Рабочая программа по ИЗО, 8 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 8 класс) по теме

Кузнецовы Михаил и Наталья

 

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана в  соответствии с примерной программой основного общего образования по изобразительному искусству, с учётом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования,  составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (2011 год издания).  Соответствует учебному плану школы .

            С учётом возрастных особенностей каждого класса выстроена система  учебных занятий, спроектированы цели, задачи, продуманы возможные формы контроля. Сформулированы ожидаемые результаты обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_8_klass.docx72.06 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                              ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана в  соответствии с примерной программой основного общего образования по изобразительному искусству, с учётом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования,  составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (2011 год издания).  Соответствует учебному плану школы .

         С учётом возрастных особенностей каждого класса выстроена система  учебных занятий, спроектированы цели, задачи, продуманы возможные формы контроля. Сформулированы ожидаемые результаты обучения.

Изучение изобразительного искусства в 8 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

           

  Общая характеристика предмета.

Изучение изобразительного искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. В примерных программах выделяются такие закономерности изобразительных (пластических) искусств, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации и которые могут стать основой тематизма рабочих, авторских программ. Обучение изобразительному искусству в школе не должно сводиться к технократической, узко технологической стороне. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.      

                Этот учебный год посвящен содержанию и языку двух видов конструктивных искусств- дизайну и архитектуре, их место в семье уже знакомых нам искусств

( изобразительное и декоративно- прикладное). Все виды пространственных искусств связаны многими общими формами выразительных средств и жизненных функций. Между ними нет непроходимых границ, но они возникли  в разное время и связаны  с разными сторонами жизни общества.

           Архитектура как искусство возникла с зарождением городов, когда строения стали отвечать не только элементарным требованиям защиты от внешнего мира, но и требованиям красоты.

      Архитектура любого века, любого народа является памятником человеческих отношений, закрепленных как в бытовых, так и религиозных постройках. Архитектура

организует эти отношения, создавая  для их реализации  определенную среду. С изменений отношений в обществе меняется архитектура. Язык этого вида искусства всегда строился и строится  на организации пространства и проживания в нем человека. в основу образно- выразительного языка архитектуры – используемые по- разному одни и те же элементы формы( вертикаль, горизонталь, объем, пространство, фактура, цвет и т.д.)

        Дизайн как искусство возник в 20 веке. Его предшественниками можно считать первобытные орудия труда, но возникновение  этого вида искусства  прочно связано  с промышленностью, с расцветом индустриального производства. Дизайн имеет отношение к созданию всего окружающего нас предметного мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т.д.  связи архитектуры и дизайна  обусловлены едиными основами образного языка( объем, форма, пространство, фактура, цвет и т.д.)

Основой, позволяющей объединить  дизайн и архитектуру в один образовательный блок, является распространение  их как конструктивных видов композиционного творчества. Принципы пространственно-объемной композиции одинаковы и для архитектуры, и для дизайна. Объекты дизайна и архитектуры являются темой, содержащей композиции: плоскостной или объемно-пространственной.

             Изучение конструктивных искусств в  8 классе прочно опирается на большой материал предыдущих лет обучения  по архитектуре и дизайну, который освоен учащимися в начальной школе.

Место учебного предмета в учебном плане

          Согласно Региональному базисному плану и учебному плану школы  рабочая программа рассчитана на базовый уровень обучения. В программе на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 8 классе -17,5  часов, из расчета 0,5 ч.  в  неделю и с краеведческой направленностью по ИЗО «Художественная культура Тверского края -17,5 часов, из расчёта 0,5 ч. в неделю.

            Формы организации учебного процесса.

Формы организации учебного процесса

Формы учебных занятий

Методы

Формы организации работы учащихся

Виды деятельности учащихся

Комбинированный урок

Наглядности

Фронтальная

Являются активными слушателями

Практикум по разработке эскизов

Деятельностный подход

Индивидуальная

Создают презентации

Урок-беседа

Проблемно-поисковый

В парах

Выполняют упражнения, рисуют картины

Деловая игра

Широких ассоциаций

Групповая

Создают  модели домов, Макетно-рельефное моделирование района

Интерьер в технике аппликации

Создание общего вида сада (рисунок плюс коллаж)

Межпредметный интегрированный урок

Сравнения

Создают и защищают презентации

Художественного уподобления.

Основные формы контроля

Практическая работа

Тесты

Изображение картин, роспись предметов быта

Выставки работ


Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному искусству.

     

Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

         1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.

         2.Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

          3.Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.  

          4.Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.

            Программа  предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира, комплект уроков ИЗО в 8 классе., шедевров русского и зарубежного искусства.

Содержание программы 8 класс.

«Дизайн и архитектура в жизни человека».- 18 часов.

Дизайн и архитектура- конструктивные искусства в ряду пластических искусств. Художник- дизайн- архитектура. Искусство композиции- основа дизайна и архитектуры.-4 часа.

        Конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Общее и разное в образно- языковых основах и жизненных функциях конструктивных и изобразительных видах искусств. Архитектура  и дизайн как «вторая природа», как рукотворная среда нашего обитания. Многообразие современной материально-вещественной среды. Плоскостная композиция в дизайне. Разнообразие полиграфического дизайна, его художественно- композиционные, визуально- психологические и социальные аспекты.

Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий.- 4 уроков.

         Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до индустриального градостроения. Связь миропонимания, образа жизни, природных и социальных условий со строительством зданий и организация городской среды. Проживание пространства - основа образной выразительности архитектуры.

        Здание - объекта в пространстве, в градостроительстве. Понимание архитектуры как объемно-пространственного художественного мышления. От плоскостного изображения к макетированию объемно-пространственных композиций.

Город и человек. Социальное значение дизайна  и архитектуры как среды жизни человека.- 4 уроков.

         Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша и каменного топора до индустриального градостроительства. История архитектуры и дизайна как развитие образно-стилевого языка конструктивных искусств и технических возможностей эпохи. Среда жизни современного человека - «рукотворная природа». Массово-промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и сознание людей. Связь миропонимания, образа жизни, природных и социальных условий со строительством зданий и организацией городской среды. Проживание пространства - основа образной выразительности архитектуры.

Человек в зеркале дизайна и архитектуры.- 5 часов.

           Организация пространства и среды как отражение социального заказа, индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре. Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного дома и имиджа. Моделируя свой облик и среду, человек моделирует собственный мир.

     « Художественная культура Тверского края» (17 часов);

    Декоративно-прикладное искусство народов России богато и разнообразно. Заслуженной славой пользуются произведения художников Хохломы, Городца, живописцев Палеха, Мстеры, Холуя, Федоскина, Жостова, Нижнего Тагила, ювелирные изделия Великого Устюга, холмогорских и тобольских косторезов, богородских и хотьковских резчиков по дереву, мастеров глиняной игрушки Каргополя, Дымки, Абашева, кружевниц Вологды, Ельца, ткачих и вышивальщиц южных, центральных и северных областей, ковровщиц Курска,Тюмени, Омска, Ижевска, а также мастериц многих других центров художественного ремесла.

Изделия народных мастеров отличаются глубоким пониманием основ материала, органическим единством утилитарности вещи с ее декором, национальным колоритом.

Народные мастера не ездили за сырьем на дальние расстояния, а обрабатывали то, что было под руками, что дает окружающая среда -естественные ресурсы. У кого под руками дерево - дерево, у кого под руками камень - камень, где есть глина - использовали глину и т. д.

Народное искусство помогает взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Труд, направленный на создание полезных в быту вещей, в народном искусстве соединяется с творчеством, что очень важно для эстетического и трудового воспитания учащихся. Уроки декоративного рисования неразрывно связаны с особенностями изучения народных декоративно-художественных промыслов - одной из наиболее ярких форм народного искусства.

У промыслов Тверского края интересная многовековая история: обработка дерева, которой владели наши предки, гончарное ремесло, старинная вышивка, искусство кружевниц, узорное ткачество, золотое шитье.

Народное искусство живет и сегодня. Творения мастеров Торжка, Твери, Калязина, Лихославля, Максатихи, Андреаполя, Вышнего Волочка, Конакова, Осташкова не только украшают быт. В них душа народа, его

видение мира, восприятие добра и зла, его культура. Это вышитые полотенца, скатерти, одежда, керамическая и фаянсовая посуда, расшитые золотом женские украшения и предметы быта, глиняные игрушки-свистульки и деревянные матрешки-игрушки, кружевные воротнички, манжеты, душегреи, занавески, изделия из цветного и прозрачного стекла, берестяные корзинки, хлебницы, туеса, бутылки, лапти, короба, деревянные резные наличники, фронтоны. Их продуманная форма и пропорции, рисунок орнамента и цвет самого материала характеризует эстетику данных вещей, их художественное содержание, превращают утилитарный предмет в произведение искусства.

     В Тверской области художественные предметы и изделия выпускают многие предприятия: ОАО «Конаковский фаянсовый завод», АО «Красный май», города Вышнего Волочка, Андреапольский фарфоровый завод, ОАО «Тверьстекло» г. Тверь, г. Лихославль ЗАО «Художественные промыслы». Такой тип производства именуется художественной промышленностью. К ней примыкает, но заметно отличается характером, продукция народных художественных промыслов, в которой облик предмета, формирование его художественных особенностей зависит от ручного творческого труда мастера-художника, что определяет конечный результат.

             Народно-художественные промыслы формировались первоначально в народной среде как изготовления в быту предметов. Их делал каждый человек для себя, не будучи еще профессиональным гончаром, ткачом, кружевницей, резчиком по дереву. Ремесленную работу он выполнял параллельно со своим основным занятием (охотой, землепашеством, строительством, скотоводством). Художественные промыслы возникали там, где были достаточное количество местного сырья и устойчивый спрос на изделия.  

        Современные художественные промыслы находятся в процессе постоянного развития. Коллективный опыт мастеров формирует методику преемственности от старшего поколения к молодому, от отца к сыну, от матери к дочери. В итоге такого развития народного искусства отшлифовывается форма изделия, сохраняются красивые и содержательные мотивы орнамента, сложилась художественная традиция как система мировоззрения мастеров и как ремесленная основа творчества. Произведения народных мастеров-художников Тверского края вошли в среду современного жилища и общественного здания, предметы,   наделенные своеобразной формой, содержательным узором, оригинальной цветовой окраской: посуда, скульптура керамическая или фаянсовая, глиняная игрушка, женская одежда, украшения, вышитые золотом, жемчугом, нитями, разноцветными узорами.

Во многих районах нашей области созданы авторские школы ремесел:

  • город Бежецк -   керамика, фаянс, глиняная игрушка; город Калязин - коклюшечное и филейное кружево;
  • город Ржев - граверное дело, глиняная игрушка, резьба по дереву;
  • Лихославль -    школа-студия художественных ремесел.
  • Город Торжок – золотное шитьё, глиняная игрушка

 Сегодня творчество мастера художественного промысле ценится также высоко, как работа любого художника, музыканта, писателя или архитектора. Но достижения этих высот возможно лишь при овладении основами ремесла и глубоком понимании традиций народного искусства нашей области.

Учащийся раскрывается не тогда, когда он выступает в роли пассивного слушателя, зрителя, а когда сам увлечен каким-то делом, требующим активности, самостоятельности и воображения. Вот здесь важную роль играет народное декоративно-прикладное искусство. Желание лепить самим из глины, сочинять орнаментальные узоры, выполнять роспись по дереву, вышивать, плести из бересты, выполнять коллективное панно из различных материалов, объемные напольные вазы и другие изделия возникает у ребят при знакомстве с произведениями народных мастеров Тверского края.

       Внимательно изучая произведения народных мастеров, учащиеся смогут постигнуть основы родной культуры.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования являются:

 познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности;

информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации;

 рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.

Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.

       Учащиеся должны знать:

- как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;

- особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;

- основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.

Учащиеся должны уметь:

- конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме)

- моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;

- работать с натуры ,по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;

- конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную    

   композицию;

- использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;

- владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

- создавать композиционные макеты объёктов на предметной плоскости и в пространстве;

- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

- работать над эскизом монументального произведения  (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

- использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;

- использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон, цветные плёнки; краски: гуашь, акварель; графические

   материалы.                                                            

Развернутый тематический план  8класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования

к уровню подготовки учащихся

знать/уметь

Форма контроля

Оборудование

Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Р а з д е л  1. дизайн и архитектура – конструктивные искусства
в ряду пространственных искусств (  4 часа)

Цель: развивать творческие способности и навыки постижения средств искусства, обогащать опыт восприятия и оценки произведений искусства, формировать ценностно-смысловую компетенцию.

Задачи :научить практическим действиям.

1

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции,

прямые линии и организация пространства.

1

Изучение нового материала

Изучение нового материала

Введение в искусство архитектуры.

Основные понятия: конструктивное искусство, дизайн.

Представление об элементах композиционного творчества в архитектуре и дизайне.

Архитектура и ее функции в жизни людей

Знать:

– как анализировать произведения архитектуры и дизайна;

– о месте конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общее начало и специфику;

– особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественного начал;

– основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.

Уметь:

– гармонично сбалансировать композиции из трех прямоугольников;

Композиция из трех прямоугольников

Введение в композицию от 3 до 5 прямых линий

Компьютер презентация по теме.

макеты домов,

иллюстрации

Карандаш, краски кисти

2

Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна

1

Рисунки (композиции) по темам (примерные): «Шум дождя», «Суматоха» и т. п.

компьютер

Цветные мелки, бумага

3

Искусство шрифта. Буква – строка – текст

1

Изучение нового материала  

Общее и разное в образно-языковых основах и жизненных функциях

Композиция заглавной буквы

Фломастеры

Бумага, простой карандаш


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне, многообразие форм дизайна

1

Изучение нового

материала

конструктивных и изобразительных видов искусств

Организация пространства вокруг архитектуры

– передавать в работе (выражать) свое настроение (ощущение)

и состояние от происходящего

в природе, картинах жизни

Макеты плаката,

поздравительной

открытки, разворота

книги

Карандаш, краски кисти

Ножницы

клей

Ножницы

Клей

бумага

Р а з д е л  2. художественный язык конструктивных искусств. в мире вещей и зданий (4 часов)

Цель: развивать творческие способности и навыки постижения средств искусства, обогащать опыт восприятия и оценки произведений искусства, формировать ценностно-смысловую компетенцию.

Задачи :научить практическим действиям.

5

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональ ность

1

Изучение нового материала

Ознакомление с понятиями: ландшафтная архитектура, скульптура, памятник, рельеф, барельеф, горельеф, контррельеф. Место расположения памятника и его значение  

Уметь:

– конструировать объемно-пространственные композиции;

– моделировать в своих творческих работах архитектурно-дизайнерские объекты, основные этапы художественно-производ-ственного процесса в конструктивных искусствах;

– работать по памяти, с натуры

и по воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и внешней среды;

– конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-простран.композицию

Выполнение макета

из нескольких прямоугольных призм

компьютер

Ножницы

Клей

бумага

6

Архитектура – композиционная организация пространства

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм 

1

Изучение нового материала

Творчество великих архитекторов. Важнейшие архитектурные элементы здания.

Достижение композиционного взаимосочетания объектов

Соединение объемов, составляющих здание

Ножницы

Клей

бумага

Компьютер презентация по теме.

макеты домов,

иллюстрации

7

Важнейшие архитектурные элементы здания

1

Создание эскиза архитектурных элементов здания

Карандаш, краски, кисти

ножницы

 

8

Цвет в архитектуре и дизайне 

1

Изучение нового материала

Роль и значение цвета

в архитектуре и дизайне

Цветовое решение макетной композиции

Краски. восковые мелки

Р а з д е л  3. город и человек.

социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека (4 часа)

Цель: развивать творческие способности и навыки постижения средств искусства, обогащать опыт восприятия и оценки произведений искусства, формировать ценностно-смысловую компетенцию.

Задачи :научить практическим действиям.

