Урока изобразительного искусства
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Леонова Елена Сергеевна

 

«Искусство Жостово: Истоки и современное развитие промысла».

(Тема урока)

 

1. 

ФИО (полностью):

Леонова Елена Сергеевна

2. 

Место работы:

МОУ СОШ №1 п. Мокроус

3. 

Должность

Учитель изобразительного искусства

4. 

Предмет

Изобразительное искусство

5. 

Класс

5

6. 

Тема и номер урока в теме

«Искусство Жостово: Истоки и современное развитие промысла», урок №14

7. 

Базовый учебник

«Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс».

Учебник для общеобразовательных учреждений. Автор: Горяева Н. А., Островская О. В. / Под ред. Неменского Б. М.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

 
«Искусство Жостово: Истоки и современное развитие промысла».

(Тема урока)

ФИО (полностью):

Леонова Елена Сергеевна

Место работы:

МОУ СОШ №1 п. Мокроус

Должность

Учитель изобразительного искусства

Предмет

Изобразительное искусство

Класс

5

Тема и номер урока в теме

«Искусство Жостово: Истоки и современное развитие промысла», урок №14

Базовый учебник

«Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс».

Учебник для общеобразовательных учреждений. Автор: Горяева Н. А., Островская О. В. / Под ред. Неменского Б. М.

Цель  урока: Овладение средствами художественного изображения, через народный  промысел  Жостово.

 

9. Задачи:

- личностные: способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности, способность к эстетической оценке произведений искусства.

-метапредметные: умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни, активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов

-предметные: умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений.

  1. Тип урока: «Урок рефлексия»
  2. Формы работы учащихся: дифференцированно -  групповые.  

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, наглядные пособия.

  1. Материалы: Цветная бумага, гуашь, кисти.

  1. Зрительный ряд: Иллюстрации жостовских подносов.

  1. Литературный ряд: Загадки, стихи, кроссворд по теме ДПИ.

  1. Музыкальный ряд: «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского

  1. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

Структура и ход  урока.

 1

Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности

Учитель подводит учащихся к осознанию темы урока.

На доске эпиграф: «Каждая вещь, будь то мебель, посуда или одежда, занимает определенное место не только в организованной человеком среде жизнедеятельности, но прежде всего — в его духовном мире».

Обращение к учащимся:

Прежде чем узнать тему нашего урока, нам с вами предстоит разгадать кроссворд:


Демонстрация слайдов № 3-16:

 

На 16 слайде высвечивается ответ к теме урока.


Обращение к учащимся:


И так ребята, какой росписью сегодня мы с вами будем заниматься?


Формируют сами учащиеся.















На каждой парте разложены листочки с заданием. По ходу ответов, дети заполняют кроссворд.








Ответ учащихся:

«Жостово»

Роспись жостовских подносов.




5

2

Этап актуализации и пробного учебного действия

Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач.

Об  истории этой сказочной росписи нас  познакомят ребята.

 

Демонстрация слайдов № 18 - 21




Вопрос к учащимся:

Давайте подумаем вместе, какие именно по форме и цвету  подносы  можно расписывать?


А как вы думаете легко ли расписывать подносы?

Давайте с вами посмотрим технику этой росписи.








Демонстрация слайдов № 22 - 24

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания


Выступление учащихся

 (не большие сообщения были подготовлены, в рамках индивидуального, домашнего задания)



Ответ: Расписывать подносы можно разной формы:

- многоугольная

- круглая

- овальная

- комбинированная

 Цвета фона:

- Чёрный

- красный

- Зелёный

- Бордовый

- Синий

Композиция:

-«веночек»,

-«букет»,

-«корзинка».

Учащиеся смотрят слайды с росписью.

Обсуждают технику выполнения росписи.

5

3

Этап локализации индивидуальных затруднений

Учитель  помогает, советует.

Перед вами лежат  разные шаблоны подносов, вы их можете выбрать и обвести на любом цвете бумаги, которая лежит перед вами и будет служить основой наших подносов.

Ребята, попробуйте сделать эскизы цветов, которые в дальнейшем вы будете расписывать.

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Учащиеся выбирают цветную бумагу, делают по шаблону зарисовки подноса.

