Главные вкладки

    лекция к уроку мхк в 9 классе Исторический жанр в русской живописи 2 пол.19в.
    план-конспект урока мхк (9 класс) на тему

    Соловьева Елена Евгеньевна

    лекция к уроку мхк в 9 классе  Исторический жанр в русской живописи 2 пол. 19в.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Исторический жанр в русской живописи 2 пол 19в.

    Слайд 4

    Суриков Василий Иванович (1848 – 1916гг)

    Слайд 5

    Меншиков в Берёзове

    Слайд 6

    Боярыня Морозова

    Слайд 7

    Репин Илья Ефимович (1844 – 1930гг)

    Слайд 8

    Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года

    Слайд 9

    Запорожцы пишут письмо турецкому султану

    Слайд 10

    Николай Николаевич Ге (1831 – 1894гг)

    Слайд 11

    Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе



    Предварительный просмотр:

    Исторический жанр в русской живописи 2 пол. 19 века.

    Во второй половине 19 в. реализм носит соц.характер,  интерес к народу. Через это худ-ки вышли к интересу родной истории. Именно в 60-80-е гг в русской исторической науке происходят такие сдвиги: выходят в свет такие книги как «история в образах царей и цариц» - сейчас – «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей» автор Костомаров Ник. Иван; «Домашний быт русских царей» Ивана Егоровича Забелина. Художники много интересного почерпнули из этих книг.

            Историческая живопись обрела современное понимание в живописи В.И.Сурикова.

            Василий Иванович Суриков (1848 – 1916гг)

    Суриков из казачьего рода Торгошиных. Его предок был сподвижником Ермака. Детство Василия Ивановича проходило в старинной обстановке казаков.

            Он очень одарён, учился на стипендию мецената в академии художеств. Своё место в плеяде знаменитейших художников он занял в нише исторического жанра. Он отразил время, с точностью показывая все исторические эпохи. Самоцелью это не было. Важнее всего для него создать полнокровный образ исторической эпохи.  Уделял отдельное внимание таким политическим деятелям как Ермак, Морозова, Разин, Суворов и т.д.

            «Меншиков в Берёзове»

            Замыслы рождались неожиданным образом. Суриков жил в деревне, когда вспомнил Меншикова, который так же сидел в маленькой избе. Сразу в уме появилась композиция картины. В этот период Суриков интересовался эпохой Петра1. он разыскал потомков Меншикова, у них были его бюст, портреты. Внимательно всё изучил. На младшую дочь Меншикова была похожа жена Сурикова (умерла молодая). Самого Меншикова он писал с учителя математики, которого встретил на улице, уговаривал его позировать, но тот долго не соглашался и даже натравливал на него собак.

    Из истории: «при Петре1 Меншиков был губернатором Петербурга, имел различные звания. А после смерти Петра Меншиков становится единодержавным властелином, но это привело его к гибели, потому что он настолько был уверен в своей власти, что потерял осторожность. Пётр 2 по наущению Долгоруких ссылает Меншикова за полярный круг в Берёзов. Меншиков в силу своего характера мужественно встретил этот поворот судьбы. Где-то под Казанью, ослепнув от горя и слёз умерла его жена. В Берёзов он приехал с детьми. Сам срубил избу, сам поставил церковь, здесь похоронит свою любимую дочь Марию, здесь умрёт и сам.»

            Изъяны в картине заметны: многие обвиняли Сурикова за несоизмеримо большую фигуру Меншикова, кулак больше лица Марии. Но Суриков сделал это сознательно. Он хотел показать Меншикова орлом, человеком, который воспарил, а теперь он в клетке, где ему очень тесно.

            Дорогие наряды, драгоценности были конфискованы при аресте, они уехали нищими. Однако, на руке Марии перстень, Александра в дорогих нарядах. Это сознательный отход от реалий призван напомнить о былой жизни Меншикова. Переливающийся наряд мл.дочери, свет символизирующий вольную её жизнь. А Мария умрёт вскоре, поэтому она в чёрном. Сын приумножит в будущем славу отца. Достигнет высокого уровня при Александре 3, который подарит ему фамильные часы.

    Образ Меншикова – черты яркой индивидуальности, богатого внутреннего мира. Ощущение тусклого света, который пробивается сквозь окно, говорит о падении этого могучего орла.

            «Боярыня Морозова»

    Однажды Суриков обратил внимание на ворона, который сидел на снегу, и сразу ему в голову пришла мысль написать картину о боярыне Морозовой. Это ключ в тональном решении картины.

    Произведение вызвало много разговоров. Когда Суриков выставил её, то в каталоге Третьяковской галереи значилось «Позор следования боярыни Федосьи Прокопьевны Морозовой для допроса в Кремль за приверженность к расколу в царствовании царя Алексея Михайловича».

            Реформа 1654г вызвала толки (патриарх Никон против Аввакума), произошёл раскол церкви и общества.

            Сурикова больше интересовала трагедия народа. Трагедия Морозовой – это трагедия не только её личная, а трагедия времени, народа.

    3 года он пишет картину. Постепенно были найдены персонажи картины. Вот странник-богомолец — типичная фигура Древней Руси, сохранившаяся почти без изменений на протяжении столетий. Такие странники из года в год мерили шагами необъятные просторы России, сталкиваясь с различными сторонами русской жизни, соприкасаясь с различными слоями населения, они накапливали в себе богатый материал для размышлений и рассказов. Таким был странник и на картине В. Сурикова. Сильная, коренастая фигура перепоясана широким ремнем, стянутые на груди веревки поддерживают большую котомку, в руках у него высокий посох с затейливой ручкой — неотъемлемый спутник его странствий.   За его широким поясом висит такая же старообрядческая «лестовка» (кожаные четки), как и та, что свисает с руки боярыни. Он с состраданием смотрит на нее и в то же время погружен в себя, как бы следуя за своей скорбной мыслью. Из всей многоликой толпы он более других выражает раздумье по поводу происходящего события, столь важного в трагической судьбе раскола.

    А юродивого, этого народного прорицателя, художник нашел на одном из московских рынков. Он был в восторге от этого пьяницы, торговавшего огурцами. Этого забулдыгу и озорника, которых в народе называют «бесшабашной головой», В. Суриков приводит к себе домой, растирает ему босые ноги водкой и торопится запечатлеть его на снегу, наблюдая розовую и лиловую игру пятен. «Если бы я писал ад, — говорил впоследствии художник, — то и сам бы в огне сидел и в огне позировать заставлял». 

    Не успел художник справиться с юродивым, как уже понадобилась новая натура. И он смешно и трогательно гонится за старушкой-богомолкой, невольно пугая ее, и с беспредельной жадностью хватает брошенной ею посох, чтобы тотчас же «вставить» его в руки странника, который уже написан на картине. 

    Потом благоговейно склонилась в поклоне красивая девушка в синей шубке и золотистом платке; вскоре были написаны монашенка и девушка со скрещенными на груди руками; и мальчик в дубленом полушубке; и ощеривший беззубый рот, торжествующе хохочущий поп в шубе и высокой шапке; и тайные староверы. 

    Уже были написаны главки церквей, и сама улица, и дома, и снег, а В. Суриков все продолжал искать главное — образ самой боярыни. Сам он потом рассказывал своему биографу и писателю Волошину: «...я на картине сначала толпу писал, а ее после. И как ни напишу ее лицо — толпа бьет. Очень трудно было лицо ее найти. Ведь сколько времени я его искал. Все оно в толпе терялось». Художник писал боярыню и со своей сибирской тетки Авдотьи Васильевны, и со своей жены... А потом как-то увидел он начетчицу с Урала, и с нее написал этюд. «И как вставил в картину — она всех победила».

    Смертельно бледное, изможденное, с горящими глазами, трепещущими ноздрями и нервными губами, лицо боярыни полно такой страстной убежденности, воли и огня, что от него трудно оторваться. В худощавой фигуре Ф.П. Морозовой, в тонких длинных пальцах ее рук, в том, как она сидит, судорожно вцепившись одной рукой в сани, а другая рука взметнулась в двуперстном знамении — переданы В. Суриковым ее страстная жизнь и горестная судьба. 

    Картина как бы разделена на две части по диагонали. Диагональ проходит от юродиевого до смеющегося дьячка через Морозову. Слева противники Морозовой, справа – сочувствующие.

            Несмотря на происходящее, картина не производит мрачного, угнетающего впечатления. Репин: «Какие люди! Какие мощные, сильные духом и хар-ом. Мне кажется, что Сурикова можно сравнить с Достоевским. Та же страстность, местами уродливость формы и та же убедительность и оригинальность».

            Любимая гамма у Сурикова зимняя, много картин, где изображается зима.    

    Илья Ефимович Репин.

    «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581года»

            Костомаров даёт 2 варианта.

    1. Царевич начал укорять отца за трусость (в гос-ве неудачи, Левонская война), за то, что заключил унизительный для России мир. И разгневанный отец убивает сына.
    2. Грозный вошёл в комнату к сыну и его жене и увидел свою беременную невестку в одной рубахе. Посчитал это чем-то непристойным, ударил её по щеке, затем начал колотить жезлом. Вскоре она скинула дитя. Царевич укорял отца за смерть ребёнка. В одной из ссор Иван 4 ударил сына и тем же жезлом стал бить его по голове. Когда царь опомнился, звал на помощь, просил прощения, но тщетно. Его сын умер на 5-й день.  

      Репин делал не один вариант картины. На первом – много народа в дверном проёме, над царевичем склонился врач. Но отошёл от этого и оставил двух героев.

            Репин – подлинный реалист. Опрокинутое кресло, зеркало, кафтан царевича написаны с натуры (взяты из оружейной палаты), царский посох писал с жезла в музее Царского села, сундук – в Румянцевском музее.

            Образ Ивана Грозного собирательный – это и учитель Репина Чистяков, и чернорабочий с рынка, и художник Мясоедов. Царевича – с писателя Гаршина.

            Всё сосредоточено на образе Ивана Грозного. Безумные глаза, судорожно сжимающие тело сына руки. Тиран, деспот, убийца. Кровь – это не только кровь сына, но кровь жителей Новгорода, Пскова, Твери.  Он убил не просто сына, он убил приемника. Это отразится на всей истории Руси (начнётся смута). (Второй его сын был зарезан в Угличе).

            Безграничную власть деспота и неминуемое возмездие худ-ик видит в глазах. Образ обречённого на вечные муки раскаяния царя. Он пытался откупиться пожертвованиями во все церкви.

            У умирающего царевича кроткий, просветлённый взгляд, стекленею глаза, он прощает отца.

            Цветовая гамма жуткая. Вспышки красного на первом плане, который в глубине превращается в тёмный. Очень выделяется парчовый кафтан царевича, но главные, конечно, лица.

            Психологически очень сильная картина. Старообрядец иконописец Балашов с криком: «Довольно крови!» разрезал полотно (глаза, лицо царевича). Репин отреставрировал картину.

    «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

            Однажды Репину попались в руки письма султана и запорожцев. Тема его очень заинтересовала. Он знакомится с историком (писарь в картине), который помогает ему в сборе материала про атамана Серко, про всю казачью жизнь. Едет на Днепр, на о.Хортица, где находится могила Серко. Изучает казачью старину – упряжь, сабли, чугунные пушки, пряжки, чернильницы и другие детали. Делает  много зарисовок.

    Картина глубоко народная, подчинена духу, достоинству национальному, гордости, вере в силу.

            Композиционный центр картины – атаман Серко, вокруг которого распространяется смех – от толстого держащегося за живот казака до улыбающегося сквозь усы воина с повязкой на голове.

    Николай Николаевич Ге

            Одарённый человек. Закончил обучение на математическом факультете Петербуржского университета и Академию художеств одновременно. Получил золотую медаль. Работал много в Италии в качестве пенсионера. Поддерживал традиции Брюллова, Иванова. Со временем от живописи отошёл.

    «Пётр 1 допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»

            Здесь худ-ик показывает личность Петра. Это трагедия отца и сына. Пётр возлагал надежды на сына. Но Алесей не мог любить и следовать отцу. Он видел, как насильно его мать отправили в монастырь за богобоязничество. Он был совсем другой – кроткий, религиозный, а отец отправил его на военную службу, потом в Петропавловку, где сильно били, после приказа отца Алексея убили.

            Ге ездил в Петергоф. В памяти привёз весь фон картины. Мы видим голландские пейзажи на стене, европейский кабинет, подчёркивающий все деяния Петра, камин, карнизы. Это всё даёт намёк на деятельность Петра.

            Здесь та же проблема, что и у Репина – отцы и дети. Видим сдержанность жестов, но очень выразительный взгляд. Энергичный царь – преобразователь смотрит на сына, как на предателя. Противовес ему Алексей – «человек - призрак», назвал его Салтыков Щедрин. Ему всё равно, что с ним сделают, лишь бы уйти от взгляда отца, которого он жутко боялся.  Поэтому такая душевная подавленность и безволие.

            Даже в композиции чётко отслеживается несовместимость двух характеров. 2 композиционных центра - 2 несовместимые эпохи, старое и новое, уходящая патриархальная Русь в Алексее и крепнущая сила русского гос-ва в Петре. Между ними просвет и обличающая Алексея бумага.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Показательный (открытый) урок в 5 классе по разделу «Богатство русского фольклора и виды фольклорных жанров»

    Обобщение и систематизация знаний учащихся по вышеуказанному разделуРазвитие навыков монологической речи учащихся, актёрского мастерства, свободного владения теоретическим материаломВоспитать у ...

    Исторический жанр в русской живописи

    Презентация к уроку в 7 классе "Исторический жанр в русской Живописи". Презентация разбита на 2 части....

    урок в 9 классе. Тема: "Серебряный век" в живописи.

    Урок помогает учащимся понять сложность восприятия художественных направлений в начале 20 века в России. Практическая работа с биографиями и иллюстрациями художников "серебряного века" раскр...