Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс (Б.М.Неменский)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

Илюхина Зоя Павловна

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

2. Программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 класс под редакцией Б.М. Неменского; М., Просвещение, 2011 год

 Выбор учебников осуществлен в соответствии с  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от  31.03.2014г.  № 253     «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год»: Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека.  7-8 классы учебник для общеобразовательных учреждений/ А.С. питерских, Г.Е. Гуров; под ред. Б.Н. Неменского.- М.: Просвещение, 2011

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_7_b_2015.doc299.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 18»

города Череповца Вологодской области

Рабочая программа

по изобразительному искусству

базовый  уровень

для 7 «Б» класса

на 2015 - 2016 учебный год

Составитель:

Илюхина З.П.,

Учитель изобразительного

искусства,

высшая кв. категория


ПРОГРАММА КУРСА

«Изобразительное искусство»

7 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

2. Программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 класс под редакцией Б.М. Неменского; М., Просвещение, 2011 год

 Выбор учебников осуществлен в соответствии с  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г.  № 253          «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год»: Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека.  7-8 классы учебник для общеобразовательных учреждений/ А.С. питерских, Г.Е. Гуров; под ред. Б.Н. Неменского.- М.: Просвещение, 2011

Название

Класс

ФИО автора

Издательство

Год издания

Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека.  7-8 классы

7

А.С. Питерских, Г.Е. Гуров; под ред. Б.Н. Неменского

М.: Просвещение

2011

3. - санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного  государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189;

-  учебного плана Учреждения на 2015-2016 г.;

- годового учебного календарного графика на 2015/2016 учебный год;

- основной образовательной программы МБОУ «СОШ № 18» г. Череповца;

- примерной образовательной программы  по учебному предмету «Изобразительное искусство»; Примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

При разработке Программы учтена  историко-культурная, этническая и  региональная специфика Вологодской области.

Программа  разработана  с учётом особенностей обучающихся с задержкой психического развития: несформированность познавательной деятельности, связанная со слабостью памяти, внимания, мышления, подвижностью психических процессов, отсутствие мотивации. Данная программа предполагает оптимальные условия для развития внимания, восприятия, памяти, мышления и творческих способностей каждого школьника. В тематическом планировании на каждом уроке предусмотрена коррекционно-развивающая работа по различным направлениям.

Система работы в специальных классах для учащихся,  занимающихся по адаптированной образовательной программе для детей с задержкой психического развития, направлена на компенсацию недостатков развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности обучающихся с задержкой психического развития, повышение их работоспособности, активизацию познавательной деятельности. В данной системе строго определены и логически взаимодействуют диагностико - консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое, социально-трудовое направления деятельности.

Основной задачей обучения детей с задержкой психического развития является формирование коррекционно-развивающего пространства через:

- активизацию познавательной деятельности учащихся;

- повышение уровня их умственного развития;

- нормализацию учебной деятельности;

- коррекцию недостатков эмоционально-личностного и социального развития;

- охрану и укрепление физического и нервно-психического здоровья;

- социально-трудовую адаптацию.

 Деятельность классов для учащихся, занимающихся по адаптированной образовательной программе для детей с задержкой психического развития, строится в соответствии с принципами гуманизации, свободного развития личности и обеспечивает адаптивность и вариативность системы образования.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира.

 Промежуточную аттестацию запланировано проводить в форме обобщающих уроков. Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических работ.

Цели курса

– создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по учебному предмету «Изобразительное искусство», обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации на получение качественного общего образования.

– ознакомление детей с мировым искусством, его основными видами и направлениями.

III. Требования к уровню подготовки учащихся, осваивающих программу учебного предмета

Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:

о жанровой системе в изобразительном искусстве и её значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;

о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и её жанровых видах: бытовом, историческом, о мифологической и библейской темах в искусстве;

о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;

о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, овыразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

о поэтической красоте повседневности, раскрываемой творчеством художников, о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;

 о роли искусства в создании памятников большим историческим событиям, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

о роли художественной иллюстрации;

о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;

наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуро-строительную роль русской тематической картины 19-20 столетий;

об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах её выражения, о роли существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;

В процессе практической работы учащиеся должны:

иметь первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;

владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;

развивать навыки наблюдательности, способности образно видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;

иметь творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа её выражения;

иметь навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.

