Внеклассное занятие в 11 классе "Бородинская битва в изобразительном искусстве"
классный час по истории (11 класс) по теме

Сценарий внеклассного занятия (классного часа) в 11 классе в рамках программы по обществознанию "Искусство. Виды и жанры искусства".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс

«Недаром помнит вся Россия»

Бородинская битва

в изобразительном искусстве

Сценарий классного часа

в рамках программы по обществознанию

 «Искусство. Виды и жанры искусства»

 

Дукова Людмила Александровна,

преподаватель истории и обществознания

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №26»

г. Новокузнецк

«Бородинская битва в изобразительном искусстве»

Сценарий классного часа в 11А классе

 в рамках программы по обществознанию

«Искусство. Виды и жанры искусства»

Оформлены портретная галерея  и таблички с датами

                                  1242, 1380, 1709, 1812, 1941-1945

Используется презентация «Бородинская битва в изобразительном искусстве»

Педагог приветствует детей и ставит цели занятия.

Вам известно, что искусство – это специфическая форма общественного сознания, отражающего действительность в художественных образах. Двести лет тому назад произошла знаменитая Бородинская битва – главное сражение Отечественной войны 1812 года. Она нашла яркое отображение во всех видах искусства. Юбилей - это удачная возможность посмотреть на искусство с точки зрения его функций. Остановимся на одной из них – познавательно-эвристической. Она  отражает познавательную роль искусства и выражается в его способности к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке. И мы коснёмся сегодня трёх видов изобразительного искусства: архитектуры, скульптуры и живописи.

Но прежде нужно вспомнить историю эпохи наполеоновских войн, составной частью которых была Отечественная война 1812 года.

Историк (ученик)

В конце XVIII века во Франции случилась буржуазная революция. Восставший народ сверг короля, и Франция провозглашается республикой. Монархическая Европа недовольна и организует вооружённую интервенцию. Новая французская власть поручает молодому офицеру Наполеону Бонапарту организовать оборону страны, с чем он блестяще справляется.

Но постепенно оборонительные войны превращаются в завоевательные, а Наполеон становится хозяином в Европе. Однако, ему не подчиняется Англия, тогда он принуждает все покорённые страны прекратить торговые отношения с ней. Россия вынуждена присоединиться к континентальной блокаде, что было страшно невыгодно. Александр I нарушает условия Тильзитского мира. Россия оказалась перед нашествием огромной наполеоновской армии. Начинается Отечественная война 1812 года.

Звучит начало «Торжественной увертюры1812 год» Чайковского

Чтец

                                       

Автор Дукова Л.А.

Как быстротечны истории мгновенья…

Но мастерски, в порыве вдохновенья

Художник создал картины поля брани,

Поэтому и знаем Бородинской битвы грани.

Арка Триумфальная, колонна Монферрана

Прославляют подвиг беспрестанно.

Храм Христа Спасителя воссоздан,

Чтобы стоять в веках светло и грандиозно.

Сраженья той войны в миниатюре

Создал граф Толстой в скульптуре.

Образы бойцов в движеньи характерном

Отмечены в искусстве медальерном.

Кутузов и Барклай перед Собором

Охватывают город взором.

Высоко взметнулись их скульптуры -

Таковыми в жизни были их натуры.

Знаем те событья, благодаря искусству,

Постижение его приходит с чувством

Благодарности, восторга, преклоненья

И желанья изучить сии творенья.

Педагог

В разделе «Архитектура» перед нами пройдут Храм Христа Спасителя, колонна Монферрана, Триумфальная арка.

1-й ведущий

Храм Христа Спасителя (на фоне слайдов)

25 декабря 1812 года российский император Александр I издал манифест, по которому в Москве предполагалось возвести храм в честь победы России над армией Наполеона. Новый храм должен был стать олицетворением подвига русского народа и ознаменованием "благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели". Архитектором храма Воскресения Христова был назначен Константин Тон.

Место строительства было выбрано как нельзя более удачно: храм был виден с любой точки Москвы, а соседство с Кремлем подчеркивало глубокую связь нового храма Христа Спасителя с русской историей и культурой.

На строительство и внутреннюю отделку храма Христа Спасителя ушло почти 40 лет: он возводился с 1839 по 1883 год. 26 мая 1883 года храм был торжественно освящен в присутствии Александра III и императорской семьи.

