Диагностика уровня сформированности навыков рисования
материал по изобразительному искусству (изо) по теме

Пайкова Татьяна Иннокентьевна

Диагностика уровня сформированности навыков рисования. Начальная школа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_urovnya_sformirovannosti_navykov_risovaniya.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика уровня сформированности навыков рисования

Результатом образовательного процесса является уровень знаний, умений и навыков, которого достигли учащиеся. Каждый педагог в процессе своей деятельности вырабатывает определенную систему контроля успехов ребят.

1 степень обучения

(первичная диагностика)

Цель-выявить уровень развития:

Пространственной ориентации ребенка на плоскости,

Координации и тонкой моторики,

Умения изображать рисунок в цвете,

Творческого мышления ребенка,

Умения представлять объекты в различных пространственных положениях.

Подготовка исследования:

Для каждого ребенка заготавливается  лист бумаги (формат А4) и цветные карандаши.

Проведение исследования:

Каждому испытуемому выдается лист бумаги и набор карандашей со следующей инструкцией:»Раздели лист на 16 равных квадратов с помощью горизонтальных и вертикальных линий».После того как задание выполнено ребенку предлагается заполнить каждый квадратик изображением определенного предмета.Педагог начинает последовательно диктовать названия предметов, а учащиеся по порядку заполняют каждый квадрат.Предметы предлагаются педагогом по своему усмотрению в зависимости от уровня подготовленности ребенка(например- окно, телевизор ит.д.)Последние 4 квадрата заполняются по следующим темам:

«Представь, что у тебя сладко во рту, как бы ты это изобразил?».

Представь звук от удара двух металлических пластинок.Как бы ты это изобразил?

Что такое любовь?Изобрази это.

Нарисуй непогоду

На другой стороне листа ребенку можно предложить изобразить:

Пять красных предметов

Пять желтых предметов

Пять зеленых предметов

Благодаря этому дополнительному заданию педагог может отследить, как развиты у ребенка гибкость и оригинальность мышления.

Обработка данных:

Подсчитывается количество баллов по каждому показателю.

Ориентация на плоскости. Максимальное количество баллов-16, по одному баллу за каждый правильно и четко прорисованный на плоскости квадрат. Учитывается правильное пропорциональное деление пространства листа на квадратики, которых должно быть 16. Линии должны быть четкими и ровными.

Решение рисунка. Максимальное количество баллов-16, по одному баллу за каждую заполненную рисунком клеточку.

Творческое мышление ребенка. Максимальное количество баллов-16 , по одному баллу за каждый детализированный сюжетный рисунок. Если ребенок рисует лишь контуры предмета, не уточняя и не детализируя изображение, то ставится 0 баллов.

Объемное изображение предметов. Максимальное количество баллов-16, по одному баллу за каждый рисунок с объемным изображением предмета.

Дополнительные баллы ребенок получает за правильное построение рисунка, перспективы, цветовое многообразие.

Далее подсчитывается общее количество баллов, которое соотносится с уровнем развития навыков рисования:

Высокий уровень-43-64 балла,

Средний уровень-22-42 балла,

Низкий уровень-0-21 балл.

2 ступень обучения(вторичная диагностика)

Цель:выявить уровень:

Умения соотносить предметы в пространстве

Развития координации и тонкой моторики

Умения решать логические задачи на классификацию

Творческого мышления ребенка

Умения изображать рисунок в цвете.

Подготовка исследования:для каждого ребенка заготавливается лист бумаги (формат А4), цветные карандаши или краски).

Проведение исследования:

Педагог начинает выполнять задание совместно с детьми, прорисовывая образец: «Проводим горизонтальную и вертикальную линии так, чтобы разделить лист на четыре равные части.Получим центр.Каждый из четырех отрезков, считая от центра, делим пополам и через полученные точки проводим прямые.Должно получиться 3 вертикальных и 3 горизонтальных линии, при этом-16 клеточек.Толщину центральной вертикальной линии увеличиваем

Далее педагог заполняет верхнюю левую клеточку рисунком.Совместно с ребятами обсуждается, что изобразил педагог и к какому классу предметов

изображение относится. Детям предлагается свой верхний левый квадрат по образцу педагога.

Педагог продолжает выполнять задание: нам надо сейчас заполнить квадратик на правой половине листа. Для этого необходимо от верхней левой клеточки отступить вправо одну клеточку и нарисовать другой предмет, но из этого же класса предметов. Например, у нас с вами в верхнем левом углу нарисована бабочка. Это насекомое. Кого вы еще знаете из класса насекомых?(стрекоза, муха и др.)Значит через одну клеточку вправо можно нарисовать или стрекозу, или муху , или любое другое насекомое. По такому принципу заполняются все остальные клеточки.

Последовательность классов предметов, предлагаемых педагогом:

Насекомые          

Цветы

Фрукты

Инструмент        

Игрушки

Одежда

Посуда

Овощи            

Примерный вариант выполнения задания(образец педагога):

Обработка данных:

Количество баллов подсчитывается по каждому показателю как и в предыдущей методике.

ориентация на плоскости.Максимальное количество баллов-16

решение рисунка. Максимальное количество баллов-16. По этому показателю учитывается умение ребенка решать логические задачи на классификацию: один балл за каждый правильно выбранный к каждому классу предмет.

Творческое мышление ребенка. Максимальное количество баллов-16.

Объемное изображение предметов. Максимальное количество баллов-16.

Дополнительные баллы ребенок получает за цветовое многоообразие, правильное построение рисунка и за использование разнообразных приемов работы с кисточкой.

Далее подсчитывается общее количество баллов, которое соотносится с уровнем развития навыков рисования:

Высокий уровень-43-64 балла

Средний уровень-22-42 балла

Низкий уровень-0-21 балл

3 ступень обучения (третичная диагностика)

Цель-выявить уровень:

Умения соотносить предметы в пространстве

Развития координации и тонкой моторики

Умения отгадывать загадки

Творческого мышления ребенка

Умения изображать рисунок в цвете

Подготовка исследования:Для каждого ребенка заготавливается лист бумаги (формат А 4), цветные карандаши или краски.Педагог подготавливает загадки на каждую букву алфавита.Это дожны быть карточки,на которых с одной стороны записаны загадки, а с другой нарисованы отгадки(в случае, если дети не справятся с заданием)

Проведение исследования:Детям раздается инструкция: «Разделите лист на 16 равных квадратов с помощью горизонтальных и вертикальных линий.».Далее педагог предлагает ребятам сыграть в игру «Загадки»: «На каждую букву алфавита я буду читать загадку, а вы, догадавшись, должны нарисовать ответ. Отгадку на букву А рисуем в верхнем левом квадрате, на букву Б в следующем верхнем квадрате и так далее, пока не заполним все клеточки

Обработка данных:

5 баллов –за деление листа

5 баллов за ответ

5 баллов за рисунок и цвет

Максимальное количество баллов-15

Дополнительные баллы ребенок может получить за сюжетные изображения, правильное построение рисунка и за использование разнообразных приемов работы с кисточкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методика "Диагностика уровня сформированности универсальных учебных навыков."

Данная методика Д.Ступницкой может вам пригодиться для отслеживания формирования у учащихся универсальных учебных навыков. привожу вариант обработки материалов в 7 а классе по английскому языку....

Тест диагностики одаренности на выявление уровня сформированности навыков в чтении

Тест диагностики одаренности на выявление уровня сформированности навыков в чтении ...

Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика)

Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика) Цель: оценка уровн...

Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика)

Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика) Цель: оценка уровн...

Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности. Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика)

Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности. Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика). Из опыта моей работы....