Нетрадиционные способы оздоровления: лечение творческим самовыражением.
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

Гумарова Лариса Васильевна

   Работая в системе  образования на протяжении многих лет, могу смело утверждать, что состояние здоровья детей ухудшается год от года. По данным исследований российских учёных численность абсолютно здоровых школьников в начале 21 века составляет 15% от общего количества учащихся. Практика показывает, что решить проблему сохранения и укрепления здоровья детей одной медицине не под силу. К тому же установка на  бережное отношение к своему здоровью, ориентация на здоровый образ жизни  не появляются у детей сами собой, а формируются в результате целенаправленного педагогического воздействия. И я стараюсь повлиять на сохранение и укрепление здоровья своих учеников, и этому посвящена моя статья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гумарова Лариса Васильевна, учитель ИЗО и черчения, МОУ СОШ № 23, п.Айхал

_______________________________________________________________________

Нетрадиционные способы оздоровления: лечение творческим самовыражением.

    В современное время, здоровье человека должно являться приоритетным направлением государственной политики в области образования. Исходя из этих задач, мы спешим обучить детей чему-то новому, прогрессивному, необходимому для дальнейшей жизни. А о главном,  здоровье, мы почему-то часто забываем.

   Работая в системе  образования на протяжении многих лет, могу смело утверждать, что состояние здоровья детей ухудшается год от года. По данным исследований российских учёных численность абсолютно здоровых школьников в начале 21 века составляет 15% от общего количества учащихся. Практика показывает, что решить проблему сохранения и укрепления здоровья детей одной медицине не под силу. К тому же установка на  бережное отношение к своему здоровью, ориентация на здоровый образ жизни  не появляются у детей сами собой, а формируются в результате целенаправленного педагогического воздействия. И я стараюсь повлиять на сохранение и укрепление здоровья своих учеников, и этому посвящена моя статья.

    Движение пальцев и кисти рук имеют особое оздоравливающее воздействие на весь организм в целом. Влияние мануальных действий на развитие мозга человека было известно еще во 11 веке до н.э. Игры с участием рук и пальцев приводит в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в оптимальном состоянии. Японский врач Намиком Токудзиро разработал оздоравливающую методику воздействия на кисти рук, а через них на внутренние органы человека, рефлекторно связанные с ними. Так, например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательных пальцев положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца - на сердце. В Японии широко используют для ладоней и пальцев игры с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее действие на организм оказывает и использование в работе с детьми нетрадиционных  техник рисования, а так же цвет. На этом мне бы  и хотелось остановиться подробнее.

   Задумывались ли вы когда – ни будь о том, какое значение в нашей жизни имеют цвета!
Только представьте себе, что снег вдруг станет оранжевым, трава и листья красными, небо – фиолетовым. Наша психика не выдержала бы столь насыщенного зрелища. Учёные доказали, что цвет может  угнетать и навевать печаль, а также  он может и лечить.
    Красный – нормализует кровообращение и обмен веществ, хотя  избыток красного цвета может спровоцировать перевозбуждение, головную боль и усталость глаз. В медицине его используют для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори, гнойных ран.
   Желтый цвет стимулирует зрение, нервную деятельность, благотворно воздействует на интеллект, повышает концентрацию внимания, улучшает настроение и память. Лечит бессонницу, возбуждает аппетит, помогает при нарушении работы печени.
   Зеленый – самый успокаивающий. Он  способствует ритмичной работе сердца, отдыху глаз. Назначается при различных сердечно - сосудистых заболеваниях, при головных болях и глазных недугах.
  Синий – помогает при бессоннице, вызывает ощущение комфорта и покоя, снимает напряжение, снижает артериальное давление. Если с синим цветом переборщить, то он может оказывать и угнетающее действие на психику.

        Изобразительная деятельность цветом (гуашь, акварель), пожалуй, единственная область творчества, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но необходима. Ребёнок  выражает свои эмоции через цвет, рисуя радость, любовь, страх, выполняя  работы на темы, а в это время в организме ребёнка невольно происходит снятие психического напряжения, улучшается настроение.

   Подробно хочу остановиться на нетрадиционных приёмах рисования. Итак, техника «монотопия»  («пятнография»): лист бумаги складывается пополам, затем на одну половину наносятся яркие краски, и пока краска не высохла лист складывается пополам и проглаживается. На развороте получается симметричное изображение, остаётся только догадаться, на что оно похоже, и дорисовать недостающие детали. Не менее интересна и техника «пуантилизм», когда изображение состоит из множества маленьких точек. При рисовании точками, а не линиями, рисунок приобретает мозаичный вид. Выполняя поздравительную открытку к новому году, я познакомила детей ещё с одной техникой рисования как «набрызг». На зубную щётку набирается краска и жёстким предметом проводим по верху щётки, наклоненной над бумагой.  Брызги разлетаются по чистому листу. На лицах детей – улыбки! Таким образом, можно изобразить звёздное небо, салют, и всё, что придёт в голову непоседливым детям.

    Подобные занятия  развивают фантазию и воображение, а также вызывают удивление и восторг, а всё это благоприятно влияет на положительные эмоции, создаёт благоприятные условия  для успешного развития  ребёнка. Тренировка движений пальцев и кистей в изобразительной деятельности является важнейшим фактором и развития речи, а также способствует улучшению артикуляционных движений; повышает работоспособность коры головного мозга; стимулирует развитие мышления ребёнка.

    Занимаясь проблемой оздоровления, развития и расширения психофизических возможностей через разные виды изобразительной деятельности, разработала модифицированную программу по изобразительному искусству для 5-7 классов. В программу введены такие темы как «Изонить», «Оригами», «Роспись по стеклу», «Витраж», «Мозаика  из пластилина», «Мозаика из обрывных кусочков бумаги» и т.п. Достоинство  этих художественных техник   и в том, что они требуют согласованного участия многих психических функций. Выполняя работы в различных техниках, ребенок даёт выход своим чувствам, имеет возможность выразить различного рода эмоции, в том числе и отрицательные, а они в свою очередь способствуют снятию психического напряжения и стресса.  Кроме того нетрадиционные техники оказывают благоприятное воздействие и на физическое развитие:  развитие мелкой моторики; развитие тактильного восприятия;  увеличение остроты и объема зрительного восприятия;  развитие моторики крупных движений;  приобретение опыта координации движений в системе «глаз — рука».  

     В заключении хочу сказать, что детский рисунок или творческая работа – это не просто «красивая картинка» для выставки, а результат работы души и интеллекта, и эта «картинка» несёт особую информацию о состоянии здоровья ребёнка, о его внутреннем мире. Выполняя на уроках творческие работы можно помочь детям не только преодолеть эмоциональные проблемы, но и развивать уверенность в себе.