РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету «Лепка»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
В основу рабочей программы положена программа для детских школ искусств, разработанная в сфере системы художественного образования Международной ассоциацией деятелей детского эстетического воспитания, преподавателем детской школы искусств Логвиновой Т. А. В связи с тем, что данная программа предполагает распределение часов, изучение тем, разделов на усмотрение преподавателя, часы, отведенные на изучение программы, распределены в соответствии с нормативными документами школы. Программа расчитана на 3 года обучения: занятия планируется проводить по 2 часа в неделю.Основной формой проведения занятий является урок смешанного типа (лекция, совмещенная с практической работой).Занятия носят групповой характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Детская школа искусств № 13
муниципального образования город Краснодар
УТВЕРЖДЕНО
Решение педсовета
протокол №__
от______20__ года
Председатель
педсовета
Л.Я.Сизоненко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
модифицированная
По предмету «Лепка»
Ступень обучения (класс) 1 класс – 3 класс 7 –летнего срока обучения
Количество часов – 216 часов
Уровень - дополнительный
Преподаватель: Шорсткая Наталия Ивановна
Программа разработана на основе
Программа (примерная). Народное декоративно - прикладное искусство в ДШИ. Министерство культуры Российской Федерации. ст. Тамань, 2002 г .
Краснодар
2012 г
ЛЕПКА
Пояснительная записка
В основу рабочей программы положена программа для детских школ искусств, разработанная в сфере системы художественного образования Международной ассоциацией деятелей детского эстетического воспитания, преподавателем детской школы искусств Логвиновой Т. А. В связи с тем, что данная программа предполагает распределение часов, изучение тем, разделов на усмотрение преподавателя, часы, отведенные на изучение программы, распределены в соответствии с нормативными документами школы. Программа расчитана на 3 года обучения: занятия планируется проводить по 2 часа в неделю.Основной формой проведения занятий является урок смешанного типа (лекция, совмещенная с практической работой).Занятия носят групповой характер.
Во многом детское творчество созвучно народному, основано на его родниках , истоках.Одним из важных этапов обучения станет воспитание через народное искусство .
Основной целью программы является достижение творческой самореализации учащегося. Предлагаемая программа основывается на единстве задач обучения и эстетического развития учащихся.Помочь детям познать и полюбить искуство лепки ,используя не только обшепринятые материалы , такие как глина ,шамот, пластелин, но и показать, как из других доступных материалов возможно создание изделий ,не менее выразительных по своей пластике и красоте.
Задачей программы является развитие композиционного мышления, освоение определенного объема знаний, умений и навыков, которые позволят учащимся четко и грамотно вести самостоятельную работу по лепке пластического образа.
Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные (иногда рельефные)образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже детям.
Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластических образах.Каждый ребенок может создать свой собственный маленький пластелиновый или глиняный мир, но как настоящий! Вот почему с пластелиновыми игрушками так хорошо играть – ставить маленькие спектакли.
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создает , но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке являются руки (вернее обе руки), следовательно уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой , карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безискусственную и наиболее доступную для освоения. Из одного комка пластелина можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находя новые варианты и способы, даже без участия педагога. Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка : повышают сенсорную чувствительность, т.е.способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики; развивают воображение, пространственное мышление, мелкую моторику; синхронизируют работу обеих рук; формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его.
Но самое главное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
Занятия строятся с учетом возрастных особенностей детей и в первую очередь, с учетом особенностей их пространственного мышления. Программа по лепке тесно взаимосвязана с программами по основам изобразительной грамоты и рисунка ,прикладному искусству и по учебной практике (пленеру). В каждой их этих программ присутствуют взаимопроникающие элементы.
Дети овладевают простейшими приемами лепки и росписи народных игрушек, осваивают рельефные изображения на плоскости, плетение из соломы. Дети знакомятся со сложной ритмической организацией элементов в центрическом рельефном орнаменте. Дети знакомятся и с симметричной организацией композиции, обеспечивающей ее равновесие и завершенность в пластелиновых картинах, моделированием из папье – маше. Дети осваивают не только симметрию, но и асимметрию, создающую впечатление движение фигур. В конце года проводится выставки с обсуждением на всех отделениях школы.
Новизна программы
заключается в решении комплекса актуальных методических, познавательных проблем, вопросов художественного развития учащихся. Программа включает задания по ознакомлению и изучению кубановедения ; предполагает посещение выставок , музеев Краснодара.
Содержание и объем программы определяются спецификой художественных отделений школ искусств.
Актуальность
программы – в развитии гармоничной , духовно-нравственной , творческой личности ,в формировании у учащихся интеллектуальных умений и навыков , художественной культуры школьников; в создании условий для развития индивидуальных способностей.
Педагогическая целесообразность
программы заключена в следующем :
- приобретение знаний о народной игрушке, лепке и росписи ее формы;
- умение выражать свои впечатления о народных промыслах, разбираться в их характерных чертах, особенностях материала изготовления , цветовой гамме, своеобразии росписи;
- программа нацелена на пробуждение и развитие интересса детей к практической художественной деятельности, способствует занятости их свободного времени.
Цель программы:
- формирование общей культуры личности;
- развитие у детей и подростков мотивации к познанию и творчеству через его увлечения , интереса к народному искусству;
- приобщение к достищениям художественной культуры;
- освоение элементов выразительного языка народных промыслов;
- передача характера народной игрушки средствами доступными школьникам;
Задачи:
- Образовательные:
Знакомство с материалами ,их свойствами и особенностями выполнения учебных, творческих заданий курса.Изучение специальной терминалогии, закономерностей и правил работы с материалами.
1 класс
- знакомство с народной игрушкой как с особым видом творчества;
- происхождение народной игрушки;
- филимоновская игрушка - ознакомление: орнамент, цветовая гамма;
- дымковская игрушка – ознакомление: орнамент, цветовая гамма;
- абашевская игрушка – ознакомление: орнамент, цветовая гамма;
- богородская деревянная игрушка – ознакомление;
- хохломская игрушка «Матрешка» - элементы росписи;
- «вживание» в народное творчество,ознакомление с мелкой пластикой, соотношение форм;
- изучение способов лепки: вдавливание,вытягивания;
2 класс
- научить различать и сопоставлять пропорции и пластику форм;
- ознакомить с инструментами скульптора;
- лаконизм и выразительность силуэтов и росписи народной игрушки;
- дальнейшее изучение способов лепки: ленточный способ, способ кругового налепа;
- изучение игрушек славянского населения Кубани;
- знакомство с Полоховско-Майданской «Матрешкой»;
- филимоновская игрушка «Барыня»;
- абашевская игрушка «Олень»;
- изучение соломенной народной игрушки.
3 класс
- основные центры изготовления народной игрушки;
- каргопольская игрушка «Конь»;
- дымковская игрушка «Барыня»;
- дальнейшее изучение способов лепки: способ выбирания массы с основной формы,пластический способ, наложение форм на основу;
- обрядовая соломенная кукла;
- совершенствование знаний и навыков в изготовлении и росписи народной игрушки.
2. Развивающие:
Развитие у учащихся способностей:
- художественного, эстетического вкуса;
- творческого восприятия ;
- раскрыть и воплотить в художественной форме свое эмоциональное и нравственное начало;
- чувство материала;
3. Воспитательные:
- воспитать культуру труда;
- воспитание самостоятельности ,инициативности, стремления к соморазвитию;
- воспитание нравственных качеств личности учащегося, этики поведения средствами народного искусства;
- стимулирование интереса к народному искусству.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны успешно, творчески осознано решать задачи по лепки формы различными способами: вытягиванием, вдавливанием, ленточным способом, круговым налепом, пластическим способом, выбиранием , наложением форм на основу. Они обязаны показать в работе освоение ремесленной стороны искусства лепки и росписи народных игрушек, владение художественными средствами выразительности ,создавать гармоничные цветовые решения ,соответствующие замыслу произведения, правильно и последовательно вести работу в соответствии с технологическим циклом.Понимать сущность творческого процесса, различать виды народной игрушки.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения— 72 часа
№ | Наименование темы | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие. Народная игрушка - особый вид творчества. Происхождение игрушки.Виды игрушек. | 2 |
2 | Филимоновская игрушка - ознакомление. Орнамент, цветовая гамма данной игрушки. Выполнение упражнения на цветовую гамму основного вида орнамента. | 4 |
3 | Филимоновская игрушка. Лепка простейшей игрушки - свистульки « Петушок». | 4 |
4 | Контрольное задание. Роспись игрушки. | 2 |
5 | Дымковская игрушка. Ознакомление. Орнамент и цвет дымковской игрушки. Выполнение эскиза орнамента. | 6 |
6 | Лепка простейшей дымковской игрушки «Конь». | 4 |
7 | Контрольное задание. Роспись игрушки. | 4 |
8 | Абашевская игрушка. Ознакомление. Орнамент и цвет абашевской игрушки. Выполнение эскиза орнамента. | 2 |
9 | Лепка простейшей абашевской игрушки «Баранчик». | 4 |
10 | Контрольное задание. Роспись игрушки. | 2 |
11 | Богородская деревянная игрушка. Ознакомление.Эскиз. | 4 |
12 | Семеновская - хохломская игрушка «Матрешка». Ознакомление. Элементы хохломской росписи. | 8 |
13 | Изготовление формы «Матрешка». | 10 |
14 | Контрольное задание. Роспись выполненной игрушки. | 6 |
15 | Ритм в упаковке.Декоративная лепка по мотивам русского народного творчества.Тарелка. | 10 |
Итого учебных часов: | 72 ч.-в том числе 4контрольных урока |
2 год обучения — 72 часа
№ | Наименование темы | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие. Игрушка - свистулька славянского населения Кубани. Эскиз. Лепка. | 2 |
2 | Деревянная игрушка. Полховский Майдан. Знакомство с игрушкой «Матрешка». Изготовление формы. | 6 |
3 | Элементы полхово - майданской росписи.Эскиз. | 4 |
4 | Контрольное задание. Роспись игрушки. | 6 |
5 | Филимоновская глиняная игрушка «Барыня». Лепка формы. | 8 |
6 | Роспись игрушки «Барыня». | 4 |
7 | Абашевская игрушка «Олень». Лепка формы и роспись. | 8 |
8 | Контрольное задание. Творческая работа. Лепка игрушки по выбору уч-ся, с последующей росписью. | 8 |
9 | Изразцы.Лепка декоративных пластин. | 8 |
10 | Скульптура из соломы «Масленица». Выполнение в материале. | 8 |
11 | Рельеф. Лепные картины. | 10 |
Итого учебных часов: | 72часа .в том числе 4 контрольных урока |
3 год обучения — 72 часа
№ | Наименование темы | Кол-во часов |
1 | Основные центры производства народной игрушки. | 2 |
2 | Игрушка русского севера. Каргопольская глиняная игрушка. Лепка игрушки «Конь и всадник». | 6 |
3 | Роспись каргопольской игрушки «Конь и всадник». | 2 |
4 | Глиняная дымковская игрушка «Индюк». Лепка формы. | 8 |
5 | Контрольное задание. Роспись игрушки «Индюк». | 4 |
6 | Лепим цифры с декоративным оформлением. | 10 |
7 | Лепим буквы с декоративным оформлением. | 10 |
8 | Каргопольская глиняная игрушка «Полкан». Лепка формы. | 6 |
9 | Роспись игрушки «Полкан». | 4 |
10 | Лепка пляшущих человечков. | 8 |
11 | Контрольное задание «Зоопарк». | 12 |
Итого учебных часов: | 72ч. в том числе 4 контрольных урока |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 класс
Задание 1. Вводное занятие.Народная игрушка – особый вид творчества. Происхождение игрушки.Виды игрушек.
Цель: изучение истоков народного творчества.
Задача: «Вживание» в народное творчество.
Задание 2. Филимоновская игрушка – ознакомление.
Цель:Изучение орнамента и цветовой гаммы данной игрушки.
Задача: Выполнение упражнения на цветовую гамму и основного вида орнамента.
Материал:бумага,кисть, гуашевые краски, карандаш.
Задание 3. Филимоновская игрушка. Лепка простейшей игрушки – свистульки «Петушок».
Цель: Лаконизм и выразительность силуэта филимоновской игрушки.
Задача: Научиться пластическому способу лепки при помощи вытягивания и вдавливания.
Материал: скульптурный пластелин, доска для раскатывания пластелина, стеки, бумажное полотенце.
Задание 4. Контрольное задание. Роспись игрушки.
Цель: Лаконизм и выразительность росписи.
Задача: Декоративное оформление, нанесение ритмического узора.
Материал: гуашевые краски, кисть.
Задание 5. Дымковская игрушка. Ознакомление.
Цель: Изучение орнамента и цвета дымковской игрушки.
Задача: Выполнение эскиза орнамента.
Материал: бумага, карандаш, гуашевые краски, кисть.
Задание 6. Лепка простейшей дымковской игрушки «Конь».
Цель: Лаконизм и выразительность силуэта дымковской игрушки.
Задача: Научиться пластическому способу лепки при помощи вытягивания и вдавливания.
Материал: скульптурный пластелин, доска для раскатывания пластелина, стеки, бумажное полотенце.
Задание 7. Контрольное задание. Роспись игрушки.
Цель: Лаконизм и выразительность росписи.
Задача: Декоративное оформление, нанесение ритмического узора.
Материал: гуашевые краски, кисть.
Задание 8. Абашевская игрушка. Ознакомление.
Цель: Изучение орнамента и цвета абашевской игрушки.
Задача: Выполнение эскиза орнамента.
Материал: бумага, карандаш, гуашевые краски, кисть.
Задание 9. Лепка простейшей абашевской игрушки «Баранчик».
Цель: Изучить лаконизм и выразительность силуэта абашевской игрушки.
Задача: Закрепить навыки пластического способа лепки при помощи вытягивания и вдавливания.
Материал: скульптурный пластелин, доска для раскатывания пластелина,стеки,бумажное полотенце.
Задание 10. Контрольное задание. Роспись игрушки.
Цель: Лаконизм и выразительность росписи.
Задача: Закрепление навыков декоративного оформления и нанесения ритмического узора.
Материал: гуашевые краски, кисть.
Задание 11. Богородская деревянная игрушка. Ознакомление.Эскиз.
Цель: Дать общее понятие о богородской деревянной игрушке.
Задача:Изучить элементы декоративного оформления и росписи. Выполнить эскиз.
Материал: бумага, карандаш, гуашевые краски, кисть.
Задание 12. Семеновская – хохломская игрушка «Матрешка».Ознакомление. Элементы хохломской росписи.
Цель: Изучение орнамента и цветавой гаммы хохломской игрушки.
Задача: Выполнение эскиза орнамента.
Материал: бумага, карандаш, гуашевые краски, кисть.
Задание 13. Изготавление формы «Матрешка».
Цель: Изучить лаконизм и выразительность силуэта хохломской игрушки «Матрешка».
Задача: Изготовить форму игрушки в технике папье-маше.
Материал: газеты , клейстер, тонкая белая бумага.
Задание 14.Роспись выполненной игрушки.
Цель: Лаконизм и выразительность росписи.
Задача: Декоративное оформление и нанесение ритмического узора.
Материал: гуашевые краски, кисть.
Задание 15. Ритм в пластике. Декоративная лепка по мативам русского народного творчества. Тарелка.
Цель: Знакомство с понятием центрический орнамент, ритм, пластика.
Задача: Изучение видов орнамента: растительный, геометрический, абстрактный, зооморфным ;способов его нанесения и элементов из которых он состоит.
Материал: цветной пластилин, стеки; цветной картон круглой форму, ножницы, клей или степлер – для создания формы тарелки.
2 класс
Задание 1. Вводное занятие. Игрушка – свистулька славянского населения Кубани. Эскиз. Лепка.
Цель: Ознакомление с характерными особенностями игрушек славянского населения Кубани.
Задача: Выполнение эскиза и лепка игрушки, характерной для данного региона.
Материал: бумага, карандаш, пластилин.
Задание 2. Деревянная игрушка. Полховский Майдан . Знакомство с игрушкой «Матрешка».Изготовление формы.
Цель: Изучить лаконизм и выразительность формы игрушек Полховский Майдан.
Задача: Изготовить форму игрушки в технике папье-маше.
Материал: газеты, клейстер,тонкая белая бумага.
Задание 3. Элементы полхово-майданской росписи. Эскиз.
Цель: Изучить лаконизм и выразительность росписи.
Задача: Выполнение эскиза орнамента.
Материал: бумага, карандаш, гуашевые краски, кисть.
Задание 4. Контрольное задание. Роспись игрушки.
Цель: сохранение цельности колористического решения.
Задача: Усвоение навыков декоративного оформления, нанесение ритмического узора.
Материал: гуашь, кисть.
Задание 5. Филимоновская глиняная игрушка «Барыня». Лепка формы.
Цель: Закрепить навыки по выполнению филимоновской игрушки.
Задача: Освоить способ ленточного и кругового налепа.
Материал: пластилин, доска для раскатывания пластилина, стеки, бумажное полотенце.
Задание 6. Роспись игрушки «Барыня».
Цель: Освоить приемы росписи в соответствии с образцами.
Задача: Декоративное оформление, нанесение ритмического узора.
Материал: гуашевые краски, кисть.
Задание 7. Абашевская игрушка «Олень».Лепка формы и роспись.
Цель: Закрепление навыков по выполнению абашевской игрушки.
Задача: Декоративное оформление , нанесение ритмического узора.
Материал: скульптурный пластилин, доска для раскатывания пластилина, стеки, гуашь, кисть.
Задание 8. Контрольное задание. Творческая работа.Лепка игрушки по выбору учашегося, с последующей росписью.
Цель: Совершенствование знаний и навыков, поиск пластического единства.
Задача: Лаконичность декоративного оформления, нанесение ритмического узора.
Материал: скульптурный пластилин, доска для раскатывания пластелина, стеки, гуашь,кисть, бумажное полотенце.
Задание 9. Изразцы. Лепка декоративных пластин. Работа над эскизом. Выполнение пластины с изобкажением 1-2 предметов, с орнаментом или небольшим сюжетом.
Цель: Дать общее понятие об изразцах, их росписи.
Задача: Обучение приему лепки наложением формы на основу.
Материал: скульптурный пластилин, доска для раскатывания пластилина, стеки, гуашь, кисть, бумажное полотенце.
Задание 10. Скульптура из соломы «Масленица».Выполнение в материале.
Цель: Изучение культурных традиций Кубани.
Задача: Освоение приемов выполнения соломенной скульптуры.
Материал: солома, веревки, лоскуты ткани.
Задание 11. Рельеф. Лепные картины.
Цель: Изучение нового понятия рельеф и закрепление понятия центрический узор.
Задача: Закрепление способа лепки: наложение форм на основу.
Материал: цветной пластилин, стеки, доска для раскатывания, цветной картон прямоугольной или квадратной формы,
3 класс
Задание 1. Основные центры производства народной игрушки.
Цель: Дать обшее понятие о разнообразии народной игрушки.
Задача: Показать неразрывную связь формы и материала исполнения.
Материал: наглядные пособия и сами изделия народных промыслов.
Задание 2. Игрушка русского севера. Каргопольская глиняная игрушка.
Лепка игрушки «Конь и всадник».
Цель: Изучение особеностей, лаконизма и выразительности силуэта, пропорций и соразмерность форм.
Задача: Закрепление навыков полученных в1и 2 классе.
Материал: скульптурный пластелин, доска для раскатывания пластелина,стеки, бумажное полотенце.
Задание 3. Роспись каргопольской игрушки «Конь и всадник».
Цель: Изучение особенностей, лаконизма и выразительности каргопольской росписи.
Задача: Освоение приемов декоративного оформления, нанесение ритмического узора.
Материал: гуашевые краски, кисть.
Задание 4. Глиняная дымковская игрушка «Индюк». Лепка формы.
Цель: Научить различать и сопоставлять пропорции и пластику форм.
Задача: Выработать навыки скульптурного восприятия предметов.
Материал: скульптурный пластелин, стеки, доска для раскатывания пластелина, бумажное полотенце.
Задание 5. Контрольное задание. Роспись игрушки «Индюк».
Цель: Изучение особеностей, лаконизма и выразительности дымковской росписи.
Задача: Освоение приемов декоративного оформления, нанесение ритмического узора.
Материал: гуашевые краски, кисть.
Задание 6. Лепим цифры с декоративным оформлением. Каждая цифра неповторима от 0 до 9.
Цель: Развить фантазию, воображение, мелкую моторику рук, а значит, и свой творческий потенциал.
Задача: Освоить моделирование пластических образов, расширить палитру декоративного оформления.
Материал: цветной пластелин, доска для раскатывания пластелина, стеки, бумажное полотенце, картон для расположения цифр.
Задание 7. Лепим буквы с декоративным оформлением (фантастические или узорчатые).Фамилия и имя.
Цель: Развить фантазию, воображение, мелкую моторику рук, а значит, и свой творческий потенциал.
Задача: Освоить моделирование пластических образов, расширить палитру декоративного оформления.
Материал: цветной пластелин ,доска для раскатывания пластелина, стеки, бумажное полотенце, картон для расположения букв.
Задание 8. Каргопольская глиняная игрушка «Полкан». Лепка формы.
Цель: Научить различать и сопоставлять пропорции и пластику форм.
Задача: Выработать навыки скульптурного восприятия предметов.
Материал: скульптурный пластелин, стеки, доска для раскатывания пластелина, бумажное полотенце.
Задание 9. Роспись игрушки « Полкан».
Цель: Изучение особеностей, лаконизма и выразительности росписи каргопольской игрушки.
Задача: Освоение приемов декоративного оформления, нанесение ритмического узора.
Материал: гуашь, кисть.
Задание 10. Лепка пляшущих человечков (не мение десяти).
Цель:Развить фантазию, воображение, мелкую моторику рук, а значит, и свой творческий потенциал.
Задача: Выявить конструктивное начало формы, верную передачу позы и характера движения.
Материал: скульптурный пластелин, стеки, доска для раскатывания пластелина, булажное полотенце, картон для расположения человечков.
Задание 11. Контрольное задание «Зоопарк».
Цель: Развить фантазию, воображение, мелкую моторику рук, а значит, и свой творческий потенциал.
Задача: Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
Материал: цветной пластелин, стеки, доска для раскатывания пластелина, бумажное полотенце, картон для размещения животных.
Формы и виды контроля:
- контрольные уроки в конце каждой четверти;
- повседневное наблюдение за работой,устный опрос в индивидуальной или фронтальной форме;
- текущие контрольные мероприятия.
Методическое обеспечение знаний:
- методика и учебные пособия;
- методические пособия к теоретическим занятиям;
- работы учащихся из методического фонда, наглядные пособия;
- дидактические пособия по методике поэтапного ведения занятий .
Список литературы
М. Гика «Эстетика пропорций в природе и искусстве» М., 1936.
Лыкова И.А. «Лепим из пластелина , глины и теста».-М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.(Школа творчества).
Лыкова И.А. «Мы лепили.Мы играли.».-М.: ООО «Карапуз-дидактика», 2007.
А. Дейнека «Рисунок и композиция», «Учитесь рисовать» М., 1961.
Леонардо да Винчи «Избранные произведения» М., 1935.
А. Лаптев «Некоторые вопросы композиции. Вопросы изобразительного искусства» М., 1964.
“О композиции”. М., 1959.
Репин И. “Далекое — близкое”. М.-Л., 1937.
Н.П.Платонова,В.Д.Синюков «Энциклопедический словарь юного художника»,-М.: Педагогика, 1983.
Ю.Тимердинг Г. «Золотое сечение». Петербург, 1924.
Фаворский В. “О композиции”. Фрунзе, 1966.
Фальк Р. “Беседы об искусстве”. Письма. М., 1918.
Шафрановский И. “Симметрия в природе”. Л., 1968.
Шорохов Е. “Основы композиции”. М., 1979.
Шорохов Е. “Композиция”. М., 1986.
Чистяков П. “Письма, записные книжки, воспоминания”. М 1953.
“Школа изобразительного искусства”. В 10 - ти выпусках. Вып. 1. М., I960.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по предмету "Лепка".
Совместная работа воспитателя и логопеда. Формирование правильной речи, развитие мелкой мускулатуры пальцев рук. Продолжить учить лепить фигуры округлой формы....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/30/picture-249459-1538300795.jpg)
Конспект урока по предмету Лепка, рисование, ручное творчество. Аппликация "Ёлочка нарядная"
Урок по предмету Лепка, рисование, ручное творчество в специальной коррекционной школе для детей с тяжёлым нарушением интеллекта. На уроке используется дифференцированный подход к детям. Занятие ...
Система индивидуальной работы с учащимися с ограниченными возможностями по предмету "Лепка".
В данной статье рассматривается система занятий и примерный учебно- тематический план для занятий по предмету "Лепка" с учеником с ограниченными возможностями (аутизм)....
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету "Лепка, рисование, конструирование" для учащихся с умеренной умственной отсталостью
Рабочая программа по предмету «Лепка, рисование, конструирование» для детей с умеренной степенью умственной отсталости составлена на основе адаптированной программы для экспериментальных к...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/30/picture-249459-1538300795.jpg)
Конспект урока по предмету Лепка, рисование, ручное творчество " Тюльпаны маме". Аппликация.
Урок разработан для детей со сложной структурой дефекта....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/30/picture-249459-1538300795.jpg)
Рабочая программа по предмету Лепка, рисование, ручное творчество . 6-9 классы
Рабочая программа составлена для учащихся 8 вида с тяжелыми нарушениями дефекта....
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/17/picture-1290353-1605638419.jpg)
РАБОЧАЯПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» Начальное общее образование 1 - 4 классы
РАБОЧАЯПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» Начальное общее образование1 - 4 классы...