IV. Учебно-тематический план

Тема

Количество часов по теме

В том числе:

Контрольные работы

(проверочный урок)

Практические работы

Беседы

Пленэр

Экскурсии

Проекты

 1.

Изображение фигуры человека и образ человека

8

1

1

1

 2.

Поэзия повседневности

8

1

1

2

 3.

Великие темы жизни

11

1

1

2

 4.

Реальность жизни и художественный образ

7

1

1

1

1

Итого

34

4

4

6

1

Распределение программного материала по четвертям

 1 четверть

Изображение фигуры человека и образ человека

8

 2 четверть

Поэзия повседневности

8

 3 четверть

Великие темы жизни

9

 4 четверть

Великие темы жизни

Реальность жизни и художественный образ

2

7

Итого

34

V. Содержание учебного курса

Содержание программы соответствует следующим целям:

- развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

формирование художественной культуры учащихся, развитие художественного мышления, способности к творческой деятельности.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Реализация целей программы рассматривается в связи с системой функций предмета «Изобразительное искусство»:

Задачи программы:

-формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

 -освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

 -развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

 -формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, этической и личностно-значимой ценности;

 -воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды;

Освоение изобразительного искусства в основной школе - продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.

 Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

 Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

Тема 6 и 7 классов - «Изобразительное искусство в жизни человека»- посвящена изучению собственно изобразительного искусства.

Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-целостном отношении к окружающему миру и искусству.

Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным. Темы, изучаемые в 7 классе, являются прямым продолжением учебного материала 6 класса и посвящены основам изобразительного искусства. Здесь сохраняется тот же принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений.

Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и соответственно углублению композиционного мышления учащихся: здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика. Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

Задачи художественного развития учащихся в 7 классе:

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве:

- формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества;

        - формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту;

        - формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран;

        - формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы в искусстве разных народов.

Формирование художественно-творческой активности:

        - творчески работать над композициями на темы окружающей жизни, на исторические темы, используя наблюдения и зарисовки с натуры;

        - творчески относиться к организации экскурсий по выставкам работ учащихся, к подбору репродукций и высказываний  об искусстве.

Формирование художественных знаний, умений, навыков:

Программа включает в себя четыре основные темы:

Для каждого урока предусмотрены специальные графические алгоритмы построения необходимые для выполнения практической части урока.

Основные задачи предмета

- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

-  формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

-   развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации   неопределенности;

- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

-  воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

-  развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

-   овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;

-  овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

Основные разделы программы:

Для изучения раздела программы «Изображение фигуры человека и образа человека»-8ч.

Изображение фигуры человека в истории искусства. Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.

Для изучения раздела программы «Поэзия повседневности»-8ч.

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. Сюжет и содержание в картине. Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве. Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре). Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).

Для изучения раздела программы «Великие темы жизни» - 10ч.

Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох. Тематическая картина в русском искусстве XIX века. Процесс работы над тематической картиной. Библейские темы в изобразительном искусстве. Монументальная скульптура и образ истории народа. Место и роль картины в искусстве XX века

Для изучения раздела программы «Реальность жизни и художественный образ»- 8ч.

Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве. Зрительские умения и их значение для современного человека. История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве. Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. Курс разработан в соответсвии с учебным базисным планом (общеобразовательным) общеобразовательных учреждений РФ. В 2015-2016 учебном году на изучение  изобразительного искусства в 7 классе отводится 1 час в неделю, 34 учебных недели. Всего за год 34 учебных часа.

 

VI. Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 7 «б» классе

по программе Б.М.Неменского, Изобразительное искусство и художественный труд

№ п/п

Дата

Название темы урока

Цели изучения темы, раздела.

Оборудование. Электронные образователь-ные ресурсы

Коррекционно – развивающая деятельность

Педагогические меры

Педагогические средства

Изображение фигуры человека и образ человека 8 ч

1

07.09

Изображение фигуры человека в истории искусств.

Беседа.

Создание условий для реализации следующих задач:

а) Познакомить учащихся с представлениями о красоте человека в истории искусства.

б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству.

в) Развить творческую и познавательную активность.

Мольберты. Проектор. Ноутбук http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,93730/Itemid,6/

Развитие наблюдательности

Творческая мастерская

2

14.09

Пропорции и строение фигуры человека.

Создание условий для реализации следующих задач:

а) Познакомить учащихся с тем, как происходил

поиск пропорций в изображении фигуры человека

б) Сформировать представление о терминах «пропорции», «канон»

в) Развить творческую и познавательную активность учащихся.

г) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.

Мольберты, магнитная доска http://www.zavuch.info/methodlib/267/109679/

Развитие глазомера

Игра «Тайна золотого сечения»

3

21.09

Лепка фигуры человека (спортсмен)

Создание условий для реализации следующих задач:

а) Развить творческую и познавательную активность

б) Воспитать любовь и интерес к искусству и его истории

в) Формировать практические навыки работы в технике лепки с использованием каркаса

Станок для лепки

http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2012/12/14/prezentatsiya-k-uroku-proportsii-figury-chelovekalepka-figury

Развитие тонкой моторики руки

Мастерская скульптора

4

28.09

Лепка фигуры человека (спортсмен)

Создание условий для реализации следующих задач:

а) Развить творческую и познавательную активность

б) Воспитать любовь и интерес к искусству и его истории

в) Формировать практические навыки работы в технике лепки с использованием каркаса

Станок для лепки

http://festival.1september.ru/articles/211514/

Развитие тонкой моторики руки

Мастерская скульптора

5

05.10

Набросок фигуры человека с натуры

Создание условий для реализации следующих задач:

а) Развивать глазомер, ассоциативно-образное мышление,  творческую и познавательную активность.

б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.

в) Формировать навыки в рисовании фигуры человека

г) Сформировать понятие о термине «набросок» и техниках его выполнениях.

Мольберты, магнитная доска http://festival.1september.ru/articles/629881/

Развитие глазомера

Творческая мастерская

Рисование друга  с натуры

6

12.10

Набросок фигуры человека с натуры

Создание условий для реализации следующих задач:

а) Развивать глазомер, ассоциативно-образное мышление,  творческую и познавательную активность.

б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.

в) Формировать навыки в рисовании фигуры человека

г) Сформировать понятие о термине «набросок» и техниках его выполнениях.

Мольберты, магнитная доска

Развитие глазомера

Творческая мастерская

Рисование друга  с натуры

7

19.10

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве

Создание условий для реализации следующих задач:

а) Развить творческую и познавательную активность, ассоциативно-образное мышление.

б) Воспитать любовь и интерес к искусству.

в) Формировать практические навыки в изображении фигуры человека.

Мольберты. Проектор. Ноутбук http://festival.1september.ru/articles/410261/

Развитие речи

Виртуальное путешествие во времени

8

09.11

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.

Проверочная работа

Создание условий для реализации следующих задач:

а) Познакомить учащихся с жизнью и творчеством великих скульпторов мира.

б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству.

в) Развить навыки поисковой работы, творческую и познавательную активность, а также навыки публичного выступления.

Мольберты, магнитная доска

Развитие творческого мышления

Викторина «Мастера скульптуры»

 Поэзия повседневности  8 часов

9

16.11

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов

Создание условий для реализации следующих задач:

а) Сформировать представление о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов

б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к искусству, интерес к его истории

в) Развивать творческое отношение к выполнению задания, навыки публичного, индивидуального и коллективного выступления

Мольберты. Проектор. Ноутбук http://prezentacii.com/mhk/10424-poeziya-povsednevnoy-zhizni-v-iskusstve-raznyh-narodov.html

Развитие воображения

Художественный совет

10

23.11

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.

Беседа

Создание условий для реализации следующих задач:

а) Сформировать представление о тематической (сюжетной) картине, ее видах

б) Подвести учащихся к пониманию особенностей жанра через повторение и обобщение

в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству

г) Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность

Мольберты. Проектор. Ноутбук http://festival.1september.ru/articles/594997/

Развитие образного мышления

Творческая мастерская

11

30.11

Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве. Родоначальники жанровой живописи в России: П. Федотов А.Венецианов.

