рабочие программы по ИЗО 5-9 классы Б.М. Неменский
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме

Лучникова Ольга Анатольевна

Настоящие рабочие программы по изобразительному искусству для 5-9 классов рассчитаны на изучение изобразительного искусства на базовом уровне и ориентированы на содержание авторской программы Б.М. Неменского. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_programmy_po_izo_nemenskiy.rar213.22 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

на 2013-2014 учебный год

по предмету «Искусство. Изобразительное искусство. 9 класс»

 Составитель: 

О. А. Лучникова, учитель изобразительного искусства

МОБУ «Землянская основная общеобразовательная школа»

Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая рабочая программа по изобразительному искусству для IX класса рассчитана на изучение изобразительного искусства на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Данная программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебник, обеспечивающий ее реализацию, на особенности учащихся  данного класса  и разработана на основе следующей нормативно-правовой базы:

1)  Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;

2) Приказа №1089 от 05.03.2004 Минобразования РФ» Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»;

3) Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

А также на основе:                                                                                                                                      

1) Примерной программы по изобразительному искусству «Изобразительное искусство и художественный труд. 5-11 классы» под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (2009 год издания).2009 г.;

2) Рабочей программы по изобразительному искусству  для 5-9  классов общеобразовательных учреждений под редакцией Б. М. Неменского, 2013 г.;

3)Приказа №1312от 09.03.2004 Минобразования РФ «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ»;    

4) Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.12. № 1067 « Об утверждении  федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в общеобразовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 уч. год»;              

5) Приказа МООО от 19.07.2013 № 01-21/1061  «Об утверждении  регионального  учебного плана и  примерных  учебных планов  для общеобразовательных учреждений Оренбургской области»;                                                                      

6)Учебного плана муниципального общеобразовательного  бюджетного учреждения «Землянская основная общеобразовательная школа» на 2013-2014 уч. год (педсовет, протокол №1 от 30.08.2013 года);

7) Устава   школы;

8) Лицензии ОУ;

9) Учебного и учебно-методического обеспечения по изобразительному искусству.

Общая характеристика учебного предмета

Этот тематический блок представляет собой расширение курса визуально-пластических искусств и осознание их прочной связи с синтетическими искусствами (кино, телевидение и др.). Именно синтетические искусства, непосредственно происходящие от изобразительных, являются сегодня господствующими во всей системе видеокультуры.

Экран – это движущаяся картина. Экранное изображение является прямым развитием мира изобразительных искусств на уровне современных технологий (телевизор, видео, компьютер). В основе развития синтетических искусств лежат все основные виды изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Именно поэтому данный блок в программе даётся лишь после прохождения «первоискусств».

Сегодняшний человек существует в насыщенном и постоянно изменяющемся пространстве визуальных искусств. Знакомство людей с любыми видами культуры и искусства происходит большей частью не в музеях, а на экранах. Традиционные образы, основанные на современной технике видеоискусств, обступают человека со всех сторон и строят его миропонимание. Эти искусства несут как позитивную, нравственную, эстетическую, так и негативную информацию.

Школа должна обеспечить подростку способность относительно свободно, грамотно ориентироваться во всей этой сложнейшей информации. Иначе он не приобретает способность противостоять этому потоку, отделяя в нём позитивное от негативного.

Ещё одной важнейшей причиной, по которой школа должна познакомить учащихся с синтетическими искусствами, является то, что многие ученики (а в будущем все) используют в своём быту как фотоаппарат, так и видеокамеру. Однако сегодня чаще всего это происходит на чисто техническом, а не на художественном уровне, поэтому вкус, образное мышление подростка не развиваются (а иногда и портятся).

Цель программы 9 класса – помочь учащимся получить представление:

- о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств, возникающих на базе изобразительного искусства вследствие технической эволюции изобразительных искусств;

- о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах;

- о принципах художественной образности и специфике изображения фотографии и экранных искусств;

- о роли изображения в информационном и эстетическом пространстве, формировании визуальной среды;

- о постоянном взаимовлиянии пространственных и временных искусств.

Наряду с формированием у школьников нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в искусстве и жизни данная программа уделяет особое внимание формированию у них художественно-творческой активности при изучении синтетических искусств.

