Рабочая программа по предмету "Искусство" в 9 классе
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 9 класс) по теме

Куприянова Ольга Васильевна

Проект программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_iskusstvo_kupriyanova.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

                                                    Рабочая программа учителя технологии по предмету «Искусство» 9 класс

Куприяновой О.В.

 

Программа рассчитана на 2012/13 учебный год

Согласовано                                                            Согласовано                                                         Согласовано

МО учителей технологии                                      ЗДУВР МБОУ СОШ                                          Директор МБОУ СОШ

МБОУ СОШ пгт. Уруша                                          пгт. Уруша                                                           пгт. Уруша          

«______»___________2012                                   «_____»__________2012                                     «______»__________2012

Руководитель МО                                                   ____________/Семенова Н.В./                           _____________/Боброва Г.А./

__________/Ермихин С.В./

                                                                       

                                                                                     

                                                                                                   Пояснительная записка

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии и Примерной программы основного общего образования по искусству для базового уровня.

В основу данной программы положена программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского, Москва Просвещение 2009 год.

Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

  1. развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
  2. воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта; формирование устойчивого интереса к  изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
  3. освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;
  4. овладение навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению); в декоративной и художественно-конструктивной работе; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации.

Сведения о примерной авторской программе: Программа адаптирована под условия преподавания в МБОУ СОШ пгт. Уруша.

Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:

-уметь анализировать произведения архитектуры;

-знать основные этапы развития и истории архитектуры;

-уметь конструировать объёмно-пространственные композиции;

-работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий;

-конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;

-реализовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур.

При решении художественно-творческих задач на уроках формируются следующие навыки:

-создание с натуры и по воображению архитектурного образа графическими материалами и др.;

-работа над эскизом монументального произведения: витража, мозаика, роспись, монументальная скульптура;

-использование выразительного языка при моделировании архитектурного ансамбля;

-использование разнообразных материалов (бумага белая и тонированная, картон, цветные плёнки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь,  карандаш, мелки; материалы для работы в объёме: картон, бумага, заготовки

- освоить элементарную азбуку фотографирования;

- уметь анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности;

- усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построение видеоряда;

- усвоить принципы киномонтажа  в создании художественного образа;

- быть готовым к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидение, видео.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана учебная программа:

Программа рассчитана на 1 час в неделю,  всего  34 часа в год.

Обоснование выбора программы:

Художественная  деятельность  школьников  на  уроках находит  разнообразные  формы  выражения: изображение  на  плоскости  и  в  объеме  (рисование  с  натуры, по  памяти, по представлению),  декоративная  и  конструктивная  работа  восприятие явлений  действительности  и  произведений  искусства,  обсуждение работ  учащихся,  результатов  собственного  коллективного  творчества   и  индивидуальной  работы  на  уроках,  изучения художественного  наследия,  поисковая   работа  школьников  по  подбору иллюстративного  материала  к  изучаемым  темам,  прослушивание музыкальных  и  литературных  произведений  (народных,  классических, современных).

Формы организации образовательного процесса:

основной формой организации образовательного процесса является урок:

  1. Комбинированный
  2. Урок контроля
  3. Урок усвоения новых знаний
  4. Урок усвоения навыков и умений
  5. Урок применения умений, навыков и знаний
  6. Урок обобщения и систематизации знаний

Технологии обучения:

 Коллективный метод обучения  (КСО)

 Коммуникативный метод обучения

 Проектные методы обучения    

 Технология использования в обучении игровых моментов

 Использование игровых моментов при повторении и закреплении материала.

 Использование ИКТ.

 Тестовые технологии.

 Здоровьесберегающие технологии.

 Проектные методы обучения.

 Проблемное обучение.

 Развивающее обучение.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

При формировании ключевых компетенций обучающихся используются разные методы, такие как:

  1. Вербальный
  2. Практический
  3. Проблемно-поисковый
  4. Стимулирования
  5. Контроль и самоконтроль
  6. Индуктивный (от частного к общему)
  7. Дедуктивный (от общего к частному).

Виды и формы контроля:

опросы, зачеты;

проверочные и контрольные работы по различным темам курса;

тестовые задания;

мультимедийные презентационные материалы в виде конкурсных программ, ребусов, кроссвордов и др.

Учебно-методический комплект,  используемый при подготовке программы:

. Учебник: Питерских А.С. Изобразительное искусство: дизайн и архитектура в жизни человека:  под ред.Б.М. Неменского. – М Просвещение, 2008.

Литература для учителя:

1. Аллекова Е.М. Живопись, Москва, Слово, 2001;

2. Бялик В. Пейзаж. Энциклопедия живописи для детей, Москва, Белый город, 2001;

3. Герасимов С. Из собрания государственной Третьяковской галереи, Москва, «Изобразительное искусство», 1985;

4. Дмитриева И.А. Краткая история искусств. – М.: Галарт, 2000;

5. Елисеев М.А. Материалы, оборудование, техника живописи и графики, Москва, ООО АСТ, ООО Астрель, 2002;

6. Живопись. Учебное пособие для студентов высших  учебных  заведений, Москва, ВЛАДОС, 2001;

7. Картины Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва, Изобразительное

искусство, 1974;

8. Конева Л.С. Пейзаж. Натюрморт, Минск, Современный литератор, 2002;

9. Краснова О.Б. Искусство средних веков и Возрождения. Энциклопедия, Москва, ОЛМА-ПРЕСС, 2001;

10.Платонова Н.И. Искусство. Энциклопедия, М.: РОСМЭН, 2002;

11.Поисковая система Яндекс. «Картинки»;

12.Репродукции. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва, изобразительное

искусство, 1969;

13.Искусство. Приложение «Первое сентября», 2006-2009 гг..

14.Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1/М.Д. Аксенова. – М., Аванта+, 1997.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема раздела курса Искусство

Количество часов на тему

1

Художники и музеи

4 часа

2

Искусство графического письма, техническое рисование

3 часа

3

Музыка и музыкальные инструменты

3 часа

4

Архитектура и скульптура

2 часа

5

Орнамент

3 часа

6

Искусство фотографии

3 часа

7

Беседы об искусстве

8 часов

8

История нового года

2 часа

9

Творческие проекты

6 часов

                          Итого:

34  

                                                                                           Календарно-тематический план

№ занят.

№ урока

Тема раздела, урока

Кол-во

часов

Дата прове-дения

Методическое обеспечение урока

Основные

понятия

и термины

Домашнее

задание

1

«О жизни и о себе» Урок-рассуждение (философия жизни)

1

Презентация «О жизни и о себе»

анкетирование

Рассуждение, философия

Приготовить чертежную бумагу, карандаши

2

  Искусство графического письма. Написание чертежного шрифта. Форматы.

1

Презентация «Виды шрифтов»

Формат, шрифт

Чертежная бумага и др.

3

Искусство графитти. Прописные буквы.

1

Презентация «Графитти»

Графитти, шрифты

Чертежные принадлежн.

4

Музыка стекла.

1

Презентация «Музыка стекла»

Строчные буквы

Подготовить рассказ о художнике или картине

5

Знакомство с музыкальными инструментами. Их внешний вид, звучание.

Написание текста графического.

1

Презентация «Музыкальные инструменты, часть 1 и 2».

Духовые, клавишные, струнные инструменты (щипковые)

Написать произвольный текст.

6

История смайлика. Выполнение эскиза собственного проекта смайлика.

1

Презентация «История смайлика»

Смайл

Доделать проект своего смайла.

7

Пляжный арт. Скульптура из песка. Беседы о художниках, подготовленные детьми.

1

Презентации «Скульптура из песка», «Архитектура из песка»

Арт - искусство

Приготовить камень, краски, кисти, маркер

8

Роспись по камням.

1

Мастер-класс «Роспись камней»

Акварель

Доделать творческую раб.

9

Искусство орнамента.

1

Презентация «Орнамент-2»

Орнамент

Выполнить работу в цвете

10

Искусство орнамента. Наличники окон.

1

Презентация «Русская изба»

Понятия оформления

Доделать оформление наличника окна

11

Искусство фотографии.

Беседы о художниках, подготовленные уч.

1

Презентации о фотографиях

Фото, фотоаппарат

Подготовить фото на любую тему

12

Жанры изобразительного искусства.

Техническое рисование.

1

Презентация «Жанры в изобразительном искусстве»

Понятие жанра

13

Искусство фотографии. Проекты учащихся.

1

Презентации  о фотографиях

Фото

14

Искусство фотонатюрморта. Составить несложный натюрморт из окружающих предметов

1

презентации о фотонатюрмортах

Фотонатюрморт

Составить фотонатюрморт

15

Архитектура. Придумать проект будущей школы или какой-то ее части

1

Презентации «Странная архитектура», «Архитектура будущего»

Архитектура

Доделать творческий проект

16

Искусство маски. Эскиз собственной маски

1

Презентация «Маска, я тебя знаю», «Карнавал в Венеции»

Маска

Оформить цветовую гамму

17

Янтарь – теплый камень. Беседы о художниках, подготовленные учащимися.

1

Презентации о янтаре

Янтарь, янтарная комната

18

Русский платок. Оформление эскиза русского платка

1

Презентации о русских платках

Орнамент, эскиз

Приготовить картон, бумагу, клей, маркеры

19

Ко дню святого Валентина.  Несложные презенты

1

Образцы поделок, мастер - классы

Святой Валентин

20

Сквернословие. Скверна.  Творческие фотонатюрморты учащихся.

1

Презентация»Сквернословие»

Скверна.

Чертежная бумага

21

Развитие пространственного воображения.

Занимательное черчение.

1

Задачи на воображение

Перспектива

22

Развитие пространственного воображения

Занимательное черчение

1

Задачи на воображение

Взгляд на сквозь

23

Музыка славянских народов.  Творческие фотонатюрморты

1

Народные инструменты

Национальность инструментов

Подготовить презентацию о музыке

24

Художник Арчимбольдо.  Эскиз портрета в предложенной технике.

1

Презентация «Арчимбольдо»

Флорист

25

Путешествие по странам и континентам.  Презентации о музыке, подготовленные учащимися

1

Презентации о городах и странах

Кроссворд

26

Жанры музыки. Презентации о музыке, подготовленные учащимися

1

Презентации учащихся

Приготовить бумагу  

27

Искусства Японии.   Японский журавлик.

1

Презентации о  Японии, мастер-класс

Хиросима

Подготовить рассказ об изобретениях Китая.

28

Искусства Китая. Музыка.  Рассказы  учащихся о Китае. 

1

Прослушивание музыки

Китай

29

Молодежные субкультуры.  Сленг современной молодежи.

1

Презентация «Субкультуры»

Субкультура

30

Чудеса света. 7 чудес Амурской области.

7 чудес мира

1

Видеоролик об Амурской земле

Чудеса Амурской области

31

Дети в рисунках художников. Викторина по картинам

1

Презентации и видеоролики о художниках

Дети и художники

Подготовить вопросы об искусстве для викторины

32

Рассказы о музеях: Мадам Тюссо, Лувр и др

Викторина об искусстве, подготовленная учащимися.

1

Презентации о музеях

Мадам Тюссо, Лувр

Приготовить цветную бумагу, клей

33

История нового года.  Украшения для елки.

1

Мастер-классы по изготовлению новогодних украшений

Новый год

Приготовить цветную бумагу, клей

34

История новогоднего шара. Роспись шара, изготовление бумажных шаров

1

Мастер-классы по изготовлению новогодних игрушек

Шар


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...