Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8 классов по программе Б.М. Неменского
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме

ИВАНОВА Наталья Степановна

Рабочая программа составлена с учетом регионального компонента  Республики Марий Эл. адаптирована для  проведения уроков  в сельской школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_izo_dlya_5-8_klassov.docx73.82 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЮРКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

СОГЛАСОВАНО                                                                                                                                                                    УТВЕРЖДАЮ

зам. директора по УВР                                                                                                                                                           директор МБОУ

МБОУ «Юркинская СОШ»                                                                                                                                                   «Юркинская СОШ»

___________ В.Н. Солодилина                                                                                                                                             _________ Т.Г. Немцева

«__»____________ 2012 г.                                                                                                                                                     «__»____________2012 г.

Рабочая программа

по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

для учащихся 5-8 классов

составитель программы:

Иванова Наталья Степановна,

учитель  музыки, ИЗО, МХК

второй квалификационной категории

МБОУ «Юркинская СОШ»

П. Юркино,

2012 г.

Пояснительная записка

Программа является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру, дизайн и декоративно-прикладное искусство, которые изучаются во взаимодействии связей с жизнью общества и человека.

Данная рабочая программа составлена на основе программы изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией и руководством Б.М. Неменского. Программа Б.М. Неменского позволяет учителю менять блоки годов обучения — важно, сохранить единство каждого блока, обеспечивая целостность погружения в проблематику каждого вида искусства.

Нормативные документы

Основные нормативные документы для разработки программы:

- Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента Государственного стандарта общего образования;

       - Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента Государственного стандарта общего образования.

Статус документа.

Примерные программы по изобразительному искусству для 5–7 и 8–9 классов составлены на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Примерные программы конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дают примерное распределение учебных часов на изучение тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяют минимальный набор видов художественно-творческой деятельности учащихся.

Примерные программы являются ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, а также могут использоваться при тематическом планировании курса учителем. Примерные программы определяют инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса в различных образовательных учреждениях, реализующих программы основного общего образования.

Созданные на основе примерной программы авторские учебные программы и учебники должны логически развивать идеи начальной школы, способствовать формированию опыта художественно-творческой деятельности, способности к эстетическому освоению мира в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям, запечатленным в произведениях изобразительного искусства, воспитанию эмоционально-нравственного отношения к миру и осознания себя в этом мире.

Структура документа.

Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов (в модальности «не менее») по разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика предмета.

Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. В примерных программах выделяются такие закономерности изобразительных (пластических) искусств, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации и которые могут стать основой тематизма рабочих, авторских программ. Обучение изобразительному искусству в школе не должно сводиться к технократической, узко технологической стороне. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.

Содержание обучения в примерной программе дано крупными блоками. Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса изобразительного искусства, варьировать содержание учебников, различными средствами распределять учебный материал и время для его изучения как внутри одного класса, так и между классами.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории – исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).

Ц е л и   художественного образования:

 развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

 воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

 освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

 овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

 формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 280 часов для обязательного изучения «Искусства» на этапе основного общего образования, которое представлено двумя образовательными компонентами: «Изобразительное искусство» и «Музыкальное искусство». В том числе: на «Изобразительное искусство» в 5, 6, 7  и 8 классах – по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю, в  9 начинается предмет «Искусство».

Примерная программа «Изобразительное искусство» рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 14 учебных часов (или 10 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования являются: познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.

Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.

Результаты обучения.

Результаты изучения курса «Музыкальное искусство» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в звучащем пространстве, значимыми для сохранения и развития музыкальной культуры.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: воспринимать и оценивать, воспроизводить, различать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, проводить самостоятельный поиск необходимой информации и т. д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение жизненных задач.

В результате обучения изобразительному искусству в основной школе учащиеся получают знания об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, выдающихся представителях русского и зарубежного искусства и их основных произведениях; наиболее крупных художественных музеях России и мира; овладевают основами изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция); применяют художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, художественного конструирования в своем творчестве; определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства; ориентируются в основных явлениях русского и мирового искусства, узнают изученные произведения; объясняют роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества; эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывают суждения о них; используют различные художественные материалы в своем творчестве (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы); пользуются средствами художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
5–8 классы (140 часов)

Изобразительное искусство, его виды и жанры (40 часов). Изобразительное искусство как способ познания, общения и эмоционально-образного отражения окружающего мира, мыслей и чувств человека. Искусство как эмоциональный опыт человечества. Роль изобразительного искусства, архитектуры, декоративно-прикладного искусства и дизайна в жизни человека и общества.

Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная), графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная), скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая), декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна и архитектуры.

Жанры изобразительного искусства и их развитие в культуре. Особенности натюрморта, пейзажа, портрета, бытового, исторического, батального, анималистического жанров. Произведения выдающихся художников (Леонардо да Винчи, Рембрандт, А. Дюрер, П. Сезанн, В. Ван Гог, К. Моне, К. П. Брюллов, И. Е. Репин, В. И. Суриков, И. И. Шишкин, И. И. Левитан, В. М. Васнецов, М. А. Врубель, Б. М. Кустодиев, В. А. Серов, К. С. Петров-Водкин и др.).

Опыт творческой деятельности. Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных сооружений. Работа на пленэре. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках.

Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров.

Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов.

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Создание иллюстраций к литературным произведениям, эскизов и моделей одежды, мебели, транспорта. 

Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов.

Посещение музеев изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектурных заповедников.

Язык изобразительного искусства и художественный образ (35 ч). Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия). Линейная и воздушная перспектива. Пропорции и пропорциональные отношения. Линия, штрих, пятно. Тон и тональные отношения. Колорит. Цвет и цветовой контраст, характер мазка. Объем. Фактура. Формат. 

Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства. Связь времен в народном искусстве. Древние образы в произведениях современного декоративно-прикладного искусства. Истоки и современное развитие народных промыслов: дымковская, филимоновская игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома и др. (с учетом местных особенностей). Орнамент как основа декоративного украшения. Виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный) и типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая).

Опыт творческой деятельности. Использование языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Создание композиций на плоскости и в пространстве.

Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды, полиграфических изделий, архитектурных сооружений (прялки, народный костюм, посуда, элементы декора избы, книги и др.). Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Различие функций древнего и современного орнамента. Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов быта и в элементах архитектуры. 

Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве (30 ч). Темы и содержание изобразительного искусства Древней Руси. Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси, их символичность, обращенность к внутреннему миру человека (древние памятники архитектуры Новгорода, Владимира, Москвы, икона А. Рублева «Троица», фрески Дионисия). Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры.

Темы и содержание изобразительного искусства России XVIII–XX вв., стили и направления (В. В. Растрелли, Э.-М. Фальконе, В. И. Баженов, Ф. С. Рокотов, А. Г. Венецианов, А. А. Иванов, П. А. Фе-дотов, передвижники, «Мир искусств», С. Т. Коненков, В. И. Мухина, В. А. Фаворский и др.).

Вечные темы и великие исторические события в русском (В. И. Суриков, П. Д. Корин, М. В. Нестеров и др.) и зарубежном (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Рембрандт ван Рейн, Ф. Гойя, О. Роден) искусстве.

Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве России (А. А. Дейнека, А. А. Пластов, Б. М. Неменский). Мемориальные ансамбли. Художник – творец – гражданин.

Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина).

Ведущие художественные музеи мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея).

Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях и течениях в искусстве XX в. (реализм, модерн, авангард, сюрреализм и проявления постмодернизма).

Опыт творческой деятельности. Описание и анализ художественного произведения. Выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.

основное СОДЕРЖАНИЕ
8 класс (35 часов)

Синтез искусств (2 ч). Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Общие выразительные средства визуальных искусств: тон, цвет, объем. Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства.

Синтез искусств в архитектуре (10 ч). Виды архитектуры. Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры. Выразительные средства архитектуры (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов). Бионика.

Стили в архитектуре (античность, готика, барокко, классицизм).

Связь архитектуры и дизайна (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера и др.) в современной культуре. Композиция в дизайне (в объеме и на плоскости).

Опыт творческой деятельности. Зарисовки элементов архитектуры. Выполнение эскизов архитектурных композиций. Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой.

Синтез искусств в театре (4 ч). Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография. Художники театра (В. М. Васнецов, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, В. Ф. Рындин, Ф. Ф. Федоровский и др.).

Опыт творческой деятельности. Создание эскиза и макета оформления сцены. Эскизы костюмов.

Изображение в полиграфии (6 ч). Множественность, массовость и общедоступность полиграфического изображения. Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др. Образ – символ – знак. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги (Г. Доре, И. Я. Билибин, В. В. Лебедев, В. А. Фаворский, Т. А. Маврина и др.).

Опыт творческой деятельности. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Иллюстрирование литературных и музыкальных произведений.

Изображение в фотографии (2 ч). Изображение в фотографии и изобразительном искусстве. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Художественный образ в фотоискусстве. Фотохудожники (мастера российской, английской, польской, чешской и американской школы и др.).

Опыт творческой деятельности. Создание художественной фотографии, фотоколлажа.

Синтетическая природа экранных искусств (4 ч). Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Средства эмоциональной выразительности в фильме (композиция, ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Фрагменты фильмов (по выбору). Мастера кино (С. М. Эйзенштейн, А. П. Довженко, Г. М. Козинцев, А. А. Тарковский и др.).

Телевизионное изображение, его особенности и возможности.

Опыт творческой деятельности. Создание мультфильма, видеофильма, раскадровки по теме. Выражение в творческой деятельности своего отношения к изображаемому.

Изображение на компьютере (2 ч). Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах.

Опыт творческой деятельности. Проектирование сайта.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать:

 основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

 основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

 выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

 наиболее крупные художественные музеи России и мира;

 значение изобразительного искусства в художественной культуре;

уметь:

 применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

 анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

 ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

 для восприятия и оценки произведений искусства;

 самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Главным смысловым стержнем программы является — связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка.

Данная программа построена так, чтобы дать учащимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, с опорой на жизненный опыт детей, живые примеры из окружающей действительности.

Формы и методы проведения уроков по ИЗО — (Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Освоение основ рисунка, живописи, декоративно-прикладного искусства. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение навыками бумагопластики. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии. Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе, небольшом сочинении. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства).

Уроки изобразительного искусства ставят своей целью приобщение обучающихся к истокам мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном, воспитание умения видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное, проявляя самостоятельность и творческую активность. Вырастить из воспитанника Зрителя, Мастера, Художника.

Программа, кроме регулярного знакомства с произведениями искусства в ходе занятий, предусматривает также беседы об искусстве и их показ (репродукции, видеофильмы, слайды и т.д.), развивает у обучающихся эстетическое восприятие мира, художественный вкус, расширяет представления о культуре прошлого и настоящего.

Основные цели и задачи:

Развитие у учащихся способности к восприятию и осмыслению «вечных» сюжетов, воплощенных в художественных произведениях;

• Развитие художественно — творческих способностей образного и ассоциативного мышления, фантазии, воображения;

• Воспитание и развитие художественного вкуса учащихся;

• Воспитание культуры восприятия произведений изобразительного искусства;

• Освоение знаний о классическом и современном искусстве, ознакомление с выдающимися произведениями искусства;

• Овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности;

• Умение анализировать произведения искусства, высказывать собственные суждения о них;

• Формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой художественной культуры.

• Учить дарить радость творчества, быть счастливыми от человеческого общения, взаимопонимания, творческого труда.

В связи с поставленными целями и задачами, в результате изучения искусства учащиеся должны знать и понимать:

• Основные виды ИЗО и жанры;

• Основы изобразительной грамоты;

• Выдающихся представителей русского и зарубежного искусства;

• Крупнейшие музеи мира и России;

• Значение ИЗО в художественной культуре;

• Направления и стили МХК;

• Шедевры МХК;

• Особенности языка искусства.

Уметь:

• Применять различные художественные материалы;

• Анализировать содержание образного языка произведений разных видов и жанров

ИЗО;

• Определять средства выразительности;

• Ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

• Устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов

ИЗО;

• Выполнять учебные и творческие задания.