В плане собор представлял собой равноконечный крест. Внешняя часть была оформлена двойным рядом мраморных горельефов работы скульпторов Клодта, Логиновского и Рамазанова. Все входные двери - всего двенадцать - были выполнены из бронзы, а украшающие их изображения святых отлиты по эскизам известного скульптора графа Ф. П. Толстого. Современников восхищали размеры храма: он мог вместить до 10 000 человек.

Богатое внутреннее убранство храма Христа Спасителя состояло из росписей и украшений из камней - лабрадора, шошкинского порфира и итальянского мрамора. Над украшением храма работали прославленные русские живописцы - В. Верещагин, В. Суриков, И. Крамской. По периметру здание опоясывала галерея, которая стала первым музеем войны 1812 года. На стены галереи были вмонтированы мраморные доски, на которых в хронологическом порядке перечислялись все сражения русской армии, назывались имена военачальников, отличившихся офицеров и солдат.

Первый храм Христа Спасителя просуществовал 48 лет, в связи с чем многие вспоминали о легенде про проклятие монахини, предрекавшей, чтониодно сооружение не простоит здесь более 50-ти лет. Величественный храм вызывал раздражение советского правительства: он никак не вписывался в новую государственную идеологию и повсеместное насаждение атеизма. По распоряжению Иосифа Сталина храм Христа Спасителя был взорван 5 декабря 1931 года.

На месте храма предполагалось построить Дворец Советов - гигантскую башню, увенчанную статуей В. И. Ленина. Однако планы по возведению здания были нарушены Второй мировой войной. В 1958-1960-х годах котлован, вырытый под фундамент Дворца, был использован для строительства открытого плавательного бассейна "Москва", просуществовавшего 30 лет.

В июле 1992 года Президент России Б. Н. Ельцин издал указ о создании Фонда возрождения Москвы. В перечне объектов, которые требовалось восстановить, на первом месте стоял Храм Христа Спасителя. Благодаря невероятно стремительным темпам ведения строительных работ уже в 2000 году полностью воссозданный храм был освящен.

2-й ведущий (на фоне слайдов)

Об Александровской колонне

Воздвигнута в стиле ампир в 1834 году в центре Дворцовой площади французским архитектором Огюстом Монферраном по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года.

Проект был высочайше утверждён в 1829 году, монумент был открыт в 1834 году. Эскизные рисунки пьедестала выполнил О. Монферран. Барельефы на пьедестале колонны в аллегорической форме прославляют победу русского оружия и символизируют отвагу российской армии; отливка была выполнена на заводе Ч. Берда. Монолит розового гранита был изготовлен в Пютерлакской каменоломне под Выборгом в 18301832 годах. С большими сложностями он был перевезён из Пютерлакской каменоломни в 1832 году на специально сконструированной для этой цели барже в Санкт-Петербург. Монолит не закреплён и держится только силой собственного веса. Памятник венчает фигура ангела работы Бориса Орловского. В 1876 году архитектором К. К. Рахау были добавлены декоративные фонари у колонны.



3-й ведущий (на фоне слайдов)

О Триумфальной арке

История этого памятника начинается в 1814 году - именно тогда на площади Тверской заставы была сооружена деревянная Триумфальная арка для торжественной встречи русских войск, возвращавшихся домой после победы над Наполеоном. Николай I пожелал, чтобы в Москве был возведен монументальный памятник, посвященный событиям Отечественной войны  Осуществить этот замысел император поручил архитектору О.Бове. Возведение Триумфальных ворот продолжалось пять лет. 20 сентября 1837 года строительство было завершено.

 Триумфальная арка украшена шестью парами чугунных 2-метровых колонн, нишами, в которых располагаются фигуры русских воинов, а над ними – горельефы, изображающие сцены изгнания французов, освобождения Москвы и пр. Над карнизами возведены статуи Победы, а вершину арки украшает Колесница Славы. В1936 году в ходе реконструкции площади Арку разобрали, а в 1966 году было принято решение восстановить ее на Кутузовском проспекте, рядом с Музеем- панорамой «Бородинская битва».

Педагог:

В разделе о скульптуре рассмотрим серию медальонов на события Отечественной войны 1812 года, мастерски выполненных Ф.П. Толстым. И послушаем рассказ о монументальных скульптурах перед Казанским собором в Санкт-Петербурге.

