Исследовательская работа по теме «Художественная культура Оренбургского края»
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо) по теме

Давыдова Татьяна Петровна

Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, село, а значит стать созидателем своей малой Родины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская работа по теме

«Художественная культура

 Оренбургского края»

Автор: Давыдова Татьяна Петровна

Высшая категория

Учитель изобразительного искусства

МБОУ «Курманаевская СОШ»

С. Курманаевка

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы приобщения детей к художественной  культуре обусловлена потребностью современного общества в людях, обладающих высоким уровнем общей культуры, социальной зрелостью, в том числе становлением коммуникативной культуры и овладение нормами и правилами родного языка с раннего возраста, имеющая важное значение для формирования полноценной личности ребенка.

  Система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.

Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края - верный путь повышения качества воспитания и обучения.

Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна их главных задач педагога.

Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, село, а значит стать созидателем своей малой Родины.

«Уважение к прошлому — вот что отличает дикость от воспитанности», - эти слова А.С. Пушкина актуальны и сегодня.

Искусство — духовный продукт человеческой жизни, оно как бы синтезирует в себе то, что в жизни, как говорил Ф.М.Достоевский, разжижено, разбавлено. Художник учит жизни, но сама жизнь - иная; что действительное духовное богатство людей всецело зависит от их действительных искусство формирует духовный мир человека, но при этом нельзя забывать, отношений, как говорили К.Маркс и Ф.Энгельс.

Искусство всегда обращалось к теме любви о родине, ибо это священное чувство дорого каждому человеку, живущему в своей стране и разделяющему её судьбы. Патриотизм - одно из наивысших чувств людей, и он воспевался поэтами и композиторами, писателями и драматургами, живописцами и скульптурами

Важность этой проблемы, интерес к ней на современном этапе обусловили выбор темы нашего исследования: «Формирование у учащихся знаний о художественной культуре региона».

Цель исследования:

- обращение детей к глубинным корням художественной  культуре региона;

- воспитание в современной молодежи бережного отношения к бесценному наследию прошлого, чтобы можно было его изучить и творчески развивать не только сегодня, но и в будущем;

-формирование художественно-образного мышления и эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, искусству, как основ развития творческой личности, ее эстетических вкусов и потребностей, морально-этического облика;

- обучение основам изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности.

    Глава I.  Формирование у учащихся знаний о художественной культуре региона как психолога - педагогическая проблема

  1. Место и роль знаний о художественной культуре родного края в содержании программного материала в 5 классе.

     Одна из важнейших задач современного образования - патриотическое воспитание личности. Патриотизм  – это чувство любви к своему Отечеству, готовность подчинять свои личные и групповые интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать её.

   На всём протяжении истории образования искусство играет значительную роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Оно обладает особыми возможностями эмоционально – образного влияния на человека.

   Искусство – это всегда борьба «за» или «против», т.к. художник всегда что – то утверждает и что – то отрицает. Даже те произведения, авторы которых дорожат только формой и не заботятся о содержании, все-таки так или иначе, выражают известную идею своего времени. Подлинный художник не может не показать истинную картину окружающего мира .Так ,из поколения в поколение , накапливаются лучшие традиции  творческого и эмоционально-образного опыта художественно-эстетического воспитания личности . Произведение изобразительного искусства воздействуют на личность силой вызываемого художественным творением эстетического переживания , побуждающего к ответной рефлексии ( размышлению над приведённым примером нравственного поведения , самооценке ). Данное состояние не исчезает с прекращением непосредственного контакта с произведением искусства , оно воздействует на ценностные установки личности , затрагивая все сферы её жизнедеятельности . Таким образом , в результате восприятия произведений искусства происходит духовно-нравственное формирование личности . От того, на каком художественном материале воспитывается личность , зависит проявление у неё тех или иных индивидуальных склонностей и духовных потребностей.

   Возрастающий в настоящее время интерес к национальной культуре повышает духовный потенциал личности. Освоение искусства родного края как мира целостной культуры, его нравственных и духовных ценностей помогает раскрыть в душе личности человеческие качества, связывающие её со своим народом , родным домом , краем, Отечеством ; наглядно демонстрирует её моральные и эстетические ценности, художественные вкусы; является частью её истории. Путь развития каждой культуры своеобразен, поэтому наряду с системой общечеловеческих ценностей личность, развиваясь, присваивает  ценности, свойственные той стране , тому обществу, в котором она живёт. Усваивая ориентации окружающих  людей, человек вырабатывает и свою личную позицию, свои частные идеалы.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что на сегодняшний день наиболее актуальным вопросом является включение регионального компонента в систему художественного образования, способствующего воспитанию и становлению духовно развитой личности.  

     В настоящее время в условиях демократизации и гуманизации образования становится особенно ощутимым неудовлетворительный уровень культуры, гуманитарной и гуманистической подготовки учащихся. Современное образование ставит во главу угла развитие целостной личности, находящейся в гармонии с окружающим миром, живущей ощущением современности, гибко ориентирующейся в новых условиях и стремящейся к максимальной реализации своих возможностей в социуме. Однако обучение и воспитание, основанное на гуманистических принципах, не есть лишь создание условий для самоактуализации личности, раскрытия своего "Я". В деле демократизации и гуманизации образования цели обучения и воспитания должны быть во многом связаны с усвоением определенных культурных норм.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в условиях возрастания социальной роли личности как носителя национальной художественной культуры, в современном образовании возникла острая необходимость в новых подходах к преподаванию искусств в общеобразовательной школе. Художественно-эстетическое образование должно способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов своего региона, России, всего мира в целом. В связи с этим перед учащимися на уроках изобразительного искусства ставятся следующие задачи:

■        содействовать    целостному    мироощущению    учащихся,    восприятию    духовно-эстетических
ценностей,  заключенных  в  образах  отечественного  искусства,   отечественной   поэзии   и   прозы,
музыки, играх и обрядах, в родной природе;

  • создавать среду общения для освоения искусства родного края во всем многообразии его видов;
  • способствовать формированию исторической памяти, особых навыков мышления, определяемых
    постижением искусства родного края как особого типа художественного творчества, связывающего
    настоящее с культурным прошлым народа.

Освоение искусства родного края как мира целостной культуры, его нравственных и духовных ценностей помогает раскрыть в душе ребенка человеческие качества, связывающие его со своим народом, родным домом, краем, Отечеством; наглядно демонстрирует его моральные и эстетические ценности, художественные вкусы; является частью его истории. Поэтому только на основе введения регионального компонента в художественно-эстетическое образование можно содействовать национальному воспитанию и становлению духовно развитой личности.

Согласно Базисному учебному плану в образовательной области "Искусство" инвариантной части может быть выделено до 25% учебного времени на национально-региональный компонент содержания образования. В основе планирования, включающего региональный компонент, лежит изучение русского искусства во взаимосвязи с искусством народов других национальностей. Через систему знаний и восприятие родной природы, образов родной культуры раскрывается самобытность русской национальной культуры, целостное восприятие мира.

Изучение искусства родного края во всем его многообразии представляет собой сложный познавательный комплекс, в котором большую роль играют:

  • разнообразие методов обучения, применяемых на уроках изобразительного искусства;
  • применение нетрадиционных форм уроков и занятий в процессе обучения;

■        использование  методических   приемов,   обеспечивающих  возрастающий   интерес   к  изучению
искусства родного края;

Формирование основ целостной эстетической культуры дают прежде всего интегрированные уроки. Учет целостности русского искусства как самостоятельной целостной художественной системы, позволяет интегрировать ряд дифференцированных учебных предметов - русский язык, литературу, музыку, изобразительное искусство, трудовое обучение, природоведение, историю, -которые не дублируют друг друга, а дополняют и углубляют. Это прослеживается в связях изобразительно-пластического искусства с музыкально-поэтическим, прикладным и календарно-обрядовым фольклором, где возможно использование разнообразного материала из изобразительного, литературного, музыкального ряда в зависимости от местных условий.

Формирование устойчивого интереса к национальному искусству может осуществляться с помощью сотрудничества с местным музеем. Экскурсии в краеведческий и изобразительный музеи помогают воспитывать у учащихся живую любовь к родному краю, дают те знания, без которых невозможно сохранение памятников культуры. Проводя уроки в музее, учитель как бы помогает детям погрузиться в мир материальной и духовной культуры прежних поколений, создавая атмосферу сопереживания и сотворчества для современных школьников. Возникает та необходимая эстетическая среда, которая максимально приближает человека к сокровищам родной культуры, нравственных и духовных ценностей своего народа. В то же время педагогу необходимо знать, что экскурсии должны быть систематической работой, нацеленной на конкретные задачи - экскурсии прогулочного типа просто недопустимы..

      На сегодняшний день Министерством образования РФ учителям изобразительного искусства рекомендованы три типовые программы:

    Одна из этих программ это - « Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.(авт.колл. под рук. Б.М.Неменского);

Главная задача программы - духовное развитие личности ребенка через единство и взаимодействие искусства с жизнью. Выделен три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный. Блоково-тематическое построение содержания - "от родного порога в мир общечеловеческой культуры", принциппы повтора и возврата в процессе погружения в искусство, увлеченности искусством, синтез искусств.