Ведущие методы: репродуктивный, словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный, поисковый, исследовательский.

Формы обучения: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная.

Типы уроков: Урок-образ, урок-поиск, урок-исследование, комбинированный, изучение новой темы ит.д.

В программе применяются принципы:

• От простого к сложному. Этот принцип проходит по всему циклу обучения, учитывается возрастная особенность восприятия учебного материала.

• От знаний к творчеству. Творческие задания всегда начинаются с информации, лекции, показа иллюстраций, слайдов по теме, рассказа о художниках, скульпторах, стилях художественной культуры.

• От натуры к фантазии. Творческие задания начинаются с изучения геометрических форм, природных форм, а затем выполняется фантазия на выбранную форму и выбирается техника исполнения.

• От идеи к ее реализации. Этот принцип является формированием личности ребенка как творца. От эскиза, размера работы, выбора материала зависит создание восприятия художественного произведения.

При распределении блоков программы в течение года учитываются особенности сезонов и календарные даты. Тематика учебных заданий соответствует содержанию самого изобразительного искусства. Как уже отмечалось, через все годы обучения проходят стержневые темы воспитательного и образовательного характера. По этим темам у детей с каждым годом накапливается материал, который для лучшего его осмысления и усвоения периодически специально обобщается.

Программа построена по блочно-модульному принципу. Каждый блок связан со всеми годами обучения и направлен на формирование творческой личности. Каждый блок программы, в свою очередь, включает разделы, а иногда

и подразделы, касающиеся отдельных проблем. Для высвобождения творческой энергии художника, учащиеся проходят ключевые этапы процесса:

  1. Первый инсайт.
  2. Насыщение.
  3. Вынашивание.
  4. Озарение («Aral).
  5. Верификация.

В каждом блоке поставлены разделы и подразделы по отдельным проблемам:

  1. Основы изобразительной грамотности (плоскость, объем, пространство, перспектива, пересечение плоскостей в пространстве, загораживание, изображения людей и животных, предметов).
  2. Основы композиции (цвет, пятно, контраст, колорит, линия, движение, статика, ритм, пропорции, симметрия, ассиметрия).
  3. Визуальное мышление (задания на развитие интуиции, ощущений, ассоциаций, рисование не той рукой, перевернутое рисование, штормовое рисование, фантазии, невозможные фигуры).
  4. Художественные материалы, средства, технологии (кисть, карандаш, фломастер, гуашь, акварель, тушь, бумага, картон, работа в техниках печати, отмывки, техники граттажа, монотипии, художественной росписи по ткани, витраж, офорт, мятая бумага).
  5. Мировая художественная культура (рисунок, живопись, декоративное рисование, письменность, музыка).

Блоки связаны между собой. При создании длительной работы по любой творческой теме, выполняются короткие творческие задания на изучение необходимых отдельных элементов, касающиеся различных блоков программы.

В программе «Я вижу мир» применяются принципы:

Классификация и характеристика занятий

по изобразительной деятельности

В методической литературе встречаются различные названия занятий: предметное, сюжетное, декоративное (рисование, лепка, аппликация) при этом нередко добавляют «и по замыслу». Хотя занятие «по замыслу» может быть на любую тему. Следует различать типы и виды занятий по изобразительной деятельности. Типы занятий дифференцируются по характеру ведущих, доминирующих задач занятия, а точнее, по характеру познавательной деятельности детей на занятии, сформулированной в задачах:

Занятия по сообщению детям новых знаний и ознакомлению их с новыми способами изображения.

Занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действия, направленные на репродуктивный способ познания и формирование при этом обобщенных, гибких вариативных знаний, умений.

Занятия творческие, на которых дети включаются в поисковую деятельность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов.

Все виды занятий (и подготовку к ним) организуют на основе непосредственного восприятия (зрительного, слухового, тактильно-моторного). Они предполагают и участие процессов памяти, и потому деление на виды условно и осуществляется по ведущему психическому процессу.

Рисование по представлению. Изображение по представлению создается на основе впечатлений, полученных детьми из разных источников: наблюдения за окружающим миром; знаний, полученных из книг; общения со сверстниками и взрослыми; восприятия разных видов искусства, других видов деятельности (труд, игра).

Рисование по памяти - это процесс воспроизведения на бумаге какого-либо объекта в том пространственном положении, в каком находился этот объект в момент восприятия.

Изображение (рисование) с натуры. Задачи обучения в таком виде занятия: учить детей всматриваться в натуру, видеть выразительные признаки, замечать ее своеобразие и как можно более точно передавать в рисунке (лепке). Общий смысл таких занятий - в развитии детского восприятия, в обучении умению видеть натуру.

Виды занятий, выделенные по источнику замыслов, тем. К ним относятся занятия на темы непосредственно воспринимаемой окружающей действительности; на литературные темы (по стихотворению, сказке, рассказу, малым фольклорным жанрам, загадке, потешке); по музыкальным произведениям.

Комплексные занятия, где под одним тематическим содержанием объединяются разные виды художественной деятельности: рисование, аппликация, музыкальная (пение, танец, слушание), художественно-речевая.

В основе интеграции разных видов искусств на занятии имеет системообразующее начало. Здесь важным является нравственно-эстетическое чувство.

Педагогическая практика убедила в большой ценности занятий, на которых происходит первое знакомство и открытие многообразия художественных материалов. Преодолевая полосу робости у ребенка, они, как правило, содействуют формированию образного мышления.

Работа гуашевыми и акриловыми красками на большом формате листа при активном смешивании цвета позволяет раскрепоститься и развивает моторику движения всей руки — от локтевого сустава. Работа гуашью позволяет с достаточной степенью обобщения передать характер замысла.

Работа тушью и пером совершенствует более тонкие технические возможности руки, развивает моторику кисти, пальцев. Линия, уже в своей основе динамична, характером своего силуэта способствует рождению образных ситуаций, стимулирует образное мышление.

Рисование простым карандашом на маленьком формате позволяет смелее обращаться с этим деликатным материалом (без применения ластика), способствует координации мелких отточенных движений, развивает чувство уверенности в пальцах и всей кисти руки, позволяет улавливать тона и полутона. Динамика линий, характер движения, степень ее концентрации служат своеобразной подсказкой, направляющим моментом в процессе формирования замысла, а при его воплощении помогает с любовью вырисовывать детали.

