Рабочие программы по ИЗО
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7, 8 класс) по теме

Салина Светлана Александровна

Рабочие программы отредактированы в соответствии с новыми рекомендациями Министерства образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1.                                «Согласовано»                                                    «Согласовано»                                                          «Утверждаю»

  2.                              Руководитель МО                                             Заместитель директора                                                   Директор

  3.            естественно-математического цикла                            МБОУ  СОШ с.Царевщина                                МБОУ  СОШ с.Царевщина

  4.                         __________Морозова И.Ф.                             ___________ Мартюшева Н.А.                           _________  Полетаева Н.М.

  5.                            Протокол  № ___ от                                         «___» __________2016 г.                                               Приказ № ___ от

  6.                          «___»  августа  2016 г.                                                                                            «___» __________2016 г.

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

 Салиной Светланы Александровны

высшая квалификационная категория

по изобразительному искусству

 5 класс

                                                                                                             

                                                                                                                                   Рассмотрено на заседании

                                                                                                                                педагогического совета                                                                                                                                                            

                                                                                                                                  протокол № ___ от                                                                                                                                    

                                                                       «__» _________2016г. 

                           

                                                                                           2016 – 2017   уч. год

Пояснительная записка к рабочей программе по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса.

     Программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения.

      За основу взята авторская программа Неменского Б.М. (М.: Просвещение, 2013).

      УМК: учебник «Декоративнор-прикладное искусство в жизни человека»  Н.А. Горяева, О.В.Островская, М.: Просвещение, 2014.     На ступени основного общего образования, в соответствии с учебным планом,  на изучение изобразительного искусства в 5 классе отводится 34 часа (по 1 часу в неделю).

Планируемые предметные результаты освоения курса

  •  осознание древних корней, места и значения уникального народного прикладного искусства в жизни отдельного человека и общества; умение выявлять в произведениях крестьянского прикладного искусства тесную связь утилитарно-функционального и художественно-образного начал, конструктивного, декоративного и изобразительного элементов, формы и декора, использовать эти знания в практической деятельности;
  •  приобретение опыта выполнения совместной творческой  работы  проектов, эскизов на основе народной традиции в различных художественных материалах и техниках;
  •  осознание места и значения современных народных художественных промыслов в современной жизни; знание ведущих центров художественных промыслов России, их особенностей; умение распознавать, сопоставлять, анализировать произведения художественных промыслов;
  •  приобретение опыта выполнения эскизов или моделей игрушки в соответствии с традициями различных народных промыслов глиняной игрушки;
  •  приобретение элементарных навыков декоративной росписи в опоре на существующие традиции;
  •  осознание роли декоративно-прикладного искусства разных стран и времен в жизни человека и общества, его социальной функции;
  •  умение выявлять образно-смысловую, социальную окрашенность в образном строе произведений декоративно-прикладного искусства (костюм, украшения, предметы быта) Древнего Египта, Греции, Китая, Западной Европы 17 века;
  •  осознание богатых возможностей современного пластического языка, знание разнообразных видов современного декоративного творчества, материалов, техник.

Содержание учебного курса

               Раздел «Древние корни народного искусства» (8ч) знакомит учащихся с народным (крестьянским) искусством, закладывающим фундамент для осознания специфики декоративно-прикладного искусства, истоков его образного языка и содержания. Традиционные образы народного искусства — соляные знаки, птица, мать-земля, древо жизни- как выражение мифопоэтических

представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.

Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в образном строе избы.

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры в доме: печь, красный угол, круг предметов быта. Единство пользы и красоты.

Русские прялки, деревянная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Крестьянская вышивка. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментального построения в вышивках полотенец.  Коллективные работы  «Вот моя деревня»,  «Проходите в избу».

     Раздел«» Связь времен в народном искусстве (7ч)  Календарные народные праздники – это способ участи человека, связанного с землей, в событиях природы, это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое знание. Живучесть древних образов в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промысла. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи игрушек.

Из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи

Из истории развития Городецкой росписи. Рассмотрение произведений Городецкого промысла. Единство формы предмета и его декора. Главные герои росписи, основные элементы декоративной композиции. Приемы росписи.

Из истории художественного промысла Хохломы и Жостова. Основные приемы росписи. Создание в живописи эффекта освещенности, объемности.

     Раздел «Декоративное искусство в современном мире»  (10ч) Народный праздничный костюм.  Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимая связь земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды. Изготовление куклы-берегини в русском костюме. Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма. Русский костюм и современная мода. Праздничные народные гулянья. Хоровод, Масленица. Коллективная работа «Наш веселый хоровод».

Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства ( керамика, стекло, гобелен, роспись по ткани …) Художественные промыслы, ремесла.

Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа Роль выразительных средств в построении декоративной композиции в конкретном материале. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.

     Раздел «Декор – человек, общество, время» (9ч) Роль декоративного искусства в жизни  общества, в регламентации норм жизни его членов, в различии людей по социальной принадлежности. Одежда – знак положения человека в обществе. Костюм эпохи Средневековья. Декоративное искусство Древненго Египта. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика украшений и цвета. Отличие одежд высших и низших слоев общества.

Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи Древней Греции. Греческая керамика. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Символ, эмблема, герб.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Итоговый обобщающий урок-викторина.

     Ведущей структурной моделью для организации занятий по изобразительному искусству является комбинированный урок. Основная форма обучения - учебно-практическая деятельность учащихся. Среди форм организации учебной деятельности  широко используются  семинары,  исследования, проблемно-поисковые задания, обобщающие уроки  (урок-викторина, урок-путешествие, урок-игра).  Наиболее действенными методами воспитания являются традиционно принятые: убеждение, упражнение, поощрение, пример.

                                        Календарно-тематическое планирование                                                ИЗО 5

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Наглядность

Домашнее

задание

              Дата проведения          

по плану    

фактич.

1

«Древние корни народного искусства» (8ч)

Древние образы в народном искусстве.

1

учебник

Чаша (знак-символ)

01.09

2

Убранство русской избы.

1

презентация,

развертка избы

Дек.украшение избы

08.09

3

Коллективная работа «Вот моя деревня»

1

учебник

15.09

4

Внутренний мир русской избы.

1

учебник

Простр-во избы

22.09

5

Внутренний мир русской избы.

1

29.09

6

Конструкция и декор предметов народного быта (прялка, ковш).

1

плакаты

Прялка, полотенце

06.10

7

Конструкция и декор предметов народного быта (прялка, ковш).

1

13.10

8

Современное повседневное декоративное  искусство. Что такое дизайн.

1

учебник

Моя комната

20.10

9

«Связь времен в народном искусстве» (7ч)

Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках.

1

плакаты,

гл.игрушки

Рис игрушки

27.10

10

Лепка и роспись собственной модели игрушки.

1

Лепка, роспись игрушки

10.11

11

Лепка и роспись собственной модели игрушки.

1

17.11

12

Народные промыслы. Их истоки и современное развитие: Гжель.

1

рис-образцы

Рисунки

росп. изд.

24.11

13

Городецкая  роспись.

1

рис-образцы

Рисунки

росп. изд.

01.12

14

Хохломская роспись.

1

рис-образцы

Рисунки

росп. изд.

08.12

15

Жостовоские подносы.

1

рис-образцы

Рисунки

росп. изд.

15.12

16

«Декоративное искусство в современном мире» (10ч)

Народный праздничный костюм.

1

презентация

Эскиз одежды

22.12

17

Народный праздничный костюм.

1

12.01

18

Изготовление куклы – берегини в русском народном костюме  (урок-практикум)

1

схема, образец

Кукла-берегиня

19.01

19

Изготовление куклы – берегини в русском народном костюме  (урок-практикум)

1

26.01

20

Народные  праздничные обряды.  Коллективная работа «Наш веселый хоровод».

1

презентация

макет празд.,

совр одежда  

02.02

21

 Коллективная работа «Наш веселый хоровод» (урок-практикум).

1

09.02

22

Русский костюм и современная мода.

1

учебник

Аппликация,сообщение

16.02

23

Народные промыслы родного края (урок-конференция)

1

Альбомы оформить

02.03

24

Обобщающий урок-путешествие «Красота земли родной»

1

подготовка,

наш вернисаж

09.03

25

Урок вернисаж.

1

выставка работ

16.03

26

«Декор, человек, общество, время» (9ч)

Зачем людям украшения? Роль декоративного искусства в жизни древнего общества (Древний Египет).

1

учебник

костюм с украшением

23.03

27

Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи Древней Греции.

  1

презентация

костюм

06.04

28

Греческая керамика.

1

ваза

13.04

29

Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества. Костюм эпохи средневековья.

1

фон панно «Бал во дворце»

Костюм средневеков.

20.04

30

О чем рассказывают гербы.

1

презентация

Герб семьи

27.04

31

Что такое эмблемы, зачем они нужны людям.

1

презентация

Эмблема кабинета

04.05

32

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщающий урок-викторина).

1

Викторина, книги

Материалы к пр.уроку

11.05

33

Современное выставочное искусство. Ты сам мастер.

1

18.05

34

Современное выставочное искусство. Ты сам мастер.

1

25.05



Предварительный просмотр:

  1.                                «Согласовано»                                                    «Согласовано»                                                          «Утверждаю»

  2.                              Руководитель МО                                             Заместитель директора                                                   Директор

  3.          естественно-математического цикла                             МБОУ  СОШ с.Царевщина                                МБОУ  СОШ с.Царевщина

  4.                         __________Морозова И.Ф.                             ___________ Мартюшева Н.А.                           _________  Полетаева Н.М.

  5.                            Протокол  № ___ от                                         «___» __________2016 г.                                               Приказ № ___ от

  6.                          «___»  августа  2016 г.                                                                                            «___» __________2016 г.

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

 Салиной Светланы Александровны

высшая квалификационная категория

по изобразительному искусству

 6 класс

                                                                                                                             Рассмотрено на заседании

                                                                                                                                педагогического совета                                                                                                                                                            

                                                                                                                                  протокол № ___ от                                                                                                                                    

                                                                       «__» _________2016г. 

                           

                                                                                           2016 – 2017   уч. год

Пояснительная записка

к рабочей программе по предмету «Изобразительное искусство» для 6 класса.

     Программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 6 разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения.

    За основу взята авторская программа Неменского Б.М. (М.: Просвещение, 2013).

    УМК: учебник «Искусство в жизни человека»  Л.А.Неменская, М.: Просвещение, 2014. 

На ступени основного общего образования, в соответствии с учебным планом,  на изучение изобразительного искусства в 6 классе отводится 34 часа (по 1 часу в неделю).

 

     Планируемые предметные результаты освоения курса

  •  осознание места и назначения изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека; умение пользоваться  

красками, несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

  •  приобретение опыта выполнения творческих композиций  в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
  •  осознание места и значения изобразительного искусства во все времена; представление о многообразии образных языков и особенностях видения мира в разные эпохи;
  •  приобретение элементарных навыков видения конструктивной формы предмета, владение первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов;
  •  знание общих правил построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
  •  осознание взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;
  •  умение видеть и использовать в качестве средств выразительности соотношение пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
  •  знание основных видов и жанров изобразительных искусств; представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта;
  •  осознание возможностей ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
  •  знание выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом отечественном искусстве;
  •  восприятие произведений искусства и аргументированный анализ разных уровней своего восприятия, понимание изобразительных метафор и видение целостной картины мира, присущей произведениям искусства.

 

Содержание учебного курса

     Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8ч) Виды искусства, их деление на группы: изобразительные, конструктивные, декоративные. Виды изобразительного искусства : живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве. Рисунок – основа мастерства художника. Виды рисунка. Подготовительный этап. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение.

Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа.  Линейные графические рисунки известных художников. Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное - светлое. Тональная шкала. Линия и пятно. Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета. Понятие «локальный цвет», «тон»,  «колорит», «гармония цвета». Живое смешение красок. Выражение в живописи эмоциональных состояний. Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево, - их выразительные свойства.

     Мир наших вещей. Натюрморт (8ч) Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека.  Выражение авторского отношения к изображаемому. Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные  и объемные формы. Плоские геометрические тела. Формы простые и сложные.  Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса. Освещение как средство выявления объема предмета. Понятия «свет. Блик, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень». Свет как средство организации композиции в картине. Графическое изображение натюрмортов. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник. Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма и оттиск. Цветовая организация натюрморта – ритм цветовых пятен. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.

