Рабочие программы ( изо)
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо) по теме

Галкина Елена Васильевна

Концепция  программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения  детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки  воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_programmy_-_izo.docx108.52 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству (Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2012.) и авторской  программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. Ломов С.П. Шорохов Е.В.– М.: Дрофа, 2012.).

      Программа рассчитана на 35 ч. в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение: практических работ – 35 уроков.

В рабочей программе  нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени среднего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

  Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.

Концепция  программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения  детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки  воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

.

Цель учебного курса: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучение изобразительного искусства на ступени среднего общего образования направлено на достижение следующих задач:

  1. развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; формирование понимания красоты, гармонии цветового богатства действительности;
  2. способствовать освоению школьниками знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  3. способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  4. воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
  5. ознакомление с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего.

Рабочая программа содержит в себе 5 разделов: «Рисование с натуры», «Тематическое рисование», «Беседы» ,«Тренировочные упражнения», «Декоративное рисование».

Рабочей программой по изобразительному искусству в 6 классе предусмотрены три основных вида  художественной деятельности.

Основными направлениями в художественной деятельности являются:

  1. Изобразительная деятельность (рисование с натуры , по представлению, по памяти – живопись, рисунок) – 16 часов
  2. Декоративно- прикладная деятельность  (декоративная работа – орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий , дизайн, аппликации, изобразительные техники) – 20 часов
  3. Наблюдение за видимым миром  (беседа) – 4 часа

Эти виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач.

Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы средней школы как: литература, русский язык, музыка, технология, история, биология, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.

Задачи учебного  курса:

∙        Формирование опыта смыслового и эмоционально- ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений  искусства;

∙        Обеспечение условий понимания эмоционального  смысла визуально-пространственной формы;

∙        Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей в пространственных формах;

∙         Развитие творческого опыта, определяющего способности к самостоятельным  действиям в ситуации неопределенности;

∙        Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

∙        Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, в ее изобразительном искусстве, архитектуре, в национальных образах предметно- материальной и пространственной среды;

∙        Развитие способности ориентироваться  в мире современной художественной культуры;

∙        Овладение средствами художественного изображения;

∙        Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.

специфика и уровень подготовки классов изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы). Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.

Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.

специфика   работы с интегрированными классом и учащимися ОВЗ 7 вида

Работа с такими детьми происходит дифференцированно с применением следующих методических приемов:

Поэтапное разъяснение заданий.

  1. Последовательное выполнение заданий.
  2. Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
  3. Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
  4. Близость к учащимся во время объяснения задания.

Перемена видов деятельности

  1. Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.
  2. Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
  3. Упрощенные задания на дом
  4. Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания
  5. Использование карточек с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
  6. Использование упрощенных упражнений

Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ

  1. Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.
  2. Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.
  3. Разрешение переделать задание, с которым он не справился.
  4. Оценка переделанных работ.
  5. Использование системы оценок достижений учащихся на их личном примере

Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн)  осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.

Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, цветной тонированной бумаги, ретуши, линогравюры и т.д.

Дизайн, являясь разновидностью художественного творчества, синтезом изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства, художественной графики и черчения, в современном мире определяет внешний вид построек, видов наземного воздушного и речного транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, посуды, упаковок, детских игрушек и т.д.

Дизайн, в отличие от других  видов художественного творчества органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как  это процесс создания вещи (от замысла до изготовления в материале).

 Дизайн вещей занимает в жизни детей важнейшее место, особенно в наше время, когда мир детей перенасыщен промышленной продукцией.

Детское дизайнерское творчество способствует появлению вещей, придуманных и изготовленных самими детьми, которые особо ценятся ими, становятся         любимыми. В этом процессе учащиеся познают  радость созидания         и         приобретенного опыта, получают удовольствие от использования собственных изделий. Также этот процесс стимулирует художественные и         творческие         таланты.  

В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности  и искусства (ученик - зритель), практическая художественно-творческая деятельность учащихся (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

В основе программы лежит тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового, эстетического и патриотического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности.

Блоки объединяют конкретные темы уроков, учебных заданий независимо от вида занятий (рисование с натуры, на тему, беседа по картинам художников и т.д.), что позволяет более полно отразить в изобразительной деятельности времена года, более обстоятельно построить межпредметные связи с другими уроками, учесть возрастные особенности детей, их познавательные и эстетические интересы.

В процессе учебной работы дети должны получить сведения о наиболее выдающихся произведениях отечественных и зарубежных художников, познакомиться с отличительными особенностями видов и жанров изобразительного искусства, сформировать представление о художественно-выразительных средствах изобразительного искусства (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.п.), получить теоретические основы  изобразительной грамоты.

В шестом классе дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, учитель воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.

требования к знаниям и умениям ученика

Результаты обучения представлены в данном разделе и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

К концу обучения в шестом классе у обучающихся формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно- творческой деятельности. Полученные знания и умения учащиеся могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценке произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.

В результате изучения изобразительного искусства к концу учебного года должен

знать/понимать

 - отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;

- особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;

- национальные особенности в классическом изобразительном и народном декоративно-прикладном искусстве;

- особенности ансамбля народного костюма, зависимость колорита народного костюма от национальных традиций искусства и быта;

- центры народных художественных промыслов Российской Федерации (Хохлома, Гжель, Городец и др.);

- виды современного декоративно-прикладного искусства, дизайна;

-закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной, воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции.;

- искусств и памятники родного края;

- взаимосвязь изобразительного искусства с другими областями культуры;

- ведущие художественные музеи России и других стран;

- различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашь

 уметь

  1. Выбрать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы, поисковый материал, композиция), знать принципы работы художника над произведением, с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;
  2. Использовать средства художественной изобразительности (формат, свет и тень, объем, пропорции, цвет, колорит, тон, силуэт, контур, пятно, линия, штрих, фактура, ритм, симметрия, асимметрия, контраст, нюанс, движение, равновесие, гармония, композиция);
  3. Видеть закономерности линейной и воздушной перспективы (линия горизонта, точка схода и т.д.); светотени (свет, тень, блик, полутень, рефлекс, падающая и собственная тени), основные средства композиции: высота, горизонт, точка зрения, контрасты  света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра, ритм, силуэт и т.д.
  4. Рисовать с натуры и по памяти отдельные предметы и натюрморты, человека, животных, птиц, пейзаж, интерьер, архитектурные сооружения;
  5. Передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте;
  6. Создать художественный образ в композициях;
  7. Выполнять наброски, эскизы, длительные учебные, творческие работы с натуры, по памяти и воображению;
  8. Изготовить изделия в стиле традиционных художественных промыслов (в доступных техниках)

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. самостоятельной творческой деятельности;
  2. обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  3. оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
  4. овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:

истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);

семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово).

Учащиеся должны уметь:

различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, средневековой Европы);

различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен, батик и т.д.);

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.

В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;

передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединённые единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);

владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;

владеть навыками работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т.п.).

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

   Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:

о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;

о существовании изобразительного искусства во все времена истории; иметь представления о множественности образных языков изображения и особенностях видения мира в разные эпохи;

о взаимосвязи реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворении в художественный образ;

основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

особенности творчества и значение в отечественной культуре веливих русских художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;

о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.

Учащиеся должны:

уметь пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;

 иметь навыки конструктивного видения формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного его изображения, а также группы предметов; знать общие правила построения головы человека; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

иметь опыт активного восприятия произведений искусства и аргументированного анализа разных уровней своего восприятия, иметь навыки понимания изобразительной метафоры и целостной картины мира, присущей произведению искусства.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

   Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:

о жанровой системе в изобразительном искусстве и её значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;

о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и её жанровых видах: бытовом, историческом, о мифологической и библейской темах в искусстве;

о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;

о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, овыразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

о поэтической красоте повседневности, раскрываемой творчеством художников, о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;

 о роли искусства в создании памятников большим историческим событиям, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

о роли художественной иллюстрации;

о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; ороли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;

наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины 19-20 столетий;

об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах её выражения, о роли существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;

В процессе практической работы учащиеся должны:

иметь первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;

владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;

развивать навыки наблюдательности, способности образно видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;

иметь творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественнопознавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа её выражения;

иметь навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.

Требования к уровню подготовки учащихся 8-9 классов

   Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:

уметь анализировать произведения архитектуры;

знать основные этапы развития и истории архитектуры;

уметь конструировать объёмно-пространственные композиции;

работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий;

конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;

реализовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур.

При решении художественно-творческих задач на уроках формируются следующие навыки:

создание с натуры и по воображению архитектурного образа графическими материалами и др.;

работа над эскизом монументального произведения : витража, мозаика, роспись, монументальная скульптура;

использование выразительного языка при моделировании архитектурного ансамбля;

использование разнообразных материалов (бумага белая и тонированная, картон, цветные плёнки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объёме: картон, бумага, заготовки и др.

  Тематическое планирование 5 класс


урока

Тема урока. раздел

часы

Тип урока , формы и виды работ

Формы и методы контроля

Сроки

Примечание

1 четверть.   Декоративные корни народного искусства.

1.

Рисуем отгадки

к народным

загадкам.

Устное народное творчество –

основа для произведений

изобразительного искусства.

Иллюстрированная книга –

объёмное произведение искусства.

Иллюстрирование

русских народных загадок (рисование
или аппликация).

2.

Древние образы

в народном искусстве.

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства – солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни – как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека символов, их условно-символический характер.

Изобразить чудо-птицу, древо жизни, чудо-коня или композицию
из различных элементов древнерусской символики.

3.

Декор русской избы.

Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трёхчастной структуре
и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир).

Наброски с натуры модели домика.

Работа над украшением элементов избы (фронтон дома, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками, растительными
и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их
в орнаментальную композицию.

4 – 5.

Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома.

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – очи, свет и т. д. Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда
и включение их в пространство дома. Единство пользы
и красоты. Точка схода для построения плоскости пола, стен, потолка.

1 вариант:

Коллективная работа на тему «В русской избе» (с подмалёвком и аппликацией).

2 вариант:

Нарисовать фрагмент интерьера избы
с основными предметами.

 

6.

Конструкция, декор предметов

народного быта и труда.

Карельские прялки, деревянная посуда, предметы труда – область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора.

Вырезание из плотной бумаги или картона выразительных форм посуды, предметов труда и украшение их орнаментальной росписью.

Варианты:

  1. солонка, шкатулка,
  2. карельская 
  3. прялка,
  4. деревянные ложки.

7.

Образы и мотивы

в орнаментах карельской вышивки.

Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках
на полотенце.

1 вариант:
Выполнение эскиза узора вышивки на полотенце в традиции народных мастеров.

2 вариант:

Русский народный орнамент в полосе.

8.

Народный праздничный костюм.

Красота русского народного костюма, его целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплект одежды. Форма
и декор женских головных уборов. Разнообразие форм
и украшений народного праздничного костюма
в различных республиках
и регионах России.

Выполнение эскизов народного праздничного костюма разных регионов
и народов России
с использованием разных техник
и материалов.

9.

 Современное повседневное декоративное искусство.  Что такое дизайн?

Формирование представлений о дизайне интерьера. Познакомить с работой дизайнера.Проект комнаты. 

 2 четверть.   Связь времён в народном искусстве.

10.

Древние образы
в современных народных игрушках.

Промыслы нашего края.

Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы, цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других глиняных игрушек.

1 вариант:
Лепка и декор  игрушки в традиции одного из промыслов (Филимоново, Каргополь, Дымково).

2 вариант:
Лепка и декор Дымковской игрушки.

11.

Богородская деревянная резная игрушка
с элементами движения.

Деревянная резная игрушка
с элементами движения. Городской фольклор ярмарок. Художественные достоинства произведений народных мастеров и кустарей. Выразительность движений и звуковых эффектов богородской игрушки.

Выполнение эскиза игрушки с элементами движения по мотивам русских сказок, басен И. А. Крылова.

12.

Искусство Гжели.

Истоки и современное развитие пр

Слияние промысла
с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией.

1 вариант:Вырезание из бумаги форм посуды (тарелка) и украшение их росписью под Гжель (можно аппликацией).2 вариант:Выполнение эскиза изделия  под Гжель (часы, подсвечник, сахарница…).3 вариант:Импровизация
по мотивам Гжели(облепить пластилином сосуд, покрыть краской и расписать под Гжель).

13.

Искусство Городца.

Истоки и современное развитие промысла.

Единство формы предмета и его декора в  городецком промысле. Птица и конь – главные герои Городца, розаны и купавки – основные элементы декоративной композиции. Композиция орнаментальной
и сюжетной росписи:  изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Основные приёмы городецкой росписи.

Выполнение фрагмента росписи по мотивам городецкой росписи с использованием образа птицы, коня, растительных элементов.

14.

Искусство Жостова.

Истоки и современное развитие промысла.

Разнообразие форм подносов
и  вариантов построения цветочных композиций. Жостовская роспись – свободная кистевая живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещённости, объёмности букета цветов. Основные приёмы жостовского письма, формирующие букет: замалёвок, тенёжка, прокладка, бликовка, чертёжка, привязка.

1 вариант:Выполнение фрагмента жостовской росписи
с включением в неё крупных и мелких форм цветов, связанных друг
с другом.
2 вариант:Выполненные индивидуально фрагменты росписи затем компонуются
на чёрном поле крупных подносов.

15.

Искусство Хохломы.

Истоки и современное развитие промысла.

 

«Золотая Хохлома» - роспись
по дереву золотым, красным
и чёрным цветом. Изображение рыб, птиц и петухов в хохломской росписи. Главный мотив – «травка» - узор
из тонких стеблей, листочков, цветков, ягод на серебристом фоне. Ритмическая последовательность элементов росписи.

Выполнение фрагмента росписи по мотивам хохломской росписи
с использованием «травки».

16

Керамика Скопина (Рязань),

Опошни (Полтава).

Превращение обычных предметов в необычные в творчестве народных мастеров – создателей фигурных сосудов. Чудо-сосуды народного гончарного искусства. Художественное единство скульптурного начала и функциональности вещи
в народном творчестве (ковши-утицы, птицы-солонки,
кони-качалки, звери-свистульки, медведь-кувшин и т. п.).

Выполнение эскиза
и роспись «волшебного» фигурного сосуда – сосуд-зверь, сосуд-птица

17-18.

Промыслы нашего края.

Роспись..

Ручная роспись свободным, кистевым приёмом. Сравнение видов росписи.

Выполнение фрагмента росписи

 

19.

Роль народных художественных промыслов

в современной жизни (обобщение темы).

Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту
и интерьере.

Обобщающая беседа, занимательная викторина, сообщения и выставка работ учащихся.

3 четверть.     Декор – человек, общество, время.

20.

Зачем людям украшения.

Социальная функция декоративного искусства
в организации общества. Знакомство с эволюцией и образным значением одежды. Ювелирное искусство.  Костюм и одежда.

Сообщение новых знаний.

21.

Декор и положение человека
в обществе.

Роль декоративного искусства
в Древнем Египте. Подчёркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов
с помощью декоративного искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях. Отличие одежд высших
и низших сословий общества.

Выполнение эскиза ювелирного украшения в стиле древнеегипетского искусства: солнечного  ожерелья, подвески, браслета, нагрудного украшения – пекторали. Использовать характерные знаки-символы.

22 – 23.

Украшения
в жизни древних обществ. Греческая вазопись.

Роль декоративного искусства
в Древней Греции.  Античная расписная керамика. Вазопись чёрнофигурного (Эксекий) и краснофигурного (Евфимид) стиля. Место и роль античного искусства в мировой художественной культуре.

Эскиз сосуда 
по мотивам греческой вазописи (изобразить мифологический сюжет в чёрнофигурном стиле).

24.

О чём рассказывают гербы и эмблемы.

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак любого человеческого сообщества – государства, страны, города, партии, фирмы, символизирующий отличие
от других общностей, объединений.

1 вариант:

Проект и защита собственного герба, герба своей семьи, школы, класса.

2 вариант:

Изображение герба города и рассказ о его возникновении.

3 вариант:

Эскиз фирменного знака современных промышленных изделий.

25-26.

Одежда говорит
о человеке.

Декоративное искусство Западной Европы XVII века (эпоха барокко).

Строгая регламентация в одежде людей разных сословий в эпоху барокко. Суть декора – выявлять роли людей, их отношения
в обществе, выявлять и подчёркивать определённые общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам.

1 вариант:

Коллективная работа «Бал во дворце».

2 вариант:

Декоративная открытка «Мисс Барокко».

 

27.

Современная одежда
по мотивам национальных костюмов.

Национальные традиции
в культуре народа. Одежда
и национальный колорит. Живопись, скульптура,
графика – своеобразные хранители костюмов всех времён и народов.

Эскизы современной одежды по мотивам национальных костюмов разных стран мира.

28.

Роль декоративного искусства
в жизни человека и общества (обобщение темы).

Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определённых человеческих отношений. Украсить – значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль его хозяина, которая сказывается на всём образном строе вещи.

Обобщающая беседа, занимательная викторина, сообщения и  выставка работ учащихся.

4 четверть.   Декоративное искусство в современном мире.

29.

Современное повседневное
и выставочное декоративное искусство.

