Исторический жанр в русской живописи
презентация к уроку (изобразительное искусство, 7 класс) по теме

Ильина Людмила Николаевна

Презентация к уроку в 7 классе "Исторический жанр в русской Живописи". Презентация разбита на 2 части.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

исторический жанр в живописи русских художников Автор методического пособия Учитель изобразительного искусства школы №1288 Ильина Людмила Николаевна Научный руководитель: к.п.н. Лепская Надежда Анатольевна Лаборатория компьютерных технологий в художественном образовании ЦНХО Г.Москва 1

Слайд 2

содержание Академия художеств и русский классицизм. Антон Лосенко – первый русский исторический живописец Романтизм в изобразительном искусстве России. «Последний день Помпеи» К.П.Брюллова . Реализм в творчестве художников-передвижников. Суриков В.И.- один из наиболее ярких представителей русских художников исторического жанра . Детские рисунки на темы истории. 2

Слайд 3

Становление исторического жанра в русской живописи 18 века Академия –это художественное государственное учреждение, которое регулировало художественную жизнь страны, формировало вкусы, вносило в содержание искусства новые гражданские идеи. Став центром художественной жизни, Академия изменила в русском обществе отношение к искусству. Теперь оно стало проводником важнейших просветительских идей классицизма. 3 А.Кокоринов, Ж.Валлен-Деламот. Здание Академии художеств. 1758 год

Слайд 4

Классицизм (от лат. Classicus – образцовый) –художественный стиль европейского искусства XVIII-XIX веков. Идеи классицизма- гармоничное устройство общества, основанного на свободе, равенстве и братстве, возрождение античных идеалов Художественные формы классицизма- Строгая организованность, уравновешенность композиции, ясность и гармоничность образов. Классицизм в изобразительном искусстве «Проявление героизма и гражданской доблести той эпохи, явленные очам нашего народа, воодушевят его и посеют семена славы и преданности отчизне» Жак Луи Давид 4

Слайд 5

Антон Павлович Лосенко (1737-1773) – первый русский исторический живописец 5 В Академии художеств главным жанром считался исторический. А.П. Лосенко написал первую картину из русской истории. На ней изображен князь Владимир, который захватил город Полоцк и явился полоцкой княжне Рогнеде, чтобы взять ее в жены. Сюжет картины «Владимир и Рогнеда» был взят из русской летописи «Повесть временных лет». … В год 6488 (980) вернулся Владимир В Новгород с варягами и сказал посадникам Ярополка: «Идите к брату моему и скажите ему: Владимир идет на тебя, готовься с ним бороться». И сел в Новгороде. И послал к Рогволоду в Полоцк сказать:«Хочу дочь твою взять в жены» . Тот же спросил у дочери своей: «Хочешь ли за Владимира?» она ответила: «Не хочу разуть сына рабыни, но хочу за Ярополка» … А.П.Лосенко «Владимир и Рогнеда» 1770

Слайд 6

А.П.Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой» 1773 В следующей картине на историческую тему А.П.Лосенко обратился к более традиционному для классицизма сюжету. На этот раз он избрал сцену из «Иллиады» Гомера, в которой можно было показать действительно героический момент – мужество уходящего для защиты родного города полководца и глубокое страдание остающихся.

Слайд 7

Картины А.П.Лосенко похожи на сцены из театральных представлений . Артисты в трагедиях говорили величавыми словами, из которых были составлены торжественные стихи. Язык живописи, которым «говорил» художник, был близок языку театральных трагедий того времени. Комната Рогнеты или площадь в Трое напоминают декорации. Пышные и яркие костюмы героев тоже напоминают театральные. Но современники художника были в восторге от его полотен. 7

Слайд 8

Становление романтизма в изобразительном искусстве 8 К.П.Брюллов открыл собою новый период в истории русской живописи. Вернее, его можно поставить в конце того периода, который продолжался целое столетие, начиная с основания Академии - это период господства принципов классицизма в искусстве. Со временем, творческие методы, превратились в жесткую систему правил, а процесс работы над картиной в подражание образцам. По окончании образования в Академии, К.Брюллов был послан за границу для усовершенствования своего мастерства. Это время было временем становления романтизма в европейском искусстве. Романтизм возник как противопоставление рационализму, эстетике классицизма и философии Просвещения. В основе романтического идеала – свобода творческой личности, культ сильных страстей. В творчестве романтиков в известной мере еще сохранились стилевые основы классицизма, но при этом получила большую свободу индивидуальная манера художников. В изобразительном искусстве для романтизма было характерно раскрепощение от академических канонов: лиризм, героическая приподнятость, эмоциональность, стремление к кульминационным, драматическим моментам.

Слайд 9

Стили в изобразительном искусстве XVIII-XIX веков 9

Слайд 10

К.Брюллов «Последний день Помпеи» «Последний день Помпеи» - всемирно известный шедевр художника, написан в Италии в 1833 году. Благодаря этой картине, имя русского живописца стало известно всей Европе. В этой картине сомкнулись два стиля: композиция выполнена по законам классицизма, а идеи характерны романтизму. Сюжет полотна исторический: он изобразил гибель города от извержения вулкана Везувий в 79 году от Рождества Христова. 10


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

исторический жанр в живописи русских художников Автор методического пособия Учитель изобразительного искусства школы №1288 Ильина Людмила Николаевна Научный руководитель: к.п.н. Лепская Надежда Анатольевна Лаборатория компьютерных технологий в художественном образовании ЦНХО Г.Москва 1

Слайд 2

содержание Академия художеств и русский классицизм. Антон Лосенко – первый русский исторический живописец Романтизм в изобразительном искусстве России. «Последний день Помпеи» К.П.Брюллова . Реализм в творчестве художников-передвижников. Суриков В.И.- один из наиболее ярких представителей русских художников исторического жанра . Детские рисунки на темы истории. 2

Слайд 3

Реализм в творчестве художников - передвижников 3 Новое видение отечественной истории Первая передвижная выставка художников открылась в Петербурге 29 ноября 1871 года. Русское искусство двинулось по новому пути – в изобразительном искусстве восторжествовало реалистическое направление. В историческом жанре также окончательно утвердились позиции реализма. Это проявлялось прежде всего в новой трактовке исторических сюжетов. Главным действующим лицом выступает народ.

Слайд 4

Н.Н.Ге «Петр первый допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» Художник показал, что судьбы страны и народа не всегда решаются на поле битвы, под грохот пушек, звон сабель, хриплое пение боевых труб. Каждый шаг истории дается очень трудно, требует решающего выбора, тяжелых жертв . 4

Слайд 5

И.Е.Репин «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» Для художника важны не столько приметы времени, сколько сильные, поистине шекспировские чувства. Главное в этой работе - глаза царя, в которых боль, ужас, отчаяние и раскаяние почти перешли в безумие. Исторические декорации лишь подчеркивают важность чувств, а также позволяют персонажам Репина открыто выражать их. 5

Слайд 6

В.И.Суриков «Утро стрелецкой казни» 1881 год ГТГ Сюжетом картины стали трагические страницы русской истории – стрелецкое восстание 1698 года и жестокая расправа над его участниками. В полотне нашла отражение противоречивая, полная социальных конфликтов атмосфера петровского времени. На Красной площади – стрельцы, ожидающие смерти, их жены, матери и дети. Тревожный пейзаж холодного утра пронизан ожиданием трагедии. Огромная народная толпа заполнила площадь…. 6

Слайд 7

Фрагмент картины «Утро стрелецкой казни» Огромная народная толпа заполнила площадь. Скоро начнется казнь. Суриков тонко передает душевное состояние приговоренных к смерти и свидетелей казни, ощущение длящегося времени. Погружен в горькие и гневные размышления чернобородый стрелец. Этот человек не сломлен. В нем нет ни страха, ни смирения С ненавистью и внутренней убежденностью смотрит рыжий стрелец на своего врага – царя, а тот словно отвечает ему остекленевшим от ярости взглядом. На пересечении их взглядов, в центре картины изображен стрелец, стоящий на телеге. Он прощается с народом, низко кланяясь ему по старинному русскому обычаю. 7

Слайд 8

Фрагмент картины «Утро стрелецкой казни» Пестрые купола храма Василия Блаженного, узорчатые дуги конских упряжек, разноцветные одежды напоминают о яркой древнерусской культуре. Мглистый сумрак раннего утра, в котором еще виден свет горящих свечей, создает образ трудного, мучительного рождения нового дня и воспринимается как поэтическая метафора, обобщенно выражающая смысл исторической минуты – «начало славных дней Петра мрачили мятежи и казни» (А.С.Пушкин). Художник впервые передал сущность целой эпохи, бурной и сложной. 8

Слайд 9

В.И.Суриков «Меншиков в Березове» 1883 год ГТГ Тема картины «Меншиков в Березове» - падение последнего яркого представителя Петровской эпохи. На картине изображена тесная, с низким потолком комната в холодной избе. За простым деревянным столом сидят четыре человека – Меншиков и его дети, последовавшие за ним в ссылку. Кажется, что тяжелые испытания, выпавшие на долю Меншикова, не сломили его, а еще больше закалили. В его гордой осанке, уверенной позе, его властно сжатой руке сказывается волевой характер, черты гордого повелителя, но в угрюмом взгляде сквозят унижение, скованность, безысходность. Участь этого не сломленного испытаниями человека составляет драматический узел замысла Сурикова. 9

Слайд 10

В.И.Суриков «Боярыня Морозова» 1887 год ГТГ 10 «Художник передал основные, глубокие, коренные черты русского народа: протест насилию, преданность своим идеям, упорство и настойчивость. Именно это читаем мы ныне в картине Сурикова .» Сергей Соловьев

Слайд 11

В.И.Суриков центральный фрагмент картины «Боярыня Морозова» Феодосия Прокопьевна Морозова (1632-1675) была защитницей старообрядчества. В 1671 году ее арестовали, лишили состояния, пытали, но она отказалась изменить своей вере и умерла в заточении. Бледное лицо Морозовой со впалыми щеками и фанатичным блеском глаз прекрасно и страшно одновременно. Во всем облике боярыни, которая левой рукой вцепилась в сани и высоко подняла правую со сложенным двоеперстием , - и огромная внутренняя сила, и неимоверное нервное напряжение . Идея картины – изображение конфликта, при котором главный герой погибает, не предав своих убеждений. 11

Слайд 12

Фрагмент картины В.И.Сурикова «Боярыня Морозова» Как народ встречает неистовую раскольницу? Разглядывая толпу слева от саней, зритель замечает тех, кто сочувствует героине: Поднимает два перста юродивый, кланяется Морозовой барышня в желтом платке, молодая монахиня выглядывает из-за ее спины. Склонившаяся боярыня в золотистом платке и голубой шубке стала одним из проникновенных образов в картине. В нем воплотились идеалы женской красоты и поэтичности допетровского времени. В исторической картине всегда так или иначе просматривается авторская позиция. Не случайно задумавшийся над смыслом происходящего странник с посохом похож на самого автора. 12

Слайд 13

Фрагмент картины В.И.Сурикова «Боярыня Морозова» В многоликой толпе свидетелей духовного подвига Морозовой каждый имеет свою «биографию». Справа от саней, увозящих Морозову, - недруги, равнодушные наблюдатели и сочувствующие горожане. Различно отношение к раскольнице: здесь и злобно смеющийся поп в лисьей шубе, веселящийся со своим соседом, богатым купцом, и потрясенные бояре, и мальчик-подросток. Очень интересен колорит картины. В центре черное пятно одежды Морозовой рядом с красным нарядом Урусовой: на фоне белого снега создается тревожное контрастное сочетание. А вокруг толпа, изображенная необыкновенно красочно и даже празднично : желтое, красное, голубое, малиновое… Но все эти яркие пятна смягчены и объединены мягким рассеянным светом. В картине ощущается голубоватая дымка влажного воздуха. 13

Слайд 14

Композиция картины На картине изображены сани с боярыней, которые вклиниваются в толпу. Морозова и народ – такова тема картины. Картина производит сильное впечатление звучностью красок, напряженным состоянием персонажей. Дочерна синее пятно, фигура раскольницы, ее бледное, вдохновенное лицо – центр огромного полотна. Высоко поднята рука с двуперстием воспринимается как страстный призыв к народу следовать старой вере. Этот выразительный жест продолжается, зрительно удлиняется линией шубы, спадающей с телеги на снег . Толпу людей объединяет движение, нарастающее к центру: юродивый сидит на снегу, нищенка встает на колени и тянется к Морозовой, сестра боярыни, Евдокия Прокопьевна Урусова, идет рядом с санями, а слева за ними во весь дух бежит мальчишка. 14

Слайд 15

В.И.Суриков «Переход Суворова через Альпы» 1889 год Главные герои картины - мужики в военных мундирах, под командованием отца–командира Александра Суворова совершившие переход через альпийские кручи и удивившие своим подвигом всю Европу. Художник изобразил спуск с горы Панкс – последний, решающий момент похода, когда Суворов, 26 сентября 1799 года, обманув все расчеты противника, молниеносно выводит свои войска из гор на равнину. Суриков прежде всего взялся за изучение истории. Он неделями рылся в архивах, читал письма и документы времен Екатерины и Павла, и разыскал собственноручный рапорт великого полководца, присланный царю из далекой Швейцарии. «…на каждом шагу в этом царстве ужаса зияющие пропасти представляли отверстые гробы смерти. Дремучие, мрачные ночи, непрерывно ударяющие громы, льющиеся дожди и густой туман облаков при шумных водопадах, с каменьями с вершин низвергавшихся , увеличивали трепет. Много людей с лошадьми с величайшим стремлением летели в преисподние пучин, где многие убивались. А многие спасались.» 15

Слайд 16

Детские рисунки на темы истории 16

Слайд 17

Авторы работ: ученики 7 классов школы №1244 Художественные материалы: карандаш, черная гелиевая ручка 17

Слайд 18

Коллективная работа выполнена учениками 7-а класса 18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

лекция к уроку мхк в 9 классе Исторический жанр в русской живописи 2 пол.19в.

лекция к уроку мхк в 9 классе  Исторический жанр в русской живописи 2 пол. 19в....

Исторический жанр в живописи. Урок - выставка творческих работ.

Материал данного урока может быть использована для обобщающего урока по жанру исторической живописи, а так же для проверки теоретических знаний учащихся....

Жанр портрета в Русской живописи XVIII века

Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825 гг.)...

Бытовой жанр в русской живописи 19 века

В данной работе представлены работы мастеров бытового жанра 19 века Перова, Федотова, Мясоедова, Пукирева и др...