Роль народных художественных промыслов в современной жизни (с иллюстративным материалом для презентации)
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Программа Б.М.Неменского. 5 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon иллюстративный материал2.8 МБ
Microsoft Office document icon текст урока76.5 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Мухтоловская средняя общеобразовательная школа №2»

Предмет  Изобразительное искусство

Класс 5

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд»  1-9 классы

под руководством Б.М. Неменского. Издательство Москва, «Просвещение», 2009 год

Раздел:

«Связь времён в народном искусстве»

Тема урока:

«Роль народных художественных промыслов  в современной жизни»

 (2 четверть)

                             

Адрес:   607150  Нижегородская область,  

               Ардатовский район, р.п.Мухтолово,  

               ул.Южная, д.35 – а.

               Контактный телефон: 8-831-79-54599,

               факс: 8-831-79-54599.

2011-2012 уч.год

Знакомство с истоками родного искусства –
это знакомство со своей Родиной.
В искусстве люди выражают свою душу,
свой склад ума и характера».

Б.М. Неменский

Урок ИЗО

5 класс

Раздел: Связь времён в народном искусстве.

Тема: Роль народных художественных промыслов  в современной жизни.

Тип урока: урок – обобщение темы раздела в игровой форме «Турнир».

Методы: объяснительно – иллюстративный, частично - поисковый, наблюдение, игровой, практический.

Приёмы обучения и педагогические технологии направлены на организацию процессов восприятия, переживания темы, практической работы.

Цель урока:  создать условия для систематизации ЗУН обучающихся по теме раздела «Связь времён в народном искусстве», определения  роли и места народных промыслов в современной жизни.

Образовательная:  обобщить и систематизировать знания обучающихся по изученному разделу «Связь времён в народном искусстве».

Развивающая: систематизировать практические навыки в конкретном материале,  умение передавать единство формы и декора изделий, развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.

Воспитательная: воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории; воспитывать умение трудиться, добиваться получения желаемого результата, воспитывать коммуникабельность, чувство коллектива, взаимопомощь и поддержку в работе на уроке.

Задачи:

1. Научить работать с учебником: воспринимать и анализировать материал, делать выводы

2. Систематизировать умения анализировать форму, узор, цветовую гамму изученных народных росписей.

3. Систематизировать умения работы с бумагой, пластилином, глиной, солёным тестом.

4. Прививать навыки совместной работы в коллективе и взаимопомощи.

5. Закрепить знания о древних русских образах.

Планируемый результат:

- самостоятельное выполнение обучающимися этапов игры «Турнир»;

- систематизация ЗУН обучающихся по теме раздела «Связь времён в народном искусстве».

Оборудование и материалы.

1. Учебник для 5 класса.

2. Различные формы заготовок изделий народных росписей (без росписи).

3. Различные формы изделий народных росписей (с росписью).

4. Литературный ряд: русские народные раскраски.

5. Музыкальный ряд: русские народные песни.

Для учителя - компьютер, экран, мультимедиа проектор, презентация  по теме: «Турнир на тему «Древние образы. Народные промыслы».

Для учащихся – учебник.

План урока.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

III. Систематизирование знаний.

IV.Физкультминутка.

V. Систематизирование знаний, умений и навыков.

VI. Итог урока.

VII.Домашнее  задание.

КОНСПЕКТ УРОКА

I. Организационный момент.

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

ЭОР

Учитель.

- Здравствуйте.

                                    Ученики, внимание,

                                    Прозвенел звонок!

                                    Садитесь поудобнее

                                    Начнём скорей урок.

Воспринимают речь педагога.

-

II. Сообщение темы и целей урока.

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

ЭОР

Учитель. Ребята, посмотрите на доску. Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Учитель. Тема нашего урока – это «Роль народных художественных промыслов  в современной жизни». Мы выполним теоретическую и практическую части игры «Турнир», тем самым обобщив все ЗУН, полученные нами во время изучения общей темы раздела «Связь времён в народном искусстве». Попробуйте перечислить все известные вам  наименования промыслов.

Учитель. Верно. Рассмотрите разную посуду на столе. Чем отличаются предметы друг от друга?

Учитель. Правильно.

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старину не вспоминаем,

Забываем мы о ней.

Хоть и более привычны

Нам полёты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

Учитель. А чем же можно украсить предметы народного быта? Для чего?

Учитель. Древние ремесла расцветают благодаря труду и творчеству новых мастеров, а секреты старых мастеров бережно хранятся, передаются из поколения в поколение – ниточка, связывающая нас с далекими предками, не рвётся.

На Руси, ребята, издавна существовали географические центры народных промыслов – места, где сложился и развивается определённый вид декоративно-прикладного искусства, где народные мастера создают изумительные по красоте и оригинальности предметы. Сегодня у нас работают художественные мастерские-группы, которые будут представлять центры народных промыслов. Сегодня – урок-соревнование команд.

Ответы.

Воспринимают речь педагога.

Ответы.

Ответы.

Ответ: росписью; для красоты, чтобы русские народные промыслы нашли своё применение и в современной жизни.

Воспринимают речь педагога.

Ответы.

Воспринимают речь педагога.

-

«Турнир» 

 

III. Систематизация знаний.

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

ЭОР

Учитель. Ребята, перед тем, как приступить к практической работе «Турнира», нужно проверить и закрепить свои знания, в этом  нам поможет тест. Попрошу группы занять места за компьютерами. Итак, чтобы определить наименования творческих мастерских, необходимо выполнить теоритические задания №1-3. На каждое задание отводится по 1 минуте. Ответы записывайте в соответствующую таблицу (на компьютере).

Учитель. Ребята, время вышло. Итак, слово творческой группе №1. Остальные слушают ответ, либо соглашаясь с ним, либо высказывая иную точку зрения.

Учитель. Молодцы. Сейчас я подойду к каждой группе с жетоном, на каждом из которых изображена цифра. Пожалуйста, выберите жетон с понравившейся цифрой.

Учитель. Спасибо. Выбор вами сделан. Итак, цифры 1, 2, 3 – это номера только что выполненных заданий из презентации. Поэтому каждая группа будет названа в соответствии с одним из ранее выполненным заданием (№1-3), т.е. номером выбранного жетона.

Учитель. Следующее задание это отгадывание кроссворда.  Ваша задача – отгадать их и записать в соответствующую таблицу.

Учитель. Следующие задания связаны с отгадкой конкретных росписей. Ваша задача – отгадать их и записать в соответствующую таблицу.

Учитель. Чем отличаются предметы друг от друга? Какая гамма, декор, форма присуща данным видам росписей?

Воспринимают речь педагога.

Выполняют задания.

Ответы.

Воспринимают речь педагога. Выбирают жетон с цифрой.

Воспринимают речь педагога.

Воспринимают речь педагога.

Выполняют задания.

Воспринимают речь педагога.

Выполняют задания.

Ответы.

«Турнир» 

IV. Физкультминутка.

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

ЭОР

Учитель. Ребята, давайте выполним несколько упражнений. 1.Исходное положение – стоя, ноги вместе. Выполните полуприседания на носках, руки в стороны, вверх, вперёд. Упражнения повторите 8-10 раз.

2.Исходное положение – стоя, ноги вместе. Наклоните корпус вперёд и свободно раскачивайте прямыми руками вправо и влево.

3.Потренируйте мышцы глаз. Выполните круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении. Упражнение повторите 4-6 раз.

Учитель. Всем спасибо. Займите свои места.

Воспринимают речь педагога, выполняют действия.

-

V. Систематизирование знаний, умений и навыков.

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

ЭОР

Учитель. Следующее задание – это нанесение декора на эскиз в компьютере с изображением той росписи, к которой относится ваша команда. Приступаем к работе. (индивидуальная помощь и коррекция)

Самостоятельная работа.

«Турнир»

VI. Итог урока.

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

ЭОР

(выставка и анализ  работ-росписей)

Учитель. Ребята, давайте проанализируем каждую работу и оценим.

Учитель. Молодцы, анализируя качество выполненных работ, вы отметили в каждой форме посуды то, что лучше всего удалось вашим соперникам. Теперь давайте проверим, правильно ли вами были выполнены теоретические задания.

Учитель. Давайте вместе назовём команду-победителя в нашей игре «Турнир». Молодцы.

 Учитель. Велика Россия наша,

                  И талантлив наш народ,

                  О Руси родной умельцах

                  На весь мир молва идет.

                  Золотая Хохлома,

                  Ей не налюбуются.

                  И в Париже, и в Нью-Йорке

                  Хохлома красуется.

                  Любовались гости чудом,

                  Громко восхищалися,

                  Городецкой красотой

                  Сражённые осталися.

                  В Гжели делают посуду.

                  Столько радости для глаз!

                  Подрастают мастерицы,

                  Может быть, и среди нас.

                  Вы не просто детвора,

                  Вы ребята – мастера.

Учитель. Ребята, давайте дадим краткий анализ урока, самооценку своей работы и всего коллектива класса на уроке:

- урок мне понравился (не понравился), потому…

- я на уроке научился (лась)…

- наносить узор древних образов своими руками – это…

Учитель. Молодцы, спасибо всем за совместную работу.

Анализируют работы.

Воспринимают речь педагога. Анализируют работы.

Воспринимают речь педагога.

Воспринимают речь педагога.

Ответы.

Воспринимают речь педагога.

«Турнир»

VII. Домашнее задание.

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

ЭОР

Учитель. Большое спасибо за работу. Домашнее задание: нарисовать игру-лото с изображением различных росписей. Дежурные, соберите дневники и подайте мне для выставления оценок. Давайте приберём свои рабочие места.

Воспринимают речь педагога. Запись задания в дневник. Уборка рабочих мест.

«Турнир»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по изо 5 класс "Роль народных художественных промыслов в современной жизни"

Тест   по теме " Роль народных художественных промыслов в современной жизни"   .Использован материал из сборника: Изобразительное искусство 5-8 класс , автор О.В.Свиридова...

Презентация "Роль народных художественных промыслов в современной жизни"

Презентация "Роль народных художественных промыслов" содержит обобщающий материал о древних образах в народном искусстве и их использовании в современной жизни....

Интегрированный урок ИЗО и музыки Тема: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни» "Вокальная музыка"

Интегрированный урок ИЗО и музыки 5 класс. Тема: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни» "Вокальная музыка"Данный урок позволит закрепить знания учащихся по теме:" Рус...

Технологическая карта урока по теме "Роль народных художественных промыслов в современной жизни"

Урок изобразительного искусства в 5 классе, включает технологическую карту и иллюстрации для слайдов презентации....

Роль народных художественных промыслов в современной жизни 5 класс

Цели деятельности учителя: формировать у учащихся художественную культуру как составную часть материальной и духовной культуры; развивать художественно-творческую активность, способствовать овладению ...

Раздел: Связь времён в народном искусстве. Тема урока: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни».

Урок проводится в необычной обстановке, ребята разбиваются на небольшие группы (артели), а сам кабинет представляется как творческая мастерская, как на Русив давние времена. Ребятам рассказывается об ...