"Древние образы в народных игрушках".
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Юденко Виктория Андреевна

Технологическая карта урока "Древние образы в народных игрушках", 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._tk._drevnie_obrazy_v_igrushkah.docx41.94 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА (5 класс)

ТЕМА «ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ В СОВРЕМЕННЫХ НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ»

Дата_______________

Цели

Формирование духовно-нравственного развития; воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине на примере изучения ведущих народных промыслов; привитие интереса к декоративно-прикладному искусству, бережное отношение к традициям народа; развитие художественного вкуса учащихся – учить видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в игрушках отдалённого прошлого и современности; формирование умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Задачи урока

  • воспитывать бережное отношение к народным традициям и промыслам,

  • продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном искусстве и его применении, об образном языке декоративного искусства,

  • обеспечить освоение приемов гжельской росписи.

  • развивать умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики,

  • развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.

Планируемые результаты

УУД

  • Личностные: осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений гжельских мастеров и работ учащихся.
  • Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.
  • Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.
  • Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач
  • Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты, анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.
  • Предметные: понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные мотивы промысла

Основные понятия

Каргополь, Филимоново, Дымково, игрушечник, артель, народный промысел, роспись, обожжённая глина

Межпредметные связи

Литература

Ресурсы

Одно компьютеризованное рабочее место (учителя), проектор

Организация пространства

Фронтальная, в парах; рассказ, беседа, наглядные методы обучения. Личностно-ориентированные технологии.

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

УУД, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов

Организационный

1 минута

Организация рабочего места

Занимают места, приветствуют учителя

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

3 минуты

  • Ребята, уроки изобразительного  искусства в 5 классе посвящены декоративно-прикладному искусству. Вы уже много узнали о быте наших предков, о народном творчестве. Вы готовы повторить знания, полученные на предыдущих уроках?

1. Как называются знаки, обозначающие воду, солнце, землю и т. д.: 

а) водные знаки; б) солярные знаки.

2. Как называются постройки из дерева: 

а) зодчество; б) архитектура.

3. Орудие для ручного прядения 

а) прялка; б) иголка. 

4. Ей украшали рубахи вокруг ворота, по рукавам, по подолу: 

а) роспись; б) вышивка

5. Как называется главный угол в избе: 

а) красный, б) синий.

6. Где находились лавки в избе: 

а) вокруг стола, б) вдоль стен. 

Ученики отвечают на вопросы

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками

Познавательные: умение строить речевое высказывание

Мотивация и актуализация

знаний

1 минута

Учитель актуализирует учащихся

  • Во второй четверти мы будем продолжать тему декоративно-прикладного искусства и узнаем с вами о предметах быта, украшениях и игрушках, которые наши предки делали и украшали своими руками.

Ученики слушают учителя

Познавательные: умение принимать устный материал

Постановка учебной задачи

3 минуты

Учитель демонстрирует Дымковскую, Каргопольскую и Филимоновскую игрушки и предлагает определить тему урока

  • Какая же тема нашего урока?
  • Как вы считаете, зачем нам нужно изучение этой темы?

Ученики называют тему урока

Регулятивные: целеполагание

Познавательные: самостоятельное формулирование познавательных целей

 «Открытие» обучающимися

новых знаний

20 минут

Организует учащихся по изучению новой темы.

  • Есть удивительная профессия, которой люди посвящают всю жизнь,— это игрушечных дел мастера или просто игрушечники.

В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради — они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую силу. Присмотрись к современным народным игрушкам — и ты заметишь, что в них живут те же образы. Это Конь, Птица, Баба.

Современные игрушки, конечно, слегка утратили древний магический обрядовый смысл крестьянской жизни. Теперь они изображают и сюжеты городской жизни. Но от этого они не стали хуже

В них тоже живут память народа, его древние традиции.

Древнейшие игрушки - керамические фигурки, вылепленные руками, без каких-либо специальных приспособлений еще до повсеместного изготовления глиняной посуды, до изобретения гончарного круга. Изготовляли их, чтобы задобрить духов-охранителей человека, спасти и приумножить его жилища, скот и посевы. В них ярко отразились древние верования, суеверия, в них непосредственно и ярко выражается душа мастера.

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА (г. Вятка)

Много лет назад в вятской Дымковской слободе среди ремесленников едва ли не первое место занимали гончары и игрушечницы. Десятки семей изготовляли разноцветные глиняные шары и свистульки. Особенно много делали их к местному празднику "свистуньи", или "свистопляски". Этот весенний майский праздник был всенародным гуляньем с торгами и ярмарками, на которых среди товаров главенствовали глиняные игрушки. В течение нескольких дней в городе продолжались веселье, шум, смех и непременный свист в глиняные свистульки, изображавшие зверей и птиц.
        Как писал очевидец в начале XIX века, среди игрушек продавались и " 
куклы из глины, расписанные разными красками и раззолоченные". В 1880-е годы число создаваемых в слободе игрушек доходило до ста тысяч в год. Их знали не только в Вятской губернии, но показывали в больших городах на художественно-промышленных выставках.
        Если 
свистульки были одновременно игрушками и своего рода музыкальными инструментами, то глиняными куклами украшали подоконники, ставили в горки с посудой, подражая модным статуэткам из фарфора. Среди свистулек преобладали изображения коньков,наездников, уточек. В фигурках отражался мир "дам" и "кавалеров": танцующие пары, "няньки-кормилки", гуляющие барыни и т.п. И во всех игрушках впечатления от природы и реальной жизни провинциального города переплетались с поэтическим вымыслом, сказкой.
        Дымковская игрушка 
весьма специфична. В создании ее формы и в оформлении существуют свои традиции, которые выражаются прежде всего в статичности, пышности форм и яркости окраски. Мастерицы строго сохраняют и поддерживают традиции, установленные прежними мастерами, но каждая имеет свои особенности в работе. Все изделия дымковских мастеров отличаются жизнерадостностью и тонким юмором.

Дымковскую игрушку, покоряющую своей простотой и незамысловатостью образа, нельзя спутать с другими лепными народными игрушками благодаря ее колориту. Это, прежде всего, снежной белизны фон, по которому написан простой узор геометрического характера: кружки, точки, полоски. В декоре преобладают насыщенные цвета: красно-алый, малиновый, синий, золотисто-желтый, фиолетовый, особенно празднично сияющие на белом фоне игрушек.

Если внимательно присмотреться к глиняным фигуркам птиц, зверей, людей, можно увидеть, как экономно и продуманно использует мастер выразительные средства орнамента, чтобы рассказать о красоте оперения птиц, нарядной одежде барынь. Кажется, что в облике дымковской игрушки невольно находит отражение природа тех мест, где родились эти удивительные произведения искусства. Невольно представляешь заснеженные сугробы, белизну которых подчеркивают синие птицы.

На морозе лица людей украшает румянец. На фоне освещенного снега особенно ярко звучит цвет одежды.

ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА

По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины. Изготовлением игрушек занимались в основном женщины. Мужчины здесь делали посуду.

Основной тип изделий - свистульки традиционных форм (барынявсадникконьмедведь и др.). Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной глины "синьки". При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись с характерными ритмичными полосками.
        Приемы лепки и росписи передавались от бабушек внучкам. Внучек, занимающихся лепкой игрушек, здесь называли свистульками. Готовые 
игрушки возили продавать на ярмарки, а вырученные от продажи деньги откладывались для приданого. Так что "свистульки" были богатыми невестами.

Филимоновская игрушка - барыня "одета" в неширокую юбку-колокол; в округлых руках она обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры, чаще всего, держат под мышкой гуся. Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную шею, плавно переходящую в маленькую голову.

Отличительная особенность филимоновской игрушки - вытянутая форма. По одной версии, на внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины - "синьки". При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая характерную форму.

По другой версии, вытянутая форма игрушки - просто художественный прием мастериц, их визитная карточка.
        Для филимоновской игрушки и по сей день характерны 
удлиненные формы и мажорная, необычайно яркая роспись сплошнойокраски, с чередующимися цветными полосами алого, малинового, желтого и зеленого цветов. 

Орнамент росписи филимоновских игрушек простой: чередующиеся полоски, точки, круги, овалы, звездочки, треугольники. Детали росписи можно расшифровать: круг - это солнце, треугольник - это земля, елочки и ростки - символ растительности и жизни. Простой и легкий узор хорошо сочетается с изящными, вытянутыми формами свистульки. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы.

Любимые цвета филимоновской игрушки – интенсивный красный и малиновый. Они горят еще ярче от соседства темно-синего и зеленого.

Пестрые декоративные узоры наносят куриным перышком прямо на поверхность обожженной глины, так как с кисточки краска к чистой глине не пристает.

КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА (г.Каргополъ Архангельской области)

Издавна в деревнях Каргопольского уезда, сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды - печных горшков, кубов, кринок, мисок.

Из остатков глины мастера лепили игрушки, не придавая им особенного значения. Глиняные лошадкиупряжки, фигурки людей иживотных стоили недорого, особенным спросом не пользовались, и их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка.

Первоначально игрушки, как и посуда, были «обварными». После обжига раскаленное изделие погружали в «болтушку» - густой мучной раствор. Пригоревшая мука оставляла на светлой поверхности сосуда или игрушки черный кружевной узор. Украшенные процарапанным архаичным орнаментом, своей безыскусностью такие игрушки напоминали скорее произведения художников каменного века. Изготавливались и более дорогие поливные посуда и игрушки, покрытые глазурью.

Современная каргопольская игрушка менее архаична. Сохраняя традиционные формы, нынешние мастера делают ее более изящной, щедро расписывают маслом и темперой. Помимо фигурок людей каргопольцы лепят коней, коров, медведей, оленей, героев сказок и былин.

Одним из самых популярных персонажей в каргопольской игрушке был и остается полкан - полуконь-получеловек с окладистой бородой, при орденах и эполетах. Среди других сказочных героев присутствуют лев, птица Сиринконь о двух головах.

Сохраняя традицию, каргопольские игрушечники придумывают новые формы и сюжеты своих произведений. Так появились многофигурные композиции: тройки, возки, охоты и др. Их украшает не блеклый узор, наведенный цветной глиной по известковому фону, а яркая темперная роспись.

Роспись каргопольской игрушки очень выразительна и проста. Традиционный набор элементов и цветов данного промысла сохраняет прочную связь с древними мотивами. Символы солнца – большие огненные круги, кресты, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений. Все эти элементы изображены в естественных тонах, приближенных к натуральным природным оттенкам.

Просмотр слайдов, ответы на вопросы, решение проблемных ситуаций

Регулятивные: целеполагание Коммуникативные:

Инициативное сотрудничество в поиске информации

Познавательные: усваивание логической цепи рассуждений

Динамическая пауза

1 минута

Физические упражнения

Личностные

Первичное закрепление

9 минут

Организует учащихся на закрепление материала

  • Ребята, давайте вместе попытаемся определить отличительные особенности народных глиняных игрушек, составим вместе таблицу

Форма

Орнамент  росписи

Основные  цвета, 
используемые в росписи

Заполняют таблицу

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит

усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и одноклассниками

Познавательные:

умение структурировать знания, осознанно строить и произвольно

речевое высказывание

Рефлексия деятельности

2 минуты

Вопросы для самоанализа:

1.Сегодня на уроке я узнал(а) …….

2. Сегодня на уроке я научился (лась) ……..

3. Что было самым интересным и важным для тебя в этой работе?

4. Самым неожиданным для меня сегодня стало……

5. Самым сложным было…..

Ребята осуществляют самооценку собственной деятельности.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАРОДНЫХ ГЛИНЯНЫХ ИГРУШЕК

 

Форма

Орнамент  росписи

Основные  цвета, 
используемые в росписи

Филимоновские
игрушки

имеют вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят изящными, стройными

чередующиеся полоски, точки, круги, овалы, звездочки,  треугольники;

бывают и сложные узоры, особенно на юбках у барынь: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка» или яркое «солнышко»

малиново-красный, желтый, темно-синий, изумрудно-зеленый

Каргопольские
игрушки

приземисты; они кажутся неуклюжими и тяжеловатыми

древние символы Солнца – большие огненно-красные круги, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев, веточек растений, точки, перекрещивающиеся линии, разноцветные черточки

черный, красный, желтый, бледно-зеленый, синий

Дымковские игрушки

монолитны, силуэт фигурок отличается мягкой плавностью и округлостью

кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки

малиновый, красный, зеленый, желтый, оранжевый, синий и даже золотой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

5 класс 17 урок "Древние образы в народных игрушках"

Разработка урока по изобразительному искусству по программе Б.М. Неменского "Изобразительное искусство" 5 класс,  урок №17 по теме "Древние образы в народных игрушках"...

План-конспект урока в 5 классе. Древние образы в народных игрушках. Щепные птицы.

Урок- знакомство с древнейшим ремеслом на земле русской. Изготовление игрушек и оберегов из самого доступного материала - дерева. Развитие творческой фантазии  и дальнейшее раз...

Древние образы в современных игрушках

План-конспект и презентация к уроку ИЗО 5 класс....

Древние образы в современных игрушках

Презентация урока для 5 класса....

Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе "Древние образы в народных игрушках"

Представленная технологическая карта урока разработана для учащихся 5 класса в соответствии с ФГОС ООО и рабочей  программой "Изобразительное искусство", под редакцией Б.М.Неменского. З...

"Древние образы в народных глиняных игрушках"

quot;Древние образы в народных глиняных игрушках"...