Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 8 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 8 класс) на тему

Пуршева Светлана Александровна

Рабочая программа составлена на основе

Линия УМК Шпикаловой Т.Я., рекомендуемой Министерством образования и науки РФ, которая соответствует  требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 5-8 классов.

 

Авторы: Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Поровская Г. А. и др.

Учебник: Изобразительное искусство 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_8n.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Изобразительное искусство 8 класс

«Пластические искусства в пространстве культуры разных эпох»

Календарно-тематическое планирование

Содержание

К-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Техника/материалы

1.Архитектура и скульптура России – летопись нашего Отечества и родного края (8 часов)

Блок 1. События и  истории и культуры нашего Отечества, запечатлённые в деревянном и каменном зодчестве России (4 часа)

1-2

Архитектура городов России в зеркале истории

2

  • Рассматривать архитектурные сооружения российских городов XVIII –ХХвв.
  • Сравнивать архитектурные постройки разных стилей
  • Находить элементы классицизма в архитектуре СПБ, Москвы
  • Приводить примеры планирования древнерусских городов на основе новых генеральных планов и «образцовых» проектов жилых и общественных зданий
  • Объяснять смысл понятий ампир, регулятивная система планировки городов
  • Участвовать в обсуждении архитектурного облика русских городов XVIII –ХХвв., роли градостроительных преобразований в развитии русских городов
  • Приводить примеры радиально-кольцевой планировки древнерусских городов
  • Выполнять зарисовки силуэтов, деталей архитектурных построек разных стилей с натуры, по памяти и представлению
  • Применять выразительные композиционные и графические средства в работе над зарисовкой
  • Составлять иллюстрированный словарь архитектурных стилей из зарисовок силуэтов, деталей архитектурных построек разных стилей
  • Участвовать в подведении итогов работы

Графические по выбору

3-4

Любимые места твоего города

2

  • Рассматривать фотографии памятников архитектуры и произведения художников-пейзажистов
  • Определять характерные для русской живописи архитектурные и природные мотивы.
  • Участвовать в обсуждении архитектурных достопримечательностей и поэтической жизни российской провинции в пейзажах художников XIX-XXI вв., единства старины и современности в архитектурном пейзаже русских городов художников XXI в., образа современного города, в котором ощущается дыхание прошедших эпох, изобразительно-выразительных средств, применяемых в создании художественного образа любимого места города
  • Выполнять графические зарисовки любимых мест города для  живописной композиции
  • Применять выразительные композиционные и графические средства в работе над зарисовкой
  • Завершать живописную композицию в цвете
  • Участвовать в подведении итогов работы

Графические по выбору, акварель

Блок 2. Памятники архитектуры и скульптуры России в пространстве культуры (4 часа)

5-6

Памятники скульптуры и мемориальные архитектурные сооружения в честь великих побед России

2

  • Рассматривать мемориальные памятники скульптуры и архитектуры, мемориальные ансамбли, которые являются бесценными свидетелями исторических событий
  • Приводить примеры памятных мест своёго города
  • Рассказывать об особенностях композиционного и декоративного решения монументальных архитектурных сооружений в пространстве города
  • Объяснять смысл понятий скульптура, монумент, монументальная скульптура, мемориальные сооружения, мемориальный ансамбль
  • Участвовать в обсуждении иллюстративной и декоративной роли скульптуры, памятников героям и памятных знаков на местах, связанных с событиями ВОВ, пантеонов, музеев, разных граней великих побед России, воплощённой в проектах современных архитекторов, особенностей схв монументального искусства, рассчитанного на массовое восприятие, существующее в синтезе с архитектурой, в архитектурном ансамбле
  • Выполнять по памяти или с натуры зарисовки скульптурных памятников и архитектурных монументов, выполненных фронтально
  • Применять выразительные композиционные и графические средства в работе над зарисовкой
  • Выполнять эскиз композиции оформления памятного места в своём городе
  • Участвовать в подведении итогов работы

Графические по выбору

7-8

Твой вклад в сохранение памятников культуры

2

  • Рассматривать памятники истории и культуры, входящие в перечень объектов культурного наследия России
  • Определять к какому виду культурного наследия в соответствии с принятой градацией относятся исторические объекты родного края
  • Участвовать в обсуждении значения объектов культурного наследия как необходимого атрибута формирования облика современных российских городов с богатым историческим и культурным прошлым, критериев выявления особо ценных объектов культурного наследия для современного города
  • Составлять план проекта на тему «Сохраним памятники культуры родного края»
  • Дополнять план зарисовками, фотографиями памятников культуры, их описаниями, используя ресурсы Интернета
  • Участвовать в подведении итогов работы

Графические по выбору

2. Монументально-декоративное искусство в пространстве культуры (8 часов)

Блок 3. Идеи и формы монументально-декоративного искусства (8 часов)

9-10

Монументально-декоративная живопись в архитектурной среде. Фреска. Сграффито

2

  • Рассматривать примеры памятников монументальной живописи, выполненных в технике фрески и сграффито, фрески Древней Руси, эпохи  Возрождения
  • Различать фрески, сграффито
  • Сравнивать фрески древних и современных авторов, находить в них общее и различное
  • Объяснять смысл понятий художник-монументалист, фреска, сграффито, высокий иконостас
  • Участвовать в обсуждении тем и сюжетов фресковых росписей христианских храмов, особенностей худ метода создания фресок, сграффито, их схв
  • Описывать словами смысл своей орнаментальной или сюжетной композиции
  • Выбирать художественные материалы, соответствующие замыслу фрески или сграффито
  • Выполнить эскиз композиции для оформления школьного интерьера в  технике сграффито
  • Выполнить упражнение в технике сграффито
  • Участвовать в подведении итогов работы

Пластилин 3 цветов или глина и гуашь

11-12

Монументально-декоративная живопись в архитектурной среде. Мозаика

2

  • Рассматривать примеры памятников монументальной живописи, выполненных в технике
  • Участвовать в подведении итогов работы

 карандаш, акварель

13-14

Монументально-декоративная живопись в архитектурной среде. Витраж

2

  • Рассматривать примеры памятников монументальной живописи, выполненных в технике
  • Участвовать в подведении итогов работы

карандаш

15-16

Монументально-декоративная живопись вокруг нас.

2

  • Рассматривать примеры памятников монументальной живописи, выполненных в технике
  • Участвовать в подведении итогов работы

карандаш, гуашь

3. Дизайн в России. Художественное проектирование предметной среды: от функции к форме и от формы к функции (8 часов)

Блок 4. Дизайн в промышленном производстве. Дизайн  среды (2 часа)

17

Транспортные средства. Массовое производство легкового автомобиля по проектам художников-дизайнеров, конструкторов в России

1

  • Рассматривать промышленные транспортные средства и характеризовать их
  • Определять характерные особенности легкового и грузового автомобилей
  • Сравнивать разные типы транспортных средств, выявляя их основные составляющие и их пропорции
  • Участвовать в обсуждении проектирования предметов среды как эстетической деятельности человека вне искусства (в индустриальной, технической сфере), технических качеств автомобилей и их внешнего вида
  • Учитывать пропорции, обтекаемость форм и рациональность конструкции автомобиля
  • Выполнять подготовительный рисунок легкового и грузового автомобилей лёгкими линиями, соблюдая композицию, пропорции и характерные особенности дизайна автомобилей
  • Участвовать в подведении итогов работы

Графические материалы

18

Общественный транспорт

1

  • Рассматривать промышленные транспортные средства и характеризовать их
  • Определять характерные особенности грузового автомобиля и автобуса
  • Сравнивать разные типы транспортных средств, выявляя их основные составляющие и их пропорции
  • Участвовать в обсуждении проектирования предметов среды как эстетической деятельности человека вне искусства (в индустриальной, технической сфере), технических качеств грузовых автомобилей и автобусов
  • Учитывать пропорции, рациональность и точность конструкции грузового автомобиля
  • Выполнять подготовительный рисунок грузового автомобилей лёгкими линиями, соблюдая композицию, пропорции и характерные особенности дизайна автомобилей
  • Участвовать в подведении итогов работы
  • Выполнять задание творческого характера: придумать торговую марку для спроектированного автомобиля и выполнить её эскиз

Графические материалы

Блок 5. Дизайн среды: интерьер и предметный мир человека (2 часа)

19-20

Художественные и функциональные качества интерьера и его проектирование

2

  • Рассматривать дизайнерские разработки мебели и интерьеров
  • Высказывать суждения о функциональном назначении предметов интерьера и их декоративном решении
  • Участвовать в проектировании дизайнерского изобретения, определять функциональное назначение предмета интерьера и разрабатывать их декоративные решения
  • Представлять общую композицию интерьера, составленную вместе с одноклассниками
  • Распределять виды предметов уголка школьника для объёмного моделирования
  • Определять функциональное и эстетическое назначение предмета
  • Выполнять творческое задание
  • Участвовать в подведении итогов работы

карандаш, гуашь

Блок 6. Мода и дизайн одежды: исторический опыт и современные стили (4 часа)

21

Российская мода: исторический опыт XVIII-XXвв.

