Варианты вопросов на уроках искусства (для каждого урока) в 9 классе по программе Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской (из опыта работы.)
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 9 класс) по теме

Васильева Валентина Николаевна

Варианты вопросов (из опыта работы) для учащихся 9 класса на уроках Искусства по программе Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской (в помощь учителю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._voprosy_po_teme_iskusstvo_i_vlast.docx12.75 КБ
Файл 2._voprosy_po_teme_iskusstvo_i_vlast_v_rossii.docx12.03 КБ
Файл 3._voprosy_po_teme_kakimi_sredstvami_vozdeystvuet_iskusstvo._kompozitsiya.docx13.26 КБ
Файл 4._voprosy_po_teme_kakimi_sredstvami_vozdeystvuet_iskusstvo._forma.docx12.58 КБ
Файл 5._voprosy_po_teme_kakimi_sredstvami_vozdeystvuet_iskusstvo._ritm.docx12.35 КБ
Файл 6._voprosy_po_teme_khramovyy_sintez_iskusstv_v_pravoslavii_i_katolizme.docx13.65 КБ
Файл 7._voprosy_po_teme_khramovyy_sintez_iskusstv_v_islame_i_buddizme.docx13.68 КБ
Файл 8._voprosy_po_teme_sintez_iskusstv_v_teatre_kino_televidenii.docx13.51 КБ
Файл 10._voprosy_po_teme_dar_predvoskhishcheniya.docx15.67 КБ
Файл 11._voprosy_po_teme_kakie_znaniya_daet_iskusstvo.docx13.49 КБ
Файл 12._voprosy_po_teme_predskazaniya_v_iskusstve_-_v_zhivopisi.docx13.48 КБ
Файл 13._voprosy_po_teme_predskazanie_v_iskusstve_-_v_muzyke.docx12.07 КБ
Файл 14._voprosy_po_teme_khudozhestvennoe_myshlenie_v_avangarde_nauki.docx13.21 КБ
Файл 15._voprosy_po_teme_khudozhni_i_uchenyy.docx16.72 КБ
Файл 18._voprosy_po_teme_esteticheskoe_formirovanie_iskusstvom_okruzhayushchey_sredy.docx11.88 КБ
Файл 19._voprosy_po_teme_arkhitektura_istoricheskogo_goroda.docx14.89 КБ
Файл 20._voprosy_po_teme_arkhitektura_sovremennogo_goroda.docx14.14 КБ
Файл 21._voprosy_po_teme_spetsifika_izobrazheniya_v_poligrafii.docx13.87 КБ
Файл 22._vopros_po_teme_zhurnalnaya_grafika.docx10.68 КБ
Файл 23._voprosy_po_teme_razvitie_dizayna.docx13.15 КБ
Файл 24._voprosy_po_teme_dekorativno-prikladnoe_iskusstvo.docx11.61 КБ
Файл 25._voprosy_po_teme_dekorativno-prikladnoe_iskusstvo._yazyk_i_zakony.docx12.96 КБ
Файл 26._voprosy_po_teme_dekorativno-prikladnoe_iskusstvo._muzei_i_vystavki.docx11.43 КБ
Файл 28._voprosy_po_teme_muzyka_v_bytu.docx13.37 КБ
Файл 29._voprosy_po_teme_massvye_obshchezhostupnye_vidy_iskusstva.docx14.64 КБ
Файл 30._voprosy_po_teme_izobrazitelnaya_prirody_kino.docx13.97 КБ
Файл 31._voprosy_po_teme_taynye_smysly_obrazov_iskusstva.docx11.94 КБ
Файл 32._voprosy_po_teme_vopros_k_sebe.docx11.49 КБ
Файл 33._voprosy_po_teme_literaturnye_stranitsy.docx13.08 КБ

Предварительный просмотр:

9.1. Искусство и власть

1. Для чего использовалось искусство в развитии человеческой культуры? (для укрепления власти – религиозной  и светской)

2. Как помогало искусство укреплять власть и авторитет властителей? (искусство воплощало в зримых образах идеи религии; прославляло и увековечивало героев; придавало им необыкновенные качества, особый героизм и мудрость)

3. Какие традиции проявляются в этих монументальных образах? (традиции, идущие от древнейших времен – поклонение идолам, божествам, вызывающим трепет)

4. Какие произведения наиболее ярко укрепляли власть? (конные статуи, триумфальные арки и колонны, соборы и храмы)

5. Какая арка и в честь каких событий была реставрирована в Москве на Кутузовском проспекте? (в 1814 году триумфальные ворота в честь встречи русской армии-освободительницы, возвращающейся из Европы после победы над Наполеоном; в 1936 г. была снесена; в 1960 г. воссоздана на площади Победы, у Поклонной горы, на месте вступления в город армии Наполеона)

6. Какая арка установлена в Париже? (по указу Наполеона в честь его армии; на стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором)

7. В какие времена  Москва становится центром православной культуры? (в XV веке после падения Византии, которая считалась преемницей Римской империи и получила название Второго Рима)

8. Как повышался культурный имидж Московского государства? (двор московского царя становится местом проживания многих культурно-образованных православных людей, архитекторов, строителей, иконописцев, музыкантов)

9. Почему Москву называли «Третьим Римом»? (московские цари считали себя наследниками римских традиций)

10. Какой архитектор стал перестраивать Московский Кремль? (итальянский архитектор Фиорованти)

11. Чем ознаменовалось окончание строительства первого каменного храма Москвы – Успенского собора? (становление хора государевых певчих дьяков, потому что масштабы и великолепие храма требовали большей силы звучания музыки)



Предварительный просмотр:

9.2.  Искусство и власть в России после XVII века

1. Чем знаменит Ново-Иерусалимский монастырь? (построен во второй половине XVII века по замыслу патриарха Никона, создание святого места по образу Палестины, связанной с жизнью и подвигом Иисуса Христа; это вершина развития древних традиция Русской церкви)

2. Какие новаторства проявились на Руси с правлением Петра I? (появляется светская живопись и скульптура; изменяется на европейский лад музыка; хор государевых певчих становится Придворной певческой капеллой в Санкт-Петербурге)

3. Какую роль сыграла советская архитектура в XX веке в эпоху сталинизма? (пышная, помпезная архитектура подчеркивала власть и силу государства, низводя до ничтожно малого уровня человеческую личность, игнорировала индивидуальное своеобразие каждого человека)

4. Каким композиторам приходилось выполнять заказы государства? (Д.Д.Шостаковичу, А.Г.Шнитке)

5. Приведи примеры яркого выражения демократических настроений в искусстве? (революционные песни и марши; плакаты; музыка времен ВОВ; массовая песня о трудовом энтузиазме; авторская песня середины XX века; рок-музыка)



Предварительный просмотр:

9.3.  Какими средствами воздействует искусство. Композиция.

1. Какие общие средства художественной выразительности ты знаешь? (композиция, форма, ритм, пропорции, фактура, цвет, тон, интонация и др.)

2. Какую роль они играют в искусстве? (могут существенно усилить воздействие художественного произведения; повлиять на отношение человека; вызвать определенные образы, ассоциации, воспоминания)

3. Что такое композиция? (это построение художественного произведения, зависит от  содержания, характера, назначения)

4. Как ты понимаешь «композиционное равновесие»? (оно зависит от расположения основных частей произведения; оно придает произведению целостность и гармоничность)

5. Как художники композиционно выстраивают свои произведения? (акцентируют внимание на определенных предметах; подчеркивают их значимость в сюжете картины; переключают внимание зрителя с одной части картины на другую; вызывают в душе определенные переживания в желаемой последовательности для полного понимания содержания произведения)

6. Расскажи, как выстроил композицию итальянский художник Сандро Ботичелли в картине «Весна»? (справа, легко скользя по цветущему лугу в прозрачных, легких одеждах, рассыпает цветы сама Весна. Преследуемая Зефиром Флора словно ищет у нее защиты. В центре под аркой ветвей стоит Венера. Ее жест указывает на трех граций, причудливо сплетающих в хороводе руки. Слева тянется за апельсином Меркурий. Персонажи как

будто не замечают друг друга, фигуры существуют независимо друг от друга)

7. Расскажи, как выстроил композицию итальянский композитор Антонио Вивальди в концерте «Весна» из цикла «Времена года»? (в концерте 3 части; к каждой части композитор написал сонет; музыка точно следует за образом стихов; I часть – «Весна грядет!» открывается радостным мотивом, передающим ликование;  II часть – «Сон крестьянина» - мягкий пунктирный ритм у скрипки будто шелест листвы, а голоса альтов можно сравнить с лаем собаки, охраняющей сон хозяина; III часть – «Танец-пастораль» - энергичная, жизнерадостная, напоминает поступь старинного танца сицилианы)

8. Сопоставь особенности композиции картины «Весна» С.Ботичелли с музыкальной композицией концерта «Весна» А.Вивальди. (образ Весны на картине – I часть концерта; образ Венеры – II часть концерта; образ трех граций – III часть концерта)



Предварительный просмотр:

9.4.  Какими средствами воздействует искусство. Форма.

1. Что такое форма в искусстве? (сумма приемов, выразительных и изобразительных средств)

2. Что означает форма в изобразительном искусстве? (это очертание, наружный вид, контур предмета)

3. Назови самые простые формы в изобразительном искусстве. (квадрат, круг, треугольник, «амёба»)

4. Какую смысловую нагрузку несет квадрат? (законченная устойчивая форма; выражает утверждающие образы, статичность без движения и полета)

5. Какую смысловую нагрузку несет треугольник? (активная, развивающаяся на плоскости и в пространстве форма; возможность движения, борьба противоположностей, иногда агрессия)

6. Какую смысловую нагрузку имеет круг? (яркое выражение идеи природы (Земля, Солнце, мироздание); ассоциируется с добром, счастьем, с жизнью)

7. Какую смысловую нагрузку несет форма амебы? (неустойчивый характер, романтичность, меланхоличность, пессимизм)

8. Может ли линия иметь свою форму? (да, она тоже выражает образ)

9. Какие линии могут формировать различные образы? (стремительные, тягучие, плавные, угловатые, целенаправленные, хаотичные)

10. Какие формы могут существовать для усиления образа? (стилизованные или трансформированные)

11. Что означает «стилизованные формы»? (представить предметы, фигуры в условно упрощенной форме)

12. В каких областях искусства применяются такие формы? (на плакатах, в книжной графике, в мультипликации)

13. Что означает форма в музыке? (организация музыки в целом;  способы развития музыкального материала)

14. На каких принципах основаны формы в музыке? (повтор и контраст)

15. Какие музыкальные формы ты знаешь? (куплетная, одночастная, двухчастная, трехчастная, вариации, рондо, сонатная)



Предварительный просмотр:

9.5.  Какими средствами воздействует искусство.

Ритм, фактура.

1.  В чем заключается значение ритма в искусстве? (отражает связь природы, человека и его деятельности с мирозданием)

2. Как сложился ритм? (под влиянием шага, танца, заклинания, плача-причета, укачивания, бытовой речи, этапов работы)

3. Имеет ли значение ритм природы для искусства? (имеет; передает сердцебиение и пульс живого организма, пение птиц, движение волн, ритмические раскаты грома, движение поезда, мерный стук дождя и т.д.)

4. Что можно выразить с помощью ритма в произведениях искусства? (состояние покоя, безмятежности, величия, стабильности, суетливости, испуга и т.д.)

5. Что олицетворяли ритмы вытянутых европейских соборов? (устремленность к небу, эмоциональный порыв, строгость)

6. Какое ритмическое значение несли в себе ритмы древнерусских соборов? (объединение человека с природой)

7. Что понимают под фактурой в искусстве? (обработка, строение)

Что является фактурой в изобразительном искусстве? (характер обработки поверхности изделия, способ передачи особенностей предметов, совокупность технических приемов художника: наложение красок, удары резца, полировка и т.д.)

8. Что является фактурой в музыкальном искусстве? (характер, совокупность средств, склад, тип взаимоотношений различных голосов)

9. Какие типы взаимоотношений голосов имеет фактура в музыке? (полифоническая, гармоническая, гомофонно-гармоническая)

10. Определи по звучанию, к какой фактуре относятся следующие музыкальные произведения. (1. Полифоническая; 2. Гомофонно-гармоническая; 3. Гармоническая)



Предварительный просмотр:

9.6.  Храмовый синтез искусств. Православие и католизм.

1. Что такое синтез искусств? (это соединение нескольких разных видов искусств в художественное целое)

2. В каких сферах можно найти синтез искусств? (синтез архитектуры; декоративно-прикладных и монументальных искусств; скульптуры и живописи)

3. Почему возникновение, развитие и существование искусств разных народов мира обладают удивительным сходством? (потому что в искусстве существуют общечеловеческие законы, которые воплощаются в обрядах, верованиях, религиозных ритуалах)

4. Что такое храм? (культовое строение, которое воплощает образ мироустройства в той или иной религии, её основные ценности)

5. С чем можно сравнить земной Храм? (с образом храма Вышнего, земным жилищем Бога)

6. Для чего нужны храмы человеку? (люди ищут убежище от мирской суеты; обращаются в молитве к Богу; осознают единство земного и небесного)

7. Назови особенности храмового искусства, которые вызывают нравственные чувства. (певучесть Слова Божия; строгие лики древних икон; величественная архитектура; монументальность фресок; сдержанная пластика скульптур; церковная музыка со строгими и возвышенными мелодиями, предметы декоративно-прикладного искусства)

8. Какие чувства испытывает человек, находясь в храме? (раздумья о жизни и смерти, грехе и раскаянии; стремление к истине и идеалу; сострадание и сочувствие; умиление и покой; просветленная радость и одухотворение)

9. Назови особенности православного храма.

(- для молящихся отводится основное помещение храма;

-  зримым напоминанием о Боге и призывом к Нему является икона;

- строгие одноголосные напевы в древности были созвучны ликам святых;

- в 18 веке напевы стали многоголосные, как символ могущества и единения светского и церковного;

- золотой фон словно уносит фигуры святых в недосягаемые светящиеся сферы;

- сияние лампад и свечей, пение певчих без сопровождения (а-капелла) усиливают благолепие службы)

10. Перечисли особенности католического храма.

(- возвышенно-светлое, взлетающее пространство интерьера;

- грандиозность и величественность архитектурного образа;

- мощный поток вверх всех элементов декора: тонкие изящные столбы, колонны, стрельчатые арки;

- огромные ажурные окна с цветными стеклами – витражами –делают легкой и прозрачной преграду между интерьером собора и внешним миром;

- цветной и таинственный свет, льющийся через окна, создает необычную цветовую среду, символизирует свет христианского познания

- пение певчих в сопровождении органа)



Предварительный просмотр:

9.7.  Храмовый синтез искусств в исламе и в буддизме.

1. Что символизирует мусульманский храм (мечеть)? (своим великим куполом символизирует единого Бога (Аллаха) и минаретом (башня около мечети)  - го пророка (Магомета))

2. Назови главные архитектурные элементы мечети. (огромный купол; архитектурные «сталактиты» - ниши, нависающие друг над другом; на стенах декоративно оформленные изречения из Корана)

3. Что символизируют данные элементы? (бесконечное и непостижимое небо; божественную совершенную красоту; минарет – божественное величие)

4. Какие виды искусства получили преимущество в религиозной культуре ислама? (архитектура – дворцы и мечети; поэзия, звучащая под аккомпанемент струнных инструментов)

5. Каков художественный стиль ислама и почему? (декоративный орнаментальный; изображение божества и любого живого существа считалось святотатством)

6. Какое значение имеет орнамент в исламе? (служит способом художественного выражения исламского мироощущения; строится на ритмическом повторении основных мотивов; повторение в мусульманстве считается надежным способом постижения истины и выражения преданности Аллаху)

7. Из чего сооружался буддийский храм? (из мощных обтесанных камней и плит)

8. Назови характерные архитектурные особенности буддийских храмов. (отсутствуют арки и своды; пышные и тяжелые орнаментальные скульптуры; на кровлях висят многочисленные колокольчики, которые считались защитой святилища от проникновения злых духов)

9. Как проходят буддийские праздники? (сопровождаются шествиями с театрализованными представлениями, музыкой и ритуальными танцами на открытом воздухе)



Предварительный просмотр:

9.8.  Синтез искусств в театре, кино и телевидении

1. Какие виды искусства относятся к синтетическими? (театр, кино, телевидение; они объединяют драматическое, музыкальное, изобразительное искусство)

2. Приведи примеры, как взаимодействуют разные виды искусства в кино и театре. (воздействие сюжета литературного произведения, лежащего в основе сценария или либретто; декорации и костюмы создают зрительный образ спектакля; эмоциональное переживание усиливается музыкой)

3. Какие виды искусства сливаются в неразрывном единстве в мюзикле? (драматическое, музыкальное, вокальное, хореографическое, пластическое)

4. Черты каких видов музыкального искусства включает в себя мюзикл? (оперетты, водевиля, эстрадного шоу, варьете)

5. Когда и где появился жанр мюзикла? (в начале XX века в США)

6. Назови особенности телевидения, как синтетического искусства. (вовлечение зрителей в пространство, в атмосферу по сценарию, использование ослепительных цвето-музыкальных и световых эффектов, агрессивная звуковая среда)

7. Можно ли назвать синтетическим архитектуру музеев, театров, общественных зданий и почему? (да; их фасады и интерьеры украшаются рельефами, позаикой, декоративной живописью)



Предварительный просмотр:

9.10.  Дар предвосхищения

1. Почему выражение «пророчество Кассандры» стало иносказательным? (по древнегреческой легенде дочери троянского царя не поверили предсказанию гибели Трои)

2. Происходят ли предсказания в искусстве? (да; некоторые создатели произведений искусства обладают удивительным даром предсказывать будущее)

3. Какие качества особо необходимы для умения предсказывать в искусстве? (интуиция; умение сделать предположение, решить проблему, не имея необходимых данных; домысливание)

4. У каких людей выявляются такие способности и почему? (у людей с хорошо развитым образным мышлением; у композиторов, писателей, художников; потому что они имеют способность творчески достраивать реальность; потому что у них лучше развито художественное мышление)

5. Что предвосхищали не рас произведения искусства? (исторические события, научные открытия, развитие технического прогресса; энергия искусства пробуждает чувства и сознание, как авторов произведений, так и людей, воспринимающих их)

6. Какие предвидения в произведениях искусства особо важны для людей? (когда авторы остро чувствуют свое время и предвидят дальнейшее развитие событий; тем самым стремятся предупредить людей о социальных и политических опасностях; заставляют людей быть терпимее, внимательнее, добрее и сдержаннее друг к другу)

7. Объясните понятия МЕТАФОРА, ИНОСКАЗАНИЕ, АЛЛЕГОРИЯ, ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

(Иносказание – выражение, заключающее в себе скрытый смысл

Аллегория (от греч. иносказание) – условное изображение абстрактных идей, понятий посредством конкретного художественного образа.

Метафора (от греч. перенос, переносное значение) – слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Термин принадлежит Аристотелю и связан с его пониманием искусства как подражания жизни.

Олицетворение – поэтический троп (оборот), приписывание свойств и признаков одушевленных предметов к неодушевленным. Олицетворение часто применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.

Троп (с греч. оборот) – в художественном произведении слова и выражения, используемые в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи)



Предварительный просмотр:

9.11.  Какие знания дает искусство

1. На что обратить внимание помогает искусство? (на то, что в обыденной жизни люди сами не всегда видят; искусство как бы открывает привычные вещи с иной стороны)

2. Назови создателей произведений, которые упоминаются в учебнике, чьи произведения открыли людям определенные знания. (художник Жан Этьен Лиотар, художник Винсент Ван Гог, писатель-фантаст Жюль Верн, художник Василий Васильевич Кандинский, кинорежиссер Михаил Ильич Ромм, композитор Иоганн Себастьян Бах; ученый Альберт Эйнштейн; Алексей Николаевич Толстой)

3. Какое открытие проявилось в картине «Шоколадница» Ж.Э.Лиотара? (художник разложил свет по законам, которые позже появились в физике)

4. Какое открытие предсказал писатель Жюль Верн? И в каком романе?(предсказал появление подводной лодки в романе «20 тысяч лье под водой» )

5. Какое открытие предсказал русский писатель XX века Алексей Николаевич Толстой  и в каком произведении? (появление лазера в романе «Гиперболоид инженера Гарина»)

6. Кто разработал теорию влияния цвета на эмоции человека и приблизился к решению задач современной психологии и арт-терапии? (Василий Васильевич Кандинский)

7. Приведите пример из кинофильма, рассказывающего о научных открытиях. Как он называется? Кто кинорежиссер? (кинофильм «Девять дней одного года» кинорежиссера М.И.Ромма по роману Д.Гранина «Иду на грозу)

8. Как ученые доказали, что французский художник Винсент Ван Гог обладал уникальным даром видеть воздушные потоки? (они оцифровали и математически рассчитали его произведения)

9. Какова манера письма художника Ван Гога? (своеобразная, будто хаотичная, закольцованная манера письма – это распределение яркости, соответствующее математическому описанию турбулентного потока)

10. Какое научное открытие предвосхищал Ван Гог? (явление турбулентности, которая была открыта математиком А.Колмогоровым лишь в XX веке; явление турбулентности является причиной многих воздушных катастроф)

11. О чем догадывался немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах и отразил это в своей музыке, а именно в фугах? (о многоголосии Вселенной, образная модель строения Вселенной)

12. Кто подтвердил это открытие через 250 лет? (Альберт Эйнштейн, создатель теории относительности, утверждал, что Вселенная – это слоеный пирог, где в каждом слое свое время и своя плотность, структура, формы движения и существования)



Предварительный просмотр:

9.12. Предсказания в искусстве

1. Почему любое художественное произведение устремлено в будущее? (в истории искусства много примеров, когда художники предупреждали людей о надвигающихся социальных опасностях: войны, расколы, революции и т.п.)

