Главные вкладки

    Внеклассное заняти по ИЗО 1 класс ФГОС "Ажурное вырезание"
    план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 10 класс) по теме

    Чегринцева Татьяна Николаевна

    План- конспект внеклассного занятия по изобразительному искусству в 1 классе. Работа с бумагой "Ажурное вырезание"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Внеклассное занятие, 1 класс

    кружок «Смотрю на мир глазами художника»

                                                                          Чегринцева Татьяна Николаевна,

                                                                          учитель изобразительного искусства

                                                                           МОУ «Майская гимназия

                                                                           Белгородского района

                                                                           Белгородской области»

    Тема: Ажурное вырезание

    Универсальные учебные действия:

    1. формирование первоначальной ориентации на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности;
    2. знания о гигиене учебного труда и организации рабочего места;
    3. оценивание совместно с учителем и одноклассниками результатов своих действий;
    4. принимать участие в коллективной работе, работе парами и группами;
    5. понимать важность коллективной работы;
    6. контролировать свои действия при совместной работе;
    7. договариваться с партнерами и приходить к общему решению;
    8. знакомство с древним славянским видом декоративно-прикладного искусства ажурным вырезанием из бумаги;
    9. изучение особенностей ажурного вырезания.

    Оборудование:

    компьютер;

    проектор;

    экран;

    презентация;

    образец изделий;

    мини-экран и маски для театрализации сказки «Лиса и Заяц».

    Инструменты и материалы:

    белая бумага, ножницы,

    театрализованный показ детьми сказки «Лиса и заяц», в основе которой демонстрируется силуэтное изображение различных ажурных вырезок для экранного изображения.

    Литературный ряд: стихи о зиме.

    Музыкальный ряд: фоновая музыка для создания благоприятной обстановки в классе.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    На фоне музыки учитель читает стихотворение Ф. Тютчева

    Чародейкою Зимою

    Околдован, лес стоит,

    И под снежной бахромою,

    Неподвижною, немою,

    Чудной жизнью он блестит.

    И стоит он, околдован,

    Не мертвец и не живой –

    Сном волшебным очарован,

    Весь опутан, весь окован

    Лёгкой цепью пуховой...

    Солнце зимнее ли мечет

    На него свой луч косой –

    В нём ничто не затрепещет,

    Он весь вспыхнет и заблещет

    Ослепительной красой.

    - Ребята о чём это стихотворение? (О зиме)

    - Каким вы представили себе зимний лес? (Деревья неподвижны, укрыты снежным покрывалом. Светит солнце, снег переливается в его лучах ослепительной красой.)

    2. Актуализация знаний учащихся

    - На прошлом занятии мы с вами познакомились с одним из видов изобразительной деятельности. Вспомните, как называется этот вид изображений и как он выполняется. (Это «силуэт» - контурное затемнение фигуры.)

    - Сегодня мы познакомимся ещё с одним видом изображения. Но сначала я предлагаю вам посмотреть сказку. Прошу обратить внимание, на изображения на экране.

    - Подумайте, как они выполнены.

    Учащиеся инсценируют русскую народную сказку «Лиса и Заяц»,

    используя экран с подсветкой. На экране  изображения: заячья избушка и лисья, а также вырезанные ажурные деревья.

    - Ребята, вам понравился конец сказки? (Нет)

    - Почему? (Лису жалко)

    - Вы хотите увидеть другой конец сказки? (Да) 

    - Как вы думаете, как были выполнены изображения на экране? (При помощи узорного вырезания из бумаги)

    - Определите, чем мы будем заниматься сегодня на занятии? (Учиться выполнять ажурное вырезание)

    3. Знакомство с техникой ажурного вырезания

    Прежде чем приступить к выполнению работы, давайте познакомимся с техникой ажурного вырезания.

    Учитель демонстрирует презентацию «Вытынанки»

     и знакомит с этим видом искусства

    По праву можно сказать, что это искусство одно из древних. Ажурное вырезание из бумаги – славянский вид декоративно-прикладного искусства. Народные мастера вырезали также из бересты, ткани, кожи, даже дерева. Каждому народу присущи свои мотивы и символы, но в основном это сюжетные и орнаментальные композиции.  Но вырезание присуще не только славянской культуре. На родине бумаги Китае, это искусство называется «цзяньчжи», в Европе – силуэтное вырезание.

             В России вырезание из бумаги долгое время было в моде, его даже преподавали в институте благородных девиц, наряду с другими рукоделиями. Но шли годы, мода менялась, и со временем вырезание осталось на уровне дополнительных, кружковых занятий для младших школьников, а затем и вовсе сошло на нет.

    Поскольку бумага была дешёвым и доступным материалом, изделиями из неё не дорожили. По прошествии определенного времени старые «вытинанки» выбрасывали или сжигали. Этнографы достаточно поздно обратили внимание на этот вид народного искусства. В 1928 году работниками Гродненского музея была проведена экспедиция по территории современного Гродненского района. Среди приобретений были и местные бумажные «вытинанки», которые «использовались местными крестьянами для украшения хат». В 20-е годы эти произведения среди прочих изделий демонстрировались на выставках в Соколке, Белостоке, Вильно.

    Постепенно вытынанка вытесняется из крестьянского интерьера текстильными изделиями. До наших дней в быту белорусов, как на селе, так и в городе сохранилось вырезание снежинок из бумаги для украшения окон к новогоднему празднику.

    Вырезание способствует развитию вашего глазомера, даёт понятие о симметрии рисунка, навык ритмичной работы, приучает к усидчивости, трудолюбию. Вырезание развивает художественный вкус.

    4. Демонстрация учителем техники приёма ажурного вырезания

    1.Метод дерево-снежинка. Прямоугольник в верхней части складывается так, если бы мы вырезали снежинку. А внизу оставшееся место остаётся для вырезания  ствола.

    2. Метод симметричного вырезания. Складываем бумагу вдвое и вырезаем по контуру половину кроны дерева. Затем вырезаем внутри ажурные формы.

    Зима-рукодельница Е. Явецкая

    Снова в заботах зима-рукодельница –

    Пусть потеплее природа оденется.

    Много зима заготовила пряжи,

    Белые вещи без устали вяжет:

    Сонным деревьям – пушистые шапки,

    Ёлочкам – варежки вяжет на лапки.

    Шила, вязала и очень устала!

    - Ах, поскорее весна бы настала…

    5. Творческая работа учащихся

    Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами.

    Учащиеся работают в группах, выполняя разные виды вырезания. 

    Работа выполняется под тихую мелодичную музыку

    В течение всей работы учащиеся помогает друг другу, учитель в свою очередь контролирует выполнение детьми творческого задания.

    Отдельная группа учащихся вырезает дом для лисы и зайца, стол с ажурной скатертью, животных – героев сказки.

    По мере выполнения работы, деревья крепятся на доску, постепенно выстраивается лес.

    - Ребята, как бы вы хотели закончить нашу сказку? (Пусть все герои помирятся. А лиса и заяц устроят пир на весь мир.)

    Хорошо, тогда давайте мы построим лисе дом, в котором ей будет тепло и позовём всех персонажей сказки.

    Звучит «Наигрыш» (Дети, герои сказки пляшутпод музыку. Все в классе хлопают в такт музыки).

    - И пошёл пир на весь мир. И мы там были, мёд ели, а лиса нас угощала лисичкиным хлебушком. Никто не пробовал? Говорят, очень вкусный!

    6. Итог занятия

    - Ребята, с каким видом изобразительной деятельности мы познакомились? (Ажурное вырезание)

    - Как оно называется? («Вытынанка»). Ребята, мне очень понравилось, как вы работали на занятии и выполнили очень интересную работу, спасибо вам за совместную работу!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Путешествие по Стране Слов". Внеклассное занятие для 6 класса.

    Данную разработку можно применять в 6 классе после изучения темы "Лексика". Урок представлен как урок-путешествия по Стране Слов. Можно самим придумать карту, по которой вы будете совершать своё путеш...

    Внеклассное занятие в 11 классе "Бородинская битва в изобразительном искусстве"

    Сценарий внеклассного занятия (классного часа) в 11 классе в рамках программы по обществознанию "Искусство. Виды и жанры искусства"....

    Внеклассное занятие в 1 классе "В гостях у сказки"

    Дети путешествуют по сказке "Колобок" и помогают сказочным героям выполнять интересные задания....

    Внеклассное занятие для 7 класса "Помните"

    Цель:Познакомить с историей концлагеря Освенцим, как трагической страницей периода Второй мировой войны. Задачи:     1. Формировать сочувствие к жертвам массовых убийств...

    Внеклассное занятие в компьютерном классе на тему «Календарик, календарь, целый год ты - государь»

    Обучение детей работе с текстовым редактором Орen Offices в программном обеспечении Linux. Обучающиеся применяют полученные знания при составлении творческого проекта....

    Рабочая программа по внеклассному занятию по ФГОС (класс 2) Литературный кружок

    Данная программа составлена по правилам ведения внеклассного занятя по новым страндартам ФГОС....

    Конспект внеклассного занятия для 1 класса "Рисуем месяц"

    Данный конспект составлен в соответсвии с новыми стандартами и может быть использован на кружке по информатике...