Работа в технике восковых мелков или масляной пастели, углем, сангиной концентрирует нагрузку, направленную на кончики пальцев, знакомит с механическим смешиванием цветов (путем наложения одного на другой), позволяет любоваться свойственной только этому материалу фактурой, создающей определенную воздушную среду.

Работа в технике граттаж (воскография или гравюра на картоне) способствует укрупненному графическому построению композиции листа, скупому отбору средств, выражению более четко сформулированных образных задач.

Работа в технике акварели содействует передаче воздушного пространства, позволяет воплотить легкость и вибрацию света. Этюды, написанные в этой технике таят в себе какую-то незавершенность и поэтичность.

Работа масляными красками в старшем возрасте позволяет цельно, пастозно, а порой даже несколько «иллюзорно» передать характер и материал предметов. Техника масла, его фактура и другие преимущества позволяют не нарушать целостную структуру замысла. Содействуют его стабильности и завершенности.

Работа в технике аппликация. В ней используют разные виды материалов: бумагу, ткань, нить, соломку, засушенные листья; различную технику: сминание, скатывание, вырезание разного вида, обрывание...

Конструирование из бумаги. Здесь используют различные способы работы с бумагой изображая дома, замки, разные игрушки...

Работая с глиной, дети знакомятся с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление.

Система условий, непосредственно влияющих на развитие художественного творчества детей:

  1. развитие интереса к изучению изобразительного искусства;
  2. воспитание у учащихся веры в свои силы, в свои творческие способности;
  3. последовательное усложнение изобразительной деятельности, обеспечение перспектив развития художественного творчества детей;
  4. введение на занятия технических средств обучения, особенно видео- и аудиоаппаратуры, и специальных наглядных пособий;
  5. введение на занятиях творческих, импровизированных и проблемных задач;
  6. применение разнообразных художественных материалов и техник работы ими;
  7. целенаправленное, систематизированное использование искусствоведческих рассказов и бесед, активизирующих внимание детей, работу их мысли, эмоциональную и эстетическую отзывчивость;
  8. смена видов изобразительной деятельности в течение учебного года (графика, живопись, декоративная работа, наброски);
  9. сочетание индивидуальных и коллективных форм работы с учащимися;
  10. введение в структуру занятия игровых элементов и художественно-дидактических игр, использование элементов соревнования;
  11. систематическое развитие взаимосвязей с другими школьными дисциплинами, интегрированное обучение искусству.

Для успешного познавательного развития детей важна цикличность, периодическое возвращение к уже пройденному, знакомому. То, что возникло как неясное знание, как - по-детски - «догадка» или - по-взрослому - «гипотеза об устройстве мира» - должно многократно проверяться, обретая контуры, становясь все более определенным. В новом смысловом контексте известные способы действия используются для решения новых проблем.

Итоговые формы работы должны показать знания детей, их новые отношения к людям и природе, отразить творческие способности и навыки.

Система оценки результатов

Глубокое и прочное овладение знаниями - важнейшая предпосылка формирования мировоззрения. Основа, фундамент, на котором базируется мировоззрение, - это знания и умения.

В связи с этим при оценке уровня знаний и умений учитываются следующие показатели:

  1. знания учащимися важнейших понятий, законов, теоретических обобщений;
  2. устойчивость знаний и умений;
  3. проявление своей позиции в конкретной деятельности.

Все виды опроса неразрывно связаны с беседой. Беседа с целью проверки знаний способствует развитию памяти и мышления ученика, развивает его интерес к занятиям, вызывает желание применять полученные знания в практической деятельности.

Предлагаются вопросы-сравнения «Парадоксы искусства», они направлены на более близкое знакомство с отвечающим, а с другой стороны - на разрушение его стереотипных представлений об искусстве, обыденного к нему отношения. Например: Можно ли общаться с художником, если он жил в другую эпоху? Может ли рисунок быть живописным, а живопись - графичной? Есть ли разница между понятиями «Прекрасное» и «Красота»?

Подчеркивая личное мнение учеников, на занятии применяется доверительный диалог - «Постигаю суть мастерства». Справиться с заданием может лишь тот, кто знаком с процессом художественного творчества не столько в теории, сколько на практике. Кто теоретически знаком с предметом, тот выберет более поверхностные ответы, кто хоть раз взволновался созданием художественного образа - выберет другие ответы. Например: Чем является природа для искусства? Какие средства художественной выразительности являются главными для всех видов искусства? Что является основной композицией? Какими средствами живописец может передать движение? Что необходимо для создания натюрморта?

Ученику предлагаются вопросы-тесты «Накапливаю знания». Выбор предполагает не только умение собеседника анализировать и различать понятия по их содержательному объему, но и классифицировать их, опираясь на свои знания выразительных средств языка искусства, его жанров, технологий, материалов. Например: Какие из перечисленных понятий относятся к жанрам изобразительного искусства? Что является главным в языке живописи? Какие виды искусств относятся к графическим?

Смысл теста-контроля в том, что к вопросу предлагается несколько вариантов ответов.

Тестовые задания как бы воспроизводят живой процесс восприятия, обращены к эстетическим чувствам собеседника, направлены на выявление его эмоциональной чуткости к искусству, способность выходить на обобщения. Именно в этом блоке проверяются способности ученика к образному мышлению, импровизации, развитость его интуиции, готовность к художественному процессу. Например: Какому из этих художников вы заказали бы свой портрет? Дайте живописный образ вашей любимой музыки. Какие бы предметы выбрали вы для натюрморта, в каком колорите?

Тесты - задания на создание художественного образа; поиск поэтических или живописных аналогий для выражения своего эстетического восприятия, перевод его с одного языка искусства на другой; проявление интуиции. Например: Какие природные формы являются для вас источником гармонии и фантазии? (сделать зарисовки). Сделайте декоративную композицию, составленную из различных природных форм. Изобразите с помощью «живой линии» порыв ветра, морскую волну или любой образ по желанию, используя этот приём. Создайте графический образ в технике «от пятна».

Подведение итогов подводятся в игровой форме. Через различные игровые моменты педагог без труда определяет степень подготовленности ребенка. При этом учитывается индивидуальные особенности ученика.

Игра проводится только с отчетливо-познавательной целью. Разгадай ребус, кроссворд.

По мере перечисленных методов и приемов у ученика постепенно выявляются различные признаки художественных способностей. Художественные способности одного и того же человека в каждом разделе теста ранжируется по разным уровням развития: человек одновременно вмещает в себя различные по своему качеству признаки художественных способностей (от фрагментарных до творческих) - это есть характеристика его творческой индивидуальности. Выводить ее средний уровень будет прямой ошибкой и исказит объективную картину проявленности художественных способностей в конкретном человеке.

У каждого человека есть свой индивидуальный темп развития, а главным является сам момент его включенности в творческий процесс.

Основные признаки художественной способности для каждого возраста

Ученики младшего возраста.

Прочувствование специфики каждого вида искусства, его жанров, направлений, языковых средств с точки зрения построения художественного образа.

Овладение на практике средствами художественной выразительности как центральным моментом переживания искусства.

Эмоциональная отзывчивость к окружающей действительности и искусству.

Развитость художественного воображения, образного мышления, связующего эмоциональную оценку явлений жизни с ее духовной наполненностью.

Подростки -  дополнение к предыдущим способностям обязательно: Знание художественного наследия, его «золотого фонда».

Умение проникать за поверхность явления искусства, видеть его парадоксальную сущность.

Сознательное овладение культурным кодом художественной деятельности как при восприятии искусства, так и в собственном творчестве.

Умение слушать и слышать другого, вести диалог с человеком, стоящим и на иной позиции;

В юношеском возрасте предыдущие художественные способности дополняются такими признаками:

Наличие собственного эстетического идеала.

Самостоятельный подход к оценке произведений искусства и явлений культуры с позиции этого идеала.

Умение видеть взаимосвязь между культурой и искусством, искусством и природой, искусством и жизнью, то есть иметь целостную картину мира.

Умение самостоятельно ставить перед собой художественные задачи и решать их.

Пояснительная записка
к тематическому плану уроков по учебной программе
«Изобразительное искусство и художественный труд»

5 класс

Настоящий развернутый тематический план разработан применительно к учебной программе «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», автор Горяева Н. А. / под ред. Б. М. Неменского, 2008.

Тематический план ориентирован на использование:

учебника: 

Горяева, Н. А. Изобразительное искусство : Декоративно-прикладное искусство в жизни человека : учебник для 5 кл. / Н. А. Горяева, О. В. Островская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2008;

дополнительных пособий для учителя:

– Пономарев, А. М. Школа изобразительного искусства / А. М. Пономарев. – М. : Просвещение, 1998;

Рылова, Л. Б. Изобразительное искусство в школе / Л. Б. Рылова. – Ижевск, 1998;

Колокольников, В. В. Рисование в педагогическом училище / В. В. Колокольников. – М. : Просвещение, 1965;

Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н. Н. Ростовцев. – М. : Агар, 1998;

Фомина, Н. Н. Изобразительное искусство и художественный труд. 5–8 классы. / Н. Н. Фомина. – М. : Просвещение, 1995;

дополнительных пособий для учащихся:

Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись / Ю. Г. Дорожкин. – М. : Мозайский, 1999;

Жегалова, С. И. Росписи Хохломы / С. И. Жегалова. – М. : Детская литература, 1991;

Вачьянц, А. М. «Звучащее безмолвие», или Основы искусствознания | А. М. Вачьянц. – М. : ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997;

Вачьянц, А. М. Западноевропейское Средневековье / А. М. Вачьянц. – М. : Айрис-Пресс, 2007.

В  тематическом  плане  реализуется  модифицированная  программа «Декоративно-прикладное  искусство  и  жизнь  человека»,  автор  Горяева Н. А.,  под ред. Б. М. Неменского, 34 часа.

На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по ИЗО, и с учетом направленности классов реализуются программы следующих уровней: базисный – в 5 классах, профильный (продвинутый) – в 5 классах.

С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.

Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 5 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК, электронную энциклопедию, медиатеку и т. п.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная энциклопедия, электронная версия музеев мира.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
(базовый уровень)

Учащиеся должны знать:

• основные виды и жанры изобразительных искусств;

• основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, перспектива, композиция);

• выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

• наиболее крупные художественные музеи России и мира.

Учащиеся должны уметь:

• применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;

• анализировать содержание произведений разных видов и жанров ИЗО и определять средства выразительности (линия, цвет, перспектива, композиция);

• ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения.

Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи:

• восприятия и оценки произведений искусства;

• самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.  

Список методической литературы для  5 класса

1. Алехин, А. Д. Изобразительное искусство / А. Д. Алехин. – М : Просвещение, 1984.

2. Алехин, А. Д. Когда начинается художник /  А. Д. Алехин. – М. : Просвещение, 1994.

3. Аранова, С. В. Обучение изобразительному искусству / С. В. Аранова. – СПб. : Каро, 2004.

4. Вачьянц, А. М. Западноевропейское Средневековье. – М. : Айрис-Пресс, 2007.

5. Вачьянц, А. М. «Звучащее безмолвие», или Основы искусствознания. – М. : ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.

6. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы / С. С. Губницкий. – М. : Профиздат, 1961.

7. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель / М. А. Дмитриева. – М. : Детская литература, 1988.

8. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись / Ю. М. Кирцер. – М. : Высшая школа, 1992.

9. Кузин, В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе / В. С. Кузин. – М. : Агар, 1988.

10. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. Программы общеобразовательных учреждений : с краткими методическими рекомендациями : 1–9 кл. / Б. М. Неменский, Н. А. Горяева, Л. А. Неменская ; под рук. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2008.

11. Половников, А. О. Русь деревянная / А. О.  Половников. – М. : Просвещение, 1998.

12. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н. Н. Ростовцев. – М. : Агар, 1998.

13. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок / Н. Н. Ростовцев. – М. : Просвещение, 1995.

14. Рылова, Л. Б. Изобразительное искусство в школе / Л. Б. Рылова. – Ижевск, 1992.

15. Семенова, М. Древняя Русь в лицах  / М. Семенова. – М. : Просвещение, 1998.

16. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство : учебник для учащихся 5–8 кл. : в 4 ч. / Н. М. Сокольникова. – Обнинск : Титул, 1998.

       Ч. 1. : Основы рисунка. – ISBN 5-86866-067-6.

       Ч. 2. : Основы живописи. – ISBN 5-86866-068-4.

       Ч. 3. : Основы композиции. – ISBN 5-86866-069-2.

       Ч. 4. : Краткий словарь художественных терминов. – ISBN 5-86866-070-6.

17. Шатских, А. Казимир Малевич / А. Шатских. – М. : Слово, 1996.

18. Школа изобразительного искусства / под ред. А. Н. Пономарева. – М. : Агар, 1998.

19. Шоган, В. В. Технологии личностно ориентированного урока / В. В. Шоган. – Воронеж : Учитель, 2003.

Пояснительная записка
к тематическому плану уроков по учебной программе
«Изобразительное искусство и художественный труд»

6 класс

Настоящий развернутый тематический план разработан применительно к учебной программе «Искусство в жизни человека», автор Л. А. Неменская,  под. ред. Б. М. Неменского (2008 год).

Тематический план ориентирован на использование:

учебника: 

Неменская, Л. А. Изобразительное искусство : Искусство в жизни человека : учебник для 6 кл. / Л. А. Неменская ; под. ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2008;

дополнительных пособий для учителя:

 – Пономарев, А. М. Школа изобразительного искусства / А. М.  Пономарев. – М. : Просвещение, 1998;

Рылова, Л. Б. Изобразительное искусство в школе / Л. Б. Рылова. – Ижевск, 1998;

Колокольников, В. В. Рисование в педагогическом училище / В. В. Колокольников. – М. : Просвещение, 1965;

Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н. Н. Ростовцев. – М. : Агар, 1998;

Фомина, Н. Н. Изобразительное искусство и художественный труд. 5–8 классы / Н. Н. Фомина. – М. : Просвещение, 1995;

дополнительных пособий для учащихся:

Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись / Ю. Г. Дорожкин. – М. : Мозайский, 1999;

Жегалова, С. И. Росписи Хохломы / С. И. Жегалова. – М. : Детская литература, 1991;

Вачьянц, А. М. «Звучащее безмолвие», или Основы искусствознания / А. М. Вачьянц. – М. : ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997;

Вачьянц, А. М. Западноевропейское Средневековье / А. М. Вачьянц. – М. : Айрис-Пресс, 2007.

В тематическом плане реализуется модифицированная программа «Искусство в жизни человека» (34 часа).

На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по изобразительному искусству, и с учетом направленности классов реализуются программы следующих уровней: базисный – в 6 классах, профильный (продвинутый) – в 6 классах.

С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.

Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 6 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК, электронную энциклопедию, медиатеку и т. п.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная энциклопедия, электронная версия музеев мира.

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
(базовый уровень)

Учащиеся должны знать:

– основные виды и жанры изобразительных искусств;

– основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, перспектива, композиция);

– имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

– названия наиболее крупных художественных музеев России и мира.

Учащиеся должны уметь:

– применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;

– анализировать содержание произведений разных видов и жанров ИЗО и определять средства выразительности (линия, цвет, перспектива, композиция);

– ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения.

Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи:

– восприятия и оценки произведений искусства;

– самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.  

Список методической литературы для  6 класса

1. Алехин, А. Д. Изобразительное искусство /  А. Д. Алехин. – М. : Просвещение, 1984.

2. Алехин, А. Д. Когда начинается художник /  А. Д. Алехин. – М. : Просвещение, 1994.

3. Аранова, С. В. Обучение изобразительному искусству / С. В.  Аранова. – СПб. : Каро, 2004.

4. Вачьянц, А. М. Западноевропейское Средневековье / А. М. Вачьянц. – М. : Айрис-Пресс, 2007.

5. Вачьянц, А. М. «Звучащее безмолвие», или Основы искусствознания /  А. М. Вачьянц. – М. : ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.

6. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы / С. С. Губницкий. – М. : Профиздат, 1961.

7. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. / М. А. Дмитриева. – М. : Детская литература, 1988.

8. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись / Ю. М. Кирцер. – М. : Высшая школа, 1992.

9. Кузин, В. С. Изобразительное искусство  и методика его преподавания в школе / В. С. Кузин. – М. : Агар, 1988.

10. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. Программы общеобразовательных учреждений :  с краткими методическими рекомендациями : 1–9 кл. / Б. М. Неменский, Н. А. Горяева, Л. А. Неменская ; под рук. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2008.

11. Половников, А. О. Русь деревянная / А. О. Половников. – М. : Просвещение, 1998.

12. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н. Н. Ростовцев. – М. : Агар, 1998.

13. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок / Н. Н. Ростовцев. – М. : Просвещение, 1995.

14. Рылова, Л. Б. Изобразительное искусство  в школе / Л. Б. Рылова. – Ижевск, 1992.

15. Семенова, М. Древняя Русь в лицах / М. Семенова. – М. : Просвещение, 1998.

16. Сокольникова, Н. М.  Изобразительное искусство : учебник для учащихся 58 кл. : в 4 ч. /  Н. М. Сокольникова. – Обнинск : Титул, 1998.

     Ч. 1 : Основы рисунка. – ISBN 5-86866-067-6.

     Ч. 2 : Основы живописи. – ISBN 5-86866-068-4.

     Ч. 3 : Основы композиции. – ISBN 5-86866-069-2.

    Ч. 4 : Краткий словарь художественных терминов. –  ISBN 5-86866-070-6.

17. Шатских, А. Казимир Малевич / А. Шатских. – М. : Слово, 1996.

18. Школа изобразительного искусства / под ред. А. Н. Пономарева. – М. : Агар, 1998.

22. Шоган, В. В. Технологии личностно ориентированного урока / В. В. Шоган. – Воронеж : Учитель, 2003.

Пояснительная записка
к тематическому плану уроков по учебной программе
«Изобразительное искусство и художественный труд»

7 класс

Развернутый тематический план по предмету «Изобразительное искусство» разработан применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1–9 классов  под ред. Б. М. Неменского (2008 год).

Тематический план рассчитан на объем 35 часов в учебном году, что соответствует содержанию образования в рамках Примерной программы по изобразительному искусству – 1 час в неделю.

Формирование интересов, потребностей личности школьника осуществляется различными средствами, в том числе и средствами изобразительного искусства. Успех здесь может быть обеспечен лишь тогда, когда учащийся наряду с самостоятельной изобразительной деятельностью подготовлен к восприятию картин, рисунков, скульптур, произведений архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Незаменимую роль в этом играют уроки изобразительного искусства.

Человек, понимающий язык графики, живописи, скульптуры, гораздо глубже воспринимает другие виды искусства.

Настоящий тематический план поможет учителю организовать и скорректировать образовательный процесс таким образом, что каждый учащийся узнает в процессе обучения цену точной линии, удачного мазка, поймет, насколько сложна и трудна работа художника, научится грамотно рисовать, уверенно водить карандашом и кистью. Важно и то, что предусмотренные планом виды творческой деятельности будут способствовать воспитанию у обучающихся отношения к изобразительному искусству как форме человеческого сознания, к деятельности, требующей глубоких знаний, большого труда, наблюдательности, целеустремленности, умения преодолевать трудности.

Освоение детьми элементарной грамоты изобразительного искусства в средней школе – залог того, что со временем они сумеют по достоинству оценить не только глубину содержания художественных произведений, но и всю сложность их изобразительно-выразительных средств.

Поэтому главной задачей учителя изобразительного искусства становится задача пробуждения фантазии ученика, увлечение его творчеством без навязывания собственных мнений и вкусов. Для этого не стоит жалеть ни ярких красок, ни карандашей, ни самой хорошей бумаги. Учащиеся должны увидеть силу художественных материалов и их возможности.

Именно на решение этой основной задачи и направлена программа изобразительного искусства под редакцией Б. М. Неменского и соответственно данный тематический план.

В течение учебного года учащиеся изучают многие виды и жанры изобразительного искусства, и, в первую очередь, основу основ – рисунок, живопись, композицию. Большое внимание уделено истории искусства, изучению искусствоведческого материала, знакомству с жизнью и творчеством великих художников, укреплению межпредметных связей (литература, история, мировая художественная культура, музыка).

Представленное развернутое тематическое планирование позволит учителю целенаправленно и последовательно обучать семиклассников грамоте рисования, основам теории и истории изобразительного искусства.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
(базовый уровень)

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:

знать/понимать:

– основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

– основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

– имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

– названия наиболее крупных художественных музеев России и мира;

– значение изобразительного искусства в художественной культуре;

уметь:

– применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

– анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

– ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

– для восприятия и оценки произведений искусства;

– самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Список методической литературы

1. Алехин, А. Д.  Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа /  А. Д. Алехин. – М. : Просвещение, 1984. – 160 с. : ил.

2. Бялик, В. Пейзаж  /  Бялик. – М. : Белый город, 2004. – 47 с. : ил. – ISBN 7793-0394-0.

3. Власов, В. Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства /   В. Г. Власов. – СПб. : Лита, 2000. – 848 с. : ил.

4. Воронова, О. П. Искусство скульптуры /  О. П. Воронова. – М. : Знание, 1981. – 112 с.

5. Дмитриева, Я. А. Краткая история искусств. Вып. 2 / Я. А. Дмитриева. – М. : Искусство, 1991. – 318 с. : ил. – ISBN 5-210-00246-2.

6. История искусства зарубежных стран : в 3 т. Т. 3 / под ред. М. В. Доброклонского. – М. : Искусство, 1964. – 672 с. : ил.

7. Любимов, Л. Д. Искусство Древней Руси : книга для чтения / Л. Д. Любимов. – М. : Просвещение, 1981. – 336 с. : ил.

8. Перепелкина, Г. П. Искусство смотреть и видеть / Г. П. Перепелкина. – М. : Просвещение, 1982. – 223 с.

9. Панорама искусств 12 : сборник статей / сост. М. Зиновьев. – М. : Советский художник, 1989. – 416 с. : ил. – ISBN 5-269-00261-2.

10. Ракитин, В. И. Искусство видеть /  Ракитин. – М. : Знание, 1972. – 128 с. : ил. – (Серия «Народный университет». Факультет литературы и искусства).

11. Розенвассер, В. Б. Беседы об искусстве / В. Б. Розенвассер.  – М. : Просвещение, 1979. – 183 с. : ил.

12. Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия / сост. П. П. Ростовцев и др. – М. : Просвещение, 1989. – 207 с. – ISBN 5-09-000956-2.

13. Справочник школьника. История мировой культуры / сост. Ф. С. Капица, Т. М. Колядич. – М. : Филологич. об-во «Слово», центр гуманит. наук при фак-те журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, ТКО «ACT», 1996. – 610 с. – ISBN 5-88196-838-7.

14. Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М.Туберовская. – Изд. 2-е. – Л. : Детская литература, 1973. – 160 с. : ил.

15. Художественная галерея : журн. – 2004. – № 14. – ISBN 0-7489-7465-2 (серия) ; ISBN 0-7489-7476-8.

16. Щипанов, А. С. Юным любителям кисти и резца /  А. С. Щипанов. – М. : Просвещение, 1981. – 416 с.: ил.

Пояснительная записка
к тематическому плану уроков по учебной программе
«Изобразительное искусство и художественный труд»

8 класс

Развернутый тематический план по изобразительному искусству составлен в соответствии с программой Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1–9 классов (М.: Просвещение, 2008) и рассчитано на 35 часов в учебный год (1 час в неделю).

Основной целью разработанного тематического плана является формирование художественной культуры учащихся через творческий подход к познанию искусства разных исторических эпох. Этому способствует активная поисковая и практическая деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время: подготовка сообщений и видеоэкскурсий, изображение архитектурных форм на плоскости и в объеме, организация экспресс-выставок и защита коллективных художественных проектов.

Целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.