Создание условий для реализации следующих задач:

а) Познакомить учащихся с творчеством русских художников: А. Венецианова, П. Федотова;

б) Воспитать любовь к России и ее национальному искусству

в) Развивать интерес к истории изобразительного искусства России, творческую активность и мышление, а также навыки публичных выступлений

Мольберты. Проектор. Ноутбук http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/06/24/kriticheskiy-realizm-tvorchestva-p-a-fedotova

Развитие речи

Игра «Зрители и экскурсоводы»

12

07.12

Сюжет и содержание в картине.

Беседа: «Третьяковская галерея»

Создание условий для реализации следующих задач:

а) Продолжить знакомство учащихся с творчеством художников Ян Вермер, А. Пластов, З.Серебрякова

б) Дать представление о понятиях сюжет, тема и содержания в произведениях изобразительного искусства.

в) Сформировать представления о Третьяковской галереи как первом музее русского искусства; музее с богатой коллекцией картин художников-передвижников

г) Воспитать любовь к Родине, интерес к русской культуре и ее истории

д) Развивать ассоциативно-образное мышление, память, способность анализировать материал, сравнивать, строить аналогии

Мольберты. Проектор. Ноутбук http://www.uchportal.ru/load/150-1-0-31604

Развитие внимания

Творческая мастерская

13

14.12

«Передвижники»

Беседа

Создание условий для реализации следующих задач:

а) Познакомить учащихся с творчеством художников, входящих в Товарищество передвижных художественных выставок

б) Развивать интерес к истории изобразительного искусства России, творческую активность и мышление

в) Воспитать любовь к России,  и ее национальному искусству

Мольберты. Проектор. Ноутбук http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2012/11/19/plan-konspekt-i-prezentatsiya-k-uroku

Развитие творческого подхода к работе

Творческая мастерская

14

21.12

Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве

Создание условий для реализации следующих задач:

 а) Сформировать представления о сложном мире станковой картины

б) Познакомить с ролью сюжета в решении образа

в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к искусству

г) Формировать навыки работы с художественными материалами в технике живописи

Мольберты, магнитная доска http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2013/03/31/plan-konspekt-k-uroku-v-7-klassezhizn-kazhdogo

Развитие памяти

Просмотр фильма

15

11.01

Жизнь в моем городе в прошлых веках

(историческая тема в бытовом жанре).

Проверочная работа

Создание условий для реализации следующих задач:

а) сформировать представление о жизни в Череповце в прошлых веках

б) Воспитать любовь к Родине, интерес к русской культуре и ее истории

в) Развивать ассоциативно-образное мышление, память, способность анализировать материал, сравнивать, строить аналогии

Мольберты. Проектор. Ноутбук http://historycher.ru/starye-fotografii-cherepovca/

Развитие творческого мышления

Творческая мастерская

16

18.01

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре)

Создание условий для реализации следующих задач:

а) Сформировать представления о сложном мире станковой картины

б) Познакомить с ролью сюжета в решении образа праздника в бытовом жанре

в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к искусству

г) Формировать навыки работы с художественными материалами в технике живописи

Мольберты, магнитная доска http://festival.1september.ru/articles/556484/

Развитие творческого воображения

Воображаемое путешествие в 18 век

Великие темы жизни  11 часов

17

25.01

Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох

Создание условий для реализации следующих задач:

а) Сформировать представления о сложном мире исторической картины

б) Познакомить с ролью исторического и мифологического сюжета в решении образа

в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к искусству

г) Формировать навыки работы с художественными материалами в технике живописи

Мольберты. Проектор. Ноутбук http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2014/01/21/urok-izo-v-7-klasse-istoricheskie-i

Развитие абстрактного мышления

Викторина «Мифы легенды»

18

01.02

Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох

Создание условий для реализации следующих задач:

а) Сформировать представления о сложном мире исторической картины

б) Познакомить с ролью исторического и мифологического сюжета в решении образа

в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к искусству

г) Формировать навыки работы с художественными материалами в технике живописи

Мольберты, магнитная доска

Развитие абстрактного мышления

Викторина «Мифы легенды»

19

08.02

Тематическая картина в русском искусстве XIX века

Создание условий для реализации следующих задач:

а) Познакомить учащихся с жизнью и творчеством великого русского художника В.И. Сурикова, И.Е. Репина

б) Сформировать представление об историческом жанре в живописи

в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к искусству

г) Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность

Мольберты. Проектор. Ноутбук http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2013/12/04/tematicheskaya-kartina-v-russkom-iskusstve-xix

Развитие памяти

Творческая мастерская

20

15.02

Тематическая картина в русском искусстве XIX века

Создание условий для реализации следующих задач:

а) Познакомить учащихся с жизнью и творчеством великого русского художника В.И. Сурикова, И.Е. Репина

б) Сформировать представление об историческом жанре в живописи

в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к искусству

г) Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность

Мольберты, магнитная доска http://pedsovet.su/load/123-1-0-28744

Развитие памяти

Творческая мастерская

21

20.02

Процесс работы над тематической картиной

Создание условий для реализации следующих задач:

а) Сформировать представление об особом языке искусства и средствах его выразительности.

б) Развивать личностный характер создания и восприятия произведения искусства

в) Познакомить учащихся с разными уровнями понимания произведений изобразительного искусства: предметный уровень и уровень сюжета; уровень эмоциональной оценки, сопереживания; уровень ценностных представлений художника о мире в целом, о связи явлений, о том, что прекрасное и что безобразное.

г) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству

Мольберты, магнитная доска http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2012/03/28/prezentatsiya-k-uroku-izo-7-klass-po-teme

Развитие абстрактного мышления

Творческая мастерская

22

29.02

Библейские темы в изобразительном искусстве.

Беседа

Создание условий для реализации следующих задач:

а) Познакомить учащихся с великой картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына»

б) Сформировать представление о сложном мире сюжетной картины

в) Формировать зрительские умения и навыки

г) Воспитать ассоциативно-образное мышление, эмоциональную отзывчивость на  прекрасное и безобразное в жизни и  искусстве.

д) Развивать интерес к искусству и особенностям его образного языка

Мольберты. Проектор. Ноутбук http://www.teacherjournal.ru/component/content/article/2973-biblejskie-temy-v-izobrazitelnom-iskusstve-urok--21-v-7-klasse.html

Развитие речи, памяти

Викторина «По страницам Библии»

23

12.03

Библейские темы в изобразительном искусстве.

Беседа

Создание условий для реализации следующих задач:

а) Познакомить учащихся с великой картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына»

б) Сформировать представление о сложном мире сюжетной картины

в) Формировать зрительские умения и навыки

г) Воспитать ассоциативно-образное мышление, эмоциональную отзывчивость на  прекрасное и безобразное в жизни и  искусстве.

д) Развивать интерес к искусству и особенностям его образного языка

Мольберты, магнитная доска http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2013/02/10/urok-izo-9-klass-bibleyskie-temy-v-izobrazitelnom

Развитие речи, памяти

Викторина «По страницам Библии»

24

14.03

Великие темы жизни в творчестве русских художников К.Брюллова «Последний день Помпеи»

Создание условий для реализации следующих задач:

а) Познакомить учащихся с историей создания и художественного замысла великой картины К.Брюллова «Последний день Помпеи»

б) Сформировать представление о сложном мире исторической картины

в) Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию, навыки ведения дискуссии, публичного выступления

г) Воспитать любовь к искусству, интерес к художественным произведениям и их истории

http://presentaci.ru/download/798/

Развитие внимания, памяти

Виртуальное путешествие в мастерскую художника

25

21.03

Сказочно-былинный жанр. Волшебный мир сказки.

Создание условий для реализации следующих задач:

а) Сформировать представление о сказочно-былинном жанре в живописи на примере творчества И. Билибина и В.Васнецова

б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь и интерес к искусству

в) Развивать навыки поисковой работы и коллективного восприятия, творческое отношение к выполнению задания.