Учащиеся должны:

  • освоить элементарную азбуку фотографирования;
  • уметь анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной фотопрактике;
  • усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда (раскадровки);
  • усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;

осознать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным  на практике реализовать свои знания при работе над простейшими учебными и домашними кино-и видеоработами;

  • быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео.

Преподавание данного раздела предъявляет принципиально новые требования к педагогу и школе.

Необходимы:

расширение арсенала знаний и представлений педагога о мире визуальных искусств;

обращение к практике синтетических искусств современности;

освоение теории и практики фотографии и экранных искусств;

включение в арсенал знаний начальных представлений и опыта в режиссуре, сценическом мастерстве.

Проводиться занятия в 9 классе и соответственно выполняться задания могут в трёх направлениях: художественно-образовательном (с акцентом на художественно-искусствоведческую работу на уроке), изобразительно-творческом (с акцентом на изобразительную практику) и технико-творческом (с акцентом на съёмочную практику).

– О.В.Свиридова,  Изобразительное искусство: 9 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 2010г.;

– коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 2010

Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 9 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК,  медиатеку и т. п.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира.

 Промежуточную аттестацию запланировано проводить в форме обобщающих уроков. Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических работ.

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.

Для изучения раздела программы «Изобразительный язык и эмоционально- ценностное содержание синтетических искусств»-8ч.

Для изучения раздела программы «Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств.»-8ч.

Для изучения раздела программы «Азбука экранного искусства» - 10ч.

Для изучения раздела программы «Фильм- искусство и технология»- 9ч.

Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю); в том числе контрольных работ - 4.

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 9 классе

№ п/п

Название темы урока

Цели изучения темы, раздела.

Программный минимум. Оснащение урока

Кол-во уроков

Календарные сроки.

план

факт

1 четверть. Изобразительный язык и эмоционально - ценностное содержание синтетических искусств.

1-2

Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах.

а) Знакомство с понятием « синтетические искусства» как искусства, использующие в своих произведениях выразительные средства различных видов художественного творчества. Пространственно- временной характер произведений синтетических искусств.

Просмотр и исследование произведений различных видов  синтетических искусств с целью определения в них роли и места изображения, изобразительного компонента.

2

3-4

Театр и экран - две грани изобразительной образности

 а) Знакомство с видами театрально- зрелищных и игровых представлений и место в них изобразительного компонента.

Сравнительный анализ сценического и экранного образов в процессе просмотра и обсуждения фотографий и видеофрагментов спектаклей и фильмов; определение жанровых условностей в спектакле и фильме. Создание сценического образа  места

действий

2

5

Сценография. или театрально - декорационное искусство - особый вид художественного творчества.

а) Знакомство с видами сценического оформления: изобразительно - живописное, архитектурно- конструктивное, метафорическое, проекционно- световое и т. д.

Начало работы над макетом спектакля

1

6-7

 Сценография как искусство и производство

а) Как и с кем работает художник- постановщик. Театральное здание и устройство сцены.

Создание эскиза декорации (в любой технике)  по мотивам фотографии или картины, изображающей интерьер или пейзаж

2

8-9

 Изобразительные средства актерского перевоплощения: костюм, грим и маска..

а) Искусство и специфика театрального костюма. Маска: внешнее и внутреннее перевоплощение актера.

Эскиз костюма и театрального грима персонажа или театральной маски.

2

10

Театр кукол

а)  Знакомство с видами театральных кукол  и способами работы с ними.

Создание эскиза кукольного спектакля или эскиза кукольного персонажа.

1

11

Театрализованный показ проделанной работы.

а) Подведение итогов четверти.

Фрагмент кукольного спектакля или театральный показ костюмов.

1

2 четверть: Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств.

12

Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру. Эстафета искусств.

а) Знакомство с ролью художественных инструментов в творческом художественном процессе. Объективное и субъективное в живописи и фотографии или кино.

Обзор живописи, фотографии и экранных произведений; их сравнительный анализ.

1

13

Фотография - расширение изобразительных возможностей.

а)  Фотография как передача видимого мира в изображениях, дублирующих реальность. Этапы развития фотографии: от первых даггеротипов до компьютерной фотографии.

