Древнерусское деревянное зодчество. Жилище крестьянина
методическая разработка (изобразительное искусство) на тему

Осипова Ирина Игоревна

Методическая разработка урока ИЗО в начальной школе по изучению  Древнерусской культуры через архитектуру деревянного зодчества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhilishche.docx19.43 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

Древнерусское деревянное зодчество.

Жилище крестьянина

4 класс

Учитель ИЗО ГБОУ школа № 519

Осипова Ирина Игоревна

        Цель урока:

        Изучать Древнерусскую культуру через архитектуру деревянного зодчества.

        Задачи урока.

        Воспитательные.

        1. формировать личность с активной гражданской позицией, любящей свою Родину, бережно относящейся к её историческому прошлому.

         2. Воспитывать творческую познавательную активность, нравственно- эстетическое отношение к миру и искусству.

        Образовательные.

        Изучать архитектурные особенности Древнерусского деревянного жилища.

        Развивающие.

  1. Прививать навыки в изображении Древнерусского зодчества, жилых построек восточнославянских народов.
  1. Создать образ дома.

    Материально-техническое обеспечение:

     - мультимедийный проектор;

     - экран;

     - компьютер.

     Зрительный ряд:

      - презентация «Жилище крестьянина». Приложение 4.  

                                                   План урока

 №

     Этап урока

Содержание

Время

Примеч.

 1

Организационный

Подготовка материалов и инструментов к уроку

1 мин

 2

Введение

Вступительное слово учителя

2 мин.

Слайды

    1-4

 3

Ознакомление с новым материалом

Изложение нового материала

15 мин.

Слайды

   8 -25

 4

Самостоятельная работа

Практическая работа

22 мин.

 5

Подведение итогов урока

Анализ работ учащихся

5 мин.

         2.  Введение.

          Сегодня мы с вами ребята будем знакомиться с архитектурой восточнославянского жилища крестьянина.

          В старину русский человек не представлял себе Родины без золотистой рубленой избы. Сторожевой башни под шатром, чудного и дивного храма. (Слайды 4 -7)

         Радость и счастье в доме он связывал с красивым жилищем, безопасность и воинскую доблесть с несокрушимыми башнями крепостных стен.

  1. Ознакомление с новым материалом.

          На первый взгляд изба – самая обыкновенная постройка. Крестьянин, строя своё жилище, старался сделать его, прочным, тёплым, удобным для жизни. Однако в устройстве избы нельзя не увидеть свойственную русскому народу потребность к красоте. Поэтому избы, это не только памятники быта, но и произведения архитектуры,  искусства. (Слайд 8).

          Деревянные избы в старину ставились не по порядку, а как говорили, «на радостном месте», чтобы хозяину было удобно и соседу не мешать. Со временем избы стали выстраивать фасадом, то есть лицом, к дороге, и получилось «у-лица».

        ИЗБА – это слово звучало в древности как, «истьба», «истопка», то есть жилище, которое отапливалось изнутри и служило надёжным укрытием от холода.

        Избу и другие хозяйственные постройки крестьянин обычно рубил для себя сам, иногда нанимал опытных плотников. О привычном сочетании труда пахаря с плотницким мастерством говорится в народной пословице: «Хороший плотник и в поле работник».

        Собираясь, строится, крестьянин рубил деревья поздней осенью или зимой: к этому времени жизнь в дереве замирает, последнее годичное кольцо приобретает твёрдую наружную оболочку, что предохраняет древесину от разрушения.

      Прямо в лесу или возле деревни ставили  сруб,   приготовленный      вчерне без окон и дверей, который разделялся на три части для просушки. А ранней весной перевозили в деревню и собирали. Эта работа производилась обычно «помочью» («толокой»). «Помочь» - однодневная общественная бесплатная работа в пользу одной крестьянской семьи. На строительство собиралась вся деревня, и даже округа.

         Со стороны посмотреть, кажется, что брёвна одно сквозь другое пропущены. Получается это так: в бревне делают вырубку, круглую, как чашка, в неё кладут другое бревно, отступая от края. Остаток нужен, чтобы углы не так сильно промерзали зимой и не загнивали от влаги. В конструкции избы всё не случайно, всё со смыслом.

         Каждый ряд скреплённых друг с другом брёвен составляет венец. Венец на венец – и вырастает клеть, или сруб. (Слайд 9, 10, 11).

      Избы «Мстинского» типа высокие, как бы двухэтажные. (Слайд 8).

         Первый этаж подызбища, или подклет, низкий и холодный, был, как правило, нежилым. Здесь обычно хранили квашеную капусту, солёные грибы, мёд и другие съестные припасы,  так же имущество и различную утварь. (Слайд 12)

      У каждого помещения – отдельный вход. Дома,   на   высоких подклетах строились в древние времена. В старину селения располагались по рекам и озёрам, которые во время паводков выходили из берегов. Жилая часть находилась наверху – подальше от сырости и снежных сугробов.

        Интересная архитектурная особенность изб «мстинского» типа –  галерея, по местному «прикролек», она как бы подчёркивает деление дома на два этажа. (Слайд 13).

        Назначение галереи – защита нижней части сруба от дождя. В прикрольке на скамье можно было посидеть в сырую погоду и в жаркий день, в  ненастье высушить бельё, сохранить сухими дрова.

         Окна – очи, глаза на лице дома, свет и связь с внешним миром, поэтому наличники  –  самая украшенная часть дома. (Слайды 14,15).

      Конструкция крыши сохранила архаичные черты. (Слайд 16).

         Двухскатное покрытие устроено по «слегам» врубленным в  брёвна фронтонов. (Слайд17). Крыши сделанные «по старине» очень живописны, а главное, прочны – они выдерживали любые ураганы Фронтоны домов  (в новгородских деревнях их называют «челом», « залобком») не дощатые, а бревенчатые, «снизу до верху изба из дерев срублена».

       Выступающие    торцы  слег  закрывают  резные  доски «причелины». (Слайд 18). Их назначение предохранять  слеги от гниения. Это тоже очень древний элемент русского деревянного зодчества.

         Большой вынос кровли – характерная особенность северного   дома.      Это его защита от дождя и снега. Поддерживается вынос особыми кронштейнами из выпусков верхних брёвен – «помочами». Торцы помочей и стыки причелин под коньком закрыты короткими резными досками – «полотенцами». (Слайд 19).

        В слеги врублены «курицы» -  крюки, сделанные        чаще   из молодых елей, с обработанными корневищами. (Слайд 20). На курицы уложены потоки – водотечки. (Слайд 21). На потоки опирается тёс, который накладывается на слеги. Тесовая кровля прижимается к верхней коньковой слеге тяжёлым долблёным бревном – охлупнем, венчающим кровлю. Комель охлупня – естественное утолщение у корневища дерева – часто обрабатывался в виде самых различных фигур. (Слайд 24). Нередко мастера придавали ему фору конской головы. Обычай венчать крышу фигурой коня относится ещё к языческому периоду. Конь верный спутник крестьянина  - земледельца. У славян язычников он был символом светозарного солнца, счастья,  богатства.

       Силуэт кровли завершается деревянной трубой   «дымником». Для выхода дыма, в нём сделана орнаментально прорезь, сверху он покрыт двухскатной крышей. (Слайд 25).

         Каждая изба украшена с особой выдумкой. Но если приглядеться, всегда увидишь похожие мотивы. Например, резную круглую розетку – символическое изображение солнца. В этих символах отголоски времён, когда люди поклонялись могущественным силам природы. Защищая своё жилище от злых сил. Человек изображал магические знаки – обереги на самых ответственных местах и особенно там, где прикрывались щели и отверстия. Так что украшение не только   украшало,   но   и  как бы охраняло.

         Среди украшений- оберегов чаще всего встречаются изображения птиц и коней. Конь – верный помощник крестьянину и в труде,  и  в  бою,  и  в  пути.

         Вы видите, что в доме крестьянина всё было продумано и всё имело своё значение. Постройка, изображение и украшение здесь помогают друг другу и объединены общим смыслом.

    4. Самостоятельная работа

    Предлагается учащимся изобразить избу крестьянина северных деревень.

     Для выполнения работы необходимо решить следующие задачи:

- размещение в листе изображения – композиция;

- продумать окружающую среду,  деревенский пейзаж.

         Практическая работа учащихся.

       5. Подведение итогов урока.

      После завершения работы учащимися в карандаше и восковом    мелке, за пять минут до окончания урока, часть работ вывешивается на магнитной доске.

      Подводятся итоги урока.

      -обсуждаются работы учащихся;

     -делаются выводы о проделанной работе;

     -повторение новых терминов из словаря;

     -домашнее задание по подготовке к следующему уроку.

     Литература к уроку

  1. Грабарь И. Э. О русской архитектуре М., 1969.
  2. Л. Е. Красноречьев, Л. Я. Тынтарева «Как мера и красота скажут»

Лениздат. 1971.

  1. Л. А. Филиппова «Витославлицы» - Музей народного деревянного

зодчества. Лениздат. 1979.

  1. История русской архитектуры / Под ред. Ю. С. Ушакова, Т. А. Славина

Стройиздат. 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музей деревянного зодчества

Презентация может быть использована на уроках истории России в 6-8 класса как иллюстративный материал...

Кижи - памятник деревянного зодчества

Деревянное зодчество - памятник архитектуры XIX века...

Урок художественного труда.Русское деревянное зодчество.

Урок художественного труда.Учитель: Денисова А.Е.,Тема урока: «Русское деревянное зодчество».Цели урока:- знакомство с культурными  традициями, обычаями и поверьями славянского народа;-развитие х...

Деревянное зодчество в Красноярском крае

Деревянное зодчество в Красноярском крае. От прихода русских до наших дней. Типы жомов, элементы дома, украшения....

Древнерусское деревянное зодчество.Культовое строительство.

Создание учащимися макета деревянного храма на основе освоения знаний об архитектуре древнерусского деревянного зодчества....

Деревянное зодчество на Руси

разработка урока по ИЗО...

История деревянного зодчества города Козельска конца XVIII – начала XX веков

В настоящее время облик города Козельска меняется, старые дома сносятся, на их месте строятся новые, а оставшиеся постройки постепенно приходят в негодность. Основные улицы города:  Чкалова, Боль...


 

Комментарии

Овчарова Ольга Эдуардовна

Уважаемая Ирина Игоревна!Интересная тема!Профессиональная методическая разработка урока!Грамотная подача учебного материала!Спасибо,дальнейших успехов!