Мольберты. Проектор. Ноутбук http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2011/09/29/skazka-v-tvorchestve-russkikh-khudozhnikov

Развитие абстрактного мышления

Игра «Угадай сказку»

26

04.04

Монументальная скульптура и образ истории народа.

Беседа

Создание условий для реализации следующих задач:

а) Сформировать представления о монументальной скульптуре

б) Познакомить учащихся с крупнейшими музеями мира и России

в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, интерес к истории изобразительного искусства

г) Развивать ассоциативно-образное мышление, способность анализировать материал, выделять главное

Мольберты. Проектор. Ноутбук http://festival.1september.ru/articles/590742/

Развитие тонкой моторики руки

Мастерская скульптора

27

11.04

Место и роль картины в искусстве XX века.

Проверочная работа

Создание условий для реализации следующих задач:

а) Формировать познавательный интерес учащихся к изобразительному искусству и его истории

б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству

Мольберты, магнитная доска http://www.rusedu.ru/izo-mhk/detail_6872.html

Развитие речи, памяти

Художественный совет

Реальность жизни и художественный образ 7 часов

Реальность жизни и художественный образ 7 часов

28

18.04

Искусство иллюстрации. Слово и изображение.

Создание условий для реализации следующих задач:

а) Сформировать представления об основных элементах книги

б) Познакомить учащихся с искусством иллюстрации

в) Воспитать любовь и интерес к искусству

г) Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность

д) Формировать навыки работы с художественными материалами

Мольберты. Проектор. Ноутбук http://www.ug.ru/method_article/578

Развитие образного мышления

Книгопечатная мастерская

29

25.04

Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве

 Создание условий для реализации следующих задач:

а) Сформировать представления композиции

б) Познакомить учащихся с ролью композиции как конструирования реальности в пространстве картины

в) Формировать и развивать навыки работы художественными материалами в технике графики по выполнению плакатов и аппликаций

г) Воспитать любовь и интерес к искусству, эмоциональную отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве

http://tvormena.jimdo.com/методическая-копилка/изо/

Развитие тонкой моторики руки

Книгопечатная мастерская

30

07.05

Зрительские умения и их значение для современного человека.

Беседа.

Создание условий для реализации следующих задач:

а) Сформировать представления о средствах выразительности

б) Познакомить учащихся с понятием «художественный образ»

в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, интерес к истории изобразительного искусства

г) Развивать ассоциативно-образное мышление, способность анализировать материал, выделять главное

Развитие внимательности, образного мышления

Путешествие по историческим эпохам

31

14.05

История искусства и история человечества.

Стиль и направление в изобразительном искусстве

Создание условий для реализации следующих задач:

а) Сформировать представления о   историко-художественном процессе в искусстве

б) Познакомить учащихся с понятием стиля как художественного выражения восприятия мира

в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, интерес к истории изобразительного искусства

г) Развивать ассоциативно-образное мышление, способность анализировать материал, выделять главное

Развитие памяти, речи

Путешествие по историческим эпохам

32

16.05

Личность художника и мир его времени в произведениях искусства.

Создание условий для реализации следующих задач:

а) Сформировать представления о соотношении всеобщего и личного в искусстве

б) Познакомить учащихся с великими художниками в истории искусства

в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, интерес к истории изобразительного искусства

г) Развивать ассоциативно-образное мышление, способность анализировать материал, выделять главное

Развитие памяти, речи

Виртуальное путешествие по крупнейшим музеям мира

33

23.05

Контрольная работа за год Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. Художественно-творческие проекты.

Создание условий для реализации следующих задач:

а) Сформировать представления о крупнейших музеях изобразительного искусства

б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, интерес к истории изобразительного искусства

в) Развивать ассоциативно-образное мышление, способность анализировать материал, выделять главное

г) Сформировать представления об основных этапах работы над творческим проектом

б) Формировать для себя новые задачи

в) Учить учащихся самостоятельно находить пути достижения цели

Развитие творческой активности

Творческая мастерская

34

30.05

Художественно-творческие проекты.

Подведение итогов работы за год

Развитие речи

Творческая мастерская.

Художественный совет

VII. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся

Формы организации образовательного процесса. Формы, средства и методы контроля.

Единицей учебного процесса является урок. При планировании уроков предусмотрены:  

- индивидуальные формы организации образовательного процесса;

- фронтальные формы: беседа; все формы учебного диалога; работа в группах

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся:

Средства контроля.

 Оценке подлежат как объём, системность знаний, так и уровень развития интеллекта, навыков, умений, компетенций, характеризующие учебные достижения ученика в учебной деятельности. Текущий контроль успеваемости - это систематическая проверка знаний учащихся, проводимая учителем на текущих занятиях в соответствии с учебной программой. Тематический контроль - это выявление и оценка знаний, умений, навыков учащихся, усвоенных ими после изучения логически завершённой части учебного материала (темы, подтемы, раздела). Периодический контроль - подразумевает проверку степени усвоения учащимися учебного материала за длительный период времени и проводится три раза в год в виде входного, рубежного и итогового контроля ЗУН учащихся по всем предметам инвариантной части базисного учебного плана. Рабочая программа предусматривает текущий, периодический и итоговый контроль ЗУН.

Методы и формы контроля

А) по способу проверки:

- устный (беседа, контрольные вопросы);

- письменный (письменные контрольные работы, вопросники, тесты);

- практический (творческие задания, зарисовки, эскизы);

Б) по охвату учащихся:

- индивидуальный (раздаточный проверочный материал, задания на карточках,  кроссворды);

- групповой (кроссворды, лото, игры);

- фронтальный (вопросная форма, беседы, вопросники, викторины).

Промежуточную аттестацию запланировано проводить в форме обобщающих уроков. Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических работ.

 контрольных работ - 1.

Нормы оценки знаний, умений и навыков

 оучащихся по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Оценка "5"

учащийся  полностью справляется с поставленной целью урока;

правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;

 верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;

умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4"

учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

Оценка "3"

учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

 допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2"

учащийся допускает грубые ошибки в ответе;

не справляется с поставленной целью урока;

Оценка "1"

       учащийся обнаруживает полное незнание

  1. Перечень учебно-методического обеспечения

   Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека.  7-8 классы учебник для общеобразовательных учреждений/ А.С. питерских,

   Г.Е.  Гуров; под ред. Б.Н. Неменского.- М.: Просвещение, 2011

   Неменский Б. М., Неменская, Л. А., Коротеева, Е. И. [и др.]. Изобразительное искусство. 7 класс: методическое пособие / под ред. Б. М.   Неменского. – М.:, 2012.

   Неменский, Б. М., Горяева, Н. А., Неменская, Л. А. [и др.]. Изобразительное искусство. Рабочие программы 5-8 классы / под ред. Б. М.  Неменского. – М.: Просвещение, 2011.

   Кашенкова И.Э., Олесина Е.П.; под редакцией Ковалевой Е.С., Логиновой О.Б. Изобразительное искусство. Планируемые результаты. Система заданий. 5-8 классы. М.: Просвещение, 2013.

 Перечень цифровых образовательных ресурсов

 Комплекс уроков по ИЗО 7 класс

 Комплекс дополнительных уроков по ИЗО

 www.IZOCD/ru

Электронные издания

журнал Наука и жизнь

Журнал Кругосвет

Коллекции

Архитектура Новгорода

Из фонда редкой книги Отдела книжного фонда Государственного исторического     музея

Из фондов Государственной публичной исторической библиотеки

История Российского государства в 12-19 вв в Музеях Московского Кремля

История русского костюма

Культурное наследие. XVIII век

Материалы Государственного исторического музея

Персонажи, сюжеты, эмблемы, символы и исторические реалии в западноевропейском искусстве

Произведения искусства из собрания Государственного Русского музея

Произведения искусства из собрания Государственной Третьяковской галереи

Произведения искусства из собрания Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника

Произведения искусства из собрания Саратовского Государственного художественного музея им. А.Н. Радищева

Произведения искусства из фондов Государственного Эрмитажа

Словарь терминов по изобразительному искусству и скульптуре


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  программы «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. Неменского для 1-4 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку и расширенное тематическое планирование...

Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.

Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...