4-й ведущий (на фоне слайдов)

Отечественная война 1812 года всколыхнула патриотические чувства художника Фёдора Петровича Толстого и вдохновила его на создание крупной и серьезной работы. Накопив опыт в работе над отдельными медалями и постигнув секреты их производства, Толстой почувствовал в себе силы для изготовления серии медальонов. Медальон — это изобразительная или орнаментальная композиция в овальном или круглом обрамлении, в отличие от медали имеет одностороннее изображение.
«Я русский и горжусь сим именем, — писал Федор, — желая участвовать в славе соотечественников, желая разделить ее, в восторге души, я дерзнул на предприятие, которое затруднило бы и величайшего художника: я дерзнул представить в медалях знаменитейшие события 1812, 1813 и 1814 годов и передать потомкам не дела, удивившие вселенную, нет: они упредят все повествования, все напоминания о них — я решился передать потомкам слабые оттенки чувств, меня исполнявших, пожелал сказать им, что в наше время каждый думал так, как я, и каждый был счастлив, нося имя Русского».
это означает, что свою работу над медальонами Федор Толстой начал не по заказу или предложению высокопоставленных лиц, а исключительно из патриотических побуждений


5
-й ведущий (на фоне слайдов)

Памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю Де Толли

25 октября 1837 года на площади перед Казанским собором состоялось торжественное открытие памятников полководцам М.Б. Барклаю де Толли и М.И. Кутузову. В январе 1830 года по эскизам Орловского началась работа по исполнению статуй.

В 1832 году была отлита статуя М.И. Кутузову, а в мае 1836 года – статуя Барклаю де Толли. Полированные гранитные пьедесталы, на которых установлены статуи, исполнены по проекту выдающегося архитектора В.П. Стасова. Гранит был добыт и вытесан под руководством известного мастера С. Суханова. Сооружением монументов руководил архитектор К.А. Тон. Авторы пытались придать памятникам портретное сходство и правдивость психологических характеристик великих полководцев. Кутузов изображен в фельдмаршальском мундире и плаще, в его правой руке – обнаженная шпага, в левой – фельдмаршальский жезл, у ног – знамена французской армии. Б.И. Орловский представил его в образе победителя наполеоновских войск, ученика и сподвижника великого Суворова.

Фигура Барклая де Толли более спокойна и менее динамична. В его опущенной левой руке – маршальский жезл; взгляд устремлен вдаль. Сооружение памятников упрочило неразрывную, органическую связь Казанского собора с окружающей его застройкой. Монументы героям-полководцам М.Б. Барклаю де Толли и М.И. Кутузову подчеркнули мемориальное значение Казанского собора и его роль в застройке Невского проспекта. Памятники являются выдающимися произведениями русской монументальной скульптуры 1830-х годов.

 Каждый памятник — вполне самостоятельное творение ваятеля и зодчего. Чтобы подчеркнуть их идейное единство, Орловский использовал известный в парной скульптуре прием взаимных контрастов. Он заключается в следующем. Если фигура Кутузова развернута справа налево, то Барклая-де-Толли — слева направо; если у Кутузова плащ прикрывает левое плечо, то у Барклая-де-Толли — правое; если у Кутузова голова слегка повернута влево, то у Барклая-де-Толли — вправо; даже орлы поверженных наполеоновских знамен под ногами полководцев повернуты друг к другу головами. Но в отличие от Кутузова Барклай-де-Толли у Орловского наступил на полураспущенное вражеское знамя, орел на древке которого слегка приподнят над основанием, орел же у ног Кутузова словно втоптан в землю.
В суровую годину Великой Отечественной войны памятник Кутузову стал для ленинградцев символом твердости, героизма и уверенности в победе. Он был

одним из трех памятников в городе (два другие — Суворову на Марсовом поле и Барклаю-де-Толли перед Казанским собором), которые не были укрыты мешками с песком в дни блокады, а воодушевляли его защитников.

Педагог:

Живописный раздел будет представлен батальным и портретным жанрами. Речь пойдёт о панорамном полотне Франца Рубо и Военной галерее в Эрмитаже.