В задачи преподавателя изобразительного искусства входит:

– формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве;

– формирование художественно-творческой активности школьников;

– овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

Программный материал построен так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Программой предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдений и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков школьников.

Учащиеся от природы любознательны, творчески активны, изначально талантливы. Очень важно организовать их художественно-творческую деятельность таким образом, чтобы каждый смог пройти «путь творца» от художественного восприятия действительности, рождения художественного замысла,  поиска  средств  и  путей его воплощения к созданию художественного образа в материале, самооценке и оценке результатов другими людьми.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме; демонстративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковая работа по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений.

Задания на дом вводятся для расширения представлений об искусстве в реальной, окружающей ребенка жизни.

Обсуждение работ чрезвычайно активизирует внимание учащихся, они с готовностью в нем участвуют. Полезно обсуждать и достоинства, и недостатки работ. Учащиеся сами находят слова (образы) для выражения своего эмоционального отношения.

Опираясь на эмоциональную активность учащихся, необходимо направлять обсуждение в нужное русло.

Многие декоративные и конструктивные работы выполняются на уроках в процессе коллективного творчества. Выполненные коллективно декоративные панно и конструктивные задания могут стать хорошим украшением интерьера школы.

В результате изучения архитектуры и монументальных видов искусства (в курсе 8 класса именно эта тема занимает значительное место) у учащихся формируется конкретно-историческое понимание эпохи; сознательное отношение к таким проблемам сегодняшнего дня, как охрана памятников культуры; развивается творческий подход к познанию культуры прошлого, а также созданию, совершенствованию и оформлению архитектурной и природной среды.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:

знать/понимать:

– основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

– основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

– имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

– названия наиболее крупных художественных музеев России и мира;

– значение изобразительного искусства в художественной культуре;

уметь:

– применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

– анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

– ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

– для восприятия и оценки произведений искусства;

– самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Список методической литературы

1. Вачъянц, А. М. «Звучащее безмолвие», или Основы искусствознания /  А. М. Вачъянц. – М. : ТОО «Издательский и книготорговый центр A3», 1997.

2. Вачъянц, А. М. Западноевропейское Средневековье /   А. М. Вачъянц. – М. : Айрис-Пресс, 2007.

3. Великие тайны. Мифы древности. – Волгоград : Книга, Международный центр просвещения «Вайланд – Волгоград», 1995.

4. Гагарин, Б. Г. Конструирование из бумаги : справочник / Б. Г. Гагарин. – Ташкент : Издательство ЦК Компартии Узбекистана, 1988.

5. Гоголев, К. И. Мировая художественная культура : Западная Европа и Ближний Восток : тесты, задачи / К. И. Гоголев. – М. : Издательский центр «Международный союз книголюбов», 1999.

6. Искусство первобытного общества // Педсовет. – № 8. – 1998.

7. Каменева, Е. Какого цвета радуга / Е. Каменева. – М. : Детская литература, 1984.

8. Копцев, В. Созидающий ребенок / В. Копцев  // Искусство в школе. – № 4. – 1999.

9. Мейстер, А. Г. Бумажная пластика / А. Г. Мейстер. – М. : ACT-Астрель, 2001.

10. Наши руки не для скуки: игрушки забавные, ужасные. – М. : Росмэн, 1997.

11. Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя / Б. М. Неменский.  – М. : Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.

12. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. Программы общеобразовательных учреждений : с краткими методическими рекомендациями : 1–9 кл. / Б. М. Неменский, Н. А. Горяева, Л. А. Неменская ; под рук. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2008.  

13. Петербург: три века Северной столицы. 1703 год // Первое сентября. Искусство. Специальный выпуск. – 2001. – № 15, 16.

14. Рубинштейн, Р. Как рисовали древние египтяне / Р. Рубинштейн // Юный художник. – 1984.– № 11.

15. Рябшина, Т. Новые материалы для уроков изобразительного искусства / Т.  Рябшина  // Первое сентября. – Искусство. – 2002. – № 20 (260).

16. Рябцев, Ю. С. История русской культуры XI–XII веков / Ю. С. Рябцев. – М. : ВЛАДОС, 1997.

17. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство / Н. М. Сокольникова. – Обнинск : Издательство «Титул», 1996.

18. Хоруженко, К. М. Мировая художественная культура : тесты /  К. М. Хоруженко.  – М. : ВЛАДОС, 2000.

19. Шаг за шагом. Искусство. – М. : Издательство гимназии «Открытый мир», 1995.

20. Шелешнева-Солодовникова, Н. Гауди /  Н. Шелешнева-Солодовникова  // Первое сентября. – Искусство. – 2001. – № 11 (227).

21. Шпаковская, В. У стен замшелых неприступных... / В. Шпаковская  // Семья и школа. – 1990. – № 2.

22. Я познаю мир: Архитектура: Детская энциклопедия. – М. : Астрель, 2002.

25. Я познаю мир: Культура: Детская энциклопедия. – М. : АСТ-ЛТД, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционное обучение.Рабочая программа по изобразительному искусству (8 вид) 6 класс

Настоящая программа по изобразительному искусству  для VIкласса создана на основе Программы специальных( коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида для 5-9 кл...

Рабочая программа по Изобразительному искусству . "Школа России". 4 класс.

Планирование по ИЗО на основе авторской программы Неменского Б.М....

Тематическое планирование уроков изобразительного искусства для 5-8 классов по программе Б.М. Неменского

Развернутое планирование уроков изобразительного искусства для 5-8 классов общеобразовательных школ по программе Б.М. Неменского может быть полезным для учителей изобразительного искусства, а также дл...

Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.

Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...

Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Конструкция и декор предметов народного быта – русская прялка».

Конспект урока  изобразительное искусство  в 5-м классе по программе  «Изобразительное искусство и художественный труд»  под руководством Б.М. Неменского,  тема «Конструкция и...

Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».

Конспект урока изобразительное искусство  в 5-м классе по программе«Изобразительное искусство и художественный труд»под руководством Б.М. Неменского,тема«Образы и мотивы в орнаментах русской...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 классов по программе Б.М.Неменского.

5 класс – «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» – 35 часов Стандарт 5 класса ориентирован на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневн...