Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Тульская Валентина Ивановна

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класа по Б.М. Неменсому 2013 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_5_klassmicrosoft_word.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Глинновская средняя общеобразовательная школа»

Новооскольского района Белгородской области

«Согласовано»

Руководитель МО

______Новосёлова Н.Г.

Протокол № ___ от

«____»______    2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МБОУ  «Глинновская СОШ» _____Тарасова Н.Г.

«____»_________2013 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ  «Глинновская СОШ» _________Ерёмина Н.С.

Приказ № ___

от «___»________ 2013 г.

Рабочая программа

 

ПРЕДМЕТ: ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

УЧИТЕЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

ТУЛЬСКАЯ  ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА

I КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ

КЛАСС: 5

     УРОВЕНЬ: БАЗОВЫЙ

2013 г.

Пояснительная записка

          Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе предметной учебной программы «Изобразительное искусство и художественный труд» под рук. Б.М. Неменского. 1-9 классы - М.: Просвещение, 2010.

         Цель программы:  развитие визуально-пространственного мышления учащихся    как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения  мира,   как   формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном                                                                                                                                                                                                                     пространстве культуры.

         Задачи программы:

  • формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия                                                                                                                                                                                                                        визуального образа реальности и произведений искусства;                                                                                                                                                                                                                                                            освоение художественной культуры как формы материального выражения                                                                                                                                                                                                                               в пространственных формах духовных ценностей;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     формирование понимания эмоционального и ценностного смысла                                                                                                                                                                                                                             визуально-пространственной формы;
  • развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным   действиям в ситуации неопределенности;                                                                                                                                                                                                                       
  • формирование активного, заинтересованного отношения к традициям                                                                                                                                                                                                                                   культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой                                                                                                                                                                                                                               ценности;
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной                                                                                                                                                                                                                           в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных                                                                                                                                                                                                                                образах предметно-материальной и пространственной среды и                                                                                                                                                                                                                              понимании красоты человека;
  • развитие способности ориентироваться в мире современной художественной                                                                                                                                                                         культуры;
  • овладение средствами художественного изображения как способом                                                                                                                                                                      развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу                                                                                                                                                                       и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-                                                                                                                                                                      нравственной оценки;
  • овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

УМК:   Горяева Н.А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 5 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2008.

Горяева Н.А.  Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2012.  

Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2012

Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа – 35 ч ,  1 час в неделю  

Формы организации учебного процесса:   практическое художественное                                                                                                                                                                                                                   творчество посредством овладения художественными материалами,                                                                                                                                                                                                                       зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое  наблюдение                                                                                                                                                                                                                      окружающего мира

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

  • знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов  (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
  • несколько народных художественных промыслов России;
  • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века);
  • различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);
  • выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;
  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства,
    принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство
    формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
  • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
  •  создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
  • владеть практическими навыками выразительного использования
    фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания
    в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных
    композиций;
  • владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж
    и т. п.);

Календарно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека (35 ч)

«Древние корни народного искусства» (8 ч)

1

Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы.

1

05.09

2

Убранство  русской избы

1

12.09

3

Внутренний мир русской избы

1

19.09

4

Конструкция, декор предметов народного быта и труда.

1

26.09

5

Русская  народная вышивка

1

03.10

6

Народный праздничный костюм

1

10.10

7

Народный праздничный костюм

1

17.10

8

Народные праздничные обряды (обобщение темы)

1

24.10

«Связь времён  в народном искусстве» ( 9 ч)

9

Древние образы  в  современ-ных народных игрушках.

1

07.11

0

Древние образы  в  современ-ных народных игрушках.

1

14.11

11

Искусство  Гжели.

1

21.11

12

Городецкая роспись  

1

28.11

13

Хохлома

5.12

14

Жостово. Роспись по металлу  

1

12.12

15

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте

1

19.12

16

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте

1

26.12

17

Роль народных художествен-ных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

1

9.01

«Декор – человек, общество, время»  (9 ч)

18

Зачем людям украшения

1

16.01

19

Зачем людям украшения

1

23.01

20

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

1

30.01

21

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

1

6.02

22

Одежда говорит о человеке

1

13.02

23

Одежда говорит о человеке

1

20.02

24

О чем нам рассказывают гербы и эмблемы

1

27.02

25

О чем нам рассказывают гербы и эмблемы

1

06.03

26

Роль декоративного искусства в жизни человека (обобщение темы)

1

13.03

«Декоративное искусство в современном мире» (9 час)

27

Современное выставочное искусство

1

20.03

28

Ты сам – мастер.  Декоративное панно

7

(1)

2.04

29

Лоскутная аппликация или коллаж

1

9.04

30

Декоративные игрушки из мочала

1

16.04

31

Витраж и оформление интерьера школы

1

23.04

32

Нарядные и декоративные вазы

1

30.04

33

Декоративные куклы

1

7.05

34

Декоративные куклы

1

14.05.

35

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщающий урок-викторина»

1

21.05

За год 35 час

28.05

Содержание учебного курса

        Тема «Древние корни народного искусства» (8 ч)

Древние образы в народном искусстве. Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни – как выражение мифоэпических представлений человека о мире, как память народа. Связь образа матери-земли с символами плодородия. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею обожествления солнца, неба и земли нашими далёкими предками. (1ч)

Убранство русской избы. Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Дом как микрокосмос. Избы севера и средней полосы России.Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трёхчастной структуре и  в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон – небо, рубленая клеть – земля, подклеть (подпол) - подземный мир. Знаки-образы в декоре избы, связанные с разными сферами обитания. Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелины, лобовая доска, наличники, ставни. Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб. (1 ч)

Внутренний мир русской избы. Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – очи, свет). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты в крестьянском жилище. (1 ч)

Конструкция, декор предметов народного труда и быта. Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда – область конструктивной фантазии, умелого владения материалом, высокого художественного вкуса народных мастеров. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. Предметы народного быта: прялки, ковши, ендовы, солоницы, хлебницы, вальки, рубеля. Символическое значение декоративных элементов в резьбе и росписи. (1 ч)

Русская народная вышивка. Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках полотенец, подзоров, женских рубах. Связь образов и мотивов крестьянской вышивки с природой, их необычайная выразительность (мотив птицы, коня и всадника, матери-земли, древа жизни). Символика цвета в крестьянской вышивке (белый цвет, красный цвет).  (2ч)

Народный праздничный костюм. Народный праздничный костюм – целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в  различных регионах России. Свадебный костюм. Формы и декор женских головных уборов. Защитная функция декоративных элементов крестьянского костюма. Символика цвета в народной одежде. (1 ч)

Народные праздничные обряды  (обобщение темы). Календарные народные праздники – это способ участия человека, связанного с землёй, в событиях природы, это коллективное ощущение целостности мира, народное творчество в действии. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. (1 ч)

Тема «Связь времён в народном искусстве» (9 ч)

Древние образы в современных народных игрушках. Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба) в современных народных игрушках. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргапольской игрушек. Местные промыслы игрушек. (2 ч)

Искусство Гжели. Краткие сведения из истории развития гжельской керамики. Значение промысла для отечественной народной культуры. Слияние промысла с художественной промышленностью. Природные мотивы в изделиях гжельских мастеров.  Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией. Мотивы в росписи посуды Борисовки (1 ч)

Городецкая роспись.  Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца – национальное достояние отечественной культуры. Своеобразие Городецкой росписи, единство формы предмета и его декора. Птица и конь – традиционные мотивы городецкой росписи. Розаны, бутоны и купавки – традиционные элементы городецкой росписи. Основные приёмы городецкой росписи.(1ч)

Хохлома. Краткие сведения из истории развития хохломского помысла. Своеобразие хохломской росписи. Связь традиционного орнамента с природой. Травный узор –главный мотив хохломской росписи. Основные элементы травного орнамента, последовательность его выполнения.. (1 ч)

Жостово. Роспись по металлу. Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Жостовская роспись – свободная кистевая импровизация. Создание в живописи эффекта освещённости, объёмности букета цветов. Основные приёмы жостовскаго письма (замалёвок, тенежка, прокладка, бликовка, чертёжка, привязка. (1 ч)

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.  Дерево и береста – основные материалы в крестьянском быту. Щепная птица счастья – птица света. Изделия из бересты: короба, хлебницы, набирухи для ягод, туеса – творения искусных мастеров. Резное узорочье берестяных изделий. (2 ч)

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы). Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере. (1 ч)

Тема «Декор – человек, общество, время (9 ч).

Зачем людям украшения. Предметы декоративного искусства несут на себе печать определённых человеческих отношений. Украсить – значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль её хозяина. Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя. (2 ч)

Роль декоративного искусства в жизни человека древнего общества.  Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчёркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта. Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях (2 ч)

Одежда говорит о человеке.  Одежда, костюм не только служат практическим целям, они являются особым знаком – знаком положения человека в обществе,  его роли в обществе. Декоративно-прикладное искусство Китая. Символы императора. Декоративно-прикладное искусство Западной Европы 17 века (эпоха барокко). Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. (2 ч)

    О чём рассказывают гербы и эмблемы. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Фамильный герб как знак достоинств его владельца, символ чести рода. Основные части классического герба. Символы и эмблемы в современном обществе: отличительные знаки государства, страны, города, партии, фирмы. (2 ч)

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).  Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, произведений декоративно-прикладного искусства разных времён, открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами. Защита творческих проектов. (1 ч)

«Декоративное искусство в современном мире» (9 ч)

Современное выставочное искусство.  Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись на ткани, моделирование одежды). Современное понимание красоты современными мастерами декоративно-прикладного  искусства. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, цвет, фактура и др.) в построении декоративной композиции в конкретном материале. (1 ч)

Ты сам мастер.( 7 ч) Декоративное панно (1 ч) Лоскутная аппликация или коллаж ( 1 ч). Декоративные игрушки из мочала (1 ч). Витраж и оформление интерьера школы (1 ч). Нарядные и декоративные вазы (1 ч). Декоративные куклы (2 ч)

Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов. Выполнение творческих работ в разных материалах и техниках. Технология работы с выбранным материалом. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину.  Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки.  (коллаж, керамический рельеф, папье-маше, расписные доски и др.).

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщающий урок-викторина». (обобщение темы).  Итоговая игра-викторина по теме четверти с широким привлечением учебных работ, показом слайдов произведений декоративно-прикладного искусства разных времён, с включением в игру художественных открыток, репродукций, собранных поисковыми группами. (1 ч)

Формы и средства контроля: изовикторины, изокроссворды

Материал к уроку №9

Материал к уроку №17

Материал к уроку №26

Список методической литературы

  1. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004.

2. Бесчастнов Н.П.    Портретная графика: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 368 с.: 32 л. ил. - (Изобразительное искусство). - Библиогр.: с. 364-365.

3. Визер В.    Живописная грамота. Основы пейзажа . - СПБ.: Питер, 2006. - 192 с. Визер В.В.    Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. - СПб.: Питер, 2006. - 192 с.: ил.

4. Визер В.В.    Живописная грамота: Основы портрета. - СПб.: Питер, 2007. - 192 с.: ил. - Библиогр.: с. 185-187.

Волшебный мир народного творчества: Учебное пособие для подготовки детей к школе. В 2ч. Ч. 2 / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Н.Р. Макарова и др. - М.: Просвещение, 2008. - 72 с. - (Преемственность).

Григорьев В.Д. Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. (Стандарты второго поколения).

7. Жемчугова П.П.    Изобразительное искусство. - СПб.: Изд. дом "Литера", 2006. - 128 с.: ил. - (Иллюстрированный словарик школьника).

Изобразительное искусство в начальной школе: Обучение приемам художественно-творческой деятельности / Авт.-сост. О.В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 140 с.: ил. - Библиогр.: с. 138.

Изобразительное искусство. 1-8 классы: Опыт творческой деятельности школьников. Конспекты уроков / Сост. З.А. Степанчук, О.А. Степанчук, Г.В. Погорелова и др. - Волгоград: Учитель, 2009. - 272 с.: ил. - Библиогр.: с. 269.

Изобразительное искусство. 5-8 классы: Проверочные и контрольные тесты / Авт.-сост. О.В. Свиридова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 94 с. - Библиогр.: с. 92.

Изобразительное искусство. 5 класс: Поурочные планы по учебнику В.С. Кузина / Авт.-сост. С.Б. Дроздова. - 2-е изд., стереотип. - Волгоград: Учитель, 2008. - 128 с. - Библиогр.: с. 125.

Изобразительное искусство. 1-6 классы: Развитие цветового восприятия у школьников. Описание опыта, конспекты уроков / Авт.-сост. С.А. Казначеева, С.А. Бондарева. - Волгоград: Учитель, 2009. - 144 с.: ил. - Библиогр.: с. 142.

19. Изобразительное искусство. 1-8 классы: Развернутое тематическое планирование по программе Б.М. Неменского / Авт.-сост. О.Я. Воробьева, Е.А. Плещук, Т.В. Андриенко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 72 с.

20. Курочкина Н.А.    О портретной живописи - детям. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. - 112 с.: 24 цв. ил. - Библогр.: с. 104-105.

21. Малевич и Матисс: Альбом для работы взрослых с детьми. Учебное пособие / Сост. Н.А. Чуракова. - М.: Академкнига/Учебник, 2009. - 32 с.: ил. - (Предшкола нового поколения).

22. Мелик-Пашаев А.А.    Художник в каждом ребенке: Цели и методы художественного образования. Методическое пособие. - М.: Просвещение, 2008. - 176 с. - (Психологическая наука - школе). - Библиогр.6 с. 173-174.

23. Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей: Методическое пособие / Е.А. Ермолинская, Е.И. Коротеева, Е.С. Медкова и др.; под ред. Е.П. Кабковой. - М.: Просвещение, 2009. - 174 с.

24. Пьянкова Н.И.    Изобразительное искусство в современной школе. - М.: Просвещение, 2006. – 53 с.

26.Примерные программы основного общего образования. Искусство. – М.: Просвещение, 2010. – 48 с. (Стандарты второго поколения).

27. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с. (Стандарты второго поколения).

29. Сокольникова Н.М.   Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративное искусство. Дизайн.: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 368 с.: ил. - (Высшее профессиональное образование).

30. Сокольникова Н.М.    История изобразительного искусства: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 2т. Т. 2. - М.: Изд. центр "Академия", 2006. - 208 с.: ил. - (Высшее профессиональное образование).

31. Сокольникова Н.М.    История изобразительного искусства: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 2т. Т. 1. - М.: Изд. центр "Академия", 2006. - 304 с.: ил. - (Высшее профессиональное образование).

Изобразительное искусство. 5-7 классы: Обучение основам изобразительной грамоты. Конспекты уроков / Авт.-сост. О.В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 132 с. - Библиогр.: с. 131.

33.Медкова Е.С.    Миф и культура. Язык и культура. От импрессионизма к абстрактной живописи: Программы. Методические рекомендации / Под ред. Л.В. Школяр. - М.: Просвещение, 2009. - 96 с. - (Элективный курс).

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.: ил.

          При введении регионального материала

Белгородская энциклопедия. - Белгород, 2005.;

-Белгородоведение: учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. В.А. Шаповалова. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2002.;

-Очерки краеведения Белгородчины: учебное пособие. - Белгород, 2000.; Ботова С.И., Приставкина Т.А., Рябчиков А.В. Рукотворная краса земли Белгородской: учебное пособие. В 2-х ч. / С.И. Ботова, Т.А. Приставкина Т.А., А.В. Рябчиков. - Белгород, 2000.;

- Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины: учебное пособие / М.С. Жиров. - Белгород, 2000.;

- Митрягина Т.А. Традиционный народный костюм Белгородчины / Т.А. Митрягина - Белгород: ИПЦ Политерра, 2005.;

Литература по ФГОС второго поколения

1.Григорьев, Д.В. Художественное творчество. Социальное творчество: программы внеурочной деятельности / Д.В. Григорьев., Б.В. Куприянов..- М.: Просвещение, 2011.- 79 с.

  1. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010 – 223 с. – (Стандарты второго поколения)
  2. Данилюк, А.Я.  Концепция  духовно-нравственного  развития и  воспитания  личности гражданина   России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. -  М.: Просвещение, 2011. -23 с.
  3. Изобразительное искусство: рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б.М. Неменского 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011. - 177 с.
  4. Изобразительное искусство 5-7 классы: Примерные программы по учебным предметам (проект).– М.: Просвещение, 2010. – 175 с. - (Стандарты второго поколения)
  5. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников. – М.: Просвещение, 2011.- 96 с. – (Работаем по новым стандартам)
  6. Модели образовательной программы образовательного учреждения: опыт регионов. - М.: Просвещение, 2011. -109 с.
  7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа /сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. – (Стандарты второго поколения)
  8. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование /под. ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2011. - 111с.
  9. Программы внеурочной деятельности. Познавательная активность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам)
  10. Федеральный государственный  образовательный стандарт основного  общего образования. -М.:Просвещение, 2011.
  11. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий: пособие для учителя /А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.-159 с. - (Стандарты второго поколения)
  12. Фундаментальное ядро содержания общего образования /Рос.акад.наук, Рос.акад.образования; под ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд.., доработ. – М.:Просвещение, 2011-69 с. - (Стандарты второго поколения)
  13. Чернобай, Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной среде: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /Е.В.Чернобай.- М.: Просвещение, 2012. – 56 с. - (Работаем по новым стандартам)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  программы «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. Неменского для 1-4 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку и расширенное тематическое планирование...

Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.

Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...