 Приоритетными в этой программе являются следующие задачи:

     - формирование духовной культуры личности;

     - пробуждение интереса к культуре и искусству своего народа;

     - воспитание любви к своему Отечеству.

     На основе обязательного минимума содержание художественного образования разработаны программно- методические материалы, которые служат педагогам изобразительного искусства ориентиром для разработки календарно- тематических планов и конспектов уроков, создавая, в то же время, благоприятные условия для творчества учителя, свободного выбора наиболее активных форм и методов обучения. Однако, включая в календарно- тематическое планирование темы национально- регионального компонента, учитель должен сохранять целостную структуру содержания программы, по которой он работает.

      Можно выделить наиболее действенные формы и методы приобщения детей к культуре родного края.

      Формированию основ целостной эстетической культуры личности ребёнка способствует комплексное изучение искусства. Исходя из того , что национально- региональный компонент подразумевает не только художественное , но и краеведческое образование , изучение искусства должно проходить в тесной взаимосвязи с географией и историей края, политическим, экономическим и культурным положением его на разных этапах развития.

      Комплексный подход к изучению родной культуры невозможен без использования интегрированных занятий. Отношение к народному искусству как к целостной художественно-эстетической системе позволяет интегрировать ряд дифференцированных учебных предметов - русский язык, литературу, музыку, изобразительное искусство, трудовое обучение, - которые не дублируют, а дополняют и углубляют друг друга. Это прослеживается в связях изобразительно- пластического

Своеобразие предлагаемой программы Б.М. Неменского дает учителю реализовать свои возможности при проведении уроков и учесть уровень подготовки детей.

Программа  «Изобразительное искусство и художественный труд» разработанная под руководством Б.М. Неменского, ставит задачу духовного развития личности. Программа знакомит учащихся с тремя способами художественного освоения действительности: изобразительным, декоративным и конструктивным. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве и взаимодействия искусства с жизнью.

     Программа ставит целью пробуждение у ребенка интереса к культуре и искусству своего народа, воспитание любви к своему Отечеству, обогащение духовного мира младшего школьника, развитие навыков самостоятельной художественной деятельности.

Программа "Изобразительное искусство и художественный труд", 5-9 кл. Б. М. Неменский и др. М., Просвещение, 2000; М., Дрофа, 2000.
В программе представлена система взаимодействия искусства с жизнью. Художественная деятельность находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме, декоративная и конструктивная работа, восприятие явлений действительности и произведений искусства, обсуждение работ товарищей, изучение художественного наследия, подбор иллюстративного материала, прослушивание музыкальных и литературных произведений. Программа рассчитана 5-8 кл. по 1 часу в неделю.

Учебный комплект включает в себя учебник и рабочую тетрадь для каждого класса, а также методическое пособие для учителя.

Содержание учебников полностью соответствует программе. Каждый учебный год является незаменимой ступенью целостного художественного развития и призван обеспечивать поэтапное, постепенное погружение ребенка в осознание богатства и многообразия связей искусства с жизнью каждого человека и каждого народа. Учебники не только дают школьникам знания, развивают умения и навыки художественного творчества, но и помогают раскрыть в каждом ребенке творческую личность, формировать разностороннюю художественную культуру. Умения и навыки изображения усваиваются детьми в процессе создания художественного образа, решения творческих задач. Тема каждого учебника оригинальна. Каждый учебник — это новый шаг в познании искусства, которое происходит как через восприятие искусства (профессионального и народного), так и через практическую творческую деятельность школьника. В конце каждого учебника помещены методические рекомендации для учителей и родителей.

Тетради по изобразительному искусству включают творческие упражнения и задания игрового характера, которые способствуют закреплению материала основных разделов учебников. Тетради помогут развить художественное восприятие, образное мышление и фантазию учащихся, освоить азы искусствоведческого анализа, научиться творчески работать, используя выразительные возможности красок, мелков, туши, пластилина, бумаги и разных нетрадиционных материалов.

Методическое пособие для учителя посвящено работе с учебным комплектом для каждого класса. Оно содержит конкретные методические рекомендации и разработки по всем темам учебников, по проведению различных типов уроков искусства, использованию основных видов деятельности (восприятие и практическая творческая работа). В пособии дано примерное планирование по предмету (с учетом одного и двух часов в неделю). Особое внимание авторы уделяют вариативному использованию учебников и рабочих тетрадей на разных типах уроков в школе, а также дома при самостоятельных занятиях.

Учебно-методический комплект для 5 класса состоит из учебника, рабочей тетради и методического пособия для учителя. 

Учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» 5 класс — это новый этап в обучении искусству в школе. Именно с 5 класса начинается углубленное изучение отдельных видов пластических искусств.

Древние корни народного искусства, русские художественные промыслы, современное декоративное искусство, особенности образного языка этого вида искусства и, наконец, его роль в обществе — темы учебника 5 класса.

Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» содержит творческие задания для самостоятельной работы учащихся в школе и дома.

Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» отвечает на вопросы, как работать с учебным комплектом — учебником и рабочей тетрадью, в чем особенности школьного курса декоративно-прикладного искусства, как правильно выстроить драматургию урока искусства. Кроме того, пособие содержит конкретные методические рекомендации по всем основным темам учебника, краткий словарь терминов, литературный материал и рисунки методического характера.

   Приобщение к искусству в средних классах — это новый этап обучения, закладывающий основы художественного мышления. В среднем звене программой «Изобразительное искусство и художественный труд» предусмотрены целостные годичные блоки искусств (декоративные, изобразительные, конструктивные). Первым видом искусства для средней  школы выбраны искусства декоративно-прикладные, так как они по своему языку ближе всего детскому мышлению

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО — это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, будь то мебель, посуда или одежда, занимает определенное место не только в организованной человеком среде жизнедеятельности, но прежде всего — в его духовном мире

Процесс приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству осуществляется с учетом психофизиологических особенностей детей на разных этапах их художественного развития. Если художественно-творческая деятельность детей на уроках в начальной школе (первый этап художественного развития) протекает на эмоционально-чувственной основе, то начиная с V класса (новый этап художественного развития) она строится больше на познавательно-аналитическом уровне, обязательно с сохранением в ней эмоционально-образного, творческого начала..

Целостный курс декоративно-прикладного искусства не случайно начинается   с   народного —   крестьянского —   прикладного   искусства. Впитавшее в себя исторический, нравственный, эстетический, духовный опыт народа, это искусство обладает огромной плодотворной силой воздействия на человека.

В искусстве, созданном народом, переплелись воедино верность традиции (правила, навыки, приемы, образы, мотивы, темы, отражающие народные мироощущения), коллективный опыт, природное начало. Приобщение к замечательным памятникам народного искусства («память в образах») позволяет детям соприкоснуться с особым складом мышления наших предков, которое во многом отличается от нашего, с особым складом познания и освоения ими окружающего мира через созидательно-творческую деятельность, связанную с созданием жизненно необходимых предметов.

Темы занятий 5 класса, содержащие выход региональный компонент

Тема. « Древние образы в народном искусстве»

Тема. « Декор русской избы»

Тема. « Внутренний мир русской избы»

Тема. « Конструкция, декор предметов народного быта и труда».

Тема. « Образы и мотивы в народной вышивки»

Тема. « Нарядный праздничный костюм»

Тема. « Народные праздничные обряды

1.2. Психолога возрастные предпосылки. Формирование у младших подростков знаний о художественной культуре.

                         "Человек познает ..самого

 себя лишь   опосредованно,

 отраженно, через других..."

С.Л. Рубинштейн.

     Одной из главных целей образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Следовательно, учебно-воспитательный процесс становится больше ориентированным на личность ученика, его индивидуальные возможности и интересы.

    Большое значение для развития имеет психическое здоровье, т.е.состояние полного душевного, физического и социального благополучия. Если человек попадает в ситуацию дискомфорта, то в первую очередь фрустрируется  эмоциональная сфера, т.е. человек реагирует на эту ситуацию негативными переживаниями, которые в свою очередь, вызывают тревожность.

Возраст — конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития. Она характеризуется совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с индивидуальными различиями, являющимися общими для всех нормально развивающихся людей (поэтому они называются типологическими)   В младшем подростковом возрасте появляется интерес к собственному внутреннему миру, возникает желание понять, лучше узнать себя. Возникшее острое «чувство Я», увеличение значимости проблем, связанных с самооценкой, сопровождаются трудностями думать и говорить о себе, слабым развитием рефлексивного анализа, что приводит к повышению тревожности, возникновению чувства неуверенности в себе.

Успех реализации задач художественного образования детей средствами изобразительного искусства во многом зависит от того, насколько хорошо знает педагог возрастные особенности своих воспитанников и их проявление в изобразительной деятельности. Знания возрастной психологии детей необходимы, чтобы правильно выстроить процесс обучения и художественного воспитания, найти эффективные методы и приемы обучения детей, способствующие развитию их творческого потенциала, обеспечивающие непрерывность процесса художественного воспитания. Чтобы оценка детского изобразительного творчества была объективной и грамотной, учитель должен знать причины интерпретации действительности в детском рисунке. Детский рисунок позволяет оценить не только интеллектуальный уровень развития ребенка, но и определить уровень его эмоциональной чувствительности к прекрасному и безобразному в действительности, так как является объективной «картиной» личностных эстетических переживаний автора.

