урок для 5 класса "Окно русской избы"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Урок ИЗО для 5 класса с использованием групповой технологии. Работа с ватманом и гофрированным картоном.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okno_izby.docx659.32 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс.

Тема: Народные промыслы России, их истоки и современное развитие. Резьба по дереву.                                                

Цель:1.Образовательная: познакомить с приемами резьбы по дереву в традициях народных промыслов Подмосковья. Учащиеся должны знать, что резьба по дереву - это хранительница древнейших образов русского народного искусства. Понимать условность и образность языка орнамента  .Знать основные мотивы крестьянской резьбы по дереву.

2.Воспитательная: воспитывать у учащихся любовь к русскому народному искусству через понимание его роли в повседневной жизни, через понимание его символов и закономерностей. Патриотическое воспитание на основе введения краеведческого материала.

3.Развивающая: формировать навыки коллективной работы, умение составлять композицию, помочь учащимся осознать свои творческие возможности. Уметь выявлять в произведениях  декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство формы и декора; уметь выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традициях народного искусства; создавать эскиз в традициях русских мастеров.

Тип урока: коллективная работа.

Технология : групповая

Оформление доски (зрительный ряд):

- подборка фотографий по оформлению окон русской народной избы в старой исторической части г.Подольска;

-чертеж окна с наличниками на доске;

-основные понятия и термины урока (резьба по дереву, домовая резьба, глухая и пропильная резьба, абрамцево-кудринская резьба, богородская резьба)

-образцы работ.

ТСО: видеофильм «Русская народная резьба 19-20в.» (фрагмент).

Виды деятельности: конструктивная и декоративная.

изготовить декорацию для школьного спектакля - окно русской избы.

1.Организационный момент

УЧЕНИКИ  : При входе в класс вытягивают квадраты разного цвета и садятся за соответствующие столы.

УЧИТЕЛЬ. наша цель - сделать одну из декораций к школьному новогоднему празднику – оформить окно русской избы. Работа одна, выполнять ее мы будем все вместе, поэтому наш сегодняшний девиз - : «один за всех, и все за одного!» Я разделила вас на 5 групп .2гр. будут выполнять боковые наличники, 1 – верхние и 1 – нижние.5группа(2 человека) будут делать фон для работы: красить стену дома вокруг будущего окна. Достаньте карандаш, стерку, дневник .Необходимые для работы материалы лежат перед вами.

2.Актуализация опорных знаний.

Окна считались особым местом в русской избе. Почему?

УЧЕНИКИ : -Это глаза дома, его связь с внешним миром.

УЧИТЕЛЬ: -Давайте рассмотрим окна домов исторической части г. Подольска (фотографии окон были заранее сделаны учениками и загружены в компьютер для проецирования).

   УЧЕНИКИ : -Наличники дома оформлялись особенно пышно .Верхнюю часть украшали солярные знаки, птицы, по бокам они переходили в растительный узор , символы земли, а нижнюю часть украшали символы подземного мира.

УЧИТЕЛЬ: - Красивые наличники берегли как реликвию и переносили из старого дома в новый, благодаря чему до нашего времени сохранились шедевры деревянного зодчества. Посмотрите на доску: какой тип орнамента вы здесь видите?

УЧЕНИКИ: бывает орнамент сетчатый, ленточный и замкнутый, здесь –замкнутый.

УЧИТЕЛЬ: -  С помощью каких материалов, приготовленных к уроку можно изобразить резьбу по дереву?

УЧЕНИКИ вспоминают технологию работы с гофрокартоном.

3.Формирование новых знаний.

УЧИТЕЛЬ: обратите внимание на резьбу - она бывает глухой и пропильной. Глухая резьба рельефная, долбленая, а пропильная прорезается насквозь, она характерна для современного стиля оформления деревянного жилища   (взгляните на пособие на доске).

ДОКЛАД УЧЕНИКА: «Рядом с Сергиевым посадом под Москвой есть станция Абрамцево, там находится один из современных центров резьбы по дереву, а основателем первого кружка и артели был С.И. Мамонтов в1870 году. Он обладал чутьем на таланты ,в  Абрамцево  собирались и работали  Репин, Васнецов, Серов , Врубель, Левитан. На доске вы видите  изделия абрамцево-кудринских мастеров.

УЧИТЕЛЬ: - А теперь для закрепления материала посмотрим фрагмент фильма о русской народной резьбе .

4.Продолжение формирования новых знаний , практическая работа.

Бригада № 1-приступите к раскрашиванию ватмана в цвет стены деревенского деревянного дома.

Бригады № 2,3,4,5 – 2 человека из каждой бригады начните вырезать полоски из гофрированного картона.

Чтобы окно получилось красивым, нужно знать его размеры и  сделать боковые наличники одинаковыми, для этого нужно выбрать единицу измерения из того что лежит перед вами.(карандаш, стерка, листы бумаги , ножницы…)

УЧЕНИКИ: край альбомного  листа.

УЧИТЕЛЬ: давайте за единицу измерения примем  короткую сторону  листа,  и чтобы боковые наличники вышли одного размера, получим квадрат. Он будет нашей основой для дальнейших построений.

УЧЕНИКИ : вырезают базовые детали.

УЧИТЕЛЬ:  представляет чертеж на доске.

На наличниках должен повториться не только размер, но и узор (обращается к наглядному материалу), а для этого мы будем его не рисовать, а складывать.

У нас получился один из самых древних символов народного искусства- ромб, что он означает?

УЧЕНИКИ: дождь, распаханную землю

УЧИТЕЛЬ: БРИГАДА №4-приклеивайте полоски к диагоналям. У вас самая узкая часть окна, не забудьте украсить ее символами подземного мира, можете добавить понизи.

Бригада№3- у вас верхняя часть наличников, не забудьте про рисунок птицы или солярного знака.

БРИГАДА № 1,2-давайте превратим резьбу на квадратах №1 и 3 в пропильную.  Не выбрасывайте обрезки, они могут пригодиться.

Чтобы вырезы у вас получились симметричные, образуйте временные пары для работы.

5.анализ работ:

Отдельные квадраты собираются (приклеиваются) в коллективную работу.

Оценивается качество работы и взаимопомощь в команде. Учитель задает вопрос: -сработал ли наш сегодняшний девиз? Удалось ли нам помочь начальным классам (выполнена ли цель урока?) Что нового вы узнали сегодня ,какие виды резьбы изучили?

УЧЕНИКИ: ставят себе оценку в дневник и учитель расписывается.

6.Задание: сбор материала по теме  «Гжель» (опережающее задание). Записывают в дневник.

C:\Documents and Settings\валера\Мои документы\Мои рисунки\фотогрант\фотогрант 012.jpg

C:\Documents and Settings\валера\Мои документы\Мои рисунки\фотогрант\фотогрант 008.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Мир русской избы"

Урок "Мир русской избы" можно провести в 6-7 классах на уроках истории,изучая историю родного края,а также,слегка изменив,можно использовать для проведения внеклассного мероприятия...

Урок "Понятие интерьера. Знакомство с русским искусством. Убранство русской избы

Конспект урока  ОО "Технология" для учащихся 5 класса раздел "Русский быт" (на данном занятии учащиеся знакомятся с историей  русской избы, ее убранством; понятиями - интерьер,  д...

Музейный урок: " Русская изба"

Музейный урок "Русская изба" 5 класс...

Темы экскурсий-уроков по музейной экспозиции «Русская изба»

Краткие темы экскурсий-уроков в музее "Русская изба"...

Темы экскурсий-уроков по музейной экспозиции музея СЮТур "Русская изба"

Здесь дано карткое пописание тем, проводимых на экскурсиях-уроках в музее СЮТур "Русская изба"...

Урок по ИЗО на тему "Культура Руси! Интерьер русской избы"

Предназначен для 5 класса: конспект и презентация....

Музейный урок "Убранство русской избы"

Данный музейный урок разработан согласно плану в рамках недели «Музей и дети» проходившей в МБОУ "СОШ №40". Музейный урок «Убранство русской избы» предлагает учащимся школы интересное мероприятие, про...