реализация программы по изо в рамках ФГОС
материал (изобразительное искусство) на тему

текст выступления

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon реализация программы68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация программы художественно-зстетической направленности

«Волшебная кисточка»

в условиях внеурочной деятельности младших школьников.


           С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный стандарт начального общего образования.

Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО? Стандарт выдвигает три группы требований;

  1. К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  2. К структуре основной образовательной программы начального общего образования;
  3. К условиям реализации основной образовательной программы начального образования.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развития личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатом обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Стандарт предполагает реализацию  в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по следующим напрвлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное и общеинтелектуальное.  

Разработанная мной программа «Волшебная кисточка» отражает общекультурное направление, которое включает все формы развития личности учащегося: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное и общеинтелектуальное.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность и предназначена для внеурочной деятельности младшего школьного возраста (1 класс), которая  рассчитана на 1 год обучения (33 часа).

Актуальность программы

В наш стремительный век необходимо в раннем возрасте заложить гармоничное представление о мире и правильное отношение к действительности, которое возможно только на основе нравственных и духовных ценностей. Очень важно детям раскрыть предназначение искусства, служащее, прежде всего духовной пищей, представляющей совокупность красоты и высоконравственного, доброго смысла.

Новизна программы.

В изобразительной деятельности ребенок обогащает свои представления о мире, самовыражается, пробует свои силы и совершенствует способности. Именно поэтому невозможно обойтись только традиционными дидактическими методами обучения, вынуждающих детей действовать в рамках предложенных им схем, образцов, представлений. Необходимо применять новые методы и технологии, которые развивают воображение, побуждают детей к экспериментированию с красками, бумагой, пластилином, а не просто вынуждают механически выполнять то, что предлагает педагог.

Задача педагога предоставить свободу в отражении своего видения мира доступными для ребенка художественными средствами. Такой  подход раскрепощает ребенка, создается атмосфера свободного творчества: раскрепощено работать кистью и карандашом во всех направлениях, применять сочетание разных художественных материалов и техник исполнения.

Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является связующим понятием в системе эстетического воспитания, обучения и развития младших школьников.

Цели и задачи программы «Волшебная кисточка» - развитие художественно-эстетических, творческих способностей младших школьников посредством изобразительной деятельности.

- развитие эстетического вкуса;

- формирование духовно-нравственной личности ребенка;

- содействие в овладении элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности;

- усвоению знаний о разнообразных материалах;

-  ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, выразительными возможностями;

- содействие формированию изобразительной грамотности;

- создание условий для формирования творческой активности и художественного вкуса;

- развитие мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера;

- формирование чувства цвета, формы;

- воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание;

Структура программы

Развитие учащихся предлагается осуществлять по следующим направлениям:

- образно-сематическое;

- поисково-системное;

- сравнительно-оценочное;

- технологическое.

Программа составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся, а также с учетом уровня развития детей. Наряду с традиционными методами ведения занятий используются новые педагогические технологии, различные типы уроков: комбинированное занятие, групповые занятия, коллективная работа, занятие-игра, урок-экскурсия, пленэр, диалог и постановка творческих задач с индивидуальным подходом к каждому ребёнку. Занятия включают в себя теоретическую, практическую, аналитическую части.

В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием, техника по-сырому, рисование по точкам, рисование листьями, рисование примакиванием, рисование ладошками и т.д.

Реализация программы основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей младшего школьного  возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках, аппликациях предметы разнообразных форм, величины, пропорции. Особое внимание уделино развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно как для сюжетного, так и для декоративного рисования.

На занятиях дети  научаются бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущей работы, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудности. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка. Экскурсии, прогулки  и пленэр позволяют учащимся параллельно с обучением и оздоравливаться.

        Содержание программы

Программа состоит из четырех  разделов:

  1. Знакомство с волшебными красками;
  2. Художник любуется природой;
  3. В гостях  у сказки;
  4. Пробуждение красавицы Природы.

Каждый раздел включает беседу, практическую работу учащихся, посещение музеев, экскурсии, пленэр, знакомство с  музыкальными и литературными произведениями.

Первый раздел - «Знакомство с волшебными красками» состоит из 8 тем посвященных изучению основам цветоведения: основные и дополнительные цвета, цветовой спектр и теплохолодность оттенков, параллельно учащиеся знакомятся с нетрадиционными техниками исполнения.

        Раздел «Художник любуется природой» является закреплением предыдущего раздела и делится на 7 тем. На основе знаний о правилах цвета, учащиеся  знакомятся с жанрами искусства, с творчеством художников разных жанров, с красотой самой природы (время года осень).

        В разделе «В гостях у сказки» учащиеся знакомятся со сказочным жанром, как в литературе так и в живописи, с творчеством писателей и художников, закрепляют на знания цвета и отрабатывают навыки нетрадиционных техник исполнения, знакомятся с красотой зимнего времени. Состоит данный раздел из 10 тем.

        Четвертый радел «Пробуждение красавицы Природы» состоит из 8 тем, где первоклассники  знакомятся с весной, ее пробуждением: насекомыми, цветами, солнцем, весенней капелью, подводным миром и т.д., закрепляя полученные знания, умения и навыки в течение всего года обучения. Раздел включает итоговое выставочное занятие - праздник с родителями «Вот и лето пришло».

Предполагаемые результаты реализации программы

В данной программе учитываются все уровни воспитательных результатов внеурочной деятельности.

- взаимодействие первоклассника с учителем;

- взаимодействие учащихся в коллективе, малых группах;

- самостоятельное достижению результатов;

У учащихся формируются в результате благоприятной внеурочной деятельности коммуникативные, этические, социальные, гражданские компетентности.

На протяжении всей работы внеурочной деятельности учитывается здоровьесберегающий  аспект.

К концу обучения учащиеся должны знать:

- правила безопасности и личной гигиены;

- название материалов и инструментов и их назначение;

- названия основных и составных цветов  и элементарные правила их смешивания;

- основы декоративного искусства;

- основные виды и жанры изобразительного искусства;

- художников разных жанров, разного периода развития искусства.

Должны уметь:

- правильно работать кисточкой, карандашом;

- пользоваться различными изобразительными материалами;

- использовать в работе нетрадиционные техники рисования (монотипия, «по-сырому», мятая бумага, кляксография и т.д.);

- определять теплохолодность и светлоту оттенков;

- рисовать от руки простые формы, элементы, геометрические фигуры;

- рисовать предметы с натуры и по представлению;

- изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.

Для достижения высоких результатов по данной программе большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Необходимо их заинтересованное участие в процессе ознакомления младших школьников: выступление педагога на родительских собраниях, консультации, анкетирование, организация совместных досугов, привлечение родителей к изготовлению материалов для оформления развлечений, мастер - классов, просмотр родителями открытых занятий, организация посещения галерей и музеев.

Формы контроля

В программе используются различные формы контроля работы учащихся: творческие выставки работ, соревнования, турниры, конкурсы, анализ рисунков и т.д.

В качестве контроля также используются критерии определения освоения программы.

- умение выполнять по плану учителя или собственному плану;

- способность рисовать по замыслу, умение передавать личное отношение к объекту изображения;

 

     - рисунки выразительны, подход к работе творческий, отсутствие изобразительных штампов, умение украшать свою работу.

Карта определения уровня освоения программы.

Ф.И. ученика, список

Уровни освоения программы


Начало года

  1. Багдасарян Милана
  2. Мельникова Вероника

4

3

3

3

1

2

Середина года

  1. Багдасарян Милана
  2. Мельникова Вероника

4

4

4

4

3

4

Конец года

  1. Багдасарян Милана
  2. Мельникова Вероника

      Карта определения уровня освоения программы заполняется три раза в год разными цветами, по пятибалльной системе.

  1. Начало года - исходный уровень базы умений и навыков;
  2. середина обучения;
  3. на конец учебного года.

Как  итог  реализации программы в конце учебного года проводятся итоговые выставки детских работ, учащиеся  принимают участие  в разного уровня конкурсах, викторинах. Дети и их родители сравнивают работы, выполненные в начале учебного года, с теми, которые дети предоставили на выставку. Подробно анализируются достижения каждого ребёнка с пожеланием дальнейших успехов в творчестве и приглашением посещать занятия  на следующий учебный год.

Важнейший  показатель  эффективности  проведённой педагогической работы — изменения в поведении детей, неуверенный в себе, замкнутый ребёнок стал весёлым, с удовольствием рисует и доводит начатую работу до конца, выражает желание продемонстрировать её другим людям.

        Большое значение  в реализации программы имеет помещение, отводимое для занятий, которое  должно отвечать всем санитарно-гигиеническим требованиям.

        В достижение высоких результатов необходимо также и реализация рабочего места учащегося: мольберт, планшет, использование компьютера, мультимедийное и интерактивное оборудование, учебно-наглядный материал, муляжи, пособия, художественные инструменты и материалы, рабочие тетради и учебники.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно-деятельностого подхода в рамках ФГОС

Выступление на педагогическом совете школы...

Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «Игровые технологии на уроках английского языка как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС.»

Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА  КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАМКА...

Представление опыта работы «Реализация учебного предмета «Музыка» в рамках ФГОС ООО»

Представление опыта работы «Реализация  учебного предмета  «Музыка» в рамках ФГОС ООО»...

реализация системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС

выступление на Интернет-он-лайн конференции...

«Компетентностно-ориентированные задания как средство реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС на уроках английского языка»

Одним из условий развития информационно-коммуникативной образовательной среды обучающихся являются использование на уроке английского языка компетентностно-ориентированных заданий наряду с современным...