Отрочество — время   бурного     и  плодотворного развития познавательных процессов. Период характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, становлением  устойчивого,       произвольного внимания и логической памяти. В это время    активно формируется абстрактное, теоретическое    мышление,     опирающееся      на    понятия, не   связанные   сконкретными  представлениями,    появляется    способность   строить   сложные умозаключения,   выдвигать   гипотезы    и       проверять     их.  Формирующееся мышление     неразрывно     связано     с    рефлексией — способностью    делать предметом мысли  саму      мысль — и служит    необходимой     основой     для развития у подростка самоосознания.

    Наиболее важен в этом отношении период 11-12 лет - время перехода от конкретного мышления к мышлению теоретическому, от непосредственной памяти к логической. При этом переход на новый уровень осуществляется постепенно: у детей 11 лет, часто на протяжении всего VI класса, доминирующим остается конкретный тип мышления, постепенно происходит его перестройка и лишь примерно с 12 лет. Вместе с тем решающее влияние на эти изменения оказывают две стороны учебной деятельности школьника: ее организация взрослыми и ее сформированность у самого подростка.

В период отрочества сильнее становятся индивидуальные различия в интеллектуальной деятельности, что связано с развитием самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач. Это позволяет рассматривать возраст 11-14 лет как сенситивный период для развития творческого мышления.  Динамический характер развития, активное формирование теоретического, рассуждающего мышления, с одной стороны, и социальная незрелость подростка, его ограниченный жизненный опыт — с другой, приводят к тому, что, построив какую-либо теорию, сделав умозаключение, подросток принимает их за реальность, которая может привести к желаемым для него результатам.

   Ценность отрочества определяется его особым положением в ряду возрастов человека. Это и начало того сложного возраста, который недаром носит название переходного, и самостоятельная фаза, относительно независимая от других и, следовательно, ценная сама по себе. Без полноценного проживания этого периода многие качества личности, индивидуальные особенности оказываются неразвитыми или развитыми недостаточно, многое в дальнейшем компенсируется или корректируется с большим трудом.

     Период отрочества — благоприятный период для развития многих сторон личности, например таких, как познавательная активность, любознательность. Наиболее важен в этом плане возраст 10-12 лет  у детей происходят заметные изменения в их сознании. Оно становится - более гибкими. Дети вступают в   переходный период из мира детства в мир взрослых. Попытка разобраться в собственных чувствах, соотнести свои взгляды со взглядами сверстников дает подросткам возможность осознать свое социальное положение в этом мире, в мире отношений человека к вещам и явлениям, а главное отношение между людьми. В данном возрасте наряду с стремлением получить знания и совершенствовать умения, у подростков появляется цель самоосознания и самореализации «Я-концегшии». Большую помощь подростку в достижении последней цели может помочь общение с искусством и художественная деятельность в области изобразительного искусства Лишь в творчестве и сотворчестве, сопереживании и сотрудничестве со сверстниками возможна реализация всех глубинных процессов развития социально-нравственной личности. Занятия искусством формируют в сознании и в душе ребенка, входящего в жизнь, высокие духовные эстетические критерии бытия.

  Обычно 13-14 лет — время первого знакомства с литературой по самовоспитанию, научно-популярной литературой по психологии, возрастной физиологии. Однако за интересом к проблемам самовоспитания, желанием понять и изменить себя в этом возрасте, как правило, еще не стоят какие-либо конкретные действия или же они выполняются крайне непоследовательно и недолго. Поэтому подростки нуждаются в специальной помощи в организации и осуществлении процесса саморазвития. Наиболее значим период отрочества для развития  полноценного общения об этом свидетельствуют следующие данные: у тех школьников, которые в 12-14-летнем возрасте  ориентированы пре имущественно на семью и мир взрослых, в юношеском и взрослом возрасте часто возникают проблемы во взаимоотношениях с людьми,
причем не только в личных, но и в служебных. Неврозы, нарушения
поведения, склонность к правонарушениям также наиболее часто
встречаются у людей, чьи взаимоотношения с ровесниками в детском
и подростковом возрасте были проблемными. В долговременной перспективе полноценное общение со сверстниками в подростковом возрасте намного существеннее для сохранения психического здоровья,
нежели такие факторы, как умственное развитие, школьная успеваемость, взаимоотношения с педагогами.

В младшем подростковом возрасте наблюдается своеобразный «пик любознательности»: у младших подростков исследовательская активность в форме задавания вопросов (их количество, разнообразие, уровень сложности) выражена сильнее, чем у младших школьников и старших подростков. Любознательность в этом возрасте носит еще достаточно инфантильный характер. Это пока еще не собственно интересы, а создание некоторой основы, которая может позволить в дальнейшем найти область подлинных, имеющих личностный смысл интересов.

Подростку становится интересным многое из того, чем он не увлекался раньше. В ряде случаев может наблюдаться сложный и крайне серьезный по своим последствиям феномен полного отсутствия интересов. Значение интересов в подростковом возрасте чрезвычайно велико: по их содержанию, по анализу того, что увлекает подростка и что оставляет его безразличным, во многом можно судить о развитии его личности. Полное и устойчивое отсутствие интересов зачастую объясняется особенностями школьного и семейного воспитания, например отсутствием каких-либо ярких интересов у окружающих подростка взрослых или их чрезмерным желанием развить какие-либо интересы у школьника.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что часто отсутствие интересов отмечается у подростков с ярко выраженной тенденцией «отказа от усилия». Они легко поддаются чужому влиянию и готовы пойти за любым, кто покажет им, как можно без особого труда преодолеть скуку и чем-нибудь занять себя.

«Ключом ко всей проблеме психологического развития подростка является проблема интересов в переходном возрасте, — писал Л. С. Выготский. — Все психологические функции человека на каждой ступени развития действуют не бессистемно,' не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые определенными, сложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами».

У каждого ребенка свой индивидуальный путь развития. Дети развиваются   не   только

разными   темпами,   но   и  проходят  через индивидуально своеобразныеступени развития.

Одной из самых сложных и интересных проблем психологии является проблема индивидуальных различий. Трудно назвать хоть одно свойство, качество, черту человека, которое не входило бы в круг этой проблемы. Психические свойства и качества людей формируются в жизни, в процессе обучения, воспитания, деятельности. При одних и тех же образовательных программах и методах обучения мы видим у всех индивидуальные особенности. И это прекрасно. Потому-то так и интересны люди, что они разные.

Способности - это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром.

«Человеческие способности, отличающие человека от других живых существ, составляют его природу, но сама природа человека - продукт истории, - писал С.Л. Рубинштейн. Природа человека формируется и изменяется в процессе исторического развития в результате трудовой деятельности человека. Интеллектуальные способности формировались по мере того, как, изменяя природу, человек познавал ее, художественные, музыкальные и т.п. формировались вместе с развитием различных видов искусства».

Понятие «способность» включает в себя три основных признака:

Во-первых, под способностями понимают индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Это особенности ощущений и восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций и воли, отношений и двигательных реакций и пр.

Во-вторых, способностями называют не вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Существует огромное многообразие видов деятельности и отношений, каждый из которых требует определенных способностей для своей реализации на достаточно высоком уровне. Такие свойства, как вспыльчивость, вялость, безразличность, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями людей, обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения какой-либо деятельности.

В-третьих, под способностями подразумевают такие индивидуальные особенности, которые не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям человека, но которые могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков.

   Есть одаренность, проявляющаяся в способности к обучению, к овладению уже имеющейся культурой. Это «школьная одаренность». Как правило, она сопровождается быстротой умственной деятельности: быстрым схватыванием и усвоением, быстрым обобщением материала. Таким детям все дается быстро, легко и весело. Их одаренность не вызывает сомнений у учителей.

У других детей одаренность творческая. Эти странные школьники не понимают, казалось бы, очевидных истин, не могут усвоить то, что другим дается буквально на лету. У них на все свое мнение, своя позиция, иногда очень отличающаяся от общепринятой. Им приходят в голову странные идеи, от них не знаешь, чего ожидать, их занятия кажутся непонятными большинству детей и родителей. Далеко не все из них учатся плохо, встречаются, правда очень редко, среди них даже отличники, однако не усвоение знаний главное для этих детей, а собственная работа мысли.

Этим разные типы одаренности в психологии имеют разные обозначения: способность к обучению описывается как общий интеллект, творческие способности определяются как креативность

V класс (11-12 лет) — конец детства, период, непосредственно предшествующий подростковому. В это время дети в основном уравновешены, спокойны, они открыто и доверчиво относятся ко взрослым, признают их авторитет, ждут от учителей, родителей, других взрослых помощи и поддержки. Это открывает большие возможности с точки зрения воспитательных влияний, в том числе и работы практического психолога.

Основные задачи развития в V классе: 1) овладение базовыми школьными знаниями и умениями; 2) формирование умения учиться в средней школе; 3) развитие учебной мотивации, формирование интересов; 4) развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других; 5) формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе; 6) формирование представления о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.

  V класс (начальный период подросткового возраста) — это новый шаг в изучении декоративно-прикладного искусства с позиций его жизненных функций и вытекающих отсюда особенностей его образного языка. Осваивается язык. образный строй произведений народного и профессионального (классического и современного) декоративно-прикладного искусства. Метод  перспективы и ретроспективы, используемый на занятиях изобразительным искусством, позволяет забегать вперед и неоднократно возвращаться к уже знакомым образам, мотивам, темам, произведениям уже на ином содержательном уровне. На каждой новой ступени познания учащимся предлагается новый взгляд на предмет восприятия, адекватный их возрастным особенностям.

Год декоративно-прикладного искусства закономерно подготовлен всем предшествующим ходом обучения, а также особенностями раннего подросткового возраста. К этому времени у учащихся уже сформированы определенные знания, умения и навыки, которые помогают в освоении языка и образного строя декоративно-прикладного искусства. Вместе с тем это период подросткового возраста, которому свойственны начало аналитического мышления, новые, более широкие интересы (в том числе интерес к своему собственному «Я»), живая любознательность, потребность рассуждать, выходить на обобщения, наблюдательность, активность, стремление к деятельности. Младший подростковый возраст еще несет в себе следы детства, игры, однако в нем уже имеет место направленность на серьезную, ответственную деятельность (у младшего подростка есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими). Все это становится реальной основой для углубленного изучения декоративно-прикладного искусства, его специфики как на уровне восприятия, так и в практической учебно-творческой деятельности. Это благоприятный возраст для приобщения детей к народному искусству, для формирования у них особого «родственного внимания» (М. М. Пришвин) к уникальным 11 рукотворным памятникам народной культуры, созданным по высоким законам искусства. Эта задача, на наш взгляд, сложнее решается в старшем подростковом возрасте, когда под влиянием многих факторов (телерекламы, разнообразной массовой печатной продукции не лучшего качества, наводнившей потребительский рынок) у школьников складывается понимание красоты, идущее вразрез с выверенными временем народными представлениями.

1.3.Содержание знаний о художественной культуре Курманаевского района, формируемых  учащихся 5 класса на уроках изобразительного искусства.

     Любовь к Родине - это емкое, многогранное понятие. Искусство любить свою Родину человек постигает всю свою жизнь. Великий образ Родины должен поэтапно формироваться в душе каждого человека.

Все начинается с самого малого, только надо уметь видеть островки красоты своей малой Родины.

Любой город или село имеют свою историю, свою культуру. Именно достижения всего человечества в производственном, общественном и духовном строительстве составляют богатство цивилизованного человечества. Академик Д. С. Лихачёв говорил о том, что человек как личность не состоится, если он не познал и не осмыслил национальные истоки. Именно ему принадлежит высказывание, что"~ «народ, не знающий своих корней, обречён на вымирание».

. В районе Большую популярность обретают сегодня краеведческие, исторические музеи, которые популяризируют не только важные исторические события, но и историю повседневности через одежду, предметы обихода, произведения народного Искусства. На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой и базовой частью национальной культуры. Народное искусство — это огромный мир духовного опыта народа, художественные идеи которого - неотъемлемая часть культуры Отечества.

История родного края помогает формированию личности ребенка, объединяет его с другими людьми, связывает прошлое с настоящим, настоящее — с будущим, тем самым создавая непрерывную духовную и культурную преемственность.

      Любой край, область, даже небольшое село, по-своему неповторимо. В каждом месте – своеобразная природа с присущими только ей красками и звуками. Любовь к родному краю начинается с детства. С раннего возраста у ребенка развиваются чувства, черты характера, которые связывают его непосредственно со своим народом, своим краем. Корни этого влияния – в языке, национальных песнях и танцах, в музыке, художественной деятельности.

Одной из задач предмета ИЗО является включение в учебно-воспитательный процесс изучение отражает высокие художественные вкусы уральцев, их любовь к прекрасному, в художественных вышивках, набивка ковров, вязание, макраме  и других видах народного и декоративно-прикладного искусства.    Разработке регионального компонента в образовательных школах сегодня уделяется большое внимание. Усвоение специфики изображения народной искусства Урала, которое является самобытным явлением Российской культуры. Оно художественной

Другим важным моментом на уроках ИЗО является формирование любви к своему селу и стремление узнать его как можно лучше, ближе, формировать интерес к его традициям и их сохранению.

Во внеклассной работе мы изучаем историю своего села, делаем зарисовки, фотографируем, снимаем видеофильмы. Интересной формой работы является встреча с мастерами народного и декоративно-прикладного искусства, которые в доступной форме рассказывают о своей изобразительной деятельности, что в свою очередь вызывает положительные эмоции у детей и стремление сделать такие же работы. В нашем селе много коллекционеров предметов народного быта, декоративно-прикладного искусства. С 2001 года в Курманаевке открыт Историка–краеведческий музей где  собран большой материал по народному творчеству, изящные прялки, лапти, музыкальные инструменты и резные наличники. Сотрудники музея во главе с директором Л.А. Забориной работают не для себя, а для  будущего, для детей, которые активно им помогают,   чтобы не прервалась связь времен (поколений).

Экскурсии в музей и встречи с мастерами, рассказы и показы видеофильмов   о   художественной   культуре,   дают   детям   необходимую информацию о традициях своего региона, что в свою очередь формирует историческую память, любовь к своей малой Родине       Освоение учащимися традиций народного искусства в его главных видах дает возможность восстановить в России национальные основы процесса становления и развития личности. Каждый школьник должен знать историю своих предков, осознавать свои национальные корни.

Национально региональный компонент в содержании стандарта художественного образования включает знания об исторических и культурных традициях региона; об  искусстве, как народном, так и профессиональном, о его наиболее ярких представлениях. Специфика развития каждого конкретного региона, национальные и культурные традиции населяющих его народов определяют своеобразие содержания регионального компонента художественного образования.

      Развивающаяся во времени система народной культуры позволяет наглядно представить исторический путь народов России и роль односельчан, оценить их вклад в настоящее и будущее села, района, страны при сохранении преемственности культурных традиций, найти своё место в жизни родного села.

Курманаевский район богат историческими событиями. Эти места проезжал Чапаев, проходила Чапаевская дивизия; в конце XIX века здесь был Лев Толстой; это - Родина Г.Манакова, летчика-космонавта, героев Советского Союза К.С. Солдатова и В.В. Фомина. С историей Курманаевского района связаны имена известных людей: Пудовкина - заслуженного работника лесного хозяйства, И.В Зорина - Героя Социалистического труда, Ф.В.Еремина, Л.В. Ашуркова - заслуженных учителей России.

    В ЦРДиЮ созданы разнообразные условия для творческой самореализации детей, функционируют объединения раннего развития ребенка, мягкой игрушки, лоскутной техники и др. В селе имеется также 2 библиотеки, работает приют для детей-сирот. В районе сформировались и продуктивно работают народные коллективы «Росиянка», Лабазинский хор, Казачий хор, «Долина», «Лучинушка», «Радость», «Рябинушка».

На территории Курманаевского района находятся исторические памятники - Церковь Дмитрия Солунского, памятники героям Советского Союза;

памятники природы - сосновый заповедник, гора Шихан, хвойный лес, Макаровские шишки, леса, посаженные М.В.Пудовкиным - живые памятники природы, Черное озеро, хвойные посадки вдоль р.Бузулук.

В селе имеется действующий краеведческий музей, функционирующий за счет энтузиазма его работников и спонсорской помощи. Площадь музея не велика - экспозиции и выставки занимают несколько небольших залов. Природоведческая экспозиция музея знакомит посетителей с геологической историей края, его полезными ископаемыми, рельефом, климатом, почвами, водами, растительным и животным миром. Интересна палеонтологическая коллекция, главной достопримечательностью которой являются кости мамонта и других млекопитающих ледникового периода, а также разнообразные окаменелости. Из современных животных хорошо представлены птицы. Привлекает внимание также коллекция хищных птиц, редких для Оренбургской области. В залах музея можно также увидеть млекопитающих области. Не последнее место занимают в экспозиции беспозвоночные животные. Среди них не только местные, но и экзотические, например, морские моллюски, ракообразные, иглокожие. Звери и птицы представлены в музее в виде чучел и размещены, как правило, в биогруппах, воссоздающих естественную среду их обитания. Много информации дано на стендах - тексты, рисунки, схемы, фотографии. Основная форма просветительной работы в музее - это проведение экскурсий по экспозициям. Тематика экскурсий такова: «Природа», «Птицы нашего края», «Удивительный мир насекомых», «Рельеф, климат, почвы, воды нашей области». Информативно представлены экспозиции о Гражданской и Великой Отечественной войнах, односельчанах - героях войны и труда. Есть экспозиции, раскрывающие быт и традиции народов, населяющих Курманаевский район. В экспозициях много интересных экспонатов: домашняя утварь, различные приспособления, инструменты, одежда, украшения. Есть экспозиция, посвященная освоению целины и экспозиция, посвященная пионерской организации и комсомолу в районе.

В помещении музея проходят выставки местных художников.

  Глава II.  Опытно – поисковая работа по формированию знаний о художественной культуре родного края у учащихся 5 класса.

2.1 Диагностика сформированности знаний о художественной культуре Курманаевского района у учащихся 5 класса

В ходе опытно-экспериментальной работы проведена диагностика развития уровня творческой направленности учащихся, которая подтверждает эффективность внедрения системы занятий в практику преподавания ИЗО. Полученные знания, умения и навыки подтверждаются и различными видами учета программы курса, участием в отчетных выставках учебных и творческих работ, периодических зачетных занятиях по дополнительному образованию. Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме приобщения детей к художественной культуре мы приступили к диагностики, нас интересовало, на сколько дети 5 класса  знакомы с традициями, обычаями, приметами, народными праздниками, поэтому мы продиагностировали уровень представлений об истории и культуре русского народа.

В диагностике принимали участие 10 детей 5 класса Курманаевской средней общеобразовательной школы (Абрамова Саша, Егоров Сергей, Журавлева Вика, Захаров Дима, Зверева Оля, Кинасов Руслан, Мруц Катя, Козлова Даша, Павлова Наташа, Поляков Слава)

Для этой цели мы разработали задание на основе диагностической карты из программы Б.М. Неменского «Древние корни народного искусства»

При оценке представления детей связи  с художественной культурой, с национальными и народными корнями искусства, мы опирались на следующие уровни.

Высокий уровень:  предполагает, что учащиеся должны знать и активно использовать истоки и специфику образного языка декоративно прикладного искусства в своей практике.

Особенности  крестьянского искусства, семантическое  значение  традиционных  образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки); несколько промыслов
России, различать их по характеру росписи, умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
 различать по стилистическим особенностям декоративное  искусство разных времен, различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.), выявлять в произведениях декоративно прикладного искусства (народного, классического, современного.  связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.

Средний уровень: хорошо знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое  значение  традиционных  образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки); несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения; различать по стилистическим особенностям декоративное  искусство разных времен, различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.), выявлять в произведениях декоративно прикладного искусства (народного, классического, современного.  связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора

Низкий уровень: знают особенности уникального крестьянского искусства, но принимают в них пассивное участие, знают несколько   видов прикладного искусства, с трудом  различают изображения в вышивке и т.д.

Диагностическая карта по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой русского народа имела следующую структуру.

Задание №1 – «Деревянный мир»

Свои знания о сельских деревянных постройках,  ребята показали на занятии, где они должны были правильно назвать  ответы на поставленные вопросы.

Составные части русской избы

  • сруб - часть здания, состоящая из четырех или более стен бревенчатой конструкции;
  • выпуски - концы бревен, выступающие из сруба, поддерживающие свесы кровель.
  • крыша - верхняя часть здания, служащая его покрытием и защитой от непогоды;
  • конек - верхний стык двух скатов кровли, этот стык покрынается выдолбленным
  • причелина - доска, закрывающая торцы подкровельных слег, на обычно покрывается резьбой, это неотъемлемая часть тесовых кровель.  Если ребёнок правильно называл часть избы, то получал 3 балла – высокий уровень; если путался в названии, но части избы называл правильно, результат  оценивался в 2 балла — средний уровень; если неверно — 1 балл, т.е. низкий результат.  

        

                                                                                                                                                                               

     Таблица 1

Результаты диагностики знаний детей о частях русской избы на диагностирующем этапе.

Имя

№1

№2

№3

№4

№5

№6

Итого

Саша

2

1

1

2

2

2

С

Сережа

1

1

2

1

2

2

С

Вика

2

2

2

2

2

2

с

Дима

1

1

1

1

1

1

н

Оля

1

2

1

2

2

2

с

Руслан

1

2

2

2

2

2

с

Катя

1

1

1

2

1

1

н

Даша

2

1

2

1

2

2

с

Наташа

1

1

1

1

2

1

н

Слава

2

1

1

1

2

1

н

Высокий

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

Средний

40%

30%

40%

50%

80%

60%

60%

Низкий

60%

70%

60%

50%

20%

40%

40%

Наибольшее затруднение вызвало у детей назвать правильно часть избы, немногие дети путали названия.

Задание № 2 - .

Народные художественные промыслы

Оценка ответов проводилась по следующей системе: 3 балла -высокий уровень, если хорошее знание промыслов; 2 балла - средний уровень, если в ответе ребенок затрудняется; 1 балл - низкий результат, если путаются в ответах, незнание промыслов

ТАБЛИЦА 2

Результаты диагностики знаний детей о народных промыслах на диагностирующем этапе.

Имя

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

Итого

Саша

2

1

2

2

2

1

1

2

2

1

С

Сережа

1

1

1

2

2

2

1

2

1

2

с

Вика

2

2

2

1

1

2

2

2

1

1

с

Дима

2

1

2

2

1

2

1

2

1

1

с

Оля

2

2

1

1

2

1

2

2

2

2

с

Руслан

1

1

2

2

1

2

1

1

1

1

н

Катя

2

2

1

2

1

2

1

2

1

2

с

Даша

2

1

2

2

1

2

1

1

1

1

н

Наташа

2

1

2

2

1

2

1

1

1

1

н

Слава

2

2

2

2

1

2

1

2

2

1

с

Высокий

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

Средний

80%

40%

70%

80%

30%

80%

20%

70%

30%

30%

60

Низкий

20%

60%

30%

20%

70%

20%

80%

30%

70%

70%

30%

Задание №3 - знание праздников.

«День рождение, Новый год, Рождество, Масленица, Пасха, Семик»

Если ребёнок правильно и точно ориентируется в какое время года проходит этот праздник, то его ответ оценивается в 3 балла; если ребёнок знает, но пропустил отдельные элементы праздника, то его ответ оценивался в 2 балла - средний результат. Ребёнок не знает праздник - 1 балл, низкий результат.

ТАБЛИЦА 3

Результаты диагностики знаний детей о народных праздниках на  диагностирующем этапе.                                                                         

Имя

№1

№2

№3

№4

№5

№6

Итого

Саша

2

2

2

1

2

1

С

Сережа

1

2

1

1

1

1

н

Вика

1

1

1

2

1

1

н

Дима

2

2

2

1

2

1

с

Оля

1

2

1

1

1

1

н

Руслан

1

1

2

1

2

2

с

Катя

2

2

1

1

1

1

н

Даша

1

2

2

2

2

1

с

Наташа

1

2

2

1

2

1

с

Слава

1

2

1

1

1

1

н

Высокий

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

Средний

30%

20%

50%

20%

50%

10%

50%

Низкий

70%

80%

50%

80%

50%

90%

50%

Праздники, которые дети хорошо знают - это новый год, день рождение.

Задание №4 - знание предметов русского костюма, мебели, посуды.

Детям предлагалось назвать предметы костюма, мебели, посуды находящиеся в «Русской избе».

  1. Костюм: рубаха, кафтан, сарафан, шуба, лапти, шапка, рукавицы, телогрея,  
  2. Мебель:     сундук,  стол  со  скамейками,  деревянные  полочки,
  3. Посуда: самовар, чугунок, ложка, ухват, миска.

Если ребёнок правильно и точно назвал все предложенные предметы одежды, посуды, мебели, то получал 3 балла, что соответствует высокому результату. Ребёнок пропустил некоторые предложенные предметы, то его ответ оценивался в 2 балла — средний результат. Ребёнок не знает названия предметов - 1 балл - низкий результат.

 

   

ТАБЛИЦА 4

  Результаты диагностики знаний детей предметов русского

Костюма мебели, посуды на диагностирующем этапе.

Имя

№1

№2

№3

Итого

Саша

2

1

1

Н

Сережа

2

1

2

С

Вика

1

2

1

Н

Дима

1

1

1

Н

Оля

2

1

2

С

Руслан

1

2

1

н

Катя

2

1

2

с

Даша

2

1

2

с

Наташа

1

1

1

н

Слава

1

1

1

н

Высокий

0%

0%

0%

0%

Средний

50%

20%

40%

40%

Низкий

50%

80%

60%

60%

Вопрос о русском народном костюме, мебели, посуде вызвал затруднение почти у всех ребят.

Задание №5 - использование фольклора в повседневной разговорной речи.

1. Считалки.

2.Потешки.

3.Пословицы, поговорки.

ТАБЛИЦА 5

Результаты диагностики знаний детей о фольклоре на  диагностирующем этапе.

Имя

№1

№2

№3

Итого

Саша

1

2

1

Н

Сережа

2

2

1

С

Вика

2

2

2

С

Дима

1

2

1

Н

Оля

2

2

1

С

Руслан

2

2

2

С

Катя

2

2

1

С

Даша

2

2

1

С

Наташа

2

1

1

Н

Слава

2

1

1

н

Высокий

0%

0%

0%

0%

Средний

80%

80%

20%

60%

Низкий

20%

20%

80%

40%

Дети много знают считалок, предлагают свои варианты, но с другими жанрами мало знакомы. Очень мало детей, которые могут объяснить значение пословиц, доказать отгадку по одному из признаков. Всё это говорит о недостаточно организованной работе с малыми формами фольклора.

ТАБЛИЦА 6

Результаты диагностики уровня сформированности представления о художественной культуре (этап констатирующего эксперимента)

Имя

№1

№2

№3

№4

№5

Итого

Саша

С

С

С

н

н

С

Сережа

С

с

н

с

с

с

Вика

С

с

н

н

с

с

Дима

н

с

с

н

н

н

Оля

с

с

н

с

с

с

Руслан

с

н

с

н

с

с

Катя

н

с

н

с

с

с

Даша

с

н

с

с

с

с

Наташа

н

н

с

н

н

н

Слава

н

с

н

н

н

н

Высокий

0%

0%

0%

0%

0%

0%

Средний

60%

70%

50%

40%

60%

70%

Низкий

40%

30%

50%

60%

40%

30%

Результаты диагностического этапа опытно-экспериментальной работы представлены в виде гистограммы

□ высокий В средний П низкий

Таким образом, диагностика показала необходимость формирующего этапа опытно- экспериментальной работы


2.2. Реализация регионального компонента образования по изобразительному искусству в 5 классе.

Изучение регионального искусства является важным компонентом художественного образования. Именно через искусство и культуру своего народа, созвучие основных тем в искусстве разных народов, принципы народного и декоративно-прикладного искусства народов мира возможно эффективное приобщение детей к многообразной, интересной яркой сокровищнице мировой художественной культуры.

Во внеклассной работе мы изучаем историю своего села, делаем зарисовки, фотографируем, снимаем видеофильмы. Интересной формой работы является встреча с мастерами народного и декоративно-прикладного искусства, которые в доступной форме рассказывают о своей изобразительной деятельности, что в свою очередь вызывает положительные эмоции у детей и стремление сделать такие же работы. В нашем селе много коллекционеров предметов народного быта, декоративно-прикладного искусства. 2001 года в Курманаевке открыт Историка–краеведческий музей где  собран большой материал по народному творчеству, изящные прялки, лапти, музыкальные инструменты и резные наличники. Сотрудники музея во главе с директором Л.А. Забориной работают не для себя, а для  будущего, для детей, которые активно им помагают,   чтобы не прервалась связь времен (поколений). Трудно проследить историю людских поколений, народов, огромное количество культурных ценностей, созданных переселенцами в разных местах России. Каждый из них, приезжая на новое место, имел свои собственные сложившиеся традиции, выработанные культурой одного поколения.

 Изучение регионального искусства является важным компонентом художественного образования. Именно через искусство и культуру своего народа, созвучие основных тем в искусстве разных народов, принципы народного и декоративно-прикладного искусства народов мира возможно эффективное приобщение детей к многообразной, интересной яркой сокровищнице мировой художественной культуры.

Национально региональный компонент в содержании стандарта художественного образования включает знания об исторических и культурных традициях региона; об  искусстве, как народном, так и профессиональном, о его наиболее ярких представлениях. Специфика развития каждого конкретного региона, национальные и культурные традиции населяющих его народов определяют своеобразие содержания регионального компонента художественного образования.

     Наиболее полно  глубоко представить картину культурной жизни региона можно, лишь охватив следующие ее стороны:

- местную историю, религиозные убеждения проживающих народов;

- декоративно-прикладное искусство народов, населяющих регион, черты сходства и различия;

- историю профессионального художественного творчества региона, его основоположников;

- современное изобразительное искусство региона, творчество молодых художников, их культурные связи с художниками других регионов России.

     Знание всего многообразия художественной культуры родного края следует рассматривать не как самоцель, в его основе должно лежать понимание того, что культура общества, чем богаче, тем разнообразнее вклад в нее различных традиций, тем глубже взаимное влияние мастеров, их олицетворяющих.

     Современное искусство Уральского региона развивается в огранической связи с искусством проживающих здесь народов, питается его образами и энергетикой, поэтому очень важно при формировании художественного восприятия ребенка заложить понимание этой взаимосвязи.

       Смысл регионального компонента образовательной области «Искусство» заключается в приобщении детей к искусству, культуре, традициям родного края, выработке системы ценностей, в которой любовь к Отечеству и малой Родины будут тесно взаимосвязаны, формированием духовной культуры личности.

         2.4 Разработка регионального компонента в блоке уроков

Тема Готовимся к Рождеству

Цели урока: Познакомить детей с традицией праздника. Развивать фантазию, умение конструировать из бумаги. Воспитывать интерес к народной культуре.

Оборудование:

Зрительный ряд - репродукции картины художника А Скирчелло "Святочные гадания".

Музыкальный ряд - народная музыка.

Литературный ряд - загадки, стихи, прибаутки.

Материалы и инструменты - лист белой бумаги формата А4 и A3, линейка, ножницы, канцелярский нож, карандаш, резинка, клей, краски.

Содержание урока.

День 25 декабря в календаре наших предков назывался днем Спиридона-солнцеворота. Считалось, что после Спиридона солнце поворачивает с зимы на лето, как бы рождается вновь. Праздник рождения Бога Солнца - Ярилы - был одним из самых почитаемых. Накануне этого дня предки с помощью трения добывали огонь и поджигали большую дубовую колоду или пень, предварительно облив его'маслом, чтобы лучше горело. Если колода горела долго и ярко, можно было ожидать теплого и продолжительного лета, если горела плохо, то добра не жди. По поверьям славян в ночь рождения нового солнца сходили на землю духи предков, которые звались "святыми" или "святками".

Славянские Святки были многодневными. Начинались с конца декабря и продолжались всю первую неделю января.

Начинались Святки с наведения чистоты. Люди убирались в доме, мылись сами, выбрасывали или сжигали старые вещи, огнем и дымом отгоняя злых духов, окропляли водой скот.

Люди собирались на сходки - общинные собрания, где решались хозяйственные вопросы. Заканчивались сходки пиршествами с преобладанием мясных блюд. Часть пищи отдавали богам или духам, чтобы привлечь их на свою сторону. Одновременно устраивались игрища, колядования, хождения ряженых, гадания, святочные торги и базары. Молодежь сходилась на вечеринки или посиделки. Развлечением были •песни с плясками. Это кадриль, ленчик, шестерка и многие другие.

Узнать, что его ждет в будущем, интересно каждому человеку. Существовало огромное количество способов гадания: на урожай, на погоду и, конечно, на суженого-ряженого. Гадание на суженого-ряженого - одно из самых любимых гаданий уральских казачек. Гадали они у колодцев, в сарае, в бане, в поле, на перекрестке дорог. Особенно интересным и самым страшным было гадание с зеркалом. На него отваживались только самые смелые и решительные.

В святочную неделю проводились карнавалы. Девушки и парни наряжались в чужие одежды, чтобы не быть узнанными и закрывали лицо платком. Самые бойкие парни наряжались в женский костюм, а девушки - в мужской. Делали маски, ходили по домам - тешили хозяев шутками, комедийными представлениями, песнями и плясками.

Праздник Рождества приходится на середину святочных гуляний. Рождество - любимый всеми праздник. В этот день принято дарить рождественские подарки. Особенно приятно, если они сделаны своими руками.

Урок, посвященный этой теме, предлагает выполнение работ из бумагопластики.

1.        Фигурка трубящего ангела.

Это задание является индивидуальным, но при необходимости может стать коллективной работой (оформление класса и рождественской елки).

Трубящий ангел - задание, требующее наличие навыков владения трафаретом. В этом задании эффект достигается за счет внутреннего пространства получаемой модели. Чем больше будет удалено белой бумаги, тем ажурнее получится вырезка, тем эффектней и воздушнее получается "ангел".

Для работы необходимы:

Изобразительные материалы: бумага плотная белая (ватман), бумага цветная, канцелярский нож, ножницы, клей.

Шаблон "трубящего ангела", заранее подготовленный учителем как раздаточный материал.

2.        Святочные маски.

Все прекрасно знают, что Святки отличались большим весельем, огромным числом ряженых и, конечно же, святочными гаданиями. Маска в Святках имеет большое историческое значение. Это своего рода оберег

Дети выполняют задание каждый индивидуально, но в то же время, видя работы других. Учителем поощряется неординарный подход к работе и использование нестандартных средств выразительности.

Задание выполняется в несколько этапов:

  1. Копирование шаблона, прорезывание и отминание получившихся копий.
  2. Декоративное оформление маски.

Необходимо соблюдать последовательность при выполнении маски:

  • Перевести шаблон маски на плотный лист бумаги (ватман).
  • Выполнить разметку всех кривых линий (надбровные дуги, веки и т.д.).
  • Прорезать необходимые элементы.
  • Отмять по линиям сгибов.
  • Закрепить все образовавшиеся складки с помощью клея и скрепок.

-        Перейти к декорированию маски, используя различные фактуры.
Необходимо помнить:

  1. Все линии глаз должны иметь одну точку схода - слезник. Противоположные концы надрезов выводятся к краю листа не более чем на сантиметр друг от друга.
  2. После выполнения каждого надреза заготовку необходимо прогибать по этой линии.
  3. Не следует склеивать участки схода складок, прежде чем не будут выполнены все линии сгиба и вырезаны смотровые отверстия -зрачки.
  4. Большое эмоциональное звучание придает цвет.

Во время Святок запрещалось ссориться, сквернословить, совершать плохие поступки. Все обязаны были делать друг другу только хорошее и приятное. Сейчас время Святок и я надеюсь, что вы, вторя обычаям наших предков, будете вести себя очень хорошо, на радость родным и близким.

  Тема  Здравствуй, веселая Масленица!

Цели урока: Познакомить детей с традицией праздника. Развить фантазию, умение конструировать, творческую активность. Воспитать интерес к народной культуре.

Оборудование:

Зрительный ряд -таблицы, репродукции художников (Б.Кустодиев "Масленица", В.Суриков "Взятие снежного городка").

Музыкальный ряд - песня "Блины" (слова и музыка неизвестных

авторов).

Литературный ряд - стихи, загадки, прибаутки.

Материалы и инструменты - солома (плотные нитки, мочало), белая и цветная ткань, ленточка, краски, ножницы, палочка до одного метра, белая бумага, клей.

Содержание урока.

(Звучит народная музыка).

Заканчивается зима, прошел праздник Сретенье. Зима с весной встречаются. Первый весенний праздник на Руси - Масленица - "закрывает" зимние обряды и гулянья. Это один из любимых народных праздников. Традиция празднования Масленицы пришла к нам из глубоких веков. Есть легенда, что Масленица родилась на Севере. Отцом ее был Мороз. Однажды в самое печальное и суровое время года человек заметил ее, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их. Масленица пришла, но не той хрупкой девушкой, которая пряталась в лесу, а здоровой румяной бабой, с лукавыми глазами.

Масленицу называли "веселой", "широкой", "барыней-Масленицей", "госпожой-Масленицей". Масленичная неделя выглядит так: понедельник - встреча; вторник - заигрыш; среда - лакомка; четверг - разгул, перелом, широкий четверг; пятница-тещины вечерки; суббота - золов-кины посиделки; воскресенье - проводы, прощанья, прощенный день.

Масленица - неделя сырная, мясопустная. Это потому, что мяса не едят, зато вволю - сыр, масло, сметану. На Масленицу очень много пекут блинов.

Всю масленичную неделю народ веселится, вдоволь ест и играет, катается на лошадях и санях. Одной из игр было взятие снежного городка. Более суровым развлечением были кулачные бои.

К четвергу масленичной недели начинался карнавал. Изготавливали куклу или чучело Масленицы из соломы. Чучело со смехом и прибаутками возили по окрестностям.

Сегодня на уроке мы все вместе сделаем чучело Масленицы. Но для этого нам надо разделиться на группы.

Ученики разделяются на несколько групп, и учитель раздает задания. Те, кто выполнят первыми - помогают другим.

Коллективное творчество всегда интересно и поучительно. Ребята работают с самыми разными материалами и в процессе узнают историю праздника. Техника и применяемые материалы вполне доступны для выполнения задания.

Для чучела используется только солома, сжатая вручную. Солома высушивается и связывается в снопик. Перед работой для более удоб-

ного использования ее необходимо замочить в горячей воде, добавив немного соли. Это придаст соломе нужную эластичность.

Для куклы берутся самые длинные соломины, перекручиваются в пучок, складываются пополам. Место шеи перевязываем бечевкой, предварительно закрепив палочку. Обворачиваем голову белой тканью, рисуем лицо и закрепляем. Делаем руки: берется пучок соломы и переплетается, затем перевязывается на концах и крепится к туловищу. Можно сплести косу и прикрепить волосы. Повязываем платок, фартук, украшаем лентами и лоскутками. В одну руку закрепляем нарисованный блин, а в другую - сковородку.

В ходе самостоятельной работы учитель индивидуально помогает каждой группе, не мешая свободно фантазировать. Когда работа завершена, учитель демонстрирует готовую куклу.

Урок-праздник "Здравствуй, веселая Масленица!"

Масленица - веселый, шумный праздник с песнями, плясками, ярмарками, народным гулянием, самоварами и блинами. Это огромный пласт в народной культуре и прекрасная тема для проведения;'бинар-^7

Такой урок может задействовать несколько учителей, ведущих разные предметы, а также родителей учеников, что обязательно сблизит учителя и родителя, родителя и ребенка. Это урок-праздник. Он может иметь невероятное количество всевозможных решений его проведения.

В данном случае - это урок-спектакль, в котором задействованы несколько классов, учителя, родители. Каждому отводится своя роль.

Ученики выполняют декорации к спектаклю, главную героиню -Масленицу, и выбирают двух актеров на роли Петрушки и его подружки девочки-казачки.

Учителя готовят сценарий, пишут текст, раздают роли, занимаются организацией праздника.

Родители пекут блины и разные вкусности для спектакля и последующего чаепития.

Цели урока: Познакомить детей с эпизодами народных масленичных гуляний. Воспроизвести некоторые традиционные обрядовые моменты праздника. Воспитывать интерес к народной культуре

Оборудование:

Зрительный ряд - репродукции картин художников, плакаты, оформление сцены, создающее атмосферу праздника.

Музыкальный ряд - народная музыка, веселые плясовые песни.

Сценарий праздника.

Действующие лица:

Автор или ведущий (педагог) Петрушка (ученик)

Подружка - девочка-казачка (ученица) Ряженые (учителя или родителя)

(На сцене появляется ведущий)

Ведущий: здравствуйте, дорогие ребята! Мы очень рады видеть вас на нашем празднике. Всем известно, что Масленица - один из самых любимых и шумных праздников на Руси. Еще при Петре I масленичные потехи проводились в Москве у красных ворот, где Петр I сам открывал празднество. По этому случаю устраивался большой маскарад и санные катания. Все завершалось фейерверком и пиршеством.

При императрице Елизавете Петровне открывались катания на санях и лыжах, в которых участвовала сама государыня и ее придворные.

Екатерина II после своей коронации в Москве на Масленицу дала народу трехдневный маскарад.

В каждой местности существовали свои обычаи празднования. Например, в Переславле-Залесском, Юрьеве-Польском, Владимире и в Вятке на огромных санях, запряженных двенадцатью лошадьми, везли наряженного мужика, который сидел на колесе наверху столба. Его сопровождали музыканты. В Зарайском уезде возили на санях большое дерево, обвешанное лоскутками и бубенчиками. В Сибири масленичный поезд украшало чучело Масленицы. Ее усаживали в специальный экипаж, составленный из связанных двух-трех саней, и возили по округе. Ледяные горки украшали елками, фонариками, иногда ледяными статуями. У нас на Урале казаки любили кататься с гор, делали ледянки. Девушки садились и скатывались с горы, а парни старались свалить их. И если им это удавалось, они кричали: "Куча-мала", - и толкали друг друга в снег. Любили строить и брать снежные городки, делясь на две команды - конницу и пехоту.

Конница осаждала городок, а пехота защищала его. После взятия городка все возвращались в деревню с песнями. Казаки катались на лошадях по большим сугробам и показывали свою удаль. (Неожиданно для зрителей шумно и быстро на сцене появляется Петрушка. Звонко выкрикивает, обращаясь к зрителям)

Петрушка: А вот и я! Здорово, ребятишки - веселые парнишки! Здравствуйте, славные девчушки - быстроглазые вострушки! Чего это вы здесь собрались? Празднуете что?

Дети: Да мы Масленицу провожаем!

Петрушка: А ничего у вас не выйдет! А ничего у вас не выйдет! (дразнится)

Ведущий: Почему же?

Петрушка: Да потому, что у вас нет самого главного - Масленицы! Ведущий: Как это нет?! (показывает куклу Масленицы) Вот она барыня-Масленица! Ребята на прошлом занятии ее сделали. Посмотри, какая румяная, да красивая. А коса какая длинная! Петрушка: Вот как? Ну-ка, отгадайте-ка загадку! Масленый, блестящий, с корочкой хрустящей. Что это? Дети: Это блин.

Петрушка: Правильно. Тогда праздник начинается! Масленица разгуляется! (кланяется) Всем, всем, всем мое почтение! (берет в руки куклу Масленицы)

(На сцену выходит девочка-казачка, слегка потягиваясь, со словами) Девочка:      Как встала я ранешенько,

Собиралась я быстрехонько.

Пришла к нам Масленица,

(Петрушка подходит к ней, вертит куклу)

Принесла блины и маслице.

Как стала я у жаркой печи,

Выпекала кренделя и калачи.

Вы, подружки, собирайтеся,

В сарафаны наряжайтеся!

Будем вместе хороводы водить-

Надо нам еще зиму проводить!

Будем весело мы петь и плясать

И блинами всех гостей угощать!

(В зал входят ряженые с плясками и прибаутками) Ряженые (хором): Вот идем мы с ярмарки, Продавали блины да пряники.

Ряженый 1: Кто угадает, как зовется понедельнику Масленицы, тому блин!

Дети: Встреча!

Ряженый 1: Правильно! Бери блинок! (раздает блины)

Ряженый 2: А вкусная среда?

Дети: Лакомка!

Ряженый 2: Правильно! Бери блинок! (раздает блины)

Какие молодцы, все знаете!

Эх блин, блин, блин,

Хорошо, что не один!

(Петрушка бегает за ряжеными)

Петрушка: Тетушка, подай блинчика!

Блинка с медком пахучего,

Самого лучшего!

(Петрушка в центре, ряженые собирают вокруг него хоровод, загадывают загадки, угощают детей блинами. Звучит народная музыка)

Петрушка: Пошла Масленица по дворам, по горам, по веселым пирам!

Ряженые (подхватывают песню):

Маслена неделя в Ростов полетела,

На пенечек села, оладушек съела,

Другим закусила

И домой потрусила.

Весело гуляла,

Песни играла...

(Со словами "И домой потрусила" ряженые во главе с Петрушкой уходят из зала)

Девочка-казачка (вслед): Масленица, прощай!

На тот год приезжай!

Ведущий: Вот и закончилась наша Масленица! В жизни людей ждет радостное ожидание нового. Мы проводили зимушку и весело встретили весну.

Весна, весна красная,

Пришла весна ясная!

Пробудилась природа от сна,

В вашем доме поселилась весна!

Спасибо всем, кто пришел сегодня на наш праздник!

Заключение

В настоящее время возрождается интерес к изучению народной культуры, традициям народного декоративного искусства. Приобщение к «народному искусству» происходит не только через восприятие, но и через практическую деятельность «единства» и взаимодействия искусства с жизнью.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины.

Возрастающий в настоящее время интерес к национальной культуре повышает духовный потенциал личности. Освоение искусства родного края как мира целостной культуры, его нравственных и духовных ценностей помогает раскрыть в душе личности человеческие качества, связывающие ее со своим народом, родным домом, краем, Отечеством.

На сегодняшний день наиболее актуальным вопросом является включение регионального компонента в систему художественного образования, способствующего национальному воспитанию и становлению духовно развитой личности.

Список литературы:

  1. Анн ЛФ. Психологический тренинг с подростками. –СПб.: Питер,2005 .
  2. Аксенов Ю.Г. Цвет и линия. М., 1967
  3. Аксенова В.В. Изобразительное искусство и школа. М., 1968
  4. Божович Л.И. Личность и формирование в детском возрасте – М., 1966.
  5. Волков И.П., Приобщение детей к творчеству – М., «Просвещение» 1982 .
  6. Горский В.А. Повышение качества дополнительного образования средствами педагогических технологий. Магнитогорск.2003.
  7. Горяева Н.А., Островская О.В. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Учебник по изобразительному искусству для 5 класса.
  8. Гуров Г.Е., Питерских А.С. «Твоя мастерская». Рабочая тетрадь к учебнику «Дизайн и архитектура в жизни человека» для 8 класса (готовится к изданию).
  9. Детская Энциклопедия (для среднего и старшего возраста). Т. 12 Искусство. 2-е изд. М., 1968
  10.  Дубровин М.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология – М., 2001
  11. Жегалова С.К. Русская народная живопись. М.: «Просвещение», 1984.

 

  1. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. М., 1986
  2. Кагане М.Л. Основы дизайна. М., 1993
  3. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю.// Д/В 2006.№2.С.3 
  4. Кукаркин А.В. Эволюционно генетические закономерности и проблема детерминант психического развития человека // Вопросы  психологии – 1985 - №3, с. 126 – 132.
  5.  Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психического развития до одаренности
  6. Левин С.Д. Ваш ребенок. Книга о детском рисунке. М., 1979
  7. Молчанов С.Г Тенденции развития и управление инновационными процессами в системе непрерывного художественного образования –Челябинск, ИДПОПР. 2003.
  8. Немов Р.С. Психология.- М.,1995 .
  9. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология.  – М., 1996.
  10. Питерских А.С., Гуров Г.Е. «Дизайн и архитектура в жизни человека»
  11. Победоносцев К.П. Праздники православной церкви. М., 2000.
  12. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной –М., 2005
  13. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. Обнинск, 1996. 
  14. Тимофеев Н. Великое переселение села Курманаевка. Редакция газеты «Знамя труда», 1999.
  15. Тимофеев Н. Строили церковь собственным иждивением. С. Курманаевка ГУП «Редакция газеты «Знамя труда»«, 2002.
  16.  Тихонова О. «Дошкольное воспитание» № 2, 2004.
  17. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. М.: «Высшая школа», 1992.
  18. Фридман Л.Ф., Кулагин И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.,1998 .
  19.  Фролова Е. Чистый источник. М.: «Молодая Гвардия», 1990.
  20. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М.: «Просвещение», 1979.
  21. Юсов Б.П., Изобразительное искусство и детское изобразительное искусство. Магнитогорск.2002

Научно-методические сборники

Москва — России, Россия — Москве. Сб. материалов Всероссийской конференции и Московского научно-практического семинара «Мастерская Б.М. Неменского — 98». — М., 1999.

Роль искусств в общеобразовательном процессе. Материалы конференции «Образование на пороге ХХ1 века». — М., 1999.

Ребенок — Искусство — Учитель. Методическое пособие для учителей искусства. — М., 2000.

Образовательная область «Искусство» Сб. научно-методических материалов по проблемам непрерывного художественного образования. — ГОМЦ «Школьная книга», 2000.

Пластические искусства: Краткий терминологический словарь / Под ред. А. М. Кантора. М

Искусство в школе ХХ1 века. Сб. материалов 6-ой Всероссийской конференции и научно-практического семинара «Мастерская Б.М. Неменского — 2000». — ГОМЦ «Школьная книга», 2000.

Визуально-зрелищная культура в современной школе. Сб. научно-методических работ. — ГОМЦ «Школьная книга», 2002.

Программы

Изобразительное искусство и художественный труд 5 — 9 класс. — М., 1995.

Изобразительное искусство и художественный труд 1 — 9 класс. — М.: Центр «Школьная книга», 2001

Изобразительное искусство и художественный труд 1 — 9 класс. — МИПКРО, 2001.

Программно-методические материалы «Изобразительное искусство» — 1–4 класс; 5–9 класс. — М.: «Дрофа», 1998, 2001.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд 1 — 9 класс». — М.: «Просвещение», 2005.

Неменский Б.М., Горяева Н.А., Гуров Г.Е., Кобозев А.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство 5-9 классы. М., 2001.

Методическая литература

Морозкина  И.Л. Искусство родного края как региональный компонент содержания образоватнльных программ по изобразительному искусству – Оренбург. 2003.

Неменский Б.М. Познание искусством. — М.: УРАО, 2000.

Приглашение к диалогу. Художник Борис Неменский и его друзья — ученики и соратники. — МИОО, 200.

Проблемы неприрывного художественно-графического образования для детей в образовательных учреждениях. – Магнитогорск 1999.

Бирич И.А., Ломоносова М.Т. Тесты «Основы художественной культуры. Изобразительное искусство и архитектура» ( Тесты для учащихся, выпускников школ, абитуриентов Вузов; Тесты для учителей изобразительного искусства). — М.: «Владос», 1999.

Ломоносова М.Т. Графика и живопись. Учебное пособие. — М.: «Астрель», 2002.

Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе. Методические рекомендации для учителей, преподающих изобразительное искусство. — М.: «Владос», 2003.

Полунина В.Н., Капитунова А.А .Гербарий. Составление композиций и орнамента. Семейный клуб выходного дня. — М.: «Астрель, 2001.

Мейстер Н.Г. Лепим из бумаги. Учебное пособие. — М., 2002.

Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Учебно-наглядное пособие. — М.: „Просвещение“, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по теме: «Исследовательская работа учащихся по изучению родного края »

Важнейшими особенностями школьного краеведения на современном этапе является его общественно полезная направленность, а также поисково-исследовательский характер.Краеведение в школе проводится в следу...

Исследовательская работа на тему: « Художественная символика в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» является одним из лучших произведений писателя. Значительное место в художественном мире Достоевского занимают символические образы. До...

Исследовательская работа "М. Пришвин и родной край".

Изучено творческое наследие писателя-земляка М.М.Пришвина;Рассмотрены этапы биографии Пришвина, связанные с елецким краем;Показано своеобразие произведений Пришвина, связанных с елецким краем; Увидены...

Обобщение опыта по организации исследовательской работы по теме «Мой край родной»

опыт может быть полезен учителям и ребятам, любящим свой край и занимающимся исследовательской деятельностью...

Исследовательская работа на тему "Художественная литература на уроках немецкого языка"

Данная  работа исследует место художественных произвелений ,представленных в учебникахнемецкого языка Бим в 5-11 классах.Сегодня проблема чтения является одной из самых актуальных, потому что сов...

Исследовательская работа на тему ""Говорящие" фамилии в рассказах А.П. Чехова как средство художественной выразительности"

Исследовательская работа на тему ""Говорящие" фамилии в рассказах А.П. Чехова как средство художественной выразительности"...

Исследовательская работа по теме "Иконопись и народные художественные промыслы"

Целью данной работы являлось изучение народных художественных промыслов, их особенностей, а также изучение отдельных исторических центров их бытования, показать духовно-эстетическое значение древнеру...