1

  • Рассматривать одежду XVIII-XX вв.
  • Выявлять характерные особенности национального моделирования разнообразных художественных стилей одежды
  • Объяснять смысл понятий романский, готический стили, ренессанс, барокко, рококо, ампир, модерн
  • Выполнять зарисовки – повтор образцов моделирования одежды разнообразных художественных стилей
  • Создавать коллективное панно
  • Участвовать в подведении итогов работы

Акварель, гуашь

22

Мода и дизайн одежды: молодёжный стиль 60-х гг. XX века

1

  • Рассматривать фотографии с моделями одежды, созданными современными зарубежными модельерами
  • Сравнивать пластические и декоративные решения моделей
  • Сравнивать модели одежды молодёжного стиля французских модельеров и коллекций моделей В.Зайцева
  • Выявлять общее и различное в их крое, декорировании, формообразовании и конструктивных особенностях
  • Выполнять набросок и эскиз модели ансамбля одежды молодёжного стиля для девушки, юноши (по выбору)
  • Участвовать в подведении итогов работы

Акварель, гуашь

23

Фольклорное направление в моде второй половины XX века

1

  • Рассматривать фотографии с моделями одежды, выполненными в фолк-стиле разными модельерами
  • Участвовать в обсуждении использования формообразования конструктивных особенностях русского народного  и традиционных костюмов других народов России, фольклорного направления моды, разработанного известными дизайнерами одежды, отличительных черт русского народного и исторического костюма (плавность форм, простота, богатство декора деталей костюма и головных уборов)
  • Узнавать и называть образы-символы в орнаменте русского традиционного костюма
  • Выполнять эскиз одежды в фолк-стиле
  • Участвовать в подведении итогов работы

Акварель, гуашь

24

Спортивный стиль одежды

1

  • Рассматривать фотографии моделей спортивной одежды
  • Рассказывать о дизайнерском подходе к рациональности формы, конструкторско-технологическом решении и эстетической функции спортивной одежды
  • Участвовать в обсуждении моделей одежды спортивного стиля, призванной обеспечить в повседневной жизни максимальное удобство, раскованность поведения и быстроту реакции в различных жизненных ситуациях
  • Выполнять коллективный проект «Спортивная одежда по мотивам разных видов спорта» в технике аппликации с дорисовкой
  • Применять разнообразные выразительные средства в рисовании наброска и эскиза
  • Выполнять подготовительный рисунок с прорисовкой фигуры человека и модели одежды
  • Передавать красоту и изящество костюмов
  • Участвовать в подведении итогов работы

Цветная бумага, фломастеры, тушь, клей

4.Искусство  конца XIX –начала  XX века – поиск новых художественных форм изображения действительности. Утверждение принципов соцреализма в искусстве 30-х годов XX века и дальнейшее его развитие (10 часов)

Блок 7. От импрессионизма к авангардной живописи XX века (8 часов)

25-26

Художественные поиски свободы в искусстве конца XIX –начала XXв. Отношение  искусства к действительности: субъективное отношение к предметному миру

2

  • Рассматривать живописные произведения отечественных и зарубежных художников конца XIX –начала XX в., отражающих процесс поиска новых художественных форм в искусстве живописи, раскрывающие основные  особенности авангардного направления в живописи – кубизма
  • Сопоставлять образы реалистического и авангардного решения
  • Рассказывать о специфике схв их воплощения, связывать появление авангардных течений с политической ситуацией, с бытовавшими вкусами и культурными идеями эпохи рубежа веков
  • Объяснять смысл понятий экспрессионизм, символизм, сюрреализм
  • Участвовать в обсуждении специфических особенностей различных направлений искусства конца XIX –начала XX в., схв в технике пуантилизма
  • Выполнять разработку композиции с изображением цветов в технике пуантилизма
  • Участвовать в подведении итогов работы

Графические материалы

27

Отношение  искусства к действительности: анализ и отказ от предметного мира («Натюрморт в стиле кубизма»)

1

  • Рассматривать произведения выдающихся художников конца XIX –начала XX в различных направлений
  • Участвовать в обсуждении истоков причин возникновения кубизма, специфики и отличительных признаков художественно-образного языка кубизма, этапов развития, излюбленных жанров, специфических схв кубической живописи
  • Сравнивать произведения художников, называть приёмы и схв, используемые авторами работ
  • Выполнять разработку композиции и исполнять графический рисунок натюрморта в стиле кубизма
  • Участвовать в подведении итогов работы

Графические материалы

28

От примитивизма к абстракции

1

  • Рассматривать произведения самобытных русских художников начала XX в., обратившихся к искусству городского фольклора и ставших основателями русского авангарда
  • Сопоставлять произведения художников реалистов, импрессионистов, кубистов
  • Находить различия в схв
  • Участвовать в обсуждении ведущих художественных объединений России рубежа XIX-XX вв.
  • Находить ассоциативные связи абстрактных композиций с реальными явлениями
  • Выполнять абстрактную композицию в технике лучизма или абстракционизма
  • Участвовать в подведении итогов работы

Зарисовки, графика

29-30

Русский авангард  в ДПИ. Агитационный фарфор

2

  • Рассматривать произведения  агитационного фарфора
  • Рассказывать об особенностях формы, пропорций, росписи фарфоровых изделии
  • Участвовать в обсуждении отражения в агитфарфоре важнейших событий, новых тем, новой символики и новых приёмов композиции, развития агитфарфора на основе лучших традиций искусства прошлого
  • Сравнивать произведения разных авторов и находить своеобразие в содержании росписи, характере композиции, колорита
  • Понимать смысл понятия супрематизм
  • Сравнивать произведения в технике супрематизма, находить в них специфические супрематические  признаки
  • Выполнять разработку эскиза агитационной росписи тарелки, чашки, кувшина и выполнять роспись в стиле агитфарфора 1920-х годов, но с современной тематикой
  • Участвовать в подведении итогов работы

Белые картонные тарелки, акрил/гуашь

31-32

Художественная афиша: от модерна к авангарду

2

  • Рассматривать произведения художников-плакатистов первой трети XX в. в  области художественной рекламы
  • Выявлять актуальные темы рекламных плакатов
  • Сопоставлять содержание художественных афиш с современными рекламами и афишами
  • Сравнивать стиль оформления худ афиш со стилем модерн, со стилем декора агитфарфора
  • Участвовать в обсуждении схв художественной афиши в работах разных художников
  • Сравнивать схв произведений начала XX века и современной рекламной продукции
  • Выполнять комплект рекламной продукции  в традициях агитации и пропаганды культурных событий начала XX века для открытия школьной арт-галереи
  • Участвовать в подведении итогов работы

А3, гуашь, цв бумага, клей, маркеры

Блок 8. Отражение современности в советском искусстве.  Музейное строительство в первые годы советской власти (2 часа)

33

Советское искусство. Соцреализм

1

  • Рассматривать произведения художников, чьё творчество принадлежало к искусству соцреализма
  • Выявлять специфику образной подачи событий эпохи, характерную для произведений соцреализма
  • Сопоставлять содержание худ произведений с реальными событиями, известными  из истории России
  • Участвовать в обсуждении принципов искусства соцреализма, произведений художников, работавших в советскую эпоху
  • Выявлять схв, с помощью которых живописцы, графики, скульпторы передавали пафос строительства социализма, создавали образы героев труда, защитников Отечества
  • Сравнивать схв произведений соцреализма с произведениями начала XX века
  • Создавать композицию на тему героики труда, военной службы, материнства на примере из повседневной жизни жителей родного края
  • Находить с помощью поисковых систем Интернета произведения художников своего края, отражающие стилистику соцреализма, и сведения об их авторах и составлять презентацию
  • Участвовать в подведении итогов работы

Гуашь, акварель

34

Музей в современной культуре. Наш школьный музей

1

  • Рассматривать экспонатов крупнейших музеев мира, ведущих национальных музеев России, а также музеев других больших и малых городов
  • Сопоставлять их экспозиции и систематизировать принципы организации по содержанию
  • Выявлять основное назначение музея
  • Называть ценности, которые сохраняют музеи, выявлять их предназначение
  • Участвовать в  обсуждении экспозиций крупнейших музеев мира, России, края, соотнесения известных худ произведений с их основным хранилищем – музеем, музея - социального института исторической памяти, особой роли музеев в формировании национального самосознания, в утверждении социальной идентификации, в воспитании у населения чувства любви к человечеству, к Отечеству.
  • Работать с поисковыми системами Интернета, проводить виртуальные экскурсии по музеям мира и России
  • Выполнять на основе Положения о конкурсе «Шаг в будущее» разработку интернет-концепции и мультимедийной презентации содержания экспозиционного пространства и дизайна школьного музея
  • Подбирать с помощью поисковых систем Интернета информацию о существующих школьных музеях в нашей стране
  • Участвовать в подведении итогов работы

Использование мультимедиа,

компьютера

35/8

Обобщающий урок

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» 5 класс ФГОС

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Изобразительное искусство» 5 класс количество часов по учебному плану 34 2015-2016 учебный год

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.         Тема 5 класса — «Де...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 5 КЛАСС (ФГОС)

Программа разработана на основе ООП ООО, авторской программы по изобразительному искусству Б.М. Неменского «Изобразительное искусство» рабочие программы 5-8 классы, М.: Просвещение, 2015г....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 6 КЛАСС (ФГОС)

Программа разработана на основе ООП ООО, авторской программы по изобразительному искусству Б.М. Неменского «Изобразительное искусство» рабочие программы 5-8 классы, М.: Просвещение, 2015г....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 7 КЛАСС (ФГОС)

Программа разработана на основе ООП ООО, авторской программы по изобразительному искусству Б.М. Неменского «Изобразительное искусство» рабочие программы 5-8 классы, М.: Просвещение, 2015г....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» 7 класса для детей с ОВЗ

Реализация индивидуально- образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения....