Роль народных художественных промыслов в современной жизни (с иллюстративным материалом для презентации)
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Программа Б.М.Неменского. 5 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
иллюстративный материал | 2.8 МБ |
текст урока | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Мухтоловская средняя общеобразовательная школа №2» Предмет Изобразительное искусство Класс 5 Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы под руководством Б.М. Неменского. Издательство Москва, «Просвещение», 2009 год Раздел: «Связь времён в народном искусстве» Тема урока: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни» (2 четверть)
Адрес: 607150 Нижегородская область, Ардатовский район, р.п.Мухтолово, ул.Южная, д.35 – а. Контактный телефон: 8-831-79-54599, факс: 8-831-79-54599. 2011-2012 уч.год |
Знакомство с истоками родного искусства –
это знакомство со своей Родиной.
В искусстве люди выражают свою душу,
свой склад ума и характера».
Б.М. Неменский
Урок ИЗО
5 класс
Раздел: Связь времён в народном искусстве.
Тема: Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Тип урока: урок – обобщение темы раздела в игровой форме «Турнир».
Методы: объяснительно – иллюстративный, частично - поисковый, наблюдение, игровой, практический.
Приёмы обучения и педагогические технологии направлены на организацию процессов восприятия, переживания темы, практической работы.
Цель урока: создать условия для систематизации ЗУН обучающихся по теме раздела «Связь времён в народном искусстве», определения роли и места народных промыслов в современной жизни.
Образовательная: обобщить и систематизировать знания обучающихся по изученному разделу «Связь времён в народном искусстве».
Развивающая: систематизировать практические навыки в конкретном материале, умение передавать единство формы и декора изделий, развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.
Воспитательная: воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории; воспитывать умение трудиться, добиваться получения желаемого результата, воспитывать коммуникабельность, чувство коллектива, взаимопомощь и поддержку в работе на уроке.
Задачи:
1. Научить работать с учебником: воспринимать и анализировать материал, делать выводы
2. Систематизировать умения анализировать форму, узор, цветовую гамму изученных народных росписей.
3. Систематизировать умения работы с бумагой, пластилином, глиной, солёным тестом.
4. Прививать навыки совместной работы в коллективе и взаимопомощи.
5. Закрепить знания о древних русских образах.
Планируемый результат:
- самостоятельное выполнение обучающимися этапов игры «Турнир»;
- систематизация ЗУН обучающихся по теме раздела «Связь времён в народном искусстве».
Оборудование и материалы.
1. Учебник для 5 класса.
2. Различные формы заготовок изделий народных росписей (без росписи).
3. Различные формы изделий народных росписей (с росписью).
4. Литературный ряд: русские народные раскраски.
5. Музыкальный ряд: русские народные песни.
Для учителя - компьютер, экран, мультимедиа проектор, презентация по теме: «Турнир на тему «Древние образы. Народные промыслы».
Для учащихся – учебник.
План урока.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока.
III. Систематизирование знаний.
IV.Физкультминутка.
V. Систематизирование знаний, умений и навыков.
VI. Итог урока.
VII.Домашнее задание.
КОНСПЕКТ УРОКА
I. Организационный момент. | ||
Деятельность педагога | Деятельность учащихся | ЭОР |
Учитель. - Здравствуйте. Ученики, внимание, Прозвенел звонок! Садитесь поудобнее Начнём скорей урок. | Воспринимают речь педагога. | - |
II. Сообщение темы и целей урока. | ||
Деятельность педагога | Деятельность учащихся | ЭОР |
Учитель. Ребята, посмотрите на доску. Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Учитель. Тема нашего урока – это «Роль народных художественных промыслов в современной жизни». Мы выполним теоретическую и практическую части игры «Турнир», тем самым обобщив все ЗУН, полученные нами во время изучения общей темы раздела «Связь времён в народном искусстве». Попробуйте перечислить все известные вам наименования промыслов. Учитель. Верно. Рассмотрите разную посуду на столе. Чем отличаются предметы друг от друга? Учитель. Правильно. Очень часто за событиями И за сутолокой дней Старину не вспоминаем, Забываем мы о ней. Хоть и более привычны Нам полёты на Луну, Вспомним русские обычаи, Вспомним нашу старину. Учитель. А чем же можно украсить предметы народного быта? Для чего? Учитель. Древние ремесла расцветают благодаря труду и творчеству новых мастеров, а секреты старых мастеров бережно хранятся, передаются из поколения в поколение – ниточка, связывающая нас с далекими предками, не рвётся. На Руси, ребята, издавна существовали географические центры народных промыслов – места, где сложился и развивается определённый вид декоративно-прикладного искусства, где народные мастера создают изумительные по красоте и оригинальности предметы. Сегодня у нас работают художественные мастерские-группы, которые будут представлять центры народных промыслов. Сегодня – урок-соревнование команд. | Ответы. Воспринимают речь педагога. Ответы. Ответы. Ответ: росписью; для красоты, чтобы русские народные промыслы нашли своё применение и в современной жизни. Воспринимают речь педагога. Ответы. Воспринимают речь педагога. | - «Турнир»
|
III. Систематизация знаний. | ||
Деятельность педагога | Деятельность учащихся | ЭОР |
Учитель. Ребята, перед тем, как приступить к практической работе «Турнира», нужно проверить и закрепить свои знания, в этом нам поможет тест. Попрошу группы занять места за компьютерами. Итак, чтобы определить наименования творческих мастерских, необходимо выполнить теоритические задания №1-3. На каждое задание отводится по 1 минуте. Ответы записывайте в соответствующую таблицу (на компьютере). Учитель. Ребята, время вышло. Итак, слово творческой группе №1. Остальные слушают ответ, либо соглашаясь с ним, либо высказывая иную точку зрения. Учитель. Молодцы. Сейчас я подойду к каждой группе с жетоном, на каждом из которых изображена цифра. Пожалуйста, выберите жетон с понравившейся цифрой. Учитель. Спасибо. Выбор вами сделан. Итак, цифры 1, 2, 3 – это номера только что выполненных заданий из презентации. Поэтому каждая группа будет названа в соответствии с одним из ранее выполненным заданием (№1-3), т.е. номером выбранного жетона. Учитель. Следующее задание это отгадывание кроссворда. Ваша задача – отгадать их и записать в соответствующую таблицу. Учитель. Следующие задания связаны с отгадкой конкретных росписей. Ваша задача – отгадать их и записать в соответствующую таблицу. Учитель. Чем отличаются предметы друг от друга? Какая гамма, декор, форма присуща данным видам росписей? | Воспринимают речь педагога. Выполняют задания. Ответы. Воспринимают речь педагога. Выбирают жетон с цифрой. Воспринимают речь педагога. Воспринимают речь педагога. Выполняют задания. Воспринимают речь педагога. Выполняют задания. Ответы. | «Турнир» |
IV. Физкультминутка. | ||
Деятельность педагога | Деятельность учащихся | ЭОР |
Учитель. Ребята, давайте выполним несколько упражнений. 1.Исходное положение – стоя, ноги вместе. Выполните полуприседания на носках, руки в стороны, вверх, вперёд. Упражнения повторите 8-10 раз. 2.Исходное положение – стоя, ноги вместе. Наклоните корпус вперёд и свободно раскачивайте прямыми руками вправо и влево. 3.Потренируйте мышцы глаз. Выполните круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении. Упражнение повторите 4-6 раз. Учитель. Всем спасибо. Займите свои места. | Воспринимают речь педагога, выполняют действия. | - |
V. Систематизирование знаний, умений и навыков. | ||
Деятельность педагога | Деятельность учащихся | ЭОР |
Учитель. Следующее задание – это нанесение декора на эскиз в компьютере с изображением той росписи, к которой относится ваша команда. Приступаем к работе. (индивидуальная помощь и коррекция) | Самостоятельная работа. | «Турнир» |
VI. Итог урока. | ||
Деятельность педагога | Деятельность учащихся | ЭОР |
(выставка и анализ работ-росписей) Учитель. Ребята, давайте проанализируем каждую работу и оценим. Учитель. Молодцы, анализируя качество выполненных работ, вы отметили в каждой форме посуды то, что лучше всего удалось вашим соперникам. Теперь давайте проверим, правильно ли вами были выполнены теоретические задания. Учитель. Давайте вместе назовём команду-победителя в нашей игре «Турнир». Молодцы. Учитель. Велика Россия наша, И талантлив наш народ, О Руси родной умельцах На весь мир молва идет. Золотая Хохлома, Ей не налюбуются. И в Париже, и в Нью-Йорке Хохлома красуется. Любовались гости чудом, Громко восхищалися, Городецкой красотой Сражённые осталися. В Гжели делают посуду. Столько радости для глаз! Подрастают мастерицы, Может быть, и среди нас. Вы не просто детвора, Вы ребята – мастера. Учитель. Ребята, давайте дадим краткий анализ урока, самооценку своей работы и всего коллектива класса на уроке: - урок мне понравился (не понравился), потому… - я на уроке научился (лась)… - наносить узор древних образов своими руками – это… Учитель. Молодцы, спасибо всем за совместную работу. | Анализируют работы. Воспринимают речь педагога. Анализируют работы. Воспринимают речь педагога. Воспринимают речь педагога. Ответы. Воспринимают речь педагога. | «Турнир» |
VII. Домашнее задание. | ||
Деятельность педагога | Деятельность учащихся | ЭОР |
Учитель. Большое спасибо за работу. Домашнее задание: нарисовать игру-лото с изображением различных росписей. Дежурные, соберите дневники и подайте мне для выставления оценок. Давайте приберём свои рабочие места. | Воспринимают речь педагога. Запись задания в дневник. Уборка рабочих мест. | «Турнир» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по изо 5 класс "Роль народных художественных промыслов в современной жизни"
Тест по теме " Роль народных художественных промыслов в современной жизни" .Использован материал из сборника: Изобразительное искусство 5-8 класс , автор О.В.Свиридова...
Презентация "Роль народных художественных промыслов в современной жизни"
Презентация "Роль народных художественных промыслов" содержит обобщающий материал о древних образах в народном искусстве и их использовании в современной жизни....
Интегрированный урок ИЗО и музыки Тема: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни» "Вокальная музыка"
Интегрированный урок ИЗО и музыки 5 класс. Тема: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни» "Вокальная музыка"Данный урок позволит закрепить знания учащихся по теме:" Рус...
Технологическая карта урока по теме "Роль народных художественных промыслов в современной жизни"
Урок изобразительного искусства в 5 классе, включает технологическую карту и иллюстрации для слайдов презентации....
Роль народных художественных промыслов в современной жизни 5 класс
Цели деятельности учителя: формировать у учащихся художественную культуру как составную часть материальной и духовной культуры; развивать художественно-творческую активность, способствовать овладению ...
Урок изобразительного искусства в 5 классе "Роль народных художественных промыслов в современной жизни"
Закрепление знаний о художественных промыслах....
Раздел: Связь времён в народном искусстве. Тема урока: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни».
Урок проводится в необычной обстановке, ребята разбиваются на небольшие группы (артели), а сам кабинет представляется как творческая мастерская, как на Русив давние времена. Ребятам рассказывается об ...