Открытый интегрированный урок "Осенние посиделки" ИЗО + Музыка
материал по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Проводилось 2 открытых интегрированных урока для учащихся 5 класса. Уроки проводились в системе с учащимися одного класса.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Схема -  конспект  интегрированного урока

Учителя: Изместьева Юлия Дмитриевна, Зубкова Надежда Викторовна

Предметы:  музыка и изобразительное искусство

Тема урока: Осенние посиделки.

Цель:     Определить взаимосвязь различных видов искусств в познании окружающего мира.

Задачи:

  1. Воспитательные - На основе прослушанных и просмотренных произведений искусства и самостоятельной творческой работы учащихся воспитать интерес к  русскому народному творчеству.
  2.  Развивающие  -  Развить  эмоциональное восприятие  музыки  и  ДПИ  в народном художественном и  композиторском творчестве.
  3. Образовательные — Обучить  учащихся умению сравнивать, анализировать произведения разных видов искусств, выражать  свои впечатления от прослушанных и просмотренных произведений.

Тип: Обобщение пройденного материала по теме «Мир русской песни»,  «Древние корни народного искусства»

Вид: Урок – творчества, размышления (интегрированный).

Оборудование урока:  русские народные инструменты: трещётки, домра и другие, магнитофон, предметы русского быта и труда из музея лицея «Комната русского быта», заготовки-эскизы из  бумаги  для практической работы, фломастеры.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, музыка, литература, история.

Методы  и  приёмы: метод  погружения,  эмоционального  воздействия,  словесный (беседа, рассказ, объяснение), наглядный,  практический,  сравнения и  сопоставления,  метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности,  метод самоанализа..

Технологии: Информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.

Этапы работы

Цели, задачи, результат, методы работы

Содержание этапа

Деятельность учителей

Деятельность учеников


1


Организационный момент.


Цель этапа: подготовка обучающихся к учебной деятельности.

Цель учителя: создать условия для эффективной работы на уроке.

Задачи учителя: настроить учащихся для работы в классе. Акцентировать  их внимание и слух и внимание.

Цель учеников: сконцентрироваться для плодотворной  работы.

Задачи учеников: организовать рабочее пространство. Настроится на творческую работу.

Методы: словесный, наглядный; метод стимулирования и мотивации – создание ситуации новизны.

Результат деятельности педагога: определение уровня внимания, активности, восприятия, настрой детей на предстоящее занятие


-Приветствуют детей.

-Определяет уровень готовности к уроку (наличие заготовок для практической работы, фломастеров)

-Формирует  положительный настрой.

-Заинтересовывает предстоящей работой..

-Определяют  проблемную ситуацию: как музыка   и  изобразительное искусство помогают воспринимать красоту окружающего мира?

-Сегодня у нас необычный урок – урок творчества, урок-размышление.

-  А посвящен он музыке, декоративно-прикладному искусству, русскому фольклору.

-Почему мы их объединили?

-Высказываясь, дети приходят к выводу, что все эти виды искусств рассказывают о красоте окружающего мира и месте человека в нём.

 

 

-Организуют рабочее пространство.

-Обращают внимание на свою посадку.

-Настраиваются  на активную творческую работу в классе.

-Отвечают на поставленные вопросы.

-Вместе с учителем определяют  проблемную ситуацию.

-Делятся своими мыслями о  красоте окружающего мира.

-Уточняют, что музыка и ДПИ живут и развиваются по законам жизни.

-Делают вывод, что все виды искусств,  каждый своим языком рассказывают, о красоте окружающего мира.

2

Работа по теме урока


Цель этапа: обобщение  знаний по ранее изученным темам.

Цель учителей: контроль качества знаний обучающихся

Задачи учителей: закрепить знания о музыкальном и художественном народном творчестве.

Цель учеников: Вспомнить и закрепить полученные на прошлых уроках знания о  русских композиторах и народных мастерах ДПИ.

Задача учеников: Продемонстрировать полученные знания.  Провести самооценку знаний по ранее изученной теме

Методы:  метод  погружения, словесный, наглядный, контроль и самоконтроль, творческая деятельность, метод стимулирования создание  ситуации успеха, похвала.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

 Результат деятельности педагога: определение уровня знания пройденного материала,   настрой детей на восприятие нового.