Информационные сообщения или краткие рефераты по теме « Современная съемочная техника и значение работы оператора для общества 21 века»

1

14

Грамота фотографирования и операторского мастерства.

а) Становление фотографии как искусства. Специфика фотоизображения и технология процессов его получения.

Освоение элементарных азов съемочного процесса: изучение фото и видеокамеры

1

15

Всеобщность законов композиции.

а) Художественно-композиционные моменты в съемке.

Обсуждение действенности художнического опыта  в построении картины и в построении кадра.

1

16

Выбор места, объекта и ракурса съемки.

а) Композиция в живописи и фотографии: общее и специфическое. Использование опыта композиции при построении фотокадра.

Расширение навыков и опыта работы с фотокамерой; подготовка к съемке: осмотр объекта, выбор точки съемки, ракурса и освещения.

1

17

Художественно- изобразительная природа творчества оператора.

а) Основа операторского искусства- талант видения и отбора. Точка съемки и ракурс.

Продолжение освоения видеокамеры и ее возможностей.

1

18

Фотография - искусство светописи. Натюрморт и пейзаж - жанровые темы фотографии.

а)  Свет - изобразительный язык фотографии. Свет в натюрморте и в пейзаже.

Начало создания коллекции фотографий « Мой фотоальбом» Фотосъемка натюрморта и пейзажа.

1

19

Человек и фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета.

а) Сравнительный анализ изображения в живописи и на фотографии.

 Съемка человека в каком- либо действии. Постановочная съемка.

1

20

Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения.

а) Фотоизображение, как документ времени и зримая информация.

Проведение выездной фото и видеосъемки.

1

21

« Мой фотоальбом». Выставка работ учащихся.

а) Подведение итогов четверти

Выставка работ учащихся.

1

3 четверть  Азбука экранного искусства

22

Кино- запечатленное движение. Изобразительный язык кино и монтаж.

а) Новый вид изображения- движущееся экранное изображение. Понятие кадра и плана. Искусство кино и монтаж.

Съемка простых форм движения.

1

23

Сюжет и кино. Сценарий и   раскадровка.

а) Фильм, как последовательность кадров.

Роль сценария в фильме.

1

24

Из истории кино. Кино-жанры. Документальный фильм.

а) Немые фильмы, черно- белые фильмы, цветные фильмы, реклама и телевизионные клипы. Жанры кино: анимационный, игровой и документальный фильм.

Создание сценария документального фильма на свободную тему

1

25

Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью- основные телевизионные жанры.

а) Человек на экране. Психология и поведение человека перед камерой.

Создание сценария документального фильма на свободную тему

1

26

Игровой (художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме.

а) Главное играемого актерами сюжета в игровом ( художественном ) фильме. Музыка и шумы в фильме.

Создание сценария своего музыкального видеоклипа.

1

27

Компьютер на службе художника. Анимационный (мультипликационный) фильм.

а) Новые способы получения изображения. Компьютерная графика.

Компьютерный практикум по созданию анимационной    кинофразы по своему сценарию.

1

4 четверть Фильм - искусство и технология

28

О природе художественного творчества.

а) Процесс творчества и его составные: сочинение, воплощение и восприятие произведения; их нерасторжимая связь в любом виде искусства.

Сообщения по теме.

1

29

Связь искусства с жизнью каждого человека

а) Личные связи  человека с окружающим его искусством. Реальность и фантазия

Подготовка устных и письменных рефератов.

1

30

Искусство среди нас

а) Возможности зрителя в отборе фильмов.  Роль рекламы.

Подготовка устных и письменных рефератов. Практические проекты.

1

31

Каждый народ Земли- художник

а) Есть ли для культуры нравственно-эстетические границы, которые создатели не должны переступать?

Подготовка устных и письменных рефератов. Практические проекты

1

32

Язык и содержание трех групп пластических искусств. Их виды и жанры

а) Роль каждой из групп пластических искусств в жизни человека и причины разности образных языков этих искусств. Национальная, историческая, региональная специфика этих искусств.

Устные и письменные сообщения.

1

33

Синтетические искусства. Их виды и язык.

а) Возникновение синтетических видов искусств, их связи с современной жизнью.

Практические и теоретические проекты на тему урока.

1

34

Современные проблемы пластических искусств.

а) Вторая половина 20 века в искусствах Америки, Европы, России. Отсутствие единства развития. Постмодернизм и реализм в искусстве России. Проблема влияния искусства на зрителя и зрителя на искусство.

Устные и письменные сообщения.

1

35

Вечные истины искусства (обобщение темы)

а) Отражение вечных проблем в искусстве 20 века. Искусство и нравственность.

Устные и письменные сообщения.

1

.

Контроль и оценивание

Промежуточную аттестацию запланировано проводить в форме обобщающих уроков. Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических работ.

Контрольных работ - 4.

Формы контроля уровня обученности

  1. Викторины
  2. Кроссворды
  3. Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ
  4. Тестирование

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

                               

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.

                                                 

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

           Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Критерии и нормы оценок по изобразительному искусству

  1. Самостоятельность

«5»-«4»- работа выполнена самостоятельно (без помощи учителя, выбрана композиция, определены размеры, пропорции, форма, пространственное расположение, цвет изображаемых объектов, последовательность выполнения рисунка);

«3»- несамостоятельно (весь ход работы выполнен с помощью учителя).

  1. Выразительность рисунка

«5»-«4» - выразительная передача изображаемого (удачный,  наиболее отвечающий теме сюжет, пространственное расположение предмета, выбранный формат, оригинальная компоновка, четко выделено использование в композиции контрастов цвета, света, тени, ритма, динамики, гармоничное  сочетание  цветов, яркости, звучности цвета, гибких, изящных линий);

«3» - невыразительная передача изображаемого в рисунке (рисунок очень мелкий, сдвинут,  неудачная компоновка, отсутствует композиционное единство между элементами сюжета, не используется линия симметрии, ритм, динамика, линия рисунка отличается однообразием, отсутствует гармоническое сочетание цветов, оттенков.

  1. Способ выполнения рисунка

«5»-«4»-правильный (эффективный) способ выполнения рисунка - от общего к частному, от частного снова  к общему, выполнение предварительного эскиза, использование схемы, линий построения рисунка.

«3»- неправильный способ выполнения рисунка - рисование ведется отдельными частями, деталями, отсутствует использование схемы, линий построения рисунка.

  1. Эмоционально-эстетическое отношение

«5»-«4»  - ярко выраженное эмоционально-эстетическое отношение, проявляющееся в стремлении аккуратно и красиво выполнить рисунок, во внимательном наблюдении и изображении натуры, всех элементов композиции, учащийся с увлечением работает над созданием композиции, неоднократно отставляет свой рисунок и любуется им;

«3»- отсутствие эмоционально-эстетического отношения, проявляющееся в пассивности наблюдения и изображения, поисках композиции, в неаккуратном выполнении рисунка, в  отсутствии интереса к работе.

Лучникова Ольга Анатольевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по искусству (ИЗО) 5 класс (Б.М. Неменского)

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе программы для образовательных школ «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 класс», которая разработана по...

Рабочая программа по ИЗО для 5 класса по программе Б.М.Неменского.

Это хороший методический материал для учителя изобразительного искусства, обучающих детей в 5 классе. Составлена рабочая программа в соответствии со школьным Положением о рабочей программе, где учител...

Рабочая программа по ИЗО для 6 класса по программе Б.М.Неменского.

Это достойный методический материал для учителя изобразительного искусства, который преподаёт уроки ИЗО в 6 классе. Красным шрифтом выделен материал регионального компонента. Желаю успехов!...

Рабочая программа по ИЗО для 7 класса по программе Б.М.Неменского.

Это хороший методический материал для учителя изобразительного искусства. который обучает детей в 7 классе. Желаю успехов!...

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (Б.М. Неменский )

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса. (Б.М. Неменский)...

Рабочая программа "Изобразительное искусство 5-7 класс" (Б.М.Неменский, ФГОС)

Рабочая программа по изобразителному искусству для 5-7 классов (Б.М.Неменский, ФГОС) + календарно-тематическое планирование для 5 класса...

Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс (Б.М.Неменский)

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерац...