Рабочая программа по изобразительному искусству для 6к, л классов на 2013-2014 учебный год
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

Ершова Наталья Валерьевна

Рабочая программа по изобразительному искусству для VI класса составлена на основе:

- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;

- примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству;

- авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М.    Неменский.- М.: Просвещение, 2009;

- Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ.

Рабочая программа способствует:

§  развитию художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

§  воспитанию культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

§  освоению знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

§  овладению умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

§  формированию устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Развёрнутый тематический план для учащихся 6 классов составлен применительно к учебной программе, разработанной под редакцией Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», год издания 2010. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС

Тема года: «Изобразительное искусство в жизни человека»

Наименование раздела программы

Тема урока

Количество ча-сов

Тип урока

(форма и вид деятельности обучающихся)

Содержания урока

Виды, формы контроля.

Домашнее задание

Дата проведения

По плану

фактически

 1.

Виды изобразительного искусства (8 часов)

Изобразительное искусство в     семье пластических  искусств

1

Урок формирования новых знаний.

Виды    пластических   искусств.   Виды   изобразительного   искусства:   живопись,  графика, скульптура.       Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве

Сгруппировать предложенные фото    и    репродукции   произведений  по  видам изобразительных (пластических) искусств

Принести природный   материал (веточки, колоски,   зонтичные растения)

2.

Виды изобразительного искусства

Рисунок -основа  изобразительного творчества

1

Урок формирования новых знаний, умений, навыков

Зарисовки  с   натуры    отдельных растений или веточек     (колоски, ковыль,    зонтичные   растения   и др.)  с  использованием   графических   материалов (карандаш, уголь, фломастер)

Виды   графики.   Рисунок как самостоятельное графическое     произведение. Рисунок - основа мастерства художника. Графические материалы и их выразительные возможности

Фронтальный устный      опрос. Просмотр и анализ работ

Принести травянистые растения

3.

Виды изобразительного искусства

Линия   и ее   выразительные   возможности

1

Урок формирования новых знаний, умений, навыков

Выполнение   линейных рисунков трав, которые колышет ветер (линейный ритм,  линейные       узоры травянистых    соцветий,   разнообразие в характере линий:      тонких, широких, ломких, корявых,    волнистых и т. д.). Материалы:     карандаш, уголь

Выразительные   свойства линии,  виды  и  характер линии. Условность и образность  линейного   изображения.

Ритм линий, ритмическая организация  листа.   Роль ритма в создании образа. Линейные рисунки А. Матисса,  П. Пикассо,  В. Серова

Анализ    результатов    собственной      художественной   деятельности

Подобрать репродукции графических работ    А. Матисса,    П. Пикассо,    В. Серова

4.

Виды изобразительного искусства

Пятно как средство выражения. Композиция как   ритм пятен

1

Урок формирования новых знаний, умений и   навыков

Изображение различных состояний в природе
(ветер, тучи, дождь, туман, яркое  солнце и

тени) черной и белой гуашью

Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Тон и тональные отношения. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно. Графические рисунки Ф. Васильева, И. Левитана; черно-белая графика А. Остроумовой-Лебедевой

Просмотр и анализ работ

Подобрать репродукции произведенй графики с ярко выражен-ными тональными отношениями

5.

Виды изобразительного искусства

Цвет. Основа цветоведения.

1

Урок формирования новых знаний, умений, навыков. Фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой. («Царство снежной королевы», «Изумрудный город», «Страна золотого солнца». Материалы :гуашь, кисть

Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота.

Изучение свойств цвета. Механическое смешение цветов

Просмотр и анализ работ

Подобрать осенние листья одного цветового тона, но разной светлоты.

6

Виды изобразительного искусства

Цвет в произведениях живописи.

1

Урок формирования новых знаний, умений, навыков. Изображение осеннего букета с разным настроением: радостный, грустный, торжественный, тихий.

Понятия : «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония  цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовых композиций. Выражение в живописи  эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т.

Диктант по живописи. Просмотр, анализ и оценивание работ

Принести иллюстрированные книги о животных  или рисунки и фото животных.

7

Виды изобразительного искусства

Объемные   изображения в скульптуре

1

Комбинированный

Выполнение объемных изображений животных. Материалы: пластилин, стеки

Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством
и освещением. Художественные материалы вскульптуре: глина, металл, дерево и др., их выразительные возможности. Произведения анималистического жанра В. Вата-
гина, В. Серова

Экспресс-опрос. Просмотр и анализ работ  

Подготовить вопросы к викторине по содержанию учебного материала четверти

8

Виды изобразительного искусства

Основы языка изображения

1

Повторительно-

 обобщающий

Конкурсные    задания

Обобщение материала: виды изобразительного искусства, виды графики, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения

Балльная оценка конкурсных заданий

Составить кроссворд (5-(слов), используя приобретенные знания

9

Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов)

Реальность и фантазия в творчестве художника.

1

Урок формирования новых знаний

Во все времена человек
создавал изображения окружающего его мира.
Изображение как познание окружающего мира и отношения к нему человека. Реальность и фантазия
в творческой деятельности художника. Выразительные средства и правила изображения

Ответить на во
прос: «Почему
люди
 хранят

произведения изобразительного искусства и высоко их ценят, передавая из поколения в поколение?».

Подобрать произведения изобразительного   искусства,    контрастные       между собой по языку   изображения

10

Мир наших вещей. Натюрморт

Изображение предметного мира: натюрморт

1

Урок формирования новых знаний, умений, навыков Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов с акцентом на композицию , ритм. Материалы: бумага формата А4, карандаш, мелки

Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чём рассказывают изображения пещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории    искусства.    Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное  изображение  и  его место в истории искусства. Повествовательность   плоских рисунков

Просмотр и анализ работ

Подобрать репродукции натюрмортного жанра

11

Мир наших вещей. Натюрморт

Понятие формы, Многообразие форм  окружающего  мира

1

Комбинированный

Конструирование из   бумаги    простых геометрических  тел  (конус, цилиндр,        куб, призма)

Понятие  формы.   Линейные, плоскостные и объёмные формы. Геометрические тела, которые составляют    основу    всего многообразия форм

Игра: «Определи произведение и его автора по фрагменту?»

Просмотр и анализ работ.

Подобрать изображения природных форм и форм, созданных человеком

12

Мир наших вещей. Натюрморт

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива

1

Урок формирования новых

знаний, умений

Зарисовки конструкции    из    нескольких геометрических       тел. Материалы:     карандаш,     бумага формата А4

Плоскость и объём. Перспектива как способ изображения   на   плоскости предметов в пространстве. Правила  объемного  изображения геометрических тел с натуры. Композиция на плоскости

Экспресс-опрос. Просмотр и анализ работ

13.

Мир наших вещей. Натюрморт

Освещение.   Свет и тень

1

Урок формирования новых знаний, умений

Зарисовки      геометрических   тел из гипса или бумаги   с  боковым освещением. Материалы: черная и белая гуашь или акварель,   бумага формата А4

Освещение  как  средство выявления  объёма   предмета.   Источник   освещения.      Понятие      «свет», «блик», «полутень», «собственная     тень»,     «рефлекс»,  «падающая тень». Свет как средство организации композиции в картине

Фронталь-ный опрос (устно). Самоанализ работ учащихся.

Сбор материала на тему: «Выдающиеся русские и зарубежные художники и их произведения натюрмортного жанра» (П.Сезанн, В.Ван Гог, И.Машков и др.)

14

Мир наших вещей. Натюрморт

Натюрморт в графике.

1

Комбинированный

Урок.

Выполнение    натюрморта в технике       печатной графики (оттиск с аппликации      на картоне)

Графическое изображение натюрмортов.     Композиция и образный строй в натюрморте:  ритм пятен, пропорций,   движение   и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений    об   окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и  выразительность  художественных техник. .Творчество А. Дюрера, В. Фаворского

Просмотр и анализ работ.

Продолжение по сбору материала.

15.

16.

Мир наших вещей. Натюрморт

Цвет      в натюрморте.

Выразительные возможности натюрморта

2

Урок-обобщение Работа  над  изображением      натюрморта   в   заданном    эмоциональном   состоянии:      праздничный,     грустный, таинственный. Материалы:     гуашь, кисти, бумага формата A3

Цвет в живописи и богатство   его   выразительных возможностей.   Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи      (обусловленный). Цветовая организация натюрморта - ритм  цветовых    пятен:    И. Машков, «Синие   сливы»;   А. Матисс,   «Красные   рыбки»; К. Петров-Водкин,     «Утренний          натюрморт», «Скрипка».      Выражение цветом в натюрморте настроений  и переживаний художника

Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества

Защита работ.

Завершение работы по сбору материала.

Оформление работы о художнике.

17

Вглядываясь в человека. Портрет (10 часов)

Образ человека   -главная тема    искусства

1

Урок формирования новых знаний, умений, навыков

Портрет как образ определённого   реального   человека. История развития жанра.   Изображение   человека в искусстве разных эпох. Проблема сходства в портрете.    Выражение    в портретном   изображении характера   человека,   его внутреннего мира.  Великие      художники-портретисты: Рембрант, Ф. Рокотов,       В. Боровиковский, Д. Левицкий, И. Репин

-

Подобрать репродукции портретов И. Е. Репина, которые       не рассматривались на уроке

18.

Вглядываясь в человека. Портрет

Конструкция Головы человека и её пропорции

1

Урок формирования новых знаний, умений и навыков

Работа   над   изображением   головы человека с соотнесенными  по-разному деталями лица (аппликация вырезанных      из бумаги форм

Закономерности в  конструкции головы человека. Большая   цельная   форма головы и её части. Пропорции    лица    человека. Средняя линия симметрии лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта

Просмотр и анализ работ

Оформить рамку для портрета в технике коллажа,    которая отражала   бы   ваши личные   интересы   и   увлечения.      Принести зеркало

19.

Вглядываясь в человека. Портрет

Графический портретный    рисунок    и выразительность образа человека

1

Комбинированный

урок

Выполнение    автопортрета с натуры.     Материалы:  бумага формата   А4,   уголь, мелки, карандаш

Образ человека в графическом   портрете.   Расположение портрета на листе. Выразительность графических        материалов. Графические       портреты О. Кипренского,   И. Репина, В. Серова

Просмотр и анализ работ

20

Вглядываясь в человека. Портрет

Портрет в графике

1

Комбинированный

Портрет     соседа по парте в технике силуэта (профиль).    Материалы: черная тушь, гуашь, бумага

Образ человека в графическом   портрете.   Расположение портрета на листе. Выразительность графических        материалов.

Просмотр, анализ и оценка работ

Подобрать небольшие    литературные фрагменты, характеризующие человека    по    его предметному окружению

21.

Вглядываясь в человека. Портрет

Портрет в

скульптуре

1

Комбинированный

Работа   над   изображением         в скульптурном портрете выбранного    литературного героя с ярко выраженным   характером     (Баба Яга, Кощей Бессмертный, Домовой и т. д.)

Человек - основной предмет       изображения       в скульптуре.     Материалы скульптуры.     Скульптурный   портрет  в   истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Характер человека и образ эпохи    в    скульптурном портрете.    Скульптурные портреты В. И. Мухиной и С. Т. Коненкова

Презентация   работы с произнесением   короткого   монолога   от имени       вылепленного   литературного      героя. Анализ и оценка работ

22

Вглядываясь в человека. Портрет

Сатирические образы человека

1

Комбинированный урок.

Изображение   сатирических образов литературных героев      (бумага формата А4, черная акварель или гелевая       ручка, тушь)

Человек - основной предмет       изображения .      

Тест. Просмотр и анализ работ

Сбор материала на тему «Художники-портретисты и их произведения»

23.

Вглядываясь в человека. Портрет

Образные возможности освещения в портрете

1

Комбинированный

урок.

Наблюдение    натуры и наброски (пятном)   головы в  различном  освещении  (бумага формата А4, черная    акварель, кисть)

Изменение образа человека при различном освещении

Просмотр и анализ работ

Подобрать репродукции (фото)  с  изображением человека  в различном   освещении

24.

Вглядываясь в человека. Портрет

Портрет в живописи

1

Комбинированный урок.

Ассоциативный портрет в технике коллажа      («Мама», «Папа», «Дедушка»,    «Друг», «Сестра» и т. п.). Групповая работа

Роль и место живописного портрета в истории искусства.  Обобщенный  образ человека в живописи Возрождения,    в    XVH-X1X веках, в XX веке. Портреты   Леонардо   да   Винчи, Рафаэля    Санти,    Ф. Рокотова,   В. Боровиковского, О. Кипренского, В. Серова, М. Врубеля

Тождество и контраст(

сравнительный анализ произведений), Представление работ, анализ и оценивание

Продолжение работы над

проектом

25.

Вглядываясь в человека. Портрет

Роль цвета в портрете

1

Комбинированный

Анализ цветового решения образа в портрете.    Материалы:      бумага, гуашь, кисть

Цветовое решение образа в портрете.  Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как   средство   выражения настроения   и   характера героя.   Живописная   фактура

Ответить на  вопрос:   «Кому   из известных    тебе художников    ты заказал  бы  свой портрет?     Почему?».    Просмотр и анализ работ

Завершение работы      над проектом

26.