6-й ведущий (на фоне слайдов)

Музей-панорама «Бородинская битва» – это единственный московский музей, чья экспозиция целиком и полностью посвящается Отечественной войне
1812г.
Одноименная панорама («Бородинская битва» или просто «Бородино») – центральный экспонат данного музея. Она являет собой очень удачный пример военно-исторического искусства (живописи) начала прошлого столетия. К тому же, она посвящена без преувеличения одному из самых ответственных момент отечественной истории. Сама идея написать бородинскую панораму пришла в канун юбилея победы в Отечественной войне 1912 года.

 Автор этой громадной картины – Франц Рубо – академик живописи. Картина не случайно называется панорамой, ведь слово «панорама» на древнегреческом языке означает: «вижу вокруг (кругом)». Данная панорама сочетает в себе и предметный план, и живописное полотно, и особенное освещение, благодаря чему оказывает на зрителя потрясающее впечатление.

 Длина этого гигантского полотна составляет 115 метров по окружности, а высота – 15 метров. На панораме показаны события, которые происходили при Бородине 26-го августа (а по новому стилю – 7-го сентября) далекого 1812 года.
Эффект от просмотра панорамы превосходит все ожидания: художник запечатлел войска в самый разгар битвы. При осмотре возникает эффект присутствия, поскольку экскурсия всегда сопровождается специальными звуковыми эффектами, которые воспроизводят звуки сражения. Порой звуки боя перемежаются с частями увертюры Чайковского, которая называется «1812 год».
В самом начале эта панорама была выставлена на всеобщее обозрение на Чистых прудах. Но деревянное здание довольно быстро пришло в негодность и к 150-тилетнему юбилею в войне 1812 года (соответственно, в 1962 году) был осуществлен «переезд» «Бородинской битвы» на Кутузовский проспект в новое здание, которое специально для этого и было построено. Причем, при строительстве планов выставлять в новом музее еще какие-либо экспонаты – не было, но годы шли, и музей постепенно обрастал коллекциями графики, живописи, декоративно прикладного искусства. Появились здесь и предметы вооружения, снаряжения того периода – все это, вместе взятое, помогает создать действительно полноценную экспозицию, которая помогает посетителям проникнуться настроениями той эпохи, уяснить для себя основные моменты Отечественной войны.

7-й ведущий (на фоне слайдов)

О Военной галерее в Эрмитаже

        Одним из прославленных интерьеров Зимнего дворца является Галерея 1812 года, своеобразный отголосок героических побед в Отечественной войне. Архитектором проекта был зодчий Росси, а ее открытие состоялось 25 декабря 1826 года. Значение галереи, как памятника русской славы, огромно.

Сам Пушкин обозначил это в своем творении «Полководец», посвященном Барклаю де Толли.

 На стенах галереи, во всю длину в 5 рядов, размещены портреты участников войны с Наполеоном 1812 -1814 годов, исполненные Джорджем. Доу и его петербургскими помощниками Поляковым и Голике.

        В средней части галереи находятся четыре портрета в рост. Два из них, изображающие прославленных фельдмаршалов М. Кутузова и Барклая де Толли. На противоположной стороне помещен портрет герцога Веллингтона – героя битвы при Ватерлоо. В торцовой части галереи – большие конные портреты Александра I и его союзников – короля Пруссии Фридриха-Вильгельма III и австрийского императора Франца. Русский император изображен верхом на лошади Эклипс, на которой он победоносно въехал в Париж.

        Остальные портреты – погрудные. Среди них современники Пушкина: Раевский, декабрист Волконский, Давыдов, Сеславин, Кульнев и многие другие, с именами которых связаны славные страницы истории и литературы. Всего в галерее размещено 329 портретов. Примечательно, что после декабрьских событий, портрету Волконского было запрещено находиться в галерее.

        Историко-художественная ценность портретов усиливается тем, что в своем большинстве они писались с натуры. В знак памяти и уважения перед генералами, портреты которых не смогли отыскать, на стенах оставлено 13 пустых рамок.

       Сам характер расположения портретов на стенах заслуживает внимания. Они органически входят в архитектурное убранство галереи, созданной по проекту Росси и лишь с небольшими изменениями Стасова после дворцового пожара, причем сами портреты не пострадали.

       Благородство классических пропорций, сдержанность, и в то же время насыщенность цвета (желтый сток колонн, красноватый оттенок стен, монохромная роспись высокого цилиндрического свода), романтическая одухотворенность образов – все находится в гармоническом единстве, рождая атмосферу приподнятости, вызывая чувство патриотической гордости.

Чтец

Полководец    Александр Пушкин

У русского царя в чертогах есть палата:

Она не золотом, не бархатом богата;

                  Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;

Но сверху донизу, во всю длину, кругом,

Своею кистию свободной и широкой

Её разрисовал художник быстроокой.

Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн,

Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен,

Ни плясок, ни охот, — а всё плащи, да шпаги,

Да лица, полные воинственной отваги.

Толпою тесною художник поместил

Сюда начальников народных наших сил,

Покрытых славою чудесного похода

             И вечной памятью двенадцатого года.

Итоговая беседа о познавательно-эвристической функции искусства

  1. В каких произведениях отразилось само событие 1812 года?

- Панорама «Бородинская битва» Ф. Рубо, серия медальонов Ф.П. Толстого, рельефы на Триумфальной арке.

2. Как можно характеризовать войну 1812 года, зная историю храма Христа Спасителя?

- Новый храм должен был стать олицетворением подвига русского народа

3.Какая традиция в мировом искусстве прослеживалась при создании Триумфальной арки и Александровской колонны?

- Традиция отмечать победы армий и их полководцев сооружением грандиозных памятников в виде арок и колонн. При этом можно рассматривать искусство как способ и форму трансляции из глубины веков в наше время победных военных символов.

Заключительное слово педагога.

Приложение 1

Пояснительная записка (для педагога)

Автор материала

Дукова Людмила Александровна

Должность (с указанием преподаваемого предмета)

Преподаватель истории и обществознания

Образовательное учреждение

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №26» города Новокузнецка

Название материала

Сценарий классного часа в 11А классе

 в рамках программы по обществознанию

«Искусство. Виды и жанры искусства»

Вид ресурса

Текстовой документ и презентация, иллюстрирующая выступления обучающихся

Цели,

 задачи материала

Цель: сконцентрировать внимание детей на функциях искусства, остановившись на познавательно-эвристической функции.

Задачи:

- активизация творческой деятельности обучающихся и развитие познавательного интереса к истории страны через произведения архитектуры, скульптуры, живописи, отразивших события 1812 года;

- формирование навыков владения монологической речью и умения вести диалог;

- создание коммуникации в детской среде для успешного обмена информацией и самореализации старшеклассников;

- пополнение электронного банка данных методических материалов.

Список использованной литературы

Ссылки на интернет

     Глинка, Н.  "Строгий, стройный вид..." [Текст] / Н. Глинка ; [фотосъемка специально для настоящего издания выполнена Борисом Манушиным]. - Москва : Детская литература, 1992. - 268, [2] с. : ил.

     Нащокин, М. Художественное своеобразие послепожарной Москвы // Архитектурные ансамбли Москвы,ХY-начала ХХ веков [Текст] : Принципы художественного единства / Т.Ф.Саваренская, И.А.Бондаренко, А.Г.Борис и др.; Под ред.Т.Ф.Саваренской. – Москва., 1997. – С. 270 – 302.

   [1812год] // Детская энциклопедия. - 2008. - N 5. - Весь номер. - Ил.: цв. рис.  [Текст]

[1812год] // Детская энциклопедия. - 2008. - N 5. - Весь номер. - Ил.: цв. рис.  [Текст]

     Федоров – Давыдов, А. Архитектура Москвы после Отечественной войны 1812 года [Текст] / А. Федоров – Давыдов. – Москва: Гос. Изд –во  литературы по строительству и архитектуре, 1953. – 52 с.

ru.wikipedia/org>wiki/Монферран

http://ru.wikipedia.org/wiki/

ru.wikipedia.org>

http://traveltipz.ru/trips/artactions/id/9838_triumfal-

naja-arka-moskow-

http://kartamaps.com/?p=11592


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по изобразительному искусству "Творцы"

Внеклассное занятие по изобразительному искусству "Творцы"...

Методическая разработка внеклассного занятия по изобразительному искусству «Мир глазами художника» для учащихся 1 класса.

    С самого раннего возраста необходимо приучать детей работать с красками, знакомить их с богатством цветовой палитры, с разнообразием бесчисленных оттенков, получаемых при см...

Внеклассное занятие по теме "Битва за Кавказ"

На этом занятии рассматриваются стратегические планы немцев по захвату Кавказа ....