Главные вкладки

    открытый урок по декоративно - прикладной композиции
    план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) по теме

    Корякина Александра Сергеевна

    --

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc41.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

     дополнительного образования детей

     «Детская художественная школа №9 города Астрахани»

    ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКА
    ПО ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЙ КОМПОЗИЦИИ

     в 3 «А» классе

    Преподаватель: Корякина А.С.

    г. Астрахань

    2013 год

    Тема урока:  «Народные промыслы, история хохломской росписи»

    Дата проведения урока: 16.01.2013

    Тип урока: смешанный

    Цель урока: Познакомить с мастерами хохломской росписи. Познакомить с традициями и мотивами хохломской росписи.

    Задачи урока: содействовать развитию эстетического восприятия произведений народных мастеров хохломской росписи, воспитать уважительное отношение к трудам мастеров.

    Наглядно – дидактический материал:

    - Иллюстрации (репродукции картин)

    - Образцы изделий

    - Наглядное пособие с элементами хохломской росписи

    Оборудование:

    - Бумага – формат А4

    - Кисти (беличьи, колонковые) №2, №3.

    - Краски гуашевые или акварельные

    План урока:

    1. Организационный момент (2 минут)
    2. Беседа об истории хохломы, ее образах и техниках (25 минут)
    3. Практическое задание (выполнение 3 – 4 несложных упражнений) (18 минут)

    Ход занятия:

    Организационный момент: подготовка рабочего места

    Вводная беседа:

    - Сегодня на уроке мы познакомимся с узорами золотой, расписной хохломой и ее палитрой. Как вы думаете, ребята, как давно появились изделия хохломы и какими они были?

    Учащиеся вспоминают и перечисляют, какие изделия, расписанные хохломской росписью могли  существовать в старину.

    Демонстрация иллюстраций

    - Самые древние предметы, дошедшие до нас, были изготовлены в XVIII -  XIX вв., но историки предполагают, что в  XVI – XVII вв. хохломской орнамент, сложившейся на основе древнерусской культуры, проник в народное искусство с украшениями рукописных книг и икон. Хохлома – название большого торгового села в бывшем семеновском уезде Заволжья. Сюда и привозили мастера для продажи свои изделия из окрестных сел и деревень. Здесь привлекательный товар приобретали купцы, а затем сбывали его на ярмарках и не только по всей России, но и за ее пределами. Так в сознании покупателей красочная посуда, ложки стали ассоциироваться с именем торгового села. Нижегородского Заволжья – центр искусства хохломской росписи – край насыщенной истории и самобытной культурой. Много веков назад по этим российским местам пролегла «бытовая тропа». Здесь находится озеро Светло-яр, скрывшее согласно преданию, древнейший город Китеж, не покорившийся татарскому Хану.  

    - Как вы думаете, из чего хохломские изделия были изготовлены? Какое их назначение? А почему хохломская роспись называется золотой?

    Хохломская роспись, хохлома – русский народный художественный промысел, традиционное изготовление деревянных расписных изделий. Возник во второй половине XVII века в Заволжье на территории Ковернинского района Нижегородской области. Название промыслу дало село Хохлома, центр сбыта изделий местных ремесленников. Иконописцы старообрядцы, знавшие приемы дешевого «золочения» дерева, способствовали возникновению здесь оригинальной техники окраске предметов без применения золота.

    Хохлома сохраняет старую технику до наших дней. Некоторые из этих технических приемов сохранились до сих пор. А какие техники хохломской росписи вы знаете?

    - Это основные типы росписи деревянных изделий: «травка», «под фон», «кудринка».

    - Для хохломской росписи характерны две ее разновидности: «верховая» и «под фон»

    «Верховая» роспись – это рисунок черной или красной краской, наносимый на золотую поверхность, где он образует легкий ажурный узор (композиции «травка», «под листок», «пряник», «осочка»)

     Роспись «под фон» имеет золотистый силуэтный рисунок, окруженный черным или цветным фоном (своеобразная разновидность росписи – «кудринка»)

    С 1960-х годов Хохломские изделия выпускаются на двух предприятиях промысла: фабрика «Хохломской художник» на родине промысла с центром в селе Семино (Ковернинском района) и производственное объединение «Хохломская роспись» в городе Семенове.

    Мастера семинского предприятия культивируют виртуозный  травный орнамент, отличающейся красотой полевых трав, ягод, цветов. Мастера семеновского объединения предпочитают орнаментальную роспись «под фон» с мелкой прорисовкой деталей штрихом, крупную «кудрину».

