5 класс 17 урок "Древние образы в народных игрушках"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Трофимова Ольга Васильевна

Разработка урока по изобразительному искусству по программе Б.М. Неменского "Изобразительное искусство" 5 класс,  урок №17 по теме "Древние образы в народных игрушках"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_17.doc66.5 КБ
Office presentation icon drevnie_obrazy_v_igrushkah.ppt2.67 МБ

Предварительный просмотр:

5 класс

«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека».

34 часа

III четверть

Связь времён в народном искусстве

Урок 17

Тема урока:

Древние образы в современных народных игрушках

Запись на доске

Тип урока:

Урок изучения нового материала.

В мастерской народных умельцев.

Цель урока:

Знакомство с традиционными элементами  росписи в  игрушках различных народных промыслов, выявление единства формы и декора.

Основные понятия:

Дымковская игрушка, филимоновская игрушка, каргопольская игрушка.

Общие компетенции:

Развивать умения анализировать, сравнивать, выделять особенности изделий различных народных промыслов.

Предметные

компетенции:

Познакомить с традиционными элементами росписи дымковской, филимоновской, каргапольской игрушек.

Этапы урока:

Оргмомент

1 мин.


Целеполагание

5 мин.              

1 слайд

        



2 слайд






3 слайд




4 слайд















5 слайд

















Изучение нового материала

15 мин.


6 слайд






Презентация

10 минут

7-12 слайды

Содержание:

Проверка готовности к уроку.  

Организация рабочего места.


Тема урока: Древние образы в современных народных игрушках.

Есть одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь, - это игрушечных дел мастера. Или просто игрушечники.


Долгое время сохранялись в народной игрушке следы её древнего культового назначения.

Конь, слуга солнца приносил на землю благодать.

Куклы олицетворяли собой плодородие, были залогом семейного счастья, оберегом.


Погремушки и свистульки отгоняли от ребенка злых духов, птица «отпирала» весну и теплое лето.

Керамические фигурки были вылеплены руками, без специальных приспособлений.

Изготовляли их, чтобы задобрить духов-охранителей человека,

спасти его жилище, приумножить скот и посевы.

В игрушках ярко отразились древние верования, суеверия.

На доске три плаката:

Дымковская, филимоновская, каргопольская игрушки.

  1. Знаете ли вы названия этих народных промыслов? (Дети называют промыслы)
  2. В чем особенность традиций каждого народного промысла?


Сейчас мы проведём исследование.

Объект исследования: народные глиняные игрушки.

Цель исследования: определить схожие и отличительные черты глиняных игрушек разных народных промыслов.

Задачи:

  1. Изучить особенности глиняных игрушек – дымковской, филимоновской, каргопольской.

(работа в группах).

  1. Представить художественные традиции народных промыслов (выступление групп).
  1. Дать сравнительную характеристику игрушек.
  2. Сделать выводы.



Художественная традиция при создании игрушек проявлялась во всем:

  1. Постоянство сюжетов
  1. Образы народного искусства
  1. Особенности пластической формы
  1. Материал
  1. Орнамент
  1. Цвет


Работа в группах на листах А3


Выступления групп…





Демонстр. презентации






















Подписываю мелом на доске по мере угадывания





















Работа в группах:

1 ряд – Дымково

2 ряд – Филимоново

3 ряд - Каргополь

Итог урока

6 мин.

13-14 слайд











15 слайд





16 слайд

Что общего и чем отличаются глиняные игрушки, принадлежащие к разным художественным промыслам?

Общие черты:

  1. Тематика.
  2. Образы народного искусства.
  3. Материал

Отличия:

  1. Географическое место.
  2. Пластическая форма.
  3. Орнамент.
  4. Цветовые сочетания.

Выводы: Все народные глиняные игрушки хранят традиции своего народа, имеют в основе образы народного искусства, определённую пластическую форму, расписаны традиционным орнаментом.

Приведите в соответствие.

К какому промыслу относятся эти игрушки?

Как проявляется в игрушках конструктивная, изобразительная и декоративная деятельность?



Работа в группах

Рефлексия:

2 мин.

Какая из групп наиболее полно представила информацию о народном промысле?

Оценивание работы.

Ребята

делают выбор

Задание на дом

 17 слайд

Солёное тесто или пластилин, дощечка для лепки, тряпочка, коробочка, стеки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Птица счастья. Традиционная народная игрушка России"

Мастер-класс "Птица счастья. Традиционная народная игрушка России" в технике художественного выжигания   может быть использован на уроках технологии в ходе изучения темы «Народное творч...

План-конспект урока в 5 классе. Древние образы в народных игрушках. Щепные птицы.

Урок- знакомство с древнейшим ремеслом на земле русской. Изготовление игрушек и оберегов из самого доступного материала - дерева. Развитие творческой фантазии  и дальнейшее раз...

Открытый урок по ИЗО 5 класс "Красота и мудрость народной игрушки".

Открытый урок по ИЗО 5 класс "Красота и мудрость народной игрушки"...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе "Древние образы в народных игрушках"

Представленная технологическая карта урока разработана для учащихся 5 класса в соответствии с ФГОС ООО и рабочей  программой "Изобразительное искусство", под редакцией Б.М.Неменского. З...

Мастер-класс на тему: " Русская народная игрушка. Дымковский петушок"

Конспект мастер-класса разработан для обучающихся с тяжёлыми нарушениями в интеллектуальном развитии и учителей работающих с этими детьми....

"Древние образы в народных игрушках".

Технологическая карта урока "Древние образы в народных игрушках", 5 класс...