Открытый урок по изобразительному искусству
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме

Молокова Лада Вадимовна

 

«Библейская тема в изобразительном искусстве. Всепрощающая любовь. Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozvrashchenie_bludnogo_syna.doc46 КБ
Office presentation icon rembrandt_van_reyn.ppt1.8 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по изобразительному искусству

На тему

«Библейская тема в изобразительном искусстве.

Всепрощающая любовь.

Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына».

Молокова Л.В.

МОУ СОШ №1 г.Сорск

2009-2010г.


Открытый урок по изобразительному искусству

На тему

«Библейская тема в изобразительном искусстве.

Всепрощающая любовь.

Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына».

Цели урока:

1.Познакомить учащихся с великой картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына».

2. Сформировать представление о сложном мире сюжетной картины.

3. Формировать зрительские умения и навыки.

4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве.

5. Развивать интерес к искусству и особенностям его образного языка.

Оборудование:

1.Репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына» и репродукции фрагментов картины.

2. Плакаты с эпиграфами.

3. Музыкальный ряд.

Ход урока.

Эпиграф:

Любовь долготерпит, милосердствует,

     любовь не завидует, любовь не превозносится,

не бесчинствует, не гордится, не ищет своего,

не раздражается, не мыслит зла,

не радуется неправде, а радуется истине,

все покрывает, всему верит, всему надеется,

все переносит. Любовь никогда не перестанет…

Евангелие от Павла.

 Звучит фрагмент  Четвертой симфонии А.Шнитке.

«Не спрашивай никогда, о ком звонит колокол: он звонит о тебе». Эти слова Джона Донна американский писатель Эрнест Хемингуэй взял эпиграфом к роману «По ком звонит колокол». И в самом деле, жизнь невероятно сложна и полна неожиданностей, в любой момент в судьбе каждого из нас может «зазвонить колокол», возвестив о потере, несчастье. Важно быть готовым с честью пережить испытание и помочь ближнему справиться с горем. Для этого нужно быть милосердным, уметь любить и прощать. Мы сегодня собрались, чтобы поговорить о любви, ощутить её.

Существуют вечные, непреходящие темы и сюжеты, к которым человечество возвращается постоянно, на всем протяжении своей истории. Скорбь отца, потерявшего сына, и безмерная радость после его возвращения, сила всепоглощающей любви _ одна из таких тем. Её и воплоти в своей картине «Возвращение блудного сына» голландский художник Харменс ван Рейн Рембрандт.

Постановка задачи.

Нам сегодня нужно понять, какие чувства и мысли владели автором, когда он создавал полотно. В его основе лежит библейский  сюжет – «Притча о блудном сыне». Вспомним притчу и подумаем о добре и зле, мести и прощении, ненависти и любви.

1 ученик.

       У некоего отца было два сына; и сказал младший из них отцу: «Отче, дай мне следующую мне часть имения». И отец разделил им имение.

     По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю страну и расточил там имение свое.

2 ученик.

     Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он стал нуждаться. И пошел, пристал к одному из жителей страны той; а тот послал его на поля свои пасти свиней. И он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи; но никто не давал ему еды.

3 ученик

       Придя в себя, сказал: «Сколько рабов у отца моего едят хлеб, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу своему, и скажу ему: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобой и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число рабов твоих».

4 ученик.

       Встал и пошел к отцу своему.

       И когда он был еще далеко, отец увидел его, и сжалился; и, побежав, пал ему на шею, и целовал его. Сын же сказал: «Отче! Я виноват перед тобой, и недостоин называться  сыном твоим».

5 ученик.

       А отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду, и оденьте его, и дайте перстень на его руку и обувь на ноги. Приведите откормленного тельца, заколите его, будем есть и веселиться! Ибо сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся».

6 ученик.

     Старший же сын был в поле; и, возвращаясь, услышал пение и ликование. И, подозвав одного раба, спросил: «Что это такое?». Раб сказал ему: «Брат твой пришел; и отец заколол тельца, потому что принял его здоровым».

7 ученик.

     Брат осердился, и не хотел войти, отец же его, выйдя, позвал его. Но старший брат сказал: «Вот, столько лет я служу тебе, и никогода не преступал приказания твоего, но никогда ты не дал мне козленка, чтобы повеселиться с друзьями моими. А когда пришел сын твой, расточивший твое имение, ты заколол для него откормленного теленка».

8 ученик

      Отец же ему ответил: «Сын мой! Ты всегда со мной, и все мое – твоё, а о том надобно радоваться, что брат твой был мёртв и ожил, пропадал и вернулся».

Как вы думаете, какой момент в этой притче самый волнующий, самый драматичный?

Именно этот момент и стал сюжетом для картины.

Слайд 1.  Рембрандт ван Рейн

Возвращение блудного сына.

Слайд 2. Внимательно рассмотрите картину.

Вопросы по картине.

Слайд 3.

- чьи фигуры в центре картины?

- видно ли лицо сына?

-какие деталь показывают, что жизнь блудного сына была не из легких?

- что говорит о его раскаянии?

-каким чувством проникнут отец?

-что выражают руки и лицо старика?

Слайд 4

-кого еще вы видите на картине?

-что выражают лица людей, стоящих рядом?

- говорят ли они?

- пытаются вмешаться?

Слайд 5

-как освещены люди на картине?

- почему луч света освещает только старика и сына?

-как много деталей вы видите на картине?

- почему художник не написал окружающую обстановку?

Класс делится на 4 группы: «Отец», «Блудный сын», «Старший брат», «Близкие друзья семьи».

Послушайте рассказ, и постарайтесь представить себя одним из действующих лиц.

Слайд 6

В год смерти, в1669 году, как бы подводя итог всем творческим  исканиям, Рембрандт написал всемирно известную  картину «Возвращение блудного сына». Сюжет её взят из евангельской притчи, в которой художник увидел трагедию и духовное величие человека.

Слепой отец прижимает к себе сына, вернувшегося в покинутый им из-за гордыни дом. Лица сына почти не видно, но детали правдиво рассказывают, что жизнь его была не из легких. Одежда превратилась в лохмотья, стоптались башмаки, загрубели ступни ног. В образе упавшего на колени перед отцом усталого, раскаявшегося человека, выражен трагический путь познания жизни, а в образе отца, простившего сына, воплощено высшее доступное человеку счастье, предел чувств, наполняющих сердце.

Бесконечная нежность и доброта выражены в жести рук и в выражении лица старика, вновь обретшего сына. Сын прильнул к отцу, впервые за много лет ощущая тепло и ласку родительских рук.

Главные герои словно озарены внутренним светом. Другие персонажи словно отодвинуты на второй план, в полутень, и их сострадание и задумчивость лишь еще сильнее выделяют, словно светящиеся теплым сиянием отцовскую любовь и всепрощение, которые оставил как завет великий голландский художник.

Слайд 7.

Вопросы к группе «Отец»

- что вы почувствовали, когда младший сын ушел из дома, взяв полагающуюся часть наследства?

- что вы ощутили, когда узнали, что ваш сын возвращается?

- что заставило вас с почестями принять опозорившегося сына?

Вопросы к группе «Блудный сын»

- о чем вы думали, когда возвращались домой?

-что вы почувствовали, увидев отца, встречающего вас с радостью?

- о чем вы подумали, придя в себя?

-как изменится впоследствии ваша жизнь?

Вопросы к группе «Старший брат»

-какие чувства вызвала в вас радость, с которой отец встречал младшего брата?

- каково ваше отношение к брату?

- вы переживали, когда ваш брат ушел из дома?

-как вы думаете, понял ли старший брат, почему отец простил младшего сына?

Вопросы «Друзьям семьи»

- чего, на ваш взгляд, заслуживал блудный сын?

-каково ваше мнение о реакции отца на возвращение сына?

- кто, по вашему мнению, достоин восхищения в данной ситуации?

Вопрос всему классу

-почему отец простил сына?

(любовь оказалась выше ненависти, обиды, мести)

Да, отец умел любить, смог простить ошибку сына и забыть о оскорблении. Взгляните на доску, вы увидите цитату из Библии, в этих словах вся сущность любви.

Как вы понимаете слова отца «…Был как бы мертв и ожил»?

(в нем возродилась способность к любви)

Кто, по вашему мнению, в притче о блудном сыне, не последовал библейскому совету: «Возлюби ближнего своего,  как самого себя»?

Притча – это, как известно, небольшой рассказ, в иносказательном виде заключающий религиозное или моральное нравоучение. Чему же учит притча и картина Рембрандта?

Возможно из вас еще  кто-то не определился, принять ли идею притчи и картины о всепрощающей любви , или отвергнуть ее. Но то, что наша беседа заставит вас о этом задуматься – это наверняка. Как вы думаете ваши родные и близкие простят вас, если вы совершите ошибку, или доставите им неприятности?

Можно ли, зная, что любящие люди вас простят, сознательно приносить им боль и несчастье?

Любовь обязывает ко многому: к порядочности, благородству мыслей и действий.

Всепрощающая любовь существует не только на страницах Библии, или на картинах художника, но и в жизни каждого человека, даже в наше непростое время. О этом сказал замечательный французский писатель Антуан де  Сент Экзюпери.

Слайд 8. Чтобы к вам были добры, будьте добры и милосердны сами.

     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по изобразительному искусству "Народные промыслы"

Открытый урок по Изобразительному искусству в 5 класса по программа Б. Неменского "Народные промыслы"...

Открытый урок по изобразительному искусству к 23 февраля "Коллаж. Матрёшка-богатырь"

Такое внеклассное мероприятие по предмету «ИЗО и художественный труд» лучше провести перед праздником 23 февраля, так как выполненная поделка может являться сувениром  для папы (дедушки, брата) ...

Открытый урок по изобразительному искусству и художественному труду для дошкольников Тема: « Календарь первоклассника Дракоша идет в школу № 635»

Открытый урок по изобразительному искусству и художественному труду  для дошкольников  Тема: « Календарь первоклассника  Дракоша идет в школу № 635»...

Открытый урок по изобразительному искусству во 2 классе на тему: «Дары осени»

Цель: выполнение зарисовок осенних овощей и фруктов в живописной технике акварельными красками.Задачи:-образовательные: знакомство с градациями свето-тени в живописи;-развивающие: умение получать нужн...

Открытый урок по Изобразительному искусству проводимый в рамках внеурочной деятельности во 2 классе на тему "В гостях у русской сказки"

Тема урока: «В гостях у русской сказки».Цели урока: ·         Образовательные: -        обобщить и систематизировать знания у...

Открытый урок по Изобразительному искусству для 1 класса на тему "Мы в цирке"

Предмет  Изобразительное искусство Класс 1Тема урока  "Мы в цирке"Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний.Оборудование для учителя:- технический ряд: компьютер, проек...

Конспект открытого урока по изобразительному искусству в 4 классе I вида Тема: «Декоративно-прикладное творчество Кубани. Беседа»

Конспект открытого урока по изобразительному искусству в 4 классе I видаТема: «Декоративно-прикладное творчество Кубани. Беседа»...