План-конспект урока в 5 классе. Древние образы в народных игрушках. Щепные птицы.
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Корзунова Валерия Станиславовна

    Урок- знакомство с древнейшим ремеслом на земле русской. Изготовление игрушек и оберегов из самого доступного материала - дерева. Развитие творческой фантазии  и дальнейшее развитие моторики рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План конспект урока.56.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Древние образы  в народных игрушках. Щепные птицы.  Образ, рожденный народной фантазией. Создание мобиля «Стая птиц».

Цели:

  1. Сформировать понятие о северных художественных народных промыслах.
  2. Воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре.
  3. Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию.

Оборудование:

  1. Таблицы-схемы с изображением порядка изготовления игрушек.
  2. Иллюстрации с изображением щепных птиц и изделий из бересты.
  3. Художественные материалы.

План урока

  1. Беседа об истории возникновения изображения птицы в русской художественной культуре.
  2. Постановка художественной задачи.
  3. Выполнение задания и анализ работ.

 

Ход урока.

Беседа.

   Ребята!  С раннего детства вас окружают игрушки. Но ваши игрушки фабричные и поэтому похожи. А вот игрушки, которые изображены на плакатах, все разные, потому что сделаны вручную. Многие из них делались для игры детей, но кроме этого они были и символами-оберегами.

        Древние славяне молились дождю и солнцу, матери земле, почитали ветер и огонь, воды рек и озер, рощи, отдельные деревья, животных и птиц. По их верованиям, растения и животные были слугами добрых и злых сил и делились на друзей и врагов человека.

        Птица с распростертыми крыльями и отходящими от неё во все стороны лучами символизировала солнце. Уточка  была традиционным древнеславянским символом очистительной силы воды.

        Считалось, что птица-солнце и уточка, соединенные на двух сторонах одного колта, могут защитить женщину от бед.

        Птицу часто связывали и с печальными событиями Летописный рассказ о гибели Олега Святославовича, задавленного во рву Овручской крепости в 977 году сопровождается миниатюрой с изображением птицы, сидящей на верхушке дерева, В те времена, по представлениям людей , птицы не только сочувствовали человеческому горю, но и сами были носителями несчастий и бед. Такой была фантастическая птица с женским ликом – дева Обида. Вестником несчастий считался Див или Птич, - гневная птица с раскинутыми крыльями, сидящая на вершине дерева.

        Сирин и Алконост тоже птицы древних легенд и сказаний. О них упоминают русские летописи, их изображения сохранились среди иллюстраций к древним рукописям. Очевидно, образы эти почему-то были дороги русскому человеку.

        Образ птицы был привычным талисманом славян с глубокой древности и распространенным персонажем в их фольклоре. Уничтожая языческих богов, христианская церковь вынуждена была дать людям новых защитников в привычном для них облике. Сирин и Алконост заменили уточек, птицу – солнце, а нимб христианского праведника ставил их в один ряд с окружением нового бога. Постепенно образ птицы Сирин стали считать в народе райским, т.е. божественным. В образы сказочных птиц-дев – символ прекрасного – русский человек вложил свою собственную мечту о доброте, красоте и счастье.

        Образы древнего русского искусства продолжают жить в народном быту. Особенно долго хранит их русский Север. И в былые времена на Севере, в Архангельской области, да и в недавние ещё времена делали мастера щепных птиц. Верили люди что приносят птицы счастье, добро, охраняют покой дома, несут здоровье детишкам.

        Одним из таких мастеров был Мартын Фатьянов. В избе старого охотника вьются под потолком деревянные птицы: глухари и тетерки, голуби и жаворонки, сделанные из щепы, легкие и нарядные, их называют добрыми. Добрых птиц  делают на Мезени и в Каргополье. Они украшают теперь и деревенский дом, и дом горожанина.

        Традиционный голубок среди этих птиц выполняется предельно просто. Неторопливо расщепляет мастер податливую сосновую чурочку – точно так же, как щепают лучину для самовара, осторожно старается попасть ножом между слоями древесины, потом постепенно одну за другой  раздвигает щепу и закладывает друг за друга. Получается веерообразный хвост. Расщепленная таким же образом вторая плашка станет крыльями. Готовые части оживут сказочной птицей, легкой трепетной, приходящей в движение от малейшего колебания воздуха.

        Таких птиц любит делать и другой мастер – каргопольский мастер Александр Иванович  Петухов. Щепные или сделанные из цельного дерева птицы Петухова несут образ, рожденный народной фантазией. Он овеян легендами, слышанными в детстве сказками и поверьями.  «Хочешь,  вырежу тебе нашу каргопольскую птицу Сирин о трех головах? – говорит мастер. – Мне ещё бабка о ней рассказывала. Это ночная птица, днем её никто видеть не может» .

        Учитель показывает во время рассказа изображения различных птиц  выполненных русскими мастерами.

        Постановка задачи

Далее школьникам предлагается выполнить импровизированное изображение щепной птицы из картона и бумаги.

        Преподаватель демонстрирует технику  и этапы выполнения птицы.

.

        Выполнение задания

Так как задание предстоит выполнять совместно, необходимо организовать последовательную форму изготовления каждой птицы. Каждая парта создает одну птицу. Один человек вырезает туловище, украшает его, а второй складывает и вырезает крылья и хвост.  После того как все детали готовы, учащиеся собирают птицу в готовом виде. После сборки птиц создается готовый, подвижный мобиль.

        Подведение итогов.

        В конце урока проводим выставку работ, готовые работы можно использовать для оформления праздников.

Изображения щепных птиц

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

5 класс 17 урок "Древние образы в народных игрушках"

Разработка урока по изобразительному искусству по программе Б.М. Неменского "Изобразительное искусство" 5 класс,  урок №17 по теме "Древние образы в народных игрушках"...

План-конспект урока изо в 5 классе "Древние образы в народном искусстве"

Познакомить учащихся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки)...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе "Древние образы в народных игрушках"

Представленная технологическая карта урока разработана для учащихся 5 класса в соответствии с ФГОС ООО и рабочей  программой "Изобразительное искусство", под редакцией Б.М.Неменского. З...

Технологическая карта к уроку в 5 классе "Древние образы в народном искусстве, символика цвета и формы"

Технологическая карта к уроку в 5 классе "Древние образы в народном искусстве, символика цвета и формы".I четверть. Учащиеся знакомятся с декоративно - прикладным искусством России и Осетии....

Урок изобразительного искусства в 5 классе "Древние образы в народном искусстве".

Данная разработка урока направлена познакомить учащихся с темой  «Древние корни народного искусства», со славянской орнаментальной символикой, ее историей.Воспитывать любовь к н...

"Древние образы в народных игрушках".

Технологическая карта урока "Древние образы в народных игрушках", 5 класс...