Компьютерная графика как способ формирования эстетической культуры обучающихся в общеобразовательной школе.
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Тангаева Елена Александровна

В статье рассматривается проблема использования в учебном процессе компьютерной грвфики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Компьютерная графика как способ формирования эстетической культуры обучающихся в общеобразовательной школе.

Тангаева Елена Александровна,

 учитель изо, черчения, МХК

БОУ г.Омска «СОШ№162»

«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день»

Л.С. Выготский

Конец XX столетия ознаменовался интенсивным развитием и внедрением во все сферы жизни общества информатики и информационных технологий. Внедрение нового и увлекательного в учебный процесс делают образование школьников интересным в любом возрасте. Школа не может остаться в стороне от этого развития. С появлением сканеров, цифровых видео- и фотоаппаратов, Web-камер общество получило в свои руки большое количество цифровых изображений, схем, карт, фильмов, клипов. Это породило потребность в их обработке, восстановлении, создании на их основе новых изображений, фотомонтажа, коллажей.

Работа с компьютерной графикой – одно из самых популярных направлений использования компьютера, причем занимаются этой работой не только профессиональные дизайнеры. Это новый, необычайно интересный и перспективный предмет, а компьютер здесь выступает просто как инструмент – такой же, как карандаш или кисть художника, но, естественно, обладающий своими специфическими возможностями. Компьютерная графика играет важнейшую роль в создании игр, мультипликации, мультимедийных учебников, рекламных плакатов, открыток.

Компьютерная графика всё чаще является той основой, из которой возникает дизайн промышленных изделий, интерьеров и даже природного окружения человека! Прекрасные программы ландшафтного визуального конструирования позволяют подобрать для каждого уголка такую композицию трав, кустарников и деревьев, чтобы она радовала красотой круглый год, успешно развивалась, причиняя минимум хлопот, и дарила максимум удобства и здоровья.

Мир, в котором начинают жизнь сегодняшние дети, в немалой степени является воплощением графических образов некогда мерцавших на экранах компьютера. Вне зависимости от того, насколько этот факт осознается и понимается, значение его для эстетического воспитания трудно переоценить ведь, как верно заметил А.И. Буров, - «любое эстетическое отношение не существует без эстетического предмета, эстетический предмет есть условие формирования эстетического отношения».

Без компьютерной графики мир был бы иным, чем он есть сейчас. А сейчас он для рожденного в нем ребенка - единственно возможный, самый живой, понятный и родной (чтобы не думали о нем, сотворившие его взрослые, как бы ни оценивали, в какие бы схемы ни пытались вписать).

Можно утверждать, что сегодня компьютерная графика является значимым фактором современной эстетической среды (организации материально-предметного и духовного окружения человека). В этом и заключается первостепенное значение компьютерной графики для эстетического воспитания ребенка.

Это остается справедливым даже тогда, когда сам ребенок не имеет непосредственных контактов с инструментарием и технологиями создания и обработки изображений на компьютере. Ему все равно неизбежно приходится усваивать результаты такого творчества. Однако это усвоение может проходить либо под грамотным руководством воспитателей (родителей, учителей), либо самопроизвольно, спонтанно, методом проб и ошибок самого ребенка под хаотичным и беспорядочным влиянием не согласованных между собой элементов социального окружения.

В том же случае, когда знакомство с компьютерной графикой выходит на уровень практической деятельности ребенка (игровой и образовательной), организованное воспитательное воздействие становится особенно актуальным.

Общеизвестно, что общение детей с произведениями искусства развивает их эстетические чувства, потребности и способности. Однако для эффективного влияния на процессы художественного восприятия необходимо учитывать возрастные возможности детей, а также психологические условия, способствующие формированию эстетических отношений, и играют важную роль в духовном воспитании учащихся. Диалог, культура и терпимость – цепь, связывающая воедино духовную жизнь человеческого коллектива. Именно поэтому на протяжении всей истории человечества терпимость или, как ее называют по-научному, толерантность всегда воспринималась как величайшая, гуманистическая ценность. Терпимость -  одна из заповедей христианства, настойчиво повторяющаяся на протяжении священного писания. Для учителя  искусства обучение толерантности является одной из важнейших задач, ибо умение договориться, понять друг друга, проявить терпимость к ближнему, однокласснику, человеку другой веры, нации – один из важнейших компонентов общечеловеческой культуры, важнейшее качество современного человека.

Как это ни удивительно для многих, но сегодня, в эпоху становящейся «экранной культуры», именно компьютерная графика в своих многообразных формах может стать необходимым звеном для наиболее эффективного приобщения ребенка к общечеловеческой сокровищнице искусства. Это служит поводом для осуществления поставленных целей: ознакомление с шедеврами мирового искусства, развитие воли и самостоятельности, а также  воспитание культурного, духовно-нравственного человека..

Все предпосылки для этого уже создаются: значительная часть художественного наследия надежно защищена от разрушения переводом в электронную цифровую форму представления и становится фактически общедоступной благодаря современным компьютерным телекоммуникациям.

Существуют детские программы, ориентированные на компьютерное рисование, компьютерный дизайн, объемное моделирование и т.д., охватывая весь круг возможных приложений компьютера в области визуального творчества и позволяя сразу, за счет автоматизации многих процессов и подготовительных этапов, выйти за круг «самых элементарных, примитивных и, в сущности, бедных форм», само реализоваться в искусстве.

Наконец, становится возможным в художественном образовании согласовать обучение технике творчества и самореализации, осуществить на практике призыв В.С. Выготского: «Учите детей законам пропорции, перспективы, соразмерности - все это хорошо, но в то же время дайте простор и для детской фантазии, не ломайте детский язык сказочного видения мира...».

Главное, что нужно при использовании компьютерной графики, - это создать пространство безопасности и доверия. Инструментарий ее абсолютно подходит для решения этой задачи. Особенно ценным является принципиальная возможность исправления любых некорректных действий при создании изображения. Технологически это реализовано с помощью команды «Отмена». В контексте дидактического процесса это обеспечивает безусловную успешность любой работы. Широчайшее поле выбора шаблонов, примитивов, сюжетных заготовок, интуитивная понятность интерфейса, простота, изящество и богатство инструментария работы с формами, контурами, цветом позволяют снять напряжение, присущее любой другой технике рисования, аппликации, раскрашивания и т.п.), открывают возможность чистого творчества.

В компьютерной графике особенно отчетливо осознается, что рисование - это процесс, идущий изнутри, поэтому ребенка не следует учить, как надо рисовать, ему необходимо помочь осознать, что он рисует.

«Компьютер наиболее опасен для сознания ребенка тем, что способен создать достоверную и увлекательную «иллюзорную реальность»

Г.Костоев

Все новое и непривычное вызывает закономерную настороженность и опасения. Не является исключением и компьютерная графика, особенно в своих педагогических приложениях. Такие опасения можно только приветствовать в качестве первого шага к построению действительно эффективной системы ее использования в области эстетического воспитания. Нельзя только ограничиваться этим первым шагом и надо стараться отделить действительные угрозы от иллюзорных.

Очень часто компьютерную графику, как и вообще все экранные искусства, обвиняют в том, что они настолько увлекают ребенка, что он теряет органическую связь с действительным миром, уходя в фантастическую реальность оторванной от жизни сказки. Хорошим ответом на это являются слова из рекламного проспекта к мультимедийной программе для юных художников «Арт-студия»: «Программа построена таким образом, чтобы ребенок практически сразу освоился в ней и обходился без помощи взрослых».

Но обязательно взаимное сотворчество с ребенком за компьютером и непременное продолжение его в совместных играх, прогулках, конструировании, чтении, лепке, вышивании и т.п. Компьютерная графика служит для украшения реального мира, и ее педагогическое использование должно осуществляться в этом же направлении не только в постановке перспективных целей, но и для каждого отдельного случая. Это в полной мере отвечает и особенности детского возраста, которая «состоит в том, что непосредственная сила конкретного переживания для ребенка гораздо значительнее, чем сила воображаемой эмоции».

«Там же чудища в чулане  

И страшилы на стене!»

Том Хантер

Множество нареканий существует по поводу содержания современных компьютерных игр, мультфильмов и т.п. В справедливости большинства из них нет сомнений. На коммерческой основе, в угоду примитивным потребностям и вкусам современная экранная продукция часто имеет откровенно антипедагогическое содержание. К сожалению, подобный упрек можно отнести и к любой другой группе товаров для детей: игрушкам, книгам, одежде.

В связи с обсуждаемой проблемой эстетического воспитания хотелось бы обратить внимание только на то, что «мы никогда не можем быть заранее уверенными, каково будет моральное воздействие того или иного произведения на ребенка».

Новые информационные технологии не заменяют и не подменяют творческий процесс создания произведения искусства, но не являются безразличными к нему, открывая новые возможности, предлагая новые задачи, определяя новые закономерности построения художественного образа. По-прежнему в основе восприятия и создания произведений искусства лежит потребность человека выявить свои глубинные личностные смыслы в чувственной форме, характер и степень развитости эстетического чувства, и художественный вкус.

Сияющие радостью глаза ребенка, торопливо стучащееся сердце, невольно закусанная губа подскажут правду о признаках вдохновения к истинному творчеству тому, кто хочет и может видеть. С чудесными результатами компьютерного творчества можно познакомиться на десятках детских художественных галерей в Интернете.

Таким образом, важнейшая задача системы эстетического и духовно-нравственного воспитания видится в том, чтобы сформировать эстетическую культуру личности,  адекватную реалиям и вызовам современного информационного общества. Компьютерное искусство стало существенной реалией жизни человека. Мы все сталкиваемся с его произведениями практически в любой сфере деятельности. Современный ребенок обречен на их эстетическое, семантическое, смысловое освоение.  Задача воспитания - оптимизировать это освоение в управляемом педагогическом процессе в целях гармонического развития творческой личности, чтобы стать поистине культурными, духовно-нравственными людьми.

Список литературы.

1.  Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991.- 480 с.

2.  Концевой М.П. Дети в Интернете (детское изобразительное творчество в Киберпространстве) // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа - 1999. - № 1. - С.85-87.

3. http://festival.1september.ru/authors/105-919-439

4. http://topref.ru/category/77/1.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование эстетической культуры обучающихся средствами музыкального искусства

Материал посвящён  исследованию эстетической культуры обучающихся средствами музыкального искусства. Это научный проект, который включает в себя вопросы теоретического и практического характера.Ц...

Методические рекомендации учителям. Работа с учебной литературой как способ формирования информационной культуры обучающихся

Методические рекомендации учителям. Работа с учебной литературой как способ формирования информационной культуры обучающихся...

Роль физической культуры в формировании знаний обучающихся в общеобразовательной школе

Роль физической культуры в формировании знаний обучающихся в общеобразовательной школе...

Мастер-класс по теме «Формирование духовно-нравственной культуры у учащихся общеобразовательной школы в процессе вокально-хоровой деятельности»

    Программа предназначена для педагогических работников, учителей музыки, которые в настоящий момент ведут вокально – хоровую работу во внеурочное время (как кружковую работу)...

«Коллективное творческое дело на основе оформления фотозон как эффективный способ формирования эстетической компетентности у учащихся».

Современные изменения, происходящие в обществе, требуют реального участия школьников в окружающей жизни, преодоления замкнутости в своем «детском» мире. Учиться сотрудничеству в общей забо...