Календарно-тематический план по ИЗО для 5 класса под редакцией Кузина
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Курченок Галина Анатольевна

Развернутый тематический план разработан на основе учебной программы «Изобразительное искусство. 1-9 классы общеобразовательной школы»  (под редакцией доктора педагогических наук В.С.Кузин. – М.: Дрофа, 2004 ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_dokument_microsoft_office_word_-_kopiya.docx26.98 КБ

Предварительный просмотр:

Развернутый тематический план

(5 класс)

№ урока

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Вид занятия Виды деятельности

Формы обучения

Содержание учебной темы: основные вопросы, понятия

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Средства контроля: вид, форма, методы

Учебно-методическое обеспечение использования ИКТ

Календарные сроки

Возможные виды самостоятельной работы учащихся (Домашнее задание)

план

факт

Раздел 1. Язык изобразительного искусства и художественный образ. Опыт творческой деятельности (7 часов)

1

Цветовой круг

1

Введение новых знаний

Спектр. Составные и основные цвета. Теплые и холодные цвета. Контрастные и сближенные цвета.

Знать:

- понятие цветовой круг;

- составные и основные цвета;

- теплые и холодные цвета;

- контрастные и сближенные цвета.

Уметь:

- различать теплые и холодные цвета;

- контрастные и сближенные цвета;

- смешивать краски для получения нужного цвета и оттенка.

Контроль выполнения упражнений.

Пезентация на тему «Цвет в ИЗО»

2

Экскурсия в осенний парк

1

Урок-наблюдение

Наблюдение и словесное описание зримого мира. Цветовые сочетания в окружающем пейзаже. Перспектива.

Знать понятия: точка зрения, линия горизонта, перспектива.

Уметь словесно описывать окружающую природу, цветовые сочетания в пейзаже.

Ответы на вопросы.

Подобрать иллюстрации с изображением декоративных цветов

3-4

Декоративный цветок

2

Введение новых знаний

Условности декоративного изображения. Колорит.

Знать:

- понятия теплый и холодный колорит;

- приемы работы акварелью «по-сухому» и «по-сырому».

Уметь:

- выполнять стилизацию натуры, композиционное построение рисунка;

- работать в технике «мазок».

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.

Демонстрационный материал «Понятие о симметрии и асимметрии.»

5

Живописные упражнения, монотипия «Веселые кляксы».

1

Урок практикум.

Монотипия как один из способов печатания. Заливка плоскости цветом. Цветовые переходы.

Знать:

- приемы работы акварелью, гуашью;

- технику печатания «монотипия».

Уметь:

- выполнять заливку плоскости цветом;

- получать плавные переходы от одного цвета к другому;

- выполнять рисунок в технике «монотипия».

Контроль выполнения тренировочных упражнений. Ответы на вопросы.

Видеоролик «Воображение как основа творческой деятельности человека.»

Прочитать рассказы о осени.

6

«Золотая осень». Рисунок осеннего дерева с натуры, по памяти.

1.

Введение новых знаний.

Живопись. Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Очертания и форма дерева. Элементы воздушной и линейной перспективы. Освещенность.

Знать:

- жанр изобразительного искусства – пейзаж (определение, особенности);

- строение дерева;

- измерение цвета в зависимости от освещения;

- законы перспективы.

Уметь выполнять рисунок с натуры или по памяти с использованием законов линейной и воздушной перспективы.

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.

Презентация на тему «Техника выполнения рисунка. Дерево.»; цвет как средство передачи эмоционального состояния автора.

Подобрать иллюстрации с изображеним фркутов и овощей.

7

Рисование фруктов и овощей.

1

Введение новых знаний.

Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Использование красок (смачивание, разведение, смешивание). Изменение цвета в зависимости от освещения.

Знать:

- Жанр изобразительного искусства – натюрморт (определение и особенности);

- особенности формы разных овощей и фруктов;

- приемы смешивания красок;

- правила построения композиции.

Уметь:

- смешивать краски для получения нужного цвета и оттенков;

- учитывать освещенность предметов;

- выполнять рисунок с натуры.

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.

Видеоролик на тему «Фрукты»

Подобрать иллюстрации с изображением хохломской росписи.

Раздел 2. Декоративно-прикладное искусство. Истоки и современное развитие народных промыслов. (4 часа)

8

Хохлома. Золотые узоры.

1

Введение новых знаний.

Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы: сходство и различие. Хохлома. Украшение и стилизация. Понятие об орнаменте и его элементах. Элементы хохломской росписи.

Знать:

- Понятие декоративно-прикладное искусство, орнамент;

- особенности хохломской росписи и ее элементы.

Уметь выполнять роспись разделочной доски в стиле хохломской росписи.

Ответы на вопросы. Контроль выполнения упражнений и практической работы.

Презентация на тему «История народных промыслов. Народная живопись и ее особенности. Сюжеты хохломской росписи.»

Найти и принести народные загадки.

9

Рисуем отгадки к народным загадкам.

1

Урок обобщение.

Устное народное творчество. Средства художественной выразительности. Иллюстрация к книге.

Уметь применять основные средства художественной выразительности в рисунке (по памяти или воображению).

Контроль выполнения практической работы.

Демонстрационный материал по теме «Построение композиции, формулировка собственного замысла.. Назначение пословиц, поговорок, загадок, объяснения их смысла.»

Приготовить презентацию на тему «Художественные промыслы : Гжель, Жостово, Городец»

10-11

Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда.

2

Введение новых знаний.

Художественные промыслы: Гжель, Жостово, Городец, ковроткачество, Скопин, Опошня и др.

Элементы орнамента и его виды. Контрастные цвета.

Знать:

- художественные промыслы России;

- контрастные цвета;

- виды и элементы орнамента.

Уметь:

- придумывать узоры;

- выполнять узор в полосе и эскиз декоративной росписи сосуда.

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.

Презентация на тему «Манеры выполнения изделий мастерами Гжели, Жостова, Городца и др.»

Подобрать иллюстрации с изображение домашнего животного - кота

Раздел 3. Особенности анималистического и мультипликационного жанра. (3 часа)

12

Рыжий кот. Рисование с натуры домашних животных.

1

Введение новых знаний.

Анималистический Жан. Изображение животных: анатомическое строение, пропорции, цветовой окрас.

Знать:

- особенности анималистического жанра изобразительного искусства;

- анатомическое строение, пропорции, цветовой окрас животных;

- отдельные произведения выдающихся художников. Уметь выполнять рисунок животного с применением средств художественной выразительности.

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.

Презентация на тему «Анималистический жанр». Герои-животные в литературе, устном народном творчестве.

Приготовить призентацию на тему «Мультипликационные герои»

13

Мультипликационные герои.

1

Введение новых знаний.

Мультипликация. Обучение приемам эффекта одушевления персонажей, анимации. Самостоятельная работа по созданию мультипликационного фильма.

Знать значение понятия мультипликация.

Уметь выполнить последовательные фазы движения рисованных фигур (создать в рисунке иллюстрацию движения предметов и облаков).

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.

Презентация на тему «Создание рисованного кино.». Демонстрационный материал.

Подобрать новогодние открытки с изображением Деда Мороза

14

Веселый Дед Мороз

1

Введение новых знаний.

Аппликация, средства выразительности и эмоционального воздействия (цвет: сочетание оттенков, фактура). Правила безопасной работы с ножницами.

Знать:

- особенности техники аппликации из цветной бумаги и других материалов);

- средства выразительности и эмоционального воздействия.

Уметь:

- использовать в своей работе различные художественные и подручные материалы разной фактуры;

- работать с ножницами.

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.

Художественный ряд на тему «Новый год в жизни человека, в искусстве.» Творческое восприятие действительности. Презентация на тему «Пропорции человеческой фигуры.»

Подобрать иллюстрационный материал на тему «Раппорт»

Раздел 4. Изобразительное искусство, его виды и жанры. Графика. (5 часов)

15

Раппорт ткани.

1

Введение новых знаний.

Способы размножения изображений. Шаблоны и трафареты. Набивка узора.

Знать:

- способы размножения изображения;

- особенности шаблона и трафарета;

- понятие раппорт;

- сферу применения различных способов размножения изображения.

Уметь:

- изготавливать шаблоны и трафаретов;

- придумывать декоративный мотив;

- использовать художественные материалы (гуашь), технику размножения изображения с помощью шаблонов и трафаретов.

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.

Презентация на тему «Раппорт ткани».

Подобрать материала на тему «Гравюра»

16-17

Гравюра на картоне

2

Введение новых знаний

Виды графики. Гравюра как вид графики. Выразительные средства графики. Творчество выдающихся художников-графиков. Техника изготовления гравюры на картоне.

Знать:

- виды графики и грвюры;

- выразительные средства графики (линия, пятно и др.);

- отдельные произведения художников-графиков (А.Дюрер, И.Я.Билибин и др.).

Уметь выполнять гравюру на картоне с использованием техники аппликации.

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.

Художественный ряд на тему «Гравюра».

Подбор иллюстраций на тему «Граттаж»

18-19

Работа в технике граттажа.

2

Введение новых знаний

Графика как вид изобразительного искусства. Штрих, линия и пятно – основные средства художественной выразительности в графике. Техника штриха. Знакомство с произведениями художников-графиков. Правила безопасности труда.

Знать:

- основные средства художественной выразительности графики;

- особенности техники граттажа;

- технику выполнения разных видов штрихов;

- отдельные произведения художников-графиков.

Уметь выполнять рисунок в технике граттажа.

Ответы на вопросы. Контроль выполнения тренировочных упражнений  и практической работы.

Презентация на тему «Хроматические и ахроматические цвета. Символизм черного и белого цветов.»

Понаблюдать за пропорциями человеческой фигуры

Раздел 5. Изображение с натуры и по памяти человека, отдельных предметов. Опыт творческой деятельности. (3 часа)

20

Наброски с натуры фигуры человека.

1

Введение новых знаний

Портрет как жанр изобразительного искусства. Конструктивно-анатомическое строение фигуры человека. Пропорции фигуры человека. Тоновая разработка формы.

Знать:

- особенности жанра изобразительного искусства – портрет;

- конструктивно-анатомическое строение человека, пропорции его тела;

- законы распределения светотени на поверхности форм, выявляющую их объем;

- назначение наброска и особенности его выполнения.

Уметь:

- анализировать строение и  пропорциональные отношения фигуры изображаемого;

- выполнять наброски с натуры фигуры человека.

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

Презентация на тему «Индивидуальные особенности изображаемого человека.»

Подготовить призентацию на тему «Русские богатыри в живописи»

21

Русские богатыри

1

Введение новых знаний

Исторические традиции русского народа. Былины. Богатыри – защитники Отечества. Архитектура старинных русских городов. Одежда древнерусского воина и его снаряжение.

Знать:

- как одевались русские воины;

- особенности архитектуры древнерусских городов;

- особенности фигуры богатыря;

- произведения живописи с изображением русских богатырей.

Уметь:

- анализировать содержание произведений живописи;

- определять средства художественной выразительности;

- изображать древнерусских воинов.

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

Презентация на тему «Героико-фантастический метод изображения воина-богатыря в устном народном творчестве и произведениях живописи.»

Подобрать иллюстрационный материал на тему «Транспорт»

22

Транспорт

1

Введение новых знаний

Современные виды транспорта. Выразительность форм транспорта. Особенности формы современных машин.

Знать особенности формы современных разных видов.

Уметь:

- анализировать форму, пропорции, пространственное расположение машин;

- выполнять рисунок игрушечной машины в разных техниках.

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

Видеролик на тему «машины». Презентация  «Связь формы разных видов транспорта со временем создания, скорость.»

Подобрать иллюстрационный материал на тему «Геометрические фигуры»

Раздел 6. Жанры изобразительного искусства. Особенности натюрморта. (4 часа)

23-24

Натюрморт из геометрических тел

2

Введение новых знаний

Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Конструктивное строение предметов. Передача объемов средствами светотени. Элементы линейной перспективы.

Знать:

- особенности жанра изобразительного искусства – натюрморт;

- линейное построение натюрморта;

- Элементы линейной  перспективы.

Уметь выполнять рисунок – натюрморт из геометрических тел – с передачей объема с помощью светотени.

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

Демонстрационный материал к натюрморту. Презентация на тему «Компазиция из геометрических тел».

Произвести поисковую работу в интернете на тему «композиция из разнородных предметов»

25-26

Натюрморт из разнородных предметов: геометрических тел, овощей и фруктов.

2

Введение новых знаний

Объемное изображение формы предмета. Моделировка светотенью и цветом. Знакомство с натюрмортами выдающихся мастеров живописи.

Знать:

- закономерности линейной перспективы;

- композиционные приемы;

- градацию светотеней;

- возможности цвета;

- особенности теплого и холодного колорита;

- отдельные произведения мастеров живописи.

Уметь:

- анализировать форму предметов;

- строить натюрморт;

- выполнять рисунок – натюрморт – с использованием возможностей цвета.

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

Презентация «Выражение цветом в натюрморте настроения и переживаний художника. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорции, движение и покой, случайность и порядок.»

Подобрать иллюстрационный материал на тему «Дома и сооружения»

Раздел 7. Изображение с натуры и по представлению различных предметов. (3 часа)

.27-28

Наброски с натуры модели домика

2

Введение новых знаний

Основные конструктивные особенности строения дома. Закономерности линейной перспективы: линия горизонта, точка зрения, точка схода. Фронтальная и угловая перспектива. Знакомство с произведениями мастеров живописи.

Знать:

- виды перспективы;

- основные закономерности линейной перспективы;

- правила объемного изображения;

- основные конструктивные особенности изображения строений призматических форм;

- отдельные произведения живописи.

Уметь:

- анализировать форму предметов (различных построек, домов);

- делать наброски с натуры модели домика.

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

Презентация на тему «Техника выполнения зданий и сооружений». Художественный ряд с изображением разных построек в произведениях живописи.

.

Подготовить презентацию на тему «Деревянное зодчество»

29

Рисование по представлению. «Старинный терем» из геометрических фигур.

1

Введение новых знаний

Архитектура. Изображение архитектурных сооружений в картинах мастеров живописи. Архитектурный ансамбль Московского Кремля. Узорочье.

Знать:

- понятие архитектура;

- отдельные произведения художников;

- особенности архитектурного ансамбля Московского Кремля, декор построек.

Уметь выполнять рисунок старинного терема с использованием законов линейной перспективы.

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

Подготовить иллюстрационный материал на тему «Буквица»

Раздел 8.Создание иллюстраций к литературным произведениям. (3 часа)

30

Буквица

1

Введение новых знаний

История книгопечатания и роль художника в создании книги. Искусство каллиграфии. Принципы образования шрифта. Виды шрифтов.

Знать:

- роль художников в создании книги;

- понятия буквица и вязь;

- виды шрифтов.

Уметь:

- писать текст плакатными буквами;

- украшать текст буквицей.

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

Презентация на тему «История письменности. Буквица»

Прочитать сказку П.Ершова «Конек Горбунок»

31-32

Иллюстрирование сказки П.Ершова «Конек Горбунок».

2

Введение новых знаний

Иллюстрация как один из видов графики. Произведения художников-иллюстраторов. Закономерности композиции. Основы цветоведения.

Знать:

- творчество художников-иллюстраторов И.Билибина, В.Васнецова, Ю.Васнецова, М.Врубеля и др.;

- закономерности композиции;

- основы цветоведения.

Уметь выполнять иллюстрацию к сказке с использованием всех изобразительных средств.

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

Художественный ряд на тему «Иллюстрирование сказки П.Ершова «Конек Горбунок».»

Подобрать иллюстрации по теме «Портрет в скульптуре»

Раздел 9. Художественный образ и художественно-выразительные средства скульптуры. Портрет. (3 часа)

33-34

Портрет в скульптуре

2

Введение новых знаний

История портрета в скульптуре. Выразительные возможности скульптуры. Пропорции лица человека. Творчество скульпторов-портретистов. Приемы лепки головы человека.

Знать:

- из какого материала выполняют скульптуру;

- инструменты для выполнения работы;

- выразительные возможности скульптуры;

- пропорции лица человека;

- творчество выдающихся скульпторов-портретистов.

Уметь выполнять портрет человека из пластилина с соблюдением пропорций, добиваясь сходства.

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

Презентация на тему «Портрет», «Скульптура»

Подготовить художественный материал по теме «Портрет»

35

Четыре разных портрета (по одной схеме).

1

Введение новых знаний

Пропорции и мимика лица. Координатные (опорные) точки лица. Произведения мастеров живописи с изображением людей разного возраста, с разным эмоциональным состоянием.

Знать:

- пропорции и мимику лица;

- расположение координатных (опорных) точек лица;

- схему изменений, происходящих с мимикой лица.

Уметь выполнять рисунки лица человека, придавая каждому лицу индивидуальные, разнохарактерные черты.

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

Мимические мышцы лица и их роль в формировании и выявлении эмоционального состояния и возрастных изменений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по английскому языку, 7 класс. УМК 5- 11 под редакцией Кузовлева В. П. (новая редакция)

Предлагаю вашему вниманию рабочую программу и календарно - тематическое планирование по  английскому языку. Программа составлена по учебнику Кузовлева В. П. ,  7 класс, УМК  5-11, в нов...

Календарно - тематическое планирование по английскому языку, 10 класс. УМК 5- 11 под редакцией Кузовлева В. П.

Календарно - тематическое планирование составлено к учебнику 10 класса, под редакцией Кузовлева В. П....

Календарно-тематическое планирование уроков литературы для 8 класса по учебнику под редакцией Беленького

Данное планирование составлено для учащихся 8 класса со средним уровнем подготовки по предмету. Программа предусматривает творческие и игровые уроки, расширенное и углублённое изучение некоторых разде...

календарно-тематический план по ИЗО для 7 классов под редакцией Кузина

Развернутый тематический план разработан на основе учебной программы «Изобразительное искусство. 1-9 классы общеобразовательной школы»  (под редакцией доктора педагогических наук В.С.Кузин. – М.:...

Календарно-тематическое планирование по технологии (девушки) 5 класс под редакцией В. Д. Симоненко (М., 2010).

Рабочая программа  5 класса по направлению «Технология. Обслуживающий труд» направлена на достижение следующих целей обучения:·...