    Демонстрация иллюстраций

    Фоновое письмо – сначала рисуют концом кисти контуры всех крупных элементов узора, а затем серебристый фон изделия закрывают черной или красной краской, оставляя нарисованный узор незакрашенным.

     Верховое письмо – узор пишется черной, красной, зеленой и желной красками на серебристом фоне изделия сверху. После сушки и многократных покрытий олифой фон изделия приобретает золотой цвет, отлично выделяющий многоцветный узор; росписи.

    Хохломская роспись выполняется кистью от руки без предварительного рисунка, с «маху» художественной масленой краской. При этом кисть держится «щепоткой», перпендикулярно к поверхности.

     

    Практическая работа:

    Выполнение неложных упражнений

    Упражнение №1: Чтобы получить мазок «капелька», нужно поставить кончик кисти на листок, а затем, ведя кисть на себя, плавно прижимать ее к плоскости бумаги.

    Выполнив необходимой длины мазок, остановите кисть и легко снимите ее с плоскости бумаги.

    Упражнение №2: Для того чтобы выполнить мазок «травка», поставьте кончик кисти на бумагу и медленно двигайте кисть к себе, постепенно прижимая ее к плоскости бумаги. Завершая написание элемента, ведите кисть в ту сторону, куда должен лечь мазок, постепенно отрывайте кисть от плоскости листа.

    Упражнение №3: Элемент «травка»  в хохломской росписи имеет различную толщину, длину и изгиб. По сравнению с Городецкой травкой он более пластичный. Для написания « травки» поставьте кончик кисти на бумагу, медленно ведя кисть на себя, прижимайте ее к плоскости листа.  Заканчивая мазок, постепенно снимайте кисть с плоскости, продолжая вести ее на себя.

    Для выполнения «травки» с повтором, выполняя мазок, немного вращайте кисть в пальцах в ту сторону, в которую идет изгиб травки.

    Упражнение № 4: Помимо «капелек» и «травок» - графические элементы включают в себя «завитки». Для их выполнения нужно научиться воспроизводить мазок на одном дыхании. Возьмите кисть, поставьте ее кончик на лист бумаги. Начиная писать по спирали, вращайте кисть в пальцах в ту сторону, в которую закручивается элемент. Во время написания «завитка» постепенно опускайте кисть на лист бумаги, а к концу выполнения элемент медленно снимайте с плоскости. Так выполняются элементы, повернутые в правую и левую сторону.

    Итак, мы сегодня познакомились с происхождением хохломской росписи, с элементами хохломской росписи.

    Ребята самостоятельно выполняют упражнения в своих альбомах. Я обхожу каждого и помогаю, при необходимости, каждому в работе.

    В конце устраиваем просмотр выполненных учениками упражнений.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по декоративно-прикладной композиции с применением ИКТ "Декоративное панно для украшения интерьера"

    Цели урока - знакомство с новым видом росписи по ткани, некоторыми творческими технологиями быстрого декорирования, вспомнить и закрепить полученные ранее знания о цветоведении и композции...

    Программа творческой мастерской «Солнце в ладошках» по декоративно- прикладной композиции профильной смены «Радуга» для одарённых детей на базе спортивно-оздоровительного центра имени Валентины Терешковой г. Курск

    Программа творческой мастерской «Солнце в ладошках» ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству и носит образовательный характер...

    открытый урок по дек.-прикладной композиции ДХШ 1 класс

    Открытый урок по декоративно-прикладной композиции в детской художественной школе. 1 класс. изготовление травянчиков....

    Дополнительная общеразвивающая программа по предмету "ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНАЯ КОМПОЗИЦИЯ" (для учащихся отдела начальной подготовки)

    Дополнительная общеразвивающая программа по предмету «Декоративно-прикладная композиция» основана на типовой программе для подготовительных групп детских художественных школ, является адап...

    Комплексная дополнительная общеразвивающая программа «Рисунок», «Живопись», «Станковая композиция», «Декоративно-прикладная композиция», «Лепка» ОНП на 3 года.

    Программа по рисунку, живописи, станковой композиции, декоративно-прикладной композиции и лепке основана на типовой программе для подготовительных групп детских художественных школ, является адаптиров...

    Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по предмету "ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНАЯ КОМПОЗИЦИЯ"

    Обучение по данной программе научит детей видеть красоту в реальной действительности и создавать вещи, которые имеют две функции: утилитарную и художественную. Занятия декоративно-прикладной композици...

    Программа ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

    Обучение по данной программе научит детей видеть красоту в реальной действительности и создавать вещи, которые имеют две функции; утилитарную и художественную.Занятия по программе развивают фантазию и...