Главные вкладки

    Календарно-тематическое планирование (изобразительное искусство, 9 класс) по теме:
    календарно-тематическое планирование в 9 классе по искусству

    Петухова Ирина Николаевна

    Календарно-тематическое планирование по искусству в 9 классе по программе Б.Неменского
    В помощь учителям работающим по данной программе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon izo_9_klass_kalendarno-tematicheskoe.doc144.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Календарно-тематическое планирование по ИЗО, 9 класс,

    составлено на основании ПРОГРАММЫ  Министерства РФ для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев

    «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы» под руководством Б.М. Неменского, 2005г.

    1 ч в неделю, всего 34 ч., 1 ч - резерв



    ТЕМА

    Количество

    часов по

    программе

    Количество часов по календарно-тематическому планированию

    Добавлено/

    сокращено

    За счёт  чего

    1. Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств.

    8-16

    9

    7

    1.1 Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах.

    1.2 Роль и место изображения в синтетических искусствах.

    1.3 Театр и экран - две грани изобразительной образности.

    1.4 Сценография или театрально-декорационное искусство - особый вид художественного творчества.

    1.5 Сценография как искусство и производство.

    1.6 Изобразительные средства актёрского перевоплощения: костюм, грим и маска.

    1.7 Театр кукол.

    1.8 Театрализованный показ проделанной работы.

    2. Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств.

    8-16

    8

    8

    2.1 Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру. Эстафета искусств.

    2.2 Фотография – расширение изобразительных возможностей. Грамота фотографирования и операторского мастерства.

    2.3 Всеобщность законов композиции. Выбор места, объекта и ракурса съёмки. Художественно-изобразительная природа творчества оператора.

    2.4 Фотография – искусство светописи. Натюрморт и пейзаж – жанровые – темы фотографии.

    2.5 Человек на фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета.

    2.6 Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения.

    2.7 «Мой фотоальбом.  Выставка учащихся».

    3. Азбука экранного искусства.

    12-24

    10

    14

    3.1 Кино – запечатленное движение. Изобразительный язык: кино и монтаж.

    3.2 Сюжет и кино. Сценарий и раскадровка.

    3.3 Из истории кино. Киножанры. Документальный фильм.

    3.4 Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью – основные телевизионные жанры.

    3.5 Игровой (художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме.

    3.6 Компьютер на службе художника. Анимационный (мультипликационный) фильм.

    4. Художник – зритель – современность.

    7-14

    7

    7

    4.1 О природе художественного творчества.

    4.2 Связи искусства с жизнью каждого человека.

    4.3 Искусство среди нас.

    4.4 Каждый народ Земли – художник.

    4.5 Язык  и содержание трёх групп пластических искусств. Их виды и жанры.

    4.6 Синтетические искусства. Их виды и язык.

    4.7 Современные проблемы пластических искусств.

    4.8 Вечные истины искусства (обобщение темы).

    № урока



    № в теме

    Кол-во  часов

    Дата


    Содержание учебного материала


    Тип урока


    Основные учебные цели


    Требования к уровню подготовки учащихся


    Вид контроля

    Раздел 1. Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств.

    1

    1.1

    1

    Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах.

    Изучение нового материала

    Объяснить учащимся смысл понятия «синтетические искусства»;

    выявить специфику синтетических искусств;

    развивать художественно-творческое воображение учащихся

    Знать:

    - о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств, возникающих на базе изобразительного искусства вследствие технической эволюции изобразительных средств;

    - о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах;

    Просмотр и исследование произведений различных видов синтетических искусств с целью определения в них роли и места изображения, изобразительного компонента

    2

    1.2

    1

    Роль и место изображения в синтетических искусствах.

    Изучение нового материала

    3

    1.3

    1

    Театр и экран - две грани изобразительной образности.

    Изучение нового материала

    Объяснить учащимся условность театрального искусства;

    роль актёра, режиссёра и художника в коллективном творчестве;

    изучить виды театрально- зрелищных и игровых представлений;

    выявить понятие «сценография»

    Уметь:

    - выполнять сравнительный анализ сценического и экранного образов;

    - создавать сценический образ места действия

    Знать:

    - игровую природу сценографии

    Создание сценического образа места действия(лес, море и т. п.)

    4

    1.4

    1

    Сценография или театрально-декорационное искусство - особый вид художественного творчества.

    Изучение нового материала

    Изучить два направления художнической деятельности сценографа;

    выразительные средства сценографии;

    виды сценического оформления

    Уметь:

    - использовать выразительные средства сценографии;

    Разбираться в сценическом мире

    Решение образа спектакля в виде инсталляции

    5

    1.5

    1

    Сценография как искусство и производство.

    Изучение нового материала

    Изучить театральные службы и цеха, театральное здание и устройство сцены;

    Элементы декорационного оформления спектакля;

    Этапы оформления спектакля

    Знать:

    Макет и специфику театрального оформления;

    Уметь:

    Работать в технике аппликации, коллажа;

    создавать объёмно-пространственные композиции

    Создание эскиза декорации (в любой технике) по мотивам фотографии или картины, изображающей интерьер или пейзаж

    6

    7

    1.6

    2

    Изобразительные средства актёрского перевоплощения: костюм, грим и маска.

    Изучение нового материала

    Иметь представление об искусстве и специфике театрального костюма;

    определить роль костюма и грима в быту

    Знать:

    - театральный костюм;

    - способы перевоплощения актёра;

    Уметь:

    - выполнять эскиз костюма, театрального грима

    Создание эскиза костюма и театрального грима персонажа или карнавальной маски

    8

    1.7

    1

    Театр кукол.

    Изучение нового материала

    Иметь представление об кукольном театре, как о виде сценического искусства;

    Изучить виды театральных кукол;

    Уметь:

    - выполнять эскизы кукольных персонажей, эскизы спектаклей

    Знать:

    - виды театральных кукол и способы работы с ними

    Создание эскиза кукольного спектакля или эскиза кукольного персонажа

    9

    1.8

    1

    Театрализованный показ проделанной работы.

    Обобщение и закрепление знаний

    Обобщить и закрепить знания по теме;

    Продолжить формирование нравственно-эстетическиую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни

    Уметь представить собственные разработки сценических костюмов

    Театрализованный показ сценических костюмов

    1 четверть: 9 ч

    Раздел 2. Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств.

    10

    2.1

    1

    Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру. Эстафета искусств.

    Изучение нового материала

    Проследить роль художественных инструментов в творческом художественном процессе;

    Знать:

    объективное и субъективное в живописи и фотографии, в кино;

    Уметь:

    дискутировать на предложенную тему

    Обзор живописи, фотографии и экранных произведений; их сравнительный анализ

    11

    12

    2.2

    2

    Фотография – расширение изобразительных возможностей. Грамота фотографирования и операторского мастерства.

    Изучение нового материала

    Получить представление о принципах художественной образности и специфике изображения в фотографии и экранных искусствах;

    о роли изображения в информационном и эстетическом пространстве, в формировании визуальной среды

    Уметь:

    Анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности;

    применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной фотопрактике

    Информационные сообщения или краткие реферативные резюме «Современная съёмочная техника и значение работы оператора для общества 21 века»

    13

    2.3

    1

    Всеобщность законов композиции. Выбор места, объекта и ракурса съёмки. Художественно-изобразительная природа творчества оператора. Фотография – искусство светописи. Натюрморт и пейзаж – жанровые  темы фотографии.

    Изучение нового материала

    Изучить художественно-композиционные  моменты в съёмке;

    композицию в живописи;

    познакомить учащихся с основой операторского искусства.

    Уметь:

    использовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;


    Расширение навыков  и опыта работы с фотокамерой; подготовка к съёмке: осмотр объекта, выбор точки съёмки, ракурса и освещения

    14

    15

    2.4

    2

    Человек на фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета.

    Изучение нового материала

    Познакомить учащихся со своеобразием художественной образности портрета;

    изучить виды портрета: автопортрет, постановочный и репортажный портреты;

    развивать художественно-творческую активность при изучении синтетических искусств

    Освоить теорию и практику фотографии и экранных искусств;

    уметь применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной практике

    Фотосъёмка модели  с различно поставленным светом и в различных ракурсах

    16

    2.5

    1

    Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения.

    Изучение нового материала

    Изучить событие как объект репортажной съёмки;

    фотоизображение как документ времени;

    научить учащихся выполнять анализ событийно-сюжетных фотографий с позиций темы

    Уметь:

    работать с фотоальбомом -поиск и подбор репортажных снимков;

    передавать в фотографиях неповторимые моменты, особенности событий, выражение лиц людей;

    работать статичной и ручной камерой;

    анализировать первые типичные ошибки при съёмки (дрожание камеры, короткие планы, прерывистость съёмки, выпадение объекта из кадра и т. д.)

    Проведение выездной фото -  или видеосъёмки или репортажная съёмка в школьных условиях

    17

    2.6

    1

    «Мой фотоальбом.  Выставка учащихся».

    Обобщение и закрепление знаний

    Повторить значение термина «фотография», различные жанры фотографии с точки зрения композиционного построения;

    научиться вести диспут по теме

    Уметь:

    презентовать свои работы перед аудиторией;

    вести открытий диспут по теме;

    владеть навыками работы с фото – и видео камерой

    Выставка работ, диспут

    2 четверть: 8 ч

    Раздел 3. Азбука экранного искусства.

    18

    19

    3.1

    2

    Кино – запечатленное движение. Изобразительный язык: кино и монтаж.

    Изучение нового материала

    Изучить новый вид изображения – движущееся экранное изображение;

    Научить учащихся правильно излагать киномысли;

    Изучить монтаж, монтажную прерывистость последовательного дейстия или движения в кино

    Уметь:

    грамотно излагать киномысли в построении кинокадра;

    чередовать крупные и общие планы, монтажное соединение разнонаправленных движений;

    передавать на экране параллельное и последовательное действие

    Составление кинофразы и  рассмотрение изменения её образного содержания в зависимости от изменения монтажной последовательности кадров

    20

    21

    3.2

    2

    Сюжет и кино. Сценарий и раскадровка.

    Изучение нового материала

    Изучить фильм как последовательность кадров;

    элементарную грамоту записи сценарного плана;

    познакомить учащихся с замыслом, сценарием, покадровой раскадровкой фильма

    Уметь:

    создавать видеоряд;

    записывать сценарий;

    выполнять покадровую раскадровку

    Работа над литературным сценарием на тему известной сказки или рассказа, а также работа по созданию раскадровки

    22

    3.3

    1

    Из истории кино. Киножанры. Документальный фильм.

    Изучение нового материала

    Познакомить учащихся с историей чёрно-белого кино от братьев Люмьеров;

    изучить жанры кино;

    развивать художественно-творческое мышление учащихся

    Знать:

    жанры кино;

    историю кино;

    Уметь:

    использовать многообразие сюжетной событийности;

    создавать видеоэтюды на тему

    Создание учениками пейзажно-видового кинонаблюдения на свободно выбранную тему; применение в этюде приобретённых операторских навыков

    23

    24

    3.4

    2

    Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью – основные телевизионные жанры.

    Изучение нового материала

    Изучить социокультурное многообразие телевидения: искусство, журналистика, информация и т.д.;

    познакомить учащихся с интервью-искусством диалога и общения;

    Уметь:

    использовать сиюминутность-специфику телевизионного изображения;

    принципы работы с человеком в кадре

    Съёмка видеоинтервью или короткого видеорепортажа о событиях в школе

    25

    26

    3.5

    2

    Игровой (художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме.

    Изучение нового материала

    Познакомить учащихся с динамическим сочетанием различных действий в кино;

    Суть музыки и шумов в фильме;

    Изучить сущность актёрской профессии

    Уметь:

    составлять драматургию звукомузыкальной составной фильма;

    работать над звуковым оформлнием фильма

    Сценарная запись и раскадровка своего музыкального типа

    27

    3.6

    1

    Компьютер на службе художника. Анимационный (мультипликационный) фильм.

    Изучение нового материала

    Изучить новые способы получения изображения;

    Компьютерный анимационный фильм

    Уметь:

     использовать компьютерную графику при создании анимационного фильма

    Разработка эскиза телевизионной заставки, музыкального клипа или анимационного фильма

    3 четверть: 10 ч

    Раздел 4. Художник – зритель – современность.

    28

    4.1

    1

    О природе художественного творчества.

    Изучение нового материала

    Изучить понятие «процесс творчества»;

    Составные процесса творчества;

    Развивать художественно-творческое мышление, воображение

    Знать:

    что такое процесс творчества;

    виды изобразительного искусства;

    Уметь:

    дискутировать на тему;

    составлять описание художественного произведения

    Подготовка учащимися устных и письменных рефератов

    29

    4.2

    1

    Связи искусства с жизнью каждого человека.

    Изучение нового материала

    Изучить три формы художественного мышления;

    Проследить в ходе урока личные связи человека с окружающим его искусством

    Знать:

    три формы художественного мышления;

    как зрителю право и возможность на формирование  собственной позиции и охранять себя от навязывания чуждых эмоционально-ценностных позиций

    Устный или письменный реферат по теме

    30

    4.3

    1

    Искусство среди нас.

    Изучение нового материала

    Повторить в ходе урока три группы пластических искусств;

    Проследить рынок видеофильмов, их влияние на развитие вкуса;

    Изучить роль рекламы

    Уметь:

    защитить свою точку зрения на проблему;

    находить дополнительный материал по теме;

    Знать:

    три группы пластических искусств;

    влияние на развитие вкуса рекламы и различных художественных (видео) фильмов

    Устные или письменные сообщения, практические проекты

    31

    4.4

    1

    Каждый народ Земли – художник.

