рабочая программа по ИЗО 7 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме

рабочая программа по ИЗО  7 класс (Немеский)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_7_klass.docx45.26 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 36»

МУНИЦИППАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОА БРАТСКА

РАССМОТРЕНО                       СОГЛАСОВАНО                       УТВЕРЖДАЮ

На заседании ШМО                   Заместитель директора              приказ №____

Протокол №______                    по УВР                                        от «___» сентября 2013 г.

От «___»________2013г.           __________________                 Директор МБОУ «СОШ № 36»

Руководитель ШМО                   (Гричаных С.И.)                        _____________А.И.Нарбутова

Рабочая программа

по изобразительному искусству

 для учащихся 7 класса

на 2013 – 2014 учебный год

Образовательная область «Искусство»

Разработала:

учитель изобразительного

искусства и черчения

МБОУ «СОШ №36»

Борисова О.В.

2013 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8 класса составлена на основе:

  • Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ МО РФ №1089 от 05.03.2004);
  • Программы для общеобразовательных учреждений. «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы. Под редакцией Б.М.Неменского. М: «Просвещение», 2008. Рекомендовано МО РФ.

Структура документа:

Рабочая программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно- методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.

Общая характеристика предмета:

«Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусство, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на следующие виды: изобразительное искусство – живопись, графика, скульптура; конструктивные искусства – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявление его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытие, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень программы. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности переживания.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Основные принципы программы:

Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру.

Принцип «от жизни через искусство к жизни».

Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы.

Принцип единства восприятия и созидания.

Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта, условие постижения искусства.

Развитие художественно-образного мышления, художественного переживания ведет к жестокому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу.

Целью учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанной поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка.

На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлеченности и творческой активности.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

7 КЛАСС

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала

Содержание

Кол-во часов

Изображение фигуры человека и образ человека

9

Поэзия повседневности

7

Великие темы жизни

10

Реальность жизни и художественный образ

8

Всего

34

Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение: практических работ – 30; обобщающих работ – 4.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

1 четверть: ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА (9 часов)

Летнее впечатление (1 час)

Беседа с показом репродукций и фото. Беседа о летнем отдыхе.

Изображение фигуры человека в истории искусства (1 час)

Изображение человека в чревних культурах Египта, Индии. Изображение человека в искусстве Древней Греции: красота и совершенствование конструкций идеального тела человека.

Анатилические зарисовки фигуры человека, характерных для разных древних культур.

Пропорции и строение фигуры человека (2 часа)

Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Пропорции, постоянные для фигуры человека, и их индивидуальность.

Зарисовка схемы фигуры человека

Красота фигуры челвоека в движении (1 час)

Зарисовка схемф фигуры человека в движении

Набросок фигуры человека с натуры (1 час)

Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Главное и второстепенное в изображении. Деталь, выразительность детали. Образная выразительность фигуры.

Наброски с натуры одетой фигуры человека – наброски одноклассников в разных движениях

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве (1 час)

Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике. Соединение двух путей поиска красоты человека. Драматический образ человека в европейском и русском искусстве. Поиск счастья и радости жизни. Сострадание человеку и воспевание его духовной силы.

Эскиз фигуры человека в Средние века

Великие скульпторы (1 час)

Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. скульптурное изображение человека в искусстве разных эпох. Скульптура эпохи Возраждения.

Изображение фигуры человека в движении на сюжетной основе

Обобщающий урок (1 час)

2 четверть: ПОЭЗИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ (7 часов)

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных эпох (1 час)

Картина мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов. Изображение труда и повседневных занятий человека в искусстве древних восточных цивилизаций и античности. Бытовые темы и их поэтическое воплощение в изобразительном искусстве Китая и Японии.

Изображение учащимися выбранных мотивов из жизни разных народов в контексте традиций поэтики их искусства.

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры (1 час)

Понятие «жанр» в системе жанров изобразительного искусства. Жанры в живописи, графике, скульптуре. Подвижность границ между жанрами. Бытовой, исторический, мифологический жанры и тематическое богатство внутри их.

Изображение бытового или исторического жанра

Сюжет и содержание в картине (1 час)

Понятие сюжета, темы и содержание в произведениях изобразительного искусства. Разница между сюжетом и содержанием. Различные уровни понимания произведения. Разное содержание в картинах с похожим сюжетом.

Работа над композицией с простым сюжетом из своей жизни («Завтрак», «Прогулка в парке»)

Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве (1 час)

Произведения искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Поэтическое восприятие жизни. Выражение ценностной картины мира в произведениях бытового жанра. Развитие способностей быть наблюдательным.

Работа над композицией «Жизнь моей семьи», «Жизнь людей на моей улице».

Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре) (1 час)

Бытовые сюжеты на темы жизни в прошлом. Интерес к истории и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками, и его значении в представлении народа о самом себе.

Создание композиции на темы жизни людей своего города или села в прошлом

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (темы праздника в бытовом жанре) (1 час)

Сюжеты праздника визобразительном искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера. Праздник – э то игра, танцы, карнавал, маскарад.

Создание композиции в технике коллажа на тему праздника

Обобщающий урок (1 час)

3 четверть: ВЕЛИКИЕ ТЕМЫ ЖИЗНИ (10 часов)

Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох (1 час)

Живопись монументальная и станковая. Монументальные росписи – фрески. Фрески в эпоху Возрождения. Появление станкового искусства. Исторический и мифологический жанры в искусстве 17 века.

Эских фресов в эпоху Возраждения.

Тематическая картина в русском искусстве 19 века (2 часа)

Значение изобразительной станковой картины в русском искусстве. Большая тематическая картина и ее особая роль в искусстве России. Картина – философское размышление. Понимание роли живописной картины как события общественной жизни. Отношение к прошлому как понимание современности.

Эскиз тематической картины.

Процесс работы над тематической картиной (2 часа)

Понятие темы, сюжета и содержания. Этапы создания картины. Понятие изобразительной метафоры. Реальность жизни и художественный образ. Обобщение и детализация. Выразительность детали. Проблема правдоподобия и условности в изобразительном искусстве.

Эскиз на тему из истории нашей Родины

Библейские темы в изобразительном искусстве (2 часа)

Вечные темы в искусстве разных эпох: в христианском искусстве, в Западной Европе и в русском искусстве.

Создание композиции на библейские темы «Святое семейство», «Рождество».

Монументальная скульптура и образ истории народа (1 час)

Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном самосознании. Героические образы в скульптуре. Памятники велими деятелям культуры. Мемориалы.

Создание проекта памятника, посвященного выбранному историческому событию или историческому герою.

Место и роль картины в искусстве 20 века (1 час)

Множественность направлений и языков изображения в искусстве 20 века. Искусство светлой мечты и печали. Искусство протеста и борьбы. Драматизм изобразительного искусства. Активность воздействия на зрителя, несозерцательность, метафоризм. Трагические темы в искусстве середины века.

Эскиз трагической темы в искусстве

Обобщающий урок (1 час)

4 четверть: РЕАЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ (8 часов)

Художественно – творческие проекты (1 час)

Темы для практической художественной работы в форме проектной деятельности. Выражение идеи, замысел, эскизы. Обсуждение идеи проекта, замысла, эскиза, сбор материала, развитие идеи и исполнение проекта. Работа может быть подготовлена учащимися дома.

Эскиз творческого проекта

Искусство иллюстрации. Слово и изображение (1 час)

Слово и изображение. Искусства временные и пространственные. Видимая сторона реальности, зримый художественный образ. Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением. Самостоятельность иллюстрации. Известные иллюстрации книги.

Выполнить эскизы иллюстраций для литературного произведения

Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусством (1 час)

Конструктивное начало – организующее начало в изобразительном произведении. Композиция как конструирование реальности в пространстве картины. Построение произведения как целостного. Зрительная и смысловая организация пространства картины.

Выполнение эскиза сопереживания в искусстве картины

Зрительные умения и их значение для современного человека (1 час)

Язык искусства и средства выразительности. Понятие «художественный образ». Разные уровни понимания произведения изобразительного искусства. Творческий характер зрительного восприятия.

Выполнение эскиза произведения искусства через уровни

История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве (1 час)

Историко-художественный процесс в искусстве. Стиль как художественное выражение восприятия мира. Примеры различных больших стилей. Напрвления в искусстве Нового времени. Импрессионизм и постимпрессионизм. Передвижники. Примеры художественных направлений 20 века.

Выполнение эскиза картины по стилю

Личность художника и  мир его времени в произведениях искусства (1 час)

Беседа. Соотношение всеобщего и личного в искусстве. Стиль автора и возрастание творческой свободы и оригинальной инициативы художника. Направление в искусстве и творческая индивидуальность художника. Великие художники в истории искусства и их произведениях.

Выполнение эскиза портрета великого художника.

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре (1 час)

Музеи мира. Каждый музей имеет свою историю становления. Принципы, по которым сложились национальные музейные коллекции. Знания о российских музеях должны быть дополнены знакомством с музеями местного значения. Список зарубежных музеев.

Выполнение эскиза крупнейшего музея искусства.

Итоговый урок года (1 час)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ЗА КУРС ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 7 КЛАССА

Учащиеся должны знать:

- о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;

- о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах;

- о процессе работы художника над картиной:

- о композиции как целостности и образном строе произведения;

- о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников;

- о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий;

- о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни между людьми;

- о роли художественной иллюстрации;

- о поэтическом претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства.

Учащиеся должны иметь представления:

- об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения;

- о сложном, проитворечивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в 20 веке.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п\п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Планируемые предметные результаты

Универсальные

учебные действия

Приме чание

План

Факт

1 четверть – ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА (9 часов)

1

Летнее впечатление

1

владеть прак тическими навыками выразитель ного исполь зования фак туры, цвета, формы, объе ма, простран ства в процес се работы

Личностные: 

Проявление авторского сти ля учащегося, умение исполь  зовать образ ный язык изоб разительного искусства для достижения своих замыс лов.

Регулятивные

Создание уни кального рисун   ка, используя различные вы ра зительные свой ства худо жественных материалов. Уч-ся самостоя  тельно ставят цель предсто ящей работы, обду мывает замысел, вы полняет работу в материале, придумывает название рабо те, оценивает результат свое го труда, осуществляет коррекцию  и уточнение своего рисун ка.

Познаватель ные:

Понимание значение искусства в жизни челове ка и общества, умение разли чать основные виды и жанры искусства.

Коммуника

тивные:  расширение навыков обще ния в процессе игр и игровых ситуаций, рассуждение ученика о художествен

ных особеннос тях произведе ний, умение обсуждать индивидуаль ные результаты творческой деятельности.

2

Изображение фигуры человека в истории искусства

1

Получить знания о жан ровой систе ме в ИЗО и ее значении для анализа разви тия искусства и способов его изображе ния

Презен тация

3

Пропорции и строение фигуры человека  

2

Получить пер вичные навы ки изображе ния пропор ций  человека по представ лению

Презен тация

4

Красота фигуры человека в движении

1

Получить пер вичные навы ки изображе ния пропор ций и движе ния человека по представ лению

5

Набросок фигуры человека с натуры

1

Получить пер вичные навы ки изображе ния человека с натуры

6

Изображение фигуры человека с использованием таблиц

1

Получить пер вичные навы ки изображе ния человека с использова нием таблиц

7

Великие скульпторы

1

Знать выдаю щихся худож ников-скульп торов и их произведения на историчес кие и библей ские темы в европейском и русском искусстве

Презен тация

8

Человек и его профессия

1

Уметь переда вать простра нство и харак терные пред меты для лю бой профес сии. Знать определение термина «про фессия»

Презен тация

2 четверть – ПОЭЗИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ (7 часов)

9

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов

1

Получить знания о поэ тической кра соте повсед невности, раскрываемой в творчестве художника

Личностные: 

Проявление авторского сти ля учащегося, умение исполь  зовать образ ный язык изоб разительного искусства для достижения своих замыс лов.

Регулятивные

Создание уни кального рисун   ка, используя различные вы ра зительные свой ства худо жественных материалов. Уч-ся самостоя  тельно ставят цель предсто ящей работы, обду мывает замысел, вы полняет работу в материале, придумывает название рабо те, оценивает результат свое го труда, осуществляет коррекцию  и уточнение своего рисун ка.

Познаватель ные:

Понимание значение искусства в жизни челове ка и общества, умение разли чать основные виды и жанры искусства.

Коммуника

тивные:  расширение навыков обще ния в процессе игр и игровых ситуаций, рассуждение ученика о художествен

ных особеннос тях произведе ний, умение обсуждать индивидуаль ные результаты творческой деятельности.

Презен тация

10

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанр

1

Получить зна ния о роли и истории тема тической кар тины в изобра зительном искусстве и ее жанровых видах

Презен тация

11

Сюжет и содержание в картине

1

Получить зна ния о роли искусства в утверждении значительнос ти каждого момента жиз ни человека

Презен тация

12

Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве

1

Навыки наб людательнос ти, способно сть образного виденья окру жающей жиз ни, формиру ющая актив ность восприя тия реальнос ти

Презен тация

13

Жизнь в моем городе в прошлом

1

Знать о компо зиционном построении произведения, о роли форма та, о соотно шении целого и детали, о значении каж дого фрагмен та и его мета форичееском смысле

Презен тация

14

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве

1

Научить вла деть техни кой коллажа

Презен тация

15

Обобщающий урок

1

Развитие инди видуальных творческих способностей уч-ся

3 четверть – ВЕЛИКИЕ ТЕМЫ ЖИЗНИ (10 часов)

16

Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох

1

Получить зна ния о роли и истории тема тической кар тины в изобра зительном искусстве и ее жанровых видах

Личностные: 

Проявление авторского сти ля учащегося, умение исполь  зовать образ ный язык изоб разительного искусства для достижения своих замыс лов.

Регулятивные

Создание уни кального рисун   ка, используя различные вы ра зительные свой ства худо жественных материалов. Уч-ся самостоя  тельно ставят цель предсто ящей работы, обду мывает замысел, вы полняет работу в материале, придумывает название рабо те, оценивает результат свое го труда, осуществляет коррекцию  и уточнение своего рисун ка.

Познаватель ные:

Понимание значение искусства в жизни челове ка и общества, умение разли чать основные виды и жанры искусства.

Коммуника

тивные:  расширение навыков обще ния в процессе игр и игровых ситуаций, рассуждение ученика о художествен

ных особеннос тях произведе ний, умение обсуждать индивидуаль ные результаты творческой деятельности.

Презен тация

17

Тематическая картина в русском искусстве 19 века

2

Понимать осо бую культуро строительную роль русской тематической картины 19-20 столетий

18

Процесс работы над тематической картиной

2

Знать о роли эскизов и этюдов. О раз нице сюжета и содержания

19

Библейские темы в изобразительном искусстве

2

Получить зна нич о роли и истории тема тической кар тины в изобра зительном искусстве и ее жанровых видах

Презен тация

20

Монументальная скульптура и образ истории народа  

1

Должны знать о роли искус ства в созда нии памятни ков в честь больших исто рических со бытий

Презен тация

21

Место и роль картины в искусстве 20 века

1

Иметь предс тавление о сложном, про тиворечивом и насыщен ном художест венными событиями пу ти российско го и мирового искусства в 20 веке

Презен тация

22

Урок-викторина «Знакомые картины и художники»

1

Закрепить знания, полученные в течении четверти

Презен тация

4 четверть – РЕАЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ (8 часов)

23

Искусство иллюстрации. Слово и изображение

1

Знать о роли художествен ной иллюстра ции, художни ков-иллюстра торов и их произведения

Личностные: 

Проявление авторского сти ля учащегося, умение исполь  зовать образ ный язык изоб разительного искусства для достижения своих замыс лов.

Регулятивные

Создание уни кального рисун   ка, используя различные вы ра зительные свой ства худо жественных материалов. Уч-ся самостоя  тельно ставят цель предсто ящей работы, обду мывает замысел, вы полняет работу в материале, придумывает название рабо те, оценивает результат свое го труда, осуществляет коррекцию  и уточнение своего рисун ка.

Познаватель ные:

Понимание значение искусства в жизни челове ка и общества, умение разли чать основные виды и жанры искусства.

Коммуника

тивные:  расширение навыков обще ния в процессе игр и игровых ситуаций, рассуждение ученика о художествен

ных особеннос тях произведе ний, умение обсуждать индивидуаль ные результаты творческой деятельности.

Презен тация

24

Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве

1

Знать о роли конструктив ного и декора тивного нача ла в живопи си, графике и скульптуре

Презен тация

25

Зрительные умения и их значение для современного человека  

1

Получить навыки соот ношения собственных переживаний с контекстом художествен ной культуры

Презен тация

26

История искусства и человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве

1

Знать о роли художествен ных образов изобразитель ного искусст ва в понима нии вечных тем жизни

Презен тация

27

Личность художника и мир его времени в произведениях искусства

1

Иметь предс тавление о личности художника и мира его вре мени в произ ведениях иску сства

28

Крупнейшие музеи изобразительного искусстве

1

Иметь предс тавление о му зеях своего гороа, страны в целом и дру гих западных стран

Презен тация

29

Художественные творческие проекты

1

Получить творческий опыт в постро ении темати ческой компо зиции, форми рование авторской по зиции по выб ранной теме

30

Итоговый урок года

1

Закрепление зун, полученных в течении всего года обучения

Итого: 34 урока

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Учебно – методическое обеспечение

- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

- Программа общеобразовательного учреждения. Неменского Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы, 4-е издание, М.Просвещение-2008

а) Основная литература

- О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо от 05.03.2004 №1089  (www. Ed.gov.ru)

- Программно-методические материалы. Изобразительное искусство и художественный труд Неменский Б.М., 1-9 классы, 4-е издание. М: Просвещение – 2008

б) Дополнительная литература для учителя

- Свиридова О.В. Изобразительное искусство, 5-8 кл: проверочные и контрольные тесты. Волгоград: Учитель-2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...