Рабочие программы по изобразительному искусству
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией Б.М. Неменского, 6-е издание, М. Просвещение 2010

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.rar78.23 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией Б.М. Неменского, 6-е издание, М. Просвещение 2010, Инструктивно-методического письма «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство»  в 2012-2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области».

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями, которые определены стандартом.

В 5 классе обучается 8 человек, для них программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» - первый год обучения основной школы, она строится как продолжение и развитие программы для начальной школы, является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, целью которой является формирование художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.

Задачи 

  1. формирование у школьник ов художественно-творческой активности,
  2.  овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.

Изменения в рабочей программе

Программа является интегрированным курсом, включающим в себя в единстве изобразительное искусство и художественный труд, и оптимальный вариант её реализации происходит за 2 учебных часа в неделю. В учебном плане школы на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю.  При этом количество и последовательность учебных тем остаются такими же - без сокращений, но снижается уровень практических навыков и навыков художественного восприятия. Однако обучение по программе остаётся в целом результативным.

Преподавание предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе осуществляется на основе УМК Горяева, Н. А. Изобразительное искусство: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник для 5 класса / И. А. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2008

Количество часов

В школьном учебном плане на изучение «Изобразительное искусство» отводится в 5 классе 1 час из федерального компонента. Таким образом, в 5 классе за год должно быть проведено 35 часов.

Формой проведения занятий по программе является - урок.

Формы и средства контроля качества знаний по изобразительному искусству: устный, письменный, программированный, в виде тестового контроля, изовикторин, изокроссвордов, а также контрольных художественно-практических заданий. В качестве методов диагностики результатов обучения служат результаты конкурсов, выставок, олимпиад, викторин.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса по изобразительному искусству

Обучение школьников изобразительному искусству должно быть направлено на достижение комплекса следующих результатов:

- личностные результаты изучения изобразительного искусства в основной школе:

- в ценностно-ориентационной сфере: формировать  художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров; умение воспринимать  мультикультурную картину современного мира;

- в трудовой сфере: формировать навыки самостоятельной работы при выполнении практических художественно-творческих работ; готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной  траектории;

- в познавательной сфере: уметь познавать мир через образы и формы изобразительного искусства;

- метапредметные результаты  изучения изобразительного искусства в основной школе проявляются: в развитии художественно-образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира; в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти; в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства; в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений;

- в области предметных результатов  учащимся предоставляется возможность научиться:

- в познавательной сфере: познавать мир через визуальный художественный образ; представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества; осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности; приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности; различать изученные виды пластических искусств; описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;

- в ценностно-ориентационной сфере: формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей; развивать эстетический (художественный вкус) как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира; понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства; уважать культуру других народов; осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;

- в коммуникативной сфере: ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях; организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;

- в эстетической сфере: реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне; развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств; воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности; проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;

- в трудовой сфере: применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.

Учащиеся должны знать:

• истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

• особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов - варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);

• семантическое значение традиционных образов. Мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

• несколько народных художественных промыслов России. Учащиеся должны уметь:

• пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово, а также местные промыслы);

• различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Средневековой Европы, Западной Европы 17 века);

• различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);

• выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора.

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 5 классе

Тема «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»

№ п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного

времени

Плановые сроки прохождения

Практическая работа

По плану

Фактически

Древние корни народного искусства

8 час

1

Декоративно-прикладное искусство и человек

1

1.09

Беседа о ИЗО

2

Древние образы в народном Искусстве

1

80.9

Рисунок на тему образов в узорах вышивки

3

Декор русской избы

1

15.09

Рисунок украшения дома (причилина, наличник, лобовая доска)

4

Внутренний мир русской избы

1

22.09

Убранство русской избы

5

Конструкция, декор предметов народного быта и труда

1

29.09

Эскиз декоративного украшения любого предмета крестьянского быта

6

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

1

6.10

Эскиз вышитого полотенца

7

Народный

праздничный костюм

1

13.10

Эскиз народного праздничного костюма

8

Народные

праздничные обряды.

1

20.10

Связь времен в народном искусстве

8 час

9

Древние образы в современных народных игрушках

1

27.10

Лепка из пластилина игрушки

10

Искусство Гжели.

1

10.11

11

Истоки и современное развитие промысла.

1

17.11

Роспись изделия на основе изделий Гжели

12

Искусство Городца.

1

24.11

13

Истоки и современное развитие Городецкого промысла

1

1.12

Выполнение фрагмента росписи по мотивам Городецкой росписи

14

Искусство Жостова.

1

08.12

15

Истоки и современное развитие жостовского промысла.

1

15.12

Выполнение фрагмента жостовской росписи

16

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

1

22.12

Выставка работ

Декор   —   человек общество, время

12

час

17

Зачем людям украшения

1

12.01

18

Украшения разных народов и времен

1

19.01

19

Декор и положение человека в обществе

1

26.01

Выполнение эскизов браслетов, ожерелий

20

Мифы Древнего Египта

1

02.02

21

Одежда говорит о человеке

1

09.02

Русский костюм

22

Костюм - знак положения человека в обществе

1

16.02

Костюм людей разных сословий

23

Создание

декоративного панно на тему «Бал в интерьере дворца»

1

02.03

24

О чем рассказывают гербы и эмблемы

1

9.03

25

Создание проекта собственного герба своей семьи

1

16.03

Герб своей семьи

26

Старинные гербы русских народов

1

23.03

27

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)

1

6.04

28

Итоговая игра- викторина по теме четверти

1

13.04

Декоративное искусство в современном мире

7 час

29

Современное

выставочное

искусство

1

20.04

Беседа

30

Художественная керамика, стекло

1

27.04

Роспись по стеклу

31

Роспись по ткани

1

4.05

Коллективное панно по. мотивам русских народных сказок

32

Моделирование одежды

1

11.05

Творческая мастерская (создание одежды)

33

Технология плетения

1

18.05

Кукла из соломы

34

Техника         работы папье-маше

1

25.05

Чашка

35

Роспись по дереву

1

30.05

Роспись

Итого:

35

Содержание тем учебного курса

Древние корни народного искусства.

Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир). Создание поисковых групп по направлениям народного искусства. Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни -как выражение мифоэпических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно - символический характер. Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы труда - область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Потолок - небо, пол - земля, подпол - подземный мир, окна - очи, свет и т. д. Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.

Связь времен в народном искусстве

Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек. Из истории развития художественных промыслов: Хохлома, Гжель, Жостово, Городец. Их традиции, своеобразие художественного языка, особенности формы, цветовая гамма, органичное единство формы и декора. Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере. Вводная беседа о широком распространении изделий народных мастеров в современной жизни людей. Обращается внимание на жизнерадостный колорит, который вносят изделия народных промыслов в нашу жизнь. Принцип гармонизации композиции на основе цветовых ритмов, цветовой доминанты. Итоговый урок в форме беседы, викторины с интересными заданиями, загадками. Выступления поисковых групп

об истории возникновения того или иного промысла, задаются вопросы о символике языка в народном искусстве. Выставка выполненных за 2 четверть работ.

Декор, человек, общество, время.

Роль декоративного искусства в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности. Роль искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива, грамотное использование в своей жизни предметов декоративного искусства. Создание поисковых групп для сбора материала по декоративному искусству Древнего Египта и Древней Греции, эпохи средневековья и эпохи Возрождения, эпохи барокко и классицизма. Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить – значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи. Роль декоративного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях, отличие одежд высших и низших сословий общества. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинства его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак любого человеческого сообщества – государства, страны, города, партии, фирмы, символизирующий отличие от других общностей, объединений. Части классического герба, изобразительные формы. Взятые из жизни и мифологии, их символическое значение, символика цвета в классической геральдике. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов. Стилевое единство декора одежды, предметов быта, зданий определенной эпохи, определенной страны; строгая регламентация одежды для людей разных сословий, например, эпоха средневековья, когда по внешнему виду (прежде всего, по одежде) легко определить и конкретное занятие человека, и его место в иерархической структуре общества.

Современное декоративное искусство.

Знакомство с современным выставочным декоративно - прикладным искусством. Многообразие материалов и техник современного декоративно -прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен и т. д.). новое понимание красоты современными мастерами декоративно -прикладного искусства. праздничный костюм - целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России. Календарные народные праздники - это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Форма и декор женских головных уборов.

Обсуждение идеи художественного оформления интерьера школы декоративным панно обсуждение высказываемых предложений. Роль выразительных средств (форма, цвет, фактура и др.) в построении декоративной композиции в конкретном материале. Витраж - как один из видов украшения интерьеров. Реализация выбранного замысла в определенном материале. Технология работы с выбранными материалами. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Расчленение композиции на фрагменты. Монтаж декоративной работы.

Учебно-методическое обеспечение

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана

Программы общеобразовательных учреждений. Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы, 6-е издание, М. Просвещение 2010.

Горяева, Н. А. Изобразительное искусство : Декоративно-прикладное искусство в жизни человека : учебник для 5 класса / И. А. Горяева, О. В. Островская ; под ред. Б. М. Йеменского. - М. : Просвещение, 2008

О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо от 5. 03.2004 № 1089. - на сайте www . ed . gov . ru .

Программно-методические материалы. Изобразительное искусство и художественный труд. Под руководством Б.М. Неменского, 1-9 классы, 6-е издание, М. Просвещение 2010. - 144 с.

Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского, - Волгоград: Учитель, 2007. -170 с.

ОБОРУДОВАНИЕ

  1. Учебные столы.
  2. Доска (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)
  3. Стеллажи и тумбочки для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  1. Компьютер

ТАБЛИЦЫ

  1. Хохлома
  2. Дымковская игрушка
  3. Палех
  4. Декоративно-прикладное искусство.
  5. Народный костюм
  6. Народная игрушка

МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД

  1. Репродукции картин разных художников.
  2. Муляжи для рисования
  3. Серии фотографий и иллюстраций природы.
  4. Фотографии и иллюстрации животных.
  5. Предметы для натурной постановки (кувшины, вазы и др.).
  6. Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  программы «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. Неменского для 1-4 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку и расширенное тематическое планирование...

Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.

Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...