Вглядываясь в человека. Портрет

Великие портретисты

1

Повторительно-обобщающий урок.

Выражение      творческой индивидуальности        художника в созданных им портретных образах. Личность   художника   и   его эпоха.    Личность    героев портрета и творческая интерпретация её художником.      Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников. Презентация рефератов на тему «Художники-портретисты и их произведения»

Презентация проектов на тему «Художники-портретисты     и их      произведения»

27

Человек и пространство в изобразительном искусстве (8 часов)

Жанры   в изобразительном искусстве

1

Комбинированный урок.

Предмет   изображения   и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном    искусстве. Портрет.         Натюрморт. Пейзаж.        Тематическая картина: бытовой и исторический жанры

Сгруппировать предложенные произведения  по жанрам

Выписать   названия        нескольких произведений, относящихся    к разным    жанрам,      одного художника: И. Е. Репина или В. Васнецова   (на   выбор)

28

Человек и пространство в изобразительном искусстве

Изображение пространства.

1

Уро формирования новых знаний.

Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве ХХ века и его образный смысл.

Тест

29

30

Человек и пространство в изобразительном искусстве

Правила линейной и воздушной перспективы.

2

Урок формирования новых знаний, умений и навыков

Изображение уходящей в даль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы.

Материалы: ф.А4, карандаш, гуашь с ограниченной палитрой.

Перспектива – учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Точка схода. Правила воздушной перспективы,  планы воздушной перспективы и изменения контрастности.

Соотнести репродукции произведений разных жанров (портрет, пейзаж, натюрморт) с фамилиями авторов. Просмотр и анализ работ

Сбор материала для кроссворда.

31

Человек и пространство в изобразительном искусстве

Пейзаж – большой мир. Организация пространства

1

Комбинированный урок.

Работа над изображением большого эпического пейзажа «Путь реки, изображение уходящих планов и наполнение их деталями.

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Организация перспективного пространства в картине. Высота горизонта в картине и  его образный смысл.

Опрос. Просмотр и оценка работ.

Подобрать репродукции или фото, иллюстрирующие правила перспективы.

32

Человек и пространство в изобразительном искусстве

Пейзаж – настроение. Природа и художник.

1

Комбинированный урок.

Создание пейзажа – настроения – работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе.

Пейзаж – настроение. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении. Беседа по пейзажам К.Мане, П.Сезанна, И.Грабаря, К.Юона.

Ответить на вопрос: :почему о картинах Левитана говорят: «Мало нот – много музыки»?» Просмотр, анализ и оценка работ.

Наброски с натуры городских пейзажных видов.

33

34

Человек и пространство в изобразительном искусстве

Городской пейзаж

2

Урок - творческого применения знаний, умений,   : навыков

Работа   над   графической  композицией «Мой город» (бумага формата A3, гуашь с ограниченной палитрой   или   оттиски с аппликации на картоне)

Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века

Анализ и оценка процесса и результатов собственной художественной деятельности

Подготовка к КВН (составить кроссворд для команды соперников)

35

Человек и пространство в изобразительном искусстве

Выразительные возможности изобразительного искусства.   Язык и смысл

1

Повторительно-

обобщающий

Обобщение материала учебного года

Оценка конкурсных заданий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по математике 6 класс на 2013-2014 учебный год

Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, ...

Рабочая программа по кубановедению и КТП на 2013-2014 уч.год

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование кубановедения на 2013-2014 учебный год...

Рабочая программа По химии 8 класс на 2013-2014 уч.год

Программа по химии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого Приказом МО и Н РФ от 05.03.2004...

Рабочая программа По химии 9 класс на 2013-2014 уч.год

Программа по химии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого Приказом МО и Н РФ от 05.03.2004г. № 1089, Примерной программы по химии, дл...

Рабочая программа по алгебре 7 класс на 2013 / 2014 учебный год ( по учебнику Ю. Н. Макарычева)

Рабочая программа по алгебре в 7 классе рассчитана на 3 часа в неделю , 102 часа в год....

Рабочая программа по алгебре 11 класс Колягин. 2013-2014 учебный год

Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, контрольные работы...

Рабочая программа по геометрии 11 класс Атанасян. 2013-2014 учебный год

Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, контрольные работы...