Работают в разной техники сразу гуашевыми красками.

5

4

Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений

Физминутка.

Применяются  групповой, индивидуальные методы, учитель консультирует.

Ребята попробуйте объединиться по группам, посмотрев предварительно, кто какой поднос расписывает.


Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану


У учащихся происходит смена учебной деятельности, ребята могут предварительно посмотреть работы у одноклассников, сменить своем место работы.

2

 

5

Этап реализации построенного проекта

Применяют формы самоконтроля, взаимоконтроля, учитель консультирует.

Учащиеся осуществляют контроль над деятельностью своей и своих одноклассников.

2

6

Этап обобщения затруднений во внешней речи

Учитель  консультирует, советует, помогает.

На доске учитель производит зарисовки разных типов росписи.

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно.

Ученики проговаривают все возникшие затруднения в ходе работы. Совместно осуществляют поиск решения.

1

7

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Учитель  консультирует учащихся во время самостоятельной работы.

Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей).

20

8

Этап включения  в систему знаний и повторений

Проводится рефлексия.

Детям предлагается ответить закончить фразу: «Для меня было открытием…»

«У меня получилось…»

«Я знаю…»

«Я научился…»

Учащиеся отвечают на вопросы, рефлексия

Учащиеся заканчивают фразы, предложенные учителем: «Для меня было открытием…»

«У меня получилось…»

«Я знаю…»

«Я научился…»

3

9

Этап рефлексии  учебной деятельности на уроке

Учитель предлагает домашнее задание детям с учетом индивидуальных возможностей и пожелания учащихся:

Составит кроссворд по разным видам росписи: Гжель, Хохлома, Жостово, Городец.

Написать стихи, загадки, сказки о посуде.

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителей с учетом индивидуальных возможностей и заинтересованности.


В конце урока выставка работ учащихся.

2

Итого:

45 минут

Кроссворд:

1

2

3


4


5

6


7

1

2

3


4


5

6


7

1

2

3


4


5

6


7

1

2

3


4


5

6


7



Предварительный просмотр:

 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: Изобразительное искусство

Класс: 5

Тема урока: «Искусство Жостово: Истоки и современное развитие промысла».

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов

Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности

Учитель подводит учащихся к осознанию темы:

Формируют сами учащиеся

Познавательные, общеучебные, коммуникативные.

Этап актуализации и пробного учебного действия

Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач.

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Этап локализации индивидуальных затруднений

Учитель  помогает, советует

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Регулятивные планирования.

Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений

Применяются  групповой, индивидуальные методы, учитель консультирует.

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану

Познавательные, регулятивные, коммуникативные.

Этап реализации построенного проекта

Применяют формы самоконтроля, взаимоконтроля, учитель консультирует.

Учащиеся осуществляют контроль

Регулятивные контроля (самоконтроля, коммуникативные).

Этап обобщения затруднений во внешней речи

Учитель  консультирует, советует, помогает.

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно,

Коммуникативные, регулятивные коррекции

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Учитель  консультирует.

Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей).

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Этап включения  в систему знаний и повторений

Проводится рефлексия.

Учащиеся отвечают на вопросы, рефлексия

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные.

Этап рефлексии  учебной деятельности на уроке

Учитель предлагает домашнее задание детям с учетом индивидуальных возможностей и пожелания учащихся.

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителей с учетом индивидуальных возможностей.

Познавательные, регулятивные, коммуникативные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Арт-терапия на уроках изобразительного искусства" Из опыта работы учителя изобразительного искусства БОУ г.Омска «Гимназия №12» Лебедевой Екатерины Борисовны

Представленный материал содержит основные направления арт-терапии. В презентации представлены позитивные возможности арт-терапии, разнообразные методики рисуночной терапии и  практическое зн...

Презентация к уроку изобразительного искусства в 7 классе"Анималистический жанр в изобразительном искусстве"

Анималистический жанр – жанр изобразительного искусства, Посвященный изображению животных. Главным образом в живописи, графике, скульптуреи декоративно- прикладном искусстве. Часто главной задач...

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

Опытно - методическая разработка. Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»

Опытно - методическая разработка  Тема:«Роль изобразительного искусства  в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразите...