Рабочая программа по ИЗО 5 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Рабочая программа по ИЗО 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа по ИЗО 5 класс113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка  для 5 класса

     Рабочая программа  составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и в соответствии с программой «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М.Неменского.

     Специфика предмета:

первый год основной школы, посвящен изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения  и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современном мире. Осуществление программы предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

       Характеристика учебного процесса:

программа предусматривает формирование  общеучебных умений и навыков учащихся, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

      Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений.

      На протяжении всего курса учащиеся знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна, синтетических искусств, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа, а также знакомство с новыми видами искусства и сложным многоголосием современного искусства.

      Основная форма обучения - учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными являются упражнения и учебно-практические работы. Уроки повторения или закрепления предусмотрено проводить в форме бесед, выставок с обсуждением работ, игр.

     Тематическая цельность  и последовательность учебного материала помогают обеспечить прочные эмоциональные контакты ребенка с искусством на каждом этапе обучения.

     В программе нет механических поворотов, но она ведет ребенка год за годом, урок за уроком по ступенькам познаний личных, человеческих связей со всем миром художественной и эмоциональной культуры. В соответствии с базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида предусмотрено 1 час в неделю.

Количество часов по учебному плану: 34  .

Цель: формирование художественно-творческой активности учащихся при эмоционально-целостном отношении к окружающему миру и искусству.

Задачи:

- формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества;

- формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на ее красоту;

-формирование отношения к музею как сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран;

- формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы

в искусстве разных стран;

Структура программы

5 класс


темы


Название темы

Количество

часов

1

Древние корни народного искусства

9

2

Связь времен в народном искусстве

7

3

Декор: человек, общество, время

10

4

Современное декоративное искусство

8

                                                                                 Всего

34

Календарно-тематическое планирование

5 класс

№  урока

Дата проведения


Тема урока


Кол-во часов



Практическая работа



домашнее задание

По плану

фактически


Древние корни народного искусства (9ч)

1

а-


б-

а-


б-

Древние образы в народном искусстве.

1

Осташковская резьба. Изображение наличников окон.

подобрать иллюстрации с изображением русской избы

2

а-


б-

а-


б-

Интерьер крестьянского дома

1

изобразить фрагмент интерьера избы с основными предметами

подобрать иллюстрации «Предметы народного быта»

3

а-


б-

а-


б-

Конструкция и декор предметов народного быта

1

Изображение прялки.

подобрать иллюстрации с изображением прялок

4

а-


б-

а-


б-

Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы

1

Декоративно оформить прялку, выполненную на предыдущем уроке, используя различные символы.

подобрать иллюстрации с изображением древних образов

5

а-


б-

а-


б-

Древние образы в декоре жилища и предметов народного быта.

1

Украшение избы предметами быта.

подобрать иллюстрации с изображением предметов быта

6




а-


б-

а-


б-

Народная праздничная одежда. Тверской костюм

1

Выполнить эскиз народного

костюма (головной убор, рубаха, сарафан).

Подобрать иллюстрации с изображением русских костюмов


7

а-


б-

а-


б-

Народная праздничная одежда. Тверской костюм

1

Завершить эскиз народного

костюма (головной убор, рубаха, сарафан).

Подобрать  старинные русские поговорки и пословицы

8

а-


б-

а-


б-

Праздничные народные гулянья

1

Изобразить народное праздничное гулянье

подобрать иллюстрации с изображением праздничных гуляний

9

а-


б-

а-


б-

Праздничные народные гулянья

1

Обобщение по теме «Древние корни народного искусства»

подобрать иллюстрации на тему «Народное декоративное искусство»

II. Связь времен в народном искусстве (7ч)

1

а-


б-

а-


б-

Древние образы в современных народных игрушках.

1

Лепка Торжокской глиняной игрушки.

подобрать иллюстрации с изображением народных игрушек

2

а-

б-

а-

б-

Единство формы и декора в игрушках

1

Роспись Торжокской глиняной игрушки

продолжить поисковую работу

3


а-


б-

а-


б-

Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.

1

Изображение хохломских изделий.

подготовить сообщение по теме «Хохлома», Гжель»



4

а-


б-

а-


б-

Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.

1

Создать завершенный художественный образ в предмете народного промысла, выбранном на предыдущем уроке.

подготовить сообщение  по теме «Городецкая роспись», «Палех»

5


а-


б-

а-


б-

Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни.

1

Изображение декоративного натюрморта с натуры.

подобрать иллюстрации с изображением предметов народного промысла


6

а-


б-

а-


б-

Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни

1

Создать завершенный художественный декоративного натюрморта с натуры

продолжить поисковую работу

7

а-


б-

а-


б-

Современный интерес к народным промыслам в нашей жизни.


1

Изготовить пряник из жгута символической формы

оформить работы

Декор: человек, общество, время (10 ч)

1

а-


б-

а-


б-

Выражение через декор принадлежности  к различным социальным группам.

1

Беседа-знакомство с искусством Древнего Египта, эпохи Возрождения, Древней Греции, эпохи Барокко и классицизма)

подобрать материал по теме «Древний Египет»

2



а-


б-

а-


б-

Украшения в жизни древних обществ

1

Эскиз бижутерий, ваз древнего Египта и Греции.

подобрать материал по теме «Древняя Греция»


3

а-


б-

а-


б-

Украшения в жизни древних обществ. Декоративное искусство Древней Греции

1

Сделать наброски фигур людей в греческом костюме

подобрать материал по теме «Мифы Древней Греции»

4

а-


б-

а-


б-

Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись.

1

Изобразить мифологический сюжет в чернофигурном стиле на сосуде любой формы.

продолжить поисковую работу

5



а-


б-

а-


б-

Значение эмблематики в определении места человека или группы людей в обществе.

1

Изображение эмблем

подготовить сообщение «Герб моего города»

6

а-


б-

а-


б-

Гербы и эмблемы

1

Изображение герба

подобрать материал с изображением средневековой одежды

7





а-


б-

а-


б-

Декоративное искусство Западной Европы 17 века

1

Изображение интерьера дворца

подобрать материал с изображением средневекового балла


8

а-


б-

а-


б-

Выражение в одежде принадлежности к различным слоям общества.

1

Выполнение эскиза костюма придворного аристократа

продолжить поисковую работу

9

а-


б-

а-


б-

Выражение в одежде принадлежности к различным слоям общества.

Создание панно «бал Золушки», используя эскизы Калязинских кружев и Торжокского золотного шитья

повторение темы четверти

10

а-


б-

а-


б-

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

1

Обобщение темы четверти: Игра- викторина.

посетить музей

VI.Современное декоративное искусство (8 ч)

1

а-


б-

а-


б-

Современное повседневное и выставочное декоративное искусство

1

Беседа-знакомство с современным декоративным

искусством

подобрать иллюстрации с изображением современного выставочного искусства

2

а-


б-

а-


б-

Современное декоративное искусство. Витраж

1

Выполнить эскиз декоративной композиции для техники витража.

подобрать иллюстрации с изображением витража



3

а-


б-

а-


б-

Витраж.

1

Выполнить имитацию витража

подобрать иллюстрации с изображением древних народных образов


4

а-


б-

а-


б-

Древние образы в современном декоративном искусстве

1

Нарисовать эскиз коллективного панно для украшения интерьера школы с использованием народных древних образов

подобрать иллюстрации с изображением мозаичных картин

5

а-


б-

а-


б-

Создание коллективной декоративной работы из мозаики.

1

Продолжить работу над композицией

продолжить поисковую работу

6

а-


б-

а-


б-

Создание коллективной декоративной работы из мозаики.

1

Продолжить работу над композицией

продолжить поисковую работу


7

а-

б-

а-

б-

Создание коллективной декоративной работы.

1

Работа над элементами панно

продолжить поисковую работу


8

а-


б-

а-


б-

Создание коллективной декоративной работы. Монтаж общего панно в интерьере.

1

Работа над элементами панно, монтаж общего панно в интерьере

посетить музей

      Итого по плану  

34 часа

Основное содержание тем учебного курса (34)

Древние корни народного искусства (9ч)

     Традиционные образы народного искусства – солярные знаки, птица, мать-земля, древо жизни – как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные  изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.

     Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира  в образном строе избы. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, круг предметов быта. Единство пользы и красоты.

     Русские прялки, деревянная посуда, предметы труда – область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Крестьянская вышивка. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментального построения в вышивках полотенец.

      Народный праздничный костюм. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма. Формы и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимая связь земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды. Календарные народные праздники – это способ участи человека, связанного с землей, в событиях природы, это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое знание.

Связь времен в народном искусстве(7ч)

     Живучесть древних образов в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промысла. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи игрушек.

      Из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи

      Из истории развития Городецкой росписи. Рассмотрение произведений Городецкого промысла. Единство формы предмета и его декора. Главные герои росписи, основные элементы декоративной композиции. Приемы росписи.

     Из истории художественного промысла Хохломы и Жостова. Основные приемы росписи. Создание в живописи эффекта освещенности, объемности.

Декор – человек, общество, время (10ч)

     Роль декоративного искусства в жизни  общества, в регламентации норм жизни его членов, в различии людей по социальной принадлежности.

Декоративное искусство Древненго Египта. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика украшений и цвета. Отличие одежд высших и низших слоев общества.

     Одежда – знак положения человека в обществе. Декоративное искусство Древнего Китая и искусства Западной Европы 17 века ( эпоха барроко).

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак любого сообщества – государства, страны, города, символизирующий отличие от других. Значение одежды для выражения принадлежности человека к различным слоям общества.

Современное декоративное искусство (8ч)

Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, гобелен, роспись по ткани …)

Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа Роль выразительных средств в построении декоративной композиции в конкретном материале. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников. Коллективный творческий проект декоративной работы.

Требования к уровню  подготовки учащихся  5 класса

Учащиеся должны уметь:

- проявлять интерес, бережное отношение к народному (крестьянскому) прикладному искусству как к сокровищнице духовного, нравственного, эстетического опыта народа;

- видеть черты национального своеобразия в произведениях крестьянского искусства: в декоре традиционного жилища, предметах крестьянского быта, орнаментах вышивки, одежды.

-уметь выявлять в произведениях крестьянского искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов языка, единство материала, формы и декора;

-активно включаться в процесс восприятия и в практическую деятельность, связанную с созданием разнообразных «проектов» и декоративных рисунков с учетом особенностей образного языка крестьянского прикладного искусства. 

- выявлять связь художественного образа вещи с ее практическим значением, материалом, техникой исполнения (ткачество, вышивка, резьба по дереву и т. д.);

- воплощать собственный замысел с опорой на народную традицию;

- отражать в рисунках и «проектах» единство формы и декора, народные представления о красоте на доступном для данного возраста уровне, совершенствуя умения в области декоративной композиции;

- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, ритма, объема, а также принципами декоративного обобщения в процессе создания декоративных композиций в духе народного (крестьянского) искусства;

- реализовывать полученные знания и умения в процессе восприятия и учебно-творческой декоративной деятельности.

знать:

- об истоках и специфике образного языка декоративно-прикладного искусства;

- об особенностях уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе крестьянских вещей, множественность вариантов художественных трактовок традиционных образов, мотивов, сюжетов);

- смысловое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки и т. д.);

Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

1.Активность участия.

2.Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

3.Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

4.Самостоятельность.

5.Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

1.Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

2.Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

3.Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля уровня обученности

1.Викторины; 2.Кроссворды;  3.Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ; 4.Тестирование.

Литература

1. Горяева Н.А. учебник ИЗО «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»,  Москва «Просвещение», 2006 год;

2. Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд»,

Москва «Просвещение», 2004 год;

3. Косминская В.Б. «Основы изобразительного искусства и методика руководства  

 изобразительной деятельностью детей», Москва «Просвещение», 1981 год;

4. Климов А. «Народные промыслы», Москва «Белый город, 2004 год.

5.Сенин В., Коваль О. Школа рисунка карандашом. ООО «Книжный клуб» Белгород, 2008.

6.Сокольникова Н.М Основы композиции.5-8кл.- Обнинск: титул,2006.

7.Сокольникова Н.М Основы рисунка.5-8 кл.- Обнинск: титул,2006.

8.Сокольникова Н.М Основы живописи.5-8 кл.- Обнинск: титул,2006.

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...