ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК «ЖАНРЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

 Интегрированный урок ИЗО  и музыки в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok._izo_i_muzyka.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ средняя общеобразовательная школа с Айлино

Изобразительное искусство и музыка

6 класс

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

ТЕМА: «ЖАНРЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ»

                                                                                                      Подготовили:

                                                                                                      учитель изо и мхк

                                                                                              Котягина Т.Г.,

                                                                                                учитель музыки

                                                                                            Донкова Е.П.

               

2008-09 уч. г.

Тема: «Жанры в изобразительном искусстве».

Цели и задачи: Формирование знаний жанров в изобразительном искусстве, о поэтическом претворении реальности во всех жанрах в разные эпохи.

Формирование умений отличить произведения искусства разных жанров.

Формирование навыков соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.

Оборудование урока.

Зрительный ряд: К Брюллов «Автопортрет», К.Петров – Водкин «Розовый натюрморт. Ветка яблони», И.Грабарь «Февральская лазурь», В.Перов «Приезд гувернантки в купеческий дом», В. Суриков «Боярыня Морозова»

Музыкальный ряд: Свиридов Г.В. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина  «Метель» («Пастораль»)

Литературный ряд: Отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

ТСО: компьютер.

 Ход урока.

  1. Организационный момент.                                                                                                                                                                                                                                
  2. Тема и задача урока.
  3. Представление помощников (учитель музыки, в роли искусствоведов ученицы 8 класса)
  4. Беседа.

  Учитель изо. 

  В. Ребята, вы уже знакомы с видами изобразительного искусства. Назовите их.  (О. Живопись, графика, скульптура, архитектура и декоративно – прикладное искусство).

 Сегодня наши искусствоведы еще раз нам напомнят о видах изобразительного искусства.

 (Презентация «Виды изобразительного искусства»)

  В изобразительном искусстве виды подразделяются на жанры. Художники в своих произведениях выделяют отдельные стороны жизни, окружающего мира.

  Запись на доске:

Жанр – это несколько особенных признаков присущих произведениям искусства. (Учащиеся переносят запись в альбом)

Подробнее с жанрами  нас познакомят наши искусствоведы. Им слово.

 (Презентация «Жанры изобразительного искусства»)

     5. Проверочная работа. а) На доске вы видите иллюстрации картин художников. Я называю картину и автора, вы говорите жанр произведения.

 б) Запишите в альбоме жанры изобразительного искусства.

     6. Самостоятельная работа. Искусствоведы раздали вам карточки с таблицей.

Внимательно прочтите задание и выполните его. Готовые работы  подпишите и положите на край парты.

Задание: Заполни таблицу, следуя образцу. Пейзаж может быть в графике и в живописи, ставим знак +, а в скульптуре изобразить пейзаж затруднительно, ставим знак -.

Виды

Жанры

Натюрморт

Портрет

Пейзаж

Анималис-

тический

Бытовой

Исторический

Графика

+

Живопись

+

Скульптура

-

Фамилия Имя__________________________________________________

 

   7. Беседа. 

 Учитель изо:

  Ребята! Оказывается, жанры бывают не только в изобразительном искусстве, но и музыке.  И об этом вам расскажет учитель музыки, Донкова Елена Павловна.

 Учитель музыки:  В литературе, музыке, изобразительном искусстве за время их существования сложились различные виды произведений. В литературе это, например, роман, повесть рассказ; в поэзии – поэма сонет, баллада; в изобразительном искусстве  - пейзаж, портрет, натюрморт; в музыке – опера, симфония.  Род произведений в пределах одного какого-то искусства  называют французским словом  жанр.

  Не все музыкальные жанры возникли в одно время. Опера, например, родилась в Италии в конце XVI века, а симфоническую поэму создал в середине  века XIX Ференц Лист.

   За время своего существования различные жанры сильно изменялись, но все сохранили при этом свои основные признаки. Так, опера это произведение для музыкального театра, которое имеет сюжет, ставится в декорациях и исполняется артистами-певцами и оркестром. Её не спутаешь  с балетом или симфонией. Но ведь и оперы бывают разные: исторические, героические, комические, лирические.

  Учитель изо: «Жанры – это свидетельства богатства и разнообразия содержания искусства, его вариативные возможности в изображении реальности». (Л.А. Неменская   «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека.  6 класс.  Учебник  для  общеобразовательных  учреждений»).

Жанр натюрморта помог нам по-новому увидеть окружающий мир. Вглядываясь в портреты, мы видели, как изменяются образы людей. Рассмотрим теперь, как изменяется картина мира в истории пейзажного жанра.

Что же говорится в учебнике о пейзаже?

  Учащиеся: Пейзаж – это образ природы, в переводе с французского означает «вид местности», с немецкого «ландшафт».

  Природа во все времена глубоко волновала человека, но в искусстве разных эпох она занимала разное место. В древности природу обожествляли, ей поклонялись, а при изображении ее превращали в одушевленные символы. В другие эпохи детали природного мира с разной степенью условности указывали на место действия персонажей.

  В европейском искусстве образ природы обрел самостоятельное значение в 16-17 в.в. и стал очень любимым, широко распространенным. В пейзаже художники увидели возможность воплощения огромного пространства человеческой души, всей гаммы переживаний и духовной сущности человека. (Учебник. Стр. 139-140)

  Учитель изо: Пейзажи разнообразны по сюжету. Их принято называть мотив пейзажа. А это уже напоминает нам о музыке.

  Учитель музыки: Многие великие композиторы создавали прекрасные произведения под впечатлением  природы.  Это и литературные произведения, и произведения живописи.

  Нет так давно, мы с вами познакомились с музыкальными иллюстрациями Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель». Несмотря на то, что эти два великих произведения разделяют почти 150 лет, они очень гармонично дополняют друг друга.

  Здесь  объедены литературное и музыкальное произведения. Я хочу предложить вам создать иллюстрации к  музыке, под названием «Пастораль». Пастораль в переводе с латинского означает пастушеский. Это музыкальное произведение, рисующее сцены безмятежной сельской жизни, картины природы.

(Под музыку Свиридова звучат стихи А.С.Пушкина из романа «Евгений Онегин»)

Только что на проталинах весенних

Показались ранние цветочки,

Как из чудного царства воскового,

Из душистой келейки медовой

Вылетела первая пчелка,

Полетела по ранним цветочкам

О красной весне разведать,

Скоро ль будет гостья дорогая,

Скоро ли луга позеленеют,

Скоро ль у кудрявой у берёзы

Распустятся клейкие листочки,

Зацветет черемуха душистая.

   

   8.  Практическая работа.

  Учитель изо: Мы с Еленой Павловной предлагаем вам выполнить живописный рисунок,  передав свой впечатления от музыки Свиридова «Пастораль» через образы и объединить музыкальный жанр с жанрами изобразительного искусства. ( Звучит музыка)

   

    9.  Подведение итогов урока.

Оценки за самостоятельную работу.

Выставка детских работ. Итоги практической работы.

    10. Ответ к самостоятельной работе.

Задание: Заполни таблицу, следуя образцу. Пейзаж может быть в графике и в живописи, ставим знак +, а в скульптуре изобразить пейзаж затруднительно, ставим знак -.

Виды

Жанры

Натюрморт

Портрет

Пейзаж

Анималис-

тический

Бытовой

Исторический

Графика

+

+

+

+

+

+

Живопись

+

+

+

+

+

+

Скульптура

+

+

-

+

+

+

Фамилия Имя__________________________________________________

 

Задание: Заполни таблицу, следуя образцу. Пейзаж может быть в графике и в живописи, ставим знак +, а в скульптуре изобразить пейзаж затруднительно, ставим знак -.

Виды

Жанры

Натюрморт

Портрет

Пейзаж

Анималис-

тический

Бытовой

Исторический

Графика

+

Живопись

+

Скульптура

-

Фамилия Имя________________________________________________

Задание: Заполни таблицу, следуя образцу. Пейзаж может быть в графике и в живописи, ставим знак +, а в скульптуре изобразить пейзаж затруднительно, ставим знак -.

Виды

Жанры

Натюрморт

Портрет

Пейзаж

Анималис-

тический

Бытовой

Исторический

Графика

+

Живопись

+

Скульптура

-

Фамилия Имя__________________________________________________

Задание: Заполни таблицу, следуя образцу. Пейзаж может быть в графике и в живописи, ставим знак +, а в скульптуре изобразить пейзаж затруднительно, ставим знак -.

Виды

Жанры

Натюрморт

Портрет

Пейзаж

Анималис-

тический

Бытовой

Исторический

Графика

+

Живопись

+

Скульптура

-

Фамилия Имя__________________________________________________

Задание: Заполни таблицу, следуя образцу. Пейзаж может быть в графике и в живописи, ставим знак +, а в скульптуре изобразить пейзаж затруднительно, ставим знак -.

Виды

Жанры

Натюрморт

Портрет

Пейзаж

Анималис-

тический

Бытовой

Исторический

Графика

+

Живопись

+

Скульптура

-

Фамилия Имя__________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства "Я рисую музыку"

Цель: Развивать умение различать характер предложенного музыкального произведения красками, используя особенности цвета и нетрадиционные техники рисования....

Интегрированный урок (музыка, литература, изобразительное искусство) Музыка Норвегии. «Волшебник Эдвард Григ» 4 класс

Урок ориентирован на разнообразные виды творчества учащихся: литературное, музыкальное, художественное....

Интегрированный урок музыка и изобразительное искусство по теме "Пример песни без слов"

Интегрированный урок "Музыка и Изобразительное искусство" по теме: "Пример песни без слов"...

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства по теме «Музыкальный пейзаж».

Данный урок разработан учителями музыки и изобразительного искусства для учащихся 5-х классов, с целью – дать возможность детям прочувствовать, осознать, проявить своё отношение к разным видам и...

Интегрированный урок английский язык + изобразительное искусство «Рождество».

Интегрированные уроки приобретают все большую значимость в учебном процессе.Цель таких уроков в том, чтобы активизировать внимание учащихся, разнообразить познавательную и учебную деятельность, создат...

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства " Образ матери в музыке и в изобразительном искусстве"

Урок проводят:-    учитель ИЗО  Буланая Любовь Михайловна-     учитель музыки   Стаценко Татьяна ИвановнаЦель:-показать, как  музыка и живопись р...