Беседа об осенних праздниках, место проведения урока – музей «Комната русского быта» лицея.

  1. Закончилась жатва. Крестьяне готовились к осенним праздникам в семейном кругу: пекли пироги, созывали родню. Последний яровой сноп – «пожинальник»  - наряжали в сарафан и кокошник, вносили в дом и торжественно ставили в красный угол. Потом зерно из этого снопа вымолачивали и примешивали к семенам, когда весной выезжали сеять, чтобы всходы были колосистее. Народный праздник – это большое событие, объединяющее людей в радости, грусти, мечте, в высоких помыслах. Праздник – это народное творчество в действии. Праздник – это народные костюмы, озорные шутки-прибаутки, напевные песни, игры.

-Соберутся девушки и молодцы в такой вот избе, где есть и прялица, и  …….., возьмёт в руки инструмент – кто балалайку, кто домру, задумается на минутку…..и зазвучит неторопливая мелодия. Взгруснут девицы, вспомнив о своём, о девичьем, да не долго, и уйдёт грусть-тоска вместе с задорной песней.

 Звучит  русская народная песня «Посею лебеду».

Традиции  весёлых русских народных песен сохранились и в наши дни. Как не запеть, не затанцевать под развесёлую «Русскую кадриль» Юрия Верижникова. Звучит «Русская кадриль» в исполнении Лизвинской П.

-Весело было танцевать, да и просто подрыгивать под эту весёлую песню, но что же нам не хватало, чтобы песня-танец получилась яркой, красочной (ответы учеников, подвести к тому, что если бы у всех были красочные костюмы, например, такие как на нашем снопе, то пляска получилась бы именно красочной). Мы говорили в начале нашего урока, что праздник – это не только песни, пляски, прибаутки, но и костюмы.

  1. А русские мастерицы умели так украсить свой быт, что  в серые осенние дни, когда за окном дождь и слякоть так приятно посидеть у тёплой печки в окружении вышитых полотенец и занавесочек, расписанной цветами и узорами посуды и прялок. Расписывали предметы быта, одежду по определённым правилам.

Белый цвет связывался в народных представлениях со         светом, чистотой, с понятием о благе. Видимо, не случайно фон на тканях называли мастерицы Русского Севера «земля». Белый цвет в вышивках олицетворял женское начало.

Красный цвет был цветом солнца, огня, жизни, красоты, силы и олицетворял собой мужское начало.

Красные узоры крестьянской вышивки воспринимаются как земля, получившая энергию солнца и способная дать жизнь всему живому.

Красный цвет, впустив другие  цвета-нити, сохранил право быть главным в вышивке. Традиция вышивания сохранилась и сегодня. Наряду с древними образами вышивка обогащается темами, связанными с современной жизнью людей

-Как вы считаете, какие предметы быта, одежды можно украсить вышивкой, расписать узорами (ответы детей)

 -У нас с вами за окном поздняя осень (в зависимости от погоды – дождь, ветер…),а на севере нашей страны уже лежит снег. Какую одежду вы надели бы, оказавшись в царстве Деда Мороза (ответы детей…и валенки). Можно ли украсить валенки, ведь они плотные, поверхность ……(ответы детей) Посмотрите какие валенки у ……

Исполняется песня  «Валенки» ученицей Бухтиной М.  

  1. Сейчас вам предстоит расписать узорами эскиз валенка. Для этого необходимо перейти в классную комнату, где надо немного пофантазировать и создать свой узор. 


-Дети показывают практические  навыки.


-Анализируют  свои ответы и ответы товарищей.


-Объясняют связь музыки и прикладного искусства с окружающим миром.


-Отвечают на вопросы.

-Производят самооценку знаний.

3














































4


















Практическая работа












































Закрепление учебного материала

















Цель этапа:  На основе полученных знаний выполнение практического задания. Развитие фантазии, творчества, мелкой моторики рук

Цель учеников: украсить орнаментом заготовку – эскиз валенка.

Задача учеников:

- В своих работах  передать  эмоциональный отклик на прослушанный и увиденный материал.

Поделиться  впечатлениями с одноклассниками.

Цель учителей: Сформировать знания о творчестве  современных русских композиторов и их связи с народным прикладным искусством.

Задачи: Пробудить интерес к изучению русского фольклора, музыки, ДПИ  на основе прослушанных  и просмотренных произведений

- Развить эмоциональный отклик.

- Развивать  образное мышление.

- Помочь  детям выразить  свои впечатления от прослушанного и увиденного материала.

Методы: метод  погружения, творческая деятельность, наглядный, контроль и самоконтроль, эмоциональное  воздействие,    сравнение, сопоставление,  репродуктивный; метод стимулирования – похвала, одобрение.

Технологии:

Информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.

Межпредметные связи: литература и история, танец.         Формы работы: индивидуальная, самоконтроль.

Результат деятельности: Сознательное усвоение  понимания музыки и русского народного изобразительного творчества.

Сравнение  и  сопоставление разных видов искусств, их связь и взаимопроникновение.  

Цель этапа: проверка полученных знаний.

Цель учеников:

 Повторение и осмысление основных этапов творческого урока.

Задачи: закрепление  полученных знаний.

 Обмен  впечатлениями с одноклассниками.

Цель учителя: 

Проверить качество усвоения материала

Задачи учителя: 

Подготовить вопросы для закрепления знаний, просмотр творческих работ.

 Форма работы: фронтальная

Метод: словесный, наглядный, рефлексия, метод стимулирования – похвала, одобрение



  1. У вас на столе лежат заранее приготовленные эскизы-заготовки русских валенок, которые нужно украсить. Для этого вам потребуются фломастеры(два-три) и ваша фантазия.

Подготавливает и побуждает обучающихся к практической  активной работе.

 Обучающиеся украшают традиционными русскими узорами эскиз-заготовку валенка (голенище) без предварительного рисунка сразу цветом.

Звучит спокойная мелодия.




-Руководит обменом впечатлений.


Законченные работы вывешиваются для обозрения на доске, где и подводятся итоги практической работы.


-Задает вопросы для закрепления знаний по теме:

  1. как вам ваша работа?
  2. какая на ваш взгляд самая удачная «вышивка»?
  3. помогала ли вам музыка при выполнении задания?

























-Как   звучит цель нашего урока?

-О чем рассказывали нам эти виды искусства?

-Как помогли они нам  раскрыть  цель  нашего урока?

-Сумели мы добиться цели нашего урока?

-Определить: как различные виды искусств повлияли на понимание русского народного творчества .

-Комментирует ответы, дает оценку.

-Благодарит за  правильные  ответы

-Предлагает  поделиться своими знаниями, с родителями, родственниками, друзьями.


-Благодарят за работу на уроке.

Используя полученные знания украшают эскиз-валенок узорами в русском стиле.


-Высказывают свое мнение, отвечая  на вопросы учителя.


-Делятся впечатлениями после выполнения практической работы.



-Проводят самооценку.



-Оценивают работу друг друга
































-Отвечают на вопросы


-Обсуждают выступление товарищей.


-Дискутируют по мере необходимости.



5


Задание на дом


Цель этапа: развить желание  к самостоятельной работе.

Цель учителя: пробудить интерес детей к творческой, поисковой работе.

Задачи: помочь детям использовать  новые знания при выполнении творческих заданий в будущем.

Развить желание  применять знания во внеклассной работе.

 Цель учеников: Расширить знания о русских народных праздниках, играх, загадках.


-подумать, где в современном мире используются приёмы традиционного прикладного искусства и как

народные промыслы


-Осмысливают домашнее задание.


-Задают вопросы по мере необходимости.


                                      План - конспект урока.

На экране тема урока  «Снегурочка» - весенняя сказка Н.  А.  Римского-Корсакова. Портрет композитора

  1. Музыкальное приветствие.
  2. Распевание «Игра»
  3. Беседа – какой день 29 февраля? Последний день зимы, встреча весны. На экране картины русских художников – конец зимы, начало весны.

Можем ли песенкой проводить зиму?  Исполнение  песни «Ранняя весна». Созвучны ли картины русских художников и песня? В чём? (настроение, текст – синее небеса). И картины, и песня – это всё мир окружающей нас природы. Мы бежим в школу или из школы и видим  как тает снег, светит солнышко, летят птицы. А послушайте  музыку Н. А. Римского – Корсакова и представьте куда мы попали?  Звучит Вступление к опере «Снегурочка». (в сказку, музыка необычная, волшебная) Леший оповестил весь лес: «Коней зиме, пропели петухи, Весна Красна спускается на землю. Полночный час настал, сторожку Леший отсторожил, - ныряй в дупло и спи!»

На экране опять тема урока и портрет композитора Римского - Корсакова

.По какой сказке нам знакомо имя этого композитора? (Сказка о царе Салтане). Чья сказка явилась литературной основой для написания оперы? (Пушкина). Николай Андреевич очень любил сказки, его иногда называют композитором - сказочником . Русская народная сказка о девочке – Снегурочке стала основой для написания пьесы  Александром Николаевичем Островским  «Снегурочка» На экран портрет А. Н. Островского. Так представилась Снегурочка художнику………………………..На экране картина………………..

Что ещё характерно для весны 7 Прилёт птиц. Назовите перелётных птиц (скворцы, ласточки, журавли……)Какие нам известны песни про перелётных птиц7 Исполнение песни «Ласточка», затем соло «Журавли».

Посмотрите в учебники как изображены птицы, прилетевшие вместе с Весной. Все они одеты  в различные костюмы. А. Н. Островский  в начале пьесы пишет «Действие происходит в стране берендеев в доисторические времена». Это было так давно, что многие слова сейчас и забылись. Посмотрите в ваши файлики и прочитайте  пояснения многих слов. Послушайте как показал нам прилёт птиц Н. А. Римский – Корсаков. Звучит «Песня и пляска птиц»

На экране кадр из мультфильма. Сканировать и распечатать один лист для раздачи детям стр.256, 257, 258 только Хор птиц

 Как  называется народный праздник   проводы зимы  ( Масленица). Чем он известен? (Блинами) Исполнение песен – хороводов «Масленица» и  «Блины»

Итог урока.

Закончилась жатва. Крестьяне готовятся к осенним праздникам в семейном кругу: пекли пироги, созывали родню. Последний яровой сноп  - «пожинальник» наряжали в сарафан и кокошник, вносили в дом и торжественно ставили в красный угол стр 5о,белый цвет стр47,красный цвет48 Потом зерно из этого снопа вымолачивали и примешивали к семенам, когда весной выезжали сеять, чтобы  всходы были колосистее.

Народный праздник – это большое событие, объединяющее людей в радости, грусти, мечте, в высоких помыслах. Праздник  - это народное творчество в действии. Праздник  - это народные костюмы, озорные шутки-прибаутки, напевные песни, озорные игры,

А поздней осепнью уже ложился снег и надо было тепло одеться и обуться. ………..

Все обрядовые действия народного праздника имели символическое значение и передовались как живая традиция от поколения к поколению.

Многие традиции народных праздников живы и поныне. Многие традиции народных праздников живы и поныне.



Предварительный просмотр:

Схема конспекта интегрированного урока

Учителя: Изместьева Юлия Дмитриевна, Зубкова Надежда Викторовна

Предметы:  музыка и изобразительное искусство

Тема урока –Зимние  посиделки.

ЦЕЛЬ:     Определить взаимосвязь различных видов искусств в познании окружающего мира.

ЗАДАЧИ – Воспитательные - На основе прослушанных и просмотренных произведений, самостоятельной творческой работы прививать интерес к  русскому народному   искусству.

                      - Развивающие  -  Развить, эмоциональное восприятие  музыки  и ДПИ в народном художественном и   композиторском творчестве

                      -Образовательные - Уметь сравнивать, анализировать произведения разных видов искусств, выражать   свои впечатления от прослушанных и просмотренных произведений

ТИП: Обобщение пройденного материала по теме «Хоровая музыка»,  «Древние корни народного искусства»

ВИД: Урок – творчества, размышления (интегрированный).

Оборудование урока:  русские народные инструменты,  предметы русского быта из музея «Комната русского быта», бумага, гуашь, кисти, заготовки-эскизы для практической работы, магнитофон, компьютер, проектор.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, музыка, литература, история, география.

.

Методы  и  приёмы: метод  погружения,  эмоционального  воздействия,  словесный (беседа, рассказ, объяснение), наглядный,  практический,  сравнения и  сопоставления,  метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности,  метод самоанализа. Информационно-коммуникативные технологии, компьютерные технологии, здоровьесберегающие технологии.

   

Этапы работы

Цели, задачи, результат, методы работы

Содержание этапа

Деятельность учителей

Деятельность учеников


1


Организационный момент.


Цель этапа: подготовка обучающихся к учебной деятельности.

Цель учителя: создать условия для эффективной работы на уроке.

Задачи учителя: настроить учащихся для работы в классе. Акцентировать  их внимание и слух и внимание.

Цель учеников: сконцентрироваться для плодотворной  работы.

Задачи учеников: организовать рабочее пространство. Настроится на творческую работу.

Методы: словесный, наглядный; метод стимулирования и мотивации – создание ситуации новизны.

Результат деятельности педагога: определение уровня внимания, активности, восприятия, настрой детей на предстоящее занятие


-Приветствуют детей.

-Определяет уровень готовности к уроку (наличие красок, кистей, заготовок)

-Формируют  положительный настрой.

-Заинтересовывают предстоящей работой.

-Определяют  проблемную ситуацию:

-  как музыка   и  изобразительное искусство помогают воспринимать красоту окружающего мира?

-Сегодня у нас необычный урок –

 это урок - путешествие,  урок - творчества,

урок - размышление.

-Он похож на наш предыдущий (осенний) урок и является его продолжением, посвящен он музыке и декоративно-прикладному искусству.

 

-Организуют рабочее пространство.

-Обращают внимание на свою посадку.

-Настраиваются  на активную творческую работу в классе.

-Отвечают на поставленные вопросы.

-Вместе с учителем определяют  проблемную ситуацию.

-Делятся своими мыслями о  красоте окружающего мира.

-Уточняют, что музыка живет и развивается по законам жизни.

-Делают вывод, что все виды искусств,  каждый своим языком рассказывают, о красоте окружающего мира.

2

Работа по теме урока


Цель этапа: обобщение  знаний по ранее изученным темам.

Цель учителя: контроль качества знаний обучающихся

Задачи учителя: закрепить знания о музыкальном и художественном народном творчестве.

Цель учеников: Вспомнить и закрепить полученные на прошлых уроках знания о  русских композиторах и народных промыслах

Задача учеников: Продемонстрировать полученные знания.  Провести самооценку знаний по ранее изученной теме

Методы:  метод  погружения, словесный, наглядный, контроль и самоконтроль, творческая деятельность, метод стимулирования создание  ситуации успеха, похвала.

Результат деятельности педагога: определение уровня знания пройденного,   настрой детей на восприятие нового материала.

- Вот и пришла зима. Осталась позади осень с её хлопотами по уборке урожая, заготовке на зиму овощей.

- За окном у нас южная зима с её ветрами, дождями и снегами.

- Мне хочется, чтобы вы посмотрели на карту нашей  родины (карта России).

-  Вы скажите – карта – это география, а при чём здесь музыка и изобразительное искусство?

    Но ведь и музыка и изобразительное искусство помогают увидеть красоту окружающей нас жизни, запомнить ее и надолго запечатлеть.

- Везде ли на территории России стоит такая зима? …(да, становится холоднее).

------------------ Путешествуя на север, меняется климат, местность и природа. На севере лежат высокие снега, стоят лютые морозы. День зимний короток, а ночь длинна.

- Вот в такие вечера русские люди не сидели без дела, а продолжали мастерить и украшать  предметы своего быта: прялки, посуду, игрушки и т.д., и везде помогала им в этом песня: и спокойно протяжная, и задорно веселая.

