« Фантазии в линиях и пятнах»
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

Федотова Татьяна Васильевна

 

Урок по развитию воображения в 6 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fantazii_v_liniyakh_i_pyatnakh.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Урок по развитию воображения

в 6 классе на  тему:

« Фантазии в линиях и пятнах

Подготовила: учитель изобразительного искусства

Федотова Татьяна Васильевна

Тема урока: Фантазии в линиях и пятнах

Цель урока: Развитие воображения и фантазии средствами изобразительного искусства.

Задачи урока:

  • Ввести учащихся в мир искусства, помочь «услышать» язык искусства и понять, какими средствами « говорит» искусство;
  • сформировать у учащихся представление о структурной основе любого изображения.
  • развивать наблюдательность, воображение, фантазию;
  • совершенствовать навыки рисования;
  • расширять представление учащихся о разнообразии средств рисунка, о главном средстве рисунка- линии, пятна.
  • познакомить с многообразием линий и пятен по характеру их начертания, характеру направления и эмоционально-психологическому воздействию на человека.

Дидактическая модель обучения: продуктивная, объяснительно-иллюстративная, поисковая.

Педагогические средства: рассказ, беседа, ИКТ.

Вид деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная (в парах), изображение рисунка на основе хаотичных линий, абстрактного пятна.

Планируемый результат:

  • уметь использовать изобразительные средства выразительности (линия, пятно) в  рисунке (по воображению);
  • создавать творческие работы по собственному замыслу и воображению на основе предложенных линий и пятен.

Информационно-методическое обеспечение:

  • презентация «Волшебная ладошки», «Облака»
  • музыкальные фрагменты
  • демонстрационный рисунок учителя

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему урока

Учитель. Искусство имеет свой язык, то есть, цветом, линией, объемом, силуэтом оно разговаривает со зрителем о добре и зле, о прекрасном и безобразном.    С помощью одних и тех же средств рисунка - линии, штриха, пятна - создается разнообразное восприятие мира. Главные выразительные средство рисунка – линия и пятно.

    Сегодня на уроке мы будем развивать  воображение – одно из важных качеств человека. Ученые, писатели так говорят об этом качестве.

«Воображение важнее знания» (Энштейн)

«Холодному математическому расчету всегда предшествует воображение»

(К.Э.Циолковский)

«Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком». (Дидро)

    Сегодня на уроке мы узнаем, какие бывают линии, по каким признакам они различаются, какое у них назначение, как, как из линий образуются формы, а из форм - образы. Линия- одно из художественно- выразительных средств изображения, основной графический элемент  линейной графики. Линия активно используется в набросках, эскизах, рисунках, в станковой графике (офорте). Она используется так же в карикатуре, шаржах, плакате, живописи, архитектуре и дизайнерских проектах.

Линии  как таковой в природе не существует, она всегда условна и является лишь границей тех или иных плоскостей формы. Используя линию, художник  определяет форму и пространство, изменяя тональность, передает воздушную перспективу. Линия несет в себе информацию об изображении, художник не может обойтись без нее в своем творчестве. Ею пользуются скульпторы, архитекторы, живописцы, конструкторы.

    Являясь одним из главных технических средств композиции, линия имеет свои художественно - выразительные  возможности. Она может  быть плавной, спокойной, певучей. Она может быть вертикальной и горизонтальной, сплошной и прерывистой, прямой и волнистой, пересекающейся и параллельной, легкой и тяжелой и т.д.

И так, линии обладают различным начертательным характером:

  • прямые;
  • кривые;
  • зигзагообразные;
  • ломаные.

По направлению линии различаются на:

  • горизонтальные;
  • вертикальные;
  • наклонные;
  • диагональные.

Очень важно знать, ребята, что все линии в зависимости от характера и направления несут свою образно-эмоциональную нагрузку, оказывая различные воздействия на психику зрителя. Так, например,

  • Прямые горизонтальные линии – ассоциируются с горизонтом, вызывают чувство покоя, стабильности, устойчивости.
  • Прямые вертикальные линии – передают стремление вверх, динамичность.
  • Прямые наклонные линии – создают ощущение неустойчивости, постепенного движения, причём, чем больше наклон у этих линий, тем активнее воспринимается движение.
  • Ломаная линия – это самая напряжённая по пластике линия, она несёт в себе элемент агрессивности.Изогнутые, надломленные линии художники используют для передачи определенных эмоций. Они  необычайно динамичны и выразительны.

Для  работы на уроке я предлагаю вам лист с хаотично нанесенными линиями и предлагаю найти среди них рыбок и обвести их. Это наше первое задание.

  1. Практическая работа учащихся над упражнением.
  2. Ребята а теперь я предлагаю вам упражнение «На что это похоже?»

Беседа – обсуждение с просмотром презентации «Облака»

  1. Следующее задание: что можно изобразить, если мы обведем ладошку?(осьминог, птица, клоун…) Я предлагаю посмотреть презентацию «Волшебные ладошки».
  2. Следующее упражнение выполняется в парах. Каждый сделает пятна кляксы при помощи кисти и краски, а ваш товарищ  попробует увидеть в этих пятнах, как в облаках, реальные объекты и дорисует их добавив линии и мелкие пятна детали.

Учащиеся приступают к работе.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.
  1. Чему мы сегодня научились?
  2. Понравились вам упражнения, которые мы выполняли?

Сдайте свои работы. Всем спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Свободные формы: линии и тоновые пятна

Материалы для урока ИЗО к курсу "Дизайн и архитектура в жизни человека"...

Методическая разработка по теме "Пятно как средство выражения"

Методическая разработка по теме " Пятно как средство выражения"...

Физминутка "У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде..."

Предлагаю весёлую физминутку, которую использую не только на уроках....

Цвет. Свободные формы: линии и тоновые пятна» 6 класс с применением технологии сотруднечества

Цвет. Свободные формы: линии и тоновые пятна» 6 класс с применением технологии сотруднечества...

Методическая разработка занятия по изобразительному искусству. Тема: «На крыльях фантазии. Превращаем пятно в изображение» (2 часа)

Данная разработка предназначена для занятий изобразительной деятельностью в начальной школе...

Конспект урока "Пятно и линия"

Конспект открытого урока включает различные арт-практики для развития креативности и творческого мышления, кроме этого интересен этап рефлексии с использование ИКТ...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...