасные работы тому подтверждение. Надеюсь, что вы получили удовольствие от занятия  таким видом творчества, узнали что-то новое, загорелись интересными идеями. Все сегодня получают за работу на уроке оценку « пять».

Закончить свой урок я хотела бы словами:


Проходят года, ручейками стекающие в реку времени,
а музыка, стихи и картины
неизменно волнуют сердца, потому что у искусства
нет возраста... а есть Душа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерная графика вчера и сегодня. Виды компьютерной графики.

Презентация предназначена для изучения темы `Компьютерная графика` в 7-8 классах по учебнику Семакина. В презентации рассматривается применение и история развития компьютерной графики, виды компьютерн...

Интегрированный урок математики и информатики по теме "Функция квадратного корня и её график. Построение графиков функций в электронной таблице Excel"

Работа с целью повторения навыков извлечения числа из арифметического квадратного корня и нахождения значений выражений, отработки навыков сравнения корней. Отработка навыков построения графиков функц...

Методика построения графика квадратичной функции и использование графика для решения неравенств. (развивающее обучение)

Каждому  учителю необходимо помнить о следующих структурных элементах урока:·       Постановка цели и мотивация учебной деятельности учащихся.·...

Чтение свойств функции по графику и распознование графиков элементарных функций

Изучение данной темы проводится на спаренном уроке алгебры в 10 лассе, а также все эти ресурсы применяю при подготовке к контрольным работам и подготовке ЕГЭ по математике...

Урок Информатика и ИКТ Тема: Деловая графика. Построение графиков и диаграмм средствами редактора электронных таблиц Microsoft Excel

Разработка урока и презентация по информатике и ИКТ в 9 кл. по теме: Деловая графика. Построение графиков и диаграмм средствами редактора электронных таблиц Microsoft Excel...

Сценарий урока в 11 классе "Повторение графиков функций при подготовке к контрольной работе по материалам и в форме ЕГЭ"

Проведение краевых контрольных работ  при подготовке к ЕГЭ  помогает учителю правильно распределить время при организации повторения учебного материала. Пэтому предложенный урок направлен на...

Сценарий проведения научно-практической конференции учителей «Продуктивная деятельность с различными источниками информации (текстовой информацией, таблицами, графиками, диаграммами, рисунками, текстовыми задачами и др.)»

Актуальная проблема сегодняшнего образования - развитие умений и навыков работы с текстом. На это нацеливает основная образовательная программа Федеральных государственных образовательных стандартов ...