Образ сказачного героя. Художественное изображение в объеме.
план-конспект занятия (изобразительное искусство, 7 класс) на тему

Шинкаренко Ирина Владимировна

 

ТЕМА  УРОКА: « ОБРАЗ СКАЗОЧНОГО ГЕРОЯ.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ В ОБЬЕМЕ»

 

ВИД ЗАНЯТИЙ: Изображение в объеме сказочных героев (лепка).

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

  • Знакомство с понятием скульптура, с работой скульптора (работа в пластилине, глине - гипсовая модель - работа в материале: камень, металл, цемент и т.п);
  • формирование умения работать с пластилином, умения уловить и передать пропорции, соотношения, пластику человеческого тела и объём, умения находить координационные точки (опорные, ключевые) фигуры;
  • усвоение примерного соотношения масс частей тела;
  • развитие образного видения, умения смотреть на скульптуры с разных точек зрения, совмещать в одно целое детали;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости на произведение изобразительного искусства;
  • развитие творческого склада ума, воображения, ассоциативного мышления.

 

Оборудование урока: стеки, пластилин, дощечки - подставки для фигуры, клеенка, газеты, салфетки, проволока для каркаса, сувениры.

 

Зрительный ряд: готовые работы детей, сувениры, куклы, методические таблицы, фотографии скульптуры, в том числе античной (работа древнегреческих скульпторов); слайды скульптурных изображений произведений С.Коненкова, А.Голубкиной, керамика М.Врубеля, средневековой европейской скульптуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_sayt.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА  УРОКА : « ОБРАЗ СКАЗОЧНОГО ГЕРОЯ.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ В ОБЬЕМЕ»

ВИД ЗАНЯТИЙ: Изображение в объеме сказочных героев (лепка).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

  • Знакомство с понятием скульптура, с работой скульптора (работа в пластилине, глине - гипсовая модель - работа в материале: камень, металл, цемент и т.п);
  • формирование умения работать с пластилином, умения уловить и передать пропорции, соотношения, пластику человеческого тела и объём, умения находить координационные точки (опорные, ключевые) фигуры;
  • усвоение примерного соотношения масс частей тела;
  • развитие образного видения, умения смотреть на скульптуры с разных точек зрения, совмещать в одно целое детали;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости на произведение изобразительного искусства;
  • развитие творческого склада ума, воображения, ассоциативного мышления.

Оборудование урока: стеки, пластилин, дощечки - подставки для фигуры, клеенка, газеты, салфетки, проволока для каркаса, сувениры.

Зрительный ряд: готовые работы детей, сувениры, куклы, методические таблицы, фотографии скульптуры, в том числе античной (работа древнегреческих скульпторов); слайды скульптурных изображений произведений С.Коненкова, А.Голубкиной, керамика М.Врубеля, средневековой европейской скульптуры.

                                                    ХОД УРОКА

1.Организация класса.

Приветствие;

Проверка готовности к уроку.

 

2.Беседа по теме урока.

Мастер Изображения работает не только на плоскости. Художественное изображение в объеме также является выражением чувств и мыслей художника.

Расспросив детей об известных им скульптурных изображениях, надо рассказать о памятниках, воспевающих такие качества человека, как мужество, мудрость, любовь к людям.

Справка. Лепка-  процесс создания скульптурного изображения из мягкого пластичного материала способным прибавления к изначальному объекту материала, его уплавления, вытягивания, расплющивания, разглаживания и прочее. Материалы лепки-глина и пластилин.

Скульптура как вид искусства свое название получает от латинского слова «скульпо», означающего «вырезать»,  «высекать». Скульптура реально объемна, существует в реальном пространстве, в отличие от живописи и графики. Обозримую со всех сторон скульптуру называется круглой.

Пластическое обогащение большой плоскости (стены зданий, например) осуществляется упрощенной скульптурой - рельефом. В зависимости от степени упрощения возникло два основных вида рельефа: высокий (горельеф) и низкий(барельеф).

Горельеф - изображение выступающие над фоном более чем на1/2 своего объема, что позволяет передать глубину пространства.

Барельеф - изображение выступает над фоном не более чем 1/2 своей толщины, что создаёт уплощение объема. Поэтому барельеф часто используют для украшения архитектурных сооружений и в декоративно - прикладном искусстве. В барельефе значительную роль играет линия, что позволяет считать низкий рельеф промежуточным звеном между скульптурой и графикой (вспомните барельефы Древнего Египта).

Содержание скульптуры многообразно. Ее жанры: портрет, бытовой, монументальный, историко-революционный, анималистический,  мелкая пластика.

По назначению бывает:

-монументальная скульптура (памятники, обычно в городской, парковой среде, на постаментах; особый ее жанр-мемориальная скульптура (надгробия и пр.);

-декоративная скульптура в основном носит прикладной характер, украшает архитектурные сооружения (рельефы, декоративная орнаментация и т. п.);

-станковая скульптура (скульптура малых форм-один из ее видов).

С помощью плакатов  или  макета фигуры  человека,  делая  наброски  на классной доске, учитель объясняет последовательность движений рук, ног, туловища, всей фигуры человека во время ходьбы, бега, спортивных занятий. Сравнивая эти позы, учащиеся быстрее понимают динамику движения человеческой фигуры, пространственное соотношения ее частей. Для убедительности можно продемонстрировать репродукции картин художников с изображением спортсменов (А.Дейнека, Жилинский и другие).

Пропорции фигуры человека- по методической таблице.

Рассказ учителя.

Работа скульптора, технологии его работы над скульптурой (замысел- этюд в пластилине, глине- гипсовая модель - работа в материале: камень, металл, цемент, дерево).Если скульптура большая, скульптор пользуется каркасом из металлической проволоки, палок и палочек, каркас в скульптуре выполняет как бы роль скелета, опорных точек.

-Какие скульптурные памятники нашего народа вы знаете? Где они установлены?(ответы детей и обобщение учителя.)

3.Работа над заданием.

Предложим детям  изобразить в объеме конкретные мужские и женские сказочные образы-выполнение скульптуры. Создадим в объеме образы с ярко выраженным характером: Царевна Лебедь, Баба-Яга, Богатырь, Кащей Бессмертный и т.д. На дополнительном уроке дети лепят контрастные образы.  

Работа выполняется индивидуально.

Можно выполнить работу с использованием заготовки фигуры, которую учитель и ученики выполняют последовательно вместе.

Стадии лепки:

  1. На дощечке-подставке сделать не высокий плинт ( подставочку под будущую фигуру).
  2. Взять несколько кусочков пластилина(лучше не жирного, который держит форму, «не плывет») темного цвета. Для этого смешать заранее дома все цвета до однородного серого.
  3. Скатать «колбаску», отделив 1/7 часть. Это голова.  Придать ей яйцеобразную форму.
  4. Из маленького кусочка лепить цилиндрическую шею, соединить с головой (снизу).
  5. Остаток пластилина разделить на две части: туловище и конечности. Туловище слегка примять в талии,   соединить туловище с головой и шеей. В бедрах шире фигура женщин, а в плечах- мужчины, поэтому продаем фигуре силуэт согласно замысла. Сгладить плечевой пояс.
  6. Остаток разделить на две части (одна побольше):меньшая часть-руки, большая-ноги.
  7. Больший кусок снова разделить на две части, вытянув элементы для двух  ног, помня о соотношениях тела человека, сформировать колени, скруглить ступни (согнув их вперед),прикрепив к туловищу (снизу, а не сбоку).
  8. Разделить меньший кусок пластилина на две части, сформировать руки ,прикрепить к туловищу(сбоку).сделать ладони, сплющив пластилин, стекой отжать большой палец, скруглить ладони, прикрепить.
  9. Дополнить образ деталями одежды, внешности.

10)Установить с помощью палочек, спичек и другого каркаса на плинт. Общая высота модели 10-12 см.

     11)Показать фигурку в движении. Например, выдвинуть вперед  руки, чуть изогнув торс и ноги; отвести одну ногу назад, а другую  выдвинуть   вперед; соответственно и движению рук расставить ноги и наклонить туловище вперед, стремясь подчеркнуть усилие, прилагаемое фигурой.

4.ИТОГИ УРОКА.

  • Экспресс-просмотр.
  • Анализ общих ошибок.
  • Показ удачных работ.
  • Оценивание работ учащихся.
  • Уборка рабочих мест.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по теме: "Художественное изображение идеи в романе Ф. Достоевского "Преступление и наказание"

Приступив к изучению романа «Преступление и наказание», мы пришли к выводу, что это роман идей. Практически каждый герой является носителем идеи. В связи с этим возникает множество вопросов.·...

Методическая разработка урока на конкурс "Откуда есть пошла Русская земля". Художественное изображение истории в романе А.Н.Толстого "Петр 1"

Эпический роман А.Н.Толстого "Петр 1" переносит нас в далекую эпоху конца 17 - начала 18 веков, которая навечно осталась в русской истории как ПЕТРОВСКАЯ. Писатель воссоздает политическую и культурную...

Основы художественного изображения.

Тест: " Основы художественного изображения"....

Субъектная организация повествования ( основные тенденции, герои, системы изображения)

Проект урока по литературе в 10 классе в системе блочно-модульной технологии ( БМТ )...

Выразительное средство художественного изображения "Волшебная линия"

Методическое пособие для подготовительного отделения в ДХШ на уроках  с применением графических материалов....