Народы степей. Урок ИЗО 4 класс
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему

Скобелева Татьяна Анатольевна

Музыкальный урок с презентацией по стандартам второго поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narody_stepey.rar2.88 МБ

Предварительный просмотр:

Скобелева Татьяна Анатольевна,

Учитель ИЗО и черчения

МОБУ СОШ №7 п. Весёлый

Открытый урок изобразительного искусства по программе Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»3 четверть «Каждый народ- художник».

                       Тема урока: Искусство народов степей.(4 класс)

Тип урока: урок-путешествие.

Практическая работа: работа по группам:

1 группа «Иголочка»-  изготовление жилища казахов, украшение его аппликативными цветными орнаментами.

2 группа «Ниточка»- изображение фигур людей в казахской национальной одежде.

3 группа «Узелок»- украшение казахского ковра национальным орнаментом.

Зрительный ряд: презентация «Искусство народа степей».

Музыкальный ряд: отрывки музыкальных произведений разных народов (Север, Кавказ, Казахстан).

Оборудование для учителя: ИКТ, панно на доске «Степь» (пейзаж, который к концу урока должен быть населён фигурами людей в национальной одежде и изображением юрт (при большем количестве детей возможно население животными)), заготовка для ковра, закрашенная в красный цвет, конвертики с аппликативным материалом для ковра (орнаментом) и раздаточным материалом по группам /Приложения 1,2,3,/

Оборудование для учащихся: бумага, краски, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, клей, цветная бумага, губка.

                                         Технологическая карта изучения темы

Цель

Формирование представлений о богатстве и многообразии художественных культур мира; познакомить с искусством народов степей.

Задачи

1) обучающие: понимать связь художественного образа культуры народов степей с природными условиями жизни народа; уметь различать национальные мотивы в орнаменте, подбирать орнамент и украшать ковер и одежду в традициях казахского народа, умение изготавливать юрту способом вырезания и украшения аппликацией;
2) воспитывающие: формирование уважительного отношения к культуре другого народа; бережного отношения к результатам своего труда, умение работать в группе;
3) развивающие: формирование личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности и применение их в процессе выполнения работы (аппликация, декоративная работа). Умение компоновать на плоскости листа задуманный художественный образ; умение рассуждать о многоообразии представлений о красоте у народов мира, способности в самых разнообразных условиях создавать свою самобытную художественную культуру.

Личностные: уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны. Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.
Регулятивные: с помощью учителя выдвигать цель работы, составлять план выполнения творческой задачи; работая по плану, сверять свои действия и при необходимости исправлять ошибки; определять степень успешности выполнения своей работы, давать оценку ей.
Познавательные:
логические: выполнять универсальные логические действия (анализ – выделение признаков);
общеучебные: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; определять наиболее эффективные способы достижения результатов.
Коммуникативные: доносить свою позицию до других; отстаивать свою точку зрения; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения; умение договариваться о распределении функции, ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль.

Основные понятия

Кочевники, юрта, орнамент, домбра, тюбетейка, белдемше, тускииз.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Окружающий мир (знание других  национальностей). 
Технология (правила работы с ножницами). 
Развитие речи (обогащение словарного запаса).

Музыка (национальные мелодии, музыкальные инструменты).

География (знание природных особенностей других регионов).

Группо вая, индивидуаль ная

  1. Учебник «Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь», автор Л.А.Неменская, М.: «Просвещение», 2011.
  2. http://azbyka.kz/gosudarstvo-kazahstan-gosudarstvennye-simvoly-geograficheskoe-polozhenie-kazahstana-i-ego-granic
  3. http://music.tonnel.ru/index.php?l=music&alb=40920
  4. http://muzofon.com/search/
  5. http://gettune.net/?a=music&q
  6. http://www.uchportal.ru/load/149-1-0-17931
  7. http://900igr.net/kartinki/geo...stvo-narodov-gor-i-stepej.html
  8. http://gettune.net/?a=music&q=%E4%EE%EC%E1%F0%E0+%EA%E0%E7%E0%F5%F1%EA%E8%E9+%F2%E0%ED%E5%F6
  9. http://forumsmile.ru/pic21554.html
  10. http://miranimashek.com/photo/100-6-0-0-2

Ход урока

  1. Оргмомент.

Организация начала урока, по группам раздаётся текст в зависимости от названия группы:

 1 группа «Иголочка»- «Юрта»

2 группа «Ниточка»- «Костюм»

  1. группа «Узелок»- «Орнамент»

- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Я очень рада вас видеть на своём уроке.

  1. Введение в тему.

1-й этап. Мотивация к деятельности

Цель: определение настроения детей на начало урока, мотивировать учащихся на изучение темы, создание проблемной ситуации.

 (Слайд 1) - Начнем урок мы с того, что определим, с каким настроением вы пришли ко мне на урок. На столах у вас выберите тот смайлик, который соответствует вашему настроению на начало урока. (На доске заполнить табличку рефлексии с подсчётом оценки настроения на начало урока).

 - Чему был посвящён наш прошлый урок? Давайте же вспомним, какие жилища строят разные народы. (Слайд 2) Анимация по щелчку.

Дети перечисляют узнанные жилища разных народов: иглу, чум, сакля, вигвам, … На изображении юрты дети затрудняются. Возникает проблема.

-Что это за жилище, кто его построил, кто в нем живет? Это жилище степных кочевников. Называется оно- юрта. Хотите ли вы побольше о нём узнать?

Самоопределение: определение темы урока , нужно ли мне это знать; зачем мне это нужно..

- Давайте определим тему нашего урока. Учитель корректирует. (Слайд 3)Запись темы на доске.

- Ребята, а вам в будущем пригодятся эти знания или нет, для чего?

2-й этап. Учебно-познавательная деятельность

Последовательность изучения

Обучающие и развивающие задания

Актуализация знаний учащихся
Цель:
 актуализировать знания учащихся о юрте, её конструкции. Знакомство с терминами: юрта, тускииз, кочевники.

(Слайд 4)

- Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие и узнать, какие дома строят жители степей, приспосабливаясь к  климатическим условиям.  

Ведь люди научились жить и в горах, и в низинах, затапливаемых водой во время разливов рек, и среди снегов, и среди раскаленных песков. Всюду, где живет человек, есть необходимое жилище. Свой дом каждый народ  с любовью украшает и населяет различными предметами. Так что же за жилище – юрта. (Сообщение 1 группы)./Приложение 1/(Слайды 5-6). Какие новые слова нам встретились? Выписываем на доску.

Расширение знаний
Цель:
 познакомить с орнаментом казахов, его элементами и мотивами. Знакомство с терминами: юрта, Казахстан, орнамент.

– А еще каждый народ придумывал свои узоры. Такие узоры называются национальными. Мы с вами знакомимся со степным народом- казахами, нашими соседями с юго- западной стороны. Раньше Казахская республика была в составе СССР, но после распада союза стала отдельным государством - Казахстаном.(Слайд 8) (Сообщение 2 группы). /Приложение 2/.(Слайды 8-11) ). Какие новые слова нам встретились? Выписываем на доску.

Расширение знаний.

Цель: познакомить с национальным казахским костюмом, цветом орнамента, музыкальным инструментом- домброй. Знакомство с терминами: юрта, тюбетейка, домбра, белдемше.

- Каждый ли народ имеет свой национальный костюм, как вы считаете? (Сообщение 3 группы). /Приложение 3/(Слайды 12-13) Звучат звуки домбры. ). Какие новые слова нам встретились? Выписываем на доску.

Музыкально- развлекательная  физминутка.

- Впереди нас ждет много интересного, но сначала давайте отдохнем и поиграем в игру:  «Угадай, какой национальности  принадлежит мелодия». (Слайды 14-17  ). (Учитель предлагает учащимся  прослушать отрывки из национальных мелодий разных народов. На русской народной мелодии предлагается немного отдохнуть и потанцевать).



3-й этап Практическая работа в группах.

Сообщение плана работы.
Цель: 
формировать умение принимать учебную задачу.

– А как вы думаете, что мы будем делать с вами на уроке, какова цель нашего урока? За один урок мы должны показать все изученные сегодня направления в искусстве казахов. Как это можно успеть?

 ( Работа в группах по разным направлениям).
- Чем будет заниматься каждая группа?
(Слайд 18- организационный). Анимация по щелчку.
- Вы будете работать в группах, поэтому сначала давайте вспомним правила работы в группе.
1. Работай дружно. Не ссорься.
2. Советуйся с друзьями.
3. Умей договариваться.
4. Помогайте друг другу.

Каждая группа имеет разноуровневые по сложности задания для детей:  либо работа по образцу, либо самостоятельное творчество.

Практическая работа в группах.
Цель: проведение инструктажа по ТБ;  
уметь  подбирать, вырезать и компоновать орнамент на  ковре, украшать  одежду в традициях казахского народа, умение изготавливать юрту способом вырезания из вдвое сложенной бумаги и украшения аппликацией, вырезанной из сложенной гармошкой полоски бумаги.

- На столах у вас лежат необходимые для работы инструменты. Что вы видите?

Как правильно работать ножницами, клеем?

Каждая группа определяет порядок своей работы и приступает к выполнению задания.

Учитель проводит работу в группах: уточняет, корректирует, поясняет. В процессе работы звучит казахская мелодия.

4-й этап. Оценка результатов деятельности и закрепление.

Цель: учить давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

По окончании  работы заполняется панно фигурками людей и изображением юрт, ковер заполняется орнаментом, всё  вывешивается на доске.

-  Посмотрите, какие интересные и чудесные работы у нас получились! Каждый из вас внес свой вклад в общую работу. Давайте оценим коллективную работу тюльпаном, который тоже наклеим на панно внизу, образуя таким образом поле тюльпанов.(Слайд 19) Анализ оценки работы детьми в форме диалога: почему, что понравилось или что не понравилось.

Вопросы на закрепление.

Цель: организация закрепления изученного материала.

(Слайд 20).

  • Искусство какого народа мы с вами рассматривали на уроке?
  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Какие новые слова вам запомнились? Что они означают?
  • Как искусство степного народа связано с природой этого края?
  • Достигли ли мы цели урока?

Рефлексия. Оценка настроения детей на конец урока с целью определения влияния урока на детей.

- А теперь давайте посмотрим на ваше настроение в конце урока.

- Мы отлично поработали, большое спасибо вам за работу на уроке.

Таблица определения настроения детей на начало и конец урока.

Критерий

Начало урока (Количество)

Конец урока (количество)

                         Рефлексия

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мордва – крупнейший финно-угорский народ». Конспект урока по географиив 9 классе

Межпредметный интегрированный урок (география, история, искусство). Цель - определить самобытность мордовского народа....

"Песня-душа народа"открытый урок по музыке в 5 классе

- раскрыть учащимся роль песни в жизни русского человека, в нравственном воспитании;- способствовать развитию навыков анализов текстов лирических песен, раскрывающих замечательные качества русского на...

Урок "Самый уральский народ: башкиры" география 8 класс

Урок НРЭО 8 класс при изучении темы "Население России"....

Урок Культуры народов Ямала в 5 классе

конспект урока по культуре народов Ямала для 5 класса...

Презентации Обычаи, обряды и традиции русского народа к урокам ИЗО в 5 классе для каждого урока

Презентации Обычаи, обряды и традиции русского народа  к урокам ИЗО в 5 классе для каждого урока...

Конспект урока 6 класс урока музыки по теме: Музыкальный фольклор народов России

Обряды и  обычаи глубоко вошли в жизнь русского народа и стали ее неотъемлемой частью. Все более или менее значительные события в жизни людей - будь то рождение ребенка, вступление в брак, смена ...