Иван Шишкин – певец русского леса
материал по изобразительному искусству (изо) по теме

Евженко Ирина Александровна

      Я люблю творчество этого художника и хотела бы приобщить к нему других, предложив экскурсию по галерее этого замечательного художника – это и было  целью моей  исследовательской работы,  знакомство с биографией и творчеством И.И.Шишкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shishkin_na_konferenc.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Иван Шишкин – певец русского леса        

  (1832-1898)

Шишкин - художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный.

  В. В. Стасов

 

           25 января 2012 года  исполнилось 180 лет со дня рождения выдающегося живописца-пейзажиста, воспевающего красоту русского леса  - Ивана Ивановича Шишкина. В его полотнах русская природа встает перед нами богатырски могучая, величавая, раздольная и неисчерпаемо богатая.                    Шишкин ярчайший представитель передвижничества.

Один из основоположников русского национального реалистического пейзажа.

        Имя И.И. Шишкина пользуется заслуженной известностью и любовью. Трудно назвать такой художественный музей в стране, где не было бы полотен известного русского пейзажиста. С них смотрят на зрителя живые, захватывающие своей величавой красотой образы русской природы: волнующееся как золотое море хлебные поля, бескрайние русские равнины, одетые в седые туманы лесные дали, залитые солнцем и опьяняющие смолистым запахом сосновые леса, окутанные мглой лесные дебри.

Произведения И.Шишкина стали известны всей России, всенародная любовь к нему не уменьшилась и в наши дни.

      Я люблю творчество этого художника и хотела бы приобщить к нему других, предложив экскурсию по галерее этого замечательного художника – это и было  целью моей  исследовательской работы,  знакомство с биографией и творчеством И.И.Шишкина.

  Иван Иванович Шишкин родился 25 (13 по ст.с.) января 1832 года в небольшой провинциальном городке Елабуге  в семье небогатого купца. Его отец был человеком хорошо образованным и одаренным. Он горячо любил родной край, с его мощными лесами и величественной полноводной Камой. Эту любовь он привил и сыну.

Юный Иван с детства проявил пристрастие к рисованию, поощряемое отцом. Когда юный Шишкин бросил гимназию и стал проводить время с карандашом и красками, отец упрекать его не стал, хотя сам выслушал немало упреков от родственников, прочивших Ивану торговое поприще. Поддержал он сына и тогда, когда Иван решил ехать учиться «на художника». Это решение было серьезным испытанием для обоих, так как будущему художнику уже исполнилось 20 лет.

В 1852 году Иван Шишкин стал учеником Московского училища живописи и ваяния, где проучился более трех лет. Его учителем был Аполлон Мокрицкий, не без успеха использовавший в обучении своих воспитанников методику А.Г. Венецианова. Уже став известным живописцем, Шишкин продолжал поддерживать связь со своим учителем, не раз обращался к нему за помощью и советом.

    Еще в училище у Шишкина проявилась пристрастие к изображению природы. Тогда же юноша сделал для себя вывод, что «природа всегда нова ... и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнь. Что может быть лучше природы». Эту юношескую увлеченность родной природой он пронесет через всю жизнь.

От периода учебы Шишкина в Москве сохранилось мало работ – робкий ученический этюд маслом «Сосна на скале» и рисунки карандашом и пером, выполненные вполне профессионально.

     Рисунки Шишкина просты и бесхитростны, но чрезвычайно точны и правдивы. Благодаря прекрасной подготовке, полученной у Мокрицкого, Шишкин в 1856 году поступил в Академию художеств, где вскоре тоже выделился своими рисунками. Уже на следующий год он получает на академических выставках две малые серебряные медали – одну за картину «В окрестностях Петербурга», а другую – за четыре рисунка с натуры в деревне Дубки. В рисунках природа показана правдиво и неприкрашенно, а выполнены они столь тщательно, что их даже принимали за гравюры.

Будущий художник старательно работал в академических классах, но любимым местом, где он оттачивал свое мастерство, стал остров Валаам, с его суровой северной природой, гранитными валунами и замшелыми многовековыми елями.

   Уже в 1858 году художник представляет на академическую выставку несколько работ, выполненных на острове. За три рисунка и восемь этюдов, написанных на Валааме, ему вручили очередную серебряную медаль. На следующий год за картину «Вид на острове Валааме» он получает малую золотую медаль, позволяющую участвовать в конкурсе на пенсионерскую заграничную поездку. Конкурс Шишкин выиграл. Отправляться за границу Шишкин не спешил, предпочитая еще лето проработать на природе в родной Елабуге.

      Знакомиться с европейским искусством Иван Иванович уехал только в 1862 году. Он не только посещал известные музеи и галереи, но и работал в мастерских европейских художников, много писал с натуры. В Цюрихе Шишкин работал в мастерской хорошего живописца и талантливого гравера Р. Коллера, осваивая новую тогда для России технику офорта.

Какое-то время Шишкин провел под Дюссельдорфом в Тевтобургском лесу, где сделал массу прекрасных рисунков карандашом и пером. Его мастерство даже было замечено местными жителями. Он не только рисовал, но и много писал маслом. Присланные из-за границы работы были одобрены академическим начальством и появились на выставке 1865 года. Особо в академии отметили успехи Шишкина в рисунке и гравировании. Но ни европейская пейзажная живопись, ни европейская природа особого впечатления на Шишкина не произвели. Хотя, время было потрачено,  не зря, о чем свидетельствует явное совершенствование его мастерства. Кстати, написанная им тогда картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» принесла Шишкину звание академика, а в 1867 году была отправлена на Всемирную выставку в Париж.

       Вернувшись из-за границы, Шишкин старается применить полученные навыки к изображению русской природы, много экспериментирует, пытаясь «нащупать» собственный путь в живописи. В это время он близко сходится с членами артели И.Н. Крамского (передвижники), оказавшими на него заметное влияние. В его работах появляются элементы эпичности, взгляда на природу, как на мощную и целостную стихию, находящуюся рядом с человеком, но живущую своей жизнью.

Летом по традиции художник выезжает на Валаам. В этих поездках Шишкина начинает сопровождать брат его невесты Ф.А. Васильев, над которым художник «берет шефство». Работы, написанные с натуры на Валааме, экспонируются на нескольких выставках, неизменно вызывая интерес зрителей.

         В 1868 году у Шишкина два знаменательных события. Он женится на Евгении Васильевой, а за свое творчество получает орден святого Станислава 3-й степени. Правда, вместо ордена Шишкин рассчитывал на звание профессора, но до него было еще несколько лет. В этот же год издается первый альбом его гравюр «Этюды с натуры пером на камне».

     Пожалуй, ни один из русских живописцев не имел при жизни столько эпитетов, как Шишкин. Его называли поэтом и кудесником леса, лесным богатырем, царем русского леса, стариком-лесовиком, лешим русской живописи и т.д. К успеху и любви ценителей живописи он пришел не сразу. Шишкину было около 40 лет, когда и коллеги, и зрители признали его мэтром русской пейзажной живописи. Но до этого были годы напряженного труда, когда он вырабатывал свой узнаваемый стиль живописи и только ему свойственные приемы отображения русского леса.

         Прекрасный художник Иван Иванович Шишкин ушел из жизни 20 (8 по ст.ст.) марта 1898 года.

Немного есть в русской живописи произведений,  способных соперничать в популярности с лучшими полотнами Шишкина, таких, как «Рожь», «Сосновый бор», « Утро в сосновом бору», «Корабельная роща»  и др.

       Я приглашаю вас на экскурсию по картинной галерее

Полдень. В окрестностях Москвы 1869г.

К концу 60-х годов Шишкин вступает в период творческой зрелости. К этому времени относится удивительная картина «Полдень. В окрестностях Москвы». 1869г. Картина была написана по этюду, сделанному художником в окрестностях Москвы в Братцеве.

   Так до Шишкина не писал никто. Почти три четверти полотна занимает небо со спокойно плывущими кучевыми облаками, через которые пробиваются лучи солнца. Внизу уходящие вдаль поля золотистой ржи и ведущая прямо на зрителя полевая дорога. Полдень летнего дня. Только что прошел дождь. На проселочной  дороге поблескивают лужи. Влага теплого дождя чувствуется и на золоте хлебного поля, и на изумрудной зелени травы с яркими полевыми цветами. Чистоту омытой дождем земли еще более убедительной делает просветлевшее после дождя небо. Синева его глубока и чиста. Последние перламутрово - серебристые  облака убегают к горизонту, уступая место полуденному солнцу. Особенно ценно то, что в этой картине Шишкин сумел передать жизнь, подвижность пейзажа, трепет бегущих облаков, дыхание как бы освеженной дождем природы. Эта картина была куплена Третьяковым за солидную по тем временам сумму в 300 рублей

Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии. 1872г.

То, что в России появился мощный самобытный художник-пейзажист, окончательно подтвердила картина  «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии»  представленная,  Шишкиным  зрителям в 1872 году.  В картине все залито ярким летним солнцем. В теплых лучах нежатся стройные сосны, журчит по чистому каменистому дну лесной ручей. Нотки тонкого народного юмора вносят потешные фигуры двух бурых мишек, зазевавшихся на улей диких пчел. Пейзаж в картине Шишкина по настроению светел, чист, безмятежно радостен, хотя по мастерству исполнения он еще во многом уступает более зрелым работам художника. Крамской, признанный авторитет в мире живописи того времени, писал о ней Васильеву: «Он (Шишкин) написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему. Это есть чрезвычайно характеристическое произведение нашей пейзажной живописи». А в письме Третьякову назвал эту картину «замечательнейшим произведением русской школы».

Рожь.1878г.

«Рожь» - одно из лучших произведений всей творческой жизни художника. Картина принесла Шишкину заслуженную славу. Картина писалась после совершенной художником в 1877 году поездки в Елабугу. Само название  "Рожь"  в известной степени выражает сущность изображенного, где все так мудро просто, и в то же время значительно. Это произведение  невольно ассоциируется со стихами А. В. Кольцова и Н. А. Некрасова - двух поэтов, которых Шишкин особенно любил.

    Все рожь кругом, как степь, живая,

    Ни замков, ни морей, ни гор.

    Спасибо, сторона родная,

    За твой врачующий простор.

  Широкие просторы ржаного поля,  изобразил художник в картине. Насколько хватает глаз, до самого горизонта раскинулось золотое волнующееся от ветра море поспевающих хлебов. Высокой стеной подошли они к дороге, уходящей от зрителя в глубину, и, наконец, скрыли ее совсем. Над полем высятся могучие сосны-великаны, словно охраняя это несметное золотое богатство. Расположение их в картине несколькими планами до самого горизонта подчеркивает глубину, бесконечный простор равнинного пейзажа. Спокойный ритм темных силуэтов деревьев придает еще большую монументальность полотну, помогает раскрыть эпические черты пейзажа. Знойный летний день предвещает грозу. Он давно стоящей жары небо утратило звонкую синеву. Из-за горизонта уже ползут первые грозовые тучи. С большой любовью и мастерством написан передний план картины; и покрытая легкой пылью  дорога с проносящимися над ней ласточками, и тучные спелые колосья. Все эти детали обогащают картину, придают жизненную убедительность и задушевность.

Картина «Рожь» - это обобщенный образ родины. В ней победно звучит торжественный гимн обилию, плодородию, величественной красоте русской земли. Огромная мера в жизненную силу, богатство природы, которым она вознаграждает труд человека – основной мотив этого произведения. Картиной "Рожь" завершаются в семидесятых годах завоевания Шишкина - пейзажиста эпического склада. "

Среди долины ровныя.1883г.

В полотне «Среди долины ровныя» изображен равнинный пейзаж средней полосы России, спокойную красоту которого венчает могучий дуб. Бескрайние просторы долины. Вдали чуть поблескивает лента реки, еле видна белая церковка, а дальше к горизонту все потонуло в туманной синеве. Нет границ этой величавой долины!

Проселочная дорога вьется среди полей и теряется вдали. По обочинам ее цветы – белеют лепестки ромашки, цветет неприхотливый боярышник, низко наклонились тонкие стебельки метелочек. Хрупкие и нежные, они подчеркивают силу и величие могучего дуба, гордо возвышающегося над равниной. Глубокая предгрозовая  тишина царит в природе. Мрачные тени от туч побежали по равнине темными  волнами. Приближается страшная гроза. Но неподвижна кудрявая зелень великана. Мощный ствол никогда не согнется под ударами ветра. Он как гордый богатырь ожидает поединка с разбушевавшейся природой.

Утро в сосновом лесу. 1889г.

В восьмидесятые-девяностые годы художника все чаще привлекают изменчивые состояния природы, быстро проходящие моменты. Благодаря интересу к световоздушной среде, к колориту,  ему теперь больше, чем раньше, удаются такого рода произведения.

 Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина "Утро в сосновом лесу". Замысел ее подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года "Туман в сосновом лесу", написанный, по всей вероятности, как и "Бурелом", после поездки в вологодские леса. Видимо, "Туман в сосновом лесу", с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Судя по описанию оказавшегося в Чехословакии пейзажа, задний план его с участком густого леса напоминает дальний вид исполненного маслом эскиза картины "Утро в сосновом лесу", принадлежащего Государственной Третьяковской галерее. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их было два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. А их было немало. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Медведи получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался вместе с Шишкиным на картине. Однако приобретший ее П. М. Третьяков снял подпись, решив утвердить за этой картиной только авторство Шишкина. Ведь в ней "начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных, именно Шишкину".

       Занимательный жанровый мотив, введенный в картину, во многом способствовал ее популярности, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы. Это не просто глухой сосновый лес, а именно утро в лесу с его еще не рассеявшимся туманом, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен, холодными тенями в чащах. Чувствуется глубина оврага, глушь. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса.

Корабельная роща (Афонасовская корабельная роща близ Елабуги» 1898г.)

Эта картина стала значимым этапом в  творчестве Шишкина. Образ природы донесен до зрителя таким, каким он живет в сознании народа, в его думах, чувствах и представлениях, в его песнях, сказаниях, былинах.

В картине  «Корабельная роща» Шишкин изобразил сосновый мачтовый лес, освещенный солнцем. Стволы сосен, их хвоя, берег лесного с каменистым дном ручья купаются в чуть розоватых лучах. Художник проникновенно передал тишину, успокоенность леса с тихим, как бы уходящим гулом вершин. Это состояние покоя подчеркивает прозрачный, скользящий по чистым камням ручей. Лиризм вечернего освещения сочетается в картине с эпическим характером соснового  леса-великана. Громадные в несколько обхватов стволы деревьев, их спокойный ритм придают всему полотну особую монументальность.  

«Корабельная роща»   - лебединая песня художника. В ней он воспевал родину с ее могучими  стройными лесами, прозрачными водами, смолистым воздухом, звонким голубым небом, с ласковым солнцем. В ней он передал то чувство гордости за красоту и величие своей земли – «земли-матери», которое не покидало его на протяжении всей творческой жизни.              

 Впереди у Шишкина было еще много прекрасных картин, рисунков и гравюр, всероссийское и европейское признание, престижные награды, любовь зрителей и учеников. До последнего дня жизни он был верен русскому лесу. Увидев в 1898 году на выставке передвижников его последнюю крупную картину «Корабельная роща», художник К.А. Савицкий написал с восторгом: «Сосной на выставке запахло! Солнца, свету прибыло!». А ведь Савицкий был прав, на самом деле Иван Иванович Шишкин привнес в нашу живопись терпкий запах хвойного леса. И большое спасибо ему за это.

          Шишкинский лес перестал быть только явлением искусства. Он стал частицей реальной жизни, неразрывно слился с нашей любовью к родной природе. И в этом, пожалуй,  наивысшая оценка произведений художника,  их высокой этической и эстетической ценности.

Оглавление

Вступление   ________________________________________        1

Биография И.И.Шишкина  _____________________________       2- 4

Анализ картин  _______________________________________     5- 10

Заключение   _________________________________________     10

Список литературы  ___________________________________     12

Список литературы

http://www.tanais.info/art/pic/shishkin54.html

http://www.bibliotekar.ru/rusShishkin/index.htm

http://shishkin-art.ru/

О.Круглова «Иван Иванович Шишкин»  Государственное издательство изобразительного

Искусства. Москва. 1962

Г.Островский «Рассказ о русской живописи»  Изобразительное искусство. Москва. 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пять мест, увековеченных Иваном Шишкиным

«Утро в сосновом лесу»25 января 1832 года родился Иван Иванович Шишкин, один из талантливейших русских пейзажистов, сумевший передать красоту российской природы. Мы решили рассказать о...

Иван Шишкин - певец родной природы

Презентация содержит материал о жизни и творчестве И. Шишкина, можно использовать на уроках изобразительного искусства в 6-7 классах и во внеклассной работе....

Певец русского леса- Шишкин И. И.

Мероприятие посвящено Шишкину И. И....

"И.Шишкин "Зима в лесу". Сочинение по картине "

Работа по развитию речи, 3 класс. Материал посвящен составлению текста по картине, с использованием произведений поэтов-классиков...

Иван Иванович Шишкин - певец русской природы

Презентация к уроку о творчестве И.И.Шишкина....

Презентация Иван Алексеевич Бунин «Певец русской деревни»

Жизнь и творчество Ивана Алексеевича Бунина, продолжателя классической пушкинской традиции в русской литературе, лауреата Нобелевской премии, человека, вместе с Россией пережившего "окаянные дни...

Великий пейзажист Иван Шишкин

Великий пейзажист Иван Иванович Шишкин, по выражению современников, слыл истинным «царем леса». Картина «Корабельная роща» является одной из последних в творчестве мастера. Ком...