Программа по изо для детей со сложной структурой дефекта
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Жилина Юлия Сергеевна

Программа по изо для детей со сложной структурой дефекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_izo.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Рисование

(1 – 6 классы)

Пояснительная записка

   Рисование – один из предметов программы обучения глубоко умственно отсталых детей, имеющий важное значение в плане развития и воспитания учащихся, коррекции их познавательной деятельности.

   Занятия по рисованию способствуют развитию у детей правильного восприятия формы и цвета предметов, оказывают положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности учащихся. В ходе урока по заданному предмету у учащихся развиваются аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе.

   Уроки рисования состоят из трех разделов: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы. Однако, прежде чем подойти к этим занятиям, с учащимися необходимо провести подготовительные упражнения

Подготовительные занятия

   В ходе них дети учатся слушать и выполнять инструкции учителя, правильно держать карандаши и лист бумаги на столе, называть и дифференцировать цвета, проводить разнообразные линии, с помощью трафаретов, рисовать и раскрашивать геометрические фигуры.

   Во время занятий рисованием необходимо использовать различные упражнения, направленные на выделение формы, величины и цвета предметов. Они должны быть связаны с игровой и предметно-практической деятельностью учащихся.

   На подготовительных занятиях большое место должно быть отведено работе с трафаретами (шаблонами) Они могут представлять собой различные геометрические фигуры, овощи, фрукты, а также буквы и цифры. Работа по обводке и раскрашиванию букв и цифр позволит лучше запомнить их.

   В ходе подготовительных занятий большая роль отводится обучению детей раскрашиванию. Для них характерна крайне небрежная раскраска, когда штрихи наносятся линиями в различных направлениях и выходящими за контур рисунка. Здесь важным моментом является индивидуальный показ учителем приемов раскрашивания.

   Большое внимание в работе с глубоко умственно отсталыми детьми следует уделять упражнениям, направленным на различение цветов. Очень важно научить детей различать основные цвета, находить в классе предметы заданного цвета.

Декоративное рисование

   На уроках декоративного рисования с помощью учителя дети составляют простейшие узоры в полосе, квадрате, круге и т.д. Учатся различать цвета, по возможности красиво сочетать их, рисовать орнаменты в определенной последовательности. Причем вначале детей учат составлять и раскрашивать орнаменты из геометрических фигур (деление полосы на части производит учитель). В более старшем возрасте это задание выполняют сами учащиеся с помощью трафаретов.

Рисование с натуры

   Большое внимание при проведении данных занятий занимает тщательный анализ объекта. С помощью учителя дети внимательно рассматривают предмет, определяют его форму.

   Учащиеся тренируются в проведении вертикальных, горизонтальных и наклонных линий, учатся изображать хорошо знакомые предметы, определять пространственное расположение объектов, относительно друг друга (справа, посередине, слева, вверху, внизу), передавать окраску предметов.

   С целью совершенствования познавательной деятельности учащихся целесообразно использовать на уроке такие предметы, которые дети могли бы по возможности анализировать. Для этого хорошо иметь строительный конструктор, с помощью которого можно составлять различного типа постройки.

Рисование на темы

   В уроки рисования на темы входит изображение явлений окружающей жизни и иллюстрации сказок. Оборудование уроков тематического рисования составляют игрушки, модели, муляжи.

   Учащиеся изображают очень простые по форме предметы, раскрашивают их. Педагог подробно объясняет и рассказывает, что следует нарисовать, где и в какой последовательности. При этом вводит в свою речь слова, обозначающие пространственные отношения предметов.

   С целью повышения эффективности уроков тематического рисования учитель должен чаще использовать различные игровые приемы и игровые ситуации. Особое внимание при этом уделяется развитию речи учащихся. С помощью учителя дети должны описать предмет, рассказать о последовательности работы над рисунком, давать отчет о проделанном.

   На уроках тематического рисования рассматривают и пересказывают по вопросам содержание картин, изображающие времена года, различные детские сказки.

   Уроки рисования должны быть тесно связаны с другими учебными предметами и в частности с уроками письма и предметно-практической деятельности.

Программа

1 класс (70 часов)

Подготовительные упражнения

   Выявление навыков рисования.

   Развитие умения правильно держать карандаш.

   Знакомство с понятиями «верх», «низ» (листа бумаги), умение правильно располагать бумагу на парте.

   Знакомство с основными цветами и заучивание их (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый).

   Развитие умения проводить прямые, вертикальные, горизонтальные и наклонные линии на листе бумаги в клетку (лесенка, шарфик, узор) по опорным точкам.

   Различение круга, квадрата, треугольника. Рисование их по трафарету, намеченным линиям, опорным точкам.

   Развитие навыка правильного раскрашивания с соблюдением контура.

   Обводка и последующее закрашивание изображений несложных предметов, используя знания геометрических фигур.

Декоративное рисование

   Содействовать выработке у детей умения проводить от руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии: упражнять в закраске элементов орнамента, соблюдая контур рисунка: развивать умение применять трафареты (шаблоны): учить различать и называть цвета: черный, белый, красный, синий, желтый, зеленый.

Примерные задания

   Рисование по трафарету, намеченным линиям больших и маленьких квадратов, их раскрашивание.

   Рисование узора в квадрате (квадрат – по трафарету).

   Рисование геометрического орнамента по трафаретам.

   Рисование узора из треугольников в полосе.

   Рисование круга по трафарету.

   Рисование узора из кругов в полосе (круги – по трафарету).

Рисование с натуры

   Учить детей различать несложные предметы по форме, величине, цвету и рисовать их по трафарету, намеченным линиям, по точкам, с помощью учителя раскрашивать рисунок, не выходя за контуры.

Примерные задания

   Рисование и раскрашивание осеннего листа (дорисовывание недостающих элементов, рисование по точкам).

   Рисование по точкам и раскрашивание моркови.

   Рисование домика (высокого, низкого) по трафаретам и опорным точкам.

   Рисование по шаблону с последующим раскрашиванием флажка, елки.

   Рисование по трафаретам пройденных бука и цифр.

   Рисование по трафарету цветов, раскрашивание их.

Рисование на темы

   Учить детей по возможности: правильно размещать элементы рисунка на листе бумаги; передавать пространственные и величинные элементы простейших предметов (наверху, внизу, большой, маленький, высокий, низкий); отождествлять с помощью учителя свой рисунок с реальными предметами; правильно подбирать цвета.

Примерные задания

   Рисование на темы: «Ярко светит солнышко», «Новогодняя елка», «Салют».

   Рисование на тему: «Что бывает круглое».

   Рисование на темы: «Цветы растут на полянке», «Разноцветные флажки» (большие и маленькие)

2 класс (70 часов)

   Продолжать вырабатывать у детей умение проводить от руки вертикальные, горизонтальные и наклонные линии (вначале на листе бумаги в клеточку); развивать умение рисовать с помощью трафарета узора в квадрате путем деления квадрата по осевым линиям – диагоналям; учить различать плоскостные геометрические фигуры по цвету, форме; раскрашивать рисунок, используя основные цвета и не выходя за контур.

Примерные задания

   Закрашивание готового узора с использованием 2-3 контрастных цветов.

   Рисование с помощью трафарета узора в полосе из геометрических фигур, опираясь на образец.

   Самостоятельное рисование геометрического узора с опорой на образец.

   Рисование в квадрате с помощью трафарета и без него узора из листочков (на осевых линиях - диагоналях).

   Рисование узора для косынки треугольной формы разной величины, разного цвета.

   Самостоятельное составление узора с использованием трафаретов.

Рисование с натуры

   Учить детей по возможности правильно располагать изображение на бумаге; различать и называть формы квадратных, круглых и треугольных предметов; передавать в рисунке с помощью шаблона квадратную, круглую и треугольную форму предметов; по возможности соблюдать в рисунке пространственные отношения предметов; аккуратно раскрашивать рисунок.

Примерные задания

   Рисование с натуры предметов, напоминающих геометрические фигуры (тарелка, платок, часы, косынка).

   Рисование с натуры овощей, фруктов с применением трафарета и без него (яблоко, лук, репа, морковь, огурец).

   Рисование предметов, состоящих из ряда геометрических фигур, с использованием нескольких цветов (бусы, домик, скворечник, снежная баба).

   Рисование с натуры весенних цветов (мать -и- мачеха, одуванчик).

Рисование по опорным точкам и образцу пройденных цифр и букв.

Рисование на темы

   Работать над обогащением зрительных представлений учащихся: учить передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; изображать по представлению округлую форму частей предмета.

Примерные задания

   Рисование на тему: «Времена года».

   Рисование  тематических картинок к праздникам.

Иллюстрирование сказок «Колобок», «Три медведя» (чашки различной формы, ложки).

3 класс (35 часов)

Декоративное рисование

   Продолжать учить детей проводить от руки прямые линии. Рисовать геометрические фигуры и составлять из них различные узоры: чередовать цвета в узоре; рисовать по обводке, с помощью трафаретов, шаблонов и самостоятельно растительные узоры, правильно используя цвета.

Примерные задания

   Рисование геометрического узора по образцу, по обводке.

   Самостоятельное составление геометрического орнамента в квадрате (деление по диагоналям), треугольнике.

   Обводка растительного узора в полосе с самостоятельным закрашиванием.

   Составление и закрашивание растительного узора в полосе с помощью трафаретов.

   Самостоятельное рисование растительного узора в полосе (елка, гриб, снежинка, снеговик).

   Рисование узора из цветов и листочков.

   Рисование растительного узора в круге (салфетка).

Рисование с натуры

   Продолжать учить детей правильно размещать изображение на листе бумаги. Различать и называть формы квадратных, круглых, треугольных и прямоугольных  предметов. Передавать в рисунке с помощью шаблона и самостоятельно квадратную, круглую, треугольную и прямоугольную форму предметов; уметь по возможности соблюдать в рисунке пространственные отношения предметов, понимать слова «посередине», «слева», «справа», аккуратно раскрашивать рисунок, соблюдая контур; подбирать цвета, соответствующие натуре.

Примерные задания

   Рисование с помощью шаблона листьев дуба, березы, тополя. Рисование овощей, фруктов, ягод, грибов.

   Рисование предметов прямоугольной формы (портфель).

   Рисование цветов (ромашка, колокольчик).

   Рисование новогодних игрушек (бусы, флажки, шары).

   Рисование моделей несложных конструкций (два кубика и призма).

   Рисование игрушек (барабан).

   Рисование по образцу пройденных цифр и букв.

Рисование на темы

   Продолжать обогащать представления учащихся об окружающей действительности. Учить их воспроизводить в рисунке знакомые предметы, передавать пространственные отношения предметов (рядом, около, вверху, внизу).

Примерные задания

   Рисование на темы: «Осенний лес», «Новогодняя елка», «Деревья весной». Иллюстрирование сказки «Репка».

    Тематическое рисование к праздничным датам (открытка в 8 Марта)  «Мой дом, моя школа».

4 класс (35 часов)

Декоративное рисование

   Учить детей рисовать по образцу и самостоятельно узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; определять форму и цвет составных частей, по возможности определять структуру узора.

Примерные задания

   Самостоятельное рисование декоративных узоров.

   Самостоятельное расположение деталей узора и составление их на данной площади.

   Рисование растительного узора в полосе по образцу.

   Составление растительного узора их 2-х фигурок – трафаретов в полосе.

   Самостоятельное рисование растительного узора в полосе.

   Рисование узора в квадрате по образцу и самостоятельно (платок, скатерть, салфетка).

   Составление узора из линий различной конфигурации и цвета.

   Составление и рисование в квадрате, расположенного на заданных линиях.

   Рисование узора в круге (люстра).

Рисование с натуры

   Продолжить учить учащихся различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы; по возможности развивать умение определять последовательность выполнения рисунка.

Примерные задания

   Рисование предметов, включающих в себя геометрические формы: дом (одноэтажный, многоэтажный), автобус.

   Рисование елки с игрушками.

   Рисование листьев березы и ивы.

   Обводка и раскраска с помощью трафаретов листьев клена и дуба.

   Рисование гирлянды новогодних игрушек (шары).

   Рисование овощей и фруктов различной формы.

   Рисование башенки из элементов строительного материала.

Рисование на темы

   Развивать у учащихся умение соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов; учить по возможности располагать их в определенном порядке; учить передавать характерные признаки времен года средствами изобразительного искусства.

Примерны задания

   Рисование на темы «Ракета в космосе», «Деревья весной», «Моя улица». Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди».

   Рисование на темы, связанные с праздниками.

   

5 класс (35 часов)

Декоративное рисование

   Учить детей строить узоры в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать по возможности узор симметрично; подбирать соответствующие цвета.

Примерные задания

   Составление и рисование узора в квадрате (на осевых линиях-диагоналях).

   Составление и рисование растительного узора в прямоугольнике и квадрате (шкатулка).

   Составление узора в полосе (шарф, шапочка).

   Составление и рисование узора для ткани.

   Декоративное оформление открыток к Новому году, 8 Марта.

Рисование с натуры

   Учить детей передавать в рисунке основную форму и цвет предмета; продолжать развивать умение рисовать предметы различной геометрической формы; с помощью учителя определять размеры рисунка по отношения к листу бумаги; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов.

Примерные задания

   Рисование предметов, имеющих геометрическую форму (почтовый ящик, шкаф, телевизор, ваза).

   Рисование дорожных знаков.

   Рисование осеннего листа клена (с использованием шаблона).

   Классификация и рисование даров сада и огорода.

   Рисование учебных предметов несложной формы.

   Рисование грибов (сыроежка, подосиновик).

   Рисование цветов (ландыш).

   Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

Рисование на темы

   Развивать у учащихся способность отражать в рисунке впечатления от ранее увиденного; с помощью учителя правильно располагать изображения предметов; подбирать соответствующие цвета.

Примерные задания

   Рисование на темы: «В нашем саду», «Летний лес», «Моя школа (мой дом)» в солнечную и дождливую погоду», «Новогодняя елка», «Моя любимая игрушка».

   Иллюстрирование сказки «Теремок».

   Рисование на выбранные самими детьми темы.

6 класс (35 часов)

Декоративное рисование

   Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, прямоугольнике, круге, используя осевые линии; с помощью учителя соблюдать определенную последовательность; развивать необходимые навыки в работе с цветными карандашами (по возможности ровная штриховка орнамента с соблюдением контура).

Примерные задания

   Рисование узора из геометрических элементов в полосе (закладка для книг).

   Рисование узора в прямоугольнике (ковер).

   Рисование в полосе узора из растительных элементов (вишенка с листочками).

   Рисование узора в круге, используя осевые линии.

   Оформление узора для пригласительного билета, маскарадных очков.

Рисование с натуры

   Совершенствовать учения учащихся передавать в рисунке форму хорошо известных предметов; соблюдать с помощью учителя последовательность выполнения рисунка; правильно подбирать цвета; закреплять понятия о величине предметов          

(высокий - низкий).

Примерные задания

   Рисование различных видов транспорта (грузовик, троллейбус).

   Рисование елочных украшений (бусы).

   Рисование листьев и ягод рябины.

   Рисование ежа и зайца.

   Рисование предметов симметричной формы (раздаточный материал – бабочка).

   Рисование игрушек (двухцветный мяч, ведро, кормушка для птиц).

   Рисование цветов (одуванчик, мать –и – мачеха).

   Рисование предметов из элементов строительного материала.

Рисование на темы

   Совершенствовать у учащихся умения отражать в рисунке свои наблюдений; правильно передавать величину предметов, соблюдать пространственное положение предметов относительно друг друга, адекватно использовать цвета.

Примерные задания

   Рисование на темы: «наши четвероногие друзья», «Мой кораблик», «Новогодний праздник».

   Иллюстрирование сказок (по выбору учителя).

   Тематическое рисование: «День Защитника Отечества», «Подарок маме» (открытка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочие программы по обучению детей со сложной структурой дефекта

программы : счет,рисование и лепка,живой мир,грамота 2-ой год обучения...

Рабочая программа по устной речи для детей со сложной структурой дефекта

Программа создана для детей с системным недоразвитие речи, вызванным умственной осталостью в выраженной степени....

Адаптированная программа курса "Хозяйственно - бытовой труд" для детей со сложной структурой дефекта

В задачу занятий по хозяйственному труду входит сообщение учащимся необходимых знаний и формирование практических умений и навыков по бытовому труду. Выработать у ребёнка определённые трудовые навыки ...

Адаптированная программа курса "Кулинария 10 класс"специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида №7 для детей со сложной структурой дефекта интеллектуального развития (ремесло).

Данная программа нацелена на обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями (интеллекта, моторики, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы). Контингент вспомогательных (коррекционных) школ ч...

Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей инвалидов младшего школьного возраста для умственно отсталых детей(со сложной структурой дефекта)

Основным системообразующим фактором в предлагаемых разработках отводится понятию «социальная независимость» ребенка-инвалида, под которой подразумевается не столько приспособление или компенсация тех ...

Программа обучения детей с ОВЗ по предмету «Письмо» ( адаптирована для детей со сложной структурой дефекта) 8 класс

Цель программы - общее развитие учащихся и коррекция их познавательных возможностей.Задачи:1.Формирование  мотивации к урокам письма,  умение слушать учителя и  выполнять ег...