2. Назови произведение Альбрехта Дюрера, где он предсказывает социальные перемены в Германии. (серия гравюр «Апокалипсис», гравюра «Четыре всадника»)

3. Опиши картину А.Дюрера «Четыре всадника». (Всадники – Смерть, Суд, Война, Мор; яростно проносятся по земле, не щадя королей и простых людей; клубящиеся облака и горизонтальные штрихи фона увеличивают скорость бешеного галопа; стрела лучника упирается в правый край гравюр, словно останавливая это движение; по сюжету «Апокалипсиса» всадники появляются на земле по очереди, но художник поместил их рядом – как в жизни рядом война и мир, смерть и суд приходят вместе; разгадка подобного размещения фигур – желание Дюрера предупредить современников и потомков о том, что сокрушив стену, которую в виде края гравюры воздвиг художник, всадники неминуемо ворвутся в реальный мир)

4. Приведи еще примеры предсказаний социальных перемен в искусстве. (Ф.Гойя – Офорты, П.Пикассо – «Герника», Б.Кустодиев – «Большевик», К.Юон – «Новая планета»)

5. Что использовал Борис Михайлович Кустодиев в картине «Большевик»? (метафору)

6. Как можно трактовать данную картину? (многие годы трактовали картину как торжественный гимн стойкому, твердому духом, несгибаемому революционеру, который возвышается над обыденным миром и осеняет небо взмывающим красным флагом; события последних лет дают возможность предполагать, что художник хотел придать картине иное содержание – безмерной власти большевизма, который затаптывает простых людей, сокрушая все на своем пути)

7. О чем предсказывает картина Константина Федоровича Юона «Новая планета»? (художник изобразил момент рождения новой планеты. Яркий огненно-красный шар рождается в золотистых лучах света. именно красный цвет был цветом коммунистической партии и власти Советов. Новая планета – это революция, появление которой всколыхнуло всю планету. Внизу видим крошечных людей. Их поза говорит об их отношении к наступившему событию. Одни из них напуганы, упали на землю, закрывая руками голову, будто пытаясь спастись от наступающего конца, их протянутые в мольбе руки говорят о том ужасе, который они испытывают перед неизвестным явлением. Другие люди наоборот уверены в своих жестах, они открыто и призывно тянут руки, приветствуя новорожденную планету. Видимо эти люди уже давно ждали перемен и предчувствовали это явление, они рады новой жизни и готовы принять ее. Таким образом, художник показал противоречивый настрой масс и раскол мира в отношении уже свершившегося события – Октябрьской революции. Юон хотел показать, насколько ничтожен человек перед космическим катаклизмом, в лице которого он показал революцию)



Предварительный просмотр:

9.13.  Предсказания в искусстве – в музыке

1. О чем предупреждал американский композитор Чарльз Айвз в своем произведении «Вопрос, оставшийся без ответа»? (пьеса, построенная на диалоге струнных и деревянных духовых инструментов, передает философское размышление о месте и роли человека во Вселенной)

2. Какие картины художника Аристарха Васильевича Лентулова ты знаешь? («Звон. Колокольня Ивана Великого», «Москва», «Василий Блаженный»)

3. В чем особенности картин А.В.Лентулова? (в динамичных картинах стремился выразить внутреннюю энергию объекта; его беспокоят бездонные глубины человеческого сознания; он передает распространяющийся звук в картине – колокольный звон )

4. Какими способами Лентулов создавал ощущение молниеносно меняющегося мира? (дробил предметы, надвигал их друг на друга, сдвигал плоскости и планы, сдвигал устоявшиеся формы и понятия, хаотично смешивал цвета, передавал хрупкие калейдоскопические хрупкие изображения, использовал метафору)

5. Где, у каких композиторов мы встречаем тему колокольности? (М.И.Глинка – опера «Иван Сусанин»; М.П.Мусоргский – опера «Хованщина»; С.В.Рахманинов – прелюдия «Колокола», симфоническая поэма «Колокола»; В.А.Гаврилин – симфония-действо «Перезвоны»)



Предварительный просмотр:

9.14. Художественное мышление в авангарде науки

1. Является ли для искусства главной целью предсказание будущего? (нет; это всего лишь одна из функций, побочный результат)

2. Почему предсказания будущего или открытие новых фактов является значимым в искусстве? (они помогают понять значимость художественно-образного мышления в культурном развитии человечества)

3. В чем выражалась гениальность Леонардо да Винчи? (он разработал модель летательного аппарата)

4. В чем заключалось предсказание в произведениях французского писателя Оноре де Бальзака? (в эпопее «Человеческая комедия» раньше ученых отразил свои наблюдения, связанные с биологической природой человека, исследовал психологию душевной деформации личности)

5. Что предсказывал французский писатель Жюль Верн в своих фантастических произведениях? (предсказал полеты на Луну, когда не было ни самолетов, ни ракет; звучал протест против использования науки в преступных целях)

6. Какие открытия описывал в своих произведениях русский писатель Алексей Николаевич Толстой? (предсказывал появление лазера и космических кораблей)

7. Кто предвидел появление синтезатора? И как назывался этот инструмент? (Лев Сергеевич Термен; инструмент терменвокс)

8. Расскажи принцип работы терменвокса (звук извлекается при перемещении рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи металлической антенны)

9. Какие звуки может воспроизвести терменвокс? (звучать как скрипка, виолончель, флейта; пение птиц, свист и т.д.)



Предварительный просмотр:

9.16.  Художник и ученый. Лучизм. Цветовой ритм.

1. Как относились многие ученый к искусству? (признавались, что не совершили бы своих открытий без занятий музыкой, живописью, литературным творчеством)

2. Какими качествами обладали древнегреческие ученые, когда открывали законы золотого сечения? (в душе они были художниками)

3. Что являлось основным всего пифагорейского учения? (музыка и музыкальные пропорции, музыкальные соотношения)

4. Каким видом искусства занимался Альберт Эйнштейн? (музыкой, игрой на скрипке)

5. Помогали ли открытий ученых искусству? (да)

6. Какую важную для науки и искусства вещь обнаружил Пьер Кюри? (симметрию кристаллов; частичное отсутствие симметрии порождает развитие предмета; а полная симметрия стабилизирует его вид и состояние; открыл явление диссимметрии)

7. Что означает асимметрия для науки и искусства? («не совсем точная симметрия»)

8. Что означает антисимметрия? (некоторое свойство и отрицание симметрии, противопоставление)

9. Назови примеры антисимметрии в жизни и искусстве (добро и зло, жизнь и смерть, лево-право, верх-низ, любовь и ненависть, война и мир…)

10. Передай смысл высказывания Иоганна Вольфганга Гёте (люди забыли, что наука развивалась из поэзии; наука и поэзия могут снова с обоюдной пользой быть на высокой ступени)

11. Сбывается ли пророчество Гёте в наше время? (да)

12. Привели примеры синтеза научных и художественных знаний (появляются новые науки: синергетика (междисциплинарное направление науки, изучающее общие закономерности явлений и процессов в сложных неравновесных системах - физических, химических, биологических, экологических, социальных и других на основе присущих им принципов самоорганизации); фрактальная геометрия (составленная из нескольких частей, каждая из которых подобна всей фигуре целиком)

13. Кто из художников создавал работы на основе антисимметрии? (голландский художник Мауриц Корнелис Эшер)

14. Кем он был, подобно Баху? (он был математиком в графике, как Бах – математиком в музыке)

15. Какие графические работы Эшера ты знаешь? (Солнце и луна; День  и ночь; Ящерицы)

16. Опиши картину Эшера «День и ночь» (изображение города зеркально симметрично; в левой его части – день, а в правой – ночь; белые птицы, улетающие в ночь, формируют силуэты черных птиц, устремившихся в день; особенность: как и неправильных ассиметричных форм фона постепенно проявляются фигуры птиц)

17. Назови литературные произведения с антисимметричными названиями.

18. Какое течение в живописи основал русский художник Михаил Федорович Ларионов? (под влиянием открытий радиоактивности и ультрафиолетовых лучей художник основал абстрактное течение в живописи - лучизм)

19. Кто был основателем абстрактного цветового ритма? (французский художник Робер Делоне)

20. Изучение каких проблем натолкнули художника на воздание цветового ритма? (изучение проблем оптического восприятия)

21. Перечисли характерные особенности творчества Робера Делоне (основал идею образования характерных кругообразных поверхностей и плоскостей; они создавали разноцветную бурю; динамично овладевалось все пространство картины; абстрактный цветовой ритм вызывал эмоции)

22. Почему картины Делоне можно сравнить с музыкой? (взаимопроникновение основных цветов и пересечение криволинейных поверхностей похожи на динамику и музыкальное развитие ритма)

23. Какие картины Делоне ты знаешь? (Эйфелева башня, Окна, С уважением к Блерио)

24. Какие картины Михаила Федоровича Ларионова тебе известны? (Петух, Лучистый пейзаж, Красный лучизм, Гуси, Павлин)

25. Кто из русских художников выполнил графическую композицию «Формула Вселенной?» (Павел Николаевич Филонов)

26. Что предугадал в этой композиции художник? (предугадал движение субатомных частиц, с помощью которых современные физики пытаются найти формулу мироздания)

27. Какие еще картины Павла Николаевича Филонова ты знаешь? (Голова, Живая голова, Запад и Восток, Белая картина, Космос, Лица, Музыканты, Формула эволюции, Человек во Вселенной)



Предварительный просмотр:

9.18. Эстетическое формирование искусством окружающей среды

1. Назови особые черты большого современного города (многоэтажные здания, широкие проспекты, площади, парки, памятники, фонтаны, рекламные щиты)

2. Что стремился сделать человек во все времена, создавая окружающий мир? (сделать его максимально удобным и красивым)

3. Чем определялся выбор форм, материалов, цвета человеком? (определялся национальными традициями, техническими возможностями эпохи, присущими того времени представлениями о красоте и пользе)

4. Чем отличается культура современного мира от прежних эпох? (культура интернациональна, меньше традиционных вкусов и представлений)

5. Назови  признаки интернациональной культуры окружающей среды (почти на всей планете люди пользуются одинаковыми предметами быта, носят одинаковую одежду, ездят на машинах одних и тех же марок, живут в типовых домах, слушают одни и те же музыкальные произведения, смотрят одни и те же фильмы)

6.  Какими средствами создается наш современный мир? (средствами индустриальных технологий, которые учитывают законы красоты, моду, функциональность)

7. Какие новые понятия стали появляться в культуре современного города? (промышленное искусство, проникновение эстетики в технику)

8. Какие специалисты участвуют в производстве предметов и услуг для повседневной жизни? (архитекторы, художники, дизайнеры, оформители, декораторы, модельеры, стилисты, рекламные менеджеры)

9. Какую лепту вносят люди данных специальностей в промышленное производство? (делают его целесообразным, конструктивно осмысленным, художественно-значимым, формируют эстетическую среду)



Предварительный просмотр:

9.19. Архитектура исторического города

1. Что такое архитектура? (искусство проектировать и строить здания, сооружения; искусство формирования пространственной среды для жизни и деятельности людей, доставляющее эстетическое наслаждение)

2. Почему к архитектуре ближе всего музыка? (потому что музыка, как и архитектура и математика, имеет абстрактную форму)

3. Как называл архитектуру Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг? («застывшая музыка»)

4. Как называл архитектуру Иоганн Вольфганг Гёте? («отзвучавшей мелодией»)

5. Особенности архитектуры в Древние времена (использовали природные материалы; много домов образовывали поселения; для обороны окружали поселения деревянными стенами, тыном, частоколом, плетнем)

6. Что означало русское слово «город»? («укрепление», от выражения «огораживать», «обносить оградой», «городить»)

7. Что означает термин «градостроительство»? (планировка и строительство)

8. Особенности архитектуры городов Античности (на укрепленном холме строили храмовый комплекс (Афинский Акрополь) – политический, религиозный, культурный центр; внизу – прямоугольная сетка улиц)

9. Особенности архитектуры городов в Средние века (город ограждали могучими каменными стенами с зубцами, башнями; окружали глубоким рвом, делая его мощной, надежной крепостью; город-крепость имел оборонительное значение, овладеть его воротами означало - овладеть городом)

10. Каков принцип расположения зданий в средневековых городах? (в центре располагался кафедральный собор; поблизости – административное здание ратуши и рыночная площадь; улицы сходились к ним по касательной от городских ворот; феодальный замок находился за городской чертой)

11. Особенности архитектуры русских городов в Средние века (город сливался с природой и с сельским окружением; сам город и оборонительные укрепления возводились с учетом природного ландшафта; немаловажную роль места для будущего города имело эстетическое чувство людей)

12. Каков принцип расположения зданий в средневековых русских городах? (город располагался на возвышенном месте; в центре находился детинец (с XIV века - кремль); он был внутренним ядром городских укреплений; в кремле сосредоточены монументальные сооружения – собор и дворец)

13. Особенности архитектуры восточных городов в Средние века (площадь в центре города была экономическим и стратегическим центром; на площади – медресе – высшая школа духовенства; рядом возвышались минареты – башни; здесь же находился дворец правителя и торговая часть – караван-сарай, базар, торговые купола; от площади к городским воротам разбегались дороги)

14. Как менялась архитектура в эпоху Возрождения? (архитекторы  стали обращаться к античным традициям градостроительства; в конце широких прямых улиц размещался какой-нибудь архитектурный ансамбль, придавая величественность)

15. Какой город в нашей стране построен по такому принципу? (Санкт-Петербург; улицы и проспекты в центральной части города трезубцем сходятся к площади)

16. Кто составлял план строительства Санкт-Петербурга? (Петр I)



Предварительный просмотр:

9.20.  Архитектура современного города

1. Чем определяется собственное лицо каждого города? (памятниками архитектуры, спецификой современной планировки и строительства)

2. Что такое инфраструктура города? (магазины, школы, детские сады, поликлиники, места отдыха – все, что необходимо для нормальной жизни людей)

3. Какие дома обычно строятся в современных микрорайонах? (типовые, очень похожие друг на друга)

4. Какие микрорайоны в нашем городе ты знаешь? (……………….)

5. Какие формы и объемы применяются при строительстве современных городов? (проверенные временем)

6. Почему считается, что язык архитектуры всегда современен? (потому что учитывает физиологию и психологию человека)

7. Что является особенностью архитектуры ХХ века? (невиданные ранее принципы формообразования и организации пространства; появление новых строительных материалов и технологий; вследствие чего – облегченные конструкции; рациональная организация внутреннего пространства помещений)

8. Кто из французских архитекторов стал впервые использовать в постройках сборные модули из железобетона? (Шарль Эдуард Ле Корбюзье)

9. Какие новые направления архитектуры стали появляться? (конструктивизм, рационализм, функционализм, монументальная живопись, декоративная скульптура)

10. Какие приемы стали использоваться для выразительности  художественного образа зданий? (асимметрия, контрастное противопоставление горизонтальных и вертикальных плоскостей, гармоничное сочетание постройки с окружающим пейзажем)

11. Что происходит в целях экономии площади земли? (вытягиваются вверх не шпили соборов и колоколен, а жилые и офисные здания)

12. Что такое бионика? (наука, которая изучает особенности строения и жизнедеятельности организмов с целью создания новых приборов, механизмом, систем)

13. Как наука бионика применяется в архитектуре? (создаются новые аналогичные формы: формы пчелиных сот, колосьев, раковин, кукурузных початков и т.д.)

14. Каких современных архитекторов ты знаешь? (Фрэнк Ллойд Райт, Федор Осипович Шехтель, Шарль Эдуард Ле Корбюзье, Норман Фостер, Хосе Давид Альфаро Сикейрос, Антонио Гауди)

15. Проявляется ли бионика в музыке? (да; в конкретной музыке)

16. Что такое конкретная музыка? (композиции составляются из предварительно записанного материала: природные шумы, различные звуки; затем материал преобразовывался, его части располагались в другой последовательности; стиль конкретной музыки появился благодаря развитию звукозаписывающей техники, микрофонов)

17. Назови известных композиторов, сочинявших в стиле конкретной музыки (Пьер Шеффер, Оливье Мессиан)

18. В чем заключается особенность творчества Пьера Шиффера? (основатель конкретной музыки и коллажной техники, автор термина «конкретная музыка»)

19. В чем заключается особенность творчества Оливье Мессиана? (создавал произведения на основе пения птиц, которые он тщательно изучал, нотировал, перекладывал на музыку; известное произведение «Каталог птиц»)

20. Рассмотрите в учебнике изображения современных  архитектурных построек и определите:

1) для каких климатических условий они созданы архитекторами

2) какие функции они выполняют в городском ландшафте

3) какие строительные материалы использованы для их воплощения

4) каковы приёмы формообразования (ассиметрия, сопоставление горизонтальных и вертикальных плоскостей и др.)

5) какие природные конструкции они повторяют

6) каким образом они вписываются в природную среду города

(………………………………………..)



Предварительный просмотр:

9.21. Специфика изображений в полиграфии

1. Какие виды искусств являются самыми распространенными и популярными в повседневной жизни? (книжная и журнальная графика, плакаты, афиши, рекламные листовки и проспекты, промышленная графика)

2. Люди каких профессий работают над книгой? (писатели, поэты, редакторы, дизайнеры, художники, корректоры)

3. Что такое книжная графика? (конструирование книги, выбор компонентов её оформления, изготовление макета, иллюстраций)

4. Какие типы издания книг существуют? (детская книга, художественная книга, учебник, книга по искусству, научная книга, журнал)

5. Что характерно для детской книги? (плотная бумага, большой формат, много цветных иллюстраций, нарядно декорированы)

6. Что характерно для художественной книги? (главное – содержание, поэтому оформление скромно;  иллюстрации черно-белые; их образность направлена на выявление характеров, настроений, намерений персонажей)

7. Чему способствуют иллюстрации в художественной книге? (зримо представляют образы героев, происходящие события, усиливают воздействие содержания на читателя)

8. В каком случае возникает феномен слияние изобразительного и литературного образа? (когда художник-иллюстратор владеет материалом, техникой, художественными приемами; знает эпоху и её материальную культуру; способен интуитивно  почувствовать подтекст произведения в духовном единении с автором)

9. Каких знаменитых художников-иллюстраторов ты знаешь? (Бенуа Александр Николаевич, Билибин Иван Яковлевич, Жан Гранвиль, Игорь Александрович  Ильинский, Михаил Александрович Врубель, Николай Василеьвич Кузьмин, Поль Гюстав Доре, Фаворский Владимир Андреевич)

10. О чем писал художник-иллюстратор Николай Кузьмин? (о том, что художник-иллюстратор всегда мечтает о том, что его рисунки станут для художественной книги «вечными спутниками»)

11. С чьими иллюстрациями многие читателя связывают роман «Робинзон Крузо» Даниель Дефо? (с иллюстрациями французского художника Жана Гранвиля)

12. С чьими иллюстрациями многие читатели связывают романы «Дон Кихот» Мигуэль Сервантеса и «Приключения барона Мюнхгаузена» Рудольф Эрих Распе? (с иллюстрациями французского художника Поль Гюстав Доре)

13. Чем отличается образ Демона Михаила Врубеля? (образ Демона у Врубеля близок по духу  трагической и мятежной поэзии М.Ю.Лермонтова)

14. Каковы особенности иллюстраций Александра Николаевича Бенуа к произведениям А.С.Пушкина? (в них объединились большая эрудиция и безупречный вкус)

15. К каким литературным произведениям А.С.Пушкина создал иллюстрации А.Н.Бенуа? («Пиковая дама», «Медный всадник», «Капитанская дочка»)

16. Каковы особенности иллюстраций выдающегося иллюстратора , мастера гравюр Фаворского Владимира Андреевича? (создал серию иллюстраций к классическим и современным произведениям; его интересовал не столько сюжет, сколько характер и стиль иллюстрируемой книги; через пластическое  осмысление содержания, стиля конкретного писателя)

17. Могут ли существовать музыкальные иллюстрации? (да; это уникальное явление в истории русской музыкальной культуры)

18. Какие ты знаешь музыкальные иллюстрации? (иллюстрации Георгия Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель»; симфонические гравюры «Дон Кихот» Кара Караева к одноименному роману М.Сервантеса )



Предварительный просмотр:

9.22.  Журнальная графика

1. Какое значение имеет журнальная графика в современном мире? (приобрела особую популярность; яркие блестящие глянцевые обложки; журналы знакомят читателей с самыми разнообразными сферами жизни и деятельности)

2. Кто принимает участие в оформлении журналов? (дизайнеры, фотографы, художники)

3. Чем еще должен владеть современный дизайнер? (компьютерной графикой, уметь создавать макет и оформлять верстку на компьютере)



Предварительный просмотр:

9.23. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества

1. Когда стал развиваться дизайн? (на рубеже XIX-XX веков  вместе с развитием промышленного производства)

2. Что означает слово «дизайн»? (означает проект, замысел, чертеж, рисунок)

3. Кто такие дизайнеры? (художники, осуществляющие художественное конструирование и проектирование различных изделий)

4. Какова роль дизайнеров во времена, когда кустарные мастерские сменились на фабрики и заводы? (дизайнеры стараются оживить предметы быта и придать им эстетическую ценность)

5. Какие стили дизайна тебе знакомы?  (……………….)

6. Расскажи о стиле модерн (появился в Англии; линии изысканные, плавные, мягкие, напоминают растительный орнамент; присуще максимальное выявление фактуры и пластики материала; художники ориентировались на природные формы)

7. Кто из художников и дизайнеров творили в стиле модерн? (шотландский архитектор и дизайнер Чарльз Ренни Макинтош, Михаил Александрович Врубель, Сергей Васильевич Малютин)

8. Каковы особенности дизайна Ч.Р.Макинтоша? (свой собственный, строгий, изысканный, лаконичный)

9. Каковы особенности дизайна особняков в России в начале ХХ века? (витиеватые решетки, орнаменты на стенах, импровизация по тематике)

10. Что нового в культуру внесли дизайнеры второй половины ХХ века? (проектировали предметы домашнего обихода;  мебель ярких кричащих цветов; немыслимые формы)

11. В каких областях работают современные дизайнеры? (во всех областях производства, начиная от самой серьезной техники и машин до упаковки для молока)

12. Каковы идеи творчества дизайнеров? (комплексная эстетизация пространства, поиск оптимального сочетания функций и форм серийно выпускаемых предметов)

13. К чему привело развитие дизайна в современном жизни? (искусство, технологии и промышленное производство образовали взаимовыгодное содружество; новые технологические процессы получили эстетический смысл)

14. В чем заключается взаимосвязь искусства и моды? (модельеры не раз использовали в своих моделях мотивы большого искусства;  в свою очередь мода тоже диктовала художникам некоторые идеи)

15. Чем отличается творчество испанского художника Сальвадора Дали? (разработал проекты женских шляпок в виде туфелек) 



Предварительный просмотр:

9.24.  Декоративно-прикладное искусство

1. Что такое декоративно-прикладное искусство? (сложное и многогранное явление культуры; охватывает многие виды народных промыслов, связанных с созданием художественных изделий бытовых предметов)

2. Когда появилось декоративно-прикладное искусство? (живет всегда с народом, уходит корнями в древность и развивается в наши дни)

3. С чем, чаще всего, связано декоративно-прикладное искусство? (произведения декоративно-прикладного искусства связаны с архитектурно-пространственным окружением, ансамблем на улице, в парке, в интерьере, образуя художественный комплекс)

4. С какими профилями народного творчества связано декоративно-прикладное искусство? (с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с творчеством профессиональных художников и народных мастеров, а также с художественным конструированием и дизайном)

5. Почему человек издавна занимался декоративно-прикладным искусством? (потому что во все времена стремился украсить свое жилище и предметы быта; народный мастер думал не только о пользе предметов, но и о красоте)

6. Из каких материалов мастер создавал истинные произведения искусства? (из дерева, металла, камня, глины и т.д.)