    Изучение нового материала

    Повторить в ходе урока тему 4 класса «Каждый народ художник»;

    синтезировать информацию, полученную на уроках истории, МХК, через книги, журналы, СМИ для раскрытия темы урока;

    формировать художественно-творческую активность учащихся

    Знать:

    нравственно-эстетические границы, которые авторы не должны переступать в своих сюжетах;

    Уметь:

    осмыслить, осознать суть проблемы-богатства, разнообразия и единства культур

    Практические и теоретические проекты на тему

    32

    4.5

    1

    Язык  и содержание трёх групп пластических искусств. Их виды и жанры.

    Изучение нового материала

    Повторить группы пластических искусств;

    выявить в ходе урока роль каждой группы пластических искусств в жизни человека;

    проследить национальную, историческую, региональную специфику этих искусств

    Знать:

    группы пластических искусств;

    роль каждой группы пластических искусств в жизни человека;

    Уметь:

    использовать виды и жанры пластических искусств при составлении реферата

    Устные и письменные сообщения по теме

    33

    4.6

    1

    Синтетические искусства. Их виды и язык.

    Изучение нового материала

    Изучить возникновение синтетических видов искусств;

    проследить их связь с жизнью;

    обозначить особую роль СМИ в использовании синтетических искусств;

    Знать:

    виды синтетических искусств;

    технологию кино- и видеосъёмок;

    Уметь:

    раскрывать образность и художественность, правду и условность в кино или на телевидении

    Теоретический проект на тему «Роль СМИ в использовании синтетических искусств»

    34

    4.7

    1

    Современные проблемы пластических искусств.

    Изучение нового материала

    Познакомить учащихся с искусством постмодернизма и реализма, андеграунда;

    Изучить технологию кино-  и видеосъёмок на примере работы режиссера, художника, сценариста, оператора, актёра

    Понимать художественно-образный язык пластических  и синтетических искусств, обладать опытом восприятия и интерпретации образов художественных произведений;

    Уметь:

    Работать цветом, тоном, линией пространством, формой, самостоятельно используя средства художественной грамоты

    Проект на тему: «Роль искусств на формирование мироотношения человека »

    35

    4.8

    1

    Вечные истины искусства (обобщение темы).

    Обобщение и закрепление знаний

    Проследить в ходе урока какие проблемы жизни являются вечными проблемами искусства и почему;

    Выявить проблему взаимосвязи жизни искусства с уровнем развития общественных вкусов;

    Развивать художественно-творческое мышление учащихся

    Уметь:

    Творчески относиться к собственной деятельности в различных видах пространственных  и синтетических искусств;

    Высказывать аргументированные суждения о произведениях искусства, знать произведения золотого фонда отечественного и зарубежного искусства

    Защита проектов по теме

    4 четверть: 7 (8) ч

    Всего в учебном году: 34 ч, 1 ч - резерв


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Календарно-тематическое планирование для 9 класса по Информатике и ИКТ / Авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.

    В документе дано календарно-тематическое планирование по Информатике и ИКТ в рамках УМК авторов: Семакина И.Г., Залоговой Л.А., Русакова С.В., Шестаковой Л.В. в соответствии с требованиями Государстве...

    Календарно-тематическое планирование в 9 классе по Львовой

    Календарно-тематическое планирование в 9 классе для учителей, работающих по программе С.И. Львовой. Эта программа нацелена на формирование и развитие речемыслительных способностей учащихся на основе д...

    Календарно-тематическое планирование по биологии в 9 классе по программе авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой.

    Календарно-тематическое планирование по биологии в 9 классе составлено на основе примерной программы по биологии авторов В.В. Пасечника,  В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой,  издательства «...

    календарно-тематическое планирование 5-9 класс по изобразительному искусству. Программа Б.М.Неменского

    Календарно-тематическое планирование 5-9 класс по изобразительному искусству. Программа Б.М.Неменского...

    Календарно - тематическое планирование в 9 классе по физике

    Пояснительная записка к рабочей программепо физике для 9 класса. (68 часов  – 2 часа в неделю)СТАТУС ДОКУМЕНТАРеализация программы обеспечивается нормативными документами:Программа конкретиз...

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование в 9 классе по химии_2014-15 учебный год

    Представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование в 9 классе по химии по УМК Г. Е. Рудзитиса на 2014-15 учебный год без контрольно-измерительных материалов....