Многообразие материалов
и техник современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, роспись
по ткани, моделирование одежды и т. д.). Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства, творческая интерпретация древних образов. Пластический язык материала
и его роль в создании художественного образа.

Сообщение новых знаний. Выступления детей. Посещение виртуальных музеев.

30 – 31.

Современное декоративное искусство. Витраж.

Монументальное искусство. Мозаика и витраж.

Выполнить имитацию витража по мотивам народных сказок или
на произвольную тему.

32-33

Создание коллективной декоративной работы
из мозаики.

Каменная мозаика городов Средней Азии, лаосская мозаика из цветного стекла. Произведения мозаичного искусства художников Дейнеки, Корина, Лансере для станций метро Москвы и Санкт-Петербурга.

Выполнить работу
в технике мозаики
из цветной бумаги
на современную тему (как вариант – аппликация «Подводный мир» из бросового материала).

34 – 35.

Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства.

2-3ч

Осознание учащимися своих творческих возможностей. Реализация творческого замысла в конкретном материале.

Коллективное (или индивидуальное) панно (материал произвольный) на тему «Украсим школу своими руками».

Тематическое планирование 6 класс

п/п

Тема урока , раздел урока

Кол-во часов

Тип урока

  виды работы

Формы  контроля

Формы контроля

Сроки

Примечание

план

1.

 Что нужно знать для грамотного рисования. Летние впечатления                                             

1

Беседа

 тематическое рисование;

анкетирование, определяющее уровень знаний, навыков по предмету ИЗО

2

Полный цветовой круг

1

Изучение нового материала

Учебное задание по живописи

основы цветоведения и изобразительной грамоты

3.

Живописные и графические упражнения

1

Тематическое рисование

Работа графическими и живописными материалами;

цветовая растяжка, графические упражнения

4

Осенний лист, бабочка и фрукты

1

Рисование  с натуры, по памяти, по представлению

Рисование  с натуры, по памяти, по представлению

симметрия и ее роль в природе, в изображении; окраска в природе

5.

6

Рисование натюрморта: комнатный цветок и яблоко; корзина с овощами

2

Рисование с натуры

подбор цветов, близких натуре, использование палитры

анализ натуры, ее конструкции, цвета, светотени

7

В осеннем лесу

1

Тематическое рисование

выбор положения листа в зависимости от сюжета

работа «по сухому», «по мокрому».

8

Наброски домашних животных (лошадь, корова, коза, собака, кошка)

1

Рисование с натуры, по памяти,

 сравнительная анатомия, зависимость строения от среды обитания, движения

элементы композиции

9

На дне морском

1

Тематическое рисование, рисование по памяти и с натуры живых объектов

работа с трафаретом

живопись «по мокрому» (фон, рыба – 1 слой), «по сухому» (прописывание деталей, рыба)

10

 Невиданный зверь

1

Тематическое рисование;

рисунок-фантазия; рисунок-тест

 анализ и синтез в изображении художника

11

Наброски с куклы-игрушки

1

Рисование с натуры

 анализ формы, светотени, цвета

12

13

Наброски с фигуры человека, сидящего в профиль (в легкой одежде, не скрывающей телосложение)

2

Рисование с натуры:

 рисование фигуры человека от схемы;

последовательное ведение работы

14

Фигура человека в движении. Спорт.

1

декоративная работа

составление фигуры человека из заготовок (элементов фигуры) на основе пропорции; поза, одежда, дополнения;

анализ произведений искусства

15

Две контрастные фигуры

1

Рисование по памяти

карикатура как контраст

анализ произведений искусства

16

Новогодняя открытка, приглашение на бал

1

декоративное рисование

конструирование макета открытки

последовательное ведение работы

17

Зимние забавы (развлечения, спорт).

1

Тематическое рисование

разновидность современной книжной графики – комиксы

последовательное ведение работы

18

19

Мы рисуем инструменты

2

Наброски с натуры столярных, слесарных, строительных и др.инструментов

анализ формы, пропорций, конструкций;

анализ формы, пропорций, конструкций;

20

Знаменитые архитектурные ансамбли, памятники Москвы, Санкт-Петербурга

1

Беседа-видеоэкскурсия

просмотр зрительных материалов, сообщения учащихся;

анализ произведений искусства

21

Наши новостройки

1

Декоративное рисование

 рисование построек с натуры, по наблюдению, по памяти,

анализ произведений искусства

22

23

Красота народного костюма

2

Декоративное рисование,

 аппликация, использование шаблонов, трафарета

Умение использовать шаблоны

24

Русский быт в прошлые века. Иллюстрации к литературному произведению.

1

Беседа о творчестве русских художников Х1Х века; Репин, Суриков, передвижники;

 работа от эскиза

анализ произведений искусства

25

Материнство («Рождество» или «Новорожденный»)

1

Тематическое рисование

Просмотр зрительных материалов

анализ произведений живописи

26

Красота орнамента. Гипсовый трилистник.

1

Рисование с натуры

Рисование орнамента

Обобщение и стилизация, поэтапная работа от общего к частному; штрих по форме

27

28

Иллюстрация к литературному произведению (по школьной программе) на основе отечественной истории, культуры.

2

Беседа на тему красоты русского деревянного, каменного зодчества

сбор материала по теме

анализ произведений

29

30

Космические дали

2

Тематическое рисование

декоративное конструирование – макет марки

Космонавтика: новая разновидность пейзажа

31

Разработка герба

1

декоративное рисование

 разработка герба

школы

Поэтапная работа

30

32

Афиша цирка

1

декоративное рисование

Беседа о разновидности графики – плакате

анализ произведений искусства

Май

7

33

Человек и профессия. Поясной портрет

1

Рисование с натуры, по представлению, памяти

беседа о портрете как жанре живописи, о знаменитых портретиста

Анализ портрета

14

34

Портрет-шутка

Рисунок-фантазия

Беседа о художнике ХУ1 века Д.Аргимбольдо, гримерах в театре

создание портрета из овощей и фруктов

21

35

Весенний букет

Рисование с натуры натюрморта

беседа о натюрморте в живописи

анализ произведений художников

28

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству (Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2008.) и авторской  программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. Ломов С.П. Шорохов Е.В.– М.: Дрофа, 2005.).

Согласно федеральному компоненту государственного стандарта,  целями  художественного образования является:

  1. развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
  2. воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
  3. освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
  4. овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
  5. формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

 задачи:

•  углублять постижение образа человека и рукотворного мира в различных  видах  и  жанрах  искусства:   натюрморте,  интерьере, архитектурном пейзаже,   портрете,  бытовом жанре,  скульптуре, народном искусстве;

•  формировать зрительскую компетентность в процессе дальнейшего   знакомства   с   художественными   произведениями   разных видов и жанров отечественного и зарубежного искусства;

•  знакомить с основными принципами художественных стилей и развивать чувство стиля и художественный  вкус  в  процессе  восприятия  произведений, созданных  отечественными  и  зарубежными  художниками,  и  в процессе выполнения творческих работ учащимися;

•  давать представления об основах перспективного изображения интерьера и городского пейзажа;

•  раскрыть основы построения фигуры человека в движении и развивать умение изображать человека и окружающую его среду различными средствами изобразительного искусства, передавать через художественные образы собственное отношение к изображаемому;

•  углублять представления учащихся о синкретичности народного искусства на примере традиций ярмарочных праздников как синтеза   музыкального,   театрального,   устного   и   декоративно-прикладного творчества, а также о взаимодействии профессионального   и   народного   искусства   на   примере   архитектуры   и культуры быта;

•  продолжать воспитывать уважительное отношение к творчеству народных мастеров в процессе формирования умений и навыков выполнения декоративных работ с элементами художественного конструирования   с   использованием   приемов   художественной обработки материалов народными мастерами из различных центров традиционных художественных промыслов;

•  развивать      умение      выражать      эмоционально-личностное отношение    к    особенностям    семейной    культуры    в    разных слоях    общества    с    помощью    рисунка    или    пластического образа; 

• развивать творческую активность учащихся через  расширение их контактов с миром прекрасного в повседневной жизни и участие в эстетическом преобразовании среды (семьи, школы, города, села)

Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных сооружений. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках. Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров. Работа на пленэре*

Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов.

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

Создание эскизов интерьера, транспорта (космический корабль).

Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов.

Посещение архитектурных заповедников.

Использования языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Создание композиций на плоскости и в пространстве.

Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды, полиграфических изделий, архитектурных сооружений (прялки, народный костюм, посуда, элементы декора избы, книги и др.). Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Различие функций древнего и современного орнамента. Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов быта и элементах архитектуры. 

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать

  1. основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
  2. основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
  3. выдающихся представителей русского (Э.-М. Фальконе, А. Г. Венецианов, В. И. Суриков, И. Е. Репин, И. И. Шишкин, И. И. Левитан, В. М. Васнецов, М. А. Врубель, Б. М. Кустодиев) и зарубежного искусства (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буанаротти, Рембрандт Ван Рейн, К. Моне, В. Ван Гог, О. Роден, П. Пикассо) и их основные произведения;
  4. наиболее крупные художественные музеи России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина) и мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезенская галерея);
  5. значение изобразительного искусства в художественной культуре

уметь

  1. применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
  2. анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
  3. ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

 повседневной жизни для:

  1. восприятия и оценки произведений искусства;
  2. самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Тематическое планирование 7 класс

Тема, раздел урока

Часы

Тип урока  виды работы

Формы контроля.

Сроки

Примечание

 1.

Изобразительное искусство в     семье пластиче-ских  искусств

Виды изобразительного искусства (8 часов)

1

Урок формирования новых знаний   ,

Знать  виды   пластических   и изобразительных      искусств; различные     художественные материалы  и  их значение  в создании      художественного образа

Сгруппировать предложенные фото    и    репродукции   произведений  по  видам изобразительных (пластических) искусств

2.

Рисунок -основа  изобразительного творчества

Виды изобразительного искусства

1

Урок формирования новых знаний, умений, навыков

Зарисовки  с   натуры    отдельных растений или веточек     (колоски, ковыль,    зонтичные   растения   и др.)  с  использованием   графических   материалов (карандаш, уголь, фломастер)

Фронтальный устный      опрос. Просмотр и анализ работ

3.

Линия   и ее   выразительные   возможности

Виды изобразительного искусства

1

Урок формирования новых знаний, умений, навыков

Выполнение   линейных рисунков трав, которые колышет ветер (линейный ритм, линейные       узоры травянистых    соцветий,   разнообразие в характере линий:      тонких, широких, ломких, корявых,    волнистых и т. д.). Материалы:     карандаш, уголь

Анализ    результатов    собственной      художественной   деятельности

4.

Пятно как средство выражения. Композиция как   ритм пятен

Виды изобразительного искусства

1

Урок формирования новых знаний, умений и   навыков Изображение раз личных состоя
ний в природе (ветер, тучи, дождь, туман, яркое солнце и тени) черной и белой гуашью

Просмотр и анализ работ

5.

Цвет. Основы цве-товедения

Виды изобразительного искусства

1

Урок формирования новых знаний, умений и   навыков. Фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета («Царство снежной королевы», «Изумрудный город», «Страна золотого солнца»). Материалы: гуашь,

Просмотр и анализ работ

6

Цвет   в произве дениях живописи

Виды изобразительного искусства

1

Урок формирования новых знаний, умений и   навыков

Изображение осеннего букета с разным настроением: радостный, грустный, торжественный, тихи

Диктант по живописи. Просмотр, анализ и оценивание работ

7

Объемные   изображения в скульптуре

Виды изобразительного искусства

1

Комбинированный

Выполнение объемных изображений животных. Материалы: пластилин, стеки

Знать определение термина «анималистический жанр», выразительные средства и материалы скульптуры. Уметь использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе  

Экспресс-опрос. Просмотр и анализ работ  

8

Основы языка изображения

Виды изобразительного искусства

1

Повторительно-обобщающий Конкурсные    задания

Знать виды пластических и изобразительных искусств, виды графики; основы изобразительной грамоты (ритм, цвет, тон, композиция); средства выразительности графики, скульптуры, живописи; имена и произведения выдающихся художников, творчество которых рассматривалось на уроках четверти. Уметь воспринимать и анализировать знакомые произве-дения  искусства

Балльная оценка конкурсных заданий

9

Реальность и фантазия в творчестве художника

Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов)

1

Урок формирования новых знаний

Понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества; взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве

Ответить на во
прос: «Почему
люди
 хранят

произведения изобразительного искусства и высоко их ценят, передавая из поколения в поколение?»

10

Изображение предметного мира: натюрморт

Мир наших вещей. Натюрморт

1

Урок формирования новых знаний, умений, навыков Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов с акцентом на композицию , ритм. Материалы: бумага формата А4, карандаш, мелки

Знать определение термина «натюрморт», выдающихся художников и их произведения в жанре натюрморта. Уметь активно воспринимать произведения   искусства   натюрмортного жанра; творчески работать, используя выразительные возможности графических материалов (каран
даш, мелки) и язык изобразительного искусства (ритм,пятно, композиция)

Просмотр и анализ работ

11

Понятие формы, Многообразие форм  окружающего  мира

Мир наших вещей. Натюрморт

1

Комбинированный

Конструирование из   бумаги    простых геометрических  тел  (конус, цилиндр,        куб, призма)

Иметь представление о многообразии и выразительности форм

Игра «Определи произведение и его автор?, по фрагменту» Просмотр и анализ работ

12

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива

Мир наших вещей. Натюрморт

1

Урок формирования новых

знаний, умений Зарисовки конструкции    из    нескольких геометрических       тел. Материалы:     карандаш,     бумага формата А4

Экспресс-опрос. Просмотр и анализ работ

13.

Освещение.   Свет и тень

Мир наших вещей. Натюрморт

1

Урок формирования новых знаний, умений

Зарисовки      геометрических   тел из гипса или бумаги   с  боковым освещением. Материалы: черная и белая гуашь или акварель,   бумага формата А4

Знать основы изобразительной грамоты: светотень. Уметь видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры

Фронтальный
опрос
        (сип

квейи), Самоанализ работ учащимися

14

Натюрморт в графике.

Мир наших вещей. Натюрморт

1

Комбинированный

Выполнение    натюрморта в технике       печатной графики (оттиск с аппликации      на картоне)

составлять натюрмортную композицию на плоскости, применяя язык изобразительного искусства и выразительные    средства    графики; работать в технике печатной графики

Просмотр и анализ работ

15.

Цвет      в натюрморте

Мир наших вещей. Натюрморт

1

Комбинированный Работа  над  изображением      натюрморта   в   заданном    эмоциональном   состоянии:      праздничный,     грустный, таинственный. Материалы:     гуашь, кисти, бумага формата A3

Знать выразительные возможности цвета. Уметь: с помощью   цвета   передавать   настроение в натюрморте; работать  гуашью; анализировать цветовой     строй     знакомых произведений натюрмортного жанра

Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества

16

Выразительные возможности натюрморта

Мир наших вещей. Натюрморт

1

Урок-обобщение

Знать  такой жанр  изобразительного   искусства,   как   натюрморт; выдающихся художников и их произведения натюрмортного жанра (В. Ван-Гог, К. Моне, Й. Машков). Уметь  анализировать   образный  язык  произведений  натюрмортного жанра

Защита проектов. Анализ и оценка результатов проекгной деятельности

17

Образ человека   -главная тема    искусства

Вглядываясь в человека. Портрет

1

Урок формирования новых знаний, умений, навыков

Знать жанры изобразительного искусства: портрет; выдающихся      художников-портретистов русского  и мирового искусства   (Рембрант,   И. Репин). Уметь активно воспринимать   произведения    портретного жанр

-

18.

Конструкция Головы человека и её пропорции

Вглядываясь в человека. Портрет

1

Урок формирования новых знаний, умений

Работа   над   изображением   головы человека с соотнесенными  по-разному деталями лица (аппликация вьфезанных      из бумаги форм

Просмотр и анализ работ

19.

Графический портретный    рисунок    и выразительность образа человека

1

Комбинированный

Выполнение    автопортрета с натуры.     Материалы:  бумага формата   А4,   уголь, мелки, карандаш

Знать   пропорции   головы   и лица   человека;   выдающихся представителей    русского    и мирового   искусства   (А. Дюрер,    Леонардо    да    Винчи, В. Серов) и их основные произведения портретного жанра. Уметь  использовать  выразительность            графических средств и материала (уголь, мелки, карандаш) при работе с натуры

Просмотр и анализ работ

20

Портрет в графике

Вглядываясь в человека. Портрет

1

Комбинированный

Портрет     соседа по парте в технике силуэта (профиль).    Материалы: черная тушь, гуашь, бумага

Знать   пропорции   головы   и лица человека; выразительные средства графики (линия, пятно) и уметь применять их в творческой работе с натуры

Просмотр, анализ и оценка работ

21.

Портрет в

скульптуре

Вглядываясь в человека. Портрет

1

Комбинированный

Работа   над   изображением         в скульптурном портрете выбранного    литературного героя с ярко выраженным   характером     (Баба Яга, Кощей Бессмертный, Домовой и т. д.)

Презентация   работы с произнесением   короткого   монолога   от имени       вылепленного   литературного      героя. Анализ и оценка работ

22

Сатирические образы человека

Вглядываясь в человека. Портрет

1

Комбинированный

Изображение   сатирических образов литературных героев      (бумага формата А4, черная акварель или гелевая       ручка, тушь)

Тест. Просмотр и анализ работ

23.

Образные возможности освещения в портрете

Вглядываясь в человека. Портрет

1

Комбинированный

Наблюдение    натуры и наброски (пятном)   головы в  различном  освещении  (бумага формата А4, черная    акварель, кисть)

Просмотр и анализ работ

24.

Портрет в живописи

Вглядываясь в человека. Портрет

1

Комбинированный

Ассоциативный портрет в технике коллажа      («Мама», «Папа», «Дедушка»,    «Друг», «Сестра» и т. п.). Групповая работа

Тождество и контраст(сравнительный анализ произведений), Представление работ, анализ и оценивание

25.

Роль цвета в портрете

Вглядываясь в человека. Портрет

1

Комбинированный

Анализ цветового решения образа в портрете.    Материалы:      бумага, гуашь, кисть

Знать о выразительных возможностях цвета и освещения в произведениях портретного жанра. Уметь анализировать цветовой строй произведения живописи

Ответить на  вопрос:   «Кому   из известных    тебе художников    ты заказал  бы  свой портрет?     Почему?».    Просмотр и анализ работ

26.

Великие портретисты

Вглядываясь в человека. Портрет

1

Повторитель-

но-обобщающий

Знать художников-портретистов и их творчество (В. Серов, И. Репин, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрант).

Презентация проектов на тему «Художники-портретисты     и их      произведения»

27

28

Жанры   в изобразительном искусстве

Человек и пространство в изобразительном искусстве

2

Комбинированный

Знать жанры изобразительного искусства. Иметь представление об историческом характере художественного процесса; ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства.

Сгруппировать предложенные произведения  по жанрам

29

Человек и пространство в изобразительном искусстве

1

Урок-творческого применения знаний, умений,   : навыков

тельным выбором яркого     личного впечатления      от состояния в природе (изменчивые и яркие цветовые состояния весны, разноцветье        и ароматы лета)

ности (композиция, цвет, светотень, перспектива) в творческой работе по памяти и представлению

много музыки"?». Просмотр, анализ и оценка работ

32-33

Городской пейзаж

Человек и пространство в изобразительном искусстве

2

Урок-творческого применения знаний, умений,   : навыков

Работа   над   графической  композицией «Мой город» (бумага формата A3, гуашь с ограниченной палитрой   или   оттиски с аппликации на картоне)

Знать основы изобразительной грамоты и уметь применять приобретенные знания на практике

Анализ и оценка процесса и результатов собственной художественной деятельности

34

35

Выразительные возможности изобразительного искусства.   Язык и смысл

Человек и пространство в изобразительном искусстве

2

Повторитель-

но-обобщающий

Знать основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств; виды графики; выдающихся художников и их произведения, изученные в течение года; основные средства художественной выразительности; разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа.

Оценка конкурсных заданий

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству для VIII общеобразовательных классов  соответствует базовому уровню изучения предмета и  составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерных программ основного общего образования.

Примерные программы конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дают примерное распределение учебных часов на изучение тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяют минимальный набор видов художественно-творческой деятельности учащихся.

Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры

Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. В примерных программах выделяются такие закономерности изобразительных (пластических) искусств, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации и которые могут стать основой тематизма рабочих, авторских программ. Обучение изобразительному искусству в школе не должно сводиться к технократической, узко технологической стороне. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.

Цели художественного образования:

развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит  в VIII  – по 35 часов, из расчета 1 учебный час в  неделю.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования являются: познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.

Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать

  1. основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
  2. основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
  3. выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
  4. наиболее крупные художественные музеи России и мира;
  5. значение изобразительного искусства в художественной культуре;

уметь

  1. применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
  2. анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
  3. ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

 повседневной жизни для:

  1. восприятия и оценки произведений искусства;
  2. самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Тематическое планирование 8 класс

п/п

Тема, раздел урока  

 Часы

Тип урока, виды работы

Формы контроля

Сроки

Примечание

Синтез искусств

1

2

3

Роль изобразительного искусства в синтетических видах творчества.

3

беседа

Учебное задание по живописи

Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств.

Синтез искусств в архитектуре

4

5

6

Архитектура — композиционная организация пространства.

Виды архитектуры.

3

Перспективное изображение

выбор положения листа в зависимости от сюжета

Архитектура — композиционная организация пространства.

7

8

Конструкция здания: часть и целое.

Здание как сочетание различных объемных форм.

Понятие модуля.

2

Перспективное изображение

Рисование  с натуры, по памяти, по представлению

симметрия и ее роль

9

10

Стили и направления в архитектуре. Античная архитектура

2

Тематическое рисование

выбор положения листа в зависимости от сюжета

Зарисовки элементов архитектуры.

11

12

Романский стиль. Готика.

2

Тематическое рисование

Зарисовки элементов архитектуры.

Монументальность, суровость и лаконичность форм.  

13

14

Стили и направления в  архитектуре ренессанса и нового

времени В.В.Растрелли

2

Тематическое рисование

Зарисовки элементов архитектуры.

Ренессанс. Барокко, рококо, классицизм, ампир. Основные черты.

15

16

Стили в архитектуре конца 19 – 20 века. Ле Корбюзье. Ле Корбюзье.

2

Беседа-видеоэкскурсия

просмотр зрительных материалов, сообщения учащихся;

анализ произведений искусства

17

18

Связь архитектуры и дизайна

2

Декоративное рисование

Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой

последовательное ведение работы

Изображение в полиграфии и других направлениях дизайна

19

20

Художники книги. Иллюстрирование произведений искусства.

2

Проектная работа

Иллюстрирование литературных и музыкальных произведений.

анализ произведений искусства

21

22

23

Образ – символ – знак.

