Конспект урока изобразительного искусства "Жостовская роспись"5 класс.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Кузнецова Лариса Валерьевна

Урок сопровождается мультимедийной презентацией и музыкальным сопровождением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhostovskaya_rospis.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  изобразительного искусства

Тема: «Жостовская роспись».

Цель урока: 

Познакомить учащихся с особенностями художественного промысла России – Жостововская роспись

Задачи урока:  

Показать принцип построения композиции, используя элементы росписи.

Развивать творческие способности учащихся.

Способствовать проявлению аккуратности в работе, развитию фантазии и наблюдательности учащихся.

Воспитывать чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России.

Тип урока: комбинированный (с использованием элементов игры путешествия) коллективная работа.

Зрительный ряд:  мультимедийное оборудование; презентация.

Музыкальный ряд: народная музыка.

Ход урока

Организационный момент.

 Вступительное слово учителя сопровождается мультимедийной презентацией.        

                                                                        Кисть золотая! Большое спасибо!

 Сказывай сказку для радости жизни!

                                                                   Ты как душа у народа красива,

                                                                             Ты, как и люди служишь Отчизне!

- Какова основная мысль урока?

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

- Отражена ли эта мысль в эпиграфе?

Подготовка к восприятию нового материала. Беседа по пройденному материалу, с использованием презентации.

Наше национальное русское декоративно – прикладное искусство славится своими традициями. По разнообразию материалов, цветной окраски и фольклорных узоров, оно поистине уникально. На Руси издавна существовали географические центры народных промыслов места, где сложился и развивается определенный вид декоративно прикладного искусства, где неродные мастера создают изумительные по красоте и оригинальности предметы.

- О каких народных промыслах знаете вы? (слайд)

Изучение  нового материала.  Информация учителя сопровождается показом слайдов.

И ещё один художественный народный промысел – это Жостовская роспись. К северу от Москвы, на живописном берегу Клязьминского водохранилища, расступившиеся деревья густого леса открывают вид на просторы полей и широкую гладь залива, раскинулось небольшое старинное селение Жостово, широко известное ныне как один из крупнейших центров русского народного искусства.   Сегодня мы остановимся здесь и познакомимся с истоками и современным развитием народного промысла  Жостово. (слайд)

- Кто из вас знает, что принесло славу Жостову? (слайд)

 Это село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Талант народных художников превращает скромные предметы домашнего обихода в подлинные произведения искусства. Классический жостовский поднос – это крупные и сочные садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы, как будто бы брошенные на подготовленный фон. Они радуют глаз игрой ярких красок, благородным блеском лакированной поверхности.

 Искусствовед А.В. Бакушинский назвал роспись плодом быстрой неповторимой импровизации.

- Как вы думаете, почему?

- Роспись каждого подноса своеобразна и неповторима, ибо выполняется, без каких бы то ни было образцов или эталонов. Среди Жостовских подносов не найти двух совершенно одинаковых, мастера работают творчески не копируя чужих образцов и не повторяя своих собственных.

- Как же возникло это удивительное ремесло? В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток – чай. Возникла целая церемония чаепития. Тульские мастера принялись за изготовление самоваров. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития. (слайд )

В 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл мастерскую по изготовлению металлических расписных подносов. Вслед за ним открывались и другие мастерские. Жостовские подносы изготавливались различных размеров и форм. Трактирные подносы достигали размеров стола, маленькие «закусочные» - не больше тарелки; шести и восьмиугольные, овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для угловых столиков. (слайд )

Самым распространенным видом Жостовской росписи подносов является букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором. Букет превращается в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий лаковый фон. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой и более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и легкой "травкой", то есть небольшими веточками и листочками. (слайд )

В наборе садовых и полевых цветов центральное место занимала общепризнанная "царица садов и оранжерей" – роза, вокруг нее в эффектных ракурсах располагались георгины, маки, анютины глазки, колокольчики, ландыши и незабудки.  

Много нового появляется в колорите, особенно в росписях на цветных фонах на поверхности подноса. Наряду с традиционным многоцветием можно встретить немало интересных тональных разработок: букеты в синей, голубой, зеленой гамме, изображение красных роз на красном фоне и т.д.  

Под кистью жостовских мастеров такой бытовой предмет, как поднос, неизбежно приобретает высокие качества художественного произведения, радующего глаз яркими букетами цветов и спелыми фруктами, экзотическими птицами и бабочками, виртуозно написанными на блестящем черном или цветном фоне. (слайд)

Жостовский поднос жив и по сей день. Процесс изготовления несколько изменился – металл теперь не куют, а прессуют, используют другие краски. Но ощущение праздника и радости жостовский поднос сохранил. Посмотрите, как составляют букет на подносе.

Этапы и приёмы росписи. (слайд)

Замалёвок – разбавленной краской художник наносит силуэты цветов и листьев.

Тенёжка – Художник наносит цветные тени, появляется объём.

Бликовка – Наложение бликов выявляет свет и объём, букет кажется освещённым.

Чертёжка – при помощи тонкой кисти художник рисует прожилки на листочках, «семенца» в центре цветов.

Привязка – при помощи стебельков и травинок букет оформляется в единое целое.

- С какой росписью можно сравнить Жостовскую роспись?

- В чем их сходство?

- Что помогает художникам создавать удивительную роспись?

Жостовские художники прекрасно чувствуют красоту живой природы и передают ее специфическим языком своего искусства – гармонией красок (красных, синих, желтых, зеленых).

Чтобы ваша фантазия давала удивительное разнообразие решений одного и того же мотива, послушайте фрагмент записи «Наедине с природой»

Закрепление ранее изученного материала. Практическая работа.

Инструктаж к самостоятельной работе. Мастер-класс (показ учителя поэтапного изображения цветка).

Каждый из вас нарисует несколько цветов, вырежет, и затем, все вместе вы составите букет на подносе.

Самостоятельная работа.

Проводить индивидуальную работу, делать методические указания.

Гимнастика для глаз

Итог урока. Проверка усвоения изученного материала.

В конце урока дети собирают букет на заранее подготовленный фон. Каждый ребёнок видит результат:  в коллективной работе частичку своего труда.

Наше путешествие в село Жостово подошло к концу.

- Что интересного и нового вы сегодня узнали?

- Какие предметы создают Жостовские умельцы?

- Что особенного в творчестве мастеров из Жостово?

Действительно, много у нас в России талантливых мастеров. Мастера радуют нас своими изделиями, дарят людям красоту. Труд и талант народных умельцев придает величие нашему Российскому государству. Мы должны гордиться тем, что у нас есть такие мастера, которые поддерживают традиции своих предков, традиции народных промыслов России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе. Тема урока "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Роспись собственной модели игрушки."

Данный урок - заключительный в серии уроков на тему "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках".  Он предполагает самостоятельную работу детей над росписью собственной модели иг...

конспект урока изобразительного искусства 5 класс, с презентацией . Раздел: Цветовидение. Тема: "Тайна цвета"

Развитие общества без искусства немыслимо...  П. Чистяков.  Все дети любят рисовать-ведь это чудесная возможность выразить языком красок свой восторг перед окружающим миром или показать непр...

конспект урока Изобразительное искусство. 4 класс.

Конспект урока изобразительное искусство в 4 классе для детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью.Тема урока: Рисование с натуры. Неваляшка....

Конспект урока изобразительного искусства 6 класс по теме "Изображение объема на плоскости и линейная перспектива".

Комбинированный урок является четвертым уроком  второго раздела "Мир нащих вещей. Натюрморт". Урок разработан по системе АМО.  Подробно описаны активные методы обучения для каждого этапа уро...

Конспект урока изобразительного искусства 2 класс в школе для обучающихся по адаптированным образовательным программам (интеллектуальные нарушения) по теме: «Рисование декоративного узора для косынки»

Конспект по изобразительному искусству направлен на совершенствование навыков раскрашивания рисунка, соблюдение контуров изображения при работе с акварельными красками, развитие творческих способносте...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...