7. Какая тематика была самая распространенная в произведения декоративно-прикладного искусства? (родная природа)



Предварительный просмотр:

9.25.  Декоративно-прикладное искусство. Язык и законы

1. Какие свои законы имеет декоративно-прикладное искусство? (не стремится слепо копировать окружающий мир; передает только самое характерное и выразительное)

2. Как соблюдает законы художник, создавая произведения декоративно-прикладного искусства? (творчески перерабатывает формы, найденные в природе, с учетом конкретного материала, его декоративных достоинств и особенностей технологической обработки)

3. Какие особенности имеются в особом языке декоративно-прикладного искусства? (стилизация; и в то же время необычайная точность форм; выявление и обыгрывание фактуры и пластических свойств материала; использование орнаментов; гармония частей и целого)

4. Каков принцип создания современных изделий декоративно-прикладного искусства? (принцип учета народных традиций и моды сегодняшнего дня)

5. Какие изделия декоративно-прикладного искусства популярны в наше время в восточных странах? (изделия из стали, ковры ручной работы с традиционными орнаментами)

6. Какие изделия декоративно-прикладного искусства популярны в наше время в южных странах? (изделия из керамики, из морских раковин)

7. Какие изделия декоративно-прикладного искусства популярны в наше время в прибалтийских странах? (изделия из янтаря)

8. Какие изделия декоративно-прикладного искусства популярны в наше время в Африке? (ритуальные маски)

9. Какие изделия декоративно-прикладного искусства популярны в наше время в Китае и Японии? (фарфор, перегородчатая эмаль, ткани с цветами, фруктами и фантастическими животными)



Предварительный просмотр:

9.26.  Декоративно-прикладное искусство. Музеи и выставки.

1. Где в наше время можно увидеть образцы декоративно-прикладного искусства? (в художественных, исторических, краеведческих, этнографических музеях; в книгах, альбомах, журналах)

2. Почему изделия старинных умельцев и современных художников интересны обществу? (изделия вызывают восхищение; появляется желание следовать примеру народных мастеров)

3. Какие виды декоративно-прикладного искусства ты знаешь? (…………..)

4. С какой целью украшали предметы быта и орудия труда древние люди? (………….)

5. Рассмотрите символику в произведениях декоративно-прикладного искусства. Какую информацию несут формы и украшения этих предметов? (…………………)

6. Послушайте народные мелодии и наигрыши. Какие предметы, изображенные на развороте, соответствуют им по стилю? (……………..)



Предварительный просмотр:

9.28.  Музыка в быту

  1. Какая музыка относится к «серьезной»?  (прошла испытание временем; не подвластна вкусам и моде; классические произведения; требует большого напряжения душевных сил)

  1. Как высказывался венгерский композитор Ф.Лист о «легкой» и «серьезной» музыке? («Есть музыка, которая к нам идет, и другая, которая требует, чтобы мы к ней шли»)

  1. Какой жанр музыкального искусства является самым популярным? И почему? (Песня. В ней как в зеркале отражаются мысли и чувства людей)

  1. Перечисли жанры народных песен. (колыбельные, трудовые, обрядовые, лирические, солдатские)

  1. Что ты знаешь об искусстве скоморохов? (подвергались гонениям со стороны церкви; их инструменты сжигались; их ссылали в Сибирь)

  1. Назови народные национальные танцы. (хоровод, полонез, полька, краковяк, бульба, крыжачок, гопак, барыня, жок, калинка, камаринская, казачок, лезгинка)

  1. Назови старинные танцы. (сарабанда, жига, аллеманда, куранта, гавот, менуэт)

  1. Назови современные танцы (___________________________)

  1. Когда начались традиции русской военной музыки? (В эпоху Киевской Руси, IX-XII вв.)

  1. Вспомни мнение великого русского полководца А.Суворова о военной музыке. («Развернутые замена и военная музыка удваивает и утраивает армию»)

  1. Кто из композиторов сочинял музыку для духового оркестра? (Бетховен, Римский-Корсаков)

  1. Назови основные жанры музыки, которые применяются в сценической, камерной и симфонической музыке. (Песня, танец, марш)



Предварительный просмотр:

9.29.  Массовые общедоступные искусства

1. Какие виды искусства связаны с техническим прогрессом? (фотография, кино, телевидение, полиграфия…)

2. Что означает слово «фотография»? (светопись)

3. Опиши оптический эффект, на котором основана техника фотографирования (луч света, попадая в небольшое отверстие камеры, передает на противоположной стенке перевернутое изображение освещенных предметов)

4. Какое историческое значение имеет фотография? (свидетель своего времени)

5. Чем отличается художественная фотография? (автор передает свое отношение к объектам съемки, выбирая момент съемки, ракурс, распределение света и тени)

6. Что общего между фотографией и изобразительным искусством? (общие жанры – портрет, пейзаж, натюрморт, картина)

7. Чем отличается фотография от живописи? (фотография ловит мгновенья, передает одномоментный образ, события; переводит его в вечность)

8. Чем помогает компьютер фотографии? (добиться необычного эффекта, соединяет различные объекты, меняет форму, фактуру, цвет предметов, прием коллажа)

9. Назови известных фотографов (Эдвард Стейхен, Прокудин-Горский Сергей Михайлович, Йозеф Судек, Александр Родченко)

10. Что означает слово «кинематограф»? («изображаю движение»)

11. Кому принадлежит изображение движущих фотографий? (братьям Луи Жану и Огюсту Люмьерам)

12. Где и когда появилось кино, как вид искусства? (в Японии, Европе, Америке в конце 19 века)

13. Когда и где показали первое кино в нашей стране? (в Москве 26 мая 1896 года в саду «Эрмитаж»)

14. Какими особенностями обладает кинематограф? (свойства зримой литературы, движущая живопись, цветомузыка)

15. Назови известных вам актеров (________________________)

16. Какие фильмы (старые и современные) ты знаешь или смотрели? (_______________________)

17. Что означает слово «телевидение»? (вдаль, далеко, вижу)

18. Когда начались первые телепередачи в Москве? (в 1935 году)

19. Кто принимает участие в создании телевизионной передачи? (сценарист, режиссер, оператор, художник, актеры, дикторы, журналисты, осветители, костюмеры, гримеры, ведущие, музыкальные редакторы)

20. Какие телепроекты ты знаешь? (_____________________)

21. Согласны ли вы с высказыванием известного американского теле- и радиожурналиста Эдвард Мэроу: «Телевидение может учить и просвещать и даже вдохновлять, но только до тех пор, пока люди будут использовать его соответствующим образом. В противном случае это не более чем ящик с проводами и лампочками»? (_____________________)



Предварительный просмотр:

9. 30. Изобразительная природа. Музыка и кино.

1. Назови авторов фильма «Летят журавли» (режиссер Михаил Калатозов, оператор Сергей Урусевский)

2. Какого приза была удостоена эта картина? («Золотая пальмовая ветвь»  в международном каннском кинофестивале) 

3. Какая пьеса и какого автора легла в основу фильма «Летят журавли»? (пьеса «Вечно живые» Виктора Розова)

4. Назови главных героев (Борис – Алексей Баталов, Вероника – Татьяна Самойлова)

5. Назови значимые особенности фильма, которые заставляют зрителя взглянуть на мир глазами Вероники (язык образов, психологизм героев, повторы деталей, ракурсов, отсылки к прежним временам, воспоминания)

6. Какие эпизоды фильма можно выделить? (эпизод с подарком, бомбежка, гибель Бориса, сцена с ребенком, встреча на вокзале)

7. Какие средства выразительности подчеркивают эмоциональный строй сцен? (________________________________)

8. Как детали фильма помогают зрителям сопереживать его действующим лицам? (_______________________________)

9. На каких нравственных ценностях акцентируют внимание зрителей создатели фильма? (_________________________)

10. Как вы понимаете смысл выражения «Летят журавли» сквозь время и пространство»? (_________________________)

11. Представьте себя членами жюри кинофестиваля, на котором демонстрируется фильм «Летят журавли». Какие особенности сценария, режиссуры, операторского и актерского мастерства вы бы отметили? (__________________________)

12. Что необходимо знать композитору, который сочиняет музыку для кино? (знать развитие драматургию фильма)

13. Кого называли Моцартом киномузыки? (Энио Морриконе)

14. К каким фильмам сочинил музыку Энио Морриконе? («Однажды в Америке», «За пригоршню долларов», «Профессионал», «Хороший, плохой, злой», «Неприкасаемые», «Гамлет»)

15. Кто озвучивал немое кино? (музыкант-тапер)

16. Какую роль играет музыка в кино? (одухотворяет фильм, вносит новые эмоции, выражает идею фильма)

17. Чем является внутрикадровая музыка? (является частью действительности)

18. Что передает закадровая музыка? ( внутреннее состояние героя, философский духовный смысл)

19. С какой целью в фильмах звучит классическая музыка? (чтобы выразить состояние души, уйти от суеты повседневности, найти согласие с миром и с самим собой, поиск высших ценностей)

20. Какие функции имеет киномузыка? (передача общего настроения картины; напоминание о прошедшем времени, другой эпохе; дополняет характеристику героев; ярче проявляет их взаимоотношения, заменяет диалоги; раскрывает подтекст фильма; выражает отношение авторов к героям и событиям)

21. Представьте себя членами жюри фестиваля под названием «Один век жизни кино». Определите 3 самых лучших фильма мира, которые можно назвать фильмами всех времен и народов, фильмами на все времена (______________________)



Предварительный просмотр:

9. 31.  Тайные смыслы образов искусства, или загадки музыкальных хитов  

1. К чему обращаются кинематографисты в своем творчестве? (к интерпретации)

2. Назови известного итальянского композитора и скрипача XVIII века, автора известного «Адажио» (Томазо Альбинони)

3. Назови его современников (Антонио Вивальди, Иоганн Себастьян Бах)

4. Для каких музыкальных инструментов сочинено «Адажио»? (для органа и струнных инструментов)

5. Почему «Адажио» внесено в Книгу рекордов Гиннеса? (потому что самое популярное произведение: звучало как музыкальная подложка в телевизионных программах, рекламах, саундтреках, в художественных и документальных фильмах; на «Адажио» сделаны транскрипции во всех стилях)

6. Кто из певцов исполнял «Адажио»? (Сара Брайтман, Лара Фабиан, Николай Басков, Полина Гагарина…)

7. Перечисли особенности звучания музыки «Адажио» (мелодия нисходящая; интонации в конце фраз скорбные; тембр органа строгий; лад минорный, траурный; ритм похож на мерную поступь шагов; можно сравнить с движением по тернистому жизненному пути; передается глубокая тоска и одиночество)

8. Выскажите свое суждение о содержании «Адажио», приняв за основу идею «человек на дороге жизни» (__________________________)

9. Какими выразительными средствами создан этот художественный образ? (_____________________________)



Предварительный просмотр:

9. 32.  Вопрос к себе как первый шаг к творчеству

1. Каким образом можно найти ответы на вопросы, которые ставит перед человеком современный сложный и загадочный мир? (в результате познания, труда и озарения)

2. С чего начинается любое творчество? (с вопроса)

3. Как рождаются человеческие творения? (сначала появляются мысли, затем они воплощаются в предметы и события)

4. У какого человека есть потенциал для развития творчества? (который не ждет, когда ему зададут вопрос, чтобы начать свой поиск; который сам умеет задавать себе вопросы и самостоятельно искать на них ответы)

5. Какой фразой древнегреческий философ высказал мысль о том, что чем больше человек погружается в суть предмета, тем больше появляется вопросов? («Я знаю только то, что я ничего не знаю»)

6. Какое место в развитии человечества, в познании мира занимает искусство? (_____________________________)



Предварительный просмотр:

9. 33.  Литературные страницы

1. Кто такой Халиль Джебран? (ливанский и американский философ, художник, поэт и писатель, выдающийся арабский писатель и философ XX века)

2. Чем прославился Халиль Джебран? (прославился знаменитой книгой «Пророк» (1923), вершиной философии поэта; переведена на более чем 100 языков)

3. Что такое престол? (символ Божественной или светской власти; священное место или трон, где восседает божество, например, престол Господень или трон монарха, духовного владыки)

4. Объясните смысл выражения «Красота эта есть сама Природа» (_____________________________)

5. Объясните смысл выражения «Красота подводит мудрого к престолу Истины» (_____________________)

6. Объясните смысл выражения «Красота – великолепие, сотканное из печали и радости» (______________________)

7. Объясните смысл выражения «Красот – это то, что привлекает твою душу, то, что любит давать, а не брать» (______________________)

8. Какие явления жизни, человеческие взаимоотношения, произведения искусства являются для вас символами красоты? (____________________)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Искусство 8 класс по программе Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской (тесты)

Примерные тесты (из опыта работы) по Искусству в 8 классе (программа Е.Д.Критской, И.Э.Кашековой, Г.П.Сергеевой) можно проводить в конце каждой четверти по каждой теме. Они включают в себя как теорети...

Искусство 9 класс по программе Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской (тесты)

Примерные тесты (из опыта работы) по Искусству в 9 классе (по программе Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской), которые проводятся в конце каждой четверти....

Искусство 8-9 классы по программе Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской (материал для экзамена в 9 классе)

Из опыта работы примерные вопросы, задания для проведения экзамена по Искусству в 9 классе (в традиционной форме)...

Варианты вопросов на уроках искусства в 8 классе по программе Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской (из опыта работы)

Варианты вопросов для учащихся (из опыта работы) для полного усвоения тем уроков Искусства в 8 классе (для каждого класса)....

Рабочая программа по предмету искусство 8 класс. По программе Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской

Данная рабочая программа по ИСКУССТВУ в 8 классе составлена на основании следующих документов:Федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования...

Рабочая программа по предмету искусство 9 класс. По программе Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской

Данная рабочая программа по ИСКУССТВУ в 9 классе составлена на основании следующих документов:·        Федерального компонента государственного Стандарта основного о...

Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "искусство" для учащихся 8,9 классов по программе Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы"

Рабочая программа соответствует  Федеральному компоненту государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утверждённого приказом Министерств...