3

Проектная работа

Проектирование экслибриса, открытки.

Стилевое единство изображения и текста.

Синтез искусств в театре

24

25

Пространственно-временные искусства. Театр.

2

Тематическое рисование

Коллективный характер творчества в синтетических искусствах.

26

27

Художник в театре. Сценография.

2

Проектная работа

Создание эскиза оформления сцены.

последовательное ведение работы

Изображение в фотографии

28

29

Знаменитые фотохудожники.

2

беседа

сбор материала по теме

30

31

Художественная фотография и ее особенности.

2

Проектная работа

Создание фотоколлажа.

Изображение в фотографии и изобразительном искусстве

Синтетическая природа экранных искусств

32

33

Выдающиеся мастера кино.

2

беседа

сбор материала по теме

Изображение на компьютере

34

35

Компьютерная графика и ее использование.

2

Компьютерная графика

Выполнение эскизов оформления страниц сайта. .

Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа составлена  применительно к учебной программе «Изобразительное искусство», автор Кузин В.С. , 2011 год, которая разработана на основании примерной программы по Изобразительному искусству  Минобрнауки РФ.

В  учебно-тематическом  плане  реализуется  модифицированная  программа «Изобразительное искусство », Кузин В.С., 35 часа. С учетом специфики класса выстроена система учебных уроков, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения, что представлено в схематической форме ниже.

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило

цели обучения ИЗО:

• Развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения ИЗО, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства, нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

На основании требований Государственного образовательного стандарта. В содержании учебно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют

задачи обучения ИЗО:

• приобретение знаний основ художественной грамотности;

• овладение способами использования приобретенных знаний и умений;

• освоение компетенций: ценностно-смысловая, ценностно-ориентационная, рефлексивная, коммуникативная, личностное саморазвитие.

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:

знать/понимать:

– основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

– основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

– имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

– названия наиболее крупных художественных музеев России и мира;

– значение изобразительного искусства в художественной культуре;

уметь:

– применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

– анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

– ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

– для восприятия и оценки произведений искусства;

– самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 класс

№ урока

Раздел.

Тема урока

Часы

Сроки

Примечание

Тип урока виды работы

Формы контроля

I

Эволюция изобразительных искусств: от карандаша к компьютеру, от папируса до полиграфии

Специфика изображения в полиграфии. Массовость и доступность полиграфического изображения. Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки. Искусство книги. Стилевое единство изображения и текста.

 Типы изображения в полиграфии.

Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах

1

Вводный урок

2

Язык изобразительных искусств. Композиция-основа построения изображения

3

О гармонии и контрасте. Изобразительное понимание конфликта, сюжета, содержания.

Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств.

Архитектура — композиционная организация пространства.

симметрия и ее роль

Зарисовки элементов архитектуры.

4

Художественная выразительность и эмоциональная содержательность простейших изобразительных форм.

5

Специфика изображения в полиграфии. Искусство книги.

6-7

Многообразие полиграфического дизайна. Образ – символ -знак.

8-9

Полиграфическая техника и ее возможности. О макетировании в полиграфии.

II

Фотография-расширение изобразительных возможностей искусства

Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии. Изображение в фотографии и живописи. Особенности художественной фотографии. Создание художественного образа в фотоискусстве. Фотохудожники.

Монументальность, суровость и лаконичность форм.  

Ренессанс. Барокко, рококо, классицизм, ампир. Основные черты.

анализ произведений искусства

последовательное ведение работы

анализ произведений искусства

Стилевое единство изображения и текста.

10

От зари фотографии до наших дней. Грамота фотографирования.

11

Роль света в фотографии

12

Освещение и ракурс в фотопортрете.

13

Пейзаж и видовая фотография

14

Событийная репортажная фотография. Информативность фотоизображения

15-16

О художественности фотографии. Сравнительный анализ изображения и живописи.

III

Эстафета изобразительных искусств(фотография –кино- телевидение)

Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Композиция и средства эмоциональной выразительности в фильме. Телевизионное изображение, его особенности и возможности.

последовательное ведение работы

Изображение в фотографии и изобразительном искусстве

17

Кино-синтетическое искусство. Изобразительная природа кинозрелища.

18

Изобразительный язык кино и монтаж.

19

Кино-пространственно-временное искусство

20

Специфика изображения. О коллективности творчества в синтетических искусствах.

21-22

Композиция и средство эмоциональной выразительности в фильме.

23

Игровой фильм. Художник в кино и театре.

24

Телевизионное изображение, его особенности и возможности.

25

Новые способы получения изображения.

IV

Художник-зритель-современность.

Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Художник-творец-гражданин-выразитель ценности эпохи.

Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах

26

О природе художественного творчества.

27-28

Роль искусства в обществе и жизни человека.

29

Зритель. Вкус. Мода. Кич.

30

Пластические искусства сегодня.

31-32

Есть ли прогресс в искусстве.

Вечные истины искусства.

33-35

Наши работы.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКУШЩЕГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ:

СПИСОК УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 • дополнительных пособия для учителя: 

–Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства.- М.: Просвещение, 2011;

- Пономарев, А. М. Школа изобразительного искусства. – М.: Просвещение, 2008;

– Рылова, Л. Б. Изобразительное искусство в школе. – Ижевск,2009;

- Свиридова О.В. Изобразительное искусство: беседы, викторины, олимпиады -Волгоград,             учитель,2010;

дополнительных пособия для учащихся:

– Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2011;

– Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 2009;

– Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 2010;

– Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 2011;

        - Я познаю мир: Культура: Детская энциклопедия. – М.: АСТ-ЛТД, 2011.



 

Комментарии

Мне очень понравилась ваша рабочая программа. Разработанные занятия актуальны, содержат новые педагогические технологии. Ваши методические разработки помогут и заинтересуют учителей изобразительного искусства. Педагог дополнительного образования. г.Когалым. Спасибо!