9

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого

1

Изучение нового материала

История развития архитектуры. Истоки архитектуры. Первоэлементы архитектуры  

Уметь:

– использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвет, объем, статику и динамику тектоники, фактуру;

– владеть навыками формирования, использования объемов

в дизайне и архитектуре;

– создавать композиционные макеты объектов, архитектурные образы графическими материалами;

Силуэтная зарисовка знаменитых построек

компьютер

презентация

крупные речные камни

10

 Город, село сегодня и завтра.

Тенденция и перспектива развития архитектуры.

1

Изучение нового материала

Развитие образного языка конструктивных искусств.

Подбор и анализ репродукций с изображением интерьера зданий. Среда жизни современного человека. Интерьер в бумажной пластике.

Фантазийная зарисовка «Архитектура будущего» Макетно-рельефное моделирование села

компьютер

краски,

восковые

мелки

Изучение нового материала

– работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, панно, фреска);

– выполнять рельеф, витражную розетку (бумажная пластика), мозаику (по собственному эскизу), аппликацию;

– оформлять интерьер школы, своей комнаты;

– изготовить по собственному эскизу проект «Архитектура будущего»

11

Дизайн – средство создания интерьера

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства

1

Историчность и социальность интерьера

Связь природы и архитектуры

Интерьер в технике аппликации

Создание макета сквера с фонтанами, беседками и т. д.

цветная бумага

ножницы

картон компьютер

 

12

Проектирование города: архитектурный замысел

1

практикум проектная деятельность

Истоки монументальных вдов искусства. Подбор искусствоведческого материала о монументальном искусстве

Коллективная работа над макетной композицией: проект города  

бумага

ножницы

карандаш

Р а з д е л  4. человек в зеркале дизайна и архитектуры (5 часов)

Цель: развивать творческие способности и навыки постижения средств искусства, обогащать опыт восприятия и оценки произведений искусства, формировать ценностно-смысловую компетенцию.

Задачи :научить практическим действиям.

13

Мой дом – мой

образ жизни. Функционально-архитектурная планировка дома

1

Изучение нового материала

Ознакомление с известнейшими музеями России. Поисковая работа «Русские музеи». Подбор материала по теме

Уметь:

– использовать изобразительные средства выразительности при моделировании архитектурного ансамбля;

Рисунок: частный дом в городе, в лесу, в деревне (по выбору).

компьютер

краски

бумага

14

Интерьер комнаты – портрет хозяина. Дизайн интерьера

1

Изучение нового материала

Моделирование архитектуры и архитектурного ансамбля

– применять разнообразные материалы (бумага, картон),

 краски (гуашь, акварель),

графические материалы

 

Компоновка интерьера дома

компьютер

краски

бумага

15

Дизайн и архитектура моего сада

1

Урок-экскурсия

Выполнение творческой

работы «Мой сад»

Уметь

Применять графические материалы: карандаш, тушь, мелки при выполнении творческих работ;

– использовать материалы для работы в объеме (картон, бумага, пластилин);

– создавать творческие работы по собственному замыслу и воображению;

– выступить публично (доклад, презентация, защита творческого проекта и т. п.)

Создание общего вида сада (рисунок плюс коллаж)

компьютер

краски

бумага

16

Мода и культура. Дизайн одежды.

мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды

1

Изучение нового материала

Изучение нового материала

Разнообразные материалы в изображении и моделировании, их назначение, особенности

Создание композиционных макетов современной одежды

Зарисовки дневного, вечернего платья костюма

бумага

карандаш

восковые

мелки

17

Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна

Моделируя себя, моделируешь мир

1

Урок-практикум

Ознакомление с различными образцами имиджа, их сравнение и анализ, выполнение творческой работы

Коллективное задание группам: сценарные разработки проекта имиджа, творческая работа .

Компьютер

презентации

творческие работы учащихся

Декоративно прикладное искусство «Тверского края» (17чассов)

Цель: развивать творческие способности и навыки постижения средств искусства, обогащать опыт восприятия и оценки произведений искусства, формировать ценностно-смысловую компетенцию.

Задачи :научить практическим действиям.

                                                           

2

3

4

5

6

7

8

9

10

18

Декоративно-прикладное искусство, его

виды.

Народные художественные промыслы Тверского края

1

Урок-видио

 экскурсия

Виды декоративно-прикладного искусства, народного творчества и ремесел: крестьянские жилые постройки, резьба и роспись по дереву. Гончарное производство, народная одежда, ручное ткачество, кружево, вышивка.

Уметь: – создавать творческие работы по собственному замыслу и воображению;

 выступить публично (доклад, презентация, защита творческого проекта и т. п.)

 

– использовать материалы для работы в объеме (картон, бумага, пластилин);

– создавать творческие работы по собственному замыслу и воображению;

– выступить публично (доклад, презентация, защита творческого проекта и т. п.)

Компьютер

презентации

творческие работы учащихся

19-21

«Крестьянские жилые постройки».

1

Изучение нового материала

Урок практикум

Отличительные особенности крестьянских жилых построек Тверского края. Строение старинной избы. Наружные украшения тверских изб: фронтоны, наличники, крыльца, ворота.

Архитектура родного края.

Проект. Строение старинной избы.

Рисунок. Наружные украшения Тверских

изб: наличники. фронтоны, крыльца, ворота.  

Цветные мелки,

2

Компьютер

презентации

творческие работы учащихся

22-24

  

Народные художественные промыслы Тверского края.

            Тверские узоры                   разделочная доска

3

Урок-видео экскурсия

Урок-практикум

Урок практикум

Эстетическая и историческая ценность резьбы по дереву. Семантика, стиль, характер в Тверской резьбе и росписи. Орнаментальные мотивы резьбы и росписи. Художественно-стилевые приемы резьбы и росписи Тверской земли.

Тверская матрешка.

Индивидуальная творческая работа

Компьютер, цветная бумага, ножницы

карандаш, уголь, ножницы, картон,

компьютер слайды

25

26

.«Резьба и роспись по дереву».

«Тверская матрёшка»

.«Кузнечное ремесло».

1

Урок-экскурсия

изучение нового материа ла

Эстетическая и историческая ценность резьбы по дереву. Семантика, стиль, характер в Тверской резьбе и росписи. Орнаментальные мотивы резьбы и росписи. Художественно-стилевые приемы резьбы и росписи Тверской земли.

 

История возникновения  художественной обработки металлов. Развитие, технология выполнения  кованых изделий (кувшины, котлы, светцы, хомуты).

Уметь: – создавать творческие работы по собственному замыслу и воображению;

– использовать материалы для работы в объеме (картон, бумага, пластилин);

– создавать творческие работы по собственному замыслу и воображению;

– выступить публично (доклад, презентация, защита творческого проекта и т. п.)

Проект вечернего платья, костюма

Рисунок: одежда для дома, для улицы (комплект)

Цветные мелки,

1

Подготовлен- ные  деревянные изделия, карандаш

краски

компьютер

медная проволока

деревянная

дощечка

27-29

 .«Гончарное производство»

«Конаковский фаянс»

«Лихославльская

керамика»

«Торжокская игрушка»

3

Урок-видео

экскурсия

Урок-практикум

Урок практикум

История возникновения гончарного производства. Развитие фаянсовой промышленности и особенности производства, росписи. (Конаковский фаянс, Торжокская игрушка, Лихославльская керамика).

Отличительные особенности промыслов.

Конаковский фаянс

Торжокская игрушка

Лихославльская керамика.

 

Компьютер, цветная бумага, ножницы

карандаш, уголь,  ножницы картон, компьютер слайды

Пластилин, стеки, гуашь

2

3

4

5

6

7

8

9

10

30-31

. «Художественная вышивка и кружево Тверского края»

2

Урок-экскурсия

Урок практикум

Эстетическая и историческая ценность вышивки. Семантика, стиль, характер в Тверской вышивке. Орнаментальные мотивы вышивки. Художественно-стилевые приемы шитья Тверской земли. Элементы фелейной вышивки: строчка, мережка "кисточки", мережка "столбик", перевивка, одинарная "штопка", настил.

 

Уметь: – создавать творческие работы по собственному замыслу и воображению;

– использовать материалы для работы в объеме (картон, бумага, пластилин);

– создавать творческие работы по собственному замыслу и воображению;

– выступить публично (доклад, презентация, защита творческого проекта и т. п.)

Компьютер

карандаш

бумага цветные карандаши

32-33

 

.«Народная одежда»

2

Изучение нового материала

Урок

практикум

  История народного костюма, развитие, технология выполнения костюма.

Предметы женского и мужкого нарядов.

Проект народного платья. костюма

Рисунок: одежда для дома, для улицы (комплект)

Цветные мелки,

Компьютер

презентации

творческие работы учащихся

Учебно-методическое обеспечение уроков.

 

  1. С.И. Пономарькова. Декоративное оформительское искусство в школе.- Москва: Просвещение, 1976.
  2. А. Н. Тихомиров. Искусство итальянского возрождения.- Москва: Просвещение, 1963.
  3. Современная иллюстрированная энциклопедия.- Москва: Росмэн- Пресс, 2007.
  4. Портретная живопись в России 18 века. Из собрания Эрмитажа.- Ленинград, 1987.
  5. Санкт- Петербург. Три века архитектуры. – Санкт- Петербург: Норинт, 2002.
  6. Н.Н.Ростовцев. Методика преподавания ИЗО в школе. Москва: Просвещение, 1998.
  7. Л.Б. Рылова. Изо в школе.-М.,1992.
  8. Н.М. Сокольникова. Краткий словарь художественных терминов. -М, 1998.
  9. Школа изобразительного искусства под редакцией А.Н. Пономарева.- М., 1998.
  10. В.В.Шоган. Технология личностно- ориентированного урока.-М.,2003.
  11. Б.М.Неменский. Искусство вокруг нас.- Москва: Просвещение, 2003.
  12. Б.М.Неменский. Твоя мастерская.- Москва: Просвещение, 2003.
  13. Л.А.Шитов, В.Н.Ларионов. Уроки изобразительного искусства. Живопись.- Москва: Просвещение, 1995.
  14. Н.Н.Волоков. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1965.
  15. А.А.Унковский. Живопись фигуры.- Москва: Просвещение, 1988.
  16. Ф.В.Ковалев. Золотое сечение в живописи. -М.: Высшая школа, 1989.
  17. А.Ф Шембель. Основы рисунка. –М.: Высшая школа, 1994.
  18. П.П.Ревякин. Техника акварельной живописи.-М.,1989.
  19. П.Я Павлинов. Для тех, кто рисует.- М.: Художник, 1965.
  20. К.В.Мандер. Книга о художниках.- С-П: Азбука- классика, 2007.

      21. Бертон П., Кейв В., Игрушки. – М.; Росмэн, 1996.

      22.Волков И.П., Художественная студия в школе: книга для учителя: из опыта работы. – М.; Просвещение, 1993.

      23.Жегалова С.К., Русская народная живопись: книга для учащихся старших классов. – М.; Просвещение, 1994.

      24. Кирцер Ю.М., Рисунок и живопись. – М.; Высшая школа,1992.

      25. Кожохина С.К., Путешествие в мир искусства. – М.; «ТЦ Сфера», 2002.

      26. Киреева Л.Г.,Саськова О.А., Рисуем кукольный спектакль. – Волгоград; Изд. «Учитель», 2008.

      27. Неменский Б.М., Методическое пособие по изобразительному искусству. – М.; Просвещение,2006.

Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.

Цифровые образовательные ресурсы:

«Учимся рисовать» 2006 ООО «Полеты Навигатора;

«Шедевры русской живописи», «Кирилл и Мефодий»;

 «Русский  музей», ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия 2005;

Энциклопедия изобразительного искусство, ООО «БИЗНЕССОФТ «Россия 2005;

«Шедевры архитектуры» New Media Generation 1997, 2002.

Интернет – ресурсы:

Музейные головоломки  http://muzeinie-golovolomki.ru/

Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников  http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php

Виртуальный музей искусств   http://www.museum-online.ru/

Академия художеств "Бибигон"http://www.bibigon.ru/brand.html?brand_id=184&episode_id=502&=5

Сайт словарь терминов искусства  http://www.artdic.ru/index.htm   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...