Мастер-класс по ИЗО в 6 классе "Портрет литературного героя."
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

 Данный урок продолжает серию уроков  по теме "Портрет", это урок усвоения новых знаний. Задачи:

1. формировать умение передавать при изображении персонажа его характер, душевные качества через конструкцию, формы и пропорции головы  с помощью графических материалов;

 2. развивать образное видение на основе восприятия художественного текста;

 3. воспитывать ценностное отношение к отечественной  литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portret_literaturnogo_geroya.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель ИЗО МКОУ «СОШ№11 с.Золотое Красноармейского района Саратовской области» Дороднова В.П.

6 класс.

 «ПОРТРЕТ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ»

Предмет (направленность): изобразительное искусство.

Цель: продолжить знакомство с особенностями жанра портрета на примере портрета литературного героя.

Задачи: 

1. формировать умение передавать при изображении персонажа его характер, душевные качества через конструкцию, формы и пропорции головы  с помощью графических материалов;

 2. развивать образное видение на основе восприятия художественного текста;

 3. воспитывать ценностное отношение к отечественной  литературе.

 Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы: словесный, наглядный, аналитический, игровой, репродуктивный, практический.

Оборудование урока:

 дидактическая игра-мозаика «Основные пропорции головы человека»,

 изокроссворд «Средства художественной выразительности в графике»;

 мини-призы;

уголь (цветные мелки), альбомы для каждого обучающегося.

Зрительный ряд: презентация репродукции, характеризующие различные виды портретов;

 рисунки П.М. Боклевского «Типы из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»,

 таблица «Индивидуальные черты лица».

Универсальные учебные действия:

Личностные:

  • Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом (мотив – портрет литературного персонажа, цель - изображение портрета литературного персонажа графическими материалами),

Регулятивные:

  • Постановка учебной задачи,
  • Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата,
  • Внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия,
  • Выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения,
  • Воспитание волевой саморегуляции.

Познавательные:

  • Общеучебные действия – преобразование объекта из чувственной формы в модель с выделением сущностных характеристик (выразить личностные качества литературного героя средствами графики, опираясь на характеристику, данную писателем);

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

выбор эффективных способов решения задачи; рефлексия способов и условий действий;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности; извлечение необходимой информации; умение структурировать знания;

  • Логические действия – развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения; установление причинно-следственных связей;
  • Постановка и решение проблемы – формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Коммуникативные:

  • Учёт позиции товарищей и учителя; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; продуктивно сотрудничать со сверстниками и с взрослыми.

Межпредметные связи: с литературой.

                                                                  Ход урока:

1. Организационный этап.

Приветствие.

Ребята, сегодня у нас не обычный урок. Мы проведем с вами мастер - класс. Время ограничено 20 мин.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1). У меня на столе лежать силуэтные портреты. Это мини-призы. За каждый успешный ответ в течение урока вы будете получать мини-приз (Приложение 1).

А в конце урока подсчитаем, у кого больше призов.

2). В течение ряда уроков вы знакомились с различными жанрами изобразительного искусства.

Вопрос: Как вы думаете, к какому жанру и почему можно отнести эти строки стихотворения поэта Н. Заболоцкого:

                                    Любите живопись, поэты,

                                    Лишь ей, единственной дано,

                                    Души изменчивой приметы

                                    Переносить на полотно….

Ответ: Жанр Портрет. Именно в этом жанре художник может наиболее точно передать душевное состояние человека.(Первый мини-приз получает……)

3). Вопрос:  Давайте посмотрим на экран и вспомним, с какими видами портретов вы уже познакомились?

 Каковы особенности этих портретов? 

(Ответы: :Камерный, парадный, автопортрет).

На экране остался еще один не названный портрет…

Вопрос: Как вы думаете, какой будет цель нашего сегодняшнего урока?

Ответ: познакомиться с ещё одним видом портрета).

Верно. Этот вид портрета – портрет литературного героя.

Какие же особенности имеет портрет литературного героя? Давайте вместе попробуем в этом разобраться.

3. Актуализация знаний.

(На экран вывожу рисунки художника П. М. Боклевского).

1.Я буду зачитывать характеристику героя из поэмы В. Гоголя «Мёртвые души», с которой вы познакомитесь в старших классах, а вы должны отгадать какой тип из рисунков художника П.М. Боклевского соответствует описанию (Приложение 2):

    «Лицо его…было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок только выступал далеко вперёд… Маленькие глазки ещё не потухли и бегали из-под высоко поросших бровей, как мыши, высунувши из тёмных нор остренькие морды…»

                                                                  (Плюшкин)

«Не красавец, но и не дурной наружности… О чём бы ни был разговор, он всегда умел поддержать его. В разговорах…он умел искусно польстить каждому….»

                                                                  (Чичиков)

2. Что вы можете сказать по портрету художника о Губернаторе?

Послушайте, как его характеризует автор:

«Был он не толст, не тонок собой, впрочем,  был большой добряк».

Что вы можете сказать о Коробочке?

Вот что о ней говорит автор:

«Женщина пожилых лет…, одна из тех матушек, которые плачутся на неурожаи, убытки, …а между тем набирают понемногу деньжонок в мешочки».    

    4. Первичное усвоение новых знаний.

Вопрос: Так чем же портрет литературного героя отличается от уже знакомых нам видов портрета?

 (Ответ: изображают не конкретного человека, а собирательный образ, передающий отношение писателя к персонажу).

         Вы уже знакомы с основными пропорциями головы человека. Повторим их с помощью игры-мозаики. Соберите мозаику так, чтобы пропорции были гармоничными (Приложение 3).

     5. Первичная проверка понимания.

 Сравним классические пропорции с пропорциями на портретах литературных героев.

Вопрос: Какими средствами художник П.М. Боклевский добивается точности образа? Приведите примеры.

(Ответы:  утрирует, заостряет черты лица, намеренно изменяет классические пропорции что бы усилить характер образа).

Итак ,ребята, давайте подведем итог урока. Мы достигли цели поставленной на сегодняшнем уроке, познакомились еще с одним видом портрета ( портрет литературного героя) и смогли дать ему характеристику. Давайте подсчитаем, сколько же вы заработали призов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс фрагмента урока по литературе 2 курс СПО " Знакомство с героями пьесы М.Горького "На дне". Конфликт в пьесе".

Мастер-класс рассчитан на 20 минут. Сообщается тема урока, определяются цели, проводится работа с текстом, обучающиеся дают характеристику героям пьесы и делают выводы.Мастер-класс сопровождается през...

Конспект мастер-класса "Тарелочка города-герои"

На занятии ребята учатся создавать своими руками подарок ветерану ко Дню Победы....

Мастер-класс "Герои и защитники Отечества"

Конспект мастер-класса по Истории искусства в 7 классе...

Мастер-класс «Конструирование дома для сказочных героев из коробок»

Цель: конструирование игрушечного домика из упаковочной коробки. Задачи: Изучить различные источники с идеями выполнения / конструирования домика из упаковочных коробок. - Сформировать макет (проект) ...

Литературная игра " По следам литературных героев"

Игра предназначена для учащихся 8-9 классов. В данном внеклассном мероприятии учащиеся должны проявить не только свои познания в истории литературы, но и актёрские способности.Литературные произведени...

Литературная композиция по страницам произведений о детстве "В стране литературных героев"

quot;Какой великий праздник - хорошая, правильная книга...Эти книги вымыли мне душу, очистив от шелухи впечатлений нищей и горькой действительности; я почувствовал, что такое хорошая книга, и понял е...

Путь героя. Личностный потенциал литературного героя.

Урок «Путь героя»,  позволяет на примере литературных героев или биографии известных личностей показать, какие качества необходимы человеку для самостоятельного совершения выборов, пр...