     Вглядываясь в человека. Портрет (9ч) История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Парадный и лирический портреты. Проблема сходства в портрете. Выражение в портрете характера человека, его внутреннего мира. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты. Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица. Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов. Образ человека в графическом портрете. Человек- основной предмет изображения в скульптуре. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и  образ эпохи  в скульптурном портрете. Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж. Изменение образа человека  при различном освещении.  Роль и место живописного портрета в истории искусства. Роль рук в раскрытии образов портретируемого. Цветовое решение образа в портрете. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Выражение творческой индивидуальности художника в создании им портретных образов. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.

     Человек и пространство в изобразительном искусстве (9ч) Предмет изображения и картина  мира в изобразительном искусстве. Тематическая картина: бытовой и исторические жанры. Перспективы в изобразительном искусстве. Перспектива – учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения.  Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов.  Точка схода. Правила воздушной перспективы.  Пейзаж как самостоятельный жанр  в искусстве. Пейзаж-настроение как отклик на переживание художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояния природа в течении суток. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Разные образы города в истории искусства. Работа над графической композицией «Городской пейзаж».

     Ведущей структурной моделью для организации занятий по изобразительному искусству является комбинированный урок. Основная форма обучения - учебно-практическая деятельность учащихся. Среди форм организации учебной деятельности  широко используются  семинары,  исследования, проблемно-поисковые задания, обобщающие уроки  (урок-викторина, урок-путешествие, урок-игра).  Наиболее действенными методами воспитания являются традиционно принятые: убеждение, упражнение, поощрение, пример.

                                                                 Календарно-тематическое планирование                                                ИЗО 6

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Наглядность

Домашнее

задание

              Дата проведения          

по плану    

фактич.

1

«Виды изобразительного искусства и основы образного языка» Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.

1

презентация

Настроение Зад.1 стр22

2

Рисунок - основа изобразительного искусства.

1

учебник

Осен. цветок

Зад.1 стр 28

3

Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.

1

учебник

Порыв ветра

Зад стр 33

4

Пятно как средство выражения . Ритм пятен.

1

учебник

Состояние природы

Зад стр37

5

Цвет. Основы цветоведения.

1

учебник

Растяжка цвета

6

Цвет в произведениях живописи.

1

учебник

Осен. букет

зад 1, 2стр 46

7

Объемные изображения в скульптуре.

1

пластилин

Скульптура животного

Зад 2стр51

8

Основы языка изображения.

1

кроссворд

9

«Мир наших вещей. Натюрморт»

Реальность и фантазия в творчестве художника.

1

картинки сказок

Фант.рис

10

Изображение предметного мира - натюрморт.

1

силуэты

Натюрморт-аппликация

Зад стр 61

11

Понятие формы Многообразие форм окружающего мира.

1

набор геом. фигур

Моя семья

12

Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива.

1

куб

Построение перспективы

13

Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике.

1

Куб,шар, конус

Натюрм из геом фигур

Зад 2 стр 73

14

Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике.

1

15

Цвет в натюрморте.

1

Видео «Натюрморт с арбузами» С.Андрияка

Натюрморт

Зад 3 стр 85

16

Выразительные возможности натюрморта.

1

Натюр в цвете

Зад стр 87

17

«Вглядываясь в человека. Портрет»

Образ человека - главная тема искусства.

1

Учебник

18

Конструкция головы человека и ее пропорции.

1

Поэтап.рис

аппликация головы

зад стр 105

19

Изображение головы человека в пространстве.

1

Поэтап.рис

Портрет

20

Портрет в скульптуре.

1

учебник

Скульптура на каркасе

21

Графический портретный рисунок.

1

Видео «Рисуем портрет»

Портрет друга

Зад 1 стр 114

22

Сатирические образы человека.

1

презентация

Добрый шарж

зад 3 стр 119

23

Образные возможности освещения в портрете.

1

учебник

Портрет - граттаж

24

Роль цвета в портрете.

1

учебник

Зад 1-2 стр 125

25

Великие портретисты прошлого.

1

Презентация, доклады

26

«Человек и пространство в изобразительном искусстве» Жанры в изобразительном искусстве.

1

презентация

Деревенские мотивы

27

Изображение пространства. Правила линейной и воздушной перспективы.

  1

Схем.рис,

 учебник

Рис «Аллея»

28

Изображение пространства. Правила линейной и воздушной перспективы.

1

29

Пейзаж - большой мир.  Пейзаж - настроение. Природа и художник.

2

плакат

Пейзаж – сост.природы

Зад 1 стр 155

30

Пейзаж в русской живописи.

31

Пейзаж в русской живописи.

1

Репродукции пейзажей

32

Пейзаж в графике.

1

Видео «Исаак Левитан-постижение любовью»

Вес.пейзаж монотипия

Зад 3 стр 166

33

Городской пейзаж.

1

Репродукции пейзажей Ф.Алексеева

 Гор пейзаж

Зад 2 стр 171

34

Итоговый урок. Выразительные возможности изобразительного искусства.

1

тестирование

 



Предварительный просмотр:

  1.    

  2.                                «Согласовано»                                                    «Согласовано»                                                          «Утверждаю»

  3.                              Руководитель МО                                             Заместитель директора                                                   Директор

  4.              естественно -математического цикла                            МБОУ  СОШ с.Царевщина                                МБОУ  СОШ с.Царевщина

  5.                         __________Морозова И.Ф.                             ___________ Мартюшева Н.А.                           _________  Полетаева Н.М.

  6.                            Протокол  № ___ от                                         «___» __________2016 г.                                               Приказ № ___ от

  7.                          «___»  августа  2016 г.                                                                                            «___» __________2016 г.

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

 Салиной Светланы Александровны

высшая квалификационная категория

по изобразительному искусству

 7 класс

                                                                                                                             Рассмотрено на заседании

                                                                                                                                педагогического совета                                                                                                                                                            

                                                                                                                                  протокол № ___ от                                                                                                                                    

                                                                                 «__» _________2016г. 

                           

                                                                                                         2016 – 2017  уч. год

Пояснительная записка

к рабочей программе по предмету «Изобразительное искусство» для 7 класса.

     Программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 7 класса разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения.

     За основу взята авторская программа Неменского Б.М. (М.: Просвещение, 2013).

     УМК: учебник «Дизайн и архитектура в жизни человека»  А.С.Питерских, Г.Е.Гуров, М.: Просвещение, 2015.

На ступени основного общего образования, в соответствии с учебным планом,  на изучение изобразительного искусства в 7 классе отводится 34 часа (по 1 часу в неделю).

     Планируемые предметные результаты освоения курса

  • формирование основ художественной культуру обучающихся как части  их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мыщления, художественного вкуса и творческого воображения;
  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения;
  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материальное выражение духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах;
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, понимании красоты;
  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных, декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;
  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках, в том числе базирующихся на ИКТ;
  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства.
  • развитие потребности и способности учащихся активно применять полученные навыки композиционного творчества в собственной жизненной практике: при выборе костюма, прически или создании интерьера своей комнаты.

           

Содержание учебного курса

     Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры. Мир, который создает человек. Архитектура. Дизайн. Конструктивные, пространственные и временные искусства. Вещь – инструмент изменения жизни. Вещь – показатель интеллектуального, художественного и материально-технического развития общества. Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесем порядок в хаос!» Симметрия, асимметрия, динамическое равновесие. Движение и статистика. Ритм. Прямые линии в организации пространства. Фронтальные и глубинные композиции из линий и прямоугольников. Цвет – элемент композиционного творчества. Теплые, холодные, ахроматические тона. Свободные формы: линии и тоновые пятна.

Буква – строка – текст. Искусство шрифта. Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Монтаж. Рисунок. Фотография. Открытка, плакат. В бескрайнем мире книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна. Макет.

     В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств. Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Композиция плоскостная и пространственная. Понятие модуля. Модуль как основа эстетической цельности постройки и домостроительной индустрии. Важнейшие архитектурные элементы здания. Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и образ времени. Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объемов. Функция вещи и целесообразность сочетаний объемов. Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени. Роль цвета в формотворчестве. Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна.

     Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека.  Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого. Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна.  Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Различные композиционные виды планировки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная, прямоугольная и др. Схема-планировка и реальность.  Вещь в городе и дома. Городской дизайн. Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.                  Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.         Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственно-конструктивного мышления. Ты - архитектор. Замысел  архитектурного проекта  и его осуществление.Единство эстетического и функционального в объемно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей. Природно-экологические, историко-социальные и иные параметры, влияющие на композиционную планировку города. Реализация в коллективном макетировании чувства красоты и архитектурно-смысловой логики.

     Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование. Мой дом - мой образ жизни. Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом  Мечты и представления учащихся о своем будущем жилище, реализующиеся в их архитектурно-дизайнерских проектах. Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т. д. Интерьер, который мы создаем. Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика. Отражение в проекте дизайна интерьера образно-архитектурного замысла и композиционно-стилевых начал. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование). Пугало в огороде… или под шепот фонтанных струй. Сад (английский, французский, восточный) и традиции русской городской и сельской усадьбы.Планировка сада, огорода, зонирование территории. Организация палисадника, садовых дорожек. Малые архитектурные формы сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и пр. Водоемы и мини пруды. Со масштабные сочетания растений сада. Альпийские горки, скульптура, керамика, садовая мебель, кормушка для птиц ит. д. Спортплощадка и многое другое в саду мечты. Искусство аранжировки. Икебана как пространственная композиция в интерьере. Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Соответствие материала и формы в одежде. Технология создания одежды. Законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон. Встречают по одежке. Мода - бизнес и манипулирование массовым сознанием. Возраст и мода. Молодежная субкультура и подростковая мода. «Быть или казаться»? Самоутверждение и знаковость в моде. Философия «стаи» и ее выражение в одежде.  Автопортрет на каждый день. Лик или личина? Искусство грима и прически. Форма лица и прическа. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке и на фотографии. Азбука визажистики и парикмахерского стилизма.

     Ведущей структурной моделью для организации занятий по изобразительному искусству является комбинированный урок. Основная форма обучения - учебно-практическая деятельность учащихся. Среди форм организации учебной деятельности  широко используются  семинары,  исследования, проблемно-поисковые задания, обобщающие уроки  (урок-викторина, урок-путешествие, урок-игра).  Наиболее действенными методами воспитания являются традиционно принятые: убеждение, упражнение, поощрение, пример.

                            Календарно-тематическое планирование                                                ИЗО 7

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Наглядность

Домашнее

задание

              Дата проведения          

по плану    

фактич.

1

 Художник – дизайн – архитектура (9ч)    

Мир, который создает человек.

1

презентация

Стр 7-13

03.09.2016

2

Основы композиции. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции.

1

учебник

Зад 3 стр 20

10.09.2016

3

Прямые линии и организация пространства.

1

учебник

Зад 3 стр 22

17.09.2016

4

Цвет – элемент композиционного творчества.

1

учебник

Зад 2 стр 24

24.09.2016

5

Свободные формы: линии и тоновые пятна.

1

учебник

Зад 2 стр 27

01.10.2016

6

Искусство шрифта.

1

учебник, таблица

Зад 4 стр 31

08.10.2016

7

Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.

1

учебник

Зад 2 стр 39

15.10.2016

8

Многообразие форм графического дизайна.

1

учебник

Зад 2 стр 45

22.10.2016

9

Зачетная работа «Макет журнала».

1

29.10.2016

10

В мире вещей и зданий   (8ч )

От плоскостного изображения к объемному макету.

1

учебник

Зад 2 стр 53

12.11.2016

11

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

1

учебник

Зад  стр 57

19.11.2016

12

Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля.

1

учебник

Зад 3 стр 64

26.11.2016

13

Важнейшие архитектурные элементы здания.

1

учебник

Зад 2 стр 69

03.12.2016

14

Вещь как сочетание объемов и образ времени.

1

учебник

Зад 2 стр 75

10.12.2016

15

Форма и материал

1

учебник

Зад 2 стр 81

17.12.2016

16

Роль цвета в форматворчестве

1

учебник

Зад 1 стр 87

24.12.2016

17

Зачетная работа «Комплект»

1

14.01.2017

18

Город и человек (8ч)

Образы материальной культуры прошлого

1

учебник

Зад стр 101

21.01.2017

19

Пути развития современной архитектуры и дизайна

1

учебник

Зад 2 стр 109

28.01.2017

20

Город, микрорайон, улица.

1

учебник

Зад 1 стр 115

04.02.2017

21

Городской дизайн.

1

учебник

Зад 2 стр 119

11.02.2017

22

Интерьер и вещь в доме.

1

учебник

Зад 2 стр 125

18.02.2017

23

Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

1

учебник

Зад 2 стр 131

25.02.2017

24

Замысел архитектурного проекта и его осуществление.

1

учебник

Зад стр 135

04.03.2017

25

Коллективная работа «Город будущего»

1

11.03.2017

26

Человек в зеркале дизайна и архитектуры (9ч)

Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом.

1

учебник

Зад стр 142

18.03.2017

27

Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом.

1

08.04.2017

28

Интерьер, который мы создаем.

1

учебник

Зад 3 стр 146

15.04.2017

29

Пугало в огороде, или… под шепот фонтанных струй.

1

учебник

Зад 1 стр 153

22.04.2017

30

Зачетная работа «Моя усадьба»

1

29.04.2017

31

Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

1

учебник

Зад 1 стр 161

06.05.2017

32

Встречают по одежде.

1

учебник

Зад стр 168

13.05.2017

33

Автопортрет на каждый день.

1

учебник

Зад 1 стр 173

20.05.2017

34

Резервное время

1

27.05.2017



Предварительный просмотр:

  1.    

  2.                                «Согласовано»                                                    «Согласовано»                                                          «Утверждаю»

  3.                              Руководитель МО                                             Заместитель директора                                                   Директор

  4.              естественно-математического цикла                           МБОУ  СОШ с.Царевщина                                МБОУ  СОШ с.Царевщина

  5.                         __________Морозова И.Ф.                             ___________ Мартюшева Н.А.                           _________  Полетаева Н.М.

  6.                            Протокол  № ___ от                                         «___» __________2016 г.                                               Приказ № ___ от

  7.                          «___»  августа  2016 г.                                                                                            «___» __________2016 г.

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

 Салиной Светланы Александровны

высшая квалификационная категория

по изобразительному искусству

 8 класс

                                                                                                                                     Рассмотрено на заседании

                                                                                                                                педагогического совета                                                                                                                                                            

                                                                                                                                  протокол № ___ от                                                                                                                                    

                                                                                  «__» _________2016г. 

                           

                                                                                                         2016 - 2017 уч. год

Пояснительная записка

к рабочей программе по предмету «Изобразительное искусство» для 8 класса.

     Программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 8 класса разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения.

    За основу взята авторская программа Неменского Б.М. (М.: Просвещение, 2013).

    УМК: учебник «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении»  А.С.Питерских: Просвещение, 2016. 

На ступени основного общего образования, в соответствии с учебным планом,  на изучение изобразительного искусства в 8 классе отводится 34 часа (по 1 часу в неделю).

 

     Планируемые предметные результаты освоения курса

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
  • развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
  • приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
  • приобретение опыта работы в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, — освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

                                                                                             Содержание учебного курса

     Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах. Образная сила искусства. Изображение в театре и кино. Театральное искусство и художник. Правда и магия театра. Сценография – особый  вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены. Сценография – искусство и производство. Костюм, грим, маска, или магическое «если бы». Тайны актерского перевоплощения. Художник в театре кукол. Привет от Карабаса-Барабаса! Спектакль – от замысла  к воплощению. Третий звонок.

     Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий. Фотография – взгляд, сохраненный навсегда. Фотография – новое изображение реальности. Грамота фитокомпозиции и съемки. Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать.Фотография искусство « светописи».Вещь : свет и фактура. « На фоне Пушкина снимается  семейство».Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера. Человек на фотографии. Операторское мастерство фотооператора. Событие в кадре. Искусство фоторепортажа. Фотография и компьютер. Документ для фальсификации: факт и его компьютерная трактовка.

     Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино. Художник и художественное творчество в кино. Художник в игровом фильме. От большого экрана к домашнему видео. Азбука киноязыка. Бесконечный мир кинематографа.

     Телевидение – пространство, культуры? Экран – искусство – зритель. Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения. Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа. Жизнь в врасплох, или Киноглаз. Кинонаблюдение – основа документального видеотворчества. Видеоэтюд в пейзаже и портрете. Видеосюжет в репортаже, очерке, интервью.  Телевидение, Интернет… Что дальше? Современные формы экранного языка. В царстве кривых зеркал, или Вечные истина искусства. Роль визуально-зрелищных искусств в жизни человека. Искусство – зритель – современность. Позитивная и негативная роль СМИ. Телевидение – регулятор интересов и запросов общества.

     Ведущей структурной моделью для организации занятий по изобразительному искусству является комбинированный урок. Основная форма обучения - учебно-практическая деятельность учащихся. Среди форм организации учебной деятельности  широко используются  семинары,  исследования, проблемно-поисковые задания, творческие задания. Наиболее действенными методами воспитания являются традиционно принятые: убеждение, упражнение, поощрение, пример.

                   

         Календарно-тематическое планирование                                                ИЗО 8

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Основные понятия, наглядность

Домашнее задание

  Дата проведения          

по плану    

фактич.

1

 «Художник и искусство театра » (9ч)  

Изображение вокруг нас.

1

учебник

стр 7-15, сообщение

06.09

2

Изображение в театре и кино.

1

учебник

стр 17-23

зад стр 23

13.09

3

Театральное искусство и художник.

1

учебник

стр 25-29

20.09

4

Сценография – особый вид художественного творчества.

1

учебник

стр 31-38

27.09

5

Сценография – искусство и производство.

1

учебник

зад стр 40

04.10

6

Костюм. Грим и маска, или  Магическое «если бы»

1

учебник

стр 43-47

11.10

7

Художник в театре кукол.

1

учебник

стр 49-53, экспромт

18.10

8

Спектакль: от замысла к воплощению. Зачетная работа.

1

фото

25.10

9

Спектакль: от замысла к воплощению. Зачетная работа.

1

15.11

10

«Эстафета искусств: от рисунка к фотографии» (8ч)

Фотография – новое изображение реальности.

1

учебник

зад 1,2,

стр 64

22.11

11

Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать.

1

учебник

зад стр 71

29.11

12

Вещь: свет и фактура.

1

учебник

сообщение

06.12

13

Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.

1

учебник

зад стр 83

13.12

14

Операторское мастерство фотопортрета.

1

учебник

зад стр 89

20.12

15

Искусство фоторепортажа.

1

учебник

зад стр 95

27.12

16

Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка.

1

учебник

зад стр 101

фото

10.01

17

Зачетная работа «От забавы к фототворчеству»

1

17.01

18

Фильм – творец и зритель (7 ч)

Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино.

1

учебник

зад стр 111

24.01

19

Художественное творчество в игровом фильме.

1

учебник

зад стр 117

31.01

20

Азбука киноязыка.

1

учебник

зад стр 123

07.02

21

Чудо движения: увидеть и снять.

1

учебник

Зад стр 124-125

14.02

22

Искусство анимации или  Когда художник больше, чем художник.

1

учебник

зад стр 130-131

21.02

23

Живые рисунки на твоем компьютере.

1

учебник

зад стр 136-137

28.02

24

Зачетная  работа-презентация «От большого кино к твоему видео»

1

07.03

25

Телевидение – пространство культуры? (10 ч)

 Информационная и художественная природа телевизионного изображения.

1

учебник

зад стр 144-145

14.03

26

Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка.

1

учебник

зад стр 150-151

21.03

27

Кинонаблюдение - основа документального видеотворчества.

1

учебник

зад стр 158

04.04

28

Видеосюжет в репортаже, очерке, интервью.

1

зад стр 162-163

11.04

29

Видеосюжет в репортаже, очерке, интервью.

1

18.04

30

Современные формы экранного языка.

2

учебник

зад стр 166-170

25.04

31

Современные формы экранного языка.

1

02.05

32

Роль визуально-зрелищных искусств, в жизни общества и человека.

1

работы детей

Зад стр 173

16.05

33

Искусство – зритель – современность. Дискуссия «Роль и значение искусства в жизни человека и общества.

1

Видеоряд

Лучшие работы

23.05

34

Итоговый урок. Просмотр лучших творческих работ.

1

30.05

                                   


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...