- Послушайте старинную русскую народную песню и посмотрите на экран, вы, наверное, не так давно подобное видели по телевидению (кадры с заметённых дорог и песня «Степь да степь кругом», инструментальное исполнение).

                 Звучит русская народная песня.

- Когда она была создана сейчас уже никто и не скажет. «Степь, да степь кругом, путь далёк лежит. В той степи глухой замерзал ямщик». Уже давно нет ямщиков и лихих троек, которыми они управляли, но всё так же метёт снег, заметая пути-дороги, останавливая мощные современные машины.

- Какие чувства испытывают путники на современных заметённых дорогах? (Ответы ребят).

-Созвучны ли эти переживания с мелодией прозвучавшей песни? (да)

-Так современна ли эта песня  чувствам людей 21 века? (Да).

- Так как же она дошла до нас и смогла передать чувства и  настроения людей?

- Давайте пофантазируем и перенесёмся в северное село или деревушку. (На экране картина зимнего заснеженного леса и деревни).

- Представьте девушку, такую как наша Полина. Загляделась в окно девица, и легла ей на сердце песня то ли где-то слышанная, то ли сама по себе зародившаяся (Исполняется куплет песни «Уж ты зимушка-зима»).

 - Услышали её прохожие и стали напевать, но пока шли до своего села, сочинили ещё один куплет, да ещё к мелодии добавили другой голос, и получилась уже иная песня. (Исполняется вариант этой же песни на два голоса).

- Скажите, пожалуйста, на всей ли территории земли русской эта песня исполнялась одинаково? (нет, ведь народная песня передавалась из поколения в поколение, добавлялись новые куплеты, подголоски, новое проведение голосов)

 - И так на протяжении долгого времени обрастали песни новыми куплетами, новыми голосами – красками. Русские композиторы – М. И. Глинка (на экран портрет), Н. А. Римский-Корсаков (портрет), П. И. Чайковский (портрет) и другие любили собирать народные песни и на этой основе создавали свои, оперы, симфонии и  балеты.

- Послушайте музыку композитора 20 века Г. Свиридова на стихи С. Есенина «Поёт зима», с использованием учебника на стр. 87(кадры на экране сопровождают исполнение).

Что помогло Свиридову создать картину сурового холода, заполнившему весь мир? (хоровая разноголосица, в которой отразились и шум ветра, и сила вьюги, и весь суровый зимний мир).

- Может ли один человек передать такую картину зимней природы, даже если у него замечательный голос (нет).

-Только хоровое пение смогло передать и шум ветра, и силу вьюги, и весь суровый зимний мир. А в партии оркестра ярко передаётся завывание разбушевавшейся снежной бури.

 - Без хоровой музыки невозможно представить жизнь современного человека. Поём ли мы на уроке, дома, с друзьями на новогоднем празднике. Только в хоровом пении выражено стремление к дружбе и единению.


--------------- Людей объединяла не только хоровое пение, но и совместный труд. Зимними вечерами так приятно в тёплой горнице не только спеть песню, но и показать свое мастерство в деле - что ты умеешь – какие кружева плетёшь, как красиво сумел расписать ложки, солонку, чашку и т.д.

- Сейчас изделия русских мастеров стали сувенирами и прославляют Россию на весь мир (исполнение песни «Русские сувениры»).

- В этой четверти Вы познакомились с различными промыслами, узнали, как они создаются, познакомились с приемами росписи, и сами научились создавать нарядные узоры по мотивам  промыслов.

-Есть удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь, - это игрушечных дел мастера, или просто игрушечники. В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради – они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль.

Присмотритесь к современным народным игрушкам – в них живут те же образы. Это конь, птица, женская фигура. Какой смысл выражают эти образы? В них живут память народа, его древние традиции. Какие вы знаете промыслы, и что их отличает друг от друга? …Филимоновская- вытянутые пропорции, цвета: красный, желтый, зеленый; каргопольская – наивные приземистые с древними символами в приглушенных цвете; дымковская – монолитность фигур, разнообразие образов, яркие цвета с приглушенными…Древние знаки орнамента, которыми покрыты игрушки, можно  встретить и в вышивке, и в росписи, и в других произведениях народного искусства.

- Как называется бело-голубая посуда? …знаменитая гжельская керамика или просто гжель…вы уже делали роспись тарелочек и убедились, что эта кажущаяся простота очень сложна. Секреты красоты таятся в самой природе, которая всегда остается для художника великим и мудрым учителем.

-Искусство городецкой росписи зародилось в заволжском крае близ г.Городца, недалеко от Нижнего Новгорода. В окрестных селах этого края крестьяне издавна украшали удивительной росписью прялки, шкафчики, сани, детские игрушки. Здесь можно увидеть птиц, коней, сценки, украшенные диковинными цветами: яркими розанами, купавками, зелеными веточками.      В чем же волшебство городецких узоров? Все дело в том, какие краски рядом положить, чтобы получилась гармония цвета.

На Волге, недалеко от Городца возник еще один промысел по дереву – расписная деревянная посуда. «Золотая хохлома» его называют. Мастера этого промысла любят растительные узоры: травки, ягоды, цветы сказочные. Прием росписи: травка, под фон, кудрина.


-Дети показывают практические  навыки.


-Анализируют  свои ответы и ответы товарищей.


-Объясняют связь музыки, декоративно-прикладного искусства с окружающим миром.


-Отвечают на вопросы.

-Производят самооценку знаний.

3














































4


















Практическая работа













































Закрепление учебного материала

















Цель этапа:  На основе полученных знаний выполнение практического задания. Развитие фантазии, творчества, мелкой моторики рук

Цель учеников: расписать заготовку игрушек

Задача учеников:

В своих работах  передать  эмоциональный отклик на прослушанный и увиденный материал. Поделиться  впечатлениями с одноклассниками.

Цель учителя:

-Сформировать знания о творчестве  современных русских композиторов и их связи с народным прикладным искусством.

Задачи:

-Пробудить интерес к изучению русского фольклора, музыки, ДПИ  на основе

прослушанных  и просмотренных произведений

- Развить эмоциональный отклик.

- Развивать  образное мышление.

- Помочь  детям выразить  свои впечатления от прослушанного и увиденного материала.

Метод изложения нового материала: Словесный (беседа, рассказ, объяснение), эмоциональное  воздействие, наглядный,    сравнение, сопоставление,  репродуктивный; метод стимулирования – похвала, одобрение.

Технологии:

Информационно-коммуникативные, компьютерные, здоровьесберегающие. Межпредметные связи: литература и история, география

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самоконтроль.

Результат деятельности: Сознательное усвоение  музыки русского композитора.

Сравнение  и  сопоставление разных видов искусств, их связь и взаимопроникновение.  



























Цель этапа: проверка полученных знаний.


Цель учеников:

 Повторение и осмысление основных этапов творческого урока.


Задачи: закрепление  полученных знаний. Обмен  впечатлениями с одноклассниками.


Цель учителя: 

Проверить качество усвоения материала


Задачи учителя: 

Подготовить вопросы для закрепления знаний, просмотр творческих работ..

 

Форма работы: фронтальная


Метод: словесный, наглядный, рефлексия, метод стимулирования – похвала, одобрение

-Предлагает  поделиться своими знаниями, с родителями, родственниками, друзьями.



------------- Мы с вами проводим урок накануне Нового года, и нам необходимо подготовиться к празднику. Для этого нужно украсить елку, а игрушек подходящих нет. У вас на столах есть заготовки игрушек, которые вам необходимо расписать и все необходимое для работы - краски, кисти. Вам необходимо постараться над росписью игрушки, чтобы елка стала самой красивой и необыкновенной.

Сегодня вы работаете в 6 (4-5 чел.) группах, каждая в своей работе будет использовать особенности росписи одного промысла. Представитель каждой группы подходит и выбирает задание – роспись  вместе с технологической картой, которая необходима при выполнении задания.


Подготавливает и побуждает обучающихся к практической  активной работе.

 Звучит инструментальная музыка.


-Руководит обменом впечатлений.


-Задает вопросы для закрепления знаний по теме.

- Кто справился с заданием подходит и вешает свою игрушку.
























-------------- Одноголосое пение  не всегда помогает в празднике , а многоголосие делает вашу работу богаче и интересней, так и с игрушкой-украшением -  одной елку не украсишь, а когда много, так все меняется, с такой необычной елкой мы готовы к встрече Нового

года.



- Как видите ни одна часть русской культуры: прикладное искусство и  музыка являются в результате коллективным видом творчества, пропущенное через сердце и душу каждого человека.


-Как   звучит цель нашего урока?

-О чем рассказывали нам эти виды искусства?

-Как помогли они нам  раскрыть  цель  нашего урока?

-Сумели мы добиться цели нашего урока.     Определить: как различные виды искусств повлияли на понимание русского народного творчества .

-Комментирует ответы, дает оценку.

-Благодарит за  правильные  ответы

-Благодарит за работу на уроке.

Используя полученные знания, расписывают заготовки игрушек и украшают ими елку на 2А1.


-Высказывают свое мнение, отвечая  на вопросы учителя.


-Делятся впечатлениями после украшения ёлки.



-Проводят самооценку.



































Отвечают на вопросы


-Оценивают ответы друг друга


-Обсуждают выступление товарищей.


-Дискутируют по мере необходимости.



5


Задание на дом


Цель этапа: развить желание  к самостоятельной работе.


Цель учителя: пробудить интерес детей

к творческой, поисковой работе.


Задачи: помочь детям использовать  новые знания при выполнении творческих заданий в будущем.

Развить желание  применять знания во внеклассной работе.


 Цель учеников: Расширить знания о русских народных промыслах, их истоках и современном развитии.




-Осмысливают домашнее задание.


-Задают вопросы по мере необходимости.


Народная игрушка - село Филимоново, Тульская область - филимоновская

Народная игрушка – Каргопольский район, Архангельская область – каргопольская

Народная игрушка - село Дымково, Кировская область - дымковская

Керамика - село Гжель, Московская область – гжельская роспись

Деревянные изделия- г.Городец, Нижегородская область – городецкая роспись 

Деревянная посуда - селоХохлома, Нижегородская область - хохломская роспись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого интегрированного урока по чтению, ИЗО и музыке. Тема: «Что за прелесть эти сказки!»

План-конспект открытого интегрированного урока по чтению, ИЗО и музыке. Тема: «Что за прелесть эти сказки!»Цель урока: обобщение знаний по творчеству А.С.Пушкина.Задачи урока: развитие набл...

Открытое интегрированное занятие по рисованию и музыке.doc

Открытое интегрированное занятие по рисованию и музыке...

Конспект открытого интегрированного урока "Музыка и движение" для 2 класса "Особый ребенок"

Этот урок был проведен в февралегода на районный уровень.  Обучение происходит по "Программе образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью" под ред.Баряевой Л.Б. и Яковлевой Н...

Методичeская разработка открытого интегрированного занятия на тему "Передача стилистических особенностей русской народной музыки в авторском произведении В. Римши «Как у бабушки Арины»

Методичeская разработкаоткрытого интегрированного занятия инструментального (шумового) ансамбля и младшего хора «Веселые голоса»хоровой студии «Камертон» ГОУ ДОД ДДЮТ Выборгского ...

«Погружаясь в вальс метели..» повесть А.С.Пушкина « Метель» Открытый интегрированный урок литературы и музыки

Цели  урока:- Расширение общего кругозора детей через использование межпредметных связей. Формирование  самосознания учащихся на примере русской литературы и музыки.-Расширение культорологич...

Разработка открытого интегрированного урока в 8 классе по немецкому языку, музыке, литературе и МХК.

Разработка открытого интегрированного урока в 8 классе для учителей немецкого языка, музыки, литературы и МХК....

Конспект открытого урока «На фоне Пушкина…» Интегрированный урок по музыке и литературе в 6 классе с использованием ИКТ и инновационных технологий.

Открытый урок проводился в рамках прогрммы по музыке Е. Критской и Сергеевой по теме:"Авторская песня:прошлое и настоящее". Цель урока: познакомиться с образом Пушкина в авторской песне...